Вещное право по римскому праву. Понятие и виды вещных прав в римском праве. Шокирующие факты о гигиене в средние века

Предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на вещь, или, иными словами, предметом (объектом) такого права является вещь. К числу вещных прав относятся: владение, право собственности и право на чужую вещь (рис. 36).

Классификация вещей

Таким образом, можно владеть вещью, но не иметь на нее права собственности . И с другой стороны, нередко случается, что собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения.

Из существа владения вытекает, что основанием для его возникновения служит прежде всего оккупация (захват вещи), сопряженная с намерением держать эту вещь для себя, иметь ее в своей власти. Причем захват не должен быть ни тайным, ни насильственным; вор никогда не будет законным владельцем украденного; напротив, он “всегда в просрочке”, т. е. считается незаконным владельцем с самого момента кражи со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями (изъятие украденного, многократный штраф).

Таким образом, владение возникает из добросовестного — без применения хитрости или насилия — пользования вещью, собственник которой либо неизвестен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть “захвачены” и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и проч., одним словом, вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности.

Владение не может и не должно быть вечным: этому препятствует экономический интерес. Необходимо, чтобы владелец был заинтересован в улучшении владения, особенно земельного владения, чтобы он относился к нему как к своей собственности (удобрение, орошение, огораживание и проч.).

На помощь владельцу, если он владелец добросовестный, приходит приобретательная давность. Сроки приобретательной давности периодически менялись — от 2-летнего владения землей по Законам XII Таблиц до 30-летнего по законам поздней империи.

Практическое значение института владения заключалось в защите, которую ему давало римское право. До тех пор пока лицо, заявляющее о себе как о собственнике вещи и требующее ее изъятия у несобственника-владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор окажет владельцу всю возможную защиту, включая интердикт — приказ о недозволенности самовольного захвата оспариваемой вещи. Отсюда и поговорка “блаженны владеющие”, ибо бремя доказывания , самое трудное в соответствующих обстоятельствах, лежало на истце.

Близким к владению — по своей юридической природе — римские юристы считали держание или, по-другому, “посредственное владение”. Под держанием также понимали пользование, лишенное права распоряжения. Однако в данном случае речь шла о вещах, собственник которых известен и не устраняется от извлечения доходов, приносимых вещами. Держание создается наймом квартиры, орудий труда, рабочего скота и проч.

Всякое владение прекращается как с отпадением фактического господства лица над вещью, так и с отпадением самого намерения владеть ею для себя.

1. Понятие вещи в римском частном праве.

2. Классификация вещей.

3. Понятие и виды прав на вещи.

Тема 7

Вещные права: понятие, виды. Владение и его защита по римскому частному праву

1. Понятие вещного права, отличия от обязательств. Виды вещных прав.

2. Понятие владения по римскому частному праву.

3. Отличие владения от держания.

4. Виды владения: правомерное (iusta) и неправомерное (iniusta), добросовестное (bonae fidei) и недобросовестное (malae fidei), владение для давности (ad uscapionem) и для интердиктной защиты (ad interdicta).

5. Приобретение и прекращение владения.

6. Защита владения. Виды владельческих интердиктов. Посессорная и петиторная защита владения.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имело признание владения неправомерным, добросовестным или недобросовестным?

2. Что означает приобретение владения телом (физически) и намерением? Можно ли приобрести владение только при наличии физического или только психологического элемента?

3. В чем различие между владением и держанием?

4. В чем принципиальное отличие владельческой (поссессорной) защиты от исковой (петиторной) защиты? В чем преимущества владельческой защиты по сравнению с исковой?

Письменное задание

1. Какова правовая природа владения? Можно ли считать владение субъективным правом. Приведите аргументы в подтверждение того, что владение – это факт и владение – это право, опираясь на Институции Гая и Дигесты Юстиниана (книги 41-43).

