Субъекты права на осуществление местного самоуправления

Дискуссионный вопрос – право на местное самоуправление – оно индивидуально или коллективно? Точка зрения: если учитывать, что специфика в муниципальном праве заключается в том, что субъект является одновременно и объектом правового регулирования, то получается что субъект коллективный – так как местное сообщество управляет само собой.

В чем подвох этого вопроса? В том, что право на местное самоуправление (то есть, право на организацию, решение вопросов местного значения в интересах местного населения)– это коллективный интерес,по природе своей он не может быть индивидуальным, это право на местное самоуправление - оно коллективно. А право на осуществление местного самоуправления (участие в выборах, в референдумах, право на информацию) – оно индивидуально, правда некоторые из этих прав, как к примеру – право на обращение – имеют в себе коллективную компоненту.

Самоуправление – категория группы лиц. Местное самоуправление – это самоорганизация какой-то группы для решения каких-то вопросов. То есть нужно различать два права – право на самоуправление и право на осуществление местного самоуправления. Местное самоуправление неотделимо от муниципального образования, местное самоуправление реализуется внутри, в рамках муниципального образования.

Местное самоуправление и муниципальное образование – это особая ситуация, это не просто коллектив, из которого захотел - вышел, мы имеем здесь общность людей, объединенную общей территорией и еще рядом специфических признаков. Категория местного самоуправления возникает тогда когда появляются какие-то общие дела, общие интересы – а это вещь коллективная.

Есть три субъекта права на осуществление местного самоуправления:

Местное население

Муниципальное образование

Органы МСУ

Лучше употреблять: местное население, местное сообщество, или жители муниципального образования – «на худой конец» (вместо народ, многонациональный народ и пр. – это осталось в конституционном праве.)

Итак, выше были рассмотрены права местного населения на самоорганизацию и на участие в местном самоуправлении, и возникает еще один субъект, с правом на осуществление местного самоуправления – это муниципальное образование.

Муниципальное образование – особый публично-правовой субъект.

Органы МСУ. Муниципальное образование – это конструкция, как юр.лицо в ГП – это конструкция, МО с юр.лицом на экзамене сравнивать НЕ СТОИТ (В СМЫСЛЕ ПОБОЙСЯ АДА И ПОСЛЕДСТВИЙ НЕСДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО - НЕ ПИШИ ЭТОГО НИКОГДА!!!).

То есть функционирует МО в лице органов и должностных лиц, по идее(это важное замечание) от его имени создаются муниципальные предприятия и учреждения, по идее с ним и судится нужно. Но здесь некоторая незадача - ведь органы местного самоуправления являются юр.лицами. А что такое юридическое лицо, как субъект права и что это значит в этом контексте? В частности, если открыть п.1 ст.2 АПК, то там мы увидим:



«Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1.защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления , иных органов, должностных лиц в указанной сфере;»

Получается у ОМС есть свои интересы в предпринимательской и иных видах деятельности. Это какие же? Когда единственное назначение этих органов – это выступать от имени муниципального образования,который и есть субъект права. На практике это приводит к тому, что судятся с ОМС, причем несколько ОМС выступают соответчиками, причем чаще всего иск подается и к ОМС и к муниципальному образованию, чтобы не прогадать. Правильно здесь – сразу привлекать к делу муниципальное образование, на что ума хватает далеко не всем. А должно быть так: субъектом права является муниципальное образование, от его имени выступают ОМС и должностные лица, которые никаких интересов в предпринимательской и иной деятельности иметь не должны. ОМС – это производный субъект, не может быть, чтобы были органы, но не было муниципального образования.

*Представительный орган – у нас юридическое лицо в форме учреждения, местная администрация – тоже юр.лицо, в форме учреждения – в чем проблема вот такого формирования в форме учреждений - об этом еще будет говориться.

Что говорит по поводу субъектов Конституционный суд. КС РФ: говоря о гражданах, как о субъектах права на осуществление местного самоуправления, КС защищает их права и ограничивает их права, по логике и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ (Из курса конституционного права все должны помнить - критерии ограничения прав и свобод: только для защиты конституционно-значимых целей, только ФЗ, а также критерии соразмерности, обоснованности, необходимости и пропорциональности – особое мнение судьи Бондаря от 2005 г. - смотреть).

Здесь есть, конечно, недостатки, в том плане, что КС, говоря об ограничении права на местное самоуправление, не учитывает институциональную природу местного самоуправления. П.3 ст.55 Конституции РФ – это конечно универсальный инструмент, но должна учитываться и особая специфика местного самоуправления. Нужно учитывать двойственную природу местного самоуправления, из которой нельзя вычесть ни одного компонента.

