Виды административных правонарушений по коап. Административные правонарушения


Введение

Понятие административного правонарушения

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения

Виды административных правонарушений

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы курсовой работы. Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Актуальность данной работы в том, что, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, а так же с каждым годом число правонарушений в России увеличивается. Актуальность данной темы заключается еще и в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.

декабря 2001 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Кодекс об административных правонарушениях. Данный кодекс, как и все российское административное законодательство в целом, базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан. Новый кодекс толкует многие значимые для нас понятия и вопросы. Вот почему эта тема так актуальна.

Основную массу поступков людей в сфере права составляют правомерные деяния, в виде положительного действия или бездействия, выступающие основой нормального функционирования любого общества. Именно норма права выступает основным нормативным регулятором поведения личности, коллектива. Она отражает интересы народа, отдельных социальных групп, задает (предписывает, разрешает) определенные формы поведения, характер отношений, а также цели и способы.

Если же лица нарушают предписания норм административного права, то это считается административным правонарушением, которое влечет за собой наступление и применение к нарушителю норм административного права мер административной ответственности.

В любом обществе правонарушение - это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Нарушения требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение явлением социальным.

Каждый год в России совершаются десятки тысяч административных правонарушений, и именно поэтому необходимо еще раз обратиться к рассмотрению понятия и признаков административного правонарушения. Согласно закону административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнений. Это объясняется и тем, что наше государство, провозгласившее себя правовым, одной из основных своих задач ставит предупреждение правонарушений, в том числе и административных правонарушений. И именно правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего правонарушение.

В данной работе я попытаюсь определить, как законодатель на современном этапе развития науки административного права дает определение понятию административного правонарушения, разобрать какими признаками обладает административное правонарушение и разобрать виды классификаций административных правонарушений.

Целью курсовой работы является изучение административных правонарушений и административной ответственности за эти нарушения.

Задачи курсовой работы:

дать определение административного правонарушения и административной ответственности;

изучить состав правонарушения, его субъекты и объекты;

изучить виды административных правонарушений и виды административной ответственности.


1. Понятие административного правонарушения


Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и безусловную реализацию правовых норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не сообразуется с его обязательными предписаниями. Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению - правонарушению.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие - это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Право, регулируя общественные отношения, воздействует на поведение конкретного человека или коллектива людей. С позиций соответствия этого поведения требованиям правовых предписаний можно говорить о правомерном или неправомерном поведении.

Правомерным следует считать такое поведение, которое осуществляется в рамках правовых норм, не нарушает их, не наносит ущерб обществу, организациям и гражданам. Подавляющее большинство субъектов права действуют в правовой сфере именно таким образом. Правомерное, законопослушное поведение характеризуется сознательным подчинением субъектов требованиям норм права. Оно представляет собой тот конечный результат, к которому стремится государство, выражая свою волю в соответствующих нормативных правовых актах. Через правомерное поведение обеспечивается устойчивый правопорядок, необходимый для нормального функционирования и развития общества.

Антиподом правомерному поведению является поведение неправомерное. Оно выражается в несоблюдении норм права, неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъект обязанностей, в действиях, предпринимаемых вопреки установленным правовым предписаниям.

Термин "правонарушение" имеет определенный юридический смысл и по своему содержанию отличается от термина "нарушение права". Нарушение права, закона вовсе не тождественно термину "правонарушение". О правонарушении можно говорить только в том случае, когда есть виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Например, закон могут нарушить лица, не достигшие определенного возраста, предусмотренного законодательством, которые не могут быть привлечены к юридической ответственности. Также не могут привлекаться к юридической ответственности невменяемые лица, то есть признанные судом в установленном порядке недееспособными.

Противоправность имеет два варианта, которые предусматриваются нормативными актами:

) устанавливается запрет совершения определенного действия (в этом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы);

) закрепляется обязанность совершить определенное действие (в этом случае противоправность действия возникает из-за невыполнения юридической обязанности).

Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права. Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством.

