Способы защиты жилищных прав граждан. Защита жилищных прав: юридическая консультация и помощь

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Положения Конституции Российской Федерации реализуются через конкретные законы, иные нормативные правовые акты, в которых, в свою очередь, реализуются нормы Конституции и через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, административного и др. Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

В связи с вышесказанным необходимо прежде всего назвать ст. 1 ЖК РФ, в которой в сжатой форме выражено основное содержание жилищных прав и обязанностей граждан.

В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Под способами защиты жилищных прав понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Сделки граждан с принадлежащим им жильем (купля-продажа, аренда, обмен, мена, найм, дарение и другие формы использования прав собственника жилья) никогда еще не получали такого размаха, как сейчас.

Гражданское и жилищное законодательство признают правомерными все виды сделок граждан с принадлежащими им по праву собственности жилищами. Гражданин может вступать в любые не противоречащие закону договорные отношения, связанные с изменением правового статуса, приобретением или отчуждением жилья (купля - продажа, дарение, завещание). Он также может реализовать свое право собственника, заключив договор найма, мены, пожизненного содержания с иждивением, совершив обмен на другое жилое помещение и др.

Следует отметить, что современный рынок жилья существенно отличается от рынка прошлых лет. Круг традиционных участников сделки, например купли-продажи, значительно расширился. Теперь обычно в сделку кроме покупателя и продавца включается третья сторона - посредник, в качестве которого выступает либо риэлтерская фирма, либо частный маклер. В сделках на рынке жилья все большую роль играют коммерческие банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и другие рыночные институты.

Действующее законодательство допускает широкий спектр сделок граждан с принадлежащим им жильем и в рамках их традиционных форм возникают подвиды, например договор найма - продажи, предусмотренный ст. 501 ГК РФ. К сделкам с жильем применимы статьи главы 52 ГК РФ «Агентирование» (ст. 1005 - 1011).

Прямое отношение к обеспечению реализации жилищных прав граждан имеют статьи ГК РФ о найме жилого помещения (гл. 35), безвозмездном пользовании (гл. 36), страховании (гл. 48), об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59) и другие правовые нормы, которые, надо полагать, будут оказывать все более ощутимое воздействие на упорядочение совершения жилищных сделок на законной основе.

При совершении сделок особенно важно выделить средства защиты участников и принадлежащего им жилья. Их права на рынке жилья охраняются в первую очередь нормами гражданского законодательства.

Защита жилищных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты в свою очередь выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходят за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан .

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Развивая данное положение применительно к жилищным отношениям, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ указывает на то, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) . В системе гражданско-правовых норм, обеспечивающих охрану интересов граждан в жилищной сфере, большое значение имеет Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (Федеральным законом от 9 января 1996 года № 2-ФЗ этот Закон изложен в новой редакции)

Процесс расширения судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства - одно из непременных условий существования демократического правового государства, каким объявлена в Конституции Российская Федерация. Причем судебный порядок защиты субъективных прав и свобод граждан является наиболее регламентированным и совершенным, поскольку гражданское судопроизводство - это процесс, приспособленный к защите практически любых субъективных прав и законных интересов личности, в том числе права граждан на жилище. Для защиты прав граждан на жилище в большинстве случаев судебный порядок является единственно возможным, поскольку имеет место спор о праве, разрешаемый в порядке гражданского судопроизводства.

В ЖК РСФСР 1983 г. защита жилищных прав осуществлялась преимущественно в административном порядке.

В ЖК РФ административный порядок защиты жилищных прав предусматривается скорее как исключение. В частности, в ч. 2 ст. 11 Кодекса указывается, что защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:

Признания жилищного права. В большинстве случаев признание судом этого права является необходимой предпосылкой, обеспечивающей принудительное осуществление других требований. Например, требование о признании права на жилое помещение - необходимое условие для предъявления требования о выселении лица, незаконно занимающего это помещение;

Восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Примером может служить обмен жилыми помещениями, который был произведен под влиянием заблуждения одной из сторон без какого-либо умысла другой стороны сделки. Такой обмен суд может признать недействительным и возвратить стороны в первоначальное состояние;

Признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

Неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

Прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Защита жилищных прав может осуществляться и иными способами, главное, чтобы эти способы были установлены федеральным законодательством .

Приведенный перечень способов защиты жилищных прав не является исчерпывающим. Иные способы защиты жилищных прав могут быть предусмотрены как в самом ЖК РФ, так и в других федеральных законах.Выбор конкретного способа защиты жилищных прав осуществляется самостоятельно управомоченным лицом, за исключением случаев, когда способ защиты нарушенного права прямо определен правовой нормой, регулирующей соответствующее жилищное правоотношение. Так, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ (например, при отсутствии согласия на обмен кого-либо из членов семьи нанимателя жилого помещения), то член семьи нанимателя жилого помещения, чьи права были нарушены обменом, вправе требовать признания сделки по обмену жилыми помещениями недействительной и переселения сторон в ранее занимаемые жилые помещения, т.е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 75 ЖК).