2. «Мы удерживаем владение зимними и летними пастбищами сознанием (голой волей), хотя и покидаем их на определенное время» /Paul.,54 ad ed., D. 41, 2, 3, 11/.

Является ли сезонное удаление пастуха вместе со стадами с пастбища необходимым элементом эксплуатации таких пастбищ? Имеется ли при этом намерение хозяина прекратить владение пастбищем? Что в связи с этим означает выражение «удерживать владение пастбищем сознанием»? Когда удалившийся с пастбища пастух считается утратившим владение? Существенно ли намерение удержать владение для его сохранения? Существенно ли намерение утратить владение для его прекращения?

3. «Привычное выражение, что мы удерживаем владение летними и зимними пастбищами волей, Прокул, как я узнал, употреблял лишь в качестве примера: ведь то же самое признается в отношении любого участка, с которого мы удаляемся не с тем желанием, чтобы утратить владение» /Ulp.,69 ad ed., D. 43,16,1, 25/.

Какой юридический смысл вкладывал Прокул в выражение «удерживать владение волей»? Что общего между намерением пастуха, кочующего с одного сезонного пастбища на другое, и намерением владельца иного участка, удаляющегося по делам? Какой смысл в изучении воли владельца для квалификации владения? Можно ли сказать, что воля владельца, присутствующего на участке, квалифицирует владение? Можно ли утверждать, что римские юристы судили о воле владельца удержать владение по отсутствию выраженного желания его утратить?

Можно ли сказать, что пастух, удаляясь с пастбища в связи с сезонным отгоном скота, утрачивает corpus - телесный контакт с вещью? Не является ли сезонное отсутствие пастуха на таком пастбище формой его использования, а значит - присутствия?

4. «Если тот, кто удерживает владение пастбища волей, сошел с ума, он не может, пока безумен, утратить владение этим пастбищем, поскольку безумный не может утратить намерение владеть»/(Proc.,5 epist., D. 41,2, 27/.

Можно ли утратить владение при сохранении corpus? Почему безумный не может этого сделать? Правомерно ли утверждение, что безумный в принципе не может осуществлять владение, в том числе удерживать начатое?

5. Павел писал:

· «Как нельзя приобрести владение иначе как волей и телом, так и утратить можно только то владение, в отношении которого и то и другое приведено к своей противоположности» /Paul,65 ad ed, D. 41, 2, 8/.

· «В отношении утраты владения следует изучить намерение того, кто владеет: так, если ты присутствуешь на поле и, тем не менее, не желаешь им владеть, сразу же утрачиваешь владение. Следовательно, утратить владение можно и одной волей, хотя приобрести нельзя» /Paul,54 ad ed., D. 41, 2, 3, 6/.

Нет ли противоречия между текстами? Как согласовать тексты между собой?

2. Павел писал:

· «Мы приобретаем владение и волей и телом: волей - непременно нашей; телом - или нашим, или другого лица. Но голой волей мы не можем приобрести владение, удержать же голой волей можем, как это происходит в отношении зимних и летних пастбищ» /Paul,sent, 5, 2, 1/.

· «И приобретаем мы владение телом и волей, а не само по себе только волей или только телом. Когда мы говорим, что мы приобретаем владение и телом, и волей, это не следует понимать так, что тот, кто хочет овладеть полем, обходит каждую пядь земли, но достаточно войти хотя бы на часть этого поля, если при этом мысль и намерение таковы, чтобы овладеть все полем в целом» /Paul, 54 ad ed, D. 41, 2, 3, 1/.

Какова роль animus для формализации волеизъявления приобретателя?

3. «Безумный и малолетний без одобрения опекуна не может начать владеть, поскольку у него отсутствует желание обладать, хотя бы они вполне осуществляли телесный контакт с вещью, - как если бы кто-то вложил что-нибудь в руку спящему. Но малолетний с согласия опекуна начинает владеть. Впрочем, Офилий и Нерва-сын говорят, что малолетний может начать владеть и без одобрения опекуна: ведь это фактическое, а не правовое отношение. С этим мнением можно согласиться, если они достигли того возраста, когда имеют разум» /Paul,54 ad ed, D. 41, 2, 1, 3/.

