А также лица без гражданства. Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление. Получение вида на жительство

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -



1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -


влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.


2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -


влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.


3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -


влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.


3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -



4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -


влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.


5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -


влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.


Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.




Комментарии к ст. 18.8 КОАП РФ


1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.

2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп.).

3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

5. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.

6. В гл. V Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).

7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.

Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

9. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

10. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

11. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

12. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Точное количество лиц без гражданства или апатридов в мире неизвестно. По примерным оценкам ООН, гражданство не имеют свыше 15 млн человек - это население одной небольшой страны или крупного региона такой державы, как Россия. Проблема отсутствия гражданства серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Люди, у которых отсутствует гражданская принадлежность к какому-либо государству не могут обратиться в поликлинику, поступить в университет, вступить в брак, устроиться на работу или просто отправиться в путешествие. Не получится открыть счет в банке либо оформить пенсию. Дети таких лиц тоже становятся апатридами, а это значит, что они не будут ходить в детские сады и школы, получать необходимую медицинскую помощь. Почему? У апатридов нет паспорта, а значит большинство прав, которыми пользуются граждане, им не доступны.

Так ли все страшно? Как на эту проблему смотрят в России и как ее решают в нашей стране?

Причины потери гражданства

Основными причинами потери гражданства можно назвать следующие:

  1. Рождение от родителей-апатридов . В ряде стран закреплено право автоматического получения гражданства по праву земли, это преимущественно государства американских континентов (США, Канада, Бразилия, Мексика), но Россия к их числу не относится.
  2. Лишение гражданства при предоставлении ложных сведений или бумаг на этапе вступления в гражданство. Чаще всего это разоблачение фиктивного брака, который признается ничтожным и все последующие после брака операции и приобретенные статусы аннулируются.
  3. Добровольный выход из гражданства . К примеру, для получения гражданства в другой стране нужно . На промежуточном этапе такой человек является временным апатридом. Но если он отказался от старого статуса и не получил нового, то становится лицом без гражданства. Законодательство России не допускает потери гражданства человеком и препятствует добровольному отказу от него без гарантий того, что это лицо перейдет в гражданство другого государства. Это в общем-то и прописано в Конвенции 1954 года, направленной на уменьшение в мире числа неграждан.
  4. Стать лицом без гражданства можно после ликвидации государства. Если страна завоевана, подвергнута разделу, деколонизирована либо приобрела независимость, распалась, вошла в состав другой державы, то ее граждане лишаются гражданства. К примеру, СССР, распавшийся в 1991 году. У некоторых граждан бывшего Советского Союза и сейчас нет паспорта и они имеет статус апатридов.
  5. Намеренное исключение из гражданства по религиозным, политическим или этническим признакам. Допускается в ряде стран. В России выход из гражданства возможен только на добровольной основе, кроме редких ситуаций, когда человека лишают гражданства по указу Президента.
  6. Сознательное нежелание принимать гражданство.

Иностранцы и апатриды

В 1954 году принята Конвенция, в которой рассматриваются такие положения, как недопустимость дискриминации апатридов по расовому или религиозному признаку, стране рождения. Лица без гражданства вправе исповедовать любую религию и при желании давать своим детям религиозное воспитание. И хотя в Конвенции не дается каких-то конкретных способов или методов определения статуса апатрида или признания гражданина лицом без гражданства, во многих государствах с этой целью были разработаны собственные административные процедуры.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства зачастую отожествляют, но это не совсем верно. В отличие от иностранца, который пребывает под защитой стазу двух государств: страны, выдавшей ему паспорт, и страны местопребывания, апатрид всегда находится под юрисдикцией последней.

Правовой статус лиц без гражданства — апатридов

Иностранные граждане имеют гражданство другого государства и документальное подтверждение этого факта (например, паспорт). У апатридов нет доказательств принадлежности к какому-либо государству. Обычно эти две категории лиц объединяют под одним общим понятием - «иностранцы». Разница в правовом статуса этих людей заключается в том, что иностранцы находятся под защитой своего государства, для апатридов покровителем в этом случае выступает Россия. Но относительно объема прав и обязанностей в РФ эти две категории лиц обладают одинаковыми статусами.

