Закон от 15 мая 1991г 1244 1. Закон о чернобыльцах. Выплаты делятся на несколько категорий

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.

Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть.

Правовые нормы имеют особенности: провозглашаются от имени всего общеста и формально они направлены на поддержание усилий общественного производства и жизни.

Об-во не может жить без госуд.органов. Они берут на себя выполнение многих функций: образование, здравоохранение, развитие современных отраслей производства, защита граждан.

Гос-во - это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную силу своего административн., судебного и военного аппарата. Это организация полит. власти, экономики. Издает положения, направленные на регулирование администрат., имуществ., финансовых и др. отношений между гражданами и учреждениями.

Располагая крупными финансовыми и др. возможностями, гос-во берет на себя инициативу по созданию новых отраслей производства, по решению рупных народохозяйственных задач.. Правовое гос-во, если и не обеспечивает интересы всех слоев населения, то во всяком случае дает максимальную возможность в этом отношении.

В отличие от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос. закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Особенность правовых норм состоит в том, что если нормы правосознания формулируются и проводятся в жизнь государствм, то нравственые нормы складываются и функционируют в непосредственной практике поведения. Они закрепляются общественным признанием их ценности с т.зр. всеобщего блага для того или иного коллектива,не имея при этом юридически закрепленной силы.

Человечество перед лицом глобальных проблем.

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой современного мира является "демографический взрыв". Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.

Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7 млрд человек. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. При этом НТП в направлении создания революционных технологий производства на базе принципиально новых предметов и средств труда не зарекомендовал себя. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.

В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2 млрд.

Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в наст вр около 3 га (но в США земли отводят под парки и т.д.).

Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почв (чушь – в США сам видел отличие земель тридцать лет назад и в наст вр.)

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: "Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир". Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основные вехи в ее истории: опыт демократии, становление образов теоретических наук, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениеми о человеческой индивидуальности, с концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию бога, и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Вэпоху Просвещения завершилось формирование мировозренческих установок, определевших последующее развитие техногенной цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировозренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое. М. Вебер показал чтов результате становления кальвинизма в сочетании с развитием капитализма сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Некоммерческое акционерное общество

Алматинский Университет Энергетики и Связи

Факультет: «Электроэнергетика»

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа № 1

По дисциплине: «Политология»

По теме: «Развитие государства»

Выполнил: ст. гр. ЭУ-13 Байгазиев Алмаз.

Проверила: к.э.н., ст. пр. Маркашбаева Р.Р.

Алматы 2014

  • Введение
  • 1. Сущность государства
  • 2. Образование государства
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно произошло.

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности).

Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство»

1. Сущность государства

государство политический общественный конституционный

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: "полития", "княжество", "королевство", "империя", "республика", "деспотия", "правление" и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati" и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

2. Образование государства

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории "общественного договора" создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, "есть естественная форма общежития"110. Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь "организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную"111. Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.

3. Конституционное государство

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином "реальная конституция", восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой "Политике" трактовал конституцию как "определенный порядок для жителей одного государства". Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин "конституция" - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом "общественного договора", заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. "Декларация прав человека и гражданина" ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие "правовое государство"

Заключение

Вопрос о дальнейшем существовании и развитии государства давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции -- регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании.

Список использованной литературы

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000

2. Политология: Учебник для вузов. В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1999

3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.

4. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996.

5. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Происхождение и сущность государства как основного института политической системы общества. Признаки и функции государства. Государство как источник права и закона, его важнейшие институты. Формы государственного правления: монархия, республика, империя.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Гражданское общество. Федерализм. Идея правового государства. Политическая элита. Классификация политического лидерства. Авторитарные партии. Государство как основной институт политической системы общества. Социальное государство и его функции.

    шпаргалка , добавлен 11.01.2009

    Сущность понятий "страна", "государство" и "общество". Предмет теории управления. Социальные модели государственного устройства. История развития советского общества, оценка его социальной системы. Социальная структура и ценности Советского государства.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Способы влияния государства посредством Конституции: в Германии, США, Франции, Испании, Швеции, Японии, СССР.