Почему у безумного и спящего отсутствует желание обладать? Возможны исключения в квалификации воли малолетнего? Почему?

4. «Мы приобретаем также владение через раба или сына, пребывающего в нашей власти, и притом - теми вещами, которые они держат из пекулия - даже не ведая об этом, поскольку считается, что они владеют по нашей воле, которой мы дозволили им иметь пекулий...» /Paul,54 ad ed, D. 41, 2, 1,5/.

В каких отношениях находятся упоминаемые в тексте держатели с признанным владельцем? Возможно ли сходное отношение между формально независимыми лицами (домовладыками)?

5. Какие вы знаете ситуации голого держания? Сравните свой список с тем, который можно составить на основе следующих текстов, и попытайтесь определить критерий «природного вла­дения» (держания), которым оперировали классики:

· «Следует знать, что этот иск сле­дует выдвигать против владельца, и не только против того, кто вла­деет цивильно, но и против того, кто получил владение естествен­ным образом. Поэтому решено, что кредитор, который получил вещь в залог, отвечает по иску о предъ­явлении вещи» /Ulp.,24 ad ed., D. 10,4,3,15/.

· «… ведь его можно предъявить и тому, у кого вещь оставлена на хранение, или кому она дана в ссуду или в аренду» / Pomp., 6 ad Sab., D. 10,4,4/.

· «Расхожий ответ, что никто не мо­жет сам для себя изменить осно­вание владения, следует понимать так, что имеется в виду не только цивильное, но и естественное вла­дение. И в силу этого дан ответ, что ни арендатор, ни тот, у кого вещь оставлена на хранение, или тот, кому она дана в ссуду, не может ради безвозмездной нажи­вы приобретать по давности как наследник» /lul., 44 dig., D. 41,5,2,1/.

6. Каковы причины того, что в римском праве владение получило самостоятельную защиту? Как можно объяснить избирательность защиты владения (арендаторы и лица, получавшие вещь в пользование с извлечением плодов первоначально не имели права на самостоятельную защиту, а залогодержатель или прекариста могли получить интердикт без обращения к хозяину вещи)? Для ответа необходимо изучить дополнительную литературу.

В римских источниках право, относящееся к вещам, охватывало регулирование всех имущественных отношений как вещных, так и обязательственных. Разграничения прав на вещные и обязательственные у римских юристов нет, но они различали вещные иски (actio in rem) и личные (actio in personam), соответствующие такому разграничению.
Классификация прав на вещные и обязательственные выработана позднее, но на материале римского права. Римские юристы отмечали двоякое положение лица по отношению к вещи и другим субъектам права при удовлетворении своих потребностей в вещах.
Вещные права дают лицу право непосредственного воздействия на вещь независимо от других лиц. Все другие обязаны не посягать на эту вещь, не препятствовать управомоченному лицу осуществлять свое вещное право. Вещные права имеют абсолютную защиту от всех и каждого. Они защищаются вещными исками. Объектом вещного права является вещь.
Обязательственные права дают управомоченному лицу право требовать от обязанного совершить какое-то действие или воздержаться от него. Удовлетворение своих потребностей управомоченное лицо получает не непосредственно, но лишь через исполнение обязанностей должником. Обязательственные права защищаются личными исками. Эта защита относительна, так как дается только против конкретного обязанного лица. Объектом таких прав являются действия.
К вещным правам относятся: право собственности, права на чужие вещи, владение.
§ 2. Понятие и виды вещей

