Субъекты авторских прав общая характеристика

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

В. Г. Белинский

Одной из главных отличительных черт авторского права в сравнении с другими видами исключительных прав является то, что оно возникает автоматически, как результат творческой деятельности человека. Это означает, что для изначального возникновения авторских прав у субъекта, который признается автором, нет необходимости проходить какую-либо специальную процедуру регистрации или выполнять иные формальные действия.

Признание лица автором порождает возникновение у него совокупности определенных исключительных личных и имущественных прав в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности. При этом следует учитывать, что личные неимущественные права автора (например, право авторства, право автора на имя) непосредственно связаны с личностью автора, они неотчуждаемы по своей природе. В свою очередь, исключительные (имущественные) права изначально возникают у автора произведения, но впоследствии могут быть переданы другим лицам, которые также становятся субъектами авторских прав.

Можно выделить две основные категории субъектов авторского права:

  • 1) авторы - это лица, которые создают сам объект интеллектуальной собственности, обладают личными и имущественными интеллектуальными правами. К этой категории также относятся соавторы и иностранные авторы. Авторы приобретают авторские права в отношении объекта интеллектуальной собственности в результате самого факта создания результата интеллектуальной деятельности;
  • 2) иные лица. К ним можно отнести правопреемников, в том числе наследников автора, организации по коллективному управлению авторскими правами.

В праве интеллектуальной собственности широко используется понятие п равообл а дател я.

Правообладатель - физическое или юридическое лицо, обладающее определенной совокупностью прав в отношении объекта интеллектуальной собственности.

Правообладателями первоначально являются авторы. Правообладателями могут быть также лица, которым права перешли от автора по основаниям, предусмотренным законом (например, при наследовании) или договором.

В зависимости от того, к какой категории относится субъект авторского права, различается объем прав и обязанностей, которыми он обладает в отношении объекта интеллектуальной собственности, и, соответственно, различаются способы реализации исключительных прав.

  • 1) автором может являться только гражданин , то есть физическое лицо . При этом не имеет значения, является ли автор гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • 2) произведение должно быть результатом творческого труда гражданина. Авторами не могут быть признаны лица, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности. То есть не признается творческой деятельностью оказание материальной, технической, консультационной, организационной или иной помощи автору. Также авторами не являются граждане, которые только способствуют оформлению прав на результат интеллектуальной деятельности или осуществляют контроль за выполнением работ по созданию такого результата. Например, в отношении служебных произведений автором признается именно работник, чьим творческим трудом такой объект был создан, а не работодатель.

Как уже было сказано, автор приобретает права по первичным основаниям. Автор является первоначальным обладателем комплекса личных неимущественных и исключительных (имущественных) прав на произведение. В. А. Дозорцев указывал, что единственным основанием первоначального возникновения творческих имущественных прав является творчество, порождающее прежде всего личное неимущественное право - право авторства .

Являясь первоначальным правообладателем, автор обладает исключительным (имущественным) правом на произведение с момента его создания.

В отличие от личных неимущественных прав, обладателем которых в соответствии с ГК РФ может быть только физическое лицо, исключительное право может принадлежать и юридическим лицам. Исключительное право всегда имеет срочный характер.

  • - наследники - лица, которые по закону или завещанию наследуют имущественные права авторов;
  • - работодатели - лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений;
  • - издатели ;
  • - правопреемники юридических лиц - лица, к которым перешли имущественные права по закону, договору или в силу других юридических оснований (например, в результате реорганизации юридического лица);
  • - организации по коллективному управлению авторскими правами;
  • - иные правообладатели - лица, к которым исключительные права на произведение перешли на основании договора (например, лицензионного договора или договора об отчуждении исключительных прав).

Эти лица являются носителями так называемых производных исключительных авторских прав.

Неимущественные права - право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения - неотчуждаемы и обладают бессрочным характером, но после смерти автора охрана этих прав в соответствии со ст. 1267 ГК РФ может осуществляться:

Согласно ст. 1266 ГК РФ указанные выше лица обладают правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается первоначальный замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

  • Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб.статей. М.: Статут, 2005. С. 286.
  • Следует отметить, что в отношении служебных произведений исключительное правопервоначально возникает у работодателя, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником не предусмотрено иное.
  • См., например: Судариков С. А. Авторское право: учебник для бакалавров. М. : Проспект, 2014. С. 54.