Иностранцы и апатриды обладают всеми правами и несут все обязанности (кроме законодательно установленных исключений), что и россияне. Сюда не относятся политические права, которые по своему характеру могут иметь только граждане. Апатриды не могут участвовать в выборах и проходить военную службу, занимать определенные должности, к примеру, управлять самолетом или морским судном, участвовать в политических партиях и объединениях. Для этой категории населения (как и для иностранцев) ограничен доступ на некоторые зоны без спецразрешения:

Обязанности апатридов

Апатриды наравне с россиянами несут и обязанности. Они обязаны уважительно относится к Конституции РФ, платить налоги, соблюдать законы, внимательно относится к природным богатствам. За совершение преступлений апатриды несут такую же ответственность, как и граждане РФ.

В определенном плане апатрид находится в очень уязвимой ситуации, создающей условия для его дискриминации. Но несмотря на сложность положения лицо без гражданства должно соблюдать законы страны постоянного проживания. При нарушении законодательства РФ к апатриду могут быть применены крайние меры - с ограничением на въезд в страну до 5 лет.

Социальные аспекты

Хотя у апатридов есть все права человека, но нет основных привилегий, которые доступны россиянам. Ведь понятно, чтобы реализовать свои права в полном объеме апатрид должен иметь документы и урегулировать вопрос своего правого положения. В этом плане лучше всего обстоят дела с медицинским полисом. С 2012 года по ходатайству социальной защиты человек без гражданства, даже не имеющий документов, может получить полис медстрахования и бесплатную медицинскую помощь.

Сложнее обстоит вопрос с трудоустройством. Трудовой кодекс обязует работодателя принимать на работу лиц, которые имеют определенный набор документов. Если их нет, работать можно только нелегально, на официальное трудоустройство здесь рассчитывать не приходится.

Легализация апатрида в России

Теоретически апатрид может учиться, работать в России, пользоваться бесплатными медицинскими услугами. Но в той же поликлинике врач не сможет принять такого человека, если у него нет документов и страхового полиса. На работу не примут без пенсионного свидетельства. Ребенка не возьмут в садик или школу без свидетельства о рождении. Как получить все необходимые документы?

Если рассматривать конечную цель легализации апатрида - получение гражданства, то придется пройти несколько этапов. По законам РФ иностранец или апатрид может получить российский паспорт в упрощенном порядке, если является носителем русского языка, в свое время окончил советский или российских вуз, имел гражданство СССР.

Документы апатрида

У апатрида отсутствуют все документы, подтверждающие его личность: паспорт РФ, свидетельство о рождении и прочее.

В качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства могут выступать:

  1. Документ, выданный в государстве, где раньше проживал апатрид;
  2. Любые другие официально признанные в России документы. Здесь в том числе имеется в виду certificat d`apatrid, о котором упоминается в Конвенции от 1954 года.

Установление личности

На первоначальном этапе легализации апатрид должен подтвердить свою личность. По вопросу установления личности лица без гражданства обращаются в ФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД) с заявлением (на рис. справа). В нем указываются персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, цель визита, обстоятельства и дата приезда. Вместе с заявлением передаются подлинники всех имеющихся документов: недействительный паспорт, диплом, аттестат, справка о смене фамилии, свидетельство о заключении (расторжении) брака, пенсионное удостоверение, студенческий билет, водительское удостоверение - любые бумаги, содержащие персональные данные апатрида. Кроме этого обязательно понадобятся:

  • Свидетельство о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно восстановить, сделав запрос о выдаче дубликата в загс по месту рождения);
  • Паспорта родителей (если их личная явка невозможны, предоставляются нотариально заверенные копии их паспортов);
  • Справка о регистрации (листки убытия или архивные справки, если в настоящий момент апатрид не имеет регистрации в РФ);
  • Подробная автобиография;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

После приема заявления выдается соответствующая справка с описью приложенных бумаг. Сотрудники ФМС могут:

  1. потребовать предоставления в письменной форме разного рода данных, необходимых для установления личности апатрида;
  2. провести проверку предоставленных данных;
  3. опрашивать лиц, указанных апатридом в качестве свидетелей, способных подтвердить его личность, проводить опознания;
  4. использовать дактилоскопическую информацию.