Условия возникновения первых цивилизаций

ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В эпоху неолита впервые явно начинает себя проявлять неравномерность развития различных территорий планеты. Страны и регионы, находящиеся в более благоприятных климатических или сырьевых условиях, располагавшиеся в контактных зонах с другими племенами и культурами, резко опережают своих соседей, не обладавших подобными преимуществами. Именно здесь ранее всего складываются предпосылки возникновения первых цивилизаций:

– благоприятная экологическая среда: долины великих рек, расположенных в мягком, теплом климате, регулярные разливы рек, плодородные почвы;

– демографический оптимум: увеличение плотности населения;

– оседлость, определение территорий;

– необходимый уровень производств, который ведет к возрастанию избыточного продукта;

– потребности в новых формах организации общества, разделение труда;

– развитие знаний о природе;

– усложнение духовного мира людей (культы, религия и т. д.).

Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непо­средственно из первобытности. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует зна­чительный момент первобытных верований, традиций и форм обще­ственного взаимодействия. Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тыс. до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте и между реками Тигри Ефрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тыс.до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации – западный. Таким образом, уже в древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный.

Протогосударство. Первоначально его представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку – резиденция вождя и его окружения. Функции вождя: административная (порядок), хозяйственная, защита, расширение владений за счет военной силы. На базе объединения нескольких протогосударств создается сложное составное протогосударство, которым руководит определенный штат администраторов, жрецов, имеющих свой штат обслуживания (слуг, рабов, ремесленников). Расширяется круг профессиональных воинов, выполняющих роль защитников, захватчиков и полицейских. Более четко в коллективе выделяются различные прослойки по профессиональному признаку: металлурги, гончары и прочие ремесленники, торговцы, жрецы. Вождь одновременно выступает первосвященником (цель – укрепление авторитета). Постепенно власть становится пожизненным правом, а выборы вождя – все более редким явлением. Власть становится наследственной. В роду вождя выделяется одна главная линия: от отца к сыну. Боковые линии уходят на второй план.



На этом этапе начинают складываться особенности европейской и восточной цивилизации: в основе – развитие частной собственности. Власть рождает понятие собственности. Собственность становится функцией владения и власти. Власть и собственность не разделимы. На Востоке характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Чем выше должность, тем больше избыточного продукта присваивается. Остается коллективная собственность на землю (поля, реки…). Никто не может ни продать, ни купить землю, она принадлежит государству. Доходы от ее эксплуатации – разные, в зависимости от положения в обществе и объема власти индивида. Тогда же складывается система «рента – налог». Рента шла на содержание правителя, налог – на содержание административного аппарата и войска. Как следствие в обществе начинает развиваться система заискивания и угодничества перед властью.

На Западе (Греция, Рим) в античной структуре главное место заняла частная собственность. Ее владельцы менее зависимы от общества и рано чувствуют свою индивидуальность, независимость, самоуважение. Для защиты частной собственности от неимущих быстро разрабатываются системы законов. Собственники принимают участие в управлении государством (право гражданства). Меняется морально-психологический климат общества, система воспитания детей (детям развивают способности и таланты; семья старается дать им знания, которые принесут доход).

Раннее государство . На этой стадии развития клановые связи теряют всеобщность, становятся признаком избранности (аристократизма). Слой родовой аристократии становится обширным. Ее представители борются за влияние на верховную власть (цель – занять высокое положение). Опасаясь заговоров, правители начинают приближать к себе людей из низов общества с целью создания слоя лично преданных людей. Формируется второй слой: аристократии – служивой. Кроме того, в обществе идет расслоение на верхи и низы (верхи – все лица, относящиеся к управлению, низы – производители).

Это более крупное и сложное образование, которое создается за счет многочисленных завоеваний. С ростом территории расширяется и система управления. Должности выстраиваются в иерархической последовательности (главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители, управители дворцовых и храмовых служб и т. д.). Признаком раннего государства является процесс урбанизации: монументальноегородскоестроительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов и т. д. Необходимость усиления авторитета верховного правителя ведет к процессу его обожествления.