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане : авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Статья I Всемирной конвенции упоминает «авторов и всех других обладателей прав на литературные, научные, художественные произведения». По-мнению Ю.Г. Матвеева, «такие широкие формулировки позволяют, с одной стороны, охватить практически любые правила, устанавливаемые на этот счет национальными нормами участвующих в конвенциях государств, а с другой -обеспечивают интересы тех, кому c авторское право переходи в силу соглашений». В связи с этим наш «Закон об авторских правах» различает субъектов первоначального и производного авторского права.

Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают не сразу при принятии произведением объективной формы.

В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также РФ.

Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные граждане также могут быть авторами (например, сборник стихов известной в России поэтессы, трагично погибшей Ники Турбиной, вышел в свет, когда девочке всего было 8 лет), но имеют ряд ограничений в реализации авторских прав.

Согласно ст.28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Граждане, не обладающие полной дееспособностью, не могут заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам (ст.30 «Гражданского кодекса РФ»). Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со ст.26 ГК РФ вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения.

Соавторство-это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Такие случаи известны: в литературе- знаменитые И. Ильф и Е. Петров; в музыке- Р. Щедрин и Ж. Бизе и многие, многие другие.

Соавторство относится к первоначальным субъектам авторского права. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т.е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Соавторство может образовывать как единое произведение (созданное как единое целое), так и состоящее из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Например, музыкально-драматическое произведение с текстом- опера, будучи единым объектом авторского права, легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Так, ст.10 «Закона об авторских правах» указывает, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Вместе с тем взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними (например, на основании договора).

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы. Их права также охраняются на территории России, однако эта охрана зависит от ряда условий, предусмотренных в ст.5 «Закона об авторских правах» РФ.

Субъектами авторского права выступают переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Авторы производных произведений пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Следующими субъектами производного авторского права являются организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений). Права автора служебного произведения ограничены, он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.

Наследники также являются субъектами производного авторского права в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Важной особенностью наследования авторских прав является следующее обстоятельство: по наследству наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. Так, не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту указанных прав» (ст.29 «Закона об авторских правах»).

Помимо наследников субъектами авторского права считают издателей энциклопедий, энциклопедических словарей. Периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов, а также театры, киностудии и т. Д. Они приобретают свои права на основании договоров, заключаемых с наследниками или авторами.

Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, можно выделить:

  • - предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права;
  • - сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
  • - распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.

Данным организациям посвящен раздел IV «Закона об авторских правах» (ст. 44-47). Анализ положений данного раздела позволяет выделить следующие особенности коллективного института.

  • 1. Коллективаное управление осуществляется организацией, которая должна быть юридическим лицом, а юридическое лицо в данном случае может быть только некоммерческой организацией.
  • 2. Организация действует от имени правообладателей и на основании полномочий, полученных от правообладателей.
  • 3. Данная организация может осуществлять как юридическое, так и фактические действия в интересах правообладателя.

На сегодняшний день организацией по коллективному управлению авторскими правами является РАО (Российское авторское общество). РАО регистрирует произведения российских авторов, хотя данная регистрация-это «ритуал, который большого юридического значения не имеет, однако бумага с печатью, получаемая РАО, может сыграть ключевую роль в судебном разбирательстве» .

В российском законодательстве содержатся представленные в самом широком спектре положения, касающиеся защиты авторских прав. Понятийный аппарат соответствующих правовых актов также достаточно разнообразен. В частности, термины «субъект» и «объект» авторского права в законах РФ изложены в достаточной мере подробно. Какова специфика российской правовой системы в части защиты продуктов интеллектуального труда?

Что такое авторское право?

Прежде чем исследовать, какими особенностями характеризуются субъекты авторского права, изучим подробнее сущность изучаемой нами правовой категории. Каковы точки зрения экспертов, касающиеся данного вопроса? Дело в том, что термин «авторское право» будет трактоваться тем или иным образом в зависимости от того, в каком числе используется. Что это значит? В российской юридической практике, как правило, рассматриваемый термин применяется во множественном числе - как «авторские права».