Любое правонарушение характеризуется следующими признаками:

правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;

правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, то есть обладает противоправностью;

правонарушение выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, то есть в несовершении предписанных законом действий;

правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;

правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, то есть способного нести юридическую ответственность;

последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного воздействия либо государственного принуждения.

Общественная вредность заключается в том, что все правонарушения наносят вред общественным отношениям, охраняемым правом, мешают их развитию и совершенствованию в соответствии с их социальным назначением. Общественная вредность и опасность преступления, и административного правонарушения является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, отдельным гражданам или создает угрозу причинения вреда независимо от осознания данного обстоятельства законодателем.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

За многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. Имеется достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Административное правонарушение, с одной стороны - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Другими словами, если деяние не запрещено нормой права или договором, оно не может считаться правонарушением. В Конституции закреплен принцип, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.

Вопрос об общественной вредности административного правонарушения в административном праве является одним из наиболее важных и, в то же время, менее разработанным, а потому "не объединяющий единого мнения ученых-административистов".

Каждое правонарушение наносит ущерб личным, общественным, государственным интересам.

Вред, причиненный правонарушением, может быть:

физическим и духовным;

восстановимым и невосстановимым;

измеримым и неизмеримым;

значительным и незначительным;

явным и скрытым.

Административное правонарушение - результат взаимодействия не только психики, наследственности и социальных условий, но и общественно детерминируемых бессознательных образований, передающихся из поколения в поколение в качестве реакций на определенные явления.


2. Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения

административный правонарушение ответственность

Под юридическим составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами объективных и субъективных признаков, наличие которых дает основание признать совершенное деяние административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя:

Объективную сторону,

Субъективную сторону.

Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией противоправного действия или бездействия и привлечением к административной ответственности. При отсутствии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст.5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

Общим объектом административных правонарушений является общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев - конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

Каждое правонарушение имеет конкретный объект, на который оно посягает и причиняет ему вред. Это видовой, или, иначе, непосредственный, объект административного правонарушения. Конкретный объект правонарушения определяется в норме права, содержащей его описание. Применительно к мелкому хулиганству видовым объектом является общественная нравственность, честь и достоинство.

В ряде случаев административное правонарушение причиняет непосредственный материальный или иной ущерб.

Объективная сторона административного правонарушения сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица», следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. «Очень часто вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка».

В отличие от действия бездействие физического лица представляет собой лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях - административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа.

В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания, если гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершённые административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8-20, частью 2 ст. XIX.4 КоАП РФ.

Таким образом, при определении субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных признаков, которые могут существенно повлиять на квалификацию проступка.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признаётся виновным в его совершении.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления вредных последствий и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части КоАП форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой её форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то, в конечном счете, о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.

Согласно Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.


3. Виды административных правонарушений


Несмотря на общность признаков, совершаемые правонарушения разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.п. Все это позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушений в семейно-бытовой сфере и др.

Профессор Л.Л. Попов использует комплексный критерий классификации видов административных правонарушений, который включает родовой объект посягательства и отраслевую направленность правонарушения.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:

Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административные правонарушения в области охраны собственности.

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, |ветеринарии и мелиорации земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Административные правонарушения в области дорожного движения.

Административные правонарушения в области связи и информации.

Административные правонарушения в области коммерческой деятельности.

Административные правонарушения в области финансов и налогообложения.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Административные правонарушения, посягающие на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ.

Административные правонарушения против порядка управления.

Административные правонарушения в области воинского учета.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

В заключение рассматриваемого вопроса отмечу, что критериев классификации административных правонарушений много. Мнения авторов по данному вопросу различные и не сходятся в едином целом. В действующем КоАП РФ с целью улучшения эффективности работы правоприменителей законодатель объединил деяния, имеющие общий родовой объект в главы.


Заключение


В данной работе были рассмотрены такие понятия как: административное правонарушение, юридический состав административного правонарушения, виды административных правонарушений. Подведу итоги.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечет за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ или законами субъектов РФ.