На процедуру нужно явиться лично, желательно с двумя свидетелями - гражданами РФ, которые смогут подтвердить личность апатрида. Свидетельские показания оформляются в виде протокола. По результатам проверки составляется заключение (см. справа) о личности апатрида и выдается справка с фотографией - этот документ и станет временным паспортом лица без гражданства. Срок такой проверки по закону не может превышать 3 месяца.

РВП и ВНЖ

Имея на руках временное удостоверение, ападрид может приступить к получению другой документации, которая урегулируют его статус. Для законного нахождения в России негражданину требуется РВП или ВНЖ. На их основании апатрид может выехать из страны и вернуться обратно, оформить страховой полис и лечиться в поликлинике, отправить ребенка в школу, устроиться на работу, то есть уже в полной мере пользоваться теми льготами и правами, которые есть у россиян.

РВП - представляет собой специальную отметку в паспорте (для иностранцев) или отдельный документ (для апатридов), ВНЖ выдает миграционная служба. Однако на получение РВП установлены квоты, которые ежегодно утверждаются правительством. Например, на 2019 год общий размер квот составляет 83 480 штук. Это означает, что только такое количество человек сможет получить РВП. При этом квоты рассчитаны не только на апатридов, но и на иностранцев.

Можно стать обладателем РВП и без получения квоты, но должны выполнятся определенные условия:

Для получения разрешения на проживание апатрид должен обратиться в ФМС с заявлением о выдаче РВП ЛБГ (лицу без гражданства) и пройти стандартную процедуру его оформления. РВП выдается на 1 год. Затем оформляется ВНЖ на 5 лет.

Трудоустройство

После оформления РВП, кроме возможности легального нахождения в РФ, апатрид также получает право на свободное трудоустройство без необходимости получения или . Работодатель в этом плане не должен получать разрешение на привлечение иностранцев, что упрощает прием на работу апатридов.

Есть один неприятный нюанс: имеется «привязка» к субъекту России, где апатрид получил РВП. Это создает серьезные ограничения и сложности. Например, получив РВП в Московской области нельзя работать в Москве и наоборот, так как невзирая на отсутствие реальных границ между столицей и областью, они считаются разными субъектами. Так что перед оформлением РВП желательно определиться с местом трудоустройства , переехать в другой регион России будет уже нельзя.

Бондарев Сергей Петрович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: +79184661111)

Особенности квалификации фиктивных регистрации и постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы применения ст. 3222 и 3223 Уголовного кодекса РФ. Формулируются рекомендации по их квалификации и разграничению. Вносятся предложения по отграничению данных деяний от преступлений, предусмотренных ст. 3221 Уголовного кодекса РФ, и должностных преступлений.

Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, состав преступления, фиктивная регистрация, незаконная миграция, иностранные граждане.

S.P. Bondarev, Lecturer of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184661111.

Features qualification and registration of fictitious registration of foreign citizen or person without citizenship in a residence or in a stay place in a residential area in the Russian Federation

The article considers the problems of applying article 3222, and 3223 of the Criminal code of the Russian Federation. Suggests recommendations on their qualifications and the distinction between them, as well as crimes provided for article 3221 of the Criminal code of the Russian Federation, and official misconduct.

Key words: crime, criminal liability, corpus delicti, fictitious registration, illegal migration, foreign citizens.

Появление в российском уголовном законодательстве предписаний об ответственности за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3222 УК РФ) и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3223 УК РФ) непременно порождает вопросы о правильной квалификации данных преступлений, их разграничении с иными общественно опасными деяниями.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на критерии, позволяющие разграничить обозначенные общественно опасные деяния

между собой. Как показывает сопоставительный анализ составов данных преступлений, они различаются признаками объективной стороны. Во-первых, в ст. 3223 УК РФ указывается на постановку на учет только иностранных граждан и лиц без гражданства, а в ст. 3222 УК РФ закон называет как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации. Во-вторых, в ст. 3222 УК РФ ответственность предусмотрена за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в РФ, а в ст. 3223 УК РФ -за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. То есть разница состоит в вопросе регистрации в связи с проживанием либо пребыванием лица.