В этом случае его значение можно интерпретировать как гарантированные законом механизмы защиты того или иного произведения, ставшего продуктом интеллектуального труда. В свою очередь, если словосочетание «авторское право» употребляется в единственном числе, то трактовать его следует как термин, обозначающий некий самостоятельный юридический институт (по аналогии, к примеру, с трудовым или административным правом), или же как пример одного из многих гарантированных законом прав, которыми обладают авторы продуктов интеллектуального труда. Например, исключительного права. Но не только его. В законодательстве РФ предусмотрен, не считая исключительного, следующий спектр прав:

  • на авторское имя;
  • на неприкосновенность продукта интеллектуального труда;
  • на обнародование творческого произведения;
  • собственно на авторство.

Также в ГК РФ предусмотрены основания для возникновения у автора продуктов интеллектуального труда дополнительных прав, например, связанных с получением вознаграждения.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности. Базовыми считаются две - право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права. Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным. А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта. То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире. В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав - в форме неотчуждаемых и исключительных. На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений. Достаточно распространенный сценарий - когда обладатель неотчуждаемого права - автор, а исключительного - субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные - принадлежать изготовителю.

Объекты авторских прав

Теперь мы можем изучить специфику, которой характеризуются субъекты и объекты авторских прав. Начнем с элементов второго типа. К объектам авторских прав относятся те самые продукты творческого труда, созданные в единоличном порядке неким талантливым человеком. ГК РФ предусматривает следующий их спектр: литературные произведения, сценарии, хореографические постановки, песни, видеоролики, живопись, декоративно-прикладное творчество, фото, карты, а также иные произведения.

То есть Кодекс так или иначе содержит список продуктов интеллектуального труда, подлежащих защите в рамках авторского права. Можно отметить интересный факт: касательно компьютерных программ законодательством РФ, как отмечают многие эксперты, пока что не предусмотрено отдельной категории механизмов защиты авторских прав. Поэтому охраняется софт в нынешних редакциях законов так же, как литературное произведение. Авторские права не действуют в отношении незавершенных продуктов, идей, методов, принципов, открытий. Вместе с тем, как только человек завершил работу над произведением, оно сразу же, без каких-либо регистрационных процедур, подлежит защите в рамках авторского права.

Авторское право: субъекты

Рассмотрим теперь признаки, характеризующие субъекты авторского права. Каковы наиболее распространенные точки зрения экспертов в отношении данного вопроса? Согласно общепризнанной точке зрения, к субъектам авторского права относятся те граждане, кто принимал непосредственное участие в создании продуктов интеллектуального труда. Это могут быть авторы, написавшие произведение единолично или совместно с другими талантливыми людьми. Это могут быть лица, обладающие исключительным правом на пользование продуктом. Это могут быть также юридические лица.

Субъекты авторского права в общем случае не должны каким-то особым образом оформлять свою принадлежность к созданию произведения. Вместе с тем эксперты рекомендуют пользоваться механизмами нотариального подтверждения того, что тот или иной продукт интеллектуального труда был создан определенным человеком. Альтернатива нотариусу - регистрация в уполномоченной общественной или государственной структуре, например, в Российском авторском обществе.

Виды субъектов авторского права, таким образом, могут быть представлены в широком спектре. Можно отметить, что в законодательстве РФ нет прямых формулировок, которые бы ставили в зависимость перспективы правовой защиты тех или иных произведений, скажем, от профессиональной квалификации их автора. Условно говоря, даже если программист написал песню, или же, например, переводчик создал уникальный образец компьютерного софта - права и того и другого будут защищены в полной мере. Таким образом, включенные в источники, формирующие гражданское право, субъекты авторских прав, как отмечают многие юристы, практически не конкретизируются. Если это и происходит, то, как правило, в справочных целях.

Соавторство

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права - соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить - субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ - патент.

Можно отметить, что владелец исключительных прав может использовать, для того чтобы оповестить сообщество о том, что тот или иной продукт интеллектуального труда охраняется, значок копирайта. Однако обязательств делать это положения российского законодательства не включают. Можно отметить тот факт, что субъекты авторского права в России приобретают свой статус в силу особой презумпции. Их принадлежность к созданию того или иного продукта интеллектуального труда фиксируется, если никакой другой автор не доказал свое участие в работе над произведением.