На последней стадии начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Правитель, нуждаясь в поддержке верхов, вынужден постоянно одаривать их подарками. Раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну, следовательно, неизбежны войны, которые приносят материальные блага и подарки (сначала – рабов, домашних животных, затем, недвижимое имущество – землю). Земля, подаренная кому-либо, рассматривалась как частная собственность и, следовательно, могла передаваться по наследству. В результате происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться ими. С развитием производительных сил излишки растут. Они становятся товаром. Возникают товарные рынки и, как следствие, деньги – всеобщий эквивалент. Это делает возможным переход к следующей стадии.

Развитое государство. Для данного этапа развития государства характерно два основных признака: а) дальнейшее развитие и распространениечастной собственности; б) появление элемента принуждения по отношению к соплеменникам. Сначала разлагается земледельческая община, в которой выделяется хозяйство малых семей. Передел земли в общинах происходит все реже и затем прекращается вообще.

Но на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление власти. Система управления принимает законы, сдерживающие развитие частной собственности (законы Хаммурапи). Так государство пыталось остановить частного собственника. Собственники копили капитал, при определенной сумме которого пытались купить должность в аппарате, приобретая легальную защиту. Следовательно, на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей независимо от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в очень сложной ситуации. Например, в Иудее в VIII в. до н. э. было много ростовщиков, в кабалу к которым попало большое количество людей. Страна ослабла и в VII в. до н. э. была завоевана Египтом, а в VI в. – Вавилонским царством. В Киевской Руси в конце XI в. появляется вотчина, ослабляется власть, и, как следствие, распад государства и завоевание монголо-татарами.

Принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам. Когда начинается подчинение своих общинников, это порождает рост недовольных. Отсюда неизбежно появление системы наказания, принуждения, регламента.

Таким образом, все три этапа формирования государств закономерны и были пройдены всеми цивилизациями только в разное время.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные факторы, необходимые для образования государств.

2. Какие цивилизации называются первичными и что для них характерно?

3. Какие типы цивилизаций существовали в древности?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления первых государств.

5. В чем состоит кардинальное различие государств на Востоке и на Западе?

Прошу, помогите!

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...> А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

Ответ оставил Гость

1) 1.Сущность понятия "государство"
2. Происхождение государства
3. Условия существования и развития государства
4. Истинная вершина благоденствия и главная цель справедливого государства
2) 1 направление формирования: происходит от семьи, которая постепенно размножается
2 направление: учреждается посредством собирания народа воедино
3 направление: образуется из колонии, происшедшей от другого государства
3) Плодородность земель, наличие скота, мягкость климата, материалы пригодные для строительства
4)Автор называет хорошим гражданином добродетельного человека
1 качество - любовь к Родине. Гражданин должен любить свою страну, уважать ее историю и культуру.
2 качество - правопорядочность и воспитанность. Человек должен вести себя культурно: не мусорить, ничего не портить, не выражаться нецензурно. А также он обязан соблюдать нормы права во всех сферах общественной жизни.
5)способ учреждения посредством собрания народа воедино
Боюсь, мне в голову не лезут подходящие примеры, прошу прощения.
6) 1 принцип - это провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Главная обязанность государства - осуществлять и защищать права человека
2 принцип - принцип демократизма. Каждый гражданин должен иметь возможность осуществлять власть непосредственно либо через своих представителей в органах гос власти.

Догосударственное общество или первобытное обще­ство заняло в истории человечества более тридцати тыся­челетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где первобытно­общинный строй существует в чистом виде, и период рас­пада первобытного общества, когда идет процесс разложе­ния первобытнообщинного строя и его постепенной заме­ны государством. Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Род - это семейно-производственный союз, основанный на кров­ном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соци­альном равенстве. Главное отличие рода от иных обще­ственных союзов первобытного мира, что это был не территориальный союз, а именно родственный: на одной территории могли жить несколько родов, которые тем не менее ощущали себя независимыми (или враждебными) единицами общества. В роде чужих не было, только соро­дичи. Управлялся род всей общностью его членов, иначе это называется самоуправлением.