В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении- не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r. incorporales). Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).
Телесные вещи- предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.
Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.
Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r.sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом- городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.
Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.
Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).
Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и r. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т.п.
Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (resmancipi) и неманципируемые (r.nec mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).
Вещи движимые и недвижимые
К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XIIТаблиц установили разные сроки приобретательной давности- 2года для недвижимых и 1год для движимых вещей.
Вещи делимые и неделимые
К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.
Вещи потребляемые и непотребляемые
Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).
Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные
Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально-определенных- прекращает.
Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определененные- незаменимыми вещами.
Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей
Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: "Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо" (Д.41.3 30. pr).
Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:
вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;
вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей.
При этом второй вид сложных вещей- совокупные вещи- можно, в свою очередь, разделить на подвиды:
вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);
вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).
В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.
Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д.2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д.6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д.7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д.7.4.10.8).
Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XIIТаблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл.VI.7.8).
Главная вещь и принадлежность
Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.
Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве)- это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.
Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: "Что чему служит" (qruid cui servit) (Д.1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно- или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).
В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст.135 ГКРФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать,- например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).
Плоды (fructi)- это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.
Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи-матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.
Таким образом, исключая чисто исторические виды вещей, присущие только Риму (вещи манципируемые и неманципируемые, вещи божественного и вещи человеческого права), основные виды вещей сохранили свое значение и в современном праве.

Классификация вещей, правовое значение каждого вида.

Вещи в римском праве - не только местно ограниченные части материального, телесного внешнего мира, не имеющие в глазах права способности быть субъектом права, но и всякое имущество как имеющее материальную ценность, благо, комплекс юридических прав или требований, также обладающий признанной самостоятельной правовой целостью.

Естественно понятие имущества - все, что фактически имеет для субъекта имущественную цену, правое понятие - имущество, юридически принадлежащее лицу.

Изначально вещи можно разделить на две вида:

1.Вещи, изъятые из оборота:

· Вещи, которые по своей природе не могут принадлежать кому-либо одному , море, воздух, текучая вода по своей природе не могут принадлежать кому-либо, поэтому их изымают из оборота;

· Вещи божественного права , не принадлежащие природе и изъятые из оборота те вещи просвещенны публичной власти богов: храмы, жертвенники, алтари;

· Места захоронения - места, где были погребены останки какого-либо человека, даже раба, а также городские стены.

· Вещи публичные - крепости, казармы, строения публичного назначения, построенные в общественных целях, но не путем предоставления их в общее пользование.

· Вещи, которые прямо запрещены к обороту. В наших условиях таких вещей очень много: сильные яды, «черные книги».

2.Вещи в обороте: Все остальные находятся в обороте.

В свою очередь вещи обороте можно классифицировать по многим признакам.

Классификация вещей в обороте:

1.Телесные , которые можно осязать и бестелесные , которые состоят только в праве и не имеют в собственном смысле материального выражения, но подразумевают осуществление некоторых действий в отношении предметов: наследство, обязательство сервитут и т.д.

2.Движимые и недвижимые . Недвижимость - земельные участки, недра посевы, постройки или фундаментально прикрепленные к ее поверхности, считалось ее составными частями. Действовало правило «сделанное на поверхности следует за поверхностью». Поэтому отдельная собственность на дом и на землю, на которой находился этот дом, была невозможна.

3.Манципируемые - особо ценные вещи и права, требующие для передачи права собственности соблюдения сложной обрядовой процедуры - манципации: земельныеучастки, распряженные в Италии, построенные на них дома, предиальные сервитуты, упряжные и вьючные животные; и неманципируемые - остальные вещи для передачи права собственности, на которые достаточно было просто фактически предать - традиция;

4.Потребляемые, которые изменяли свою количественную характеристику в процессе пользования вплоть до полного уничтожения без превращения качества вещи, и непотребляемые , которые не изменяли своих основных характеристик в процессе использования;



5.Делимые , не изменяющие своей сути от деления и неделимые ;

6.Родовые - те, которые не имеют индивидуальности, а имеют общий род, т.е. их мировая ценность на рынке определяется по весу, числу. Индивидуальные - те, которые в обороте имеют индивидуальность.