Конституционный суд говорит о двойственности муниципального образования :

Первая позиция : Постановление КС от02.04.2002 по делу Злобина и Хнаева – в данной позиции КС дает МО (как группе граждан) возможность стать субъектами обращения в конституционный суд. ДО 2002 г. этого не было. МО понимается КС как «территориально организованное объединения граждан, коллективно реализующие на основании конституции право на осуществление местного самоуправления»

Вторая позиция : КС в 2011 признает двойственность МО – и определяет МО, как «публично-территориальную единицу,цель которой решение вопросов местного значения и реализация переданных полномочий».
Если приравнивать МО только к праву гражданам, группе граждан, это приводит к тому, что права МО будут защищаться на основании ст.46 Конституции РФ. В итоге, муниципалы пытаются что-то отсудить по контракту – по ст.46 Конституции, на деле же нужно обращаться к ст.133 Конституции, которая говорит о судебных гарантиях местного самоуправления, как особого публичного субъекта и должен быть по идее свой механизм судебной защиты муниципальных образований.

Муниципальные образования – это публичный субъект, для того, чтобы быть МО, нужно обладать определёнными признаками. Тут можно отметить некую аналогию с субъектом РФ, который имеет конституционно-правовой статус, а что это значит? Это значит – ряд признаков, который делает субъект федерации субъектом федерации.

Признаки МО:

1) Собственная территория

2) Организационная самостоятельность

3) Функциональная самостоятельность

4) Экономическая и финансовая самостоятельность

5) Правовая автономия

6) Официальная символика

Если убрать один из этих признаков – муниципального образования не будет. Кроме того,суды общей юрисдикции выделяют еще ряд признаков, производных от этих основных – регистрация по месту жительства и регистрация недвижимости, наличие инфраструктуры (это может и признак, но уж точно не для всех муниципальных образований).

Теории сущности местного самоуправления.

Выделяется два глобальных направления – общественное направление и государственное направление.

Общественное направление:

1) теория свободной общины, это первая обдуманная теория того, что такое местное самоуправление, которая понимает право на местное самоуправление как естественное право коллектива, то есть оно неотчуждаемого,государство не может на него покушаться, оно не должно препятствовать его реализации. Считает, что община первичней, чем государство. Теория самоликвидировалась, так как государство тоже может само создавать местные образования.

2)общественно-хозяйственная теория – тоже есть община и право на МСУ, но главное что есть - это сугубо местные дела, которые противопоставляются делам государственным.

* Найти в сегодняшнем законе чисто местные дела,противопоставляемыми государственными- и это будет учтено на экзамене – без шуток! Нужно будет обосновать.

Государственное направление:

Государство играет значительную роль, закрепляя за МС часть своих полномочий. Свод законов Российской империи – в свое время ряд государственных вопросов перекочевал на земский уровень, и под это все была дана возможность взымать сборы для обеспечения всего этого.

1)политическая теория - МС - государственное «дитя», (НЕ ПУТАТЬ ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ), но оно должно характеризоваться выборными органами и должностными лицами, не должно быть назначаемых сверху лиц, должна быть выборность.

2) юридическая теория – МС осуществляется в рамках МО, в данном контексте местное сообщество является корпорацией публичного права, юридическим лицом. Эта та теория, которая дала основу всем практически европейским моделям местного самоуправления.