В родовой общине как первичной форме объедине­ния людей власть, а вместе с ней и управление, выгля­дели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода и решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Его власть держалась исклю­чительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой долж­ности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя ро­довое собрание избирало военного предводителя (воена­чальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

Другой важнейшей формой общественного объеди­нения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, ко­торое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. В то же время парал­лельно с родовой организацией возникали и общинные объединения не по признаку родства, а по признаку со­вместного проживания на территории или в результате об­щей профессиональной деятельности - фратрии и союзы племен.

Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщин­ного строя. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основ­ным органом власти и управления был совет старейшин (вождей), могло существовать и народное собрание (со­брание племени). В состав совета старейшин входили ста­рейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на вре­мя военных походов избирался вождь племени. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не суще­ствует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда, то есть разделение труда между различными племенами или различными социальными группами: происходит вы­деление пастушеских племен (первое крупное обществен­ное разделение труда), отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда), появ­ление купечества (третье крупное общественное разде­ление труда). С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи.

Материальные блага начинают оседать в отдельных се­мьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (соб­ственности отдельных семей). Постепенно семья превра­щается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть. Все это делает невозможным нормальное функционирование пу­бличной власти первобытного общества и требует ее за­мены новой публичной властью - государственной.

В развитии человеческого общества существовал пе­риод, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концен­трируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

С укреплением власти военного вождя постепенно ме­няется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя переда­ется по наследству. Таким образом, при военной демокра­тии закладываются черты будущего государства с королев­ской властью и правами наследования среди знати.

Ряд современных исследователей выделяет свое­образный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходно­го от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет именование чифда (вождество). Для протогосударства характерно сочетание элементов родо­племенной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппара­та управления и принуждения, объединение людей по тер­риториальному признаку - все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Государство могло образоваться двумя разными путя­ми - восточным (азиатским) и европейским.

Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. Огром­ное влияние на способ формирования власти оказали гео­графические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строи­тельство ирригационных систем). Потребность в сооруже­нии и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу само­стоятельной публичной власти. В рамках общины основ­ным назначением власти становилось управление особы­ми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных ад­министраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Извлекая из своего положения ряд выгод и преиму­ществ, общинные администраторы оказывались заин­тересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновни­чество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по ази­атскому типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функ­циями. Административно-государственные структуры, по­явление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев.

На Востоке узурпировались не сами (род< !«а произ­водства, а управление ими.

В результате возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ран­га и т. д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственно­стью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетво­ренного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интен­сивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. В Древних Афинах, например, государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, за­менив их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публич­ная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужден­ная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно па­триархальный характер, когда рабы использовались в ка­честве домашней прислуги и не были основной произво­дительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного со­брания, базилевса (выступавшего военачальником, вер­ховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Постепенно формируемая частная собственность ста­новится базой, фундаментом для утверждения экономи­ческого господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и ис­пользовать их для защиты своих интересов. Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственно­сти, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Пути возникновения государства (западный или вос­точный) в решающей степени зависят оттого, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условия­ми, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическо­му появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое ими феодаль­ное) государство.

Государственный аппарат всегда возникает из аппа­рата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная груп­па, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплу­атирующая остальное общество, либо верхушка господ­ствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Причинами появления государства были следую­щие:

1.Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

2.Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

3.Необходимость подавления сопротивления эксплу­атируемых.

4.Необходимость поддержания в обществе поряд­ка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

5.Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В древнем обществе можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о зарождения государства:

1.Наличие отделенной от общества публичной вла­сти.

2.Взимание налогов и сборов.

3.Разделение населения по территориальному прин­ципу.

Следует выделить признаки государства, которые отличают его от других сообществ и союзов: 1) это единственная организация власти в масштабе всей страны, ко­торая охватывает все население и обладает суверенитетом, как внешним, то есть независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - неза­висимостью от всякой иной власти внутри страны, верхо­венством по отношению к любым другим организациям; 2) только государство имеет специальный аппарат при­нуждения - специальные силовые структуры (суд, про­куратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечива­ют реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами; 3) только оно имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения норма­тивные акты - законы, указы, постановления и т. п.

Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Это раз­витие включает совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избы­точного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообуслов­лены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту произ­водства. Регулирование отражает происходящие измене­ния и в определенной степени способствует совершен­ствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.



Просмотров