Органы публичной власти как субъекты информационных правоотношений. Административно-правовой статус органов исполнительной власти в IT-сфере Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны

Термин "исполнительный орган" не равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку исполнительные органы имеет практически всякая социальная система (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.п., и система местного самоуправления в лице управы, местной администрации и т.д.). Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. Кроме того, в его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера (например, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики России). Присутствующий в действующем законодательстве термин "исполнительный орган государственной власти" равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.

Рисунок 1. Признаки органа исполнительной власти

Нужно отметить, что статус органа исполнительной власти и само введение в законодательство термина "исполнительная власть" вызывает ряд обоснованных претензий со стороны признанных специалистов административного права. Так, Ю.М. Козлов вполне закономерно указывал на то, что существовавшее ранее лишь в теории понятие "органы государственного управления", включавшее в себя полный спектр органов, созданных государством для осуществления государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности от имени государства, не вполне удачно заменено Конституцией РФ 1993 г. на понятие "органы исполнительной власти", которое связано с четко определенным кругом субъектов права, в который не входят, в частности, Президент РФ и Прокуратура РФ.

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий представляет собой сложную и многофункциональную систему, направленную на адекватное функционирование сферы связи и информационных технологий в РФ.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах информационных технологий, массовых коммуникаций, электросвязи, почтовой связи и средств массовой информации. Ему подчинены:

– Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

– Федеральное агентство связи (Россвязь);

– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" Минкомсвязь России устанавливает требования к публичным организациям и субъектам предпринимательства при пользовании ими сетями электросвязи.

В состав единой сети электросвязи Российской Федерации входят сеть связи общего пользования, выделенные сети связи и другие сети связи, обеспечивающие передачу информации при помощи электромагнитных систем. Сети связи специального назначения (сети спецсвязи, спецсвязь) в отличие от других элементов единой сети электросвязи предназначены исключительно для обеспечения публичных потребностей и не могут быть использован м в коммерческих целях. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О связи" сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны, безопасности, обеспечения правопорядка и не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Спецсвязь осуществляется государственными органами и организациями, предназначенными для обеспечения абонентов президентской и правительственной связи и удовлетворения иных общегосударственных потребностей. Правительственная и президентская связь входят в единую систему специальной связи. В состав единой системы органов спецсвязи входят Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации, центры специальной связи и информации (территориальные органы Спецсвязи России), а также подразделения связи специального назначения.

Государственное регулирование в области связи гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором посредством обеспечения разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Роскомнадзор выдает лицензии на оказание услуг связи, приостанавливает их действие, а также аннулирует лицензии, в случаях, не требующих оспаривания, т.е. когда коллизия не может возникнуть. Это происходит при наступлении не нуждающихся в судебном доказывании юридических фактов, возникновение которых заведомо несовместимо с деятельностью лицензиата, например в случаях ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Судебное аннулирование лицензии предусмотрено при совершении лицензиатом оспоримых нарушений, например несоблюдения обязательств по оказанию услуг связи. Такие нарушения могут быть выявлены в ходе судебного рассмотрения иска лицензирующего органа или иных лиц, ходатайствующих об аннулировании лицензии. Случаи, когда аннулирование лицензии допускается только по решению суда, установлены в п. 1 ст. 39 Федерального закона "О связи". Судебное аннулирование лицензии в указанных случаях осуществляется независимо от того, оспаривает ли лицензиат факт правонарушения.

К иным особенностям лицензирования, установленным Федеральным законом "О связи" и не предусмотренным другими федеральными законами, регламентирующими лицензионные отношения, относятся:

1) выдача лицензий при наличии разрешения государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России и в зависимости от результатов проводимых Россвязью торгов (аукциона, конкурса). Наличие столь продолжительного фиксированного максимального срока действия лицензии свойственно только лицензированию в области связи;

2) определение особых временных параметров действия лицензии – от трех до 25 лет, при этом конкретный срок действия лицензии устанавливается непосредственно лицензирующим органом;

3) разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотным спектрам.

Минкомсвязи России оказывает государственные услуги публичным организациям, например, при заключении контрактов на оказание услуг для государственных нужд, а также консультационные услуги гражданам. В отличие от Минкомсвязи России федеральные министерства, как правило, не оказывают публичных услуг госорганам и гражданам. Соответствующие полномочия отнесены к ведению подчиненных министерствам федеральных органов исполнительной власти.

Роскомнадзор имеет обширную систему подчиненных территориальных органов, выдает разрешения по эксплуатации сетей (сооружений) связи, а также регистрирует средства связи гражданского назначения. К его ведению отнесена регистрация средств массовой информации. Роскомнадзор оказывает государственные услуги в сфере публичной контрактации, а также предоставляет бесплатные консультационные услуги государственным органам и гражданам. К ведению Минкомсвязи России и Россвязи отнесены релятивные разрешительные полномочия в сферах сертификации средств связи (организации проведения сертификации), а Россвязь, кроме того, организует проведение торгов на получение лицензий, а также осуществляет иные полномочия в области публичного санкционирования (например, присваивает радиочастоту или радиочастотный канал для радиоэлектронных средств). Таким образом, Россвязь в опосредованных формах участвует в реализации разрешительных полномочий Роскомнадзора; Минкомсвязь и Роскомнадзор относятся к регистрирующим органам. Россвязь организует систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации и испытательные лаборатории. К непосредственному ведению Минкомсвязи России отнесены полномочия по организации проведения обязательной сертификации информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; регистрации государственных информационных ресурсов и систем.