Закрепление в отдельных нормах ЖК РФ тех или иных способов защиты жилищных прав, так же как и выбор способа защиты управомоченным лицом из числа предусмотренных настоящей статьей в тех случаях, когда в нормах ЖК РФ, регулирующих определенные виды жилищных отношений, нет указаний на конкретные способы защиты, определяется двумя обстоятельствами: а) спецификой защищаемого права; б) характером правонарушения.

В связи с тем что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются прежде всего нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, то, соответственно, при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 12 ГК).

Речь идет о таких способах защиты, не названных в комментируемой статье, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий ничтожной сделки.

Несомненно, что судебный порядок защиты нарушенных прав и свобод является наиболее надежным и действенным. При этом нет оснований утверждать, что в нашей стране создан бесперебойно работающий и достаточно эффективный механизм судебной защиты, реально обеспечивающий соблюдение прав и свобод каждого человека. Препятствуют тому длительность судебного разбирательства (некоторые судебные процессы длятся по нескольку лет), дороговизна судебных издержек и квалифицированной правовой помощи для малообеспеченных граждан. Реалии таковы, что за защитой своих прав граждане чаще обращаются в прокуратуру, нежели в судебные органы..

Ответственность за неисполнение обязанностей по отношению к жилищному фонду в большинстве случаев наступает по решению суда. Если же допускается применение мер ответственности по решению иных органов, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

жилищный право защита

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, при одновременном наличии четырех условий.

Во-первых, если ненадлежащим отношением причинен вред. Имущественный вред может выражаться в расходах, произведенных потерпевшим, утрате или повреждении его имущества, а также в неполученных потерпевшим доходах, которые он получил бы, если бы отношение к жилищному фонду было надлежащим.

Моральный вред выражается в нанесении ущерба деловой репутации, причинении физических или нравственных страданий и т.д.

Во-вторых, если вред причинен противоправными действиями. Противоправность проявляется в том, что субъект не выполнил установленные законодательством нормы. Следовательно, всякий раз нужно устанавливать, какое именно правило нарушено.

Кроме того, противоправными являются действия, ущемляющие чьи-либо субъективные права (например, нарушается принадлежащее гражданину право собственности).

В-третьих, если существует причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившим вредом. Иными словами, вред наступил именно потому, что совершены противоправные действия; неправомерное действие субъекта есть причина, а наступивший вред - следствие.

В-четвертых, если субъект, причинивший вред, виновен. Вина юридического лица - в вине его работников. Вина может быть умышленной либо неосторожной. Лицо считается действовавшим умышленно, если оно осознает противоправность своего поведения, предвидит негативные последствия поведения и желает их наступления либо безразлично к ним относится. Лицо признается действовавшим неосторожно, если оно не осознает противоправности своего поведения, не предвидит наступления негативных последствий, не желает этого, но должно было осознавать характер своего поведения и предвидеть наступившие последствия.

При рассмотрении вопроса о вине важно иметь в виду, что причинитель вреда считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины. Вопреки общеизвестной презумпции невиновности, которой характеризуется уголовное право, в гражданском праве действует презумпция вины, т.е. лицо, совершившее противоправные действия, считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины.

  • Билет 12. Основания возникновения права частной собственности на жилое помещение.
  • Билет 14. Права и обязанности собственника жилого помещения.
  • Билет 15. Общее имущество собственников в многоквартирном доме, коммунальной квартире.
  • Билет 16. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения.
  • Билет 18. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением.
  • Билет 19. Особенности совершения сделок с жилыми помещениями.
  • Билет 20. Общие положения о найме жилых помещений.
  • Билет 21. Договор коммерческого найма (понятие, стороны, права и обязанности сторон).
  • Билет 22. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
  • Порядок предоставления жилой площади по договору социального найма.
  • Билет 23. Договор социального найма (понятие, стороны, права и обязанности сторон).
  • Билет 24. Права и обязанности членов семьи нанимателя по договору социального найма.
  • Билет 25. Изменение, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения.
  • Билет 26. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма
  • Билет 27. Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма.
  • Билет 28. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Временные жильцы.
  • Билет 29. Приватизация жилищного фонда. Понятие, принципы, порядок проведения.
  • Билет 30. Договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, форма, условия и порядок заключения.
  • Билет 33. Организация и деятельность жилищного и жилищно-строительного кооператива
  • Билет 34. Права и обязанности членов жилищного и жилищно-строительного кооперативов.
  • Билет 35. Основания возникновения права собственности на жилые помещения у членов жилищного и жилищно-строительного кооператива. Основания исключения из кооператива.
  • Билет 36. Понятие и деятельность товарищества собственников жилья
  • Билет 37. Правовое положение членов товарищества собственников жилья.
  • Билет 38. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги (структура, размер, порядок внесения). Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
  • Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
  • Билет 39. Понятие и формы защиты жилищных прав.
  • Билет 40. Способы защиты жилищных прав собственников и иных законных владельцев жилья
  • Билет 42. Ответственность за нарушение жилищных прав.
  • Билет 43. Общие положения о сделках с жилыми помещениями.
  • Билет 44. Договор купли-продажи жилого помещения
  • Билет 45. Договор мены жилого помещения. Сходство и различие с договором обмена жилыми помещения.
  • Билет 46. Договор дарения жилого помещения.
  • Билет 47. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением как основания отчуждения жилых помещений.
  • Билет 48. Наследование жилого помещения
  • Билет 49. Способы управления многоквартирными домами.
  • Билет 50. Договор управления многоквартирным домом.
  • Билет 39. Понятие и формы защиты жилищных прав.

    Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

    2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

    3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

    1) признания жилищного права;

    2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

    3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

    6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

    Билет 40. Способы защиты жилищных прав собственников и иных законных владельцев жилья

    Согласно законодательству защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жилищные дела рассматриваются в судах на основании заявлений (исковых или иных) либо жалоб заинтересованных лиц. Если граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства полагают, что их жилищные права нарушены, то они в равной степени обладают правом на судебную защиту.

    Признания жилищного права;

    Билет 41. Органы, рассматривающие жилищные споры и порядок обращения за защитой нарушенного права. Судебная защита жилищных прав.

    Согласно законодательству защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жилищные дела рассматриваются в судах на основании заявлений (исковых или иных) либо жалоб заинтересованных лиц. Если граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства полагают, что их жилищные права нарушены, то они в равной степени обладают правом на судебную защиту.

    Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ). При нарушении жилищных прав соответствующим решением и действием (или бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, заинтересованное лицо может обратиться в суд или арбитражный суд в соответствии с положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПКРФ). В случае нарушения жилищных прав изданием незаконного нормативного правового акта заявитель, обращаясь в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействующим полностью или частично, должен учитывать положения главы 24 ГПК РФ или главы 23 АПК РФ (в зависимости от подведомственности дела). Применение административного порядка защиты жилищных прав (то есть обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимися вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) возможно лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Жилищным кодексом РФ или иным федеральным законом. Однако в случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в суд в соответствии с нормами, установленными главой 25 ГПК РФ, главой 24 АПК РФ.

    При этом защита жилищных прав осуществляется путем:

    Признания жилищного права;

    Восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

    Признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанный нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    Неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанный нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    Прекращения или изменения жилищного правоотношения;

    Иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом. Как видно из смысла статьи 11 ЖК РФ, установленный в ней перечень способов защиты жилищных прав средствами национальной правовой системы является примерным. Поскольку каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (часть 3 статьи 46 Конституции РФ), например в Европейский суд по правам человека.

    • 1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
    • 2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
    • 3. Защита жилищных прав осуществляется путем:
    • 1) признания жилищного права;
    • 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
    • 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
    • 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
    • 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
    • 6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
    • 1. Комментируемая статья посвящена защите жилищных прав. Однако из самой статьи неясно, кто (какие участники жилищных отношений) подлежит защите. Из ст. 1 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство основывается "на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты". В п. 2 ст. 4 ЖК РФ называются участники жилищных отношений: граждане, юридические лица и др., которые имеют (могут иметь) жилищные права. В связи с этим, а также основываясь на судебной практике, следует сделать вывод, что комментируемая статья предусматривает защиту жилищных прав всех участников жилищных отношений (не только граждан). Что касается граждан, то защита их прав гарантирована прежде всего Конституцией, ст. 46 которой установлено:
    • 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
    • 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
    • 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".
    • 2. В ч. 1 комментируемой статьи прежде всего называется судебная защита жилищных прав. В частности, ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11).
    • 3. В рамках гражданского судопроизводства (гражданского процесса) разрешаются споры, вытекающие из гражданских, жилищных, семейных, трудовых и иных правоотношений, если сторонами или одной из сторон в споре является гражданин (физическое лицо), и в некоторых иных случаях. Споры между юридическими лицами, как правило, разрешаются в порядке арбитражного судопроизводства. Однако процессуальное законодательство касается не только граждан и юридических лиц. Задачи гражданского судопроизводства гораздо шире - обеспечить защиту прав, свобод и интересов всех субъектов правоотношений. В настоящее время действуют ГПК РФ и АПК РФ.
    • 4. Статьей 5 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. Эти положения в полной мере относятся к жилищным вопросам.

