Недекларирование товаров. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Предоставление недействительных документов

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (действующая редакция)

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества судьей Находкинского городского суда Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания...

  • +Еще...

    Александр Анатольевич Косов, к.ю.н., партнер, руководитель практики таможенного и внешнеторгового регулирования ООО «Пепеляев Групп»

    Общий комментарий и предложения

    Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию. Совершение указанного правонарушения юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Состав указанного административного правонарушения является формальным, т.е. для привлечения к ответственности не обязательно наступление негативных последствий в виде неуплаты или занижения размера подлежащих уплате таможенных платежей.

    Следует отметить, что ст. 16.2 КоАП РФ содержит часть 2, которой установлена ответственность за недостоверное декларирование. В этом случае ответственность наступает только, если нарушение послужило или могло послужить основанием для занижения суммы таможенных платежей, и размер штрафа установлен в процентах от суммы недоимки, а не от стоимости товара.

    Разъяснения по разграничению административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, приведены в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:
    «Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

    Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.»

    С учётом данного разъяснения по части 1 статьи 16.2 квалифицируются не только случаи умышленного ввоза товаров без декларирования таможенным органам («контрабанда»), но и случаи, когда заявление неверных характеристик товаров не повлекло за собой неуплату таможенных платежей (если в результате недекларирования товаров нарушаются запреты или ограничения, включая меры нетарифного регулирования, в этом случае лицо подлежит административной ответственности, установленной статьей 16.3 КоАП РФ). При этом санкция, предусмотренная частью 1, существенно более жесткая, чем санкция, предусмотренная частью 2 статьи 16.2.

    Вместе с тем, в случае умышленного недекларирования товаров его целью является не само по себе нарушение требований закона по декларированию, а избежание обязанности по уплате таможенных платежей и (или) соблюдения запретов и ограничений. Поэтому не должно быть разного подхода по привлечению к ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование. Заявив сведения только о части товаров, содержащихся в товарной партии, декларант по сути заявляет недостоверные сведения. Неправильное указание количества товаров или их описания – это такие же недостоверные сведения, за указание которых жесткие меры ответственности должны наступать, если это повлекло за собой общественно вредные последствия.

    Приведенный ниже обзор судебной практики показывает, что судебные органы приходят к выводу не только о несоразмерности и несправедливости размеров штрафов, предусмотренных частью 1 ст. 16.2, но и о несправедливости приведенного выше разграничения этих двух составов. Учитывая изложенное и руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости административной ответственности, предлагается внести в статью 16.2 КоАП РФ следующие изменения:

    1. выделить в отдельный формальный состав административного правонарушения случаи, когда недекларирование товаров не повлекло за собой неуплату таможенных платежей или занижение их размера, установив за данное правонарушение санкции в виде предупреждения или административного штрафа, выраженного в рублях. Таким образом, данное правонарушение не выводится из-под административной ответственности, но за его совершение предлагается установить справедливую и адекватную ответственность;
    2. если недекларирование влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, то размер штрафа за данное правонарушение в абсолютной величине должен быть равен размеру штрафа за недостоверное декларирование, повлекшее неуплату или неполную уплату таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем, с учетом сложности исчисления суммы неуплаченных таможенных платежей в отношении незадекларированных товаров предлагается сохранить определение размера штрафа от стоимости товаров, но уменьшить его пределы так, чтобы он примерно равнялся 50-200% суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов. С учетом средневзвешенной ставки таможенной пошлины и общей ставки НДС 18%, предлагается установить штраф в размере от 20% до 50% стоимости незадекларированных товаров.

    I. Занижение количества товара

    Решения арбитражных судов
    по делу № А41-45317/16

    Участники спора:
    ООО «Пегас» - инициатор спора;
    Шереметьевская таможня

    Фабула дела
    ООО «Пегас» (далее - Общество) заявило в декларации на товары (ДТ) товар - светодиодный модуль в количестве - 850 шт. Фактическое же количество товара составило 850 000 штук. Другие сведения о товаре, включая вес и общая стоимость, заявлены в ДТ из расчета 850 тыс. штук. Таможенные платежи исчислены и уплачены также исходя из 850 тыс. штук. Соответственно, ущерб государственным интересам не нанесен.

    Самостоятельно выявив расхождение в количестве штук, Общество направило письмо в таможенный орган с просьбой внести изменения в ДТ до выпуска товара. На основании данного обращения таможенный орган провел таможенный досмотр и выявил, что фактическое количество товара составляет 850 тыс. штук.