Государственное регулирование в сфере связи осуществляется не только органами исполнительной власти, отдельные полномочия в этой сфере отнесены к ведению Государственной комиссии радиочастотам – межведомственного коллегиального органа Минкомсвязи России. Комиссия наделена властными полномочиями по обеспечению доступа пользователей к радиочастотном спектру. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе подчиненных Минкомсвязи России ведомств. Председателем Комиссии "ex offcio" является министр связи и массовых коммуникаций РФ.

Административно-правое обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти отнесено государственное управление в сферах электрической, почтовой связи и информатизации. Электрическая связь представляет собой передачу или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков по проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовая и фельдъегерская связь различаются по виду отправлений и абонентам информации. Почтовая связь представляет собой прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также денежных переводов. Получателями отправлений фельдъегерской связи являются высшие должностные лица органов государственной власти. В качестве абонентов фельдъегерской связи эти лица получают отправления особой важности, документы, содержащие совершенно секретную, секретную и иную информацию. Все документы Президента РФ, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, органов военного управления и администрации промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, содержащие совершенно секретную и секретную информацию, подлежат доставке только сотрудниками фельдъегерской связи.

Электрическая связь осуществляется с помощью сетей электросвязи – технологических систем, обеспечивающих телефонную, телеграфную или факсимильную передачу информации. Минкомсвязи России и подчиненные ему ведомства обеспечивает единое централизованное управление взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации, представляющей собой систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи. Абонентами сетей связи общего пользования может быть любые юридические или физические лица. В отличие от них ведомственные сети электросвязи создаются и действуют системах федеральных органов исполнительной власти и предназначены исключительно для удовлетворения их информационных потребностей. На территории РФ любыми юридическими или физическими лицами, включая и иностранных инвесторов, могут даваться выделенные сети связи, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.

Целью государственной политики в области связи и информатизации является обеспечение публичных (общегосударственных) и индивидуальных (частноправовых) интересов в сферах государственного управления и информационной безопасности, государственное управление объектами гражданской связи (почтовой и электрической) отнесено к ведению Минкомсвязи России подчиненных ему ведомств. Предназначением государственного управления объектами специальной связи (систем шифрованной и засекреченной связи) является обеспечение информационной безопасности. Осуществление государственного контроля в этой сфере отнесено к ведению ФСО России, ФСБ России, СВР России, ГФС России и других подчиненных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти. Государственное управление объектами гражданской и специальной связи осуществляется посредством:

1. лицензирования деятельности по оказанию услуг связи;

2. сертификации технических средств и услуг связи. Сертификат – это документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуги связи соответствуют установленным стандартам, иным нормам и требованиям. Лицензия и сертификат относятся к правоустанавливающим документам, подтверждающим легитимный статус их обладателей. Вместе с тем указанные документы представляют собой и специальные разрешения на осуществление деятельности в области связи.

3. обеспечения контроля и надзора.

Для лицензирования деятельности в сфере связи характерно преобладание административных методов: лицензирующий орган выдает лицензии, приостанавливает их действие и аннулирует лицензии. Лицензирование услуг связи проводится в соответствии с паллиативными процедурами лицензирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Роскомнадзор лицензирует деятельность юридических и физических лиц, связанную с предоставлением услуг связи. К ведению Россвязи отнесены полномочия по организации системы сертификации в сфере связи. В процессе сертификации должностные лица указанного органа подтверждают соответствие технических средств и услуг связи требованиям, предъявляемым законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. Полномочия Россвязи в сфере сертификации не распространяются на системы специальной связи Минобороны России, МВД России и других силовых федеральных министерств и ведомств.

К ведению Роскомнадзора отнесено осуществление государственного надзора и контроля в области связи. Надзор за связью осуществляется государственными инспекторами по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации. Руководитель Роскомнадзора по должности является главным государственным инспектором по надзору за связью и информатизацией в РФ, а его заместители – заместителями главного государственного инспектора по надзору за связью в Российской Федерации. Государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией вправе приостанавливать или прекращать деятельность в области связи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг в области связи или нарушающих условия выданных лицензий. Государственным инспекторам подведомственно рассмотрение административный правонарушений, предусмотренных ст. 13.2 – 13.4, 13.6 –13.9, 13.18 КоАП РФ.

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему ведомств отнесено осуществление государственного управления в области информатизации.

Информатизация представляет собой организационный процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, государственных органов и юридических ли в области информации. Таким образом, важнейшим предназначением информатизации является обеспечение правового регулирования лиц, действующих в области связи, предоставляющих услуги связи или пользующихся этими услугами.

Минкомсвязи России издает нормативные акты, определяющие порядок предоставления органам государственной власти и организациям услуг электрической и почтовой связи, включая международные телефонные разговоры. Указанные акты являются обязательными для выполнения всеми физическими и юридическими лиц предоставляющими услуги связи или пользующимися ими.

Компетенция Минкомсвязи России в сфере управление объектами специальной связи ограничена: координационные полномочия министерства распространяются по преимуществу федеральные министерства, ведомства, действующие в сфере гражданской связи. При осуществлении государственной политики в области связи и информатизации Минкомсвязи России согласовывает лишь отдельные полномочия с министерствами, ведомствами, обеспечивающими информационную безопасность, в частности, со Службой специальной связи и информации при ФСО России и Спецстроем России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Справочно-правовая система "Гарант": [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис".

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 31.01.2012 // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Федеральный закон РФ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, в ред. от 21.10.2013 // Парламентская газета, N 127-128, 12.07.2003.

4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ в ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011 // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006.