На мой взгляд, одним из основополагающих признаков административного правонарушения, прямо не закрепленным в КоАП РФ, является общественная вредность и общественная опасность. С учетом данного признака можно уточнить законодательное определение сформулировав его следующим образом: административным правонарушением признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, собственность, установленный порядок управления в государстве общественно вредное (опасное), противоправное, виновное деяние за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации.

С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному.

По моему мнению наше государство должно отводить большую роль правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.

Административное правонарушение, как деяние, имеет признаки, закрепленные в КоАП РФ, которые в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.

Критериев классификации административных правонарушений много. Мнения авторов по данному вопросу не сходятся в едином целом. В действующем КоАП РФ с целью улучшения эффективности работы правоприменителей законодатель объединил деяния, имеющие общий родовой объект в главы.

Последствиями административных правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений.


Список использованной литературы


1.Конституция РФ

КоАП РФ

.Агапов А. Б. Административная ответственность. Москва, 2000

.Административная ответственность: учеб. пособие. / под ред. И. Ш. Килясханова, А. И. Стахова. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2009

.Административное право России: учебник / Н. М. Конин. М.: ТК Велби, Проспект, 2008

.Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005

.Административное право России: учебник / Н. М. Конин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013

.Административное право РФ: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; Под ред. Л. Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013

.Административное право Российской Федерации: учебник/ Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. Москва, 2002

.. Административное правонарушение в области финансов: понятие и признаки // Административное и муниципальное право. Зацепина Е.М.,-№1, 2009

.Борисов А.Н. Понятие и признаки правонарушения // Справочно-правовая система «Гарант», 2011

.Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. Абдулаев М.И. - М.: Магистр-Пресс, 2011


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Виды административных правонарушений.

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний о признаках административного правонарушения, элементах его юридического состава и отличиях от преступления и дисциплинарного проступка.

Вопрос 1. Понятие и признаки административного правонарушения.

В отличие от законодательства РСФСР административным правонарушением признают только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (имеющие названия кодексы, законы, постановления и т.п.).

Для определения сущности административного правонарушения необходимо обратиться к структуре КоАП РФ и его задачам. Он включает в себя пять разделов: 1 – общие положения (4 главы); 2 – особенная часть (главы 5-21 закрепляют составы конкретных административных правонарушений, посягающих на федеральные нормативно-правовые акты); 3 – судьи, органы, должностные лица, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях (главы 22-23); 4 – производство по делам об административных правонарушениях (главы 24-30); 5 – исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31-32). Для сравнения, в проекте КоАП РФ, внесенном в Государственную Думу Российской Федерации депутатами А.А. Агеевым, Д.Ф. Вяткиным и В.Н. Плигиным (далее – проект КоАП РФ, Проект) насчитывается 3 раздела, которые состоят из 51 главы.

При этом несколько необычной видится нумерация статей: 1.1, 4.4, 20.1 и т.д. В нашем случае число до точки указывает на номер главы, а последующие за точкой цифры – на номер статьи в этой главе. По мнению законодателя, вносить изменения и дополнения в КоАП РФ не представляется проблематичным, они продолжатся в соответствующей главе, при этом не следует обозначать статьи дополнительными цифрами, например, 20.1-1, 20.1-2 и т.д.

Также следует отметить полномочия РФ и субъектов РФ в сфере законодательства об административных правонарушениях, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении названных государственных образований.

Так, ст. 1.3. «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» закрепляет, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В соответствии со ст. 1.3.1. КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. При этом не конкретизируется лицо, на которое возлагается административная ответственность. По нашему мнению, после словосочетания «предусмотрена административная ответственность» уместно включить слова «для лица, его совершившего». Наше предложение позволит исключить возможность привлечения лиц, которые мне совершали административное правонарушение. Например, за несовершеннолетнего, наказанного за административное правонарушение штрафом и не имеющего самостоятельного заработка, обязанность внесения денег в соответствующий бюджет возлагается на родителей или иных законных представителей.



Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) деяние;

б) антиобщественность (вредоносность);

в) противоправность;

г) виновность;

д) ответственность (наказуемость).

Каждое правонарушение – это, прежде всего, телодвижение, жест, речь и т.п. За мысли, внутренне состояние, не нашедшее объективного отображения, ответственность не наступает. При этом деяние может совершаться активно (действие) или пассивно (бездействие). Первое связано с несоблюдением (нарушением) установленных государством запретов, а бездействие возможно в случае неисполнения возложенных обязанностей.

Сущность административного правонарушения определяется его антиобщественностью. Административный правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред или создает условия для причинения такого вреда, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень антиобщественности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Следует отметить, что Проект в число признаков административного правонарушения включает общественную вредность. В соответствии со ст. 3.1 Проекта им признается виновно совершенное противоправное причиняющее вред охраняемым законом общественным отношениям (общественно вредное) деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений, которые посягают на права граждан (конституционные, личные, трудовые, социальные и др.).

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Это говорит о том, что деяние влечет за собой негативную оценку, если будет установлено, что лицо, его совершившее, действовало (бездействовало) свободно с присутствием воли, а также не было казуса (случая).

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Действующее законодательство об административных правонарушениях позволяет провести следующую классификацию административно-правовых деликтов.

1. В зависимости от схожести по объекту посягательства: против прав граждан, общественной нравственности и др. (за основу берется название главы Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ о административных правонарушениях).

2. В зависимости от формы вины правонарушения делятся на умышленные и неосторожные.

3. В зависимости от момента окончания деликта – правонарушения с материальным (мелкое хищение) и формальным составом (оскорбление).

Проект КоАП РФ по аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) проводит градацию административных правонарушений, связанную с санкцией за их совершение.

Так, по этому основанию они делятся на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения. При этом за грубые деяния устанавливаются наиболее строгие виды административных наказаний или большие сроки (размеры). Менее значительные правонарушения могут повлечь за собой незначительные штрафы или предупреждения. Деяния, расположенные вне указанных границ, относятся к значительным административным правонарушениям.

Вопрос 2. Юридический состав административного правонарушения.

При характеристике административного правонарушения с использованием перечисленных признаков трудно конкретизировать каждый из них, тем более отграничить от преступления и других деяний. Эту функцию выполняет юридический состав административного правонарушения. При этом следует отметить, что данный термин не закреплен в законодательстве, а разработан наукой и практикой.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности от противоправных посягательств. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

Объект можно классифицировать по вертикали в движении от более общего к более конкретному: общий, родовой и непосредственный. Ряд ученых выделяют видовой, который объединяет в себе несколько непосредственных объектов. По горизонтали деление на виды относится к непосредственному объекту: основной и дополнительный (обязательный или факультативный). Ярким примером служит ст. 12.24 КоАП РФ, определяющая административную ответственность за нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, если это повлекло легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего. Непосредственным основным объектом являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку глава 12 закрепляет правонарушения в сфере дорожного движения, а дополнительным объектом выступают отношения в сфере охраны здоровья, кроме того, при отсутствии данных последствий ответственность согласно ст. 12.24 КоАП РФ наступить не может. Поэтому дополнительный объект также является и обязательным объектом.

При характеристике объекта правонарушения нельзя не отметить схожие явления: предмет правонарушения, потерпевший от правонарушения и орудия совершения правонарушения. Если первый характеризует объект посягательства и представляет собой вещь материального мира, на которую непосредственно воздействует правонарушитель, причиняя вред объекту (имущественный ущерб), то потерпевший имеет место в случае наступления физического или морального ущерба. Орудие совершения правонарушения – это то, с помощью чего совершается правонарушение. Орудия совершения правонарушения характеризуют уже объективную сторону совершенного лицом деяния.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - повторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ - проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).