Тест по дисциплине «Государственное и муниципальное управление» 1. а) б) в) Власть и управление – два понятия: альтернативных; взаимосвязанных; независимо существующих. 2. а) б) в) Какая функция государства относится к внешним функциям? Экономическая; Обеспечение обороны страны; Правовая. 3. а) б) в) Какая функция государства относится к внутренним функциям?? Экономическая; Обеспечение обороны страны; Правовая. 4. Формирование общенациональных идей, призванных объединить общество в границах государства – это какая функция государственного управления а) Регулятивная функция; б) Целеполагающая функция; в) Идеологическая функция. 5. Какой принцип государственного управления предполагает активное участие населения в принятии решений государственного и местного значений а) Принцип суверенности; б) Принцип демократизма; в) Принцип гомогентности. 6. Субъектом государственного или муниципального управления является: а) Соответствующий орган или должностное лицо государства или местного самоуправления; б) Руководство предприятий и организаций; в) Общественные отношения. 7. Объект государственного и муниципального управления – это: а) Общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей; б) Поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение; в) Все вышеперечисленное. 8. Совокупность организующих и регулирующих воздействий людей и их общественных институтов, в том числе государственных, на сознание, поведение и деятельность других людей для достижения определенной цели это: а) Управление; б) Мотивация; в) Целеполагание. 9. Объединение административно-территориальных единиц, которые не имеют собственной государственности характерно для: а) Унитарного государства; б) Федерации; в) Конфедерации. 10. Союз государств, которые являются самостоятельными в пределах, распределенных между ними и центром компетенций, характерно для: а) Унитарного государства; б) Федерации; в) Конфедерации. 11. Постоянный союз самостоятельных государств, объединенных осуществления конкретных совместных целей, характерно для: а) Унитарного государства; б) Федерации; в) Конфедерации. для 12. Первым Президентом России был: а) М.С. Горбачёв; б) Б.Н. Ельцин; в) В.В. Путин. 13. Президент Российской Федерации является: а) Главой государства; б) Гарантом Конституции РФ; в) Верны все ответы. 14. Президент Российской Федерации избирается сроком на: а) 2 года; б) 4 года; в) 6 лет. 15. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации: а) Не моложе 35 лет; б) Постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; в) Верны все ответы. 16. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет: а) Личных средств кандидатов в Президенты РФ; б) Средств федерального бюджета; в) Верны все ответы. 17. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия: а) Госдумы РФ; б) Совета Федерации РФ; в) Верны все ответы. 18. Президент РФ не имеет право: а) Председательствовать на заседаниях Правительства РФ; б) Председательствовать на заседаниях Государственной Думы РФ; в) Вносить законопроекты в Государственную Думу РФ. 19. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более: а) Одного срока; б) Двух сроков подряд; в) Трех сроков подряд. 20. Порядок формирования Совета Федерации РФ предполагает: а) Назначение на должность члена Совета Федерации РФ Президентом России; б) Избрание членов Совета Федерации РФ всенародным избранием; в) Избрание члена Совета Федерации РФ законодательными (представительными) и исполнительным органами государственной власти субъектов РФ. 21. Заседания Совета Федерации РФ проводятся совместно с заседаниями Государственной Думы РФ в случаях: а) Заслушивания послания Президента России; б) Обсуждения поправок к Конституции РФ; в) После завершения формирования палат Федерального Собрания РФ. 22. Процедура принятия закона в Государственной Думе РФ предусматривает: а) Прохождение трех чтений законопроекта; б) Возможность изменения стандартной процедуры рассмотрения законопроекта и принятия закона в соответствии с регламентом Совета Федерации РФ или указа Президента России; в) Проверку соответствия рассматриваемого в Совете Федерации РФ законопроекта действующим нормам международного права. 23. К какой ветви власти принадлежит Правительство РФ является частью власти: а) Исполнительной; б) Законодательной; в) Судебной. 24. Заместители Председателя Правительства РФ назначаются на должность: а) Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; б) Президентом РФ по своей инициативе; в) Председателем Правительства РФ. 25. Правительство РФ не имеет право издавать: а) Постановления Правительства РФ; б) Распоряжения Правительства РФ; в) Федеральные законы. 26. Судебная власть в соответствии с конституционным устройством РФ: а) Осуществляется независимо от иных ветвей государственной власти; б) Выделена в системе государственного управления в отдельное звено; в) Осуществляется независимо от иных ветвей государственной власти исключением чрезвычайных судов. за 27. Пересматривать решения органов судебной власти вправе: а) Уполномоченные государственные органы, осуществляющие судебный контроль; б) Суд присяжных заседателей; в) Нет правильного ответа. 28. Структура судебной системы РФ содержит: а) Чрезвычайные суды; б) Суды субъектов РФ; в) Народные суды; 29. Судьи в соответствии с судебной системой РФ различаются между собой: а) По компетенции; б) По юрисдикции; в) По статусу. 