5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "О лицензировании отдельных видов деятельности"// "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 в ред. от 22.06.2010 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945

7. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2012

8. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России – М.: Зерцало-М, 2013

9. Дмитриев Ю.А Административное право Российской Федерации. – М.: система ГАРАНТ, 2013

10. Елагин Р. И. Административное право России – М.: Высшая школа, 2011

11. Зенкин И.И. Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук – М.: 2010.

12. Конин Н.М. Административное право России – М.: Проспект, 2012

13. Мигачёв, Ю.И., Попов, Л.Л., Тихомиров, С.В. Административное право РФ – М.: Норма, 2013

14. Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс, 2012, N 11. С.3-5

15. Четвериков B.C. Административное право. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2011

Министерство по информационным технологиям и свя­зи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информацион­ных технологий и связи. В ведомственных рамках скла­дывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Феде­рального агентства по печати и массовым коммуникаци­ям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время на­зывается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Правовой статус этих структур го­сударственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы госу­дарственного управления. Компетенция и предметная сфе­ра ее реализации предъявляют особые требования к разра­ботке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов.

В качестве примера рассмотрим содержание Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 (далее - Порядок) с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального ор­гана исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти и организациями при ис­полнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы ор­ганизационного и информационного свойства. Названным Порядком предусматривается регламентация способа фик­сации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие элек­тронных документов или документов бумажных.

Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация информации о разработке административного регламента, его проекта в сети Интернет, проведение пуб­личных обсуждений проекта, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, проведение опросов получателей соответствующей госу­дарственной услуги, а также публикация окончательного текста регламента. Ряд аналогичных действий обязана осу­ществить и Правительственная комиссия по проведению административной реформы.



Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на ко­торые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий «государственные функции» и «государственные услуги», критериев, по ко­торым они разграничиваются.

Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполни­тельной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной регистрационной службой 8 сентября 2005 г. было за­ключено Соглашение о взаимодействии и взаимном ин­формационном обмене этих федеральных служб. В связи с этим издан соответствующий приказ № 130/САЭ-З- 21/436 об утверждении этого Соглашения, подписанный директором Федеральной регистрационной службы и ру­ководителем Федеральной налоговой службы. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого приказа, касающихся правового статуса участвующих в соглашении субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных документов по вопросам opганизации взаимодействия и координации деятельности; разработке единых требований к нормативно-технической документации и нормативно-справочной информации унификации информации, идентифицирующей объекты недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов н области единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон, принятии решений, на­правленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (п. 3).

Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих усло­вий и обязательность обмена документированной информа­цией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защи­ты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (п. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением.

Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполни­тельной власти, который явно ощущается в содержании по­ложений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений.

Между тем есть проблемы с отбором и обработкой вхо­дящей информации, ресурса.

В связи с этим показательными являются правила, содер­жащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компе­тенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V «Исполнительная власть» в разделе 1 «Должностные лица» сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генераль­ный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, изби­раемые избирателями штата (НО). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно прожи­вать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопро­сам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все вы­ступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиден­циального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраня­ется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США устанавливают перечень видов публичной информации о де­ятельности органов и должностных лиц, режим правил, за­ключений, приказов, документов административного агент­ства, при этом дан ряд определений, предусмотрены условия оглашения, учета случаев оглашения. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информа­ции по установленному перечню, предусмотрено, что доку­менты должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие конин, если они осуществля­ются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хране­ния, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персо­нальные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглаше­ния, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, граждан­ские средства защиты, права опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США. а также с законом Великобритании «О свобо­де информации», принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации.

В Законе об информации Российской Федерации зало­жены лишь общие основания для определения информаци­онного статуса граждан через проблему доступа к информа­ции. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной вла­сти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации.

Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государ­ственные органы РФ, органы субъектов РФ. органы местно­го самоуправления в соответствии со своими полномочия­ми участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содер­жащейся в них информации на русском языке и государ­ственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что пока не уделено должного внимания проработке той части пра­вового статуса органов государственной власти, который представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, условия, обеспечивающие их реализацию. Это же касается и информационного статуса органов мест­ного самоуправления и их служащих. Некоторые положе­ния информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о кон­кретных видах информации, но чаще всего касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима от­дельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделе­ний и служащих других органов государственной власти.

1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Курбанова Асият Сафаудиновна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры правового обеспечения управления. Место работы: государственный университет управления. Институт государственного управления и права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Основной целью статьи является определение достигнутых результатов и приоритетных направлений правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Автор использовал в исследовании отношения между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. В работе обсуждаются упущения российского законодательства в сфере информации. Предлагаются варианты для устранения препятствий между государством и гражданами. Работа позволит выделить проблемы механизма управления, которые с развитием информационного пространства требуют более четкой регламентации, и подобрать рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: информация; правовое обеспечение; управление; государственные органы; информационное общество; информационные ресурсы.

LEGAL SECURITY CONTROLS IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

Kurbanova Aseeyat Safaudeenovna, PhD at law. Position: Associate Professor at Legal Support Management chair. Place of employment: State Management University. Institute of Public Administration and Law. E-mail: [email protected]

Annotation: The article reflects the progress and priorities of legal support in the information environment of state and local authorities. The author focuses on the failings of the Russian legislation in the sphere of information. The main goal of the article is to study the relationship between government and citizens through the implementation of management functions and the principle of accessibility of public and municipal services. Work will highlight problems of management arrangement which with the development of information space require precise regulation and pick up recommendations for overcome them. Keywords: information, legal support, management, government agencies, information society, information resources.

Отсутствие нужной информации, недостоверность имеющейся, несвоевременное получение необходимых данных, в любой сфере управления, становятся причиной затруднений в принятии органами управления правильных и обоснованных решений. Управленческая деятельность во многом формируется способностью анализировать и использовать информацию, и на ее основе принимать научно-обоснованные решения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информация -сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений».

Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями. Глобальное информационное пространство требует более четких правил, регламентаций. Правовое регулирование отношений в данной сфере определяет уровень развития государства.

Правовое обеспечение - это разработка, утверждение, исполнение, использование, применение средств юридического воздействия на определенный объект. В связи с этим правовое обеспечение государственного управления представляет собой обширное правовое поле, не ограничивающееся только федеральными законами, а включающее массу правовых норм, актов, документов, выпускаемых органами государственного управления. Это разнообразные указы, распоряжения, постановления, положения, инструкции, разъяснения, приложения, дополнения к законодательным актам.

Как известно, управление есть воздействие субъекта на объект, осуществляемое с целью направить действия объекта в желаемом для субъекта направлении. К субъектам государственного управления в целом, как и в информационной сфере в отдельности, относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган власти, различные государственные учреждения исполнительно-распорядительного характера. К последним относятся Министерство связи и массовых коммуникаций, его департаменты, их отделы, Федеральное агентство связи (Россвязь), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), координационные и совещательные органы (комиссии, советы, рабочие группы), федеральные государственные унитарные предприятия подведомственные министерству. На уровне регионов - это министерства связи и телекоммуникаций или различные агентства по печати и средствам массовой информации, их отделы и др.

К объектам государственного управления в информационной сфере относят, как собственно информацию, так и применение информационных и телекоммуникационных технологий, осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, формирование законодательной базы в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, контроль за исполнением установленных предписаний, обеспечение защиты информации, информационных ресурсов и информационных систем.

Основным нормативно-правовым актом в сфере информации является Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который во многом решает задачи введения понятийного аппарата, определения границ объекта регулирования в процессах информатизации и защите информации. Его можно отнести к «Общей» части информационного законодательства. Если будет

приниматься Информационный кодекс, то этот закон следовало бы взять за его основу.

В соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции РФ информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что ограничивает возможности регионов в этой сфере. Региональные министерства и ведомства связи и телекоммуникаций, принимают лишь участие в реализации федеральных законов, федеральных целевых программ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Региональные профильные исполнительные органы создают нормативно-правовые акты в целях организации своей деятельности и нормативно-правовые акты во исполнение и реализацию правовых актов федерального уровня. Например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 13.03.2013 года, №124 «О создании государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан», на основании Федерального Закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Основной целью указанных правовых актов является организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». В связи с этим установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. В соответствии с которым органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны обеспечить возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме. Трансформация в этом направлении требует усилия и надобности единого образца, модели обмена информацией для всех государственных и муниципальных органов, так как межведомственная система распространена на все уровни, в том числе на региональные и муниципальные.

В информационной терминологии появилось новое официальное словосочетание «Электронное правительство», которое не является дополнением или аналогом Правительства РФ, а лишь представляет собой новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий, в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основная его работа была начата с момента принятия государственной программы РФ «Информационное общество 20112020 годы». Формирование информационного общества влияет на информатизацию государственного управления.

«Переход от закрытости информации к ее открытости невозможен без юридической поддержки. Именно, правовое сопровождение открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством»1. Новые информационные технологии позволяют расширить

1 Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России // Информационное право.2007. № 2. С. 8.

связь государства с обществом, тем самым делают деятельность государства более открытой, население активно участвует в управлении страной, возрастает осведомлённость и квалификация граждан, снижаются барьеры и повышается доступность государственных и муниципальных услуг.

В целях реализации принципа информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления, доступности к информации, принято ряд нормативно-правовых актов. Среди них:

Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», целью которого является повышение открытости органов государственной власти для всех граждан.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который расширяет и устанавливает задачи, определенные вышеназванным федеральным законом. Например, комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013, №584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 21 июля 2005 г.№ 94-ФЗ. После 1 января 2014 года, указанный закон, утратит силу в связи с тем, что принят ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года №44-ФЗ. Ныне, законодательно закреплена единая информационная система в сфере закупок, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении государственно-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Одним из основных компонентов автоматизированных информационных систем с применением электронной подписи является Удостоверяющий центр (обеспечивающий изготовление сертификатов открытых ключей и управление ими).

Важным является создание Единого общероссийского ресурса, где будет накапливаться и храниться вся информация по жилищно-коммунальному хозяйству. Это средство, возможно, станет частью портала государственных услуг. С одной стороны, это возможность для граждан получать информацию о расчетах по ЖКХ из любой точки России, а с другой государственные органы и органы местного самоуправления приобретают возможность контролировать поставщиков коммунальных и жилищных услуг. Это будет стимулиро-

вать последних по надлежащему исполнению обязательств. Для реализации данного ресурса требуется нормативно-правовое регулирование этого процесса и подготовка специалистов в данной сфере.

Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, всей системы государственного управления, управления Вооруженными Силами. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия органов власти, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления страной2.

Данные информационные технологии позволяют тесно взаимодействовать государство с гражданами, реализовывать управленческие функции, корреспондировать друг другу права и обязанности.

Информационное поле в современный период стало доминирующим фактором государственного управления. Оперативность этой сферы влияет на политические, экономические, социальные и другие составляющие национальной безопасности государства. Национальная безопасность, как известно, зависит от информационной безопасности т.е. от состояния защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Прогресс информационных технологий и техники обуславливает и укрепляет эту взаимосвязь. Информационной безопасности органов государственной власти в период формирования информационного общества в РФ уделяется особое внимание, так как в системе государственного управления в постоянном обороте находится различная информация, в том числе и конфиденциальная (государственная тайна, служебные сведения, коммерческая тайна, персональные данные физических лиц).

