Судебный участок. Подсудность дел и производств мировому судье

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ, мировые судьи действуют в пределах судебного района на судебных участках, что означает привязку мирового судьи в большей мере к судебному району, чем к судебному участку. Судебный участок - это территория, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи. Под судебным районом следует понимать территорию, на которую распространяется юрисдикция одного районного суда.

На одном судебном участке создается одна должность мирового судьи, поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», количество судебных участков соответствует числу мировых судей. Число должностей мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается указанным законом.

Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Место постоянного пребывания мирового судьи определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда, т.е. буквально может находиться за пределами судебного участка, что вступает в противоречие с сущностью мировой юстиции.

С 2001 года, с самого начала деятельности мировых судей, остро обозначились проблемы неравномерности нагрузки на мировых судей разных судебных участков, судебных районов и необходимости регулярного корректирования границ судебных участков. Факторы, влияющие на судебную нагрузку, редко учитывались при «нарезке» судебных участков, также не всегда это было возможно. Не сложно оценить по данным судебной статистики количество преступлений, уголовные дела о которых стали подсудны мировым судьям, расположение налоговых и иных органов государственной власти. Увязать уровень преступности с уровнем гражданской конфликтности населения уже сложнее. Предусмотреть появление на судебном участке крупных организаций, банков заранее вовсе не всегда возможно. Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации границы судебных участков определяются законодательными актами, что правильно по существу, но увеличивает сложность и длительность внесения в такие акты изменений.

На решение указанных проблем направлен п. 6 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», введенный Федеральным законом от 04.03.2013 № 20-ФЗ. Если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, председатель районного суда вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. Однако оперативный механизм решения сходных проблем на уровне судебных районов законом не предусмотрен.

В период временного отсутствия (болезнь, отпуск, другие уважительные причины), приостановления или прекращения полномочий мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого (по возможности - ближайшего) судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе создана одна должность мирового судьи, возложение обязанностей производится постановлением председателя (заместителя председателя) областного или соответствующего суда на мирового судью ближайшего судебного района.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. При этом абзацем 3 п. 3 п. 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривается, что мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда. Указанные правила не только ставят под сомнение единство статуса судей, но и дискредитируют деятельность органов судейского сообщества, поскольку являются свидетельством отсутствия единообразия в практике квалификационных коллегий судей разных субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по общим правилам судопроизводства, выполняют функции судов первой инстанции и осуществляют пересмотр принятых ими судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Мировому судье подсудно следующее.

I. Гражданские дела следующих категорий:

  • 1) дела, возникающие из семейно-правовых отношений;
  • а) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • б) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • в) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел о признании брака недействительным и дел по спорам о детях (в том числе дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка). Например, дела о взыскании алиментов;
  • г) дела о выдаче судебного приказа;
  • д) дела об определении порядка пользования имуществом;
  • е) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Например, дела о защите прав потребителей при цене иска до 50 000 рублей. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. При этом споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

II. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в п. 1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса России. Например, к подсудности мировых судей относятся дела о совершении кражи без квалифицирующих признаков; дела о причинении легкого вреда здоровью, побоях, угрозе убийством; дела частного обвинения.

III. Дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если такие дела не отнесены к подсудности районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов. Например, дела о нарушениях правил дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

Такие дела можно разделить на две категории: как отнесенные в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к подведомственности мировых судей, так и не подведомственные, но рассматриваемые ими в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве альтернативной подсудности.