30. К полномочиям прокуратуры РФ относится: а) Исполнение решений суда, вступивших в законную силу; б) Исполнение наказаний и мер принудительного характера, назначенных судом; в) Уголовное преследование. Часть II 31. Целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов называют: А) государственной политикой Б) внешнеэкономической политикой В) государственное регулирование экономики Г) социально-экономическим развитием 32. Государственное регулирование экономики направлено на достижение А) равновесия платежного баланса Б) равновесия торгового баланса В) финансовой стабильности Г) равновесного роста общей экономической системы 33. Впервые необходимость создания системы государственного регулирования рыночной экономики обосновал: А) Дж. Кейнс. Б) М. Фридман В) П. Самуэльсон Г) В. Ленин 34. Достижение экономической и социальной стабильности относится к: А) специальной цели Б) генеральной цели В) конкретной цели Г) вспомогательной цели 35. Интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей характерна для: А) ФРГ Б) США В) Великобритании Г) Франции 36. Преобладание значительного числа относительно автономных органов в высших административных структурах характерно для: А) ФРГ Б) США В) Великобритании Г) Франции 37. Экономическая модель, которая предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путём «точной» дозировки объёмов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей, называется: А) реактивной Б) проактивной В) адаптационной Г) интегрированной 38. Прямые методы государственного регулирования экономики: А) не связаны с созданием дополнительного материального стимула Б) связаны с созданием дополнительного материального стимула В) не базируются на силе государственной власти Г) интегрированы с бизнесом 39. Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции относятся к: А) общим методам государственного регулирования экономики Б) специальным методам государственного регулирования экономики В) косвенным методам государственного регулирования экономики Г) прямым методам государственного регулирования экономики 40. Налоги относятся к: А) общим методам государственного регулирования экономики Б) специальным методам государственного регулирования экономики В) косвенным методам государственного регулирования экономики Г) прямым методам государственного регулирования экономики 41. Использование бюджетно-налогового механизма для достижения национальных социально-экономических целей характерно для: А) финансовой политики Б) валютной политики В) денежно-кредитной политики Г) социальной политики 42. Использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего на оптимальность денежного обращения характерно для: А) финансовой политики Б) валютной политики В) денежно-кредитной политики Г) социальной политики 43. Высшей формой государственного регулирования являются: А) программирование Б) прогнозирование В) планирование Г) мониторинг 44. Административные меры обычно представлены в форме: А) закрепления Б) разрешения В) принуждения Г) контроля 45. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над: А) ценами Б) доходами В) учётной ставкой Г) валютным курсом 46. Установление государством «правил игры» представляет собой А) административное регулирование Б) уголовное регулирование В) правовое регулирование Г) экономическое регулирование 47. Процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность экономических процессов, формирование определенных пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью ее развития называется: А) Программирование Б) прогнозирование В) планирование Г) программно-целевое управление 48. Планирование включает в себя: А) расчеты показателей, характеризующих состояние национальной экономики Б) Научную постановку целей социально-экономического развития В) Сравнительную оценку альтернативных вариантов и выбор наиболее приемлемых из них Г) все вышеперечисленное 49. Научно обоснованное предсказание о возможном состоянии экономики в будущем и/или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний называется: А) экстраполяция Б) прогноз В) программа Г) анализ 50. Центральным элементом системы планирования является: А) экстраполяция Б) прогноз В) программирование Г) анализ Часть III 51. Право местного самоуправления реализуется в форме: А) прямого волеизъявления; Б) выборы; В) верны ответы а и б; Г) нет правильного ответа. 52. Местное самоуправление представляет собой: А) структурное подразделение государственной системы управления; Б) обособленную структуру общественного регулирования; В) независимую структуру в системе органов государственной власти субъектов Федерации; Г) нет правильного ответа. 53. Осуществление полномочий органами местного самоуправления происходит: А) самостоятельно по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления; Б) совместно с органами государственной власти субъектов Федерации; В) самостоятельно по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления, за исключением вопросов по предоставлению региональных дотаций и субвенций; Г) совместно с органами государственной власти субъектов Федерации, за исключением вопросов по предоставлению региональных дотаций и субвенций. 54. Органы государственной власти субъектов Федерации в отношении местного самоуправления: А) не могут оказывать влияние на степень самостоятельности местного самоуправления, гарантированную государством; Б) могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления; В) могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления только по вопросам, специально закрепленным в конституциях (уставах) субъектов Федерации; Г) нет правильного ответа. 55. Исходя из конституционной организации власти и принципа разделения властей, местное самоуправление: А) обязательный элемент системы управления; Б) элемент конституционной организации власти, который устанавливается государством при возникновении необходимости; В) элемент конституционной организации власти, который возникает на основании волеизъявления населения муниципального образования; Г) факультативный элемент системы управления. 