    По факту недекларирования 849 150 штук Шереметьевская таможня вынесла постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере однократной стоимости товаров, явившихся предметом правонарушения - 8 321 670 руб.
    Общество обжаловало постановление в Арбитражный суд Московской области.

    Решения судов
    Арбитражный суд Московской области в решении от 02.11.2016 отказал в удовлетворении требований, заявленных Обществом. Суд установил наличие в действиях Общества события административного правонарушения. Наличие у Общества возможности для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которого установлена административная ответственность, и непринятие им мер по их соблюдению, подтверждается материалами дела. Изложенное свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении. Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ признается судом доказанным совокупностью представленных по делу доказательств.

    При этом уплата декларантом таможенных платежей в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.

    В своем решении Суд сослался на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-0, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П, в которых тот отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

    С учетом приведенных норм права, а также признания судом в качестве смягчающих обстоятельств факта самостоятельного выявления допущенных ошибок и своевременное информирование о них таможенного органа, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, исходя из принципа соразмерности и справедливости , арбитражный суд, применив положения ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер штрафа до 2 080 417, 50 руб.

    Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу Общества, постановлением от 13.02.2017 отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Общества, поскольку размер штрафа определен таможенным органом на основе экспертного заключения, которое является ненадлежащим доказательством: не понятно, в каком регионе России сложилась цена на аналогичный товар, которая использована в качестве основы при оценке; экспертом не отражен в заключении обоснование отказа от использования иных методов оценки; эксперт не приложил к заключению распечатки информации, взятой из Интернета.

    Комментарий
    В рассмотренном случае правонарушение, совершенное Обществом, заключается в занижении количества товара, поэтому квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2. Но данное нарушение, допущенное в силу технической ошибки, имеет настолько формальный характер, что суды посчитали несоразмерным размер штрафа, назначенный таможней в пределах, определенных законом. Ссылки судов обоих инстанций на постановления Конституционного Суда РФ красноречиво об этом говорят. Суд 1-й инстанций использовал все предусмотренные законом способы, чтобы максимально снизить размер штрафа и тем самым хоть как-то обеспечить справедливость. Апелляционный суд посчитал и этого недостаточным с учетом характера нарушения и обстоятельств дела и полностью отменил постановление по формальному основанию (несоблюдение процессуальных требований к оформлению экспертного заключения).

    Решения арбитражных судов
    по делу № А51-24787/2015

    Участники спора:
    ООО «Авангард» - инициатор спора;
    Владивостокская таможня

    Фабула дела
    ООО «Авангард» (далее - Общество) заявило в декларации на товары (ДТ) товар - сумка-сетка в количестве 2142 шт. При этом сведения об общей стоимости, таможенной стоимости, весе брутто и нетто, количестве упаковок указаны исходя из количества 214200 штук. Т.е. интересы бюджета не пострадали.
    По результатам таможенного досмотра таможенный орган выявил, что фактически ввезено 214200 штук, т.е. количество в штуках занижено в 100 раз. Таким образом, Общество не задекларировало товар в количестве 212058 штук.

    По оценке эксперта рыночная стоимость предмета правонарушения составила 11 395 996,92 руб.
    По факту недекларирования Владивостокская таможня вынесла постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере - 2 848 999,23 руб. (с учетом ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ - т.е. половина минимального размера предусмотренного административного штрафа).

    Общество обжаловало постановление в Арбитражный суд Приморского края.

    Решения судов
    Арбитражный суд Приморского края в решении от 08.02.2016 удовлетворил требования Общества частично. Судом установлено, что объективные обстоятельства, которые препятствовали бы выполнению Обществом установленной таможенным законодательством обязанности по заявлению достоверных сведений о количестве товаров при их таможенном декларировании, отсутствовали. Общество имело и правовую, и реальную возможность соблюсти указанную обязанность, но не предприняло всех зависящих от него мер.

    Вместе с тем, по мнению суда, сниженная штрафная санкция в размере 2 848 999,23 руб. носит чрезмерно карательных характер и в рассматриваемом случае не оправдывает установленной законом цели – справедливости, целесообразности и законности .

    На основании изложенного, суд полагает, что снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита . Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 2 848 999,23 руб. к заявителю будет носить неоправданно карательный характер. С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания , с учетом того факта, что уплата штрафа в размере 2 848 999,23 руб. повлечет объективные финансовые трудности, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа по оспариваемому постановлению ниже низшего предела, до 1 424 499,62 руб.

    Комментарий
    Следует отметить, что даже сама таможня, определяя размер штрафа, применила нормы КоАП РФ, позволяющие его снизить до половины минимального размера, предусмотренного статьей. Это говорит о том, что и таможня посчитала, что размер штрафа, установленный ч.1 ст. 16.2 КоАП, несправедливый для данного нарушения с учетом его фактических обстоятельств.