В обязательном порядке необходимо знать момент окончания правонарушения. В одних случаях законодатель это связывает с наступлением вреда, что фиксируется в диспозиции конкретной правовой нормы, например, мелкое хищение чужого имущества (материальный состав), в других – с совершением деяния, не указывая на последствия (формальный состав). Но при этом следует запомнить, что любое деяние причиняет вред, только определение его наличия является иногда сложным, или очевидным. Например, мелкое хулиганство, оскорбление и др.

Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие должностного лица как постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Существует особый порядок привлечения к ответственности несовершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом достижение возраста определяется с 00 часов следующих за днем его рождения суток, по этой причине при совершении административного правонарушения 16-летним в день своего рождения он не может нести самостоятельной административной ответственности, т.к. не является субъектом правонарушения.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам - административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ - административную ответственность юридических лиц.

На основании этого можем классифицировать субъекта (физическое лицо) как общий, специальный и особенный виды субъектов. Общим признается лицо, которое на момент совершения административного правонарушения считается вменяемым и достигло возраста административной ответственности. О таком субъекте диспозиция или санкция соответствующей нормы умалчивает (ст. 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство»), или в числе субъекта правонарушения называется гражданин (ч. 2 ст. 19.3 Кодекса). Специальный субъект помимо общих признаков обладает дополнительными, которые характеризуют пол, гражданство, совершеннолетие, должностное положение, вид деятельности и др. Например, вовлечь несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ может взрослое лицо (ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ) или родители (иные законные представители несовершеннолетнего) в соответствии с ч. 2 указанной статьи.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т.е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам в целям, прямо указанным в законе.

Таким образом, юридический состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых за совершенное лицом деяние предусмотрена административная ответственность. Отсутствие хотя бы одного юридического элемента исключает наличие юридического состава деяния, а, следовательно, и административную ответственность.

Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.

Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения. Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Вопрос 3 . Виды административных правонарушений.

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

1. По их закреплению в нормативно-правовых актах.

В КоАП РФ включены административные правонарушения, которые причиняют вред или создают условия для причинения вреда отношениям, которые урегулированы федеральными нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Законы субъектов РФ фиксируют правонарушения, которые посягают фактически на нормы, установленные нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

2. По форме вины.

Административные правонарушения делятся на умышленные и неосторожные, также встречаются смешанные, в которых встречаются одновременно две формы вины.

3. По конструкции объективной стороны.

Такое деление зависит от момента окончания правонарушения, по этому критерию правонарушения делятся на материальные и формальные составы административных правонарушений.

4. В зависимости от количества частей нормы, которая предусматривает административную ответственность.

В этом случае можем говорить о простых и сложных составах административных правонарушений. Например, самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ) простой состав, т.к. содержит одну часть, а мелкое хулиганство (ст. 20.1 Кодекса) содержит две части.

5. В зависимости от расположения в главах КоАП РФ или закона субъекта РФ.

Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН.

Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ.

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ.

Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ.

Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ.

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ.

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ).

Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ.

Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА.

В заключение рассматриваемого вопроса коснемся проблемы квалификации административных правонарушений. Квалификация – это сложный мыслительный процесс, который состоит в определении тождества (соответствия) элементов состава административного правонарушения, имевшего место быть, с элементами состава правонарушения, закрепленного в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.

Последовательно определяем признаки объективной стороны, объекта (родового и непосредственного), субъекта и субъективной стороны правонарушения. Данный процесс идет от частных признаков совершенного деяния к общим признакам состава административного правонарушения, закрепленного в законе.

Тема 11. Административная ответственность и административные наказания (2 часа).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие) . Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ :

умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения . К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст . Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ().

Иностранные граждане . Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях ().

4. Наказуемость деяния : за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях , ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство ();
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством ();
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ();
  • Превышение установленной скорости движения ()
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения "), и именно в общественных местах (признак "место ").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Виды административных правонарушений

Квалификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности.

В связи с огромным многообразием и большой распространенностью административных проступков единого критерия классификации административных правонарушений в научной литературе не существует. В связи с этим применяется комплексный критерий классификации, который объединяет совокупность признаков, характеризующихся единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникших при этом административных правонарушений .