56. А) Б) В) Г) Источниками права местного самоуправления в России являются: Конституция РФ; Европейская Конституция; Европейская хартия местного самоуправления; верны ответы а и в. 57. А) Б) В) Г) 58. В России органы местного самоуправления представляют собой: исполнительные органы; представительные органы; представительные и исполнительные органы; ничего из вышеперечисленного. В России во всех муниципальных образованиях представительные органы: А) назначаются вышестоящими органами; Б) избираются прямыми выборами; В) ничего из вышеперечисленного. 59. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления в России в соответствии с Федеральным законом 1995 г: А) составляет пять лет; Б) не может превышать четырех лет; В) не может превышать пяти лет. 60. Глава муниципального образования по должности: А) может входить в состав его представительного органа; Б) не может входить в состав его представительного органа; В) должен входит в состав его представительного органа; Г) ничего из вышеперечисленного. 61. За счет каких средств финансируется муниципальная служба? А) за счет средств местных бюджетов; Б) за счет средств региональных бюджетов; В) за счет средств федерального бюджета; Г) из других источников. 62. Что является субъектом управления в системе муниципального управления? А) органы местного самоуправления; Б) бизнес-сообщество; В) все перечисленное; Г) ничего из вышеперечисленного. 63. Какие факторы определяют организационную структуру местной администрации: А) численность населения; Б) социальная сфера; В) природно-географическое положение; Г) все вышеперечисленное. 64. Местная администрация как социальная система ориентирована на: А) развитие системы; Б) стабильность и неизменность системы; В) получение максимума доходов муниципального бюджета; Г) ничего из вышеперечисленного. 65. Основным субъектом права на самоуправление признается: А) консолидированная структура должностных позиций для осуществления местного самоуправления; Б) население муниципальных образований; В) государство; Г) выборные и иные органы местного самоуправления. 66. Какие финансовые категории объединяет в себе бюджет государства? а) налоги; б) государственный кредит; в) государственные расходы; г) все вышеперечисленное. 67. Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют: а) федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации; б) консолидированные бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований; в) все уровни бюджетной системы РФ; г) такой категории, как консолидированный бюджет РФ в системе бюджетного регулирования не существует. 68. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе, на осуществление определенных целевых расходов, относятся: а) к дотациям; б) к субвенциям; в) к субсидиям; г) к безвозмездным перечислениям. 69. Дефицит государственного бюджета характеризует: а) превышение расходов государственного бюджета над суммой полученных доходов; б) превышение доходов и полученных официальных трансфертов над суммой расходов; в) превышение доходов и полученных официальных трансфертов над суммой расходов и чистого кредитования; г) нет правильного ответа. 70. Укажите предельный срок погашения для любых долговых обязательств Российской Федерации: а) 30 лет; б) 49 лет; в) 50 лет; 7) 75 лет. 71. Основным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, является: а) налоги; б) рефинансирование государственного долга; в) сокращение военных, социальных или иных расходов: г) внешний денежный заем. 72. Инструментами регулирования долга являются: а) рефинансирование; б) погашение долга; в) прощение долга; в) отказ государства от обязательств; г) нет правильного ответа. 73. Дискреционная фискальная политика предполагает: а) автоматическое изменение налогов и сборов; б) изменение трансфертных платежей, применение мер стимулирующего характера; в) опосредованное изменение в уровне государственных проектов; г) нет правильного ответа. 74. В Налоговом кодексе РФ установлены следующие виды налогов и сборов: а) прямые и косвенные; б) федеральные, региональные и местные; в) общие и специальные; г) закрепленные и регулирующие. 75. При оценке эффективности налоговой системы используются следующие макроэкономические показатели: а) уровень инфляции; б) объем капитальных вложений; в) удельный вес общей суммы налогов в ВВП; г) все вышеперечисленное. 76. Сфера полномочий Счетной палаты РФ охватывает вопросы: а) контроля федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств; б) экспертно-аналитического аспекта деятельности различных органов финансового контроля; в) регулирования финансовой деятельности органов финансового контроля. 77. Область контрольных полномочий Минфина РФ распространяется: а) на финансовые средства федерального уровня; б) на финансовые средства всех уровней бюджетной системы; в) на вопросы формирования и использования бюджетов и внебюджетных государственных фондов. 78. Могут ли внебюджетные государственные фонды привлекать дополнительные денежные средства путем заимствования? а) да; б) нет; в) только в случае, когда государство является гарантом займа; г) только в случае, когда государство является кредитором займа. 79. Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются: а) ассигнования из федерального бюджета; б) страховые вносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; в) доходы от капитализации временно свободных средств; г) все вышеперечисленное. 80. Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики? а) формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов; б) учет потребностей и интересов общественного развития; в) наличие государственной долгосрочной программы развития и перспектив финансовой политики; г) нет правильного ответа.