IV. Федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.02.2005 № 2-ФЗ), мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции не только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но и законами субъектов Российской Федерации . Из содержания ст. 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) следует, что субъекты Российской Федерации осуществляют организацию производства по делам об административных правонарушениях, установленных законами субъектов Российской Федерации, определяют подведомственность таких дел в соответствии с ч. 2 ст. 22.2 указанного Кодекса должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, структурных подразделений названных органов, а также иным должностным лицам, осуществляющим контрольные или надзорные функции. Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях как специальным и более новым законом не предусмотрена возможность определения подведомственности судебным органам дел об административных правонарушениях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи единолично рассматривают дела по общим правилам судопроизводства. Институт мировых судей существует и существовал ранее во многих зарубежных государствах (в Великобритании - с 1361 г. и по наши дни). Его типичными чертами являются: упрощенный порядок назначения или избрания судей - представителей общественности («мира», отсюда произошло наименование «мировые судьи»), подсудность им несложных и малозначительных дел, рассмотрение таких дел в рамках особой упрощенной процедуры в сокращенные сроки, расширение пределов судейского усмотрения. В отечественных формах судопроизводства такие судебные процедуры ограничены приказным производством (вынесением судьей судебного приказа по бесспорным гражданско-правовым требованиям, основанным на письменных доказательствах), поэтому предоставление мировым судьям возможности выносить решение по «бесспорным» искам без описательно-мотивировочной части при ведении протокола судебного заседания является важной, востребованной и давно ожидаемой мерой. В отсутствие таких мер можно было утверждать, что мировые судьи в Российской Федерации лишь называются таковыми, по существу являясь участковыми судьями.

Судебные акты (судебные приказы, решения, приговоры, постановления и определения) мировых судей могут быть пересмотрены районными судами в апелляционном порядке по апелляционной жалобе лиц, участвующих в деле, или апелляционному представлению прокурора, поданным до вступления судебного акта в законную силу. Апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей рассматриваются районными судами с учетом территорий судебных районов.

Дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения мировых судей рассматриваются президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям в качестве суда первой инстанции, рассматривают верховный суд республики, краевой суд, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

  • Например, в Свердловской области в соответствии с законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-03 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» мировые судьи рассматривают дела об административныхправонарушениях, предусмотренных ст. 4-5, 6, 9-19, 21, 22, 30-41 настоящего законаСвердловской области, за исключением дел об административных правонарушениях,рассматривать которые уполномочены административные комиссии и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, указанныйв ст. 45-2 настоящего закона Свердловской области.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", иными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок создания судебных участков и наделения мировых судей полномочиями, их компетенция

В соответствии со ст. 28 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков . Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определен ст. 6 , закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Компетенция мирового судьи

В соответствии со ст. 3 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских , об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о

Статья 1. Создание судебных участков и введение должностей мировых судей

Судебные участки на территории Тверской области создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В соответствии с федеральными законами "О мировых судьях в Российской Федерации" , "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" создать 73 судебных участка и установить 73 должности мировых судей Тверской области, в том числе:

Судебный участок Андреапольского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бежецкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Бежецка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бельского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бологовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Бологое, количество мировых судей - 1;

Судебный участок ЗАТО Озерный, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Весьегонского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Жарковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Западнодвинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Зубцовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Калязинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кашинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Кашина, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кесовогорского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кимрского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Кимры, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Кимры, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Конаковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Конаковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Конаково, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Конаково, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Краснохолмского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кувшиновского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Лесного района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Лихославля, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Лихославльского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Максатихинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Молоковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Нелидовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Нелидово, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Оленинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Осташковского района и ЗАТО "Солнечный", количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Осташкова, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Пеновского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Рамешковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Ржевского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Ржева, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Ржева, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Сандовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Селижаровского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Сонковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Спировского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Старицкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Торжокского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Торжка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Торжка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Торопецкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Удомельского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Удомля, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Фировского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей- 1;

Судебный участок N 2 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 5 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Калининского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Калининского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 5 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Центрального района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Центрального района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебные акты мировых судей Российской Федерации. Полная база решений, определений и постановлений мировых судей по всем категориям, статистика судебных дел. Адреса и контактная информация всех судебных участков по субъектам Российской Федерации.