Ввиду того, что преступления, состоящие в фиктивной регистрации и постановке на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, непременно связаны с их въездом в Россий-

ской Федерацию, закономерно возникает вопрос о разграничении исследуемых преступлений с деянием, запрещенным ст. 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции». И если проблем с квалификацией фактов организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства или их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, как правило, не возникает, поскольку соответствующие нормы будут применяться по совокупности, то с уголовно-правовой оценкой незаконного пребывания в Российской Федерации указанных лиц могут возникать определенные сложности.

Как отмечается в юридической литературе, «незаконное пребывание выражается в нахождении на территории России без документов на право жительства, проживании по недействительным документам, несоблюдении установленного порядка регистрации, уклонении от выезда по истечении определенного срока пребывания» . Вполне очевидно, что фиктивная регистрация или фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства есть не что иное, как организация незаконного пребывания обозначенных лиц на территории Российской Федерации.

Конечно же, понятие организации незаконного пребывания в Российской Федерации несколько шире по смысловому содержанию в сравнении с деяниями, описанными в ст. 3222 и 3223 УК РФ. Тем не менее, последние представляют собой частный случай организации незаконного пребывания. И содеянное в таком случае может одновременно охватываться двумя нормами уголовного закона. Однако не возникает сомнений в том, что в подобных ситуациях применение по совокупности ст. 3221 УК РФ и ст. 3222 или 3223 УК РФ будет являться нарушением принципа справедливости.

В связи с этим следует констатировать, что уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст. 3221 УК РФ и ст. 3222, 3223 УК РФ, могут находиться в отношениях конкуренции. В соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. В изложенной ситуации специальными нормами необходимо признать

положения, закрепленные в ст. 3222 и 3223 УК РФ, т.к. в них детальнее описывается преступление, указывается на одну из возможных разновидностей организации незаконного пребывания в Российской Федерации.

Анализ материалов правоприменительной практики по ст. 3222 и 3223 УК РФ показывает, что на практике имеют место квалификационные ситуации, при которых возникают проблемы уголовно-правовой оценки действий должностных лиц миграционного учета, связанных с фиктивной регистрацией или фиктивной постановкой на учет. Дело в том, что в текстах диспозиций ст. 3222 и 3223 УК РФ отсутствует прямое указание на признаки субъектов данных преступлений, что зачастую и определяет трудности в правильном их установлении.

Обращение к теоретическим источникам по поводу признаков субъектов составов преступлений, регламентированных ст. 3222 и 3223 УК РФ, демонстрирует следующие результаты. Так, С.В. Борисов утверждает, что, наряду с собственниками жилых помещений, «уголовную ответственность по ст. 3222 УК РФ несет и служащий ФМС, поставивший на учет (зарегистрировавший) гражданина Российской Федерации по месту пребывания (месту жительства), а равно иностранного гражданина или лицо без гражданства - по месту жительства на основе представленных заведомо недостоверных сведений или документов» .

В свою очередь, И.А. Петрова указывает, что за преступления, предусмотренные ст. 3222 и 3223 УК РФ, ответственность должны нести только должностные лица органов миграционного учета. По мнению данного автора, обоснованием этому служит то, что «регистрация - это фиксация органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина и о его нахождении в данном месте пребывания. То есть действие под названием "регистрация" осуществляет "орган регистрационного учета""» . Вместе с тем, И.А. Петрова отмечает, что «во всех изученных нами уголовных делах к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства были привлечены собственники жилых помещений» .

Логика подобных рассуждений представляется оправданной, поскольку термины «регистрация», «постановка на учет», действитель-

но, в первую очередь, воспринимаются как акты поведения должностных лиц органов миграционного учета. Вместе с тем, признавая довольно неудачные в этой части нормативные формулировки, закрепленные в ст. 3222 и 3223 УК РФ, считаем, что действия должностных лиц органов миграционного учета не могут быть квалифицированы по рассматриваемым уголовно-правовым нормам.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что объектом преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, не признаются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормальной деятельности органов государственной и муниципальной власти. В судебной практике подчеркивается, что объектом данного преступления является установленный порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции . Преступления, закрепленные ст. 3222 и 3223 УК РФ, в силу их расположения в гл. 32 УК РФ посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормальной управленческой деятельности властных структур и их должностных лиц.