Муниципальные отношения по своей структуре включают ряд элементов, среди которых выделяют субъектов муниципального права.

По смыслу Основного закона страны вся власть находится в руках народа. Таким образом, можно сделать по аналогии вывод, что на местном уровне власть принадлежит населению.

Вообще к субъектам местного самоуправления можно отнести:

  • Граждан, проживающих на территории муниципалитета, при этом иностранцы также имеют непосредственное отношение к населению
  • Местная власть, без которой невозможно осуществлять местное управление
  • Государство, обеспечивающее существование местной власти, посредством принятия законов

В этой статье:

Население как основной субъект муниципальных отношений

Центральным субъектом местного управления, безусловно, является население. Термин население в буквальном смысле означает тех граждан, которые населяют ту или иную территорию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что без присутствия граждан, невозможно организовать власть на той или иной территории.

Граждане приобретают статус населения путем регистрации на конкретной территории муниципалитета. Находясь на территории города или населенного пункта, граждане принимают непосредственное участие в жизни муниципалитета, например, облагораживают территорию, голосуют на избирательных участках, пользуются муниципальной собственностью и услугами.

Говоря об иностранцах, пребывающих на территории муниципалитета, то можно отметить равенство в правах наряду с гражданами этой территории. То есть они имеют право на жилище, на труд и даже на участие в выборах, если имеют постоянную регистрацию на территории муниципалитета.

Органы местного самоуправления

Муниципальные органы являются вторичным субъектов муниципальных отношений, так как они формируются после того, как появляется территория, населяемая гражданами. Местные органы власти являются неотъемлемым элементом существования местной власти, так как они наделяются для этого полномочиями.

Формирование муниципальных органов происходит самостоятельно населением. Никто иной не вправе вмешиваться и давать указания в отношении выборов или назначения должностных лиц местного уровня.

Структура муниципальных органов также формируется самостоятельно. Виды местных органов и порядок их формирования закрепляется уставом муниципалитета, а также на уровне регионального закона.

Роль государства в отношениях с местной властью

Государство занимает особую роль в организации и деятельности местной власти. С одной стороны они никоим образом не вмешиваются в деятельность муниципалитета, с другой принимают активное участие в том, чтобы местная власть имела право на существование, а население принимало в этом непосредственное участие.

Государство активно взаимодействует с муниципальными органами. Это проявляется в постановке общих целей и задач развития гражданского общества. В связи с чем, принимаются законы, которые распространяются на каждого гражданина.

Государство помогает в поддержании общественной безопасности и дисциплины, посредством системы правоохранительных органов.

Кроме того, без финансовой помощи не возможна любая деятельность хозяйствующих субъектов муниципальных образований. Так, например, организация малого бизнеса невозможна без кредитования, льготного налогообложения, проведения совместных мероприятий по организации и функционирования предпринимательства.

Таким образом, роль государства проявляется в помощи и обеспечении права граждан в осуществлении местного самоуправления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Местное самоуправление - форма народовластия

Принципы организации местного самоуправления

Заключение

Список литературы

Введение

Данная контрольная работа будет посвящена местному самоуправлению, его природе и принципам, закрепленным Конституцией РФ, федеральными Законами.

Чтобы мы могли более точно и подробно понять, в каких качествах рассматривать понятие «местное самоуправление», какие вопросы и функции присущи органам местного самоуправления, какое значение они имеют для муниципальных образований, какое огромное значение имеют для народа нашей страны.

Также нам необходимо узнать сущность принципов местного самоуправления, их классификацию и назначение.

Понятие местного самоуправления

Безусловно, понятие «местное самоуправление» очень широкое, поэтому мы рассматриваем его в сразу нескольких качествах: в качестве основы конституционного строя, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, формы народовластия.

Стоит отметить, что местное самоуправление, согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления должен быть признан как во внутреннем законодательстве, так и в конституции государства.

Конституция РФ, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, выраженные прежде всего в народовластии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя в РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Бесспорно, наша конституция не имеет исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Закон об организации общих принципов местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов.

Мы знаем, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

Конституция РФ гарантирует, что положения, закрепленные в настоящей конституции, относительно местного самоуправления, не могут быть изменены не иначе, как в порядке, установленном Конституцией. И это является важной гарантией развития местного самоуправления в России.

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность в интересах местного населения.

Хартия указывает, прежде всего, на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований - городских и сельских поселений.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 КРФ). Право самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Известно, что население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением - необходимый элемент конституционной организации власти (постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000). Население осуществляет местное управление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. К формам участия населения в местном самоуправлении относится территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на территориальные муниципальные образования.

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина на РФ на осуществление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления, как самостоятельно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления к должностным лицам местного самоуправления.

Важно сказать, что, признавая право местного населения на самоуправление, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

Следует добавить, что государство наряду с другими формами признает и защищает муниципальную собственность.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается, с учетом мнения населения данных территорий.