Правовое обеспечение информационной безопасности было реализовано посредством Доктрины3 информационной безопасности, которая была разработана в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности и утверждена Президентом РФ. В указанной Доктрине наряду с тремя общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выделен правовой метод обеспечения информационной безопасности РФ, определяющий разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, по таким направлениям как: устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий-

2 Райков А.Н. Информационная безопасность и управле-ние.//Информационное общество. 1999. №5. С.6.

ции: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000 г

ской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан; создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008, №351, субъектам международного информационного обмена в РФ не допускается подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники без использования специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

В целях ликвидации возникающих недостатков, функционирует Межведомственная комиссия по информационной безопасности, которая осуществляет подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.

Информационная безопасность органов исполнительной власти позволяет повысить эффективность решения важнейших задач управления, предотвращая несанкционированный доступ и специальные воздействия на информацию в информационных системах, используемых в органах исполнительной власти, а также обеспечивая безопасность электронного документооборота. В правовых документах субъектов Российской Федерации не находят уточнения отдельные положения по организации защиты информации, определенные на федеральном уровне. Должным является создание и постоянная актуализация базы данных о состоянии технической защиты информации на всех уровнях органов исполнительной власти. «Информационная безопасность важна потому, что мы защищаем свои информационные границы, мы защищаем свою национальную культуру, мы защищаем свой язык, мы защищаем свои информационные ре-сурсы4».

Россия находится в состоянии развития и в этом своем качестве ставит приоритеты направления государственной политики. Одним из основных направлений на сегодняшний день является нормативно-правовое регулирование в сферах: информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и средства массовой информации (СМИ), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.

Первого сентября 2013 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В целях реализации и соответствия, указанных в Конвенции положений, Правительством РФ Федеральным Собранием РФ

4 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.23

вносятся изменения в отраслевые федеральные законы в отдельных сферах правового регулирования. Основой этих изменений является защита прав физических лиц при обработке персональных данных, ответственность лиц нарушающих права физических лиц, контроль и выявлении нарушителей. Тем самым, имеется необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о персональных данных.

Разработка нормативно-правовых актов в информационной сфере вызывает недоверие, так как законы общего направления не работают столь эффективно, как должны. Сейчас принципиально важно досконально продумать и создать действенный механизм проработки, научной и практической реализации, основных положений нормативных документов, процедуры разработки, подготовки и принятия обязательных решений в сфере информации, организации ее исполнения и эффективного контроля.

Нормативно-правовое обеспечения включает в себя: принятие и совершенствование правовых актов, направленных на реализацию единого информационного пространства, разработку современной правовой системы терминов связанных с информацией, создание правовых механизмов установления ответственности за правонарушения в сфере информации, разработку региональных программ, направленных на реализацию федеральной программы, необходимостью нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия, в том числе, принятие единого порядка обмена информацией между всеми ведомствами управления, введение регламента для информационного сервиса.

Управление, как признано, включает в себя следующие основные процессы: управление, как приспособление, ориентация к бытующим отношениям, управление, целью которого является видоизменение этих общественных отношений. Информационные отношения развиваются стремительно, в связи с этим требуют ориентироваться на второй процесс. Однако это требует определенных затрат.

В целях развития информационных технологий в субъектах РФ нужно обеспечить достаточное бюджетное финансирование, подготовку кадров, обмен опытом. Расходы на информационное обслуживание, к сожалению, ложатся бременем на федеральный бюджет. Кроме того, проводятся конкурсы федеральными органами государственной власти на реализацию различных проектов. Так:

Федеральными органами государственной власти проводится конкурс на реализацию проекта информационного общества в субъектах РФ, поощрением которого является субсидии из федерального бюджета.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство социально-значимых проектов в сфере электронных средств массовой информации, имеющие социальное и образовательное значение.

Основными проблемами в сфере информационных ресурсов являются закрепление собственности на информационные ресурсы и полномочий по распоряжению информационными ресурсами; соотношение правового регулирования СМИ и других форм информационного обслуживания, механизмы управления информационными ресурсами, закрепление и разграничение полномочий и ответственности в области ин-

формационных ресурсов между государственными органами различных ветвей и уровней.

В условиях изменяющихся федеративных отношений, перехода от централизации к децентрализации управления, значимость, имеет принятие нормативно-правовых актов в субъектах РФ, регулирующих деятельность по формированию информационных ресурсов и принятие федеральных нормативно-правовых актов, определяющие контроль над субъектами РФ, ответственность за формирование конкретных ресурсов и их использование. Необходимо обеспечить доступ к информационным ресурсам органам местного самоуправления, независимо от их территориальной расположенности. Ведомственная разрозненность затрудняет доступ к информации.

Однако чрезмерная децентрализация власти и системы управления может привести к ослаблению единого правового и информационного пространства. Важно найти конструкции и способы указания этих вопросов в договорах о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее регионами.

В некоторых субъектах РФ в целях эффективного государственного управления, принятия своевременных управленческих решений проводятся программы по обучению ИТ-специалистов, квалифицированных кадров в сфере ИКТ, по работе в единой государственной сети управления и передачи данных. Также проводится обучение граждан по использованию интернет-портала государственных и муниципальных услуг.

Частью 5 статьи 29 Конституции РФ гарантируется свобода информации и запрещается цензура. Принцип свободы слова подразумевает под собой не только наделение всех субъектов правами, но и определенными обязанностями. Однако зачастую происходит злоупотребления правом в сфере деятельности СМИ. Кроме того, в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ перечисляются гарантии от злоупотребления правом: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

На деле, санкции за несоблюдение указанных норм, содержащиеся в законодательстве, носят невнятный, двусмысленный характер. Гражданско-правовая ответственность не работает в полной мере, и слишком слабы административные меры. Правовая норма должна гарантировать устойчивость всех общественных отношений, для этого она сама должна быть прочной.