    Обоснование, приведенное судом, настолько красноречиво, что в дополнительном комментарии не нуждается.

    II. Заявление иного товара, чем ввезен

    Решения арбитражных судов
    по делу № А56-45295/2013

    Участники спора:
    ООО «Эксима» - инициатор спора;
    Балтийская таможня

    Фабула дела
    ООО «Эксима» (далее - Общество) заявило в декларации на товары (ДТ) товар - текстурированные нити полиэфирные. Данное описание соответствует внешнеторговому контракту, инвойсу и упаковочному листу. Товар был ввезен в контейнере. Общество заявило код ТН ВЭД - 5402 33 000 0, ставка таможенной пошлины - 10%.

    По результатам таможенного досмотра и идентификационной экспертизы таможенный орган выявил, что фактически ввезен товар - лента из резиновых нитей, и принял Решение о классификации товара по коду , ставка ввозной таможенной пошлины – 5%.

    Таким образом, Общество не задекларировало товар - лента из резиновых нитей.

    По факту недекларирования Балтийская таможня вынесла постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере одной второй стоимости предмета правонарушения - 3 360 852 руб.

    Общество обжаловало постановление в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Решения судов
    Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении от 10.12.2013 отказал в удовлетворении требования Общества.

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.02.2014 отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование Общества, признав постановление таможни незаконным в силу неправильной квалификации нарушения.

    В обоснование суд апелляции указал, что различие между первоначально заявленным наименованием (нить полиэфирная) и тем наименованием, которое указано в классификационном решении (нить резиновая) заключается лишь в материале, из которого изготовлен товар и, следовательно, носит качественный характер. Остальные количественные характеристики товара указаны обществом в полном соответствии с фактическими. Поскольку в рассматриваемом случае товар по всем характеристикам, кроме качественных, был заявлен полностью, то фактически речь идет о недостоверном декларировании, а не недекларировании товара вообще. Однако, поскольку в результате переклассификации товара таможней сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, уменьшилась, то данное нарушение не повлекло занижение сумм таможенных платежей и причинение ущерба государству.

    Однако, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 02.06.2014 отменил постановление апелляционного суда и решение суда первой инстанции оставил в силе. Определением от 17.07.2014 коллегией судей Высшего Арбитражного Суда в передаче дела в Президиум данного суда для пересмотра в порядке надзора отказано.

    Через таможенную границу перевозится огромное количество товаров и транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных нужд. Все они подлежат обязательному декларированию таможенному органу РФ в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом (ТК).

    Между тем, как показывает практика, недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств является весьма распространенным административным правонарушением, совершаемым организациями и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

    Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) установлена главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статья 16.2 КоАП посвящена ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств.

          Ответственность изменилась
    Если прежняя редакция ст. 16.2 КоАП (до 01.10.2004 года) предусматривала равную ответственность как за недекларирование, так и за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, то с 01.10.2004 установлен различный размер ответственности за эти нарушения.

    До октября.2004 года размер ответственности не ставился в зависимость от вида сведений, заявленных недостоверно.

    Кроме того, отсутствовал такой вид недостоверных сведений, как сведения, послужившие основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    В настоящее время недостоверное заявление сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и сведений, послуживших основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусматривает разный размер ответственности.

    Если ранее штраф за недостоверное декларирование исчислялся исходя из стоимости предмета административного правонарушения, то в настоящее время за основу для исчисления штрафа берется сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов.

    В итоге с 1 октября 2004 года значительно уменьшен размер штрафа за административное правонарушение, предусмотренное п. 2 статьи 16.2 КоАП.

          Недекларирование в установленной форме
    Декларирование товаров – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом толкование понятия декларирования транспортных средств в ТК отсутствует. Вместе с тем анализ положений ТК свидетельствует о том, что транспортные средства, так же как и товары, подлежат декларированию (п. 2 статьи 279, п. 2 статьи 286 ТК).

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 ТК товар - это любое перемещаемое через таможенную границу имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, используемые для перевозки, к товарам не относятся. При этом согласно пп. 5 п. 1 статьи 11 ТК штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, используемых для перевозки, а также содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами, используемыми для перевозки, рассматриваются как транспортное средство.

    Указанные выше формы декларирования применяются в зависимости от вида декларируемых товаров и транспортных средств.