Деятельность Мировых судей Российской Федерации

Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Полномочия и порядок деятельности мировых судей определенны законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 N 1-ФКЗ , законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ , а также иными законами Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи Российской Федерации рассматривают в первой инстанции следующие категории дел:

  • Уголовные дела в соответствии с ч. 1 ст.31 УПК РФ, при этом наказание за совершение подобных деяний не должно превышать трёх лет лишения свободы;
  • Категории специальных дел о выдаче судебного приказа;
  • Расторжение брачных отношений, в том случае если, если между супругами отсутствует споры в отношении несовершеннолетних детей;
  • Дела, связанные с разделом нажитого в брачном периоде имущества, при этом цена иска не должна превышать пятидесяти тысячам рублей;
  • Дела об определении порядка пользования совместным имуществом;
  • Другие дела, возникающие из семейных отношений, за исключением дел об оспаривании материнства либо отцовства, принудительная процедура лишения родительских прав, также ограничение в осуществлении родительских прав и удочерение либо усыновление, признание брака фиктивным (незаконным);
  • Категории других дел относящихся к имущественным спорам. Не рассматриваются дела о наследовании определённых имущественных обязательств, дела о пользовании интеллектуальной собственностью;
  • Категории дел об административных правонарушениях, которые отнесены КОАП РФ к компетенции мирового судьи;
  • Дела, в которых имеются вновь открывшиеся обстоятельства, в отношении ранее вынесенных судьей решений, принятых им в ходе рассмотрения в первой инстанции и вступившими в законную силу.
Кроме вышеперечисленных категорий дел, федеральным законодательством к подсудности Мирового судьи могут быть отнесены также другие категории гражданских, административных и уголовных дел.

История создания мировых судов в России

До восемнадцатого века в нашей стране не было даже понятия мировых судов в понятном нам понимании, первые суды похожие на современные аналоги стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II. Более ста лет существовала созданная Екатериной уникальная для своего времени система судебного делопроизводства. А первые аналоги мировых судов, в современном их понимании появились в результате проведенной в Российской империи 1863 году судебной реформы. Одним из значимых нормативных актов, разработанный в ходе проведения судебной реформы, стал «Судебный устав». На основании данного нормативного акта, в систему органов власти Российской империи были впервые введены мировые суды. Судьей мирового суда мог стать только мужчина, подданный Российского государства, не моложе двадцати пяти лет и имеющий специализированное образование. Подобные суды существенно разгружали судебную систему России, так как в них рассматривались несущественные дела, которые часто заканчивались миром между истцом и ответчиком.

После первой октябрьской революции в 1917 году система судопроизводства претерпела существенные изменения. Вместо мировых судов в судебной системе страны появились местные суды, действующие на основании положения Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917"О суде". Данным декретом приостанавливались действия существующего института мировых судей, а местные судьи, уполномоченные рассматривать дела все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, предусматривающие не более 2 лет лишения свободы, избирались прямыми, демократическими выборами, при этом прежние мировые судьи также не были лишены права избираться на данные должности. Впоследствии, после издания декрета ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и постановления ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» , в стране были учреждены Народные суды, в компетенцию которых были переданы все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения республики или лица, установление факта или события. Гражданским процессуальным кодексом Р.С.Ф.С.Р. устанавливалась единая судебная система, состоящая из Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда. Данная система явилась прообразом современной судебной системы судов общей юрисдикции.

Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" , в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.

Территориальная подсудность дел мировых судей

Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела. Территориальная подсудность мировых судей, заключается в рассмотрении дел мировыми судьями в рамках территории своих судебных участков. Число мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте РФ определяются федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.

Количество судебных участков на территории субъектов рассчитывается по численности населения в административно-территориальном образовании. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Председатели районных судов обеспечивают равномерное распределение уровня загрузки на судебном участке. Если нагрузка, возлагаемая на одного мирового судью выше среднего значения, то в таком случае председатель районного суда вправе передать часть дел и исковых заявлений мировому судье другого участка, но в том же судебном районе. Как показывает практика, судебные участки на территории России всегда загружены, и это является существенной проблемой для осуществления судопроизводства.