С целью выяснения степени и количества нарушений в СМИ точности и правдивости информации предполагается изучить судебные иски к средствам массовой информации со стороны учреждений, юридических лиц и отдельных граждан по обвинению в клевете и в оскорблении личного достоинства5.

Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить об-

5 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.22

ществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации -это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.

Современные СМИ превратились в инструмент государственного управления обществом. Государство любыми путями стремится контролировать их деятельность. СМИ, должны отстаивать интересы не только государства, как института управления, но всего общества и отдельных граждан. Государство должно быть заинтересовано, чтобы СМИ осуществляли свою деятельность в интересах всего общества, соблюдая при этом действующее законодательство.

Список литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993.//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст.445

2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Собрание законодательства Российской Федерации 31.07.2000, №31(1ч), Ст.3448

3. Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи». // Собрание законодательства Российской Федерации 11.04.2011, № 15, Ст. 2036

4. Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». // Собрание законодательства Российской Федерации 16.02.2009, № 7, Ст. 776

5. Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации 08.04.2013, № 14, Ст. 1652

6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000.//Российская газета 28.09.2000, №187.

7. Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России. // Информационное право.2007. № 2.

8. Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации. // Информационное общество. 2001. №4.

9. Райков А.Н. Информационная безопасность и управление. //Информационное общество. 1999. №5.

Literature list:

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993. / / Collected Legislation of the Russian Federation, 26.01.2009, № 4, st.445

2. The Federal Law of 27.07.2006 № 149-FZ «It is about Information, Information Technologies and Protection of Information» / / Collected Legislation of the Russian Federation of 31.07.2000, № 31 (1h) St.3448

3. The Federal Law of 06.04.2011g. № 63-FZ «It is about electronic signature». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 11.04.2011, №15, Art. 2036

4. The Federal Law of 09.02.2012 № 8-FZ «It is about ensuring access to information about the activities of state bodies and local self-governmen». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 16.02.2009, № 7, Art. 776

5. The Federal Law of 05.04.2013, № 44-FZ «It is about contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal need». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 08.04.2013, № 14, Art. 1652

6. Information Security Doctrine of the Russian Federation ratified. It is approved by order of the President of the Russian Federation dated 09.09.2000. / / Russian Newspaper 28.09.2000, № 187.

7. Glushachenko YB. Organizational and legal bases for the construction of information space in modern Russia. / / Information right.2007. №2.

8. Zassoursky Y. Information security and the Russian media. / / Information Society. 2001. № 4.

9. Raikov A.N. Information security and control. / / Information Society. 1999. №5.

Рецензия

на статью «Правовое обеспечение управления в информационной сфере» Курбановой Асият Сафаудиновны, к.ю.н., доцента кафедры правового обеспечения управления Института государственного управления и права ГУУ.

Данная статья отражает достигнутые результаты и приоритетные направления правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями.

Автор акцентирует внимание на упущениях российского законодательства в сфере информации. Основной целью статьи является исследование отношений между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить обществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации - это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение, т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения.

Профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ

к.э.н, доцент В.В. Мороз

Государственные информационные ресурсы РФ формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов РФ;

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти , органами местного самоуправления , организациями и общественными объединениями . Федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов РФ формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора , обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.

Установлен порядок обязательного представления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления , организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ . Порядок и условия обязательного представления дотсулентированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положения о нем).

Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».

Установлены гарантии предоставления информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. Подчеркнем, в пределах своей компетенции они осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд .

Государственные органы, осуществляющие политику информатизации организуют регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.

Должен быть перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату.

Информационные процессы не имеют границ, поскольку движение и обмен информацией служат важным фактором политического и социального развития, а также деятельности государственных органов и организаций. Поэтому необходимы создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Эта задача решается при помощи ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», регулирующего круг его субъектов и объектов и особенности обязанностей государства.

Назовем объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.

Субъектами международного информационного обмена в РФ могут являться: РФ, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства .

Установлены обязанности государства в сфере международного информационного обмена. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ: создают условия для обеспечения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов РФ иностранными информационными продуктами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов РФ, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц в РФ; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.

Государственные органы выполняют в сфере международного информационного обмена и ряд других функций: а) координация деятельности в области международного информационного обмена осуществляется названным специальным федеральным органом в порядке, устанавливаемом законодательством РФ; б) контроль за осуществлением международного информационного обмена осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции, определяемой законодательством РФ; в) проверка сертификации информационных продуктов, информационных услуг, средств международного информационного обмена. При ввозе информационных продуктов, информационных услуг в РФ импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию РФ информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере. Средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации; г) лицензирование деятельности по международному информационному обмену; д) приостановление международного информационного обмена в случае противоправных действий органами, указанными в ст. 16 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Действия этих органов по приостановлению международного информационного обмена могут быть обжалованы в суд.

Ответственность сторон за невыполнение договоров о международном информационном обмене в результате приостановления международного информационного обмена определяется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Процесс информатизации в нашей стране протекает медленно и противоречиво. Его ускорению и планомерности служат меры по реализации Концепции правовой информатизации России. Утверждена программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации».

Программа предусматривает создание: оптимальных условий для полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных органов на основе внедрения программных согласованных между собой информационных технологий; первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения деятельности органов и правового образования и воспитания; предпосылок для формирования единого общегосударственного рынка информационно-правовых услуг, международный обмен правовой информацией. Уже проделана немалая работа по реализации программы.