Комплексный критерий квалификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, собственность, порядок управления и т.д.) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связи и др.) .

Административные правонарушения различают по многим признакам: по характеру правонарушения, по форме вины, по родовому и непосредственному объекту и др. .

Конкретные виды правонарушений содержаться в особенной части КоАП, где они сгруппированы в определенные классификационные группы (главы). Административные правонарушения по родовому объекту посягательства разделены на 17 видов. Все эти правонарушения закреплены в названиях глав КоАП .

Правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.1 - 9.28);

Против собственности (ст. ст. 10.1 -10.9);

В области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст. ст. 11.1 - 11.78);

В области предпринимательской деятельности (ст. ст. 12.1 - 12.48);

Против порядка налогообложения (ст. ст. 13.1 - 13.14);

Против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) (ст. ст. 14.1 - 14.16);

Против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст. ст. 15.1 - 15.64);

Против здоровья населения (ст. ст. 16.1 16.9);

Против общественного порядка и нравственности (ст. ст. 17.1 - 17.14);

Против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 18.1. - 18.43);

В области охраны историко-культурного наследия (ст. ст. 19.1 - 19.7);

Против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. ст. 20.1 - 20.13);

Против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст. ст. 21.1 - 21.19);

В области связи и информации (ст. ст. 22.1 - 22.16);

Против порядка управления (ст. ст. 23.1 - 23.85);

Против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст. ст. 24.1 - 24.12);

Против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета (ст. ст. 25.1 - 25.8).

Такая классификация административных правонарушений позволяет органам ведущим административный процесс четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность.

В свою очередь, административные правонарушения любой из глав КоАП можно разделить на определенные виды по непосредственному объекту посягательства. Так, правонарушения в главе 15 делятся на правонарушения: против экологической безопасности (ст. 15.2); против окружающей среды (ст. 15.1.) и против порядка природопользования (ст. 15.27). В главе 9 - на правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1); против достоинства человека (ст. 9.3); против прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.4 - 26). В главе 10 - на правонарушения против собственности на природные богатства (ст. ст. 10.1 - 10.4) и против иной собственности (ст. ст. 10.5 - 10.9).

По своему характеру административные правонарушения делятся на три вида:

1) собственно административные правонарушения - это такие, которые ни при каких обстоятельствах не могут относятся к другим видам правонарушений (дисциплинарным, уголовным и т.д.). Это всегда только административные правонарушения. Например, безбилетный проезд (ст. 18.30 КоАП), распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в пьяном виде (ст. 17.3), уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и др. .

Общественная вредность таких правонарушений слишком мала, чтобы считать их преступлениями. Они не могут быть дисциплинарными правонарушениями (совершаться по службе), так как совершаются гражданами, лицами без гражданства и иностранными гражданами.

2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные) - это такие правонарушения, которые одновременно относятся и административными и дисциплинарными. Так как они совершаются по службе, то их можно назвать служебными административными правонарушениями. В основном такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путем осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вопреки правовым нормам.

Эти правонарушения могут совершаться только должностными лицами, а также должностными лицами и другими работниками. К примеру, только должностным лицом могут быть совершены такие правонарушения, как необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного службой занятости в счет брони (ст. 9.16 КоАП), невозвращение из-за границы иностранной валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления (ст. 11.6 КоАП). .

Должностные лица и иные работники организации могут совершать административные правонарушения в виде нарушения установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) должностным или физическим лицом, ответственным за соблюдение указанного порядка (ст. 12.4 КоАП), нарушения законодательных актов об аренде торговых мест (ст. 12.37 КоАП), внесение должностным или уполномоченным лицом в племенное свидетельство заведомо ложных сведений о племенном животном, а также нарушение правил учета и нумерации племенных животных или определения их ценности и продуктивности (ст. 15.40 КоАП) и др.

3) смешенные правонарушения - содержат признаки первого и второго вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками организаций (юридических лиц) по службе. Например, повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4 КоАП), нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35КоАП), нарушение законодательства о семенах (ст. 15.56 КоАП) и др.