Порядок рассмотрения дел мировыми судьями

Мировые судьи рассматривают споры на основании поступившего искового заявления. Форма гражданского иска, сроки подачи искового заявления определены в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса России. В случаях, определенных действующим законодательством, судья может отказать в принятии искового заявления, вернуть исковое заявление, или оставить исковое заявление без движения. При подаче искового заявления необходимо собрать всю доказательственную базу, предоставить копии и оригиналы документов, рассчитать госпошлину, которая рассчитывается от суммы иска при имущественных спорах либо имеет установленную налоговым законодательством определенную сумму при делах неимущественного характера.

На стадии предварительного рассмотрения, а также в ходе рассмотрения дела по существу между сторонами судебного процесса возможно заключение мирового соглашения, по определенным категориям дел. При этом судья не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела. Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд. В ходе судебного заседания участники имеют права делать ходатайства и отводы судье, участвовать как самостоятельно, так и предоставляя вместо себя лицо, защищающее их интересы по доверенности, истребовать протоколы судебных заседаний для ознакомления и внесения замечания в них, просить судью о привлечении свидетелей или приобщении материалов, имеющих значение для своевременного и юридически правильного рассмотрения дела с точки зрения требований действующего процессуального законодательства.

Судебные решения мировых судей

Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.

Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.

Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Обжалование решения мирового судьи осуществляется путем подачи апелляционной жалобы, Апелляционную жалобу можно подавать не только на решение суда, но и на процессуальные судебные акты. Обжалование осуществляется в установленные процессуальным законодательством сроки. Также, в определенных случаях обжалование судебного решения или судебных действий может осуществляться представителем прокуратуры. В апелляционной жалобе также указывается данные суда апелляционной инстанции и лица, подавшего жалобу. В тексте жалобы приводится аргументация с обоснованием и ссылками на соответствующие правовые нормы, с указанием оснований неправомерности, по мнению автора жалобы, вынесения судебного решения, приводится соответствующая аргументация и доводы. Подать жалобу может непосредственно как участник процесса, так и лицо, действующее за него по доверенности. По итогам предварительного рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, принимается решение по возбуждению производства по жалобе и рассмотрению ее по существу, возврату или оставления ее без движения.

Рассмотрение жалоб на решения мировых судей осуществляется районными судами, которые являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

А.Н. МУЧКИНОВА,

аспирантка Российского университета Дружбы народов

Для определения судебного участка законодательно закреплен лишь один критерий - численность населения. В зависимости от численности населения в каждом субъекте Федерации самостоятельно рассчитывается число судебных участков и определяются их границы. Но из какой именно численности населения следует исходить при определении необходимого количества судебных участков? Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее - Закон) судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Такими территориальными образованиями, как правило, являются районы, следовательно, на территории административного района образуется один судебный участок, и в этом случае ни о какой независимости их от местной власти речи быть не может.

Трудности возникают также при определении принципа формирования судебного участка. Закон дает право образовывать самостоятельный судебный участок, если население района составляет менее 15 тыс. человек. Однако не ясно, в каких случаях при формировании участка следует исходить из расчета населения до 30 тыс. человек, если при такой численности есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения? Предположим, что в составе субъекта Федерации (области) имеются два района с населением соответственно 12 тыс. и 14 тыс. человек. Учитывая, что мировой судья, согласно Закону, может обслуживать на своем участке до 30 тыс. человек, следует ставить вопрос об образовании одного судебного участка, мировой судья которого будет рассматривать отнесенные к его компетенции дела 26-тысячного населения, проживающего на территории двух административных районов. Но в то же время у субъекта Федерации есть все основания образовать вместо одного судебного участка два, поскольку население каждого района не превышает 15 тыс. человек.

Таким образом, в соответствии с нормой указанного Закона возникает вопрос о соотношении административно-территориального образования, в частности района, и судебного участка: должен ли судебный участок ограничиваться пределами одного района, или возможно образование одного судебного участка на несколько районов? Если руководствоваться нормой ч. 4 ст. 4 Закона, то следует признать правомерным осуществление мировым судьей правосудия на территории с населением как 30 тыс., так и 10 тыс. человек и менее.