Информационные центры действуют в президентском и правительственном аппаратах, в министерствах, в региональных органах исполнительной власти. Каждая система звеньев, формируя свою информационную структуру, включает ее в «общие сети». Так, информационный компьютерный атлас региона создан в Рязани на базе Центра информатики и математического моделирования Российской академии наук при содействии областной администрации. Эта система содержит банк исчерпывающих данных о правовом, демографическом, природном, историческом, хозяйственно-производственном состоянии территорий и отдельных объектов. Накладывая с помощью той же ЭВМ информационные слои друг на друга, можно получить любую характеристику. Она обеспечивает разработку инвестиционных проектов, коммерческих предложений, бизнес-планов, проведение мониторинга товарного рынка, учета использования сырья и ресурсов и многое другое, что позволяет снизить предпринимательский риск и активизировать коммерческую деятельность.

Но информационное обеспечение государственных органов формируется и действует не изолированно. Оно соприкасается и взаимодействует с независимыми информационными структурами, заключает с ними договоры на оказание информационных услуг, согласовывает программы информационного обслуживания.

Информационные компьютерные технологии играют все более заметную роль в современном мире - без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в бизнесе , политике, науке и многих других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных личностей . Уже около ста миллионов пользователей насчитывает всемирная информационная сеть «Интернет»; к 2000 году, по оценке экспертов, их количество возрастает до полумиллиарда. Ежегодно в мире только крупные компании приобретают около 50 миллионов персональных компьютеров. Статистика показывает, что каждую минуту в «Интернете» появляется 46 новых пользователей, и «Информационная магистраль» объединяет более 100 стран мира

Действуя в этом направлении, Торгово-промышленная палата провела большие работы. Опыт работы ТПП РФ в корпоративных сетях показывает: сегодня каждый пятый руководитель фирмы считает, что грамотная работа с информацией, полученной через компьютер, на 18% повышает производительность труда фирмы и снижает затраты, на 7% повышает культуру работы, на 25% позволяет принимать правильные решения.

Корпоративная Единая информационная система ТПП РФ (ЕС ТПП РФ), созданная 2 года назад, позволяет привести сегодня и некоторые другие показатели. Объединены в Единую сеть 67 территориальных ТПП, 12 зарубежных представительств ТПП РФ, сформировано более 200 банков данных, количество «электронной почты» возросло в 25 раз. В настоящее время закончен первый этап создания системы.

Наступает второй этап - становление полноправным участником «информационной магистрали», позволяющей расширить информационное обеспечение бизнеса (территориальных ТПП, союзов и объединений предпринимателей , членов ТПП РФ), осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов .

Это становится возможным благодаря реализации проекта «Российская информационная сеть делового сотрудничества», в котором кроме ТПП РФ принимают участие десятки крупнейших российских фирм и компаний. Объединив их усилия можно выйти на новый этап развития. Основой «Информационной сети делового сотрудничества» стала ЕС ТПП РФ, которая с начала нынешнего года интегрирована в систему «Интернет». Это очень важное событие. Отныне миллионы пользователей «Интернета» получили доступ к базам данных о ТПП РФ, российской экономике , сформированным при непосредственном участии специалистов палаты. С другой стороны, у российских и зарубежных предпринимателей, работников органов государственного управления , ученых и т.д. появилась возможность через «Российскую информационную сеть» пользоваться услугами других компьютерных информационных ресурсов информационных систем, существующих в мире, а также полным набором услуг, предоставляемых «Интернетом».

Действуют и другие мощные справочные правовые системы . Консультант-Плюс - универсальная справочная система по российскому законодательству. Система содержит все нормативные акты , необходимые в повседневной работе юристам, аудиторам и бухгалтерам, работникам банковских и финансовых структур, руководителям предприятий , специалистам государственных служб.

Отрабатываются следующие разделы российского законодательства: законодательство о финансах и кредите (включая налогообложение, банковскую деятельность, ценные бумаги , валютное регулирование, бухгалтерский учет , аудиторскую деятельность и др.); законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности ; внешнеэкономические отношения; гражданское законодательство (включая законодательство о собственности , о приватизации государственного и муниципального имущества, жилья, земли, авторское и патентное право и др.); гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законодательство; законодательство о труде; законодательство о земле; законодательство о торговле; законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении ; основы конституционного строя ; внешняя политика и международные отношения; законодательство о браке и семье ; законодательство об образовании, науке и культуре; законодательство об охране общественного порядка; суд, юстиция, прокуратура ; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; законодательство об административных нарушениях.

Консультант-Плюс имеет прямые договоры об информационном обмене с основными федеральными ведомствами, согласно которым новые документы немедленно передаются для включения в информационный банк системы Консультант-Плюс. Например, справочная система «Консультант-Бухгалтер» содержит все нормативные документы, регламентирующие налогообложение, ведение бухгалтерского учета и другие финансово-хозяйственные аспекты функционирования организаций, а также несколько тысяч консультаций по конкретным вопросам хозяйственного, трудового и налогового права .

Справочная система «Деловые Бумаги» - универсальная мини-канцелярия, содержащая формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что система может использоваться всеми подразделениями организации: бухгалтерией , складом, секретариатом, отделом кадров, менеджерами по направлениям деятельности фирмы и др. Система содержит более ПОО форм документов (договоров, контрактов, справок, отчетов, заявлений, писем, исков и т.п.).

Справочная система по московскому законодательству содержит нормативные акты органов власти и управления г. Москвы.