Разделяются административные правонарушения и по форме вины. По этому критерию они делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные (смешенные).

Львиная доля административных правонарушений совершается умышленно. Это правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека и гражданина, его прав и свобод (ст. 9.1-9.22 КоАП), мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП), нарушение правил государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП) и др. В некоторых статьях КоАП совершение правонарушения умышленно специально подчеркнуто в их диспозициях (умышленное причинение телесного повреждения, ст. 9.1. КоАП; отказ в предоставлении гражданину информации, ст. 9.6 КоАП, и др.) .

В действующем КоАП имеется лишь одно правонарушение, которое может быть совершено по неосторожности - это повреждение линий связи, телевидения и радиовещания, повлекшее перерыв связи, теле и радиовещания (ст. 22.4 ч. 2 КоАП).

Немалая часть административных правонарушений являются совмещенными, или соединяющими в себе обе формы вины - умышленную и неосторожную. Это значит, что такие правонарушения могут быть совершены и умышленно и по неосторожности. К ним можно отнести такие, как нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ст. 9.17 КоАП), открытие дверей транспортного средства во время движения (ч. 3 ст. 18.9 КоАП) и др.

Административные нарушения представляют собой противоправные антиобщественные действия, либо бездействие в какой-либо сфере деятельности, за которое по закону установлена административная ответственность и для ИП (физического), и для ООО (юридического лица).

Основанием для привлечения к административной ответственности служит, прежде всего, фактическое нарушение правовых стандартов и норм. Виды административных правонарушений различаются в зависимости от того, в какой сфере они совершены, но при этом имеют и одно сходство. Любое правонарушение может быть осуществлено виновно или противоправно. Так, все граждане страны подлежат административной ответственности только на основании выявленной вины. Организации же могут быть наказаны по отдельным на основании объективного вменения правонарушения. То есть за нарушенные законные правила. Освободить организации от мер административной ответственности могут только форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, мировые бедствия и природные катаклизмы и т.п.). Причем бремя доказывания этого факта лежит на самой компании.

Объект административного правонарушения - этоправовые отношения в сфере общественного управления государством. Они регулируются при помощи законодательных норм защищаются различными мерами ответственности.

Все виды административных правонарушений рассмотрены в Административном Кодексе РФ, причем они объединены в отдельные классификационные группы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:

Административные нарушения, связанные с нарушением прав граждан.

Нарушения, связанные со здоровьем граждан страны.

Административные нарушения в области охраны и использования собственности (частной или государственной).

Правонарушения, связанные с окружающей средой и проблемами природопользования.

Административные нарушения в сфере промышленности, строительства и в энергетике.

Правонарушения административного плана в сельском хозяйстве, в животноводстве и обработке земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Правонарушения в сфере управления транспортными средствами.

Противоправные действия в области развития связи и информации.

Нарушения в предпринимательской деятельности.

Финансовые махинации и нарушения при операциях с ценными бумагами на рынке.

Правонарушения административной направленности в таможенной области.

Административного характера, посягающие на деятельность институтов государственного управления.

Нарушения режима временного пребывания и проживания иностранных граждан и ЛБГ.

Правонарушения, направленные против порядка государственного управления.

Посягающие на общественные нормы жизни общества в целом.

Правонарушения в области призывников и военнообязанных.

Все виды административных правонарушенийсоединены воедино в три основные группы. Это преступления в экономической, социальной сфере и административно-политической.

Виды административных правонарушенийтакже различаются в зависимости от характера противоправного деяния и применяемых санкций. За нарушения административного характера применяется карательная, правовосстановительная ответственность. Такого рода деяние может быть умышленным или по неосторожности. Но и в том, и в другом случае виновность обязательно есть. Административное же наказание преследует, прежде всего, воспитательные и предупредительные меры. К административным взысканиям относятся следующие: конфискация, предупреждение, изъятие, исправительные общественные работы, арест и удаление за пределы страны.



Просмотров