Рассмотрев, что такое авторское право, понятие, объекты, субъекты его, мы можем исследовать то, какие в российском законодательстве предусмотрены механизмы защиты произведений, ставших результатом интеллектуального труда. Начнем с программного обеспечения.

Защита ПО

В соответствии со статьей 1261 Гражданского Кодекса России объектами авторских прав считаются, таким образом, компьютерные программы, а также базы данных. Выше мы отметили, что правовой режим, посредством которого данные продукты защищаются, аналогичен тому, в рамках которого охраняются литературные произведения. В отношении софта субъектами авторского права являются программисты, разработчики, а также все те, чей талант оказался способным создать уникальное программное решение.

В ГК РФ сказано, что софт может быть написан на любом языке. Защищаться может как «исходник», так и объектный код. Программой, которой могут владеть субъекты авторского права, признается совокупность команд, которая обеспечивает функционирование компьютеров и позволяет тем самым задействовать вычислительные мощности ПК с целью получения полезного результата.

Можно отметить, что в статье 1262 Гражданского Кодекса зафиксирован порядок, в рамках которого программисты могут зарегистрировать свой продукт при участии компетентных государственных органов. Однако подобная процедура - право, а не обязанность создателя ПО. При этом, если программист написал решение, ассоциированное с государственной тайной, то оно не может быть зарегистрировано.

Защита фильмов и видеороликов

Рассмотрим то, каким образом законодательство РФ защищает создателей аудиовизуальных произведений - фильмов, видеороликов. Авторами таких интеллектуальных продуктов могут быть режиссеры, сценаристы, композиторы.

Если аудиовизуальное произведение транслируется в эфире посредством тех или иных каналов, то все перечисленные лица, что к субъектам авторского права относятся, вправе рассчитывать на вознаграждение за пользование продуктом интеллектуального труда.

Защита переводов и производных продуктов

Интересен аспект, в соответствии с которым осуществляется защита переводов. Рассмотрим его. Переводчик субъектом авторского права является в полной мере, однако только в той части работы, которую осуществил именно он. То есть в аспекте переработки исходного материала. Тот или иной продукт интеллектуального труда, например, песня, может быть тем или иным образом видоизменена - через аранжировку или, например, ремикс.

В этом случае ди-джей или композитор, которые переделали песню, также могут быть субъектами авторских прав, но только в части проведенной ими работы. Вместе с тем аранжировка или ремикс, как отмечают юристы, не должны нарушать законных прав автора песни, кто написал первую ее версию.

Защита служебных произведений

Субъекты авторского права на служебные произведения характеризуются достаточно необычным статусом. Продукты, о которых идет речь, создаются в рамках выполнения их автором работы по контракту, в рамках найма. То есть в служебном порядке. Специфика законодательства такова, что реализация создателем продукта интеллектуального труда своих прав наравне с авторами, которые выпустили тот или иной продукт вне работы, затруднена.

Автор служебного произведения может обладать только личными, относящимися к неимущественным, правами на свой продукт. Исключительные права, как правило, принадлежат компании-работодателю. Исключение - если человек написал энциклопедию или же выпустил периодическое издание. Исключительные права сохраняются за создателями таких продуктов. Если, конечно, они не передадут соответствующий комплекс прав издателю в соответствии с дополнительным соглашением.

Смежные права

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий. Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние. Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Основной принцип признания за певцами соответствующих прав в том, что именно благодаря их таланту произведение может быть должным образом озвучено публике. Также, как отмечают юристы, субъекты смежных прав могут иметь желание защитить способ интерпретации, вокального исполнения той или иной песни.

Выше мы отметили, что не имеет значения, какова профессиональная специализация, которой обладают субъекты авторского права. Общая характеристика данных элементов правоотношений достаточна с точки зрения закрепления за ними предусмотренных законом преференций. Однако можно отметить, что в части смежных прав российское законодательстве все же в некоторой степени конкретизирует профессиональную специализацию субъектов соответствующей юридической категории.

Но, как отмечают юристы, перечень возможных обладателей смежных прав, что указан в законе - не исчерпывающий. Более того, так или иная специализация человека, который претендует на смежные права, может быть указана в номинальном порядке. То есть, например, такое возможно, если человек, который по профессии инженер, решает вдруг сделать ремикс известной песни. В этом случае в документах, имеющих отношение к оформлению смежных прав, человек может указать, что является музыкантом.



Просмотров