Приведенные материалы об отечественных информационно правовых центрах, несомненно, облегчают административно-правовое управление. Небезынтересны и данные о зарубежном опыте.

Возникновение информационных систем привело в США к необходимости коренного пересмотра политики в области информационной безопасности. Если до 1984 г. в США основной упор делался на защиту систем связи, то в последующем в основу была положена комплексная защита всех компонентов информационных систем техническими и организационными мерами, которые включают: защиту линии связи; защиту компьютерных систем аппаратурными и программными методами: обеспечение физической безопасности оборудования; контроль личной лояльности обслуживающего персонала.

Указанные меры, однако, не решили всех проблем предотвращения утечки информации из правительственных информационных систем, борьбы с промышленным шпионажем, манипулирования персональными данными в политических и иных целях.

В этой связи Администрация США, в подписанной президентом Рейганом в сентябре 1984 г. национальной директиве, ввела понятие «важной несекретной информации», раскрытие, неправильное использование, изменение, потеря или разрушение которой может нанести ущерб национальной безопасности или «другим интересам федерального правительства». Причем «другие интересы правительства!" не ограничивались правительственной или связанной с его деятельностью экономической, социальной, финансовой, промышленной, сельскохозяйственной, технологической и юридической информацией невоенного характера.

Был определен государственный орган, который объединял все организации, заинтересованные в контроле над секретными и несекретными, правительственными и неправительственными информационными системами. Это - Национальный комитет по безопасности систем связи и информационных систем.

Конгресс США принял Закон о компьютерной безопасности. Согласно закону за Министерством обороны и Агентством национальной безопасности должны остаться функции обеспечения безопасности информационных систем правительственных учреждений. Частные фирмы могут попасть под контроль со стороны МО США и АНБ США только в том случае, если они непосредственно связаны с выполнением секретных военных заказов. В других случаях все вопросы защиты частных информационных систем передавались Национальному институту стандартов и технологии США.

Информационный статус субъектов права

В происходящих преобразованиях и реформах вопросы власти , собственности щ права относятся к числу важных вопросов. Один из них - информация как ресурс, как ценность общества , государства и гражданина . Между тем без информации невозможны любые преобразования, поскольку она служит средством познания и отражения процессов и явлений, их фиксированного использования и упорядочения общественных отношений. Каждый субъект права - государство и его органы, предприятия , учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, граждане - не может не иметь информационного обеспечения своей деятельности. Но каково же оно?

В научной литературе правильно отмечалась тенденция формирования комплексного информационно-правового института, который может в будущем преобразовываться в отрасль права .

Означает ли это только разработку и принятие комплекса законов в информационной сфере? Да, нужны законы об информационном обеспечении экономического и социального развития, о праве граждан на информацию, о государственной и коммерческой тайне , о статистической, научно-технической, экологической информации и другие акты. Вопрос в том, что и как могут регулировать законы и каким образом их надо применять.

И здесь помогает понятие «информационное обеспечение», которое является весьма важным как применительно к сфере общественной жизни, отрасли, так и к функциям, задачам государственных органов и организаций. Функциональную содержательность информации придает право как ее носитель и одновременно регулятор, касается ли это сфер, территорий или органов.

В отношении органов и организаций наша позиция совпадает с мнением И.Л. Бачило, а в отношении систем управления - не согласуется с мнением В.Э. Краснянского, поскольку информация связывается им только с системой управления. Применительно же к сфере культуры вряд ли дело сводится к технологии обработки правовой информации.

Министерство по информационным технологиям и связи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информационных технологий и связи. В ведомственных рамках складывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время называется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Правовой статус этих структур государственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы государственного управления. Компетенция и предметная сфера ее реализации предъявляют особые требования к разработке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов.

В качестве примера рассмотрим содержание Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы организационного и информационного свойства. Названными Правилами предусматривается регламентация способа фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие электронных документов или документов бумажных.

Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация проекта административного регламента в сети Интернет, проведение его независимой экспертизы и экспертизы, проводимой Минэкономразвития России, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, представление регламента на регистрацию в Минюст России, а также публикация окончательного текста регламента.

Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на которые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий "государственные функции" и "государственные услуги", критериев, по которым они разграничиваются.

Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполнительной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 3 сентября 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене между ними , подписанное руководителями этих служб. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого Соглашения, касающихся правового статуса участвующих в нем субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности; разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами; разработке взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон; принятии решений, направленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (ст. 3).

Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих условий и обязательность обмена документированной информацией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (ст. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением.

Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполнительной власти, который явно ощущается в содержании положений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений.

Между тем есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса.

В связи с этим показательными являются правила, содержащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компетенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V "Исполнительная власть" в разделе 1 "Должностные лица" сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генеральный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, избираемые избирателями штата (110). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопросам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все выступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиденциального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраняется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США в параграфе 552 устанавливают перечень видов публичной информации о деятельности, режим правил, заключений, приказов, документов административного агентства. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информации по установленному перечню, предусмотрено, что документы должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие копии, если они осуществляются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хранения, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персональные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглашения, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, гражданские средства защиты, нрава опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США, а также с законом Великобритании "О свободе информации", принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации.

В российском Законе об информации заложены лишь общие основания для определения информационного статуса граждан через проблему доступа к информации. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной власти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации.

Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государственные органы РФ, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности.

Проработка той части правового статуса органов государственной власти, которая представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, потребовала принятия Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601. Это же касается и информационного статуса органов местного самоуправления и их служащих. Некоторые положения информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о конкретных видах информации, но касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима отдельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделений и служащих других органов государственной власти.

  • Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы: утв. ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37.


Просмотров