    Письменная форма представляет собой подачу таможенной декларации либо заявления. Заявление подается физическим лицом при декларировании несопровождаемого багажа. Декларирование сопровождаемого багажа осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации. Товары и транспортные средства, перемещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат декларированию путем подачи соответствующей таможенной декларации.

    Устная форма декларирования установлена п. 3 статьи 286 ТК для отдельных категорий товаров, перемещаемых физическими лицами. Недекларированием будет являться незаявление физическим лицом сведений о товаре в устной форме. Однако при этом заявление лицом таких сведений исключительно в письменной форме не может рассматриваться как недекларирование, поскольку согласно п. 3 статьи 286 ТК физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

    Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Указанные действия заключаются в проходе лица через специально обозначенное место. В данном случае недекларирование будет заключаться в несовершении указанных действий.

    Декларирование в электронной форме заключается в предоставлении сведений таможенному органу в виде электронных документов. Недекларированием здесь будет являться непредоставление сведений в электронном виде. Однако в настоящее время предоставление сведений на электронном носителе является правом, а не обязанностью декларанта (п. 8 статьи 63 ТК).

          Ответственность
    Согласно п. 1 и 2 статьи 16.2 КоАП недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, а также заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
    • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей.
    Заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством, влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
    • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Административная ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств

    Данное правонарушение является одним из самых распространенных в сфере таможенного дела, совершаемых как юридическими, так и физическими лицами и регулируется ст.16.2. КоАП.

    Объектом ст.16.2. КоАП являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров и (или) транспортных средств.

    Статья 14 ТК РФ устанавливает, что товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Статья 123 ТК РФ устанавливает шесть случаев, когда товары подлежат декларированию: при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима и в случаях, предусмотренных ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ (например, декларируются отходы переработки товаров). Транспортные средства подлежат декларированию в случае их въезда (выезда) на таможенную территорию РФ (ст. 279 ТК РФ).

    Декларирование производится путем заявления таможенному органу в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 124 ТК РФ). Документом, представляемым в таможенный орган при декларировании товаров, является таможенная декларация, а транспортных средств - въездная или выездная декларация. В определенных случаях в качестве таможенной декларации могут выступать другие документы установленной формы (например, при заявлении таможенного режима международного таможенного транзита - транзитная декларация). Основным документом, используемым в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД). Порядок ее заполнения определен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915.

    Декларирование производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 124 ТК РФ).

    Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

    Концептуальным отличием нового ТК РФ является изменение статуса таможенного брокера. С 1 января 2004 г. таможенный брокер участвует в таможенных правоотношениях лишь как представитель декларанта при совершении таможенных операций, тогда как ранее статус таможенного брокера полностью совпадал со статусом декларанта. Обязанности брокера обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении совершаемых таможенных операций (ст. 144).

    Объективная сторона состава правонарушения по ч. 1 ст.16.2. КоАП характеризуется как бездействие - недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию. Причем заявление (декларирование) сведений о товарах и транспортных средствах по неустановленной форме также образует состав данного правонарушения. Отметим, что ответственность за нарушение конклюдентной формы декларирования не установлена, поскольку нарушить такую форму декларирования невозможно.

    В письме ФТС от 9 марта 2005 г. N 01-06/6814 «О квалификации административных правонарушений при периодическом временном декларировании российских товаров» отмечается, что вне зависимости от того, на каком этапе таможенного оформления и таможенного контроля - на этапе получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации или при подаче полной таможенной декларации на все российские товары, вывезенные в определенный период времени, - был выявлен факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации не заявленных во временной таможенной декларации товаров, лицом совершается правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.16.2. КоАП. В случае подачи полной таможенной декларации на все вывезенные товары, когда их количество превышает заявленное во временной таможенной декларации, при вынесении постановления по делу может быть рассмотрен вопрос об освобождении лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (например, в случае незначительного превышения количества фактически вывезенных товаров по сравнению с задекларированным во временной таможенной декларации количеством).

    Недекларирование такого специфического товара, как валюта и валютные ценности, совершенное физическим лицом, влечет ответственность по ст. 16.4.

    В правоприменительной практике могут возникнуть проблемы при разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст.16.2. и ст. 16.16 КоАП. Следует исходить из того, что объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена данной частью, охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения. За недекларирование товара, находящегося на временном хранении, по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, квалифицируется по рассматриваемой части (письмо ФТС от 12 октября 2004 г. N 01-06/3086).

    Объективная сторона состава правонарушения по ч. 2 и 3 ст.16.2. КоАП включает в себя заявление недостоверных сведений, т.е. неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2), либо могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ч. 3).

    Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, также как и несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст.16.2. КоАП.

    При применении процедуры периодического временного декларирования товаров заявление в полной таможенной декларации сведений о меньшем количестве, чем количество фактически вывезенных товаров, является заявлением недостоверных сведений о товарах и подлежит квалификации по ч. 2 ст.16.2. КоАП.

    Частью 3 ст.16.2. КоАП установлена также ответственность за представление недействительных документов, если они могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Следует иметь в виду, что состав, предусмотренный ч. 2, является материальным, т.е. на основании недостоверных сведений таможенным органом было принято соответствующее решение об освобождении от уплаты таможенных платежей. Состав правонарушения по ч. 3 - формальный, наступление вредных последствий не требуется. Если в действиях (бездействии) лица содержатся признаки правонарушений, предусмотренных и ч. 2, и ч. 3 ст.16.2. КоАП, то при привлечении его к ответственности следует исходить из содержания ст. 4.4 КоАП.

    В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 говорится, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и 2 ст.16.2. КоАП, необходимо исходить из следующего.

    Частью 1 ст.16.2. КоАП установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е.таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

    Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем)в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

    Объективная сторона составов, предусмотренных ст.16.2. КоАП, корреспондирует с объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ «Контрабанда». Указанные действия (бездействие) будут квалифицироваться как преступление в случае, если стоимость товаров и транспортных средств составляет более 250 тыс. руб., либо если они входят в перечень особых видов товаров, определенный ч. 2 ст. 188 УК РФ (наркотики, вооружение, стратегически важные сырьевые товары и др.).

    Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2. КоАП, являются лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст. 286 ТК РФ). Кроме того, как указывается в письме ФТС от 12 октября 2004 г. N 01-06/3086, за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

    Субъекты правонарушений по ч. 2 и 3 ст.16.2. КоАП определены в диспозиции ст.16.2. КоАП. Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером, - таможенный брокер.

    Входе проведения административного расследования по ч. 2 и 3 ст.16.2. КоАП в отношении таможенного брокера необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта по ст. 16.7.

    Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ст.16.2. КоАП, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.

    Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 2 ст. 23.1), а также должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

    Можно привести следующий пример: общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа.

    В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, обществу вменено нарушение обязанности по декларированию арендованного у иностранного лица авиационного двигателя, установленного на прибывшем на территорию Российской Федерации в международном сообщении воздушном судне, принадлежащем обществу, демонтированного с воздушного судна и вывезенного с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации в таможенном режиме временного вывоза.

    Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

    Постановлением кассационной инстанции судебные акты отменены.

    Высший Арбитражный Суд РФ своим постановлением отменил постановление суда кассационной инстанции, оставив в силе ранее принятые судебные акты, посчитав, что таможня необоснованно квалифицировала действия общества по перемещению авиационного двигателя через таможенную границу Российской Федерации как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

    Декларирование воздушных судов, выполняющих международные перевозки, осуществляется путем предъявления стандартных документов перевозчика (генеральной декларации) в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), предусматривающей применение упрощенной процедуры таможенного оформления воздушных судов, в том числе агрегатов, установленных на воздушном судне, согласно бортовым документам. Обязанность по декларированию в качестве товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оборудования, агрегатов и силовых установок (двигателей), установленных на воздушном судне, не предусмотрена.

    Таким образом, указанный авиационный двигатель при ввозе его на территорию Российской Федерации в составе силовой установки воздушного судна не может рассматриваться в качестве иностранного товара, подлежащего декларированию в связи с фактом его аренды у иностранного лица.

    Нарушений при декларировании обществом воздушного судна таможней не выявлено.

    В результате отделения авиационного двигателя от воздушного судна, т.е. исключения его из состава силовой установки и комплекта запасных частей, исходя из п. 5 ст. 279 ТК РФ следует рассматривать его как помещенный под таможенный режим временного ввоза, что влечет за собой обязанность соблюдать условия этого таможенного режима, в том числе осуществить вывоз с территории Российской Федерации.

    Данная обязанность обществом выполнена - авиационный двигатель вывезен с территории Российской Федерации.

    Таким образом, уклонение от подачи таможенной декларации в связи с перемещением товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, с сокрытием от таможенного контроля факта их перемещения или непредъявления к таможенному оформлению обществом не допущено, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

    1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Примечание. Утратило силу.

    Примечания:

    1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

    2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

    1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

    2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

    3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

    3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

    Комментарий к Ст. 16.2 КоАП РФ

    1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

    Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

    Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

    2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

    Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

    Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

    Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

    Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

    3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

    Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

    4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

    Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).



    Просмотров