7.Главные (материально, физически законченные) и побочные (или придаточные) (теряют свое качество при отделении о главной вещи);

8.Сложные , которые включали в себя несколько самостоятельных элементов, которые могли быть признанными за отдельные вещи, и простые . Составные , которые не уничтожались качеств простых элементов, в них включенных.

9.Бесхозяйственный , которые на данный момент никому конкретному не принадлежит, и принадлежать не могут и вещи находящиеся в правовом обладании , - любая вещь, имеющая конкретного владельца, признаваемая таковым по римскому правому.

10. Плоды - вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой вещи: рабочая сила животных и рабов ; натуральные - хлеб, фрукты и т.д.; цивильные - проценты на капитал.

Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права, однако делалось различие между вещными исками и исками лич­ными.

Вещное право - это право (возможность) непосредственно и независи­мо от чьей либо воли воздействовать на вещь. Воздействовать - это зна­чит владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Таким образом, объектом вещного права является вещь, и ее соб­ственник пользуется абсолютной защитой (то есть против любого на­рушителя его прав как собственника).

Признаки вещных прав :

1.Вещные права возникаю по поводу телесных вещей, и они на столько тесно связаны с объектом, что гибель вещи есть всегда прекращения права.

2.В вещных правах интерес у правомочного лица от обладания вещи удовлетворяется за счет своих собственных действий.

3.Вещные права реализуются в абсолютных по характеру отношениях, где управомочивающиму лицу противостоит группа пассивно обязанных лиц. В вещных правах абсолютная защита не зависимо кто посягает

4.Вещные права мыслятся как бессрочные.

Система вещных прав:

1.Право собственность

2.Ограниченные вещные права:

2.Сервитуты;

3.Супер-фикцияй;

4.Эмфитезис.

3.Институт владения

Классификация на вещные права и обязательства. В римском праве появились такие объекты: вещь и действия другого лица по поводу вещи.

Различия исков:

Вещные права:

1.Право владения;

2.Право собственности;

3.Право на чужие вещи;

4.Владения и пользование земельным участком;

Понятие вещей. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

Наиболее общим образом вещи делились на:

1) вещи Божественного права (священные, святые и религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой они находились, гробницы, скульптуры богов;

2) вещи человеческого права:

Публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;

Частные, принадлежавшие отдельным лицам.

Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

Классификация вещей. В римском праве кроме телесных и бестелесных существовали и другие категории вещей:

1) изъятые и не изъятые из оборота;

2) манципируемые и неманципируемые;

3) простые и сложные;

4) потребляемые и непотребляемые;

5) делимые и неделимые;

6) главные и побочные;

7) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;

8) движимые и недвижимые;

9) телесные и бестелесные.

Изъятые и не изъятые из оборота вещи. Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) - это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) - это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

Манципируемые и неманципируемые вещи. Манципируемые вещи (res mancipi) - это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты.

Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. К италийским землям относились следующие змельные участки:

Ager vectigalis - оброчные земли, т. е. земельные участ ки, которые бессрочно (первоначально - на 5-летний срок) и с правом наследования сдавались в аренду;

Ager privates vestigalisque - земельные участки, продаваемые государством или общиной частным лицам. Своеобразие данного способа приобретения земельных участков заключалось в том, что приобретатель становился обладателем права пользования участком (хотя и передаваемого по наследству). К тому же на приобретателя возлагалась обязанность уплачивать арендную плату за пользование приобретенным участком. Данную форму землевладения можно рассматривать как переходный этап между общественным и частным землевладением;

Ager quaestorius - государственная земля, которая продавалась во временное частное пользование с установлением обязанности приобретателя уплачивать арендные платежи. Особенностью данного вида передачи земли в частное пользование было то, что данная сделка могла быть отменена по усмотрению государства и соответствующий земельный участок мог быть вновь обращен в государственную собст венность;