Статья 133 КРФ гласит, что местное самоуправление, гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении обеспечивают иные государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Ограничение права на местное самоуправление может быть только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя.

Местное самоуправление - форма народовластия

Согласно ст. 3 КРФ народ осуществляет свою власть несколькими способами: непосредственно; через органы государственной власти; через органы местного самоуправления. Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом своей власти.

Определение местному самоуправлению находится в Федеральном законе 2003 г., оно помогает нам выделить основные его черты, место в системе народовластия.

Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население муниципального образования, которое осуществляет управление как непосредственно, так и через выборные органы.

Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

Мы уже говорили о том, что органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Зато значительная часть его деятельности представляет собой решение вопросов, на которые государство влияет многими способами. Кроме того, они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Органы государственной власти осуществляют контроль над ними.

Местное управление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения. Их перечень находится в Законе 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления. Он не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению другие вопросы, только при наличии собственных финансовых ресурсов.

Самостоятельность местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Это находит отражение в организации обособленности самоуправления.

Важным проявлением его самостоятельности является признанное государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления.(На сегодняшний день большое значение имеют денежные средства, для осуществления функций самоуправления).

Воля народа обязательно должна найти свое выражение, но само собой, в рамках Закона. За соблюдением закона строго следят различные формы контроля.

Порядок и условия ответственности должностных лиц определяются уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления ответственны как перед государством, своими народом, так и перед физическими и юридическими лицами.

Как уже было сказано не раз, органы местного самоуправления должны чтить и соблюдать интересы своего населения. Должны защищать и отстаивать права своего народа.

Заботиться о сохранении памятников исторической культуры, следить за тем, чтобы у многонационального народа, населяющего территорию муниципального образования не нарушались права, и не подвергались дискриминации традиции и обычаи, относящиеся к определенным национальностям.

Принципы организации местного самоуправления

К принципам относятся закрепленные Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации деятельности населения, формируемые ими органы, самостоятельно осуществляющие управление местными делами, и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

Основные функции принципов заключаются в следующем: предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории РФ; являясь теоретической основой муниципального строительства, помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки; выступают в качестве оценки системы управления; способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления; служат обеспечением прав местного населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, выступая в качестве международных и федеральных гарантий.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечиваются не только правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим правовым принципам организации местного самоуправления можно отнести следующие:

- приоритет общепринятых принципов и норм международного права, международных договоров в области местного самоуправления по отношению к законодательству о местном самоуправлении.

- допустимость изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных Законом, не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.

- осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления органами государственной власти субъектов федерации в случаях и порядке, установленных Законом.

- обязательность муниципальных правовых актов на всей территории муниципального образования.

- высшая юридическая сила устава муниципального образования и решений, принятых на местном референдуме.

- судебная защита прав местного самоуправления.

Территориальные принципы:

- осуществление местного самоуправления на всей территории России.

- установление и изменение границ муниципальных образований.

- преобразование муниципальных образований законами.

- разграничение территорий субъекта, за исключением территорий с низкой плотностью населения.

Организационные принципы:

-органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

- органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и образуются представительным органом муниципального образования, участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления.

- структура органов местного самоуправления определяется муниципальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

- структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования, по предъявлению главы местной администрации.

- органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут, наделяется отельными государственными полномочиями в порядке, установленном законом.

Экономические принципы:

- признание и защита муниципальной собственности наравне с другими формами собственности.

- самостоятельность управления органами местного управления муниципальной собственностью, установление и исполнение личного бюджета.

- наличие у каждого муниципального образования собственного бюджета.

- недопустимость определения федеральными законами и законами субъектов Федерации объемов расходов за счет средств местных бюджетов, а также иные общие экономические принципы, устанавливаемые законом.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы добавить, что к принципам организации местного самоуправления, можно отнести следующее: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; а самое главное, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, перед своим населением.

Также стоит добавить, что каждый из данных принципов может быть выражен в виде своеобразной системе более конкретных принципов, каждый из принципов, без сомнения важен для организации местного

Список литературы

1.Выдрин И. В. «Местное самоуправление в Российской Федерации: от идей к практике.» , учебное пособие. - М: Издательский дом «Интел-синтез», 2006 г.-108с.

2.Васильев В.И. «Местное самоуправление В России», учебное и научно-практическое пособие - М.: 2005 г.- 127с.

3.Кутафин О.Е. «Муниципальное право Российской Федерации», учебник. - М.: «ТК Велби», Издательство «Проспект», 2007 г.- 672с.