Именно поэтому в качестве субъектов составов преступлений, регламентированных ст. 3222 и 3223 УК РФ, фигурируют преимущественно собственники жилых помещений, которые осуществляют действия, влекущие фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет. Так, П.М., являющаяся гражданкой Российской Федерации, имея умысел на фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, т.е. на постановку его на учет по месту пребывания в жилом помещении без намерения данного лица проживать в данном помещении и без намерения принимающей стороны предоставить

ему это помещение для пребывания, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, из корыстных побуждений, находясь в помещении Отдела УФМС России по Волгоградской области в Красноармейском районе г. Волгограда, являясь принимающей стороной, подала в данный отдел УФМС уведомление о прибытии в место пребывания иностранных граждан, при этом не имея намерения предоставить им это жилое помещение для пребывания и заведомо зная, что данные лица также не имеют намерения пребывать в данном жилом помещении. На основании данного уведомления иностранные граждане были поставлены на учет отделом УФМС России по Волгоградской области в Красноармейском районе г. Волгограда по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. После этого П.М. не предоставила соответствующим лицам указанное жилое помещение для пребывания, и они в данном помещении не пребывали. Таким образом, П.М. осуществила фиктивную постановку на учет данных иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации .

Ссылки отдельных специалистов на то, что в качестве одного из наказаний в санкциях ст. 3222 и 3223 УК РФ закреплено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, также не могут рассматриваться в качестве аргумента признания субъектом данных преступлений должностных лиц органов миграционного учета. Это обосновывается тем, что, помимо собственников жилых помещений, субъектами анализируемых общественно опасных деяний могут выступать лица, представляющие принимающую сторону, например сотрудники юридического лица, филиала или представительства юридического лица, федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, дипломатического представительства либо консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, международной организации или ее представительства в Российской Федерации либо представительства иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без

гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) . Сотрудники перечисленных организаций и учреждений также могут выступать субъектами преступлений,

1. Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: науч.-практ. комментарий к гл. 32 УК РФ. М, 2011.

2. Борисов С. В. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию (постановку на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Юрид. наука. 2015. № 2.

3. Петрова И.А. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9(59). Ч. 2.

4. Постановление Президиума Московского городского суда от 5 июня 2015 г. по делу № 44у-127/2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 21 окт. 2015 г. № 44у-99/2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285 (в посл. ред. Федер. закона от 28 нояб. 2015 г. № 358-ФЗ).

предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, и именно им может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

1. Shcherbakov A.V. Crimes against public order: sci.-pract.commentary to chapter 32 of the Criminal code of the Russian Federation. Moscow, 2011.

2. Borisov S. V. Criminal liability for fictitious registration (registration) at the place of stay or residence in premises in the Russian Federation // Legal science. 2015. № 2.

3. Petrova I.A. Criminal liability for fictitious registration and fictitious registration of foreign citizen or person without citizenship // Historical, philosophical, political and law sciences, Culturology and study of art. The theory and practice. 2015. № 9(59). Pt .2.

4. Judgment of the Presidium of the Moscow city court d.d. June 5, 2015 in case № u-127/2015. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

5. Judgment of the Presidium of the Volgograd regional court d.d. Oct. 21, 2015 № u-99/2015. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

6. On migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation: fed. law d.d. July 18, 2006 № 109-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 30. Art. 3285 (in the last. amended by Federal law d.d. Nov. 28, 2015 № 358-FL).


Любое государство не может не считаться с пребыванием на его территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Изменения в экономической и политической сферах жизни России последних лет привели к тому, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства из вопроса, затрагивающего сравнительно небольшое число людей, превратилось в проблему для многих органов, организаций, широких слоев населения.

Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства определяется:

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. Он вступил в силу с 1 ноября 2002 г. и заменил Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г.; Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 24 июня 1999 г.; Положением о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.; Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г.; приказом МВД России, МИД России, Минтранса России, ГТК России, ФПС России «О введении в действие миграционных квот» от 11 ноября 2002 г.; рядом международных договоров и соглашений Российской Федерации (например, Соглашением между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства - ратифицировано Федеральным законом от 2 января 2000 г.; Соглашением о взаимном предоставлении гражданам Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации равных

прав на получение скорой и неотложной медицинской помощи - ратифицировано Федеральным законом от 11 июня 2002 г.).