Этот пробел законодательства на практике приводит к различному толкованию субъектами Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков. Исходя их своих интересов они ставят вопрос об образовании дополнительных судебных участков на территориях с небольшим количеством населения, что может разгрузить районные суды и в то же время обеспечить незначительную нагрузку мировых судей. Несовершенство Закона, отмеченное выше, приводит к неоправданным экономическим затратам; при этом следует учитывать, что финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета.

Во избежание зависимости мировых судей от местной власти и различного толкования субъектами Российской Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков, по нашему мнению, было бы правильнее не проводить связь между административно-территориальным образованием и судебным участком, то есть исключить из Закона предложение: «В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок». Кроме того, чтобы облегчить задачу субъектам Федерации и Государственной думе РФ при принятии каждого федерального закона по этому вопросу, следовало бы указать в Законе «твердую» цифру численности населения на одном судебном участке.

Судебный участок может совпадать с участком, обслуживаемым отделением местной (муниципальной) милиции. По согласованию судебного ведомства с местной администрацией и руководством милиции мировой судья может первое время (а возможно, и постоянно) размещаться в здании отделения милиции (как правило, отделения милиции расположены в удобном для населения месте и достаточно обустроены). Одновременно решаются проблемы охраны мировых судов, обеспечения безопасности деятельности мировых судей и соблюдения порядка на судебных участках.

Проблему эту необходимо решать и на законодательном уровне, в частности, дополнить нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» статьей 24.1 следующего содержания: «Действие настоящего Закона в полной мере распространяется на мировых судей и на обеспечение их деятельности». Ведь в помещениях судов не только находится значительное количество важных документов, но и осуществляется правосудие, процесс отправления которого не всегда проходит гладко. Между тем должны быть полностью исключены нарушения общественного порядка и оказание давления на суд и участников процесса. Обслуживание судебных участков приставами не только облегчит процесс судопроизводства, но и усилит контроль за исполнением судебных решений и приказов.

Анализ судебной практики показал, что определение количества судебных участков исходя только из численности населения не совсем себя оправдывает. В Камчатской области по этой причине остались вне зоны судебной деятельности обширные территории, на которых размещены садовые участки, охотничьи и рыболовные хозяйства и станы, лесные и проселочные дороги, прибрежные зоны морей, океана и других водных объектов. А в этих местах нередко возникают ситуации, подпадающие под юрисдикцию мировых судей: браконьерство, автодорожные и другие транспортные происшествия с материальными претензиями, хищения, земельные и иные споры. Только по этой причине пришлось вносить коррективы в границы большинства судебных участков, расположенных на периферии, а в одном регионе создать дополнительный участок.

В связи с этим при создании судебных участков нужно учитывать не только численность населения, но и другие факторы: специфику региона, характер территории (город, сельская местность), особенности находящихся на территории учреждений (рынки, дома отдыха и пр.). При этом в городах определяющими должны быть уровень преступности и социальная конфликтность, а в сельской местности - территориальная удаленность населенных пунктов (без жесткой увязки с численностью населения).

После принятия Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», в основу которого были положены формальные расчеты самих субъектов Федерации, выявились существенные различия в реальной нагрузке мировых судей на разных судебных участках в пределах одного субъекта и невозможность ее регулирования в рамках действующего законодательства. Так, в Республике Калмыкия мировой судья Яшкульского судебного участка в 2002 году рассмотрел 995 гражданских дел, тогда как мировым судьей Черноземельского судебного участка за этот же период было рассмотрено лишь 202 гражданских дела. Если мировым судьей Кетченеровского судебного участка в 2003 году было рассмотрено только одно уголовное дело, то мировой судья Лаганского судебного участка в том же году рассмотрел 101 уголовное дело! Таким образом, неравномерность нагрузки мировых судей на различных судебных участках Республики Калмыкия очевидна.