Ager occupatorius - государственные земельные участки, имеющие естественные природные границы (реки, горы и т. п.). Особенностью правового режима данных земельных участков являлось то, что они не обрабатывались до момента передачи в частные руки. Способом приобретения данных земельных участков была оккупация (захват) патрициями. Пользование земельными участками юридически считалось временным, однако фактически земля с течением времени переходила в собственность захвативших ее лиц;

Adsignatio - передача в частную собственность одинаковых (имеющих квадратную форму) земельных участков государственной земли. Эти земельные участки имели небольшой размер; их раздача носила массовый характер и происходила в торжественной обстановке;

Ager locatus ex lege censoria - государственные земельные участки, сдававшиеся в аренду лицу, которое сделало наиболее выгодное предложение (т. е. земельные участки, передаваемые по конкурсу);

Ager colonicus - италийские земли, которые подлежали передаче в частную собственность колонистам.

Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) - все остальные вещи.

Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи - traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации - mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

Простые и сложные вещи. Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

Сложные вещи делились на два вида:

а) составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);

б) состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).

Вещи движимые и недвижимые. Движимые вещи (res mobiles) - вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

Недвижимые веши (res immobiles) - вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).

Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых - два года.

В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

Вещи индивидуально-определенные (res species) и определяемые родовыми признаками (res genus). Родовые вещи (res genus) - вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» - «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».

Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми.

Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

Вещи потребляемые и непотребляемые. Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их ис пользовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

Вещи простые и сложные. Деление вещей на простые и сложные возникло в классическую эпоху. Деление вещей происходило в зависимости от их сложности:

Простые вещи (corpus, quod uno spiritu continetur) представляли собой однородное единое целое и не распадались на составные части (раб, бревно, камень и т. п.);

Сложные вещи состояли из различных соединений вещей и имели между собой материальную связь, например здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей до соединения в определенную вещь могли принадлежать разным лицам. Несмотря на то что часть вещи становилась новой сложной вещью, та непосредственная часть принадлежала хозяину. Однако же объединенные части подчинялись праву, уста новленному на целую вещь.

Вещи главные и побочные. Главные вещи - это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.

Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (растворенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

Принадлежность - побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

Плоды - это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Вещи в обороте и вне оборота. Вещи в обороте (res in commercio) - это вещи, которые могли участвовать в правовом обороте между отдельными людьми (мена, купля-продажа) и являлись объектами частной собственности.

Вещи вне оборота (res extra commercium) - это вещи, которые не могут участвовать в обороте по своим естественным признакам. Согласно Институциям Юстиниана есть вещи, которые по естественному праву принадлежат всем. К этой категории относятся: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

Плодоносящие вещи и плоды. Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

Плодоносящие вещи (res fructiferae) способны производить плоды органически или в результате человеческого труда, не изменяя своего назначения.

Плоды (fructus) делились на:

1) гражданские плоды (fructus civiles), которые возникали вследствие различных имущественных операций и являлись в современном по нимании доходами от использования вещи. Доходы могли быть регулярными (приносимыми естественным путем) или получаться из правоотношений по поводу плодоносящей вещи (например, проценты с капитала, рента с земли);

2) естественные плоды (fructus naturales), которые возникали под дей ствием природных факторов и труда людей:

Плоды, еще соединенные с производящей их вещью (fructus pendentes);

Плоды, уже отделенные от производящей их вещи (fructus separati);

Плоды, уже захваченные кем-то себе (fructus percepti);

Переработанные плоды (fructus consumpti);

Плоды, которые необходимо собрать (fructus perci piendi).

Правовая судьба плодов различалась при наличии какого-либо права на плодоносящую вещь. При истребовании плодоносящей вещи плоды автоматически забирались и возвращались собственнику вместе с ней. Однако если плоды были уже потреблены, то ответственности за это не полагалось.

Виды прав на вещи. Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на: а) владение; б) собственность; в) права на чужие вещи.



Просмотров