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. под иностранным гражданином понимает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Закон об иностранцах дает несколько иное определение: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (или апатрид) определяется как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, если иностранец не имеет доказательств принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства, он до представления таких доказательств должен рассматриваться компетентными российскими органами как лицо без гражданства. Очевидно, что правоприменителям необходимо исходить из определений специального Закона об иностранцах.

Закон об иностранцах выделяет несколько категорий иностранных граждан.

Иностранные, граждане, временно пребывающие в Российской Федерации . К данной категории относятся лица, которые временно находятся на российской территории, при этом срок их пребывания определяется сроком действия выданных им виз. В том случае, когда у России с иностранным государством существует безвизовый режим, то срок временного пребывания иностранца не может превышать 90 суток. Этот срок может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

При наличии у иностранного государства договора о безвизовом въезде в Россию ее граждан последние, заключившие трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в России, могут находиться на ее территории в течение срока действия указанного договора, но не более одного года, исчисляемого со дня въезда иностранца в Россию. Основным документом, подтверждающим отношение иностранного гражданина к этой категории, служит миграционная карта.

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации - иностранцы, временно проживающие в Российской Федерации. Документом, дающим право на нахождение на ее территории, является разрешение па временное проживание. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. раскрыт механизм подачи заявлений на получение разрешения на проживание на территории России. Этот механизм связан с квотами, ежегодно утверждаемыми Правительством РФ.

При определений квоты Правительство должно учитывать предложения исполнительных органов власти субъектов Федерации, демографическую ситуацию в соответствующем субъекте и его возможности по обустройству иностранцев на своей территории. При выдаче разрешения на временное проживание в России в рамках квот срок такого проживания может составлять до трех лет. Закон об иностранцах предусматривает и получение разрешения на временное проживание вне квот.

Этот порядок, в частности, распространяется на иностранцев:

  1. родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации;
  2. признанных недееспособными и имеющих дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  3. имеющих хотя бы о/того нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  4. состоящих в браке с гражданином России, имеющих место жительства в этой стране;
  5. осуществляющих инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ.

Компетентные органы после подачи иностранцем заявления о временном проживании выдают разрешение на такое проживание после проведения необходимой проверки. В случае отказа в выдаче разрешения, он вправе повторно подать в том же порядке заявление не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Основания отказа или аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание строго регламентированы. Они могут быть разделены по группам.

Посягательства на конституционный строй : выступление иностранца за насильственное изменение основ конституционного строя, иные действия, создающие угрозу безопасности России или ее гражданам; финансирование, планирование террористических (экстремистских) актов, совершение их, оказание содействия в их совершении, иные действия по поддержке террористической (экстремистской) деятельности; осуждение вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным.

Нарушения законодательства : выдворение, либо депортация иностранца за пределы России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о разрешении на проживание; представление поддельных или подложных документов, сообщение о себе заведомо ложных сведений; наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, признаваемого таковым в России; неоднократное (два или более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан.

Экономические основания : отсутствие у иностранца доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в России в пределах прожиточного минимума, без помощи государства (за исключением случаев признания иностранца нетрудоспособным); отсутствие у иностранца жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством, по истечении трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию.

Социальные основания : иностранный гражданин выехал в иностранное государство для постоянного проживания и находится за пределами России более шести месяцев; заключил брак с гражданином России, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным.

Тяжкие заболевания : иностранец является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. (Перечень названных заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.)

При оформлении разрешения на временное проживание иностранец подлежит обязательной дактилоскопической регистрации с целью учета иностранных граждан, находящихся на территории России.

Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации . Иностранный гражданин, временно проживающий на территории России и имеющий разрешение на временное проживание, может получить вид на жительство, право на постоянное проживание, если он прожил на её территории не менее одного года с момента получения разрешёния.

Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранцу сроком на пять лет. По окончании срока действия вид на жительство может быть продлен еще на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограниченно. Вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется при наличии оснований, аналогичных основаниям отказа во временном проживании.

Иностранные граждане не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого им разрешено проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта.

К группе иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, относятся главы и сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, члены их семей, а также другие лица, имеющие особый правовой режим пребывания на территории нашей страны. Их правовой статус складывается из привилегий и иммунитетов, установленных российским законодательством и международными договорами (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации» особым статусом пользуются аккредитованные в соответствующем порядке иностранные корреспонденты. К этой категории относятся также высокого ранга деятели иностранных государств, работники ООН.