Неравномерны нагрузки у мировых судей и на судебных участках Курской области - они колеблются от 7 до 40 дел в неделю, некоторые мировые судьи вынуждены разрешать в неделю не менее 50 дел, а одному судье пришлось за неделю рассмотреть даже 70 дел!. Такое положение представляется недопустимым, поскольку возникает цепь негативных последствий: во-первых, нарушается принцип справедливости в осуществлении мировыми судьями своей профессиональной деятельности; во-вторых, неравномерная нагрузка препятствует эффективному и рациональному использованию корпуса мировых судей; но самое главное - высокая нагрузка судей и работников их аппарата приводит к снижению качества рассмотрения дел, удлиняются сроки рассмотрения, то есть нарушаются права граждан.

В этой связи назрела необходимость ввести в ст. 4 Закона новеллу, позволяющую на уровне субъекта Федерации решать следующие вопросы:

· при значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допускать их передачу на менее загруженный судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, то есть по постановлению председателя районного (городского) суда;

· разрешать работу на одном судебном участке двум и более мировым судьям, что, к примеру, делают в Брянской и Ростовской областях. Это, в конечном счете, не только снизит напряженность в распределении дел, но и обеспечит гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные законом сроки.

Здесь, правда, возникает некоторое противоречие с конституционным правом гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Думается, в данном случае надо исходить из реалий жизни, свидетельствующих, что подсудность не изменится, так как дело будет рассматриваться мировым судьей. Что касается границ судебного участка, то они представляют собой условное деление территории на зоны деятельности мировых судей, а не самой административной территории. При этом право гражданина не будет нарушено, если его дело рассмотрит судья соседнего участка - случается, что участки разделяет одна улица или проселок.

Содержащееся в базовом законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Указанное положение лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи законом субъекта Федерации без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду. Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован.

При решении вопроса о том, в юрисдикцию какого судьи или суда должны быть переданы дела мирового судьи, должность которого упраздняется, необходимо исходить из положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с ГПК РФ и УПК РФ дела, подсудные мировому судье, никто другой рассматривать не вправе. Поэтому передача дел мирового судьи судье того же уровня представляется наиболее приемлемой. При этом, думается, дела следует передавать мировому судье ближайшего судебного участка, чтобы проживающим на территории упраздняемого судебного участка людям было легче добраться до суда - ведь одной из целей создания института мировых судей является именно облегчение доступа к правосудию. О том, что дела должны передаваться в ближайший суд, говорится также в ч. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Что касается вопроса, кому должно принадлежать право передачи дел другому судье, ответ на него можно найти в той же ч. 8 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, а также в Постановлении Конституционного суда РФ от 16.03.1998 № 9-П «О проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан». В соответствии с этими нормативными актами правом передачи дел из одного суда в другой обладает председатель вышестоящего суда. Таким образом, если ближайшим будет судебный участок того же района, где размещался и упраздненный участок, дела передаются председателем районного суда; если таковым окажется судебный участок другого района - председателем республиканского (краевого, областного) суда. Из смысла ст. 33 ГПК РФ передача дел в другой суд должна оформляться мотивированным постановлением суда.

Урегулировать данный вопрос на уровне законодательства субъектов Федерации не представляется возможным. В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Вышестоящие по отношению к мировым судьям суды относятся к федеральным судам, поэтому установление норм, возлагающих на их председателей функции по привлечению к исполнению обязанностей мирового судьи мировых судей других судебных участков, находится исключительно в компетенции Российской Федерации. При таких обстоятельствах полагаем, что ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» целесообразно дополнить предложением следующего содержания: «При упразднении судебного участка или должности мирового судьи отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела одновременно передаются мировому судье ближайшего судебного участка по мотивированному постановлению председателя вышестоящего суда».

В соответствии с частями 3 и 5 ст. 4 Закона законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает закон об упразднении судебного участка или должности мирового судьи и одновременной передаче дел этого мирового судьи в юрисдикцию другого суда.

Библиография

1 См.: Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4. С. 38-41.

2 Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. В.И. Радченко - М.: Норма, 2001. С. 133.

3 См.: Урбан Е. Предоставить субъекту Федерации больше самостоятельности при формировании корпуса мировых судей // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 39-41.

4 См.: Бирюкова Т. Мировой судья - в зеркале социологии // Мировой судья. 2003. № 1. С. 12.



Просмотров