Что является объектом правоотношений по социальному обеспечению. Вопросы для самопроверки. Предмет социального обеспечения

В качестве субъектов данных правоотношений следует рассматривать, как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др.

Обязанные субъекты здесь:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) отдельные организации.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают и граждане, которые обладают таким юридическим статусом, как правосубъектность, который позволяет им быть участниками тех или иных правоотношений. Основным элементом правосубъектности выступает правоспособность, которая в сфере социального обеспечения характеризуется, как юридическое качество, дающее возможность лицу приобрести субъективное право на определенный вид социального обеспечения. Для примера, в качестве одного из элементов правоспособности, можно рассмотреть, право на пенсию.

Так, нормы ФЗ №173-ФЗ, определяют порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона "О трудовых пенсиях", применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.

Субъектами правоотношений по данному виду социального обеспечения являются:

1) граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом №167-ФЗ, при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе;

2) нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173;

3) иностранцы и лица без гражданства. Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Другим примером правоспособности граждан, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, является право на получение различных пособий. Так, ФЗ №81-ФЗ предусматривает различные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:


Первая, хоть и не самая значительная выплата, - денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты - обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней;

Государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название "по беременности и родам". На него могут претендовать работающие гражданки;

Единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей размер выплаты никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах;

Закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с  гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности. Правосубъектность юридического лица, в  отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в  виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в  нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению является то, на что субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты: назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности.

Так, например объектами данных правоотношений может быть пенсия, которая в свою очередь подразделяется на:

Социальную: по достижению старости, по потере кормильца и инвалидности. Данный вид пенсии могут получать только те лица, которые не получают трудовой;

Трудовую. Она назначается, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им преклонного возраста. Чтобы её получить, необходимо заниматься трудовой или иной полезной деятельностью. Она может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают и тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей;

Страховую. Это ежемесячная денежная плата, что компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, который ими получался во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер;

Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

Физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т.е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

Юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т.е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

Обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений - это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо , по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).

В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В.Лушникова и А.М.Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М: Юстицинформ, 2008. С.498-502.) .

«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица» (Там же. С.502.).

Однако с такой позицией трудно согласиться. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности, право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности, Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство как крайне низкие размеры трудовых пенсий, не достигающие величины прожиточного минимума пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.

Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.

Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.

Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребывания и пр.).

Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», которое вызвало их резкое недовольство среди населения, а также критику со стороны специалистов.

Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.

В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.

По мнению М.В.Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя…А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение» (Филиппова М.В. Право социального обеспечения России. Учебник. М: Юристъ, 2006. С.411-412.) .

Однако с такой позицией нельзя согласиться, поскольку законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).

План лекции:

6. Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений

7. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами

Целью данной темы является изучение правоотношений по социальному обеспечению. Понятие, классификация и основные виды правоотношений по социальному обеспечению.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Определить понятие правоотношений по социальному обеспечению.

Рассмотреть классификацию правоотношений по социальному обеспечению.

Определить виды правоотношений по социальному обеспечению.

Раскрыть сущность каждого вида правоотношений по содержанию

1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений об этом.

Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Как известно из курса теории права, всякое правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях предмета данной отрасли права.

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Эти юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступления их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключение здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями, в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому оно не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший, обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

Правоотношения по социальному обеспечению имеет претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его представлению у органа социального обеспечения.

Понятие правоотношения по социальному обеспечению - это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде. Как же следует классифицировать все правоотношения по социальному обеспечению? И какие есть виды этих правоотношений?

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Можно также классифицировать их по формам социального обеспечения;

а) государственное социальное страхование;

б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;

в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Этот вид классификации охватывает и субъективную классификацию по трудовой деятельности (военнослужащие, учащиеся, работники и т.п.).

Первые и вторые виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении основных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуется действия ниже стоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечения.

Основные материальные правоотношения, как верно указывает Е.Е. Мачульская, являются «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

пенсионные;

по выплате пособий, социальных компенсаций;

по представлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:

а) по старости;

б) за выслугу лет или военной службы;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) социальной.

Этим основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и пять видов соответствующих процедурных правоотношений по установлению юридических факторов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и сроком их выплаты следующим образом:

единовременного характера по выплате:

пособия при рождении ребенка;

пособия на погребение;

пособия нуждающемуся работнику на проезд для санитарно-курортного лечения;

пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет женской консультации;

периодические по выплате;

пособия по беременности и родам;

пособия по временной нетрудоспособности;

ежемесячные по выплате;

пособия пострадавшим от радиации;

пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;

ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

пособий по безработице и др., что будет раскрыто подробнее в разделе 7 данной главы.

Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска;

б) по компенсаций за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста;

в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам;

г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЕС и др. подробнее о них см. разделе II. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.

Правоотношения по представлению социальных услуг также классифицируется по видам предоставляемых услуг (см. подробнее раздел 8 данной главы).

Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т.е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность к тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права и социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспосоьны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по таковому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как и любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина вознивает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как тот и другое зависит от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санитарно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан - субъектов по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории КР, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане КР, на основании или закона или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на производстве КР, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектами с одной стороны гражданина, а по некоторым видам - семью. Так, в правоотношений по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья.

В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и представить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной зашиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону КР и в процедурных и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же - пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ГКНБ соответственно).

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (или иные) органы социальной зашиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице);органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находится детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, СБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санитарно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечение соответствии с главным образам коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающие факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными, правоохранительными, правовосстановительными органами.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Объектом правоотношения по социальному обеспечению являются конкретные социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получение какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все субъекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получения. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношениях. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной не трудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно раскрыт и изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуг соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения, т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Уже в процедурных правоотношениях исследуется, существует или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь основанием этого.

Из общей теории права известно, что юридические факты - это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.

Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действие субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Юридические факты, как нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению. Профессор В.С. Андреев, являющийся основоположником научного обоснования данной отрасли и автором первого учебника в нашей стране по праву социального обеспечения, все юридические факты по социальному обеспечению разделил по их значению в возникновении конкретного права на определенный вид социального обеспечения и в правоотношении о его реализации при сложном их составе на собственно юридический факт (который мы называем основным, определяющим вид права и соответствующий ему вид правоотношения) и на другие юридические значимые факты, когда они требуются в юридических составах для пенсионного обеспечения. Мы, как указывалось, предпочитаем основной, определяющий юридический факт так и его называть, а не собственно юридическим фактом. Так, в обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а третьем - правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом - правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца - пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Есть или нет соответствующего юридического факта или всех фактов в сложном их составе данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг.

Пенсионное правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом возникновения.

4. Соотношение правоотношений и норм права социального обеспечения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению

Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению самое прямое, так как никакие правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют лишь в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения. Такова их прямая связь. Нормы права социального обеспечения являются определенным эталоном поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению, поскольку именно они определяют права и обязанности субъектов , т.е. само содержание данного правоотношения. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами права социального обеспечения. Эта их юридическая связь не договорная, как, например, в трудовых правоотношениях, а прямо предусмотренная и урегулированная нормами права социального обеспечения.

Указанные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в некоторых случаях дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений о нем прямо предусмотрено в законодательстве.

Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санитарно-курортное обслуживание всех граждан КР.

Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в Конституции КР и являющееся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, существуя в рамках правоотношений граждан с государством (по конституционному праву), реализуется в правоотношениях граждан с медицинскими органами.

Реализация каждого вида права граждан на социальное обеспечение осуществляется путем свободного волеизъявления на это гражданина, обращающегося в соответствующий орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. При этом, как верно отмечал профессор М.А. Гурвич, весь смысл субъективного права на собственное волеизъявление заключается в том, что при его проявлении наступает правовой результат для другого обязанного лица (в наших правоотношениях - органа), «связанного» этой обязанностью независимо от его воли.

Правомочие на реализацию соответствующего права по конкретному виду социального обеспечения в правоотношении, как правило, длится не постоянно (исключение - по пенсии по старости), а в течение определенного законом срока. Так, инвалид II группы, не прошедший очередной по закону медицинский осмотр в медико-социальной комисии, теряет правомочие на пенсию по инвалидности, а его пенсионное правоотношение может прекратиться (если ему не установлена II группа по жизненно).

Субъективные же права и обязанности субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как ранее указывалось, составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они возникают и с ним же прекращается.

Таким образом, содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в правоотношениях по спорам еще и нормами процессуально-административного или гражданско-процессуального права.

Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации - у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права и обязанности в этой юридической связи.

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления права его на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта - соответствующего органа - провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

5. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект и содержание

Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

6. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами

Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами - это урегулированное нормами права социально-обеспечительного характера отношения граждан и семей, имеющих детей, с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации и изъявившие желание это право реализовать, обязаны предоставить соответствующие документы, доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, обязан его в определенном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам - документально обеспечить пользование ими.

8. Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде

Правоотношения по обеспечению социальными услугами: представляет собой установленную в законе - деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящим от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность, и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать).

9. Понятие и виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

Процедурное правоотношение по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).

10. Понятие и виды процессуальных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения

Процессуальным правоотношениями по социальному обеспечению называются урегулированные нормами гражданско-процессуального или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами по вопросу социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Что такое правоотношения по социальному обеспечению?

2. Как можно классифицировать правоотношения в области социального обеспечения?

З. Какие виды правоотношений по социальному обеспечению вы можете назвать?

4. В чем заключаются особенности юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих правоотношения по социальному обеспечению?

5. Кто может быть субъектом правоотношений по социальному обеспечению?

6. Из каких элементов складывается правосубъектность физических лиц?

7. С какого возраста возникает общая и спёциальная правоспособность физических лиц в сфере социального обеспечения?