Время пребывания иностранных граждан - Дипломатических представителей определяется с момента вручения ими своих верительных грамот Президенту РФ и заканчивается фактом вручения верительных грамот заменяющими их представителями. Срок пребывания консула на территории России определяется, по общему правилу, с момента передачи консульского пакета местным властям и заканчивается фактом вручения такого пакета новому консулу. Федеральные органы власти выдают данным категориям дипломатические, служебные или консульские карты, порядок использования которых устанавливается международными актами и постановлениями Правительства РФ.

Иностранный гражданин, въехавший в Россию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в страну. Дети, не достигшие 18-летнего возраста и въехавшие в Россию вместе с родителями, регистрируются одновременно с ними. Регистрация иностранных граждан производится по письменному заявлению лица как лично, так и через приглашающую организацию. В случае допустимой Перемены места пребывания иностранного гражданина в России он обязан перерегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания. Временно и постоянно проживающие в России иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в компетентном органе по месту жительства.

Законодательство о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее закрепляет еще одну категорию иностранцев - транзитные иностранные граждане .

Иностранцев, находящихся на территории России транзитом, законодатель делит на две категории: 1) не обладающих правом на остановку на ее территории; 2) обладающих правом на остановку на ее территории. Нахождение на территории России проездом (транзитом) иностранцев оформляется соответствующими документами. В их числе - российская транзитная виза, а в случае следования автомобильным, железнодорожным и морским транспортом по маршруту следования через сопредельное с Россией государство в государство своего следования - виза на въезд в сопредельное государствоЛ1ри следовании авиационным транспортом иностранец должен иметь визу государства назначения при условии, что в пути не будет промежуточных остановок.

Во всех случаях лицо должно иметь действительные для выезда из России проездные документы или подтвержденную гарантию приобретения таковых в пункте пересадки на российской территории. Иностранцу вместо транзитной визы, которая дает право проезда без остановки, может по представлению им мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, быть выдана виза с правом на остановку.

Транзитный проезд через территорию России по транзитной визе, т.е. без права на остановку, разрешается иностранцам в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию России; 2) следуют на самолете международной авиалиний с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения, авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий договор.

Иностранец считается транзитным пассажиром, если его нахождение в России не превышает 24 часов, но этот срок может "быть увеличен ввиду вынужденной обстановки.

Вынужденной обстановкой считается нахождение лица более 24 ч в пределах населенного пункта вследствие наступления одного из следующих обстоятельств:

  1. стихийного бедствия, задержавшего движение поезда, автотранспортного Средства, судна или самолета;
  2. болезни, если дальнейшее следование, по заключению врачей, больного представляется опасным для его жизни и здоровья;
  3. необходимого ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи его частей или транспортного происшествия;
  4. не предусмотренной задержкой при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

Иностранец по визе с правом на остановку считается таковым, если его нахождение не превышает срок, указанный в визе, в противном случае он будет находиться на территории России незаконно и к нему могут применяться меры ответственности.

Иностранные граждане по правовому положению приравниваются к российским гражданам, если иное не предусмотрено законом (ограниченный национальный режим). Лица без гражданства но правовому положению приравниваются к иностранным гражданам, если законом не предусмотрено иное. На территории России в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, соответствующими органами России могут быть установлены ответные ограничения (реторсия).

В подавляющем большинстве случаев на иностранцев и лиц без гражданства не распространяются права, закрепленные за российскими гражданами избирательным законодательством, законодательством о статусе государственных органов, воинской и государственной службе. Названные ограничения можно разделить на три группы.

Первую группу составляют нормы, исключающие участие иностранцев и лиц без гражданства в референдумах и выборах путем осуществления активного и пассивного избирательного права - на государственном уровне. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Однако они вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местных референдумах тех муниципальных образований, на территории которых постоянно проживают на законных основаниях. Для возникновения данных прав необходимо наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и установленного законом порядка осуществления иностранцами этих прав.

Вторую группу составляют нормы, исключающие участие иностранцев и лиц без гражданства органах судебной власти, в том числе и в качестве присяжных заседателей. Эти запреты касаются только российских судов. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. не исключает для иностранцев возможность быть арбитрами по спорам, рассматриваемым в соответствии с этим Законом.