4.Шугрина Е.С. «Муниципальное право» - учебное пособие.- М: Издательский центр «Академия», 2005 г.- 208с.

Подобные документы

    Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления.

    реферат , добавлен 08.02.2006

    Понятие местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в системе институтов публичной власти. Функционирование системы местного самоуправления в муниципальном образовании.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Местное самоуправление-форма организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление в системе властных отношений. Местное самоуправление-институт народовластия. Полномочия местного самоуправления.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Местное самоуправление-основа Конституционного строя РФ. Становление модели организации местного самоуправления. Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Понятие функций местного самоуправления. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2004

    История местного самоуправления. Этапы формирования местного самоуправления в России. Понятия и принципы местного самоуправления. Предметы ведения и структура местного самоуправления. Формы осуществления, правовые акты, гарантии местного самоуправления.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Историко-правовой аспект развития местного самоуправления в России. Тенденции его развития и структура. Конституционные основы местного самоуправления в РФ, зарубежных странах. Решение вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2016

    Признаки и особые категории муниципальных образований. Принципы, отличающие местное самоуправление от других форм местной власти и местного управления. Разграничение между муниципальными образованиями полномочий по решению вопросов местного значения.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2016

    Основные теории местного самоуправления. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления. Системы местного самоуправления за рубежом. Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации. Глава муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2010

    Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации. Понятия и принципы местного самоуправления, его правовые, территориальные, финансово-экономические основы. Гарантии прав местного самоуправления и его ответственность.

Понятие местного самоуправления.

(ст. 12). Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года).

Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Объектом местного самоуправления являются не только вопросы местного значения, под которыми подразумеваются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований, отнесенные к таковым уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ, но и территория муниципального образования, имущество муниципального образования и правовые акты.

Субъекты местного самоуправления , т.е. тех, кто наделен правами и обязанностями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы:

    индивидуальные субъекты : общие (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и специальные (избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие);

    коллективные (органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, государственные органы);

    политико-территориальные (муниципальное образование, субъекты Российской федерации и Российская федерация в целом);

    социальные (население муниципального образования, население субъектов РФ и России).

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в европейской хартии о местном самоуправлении (принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированной Россией в 1998 году), которая является правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы:

    принцип признания и гарантирования местного самоуправления - Российская Федерация в соответствии с требованиями Европейской хартии наделяет местное самоуправление высоким статусом одной их основ конституционного строя страны. Местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти;

    принцип самостоятельности местного самоуправления – реализуется посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственности, формированию и исполнению местных бюджетов. Гарантией самостоятельности местного самоуправления является запрещение органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления;

    принцип независимости органов местного самоуправления – согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

    принцип ответственности местного самоуправления - реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом. Ответственность местного самоуправления перед государством установлена за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий. Меры ответственности перед государством: роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности главы муниципального образования, признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

К принципам относят также многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность .

Федеральным законом установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях, т.е. в муниципальных образованиях.

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Существуют следующие виды муниципальных образований : городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

Местный референдум – это форма непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, представляющая собой голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют на местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума.

Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленным законом избирательных прав граждан.

Собрание (сход) граждан – в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Народная правотворческая инициатива - население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан в органы местного самоуправления - граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Публичные слушания – для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Опрос граждан – проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Основные модели организации власти в муниципальном образовании:

    Глава и представительный орган избираются населением, при этом Глава возглавляет Администрацию;

    Глава и представительный орган избираются населением. Глава возглавляет представительный орган;

    Глава избирается представительным органом;

    Представительный орган избирается населением, а Глава либо представительным органом, либо населением. При этом Глава возглавляет и Администрацию и представительный орган. При условии, что численность населения не превышает 1000 человек;

    полномочия представительного органа осуществляет сход граждан;

    представительный орган формируется в результате непрямых выборов. Эта модель предусмотрена для муниципальных районов. Представительный орган состоит из Глав поселений и депутатов поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа и является его председателем.

Система гарантий местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих его реализацию и правовую защиту.

Выделяют два вида гарантий местного самоуправления :

Общие :

    экономические - многообразие и равная степень защищенности всех форм собственности, включая муниципальную, свобода экономической деятельности, уровень доходности местного бюджета;

    политические - степень демократичности политических институтов, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление местного самоуправления, четкое разграничение предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

    идеологические – уровень культуры и правосознания населения.

Специальные:

    запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

    судебная защита прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

    право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

    обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;

    обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями.



Просмотров