8. Когда возникает дееспособность физических лиц в сфере социального обеспечения?

9. Что такое объект правоотношения? Сформулируйте определения пенсии, пособия и услуги.

10. Что понимают под содержанием материальных и процедурных и процессуальных правоотношений?

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

Во-вторых источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера. Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:

(по старости;

(по инвалидности;

(по случаю потери кормильца;

(за выслугу лет.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка:

(пособия по временной нетрудоспособности;

(пособия по беременности и родам;

(пособия по безработице.

Другие - с целью социальной поддержки:

(единовременное пособие при рождении ребёнка;

(ежемесячное пособие на ребёнка;

(единовременное пособие на погребение и др.

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками.

В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

(единовременные;

(ежемесячные;

(периодические.

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

(неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;

(работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

(лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

(пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е на возмездно-неэквивалентной основе.

Виды услуг могут быть самыми разными:

1) Полезные действия:

(медицинское обслуживание и лечение;

(экспертиза временной нетрудоспособности;

(установление причин и группы инвалидности;

(социальное обслуживание на дому и др.

2) Натуральное содержание:

(детей в детских дошкольных учреждениях;

(престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;

(лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.

1 2 4 7 8 9

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

7). Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

8). Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

Периодичность выплаты;

Выплата из ПФР или федерального бюджета;

Учет трудового вклада граждан и социального фактора;

Назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;

Государственно-правовой характер;

Выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;

Соизмеримость ее размера с размером заработка;

Главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

а) совершать определенные действия;

б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;

в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

2). К элементам правоотношений относятся субъекты, объекты и содержание урегулированного нормами права общественного отношения.
Субъекты материальных правоотношений по социальному обеспечению - это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.
К числу граждан относятся лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, работники определенных профессий, временно нетрудоспособные, родители с детьми, безработные, женщины- работницы, ушедшие в отпуск по беременности и родам, вынужденные переселенцы и беженцы, другие лица, имеющие право на социальное обеспечение. Следует отметить, что в одном случае в правоотношении выступает коллективный субъект - семья, потерявшая кормильца и имеющая право на пенсионное обеспечение по этому поводу.
В качестве государственных органов-субъектов правоотношений по социальному обеспечению выступают органы социальной защиты населения, образования, государственной службы занятости, пенсионные службы Министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, органы юстиции, суды.
Кроме государственных органов, субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются работодатели, которые предоставляют работникам социальную помощь на основании локальных нормативных актов.
Объектом данных правоотношений является определенное материальное благо, по поводу которого они возникают.
В каждом конкретном случае - это определенный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).
Пенсия как объект правоотношения по социальному обеспечению обладает рядом отличительных особенностей. Согласно определению В. С. Андреева, пенсия от других социальных выплат отличается тремя признаками.
Во-первых, это платежи по старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо освобождается от обязанности трудиться или не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на свое содержание, имеющий алиментарное назначение.
Во-вторых, платеж этот осуществляется из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии.
В-третьих, это платеж за прошлую службу или иную деятельность.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от принципа всеобщности труда. Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение и предоставляет право на государственную пенсию, которая устанавливается законом.
Пенсии являются родовым объектом правоотношений по социальному обеспечению. Объектами видовых пенсионных правоотношений признаются, во-первых, трудовые (страховые) пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; во-вторых, социальные пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Пособия назначаются с целью краткосрочного замещения утраченного по уважительной причине заработка либо с целью социальной поддержки. Следовательно, в отличие от пенсии продолжительность выплаты пособий ограничена заранее известным сроком. Поэтому в зависимости от сроков выплаты пособия делятся на единовременные (например, при рождении ребенка), ежемесячные (например, ежемесячное пособие по безработице) и периодические (например, пособие по временной нетрудоспособности).
Следующий объект правоотношений по социальному обеспечению - компенсационные выплаты.
Они могут служить основным источником средств существования (например, компенсационные выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым или инвалидом I группы) либо назначаться в качестве дополнительной социальной помощи (например, пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары).
Услуги в области социального обеспечения также являются объектом рассматриваемых правоотношений. Виды услуг подразделяются на полезные действия (медобслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление причины и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и др.) и натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства, - в домах ночного пребывания; безнадзорных подростков - в детских приемниках- распределителях и др.).
Содержание материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в субъективных правах гражданина на пенсионное или иные виды социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и в соответствующих этим правам обязанностях надлежащих государственных органов предоставить эти права.
Содержанием процедурных социально-обеспечительных отношений являются субъективные права гражданина на установление тех юридических фактов, которые необходимы для возникновения права на конкретный вид социального обеспечения и соответствующая этому праву обязанность государственного права или об отказе в этом (например, обращение за назначением пенсии).
Субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая обязанность юрисдикционного органа рассмотреть существо спора и принять решение составляют содержание процессуального правоотношения (например, спора по вопросам назначения и выплаты пенсии).

4).Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12



Просмотров