Третью группу составляют нормы, запрещающие или ограничивающие допуск иностранцев и лиц без гражданства к государственной и муниципальной службе. Иностранец (лицо без гражданства) не вправе: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России; быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летального аппарата государственной, или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России (перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Названные лица лишены возможности выполнять функции нотариусов и адвокатов. Нотариусы, адвокаты не являются государственными служащими, но значение их деятельности для решения государственных задач столь велико, что право заниматься нотариальной практикой и адвокатской деятельностью предоставляется лишь российским гражданам. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежат России, устанавливается Правительством РФ.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, вправе работать в качестве рабочих и служащих в организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Закон об иностранцах ввел квотирование приглашений на въезд указанной категории иностранцев, разрешительный порядок на трудовую деятельность иностранных граждан, выполняющих работы или услуги по гражданско-правовым договорам, обязал работодателей вносить средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из России, и др.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей последнего по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

По Договору об образовании Союза Российской Федерации и Беларуси от 2 апреля 1996 г. для граждан сторон договора установлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий. Б связи с этим общий порядок выдачи разрешений работодателям, привлекающим рабочую силу из Беларуси, не применяется, а белорусские работники освобождаются от получения подтверждений на право трудовой деятельности в России.

Конституционное право на охрану здоровья, социальное обеспечение, в том числе и на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживаю щи хв России, равно, аналогичному праву российских граждан. Для временно пребывающих в России иностранцев, лиц без гражданства порядок осуществления названных прав устанавливается российским законодательством особо.

Например, между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном заключено Соглашение о взаимном предоставлении гражданам перечисленных стран равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи, согласно которому граждане указанных государств имеют равные права на получение бесплатной скорой и неотложной медицинской помощи наравне с гражданами государства, где. оказывается помощь.

Согласно Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства принимаются в государственные высшие учебные заведения на обучение по основным общеобразовательным программам высшего профессионального образования наряду с гражданами России. Граждане иностранных государств (включая граждан республик бывшего СССР) принимаются в высшие учебные заведения в соответствии с: международными договорами в пределах контрольных цифр приема по направлениям Министерства образования РФ; прямыми Договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, устанавливаемых правилами приема.

Право на свободу и личную неприкосновенность имеют в равной мере как граждане России, так и иностранцы и лица без гражданства. Их арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Основания и порядок их административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. При этом необходимо иметь в виду, что административная юрисдикция не распространяется на иностранцев, пользующихся соответствующим иммунитетом.

Иностранцам и лицам без гражданства в России гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права. Право на свободу передвижения и выбор места жительства регламентируется законодательством о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее, о закрытых административно-территориальных образованиях, о порядке регистрации иностранных граждан на территории отдельных субъектов Федерации.

Конституция РФ (ст. 53) закрепила право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это право принадлежит равным образом как российским гражданам, так и иностранцам и лицам без гражданства. Они обладают правом на юридическую защиту: правом подавать иск в суд, получать помощь адвокатов, обществ по защите прав потребителей, других негосударственных организаций, правом на административную жалобу.

Государство возлагает на иностранцев, лиц без гражданства ряд обязанностей, закрепленных конституционно: обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и др.

Традиционной обязанностью, возлагаемой государством на граждан, является несение военной службы и защита Отечества. На иностранцев и лиц без гражданства данная обязанность не распространяется. Они не могут призываться на военную службу (альтернативную гражданскую службу), поступать на военную службу в добровольном порядке, приниматься на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала, проходить службу в органах внешней разведки, федеральной службы безопасности, внутренних дел, налоговой полиции.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности. Российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность для иностранцев и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания в России (проживание без документов или по недействительным документам на право жительства; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; уклонение от выезда по истечении определенного лицу срока пребывания; несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России).

Указанным лицам может быть сокращен срок пребывания в России за совершение действий, направленных на нарушение правил пребывания иностранцев в России, а также в том случае, если отпали основания для дальнейшего пребывания в стране. Они подлежат выдворению за пределы России, если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Конституционное право России»

Контрольная работа

« Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ»

Санкт-Петербург, 2010 г.


Введение

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.


1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) ; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) ; - Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ) . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.



Просмотров