    В указанной статье нашел отражение и развитие принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции, - правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1). В ч. 2 ст. 118 также установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Иначе говоря, гражданское судопроизводство является самостоятельным, и в рамках этого судопроизводства судами рассматриваются подведомственные им гражданские дела.

    Нормы ст. 118 Конституции имеют императивный (обязательный для исполнения) характер. В этой связи никакие другие органы, в том числе государственные органы законодательной и исполнительной власти, не могут подменять судебные органы. В ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" (в ред. от 06.12.2011)1 (далее - Закон о судебной системе) по данному вопросу закреплено следующее:

    "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия".

    Необходимо отметить, что в ст. 5 ГПК РФ говорится лишь о "судах общей юрисдикции". К федеральным судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды (ст. 4 Закона о судебной системе). Мировые судьи - судьи общей юрисдикции субъектов РФ и рассматривают гражданские дела в пределах своих полномочий (ст. 23 ГПК РФ).

    Полномочия судов общей юрисдикции также определены Законом о судебной системе (ст. 19 - 21). Районный суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд - непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

    Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. В пределах своих полномочий Верховный Суд РФ рассматривает дела в качестве суда второй инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ - непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных кругов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

    Необходимо обратить внимание на обязательный характер судебных постановлений (решений). Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Судебные решения (постановления, определения) могут быть отменены только вышестоящим судом (если решение не вступило в законную силу, то может быть отменено кассационной инстанцией, а если вступило в силу - надзорной инстанцией). Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    ГПК РФ предусмотрено (наряду с рассмотрением и разрешением дел судами общей юрисдикцией) рассмотрение гражданских дел третейскими судами. Передача спора на рассмотрение этого суда возможна по соглашению сторон в гражданском процессе (на основании третейского соглашения).

    5. Статья 22 ГПК РФ касается подведомственности гражданских дел судам. Пунктом 1 данной статьи установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам возникающим из гражданских (в том числе жилищных) правоотношений.

    Указанная статья содержит общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам. Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда. Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их полномочий по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц. Понятие "подведомственность", т.е. отнесение круга гражданских дел к ведению судов общей юрисдикции, следует отличать от понятия "подсудность". Подсудность прежде всего означает пределы полномочий каждого суда общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела (ст. 23 - 27 ГПК РФ). Кроме того, выбор соответствующего суда, которому подсудно дело, зависит от ряда обстоятельств (в частности, от места жительства ответчика, нахождения имущества организации и т.п. - ст. 28 - 32 ГПК РФ).

    В ст. 22 ГПК РФ говорится о том, что суды рассматривают и разрешают "исковые дела". Это означает, что гражданское дело рассматривается и разрешается судом общей юрисдикции по правилам искового судопроизводства (подраздел П разд. II ГПК РФ).

    Участниками гражданского процесса могут быть граждане, организации и другие лица, которые вправе обратиться с иском в суд о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

    В порядке искового судопроизводства суды разрешают споры, возникшие из различных правоотношений, в том числе жилищных.

    Другой вопрос, например отказ органа местного самоуправления в переводе жилого помещения в нежилое, может быть обжалован в суд в рамках публичных правоотношений. В этих случаях гражданин обращается в суд с жалобой на действия (бездействие) соответствующих органов или должностных лиц (подраздел III разд. II ГПК РФ).

    6. Об арбитражных судах и делах, отнесенных к их ведению, следует отметить следующее. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами (наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции) и входят в судебную систему РФ.

    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов установлены Конституцией, федеральными конституционными законами. В их числе Закон о судебной системе и Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в ред. от 06.12.2011)1 (далее - Закон об арбитражных судах). Порядок судопроизводства в этих судах определен АПК РФ.

    Арбитражные суды в Российской Федерации разрешают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

    Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

    Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов РФ. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

    Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяются ст. 33.1 Закона об арбитражных судах.

    Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Закона об арбитражных судах.

    В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

    Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд РФ. В соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ.

    7. АПК РФ содержит ряд статей (ст. 27-29), касающихся подведомственности дел арбитражному суду. В частности, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Участники таких дел - это юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица.

    Арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности в порядке искового производства.

    Экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства.

    • 8. В административном порядке предусматривается защита жилищных прав путем обращения в различные органы исполнительной власти. Конкретные случаи определяются только ЖК РФ и другими федеральными законами. Важно отметить, что в п. 2 комментируемой статьи воспроизводится положение ст. 46 Конституции о том, что решение по жилищным вопросам, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
    • 9. Жилищный спор может быть передан по соглашению сторон на разрешение третейского суда. Это предусмотрено ГПК

    РФ и соответствующим Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (в ред. oт 21.11.2011)1.

    В регионах действуют различные комиссии, инспекции и др., которые призваны обеспечить защиту жилищных прав граждан. Например, в Москве это городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см.: распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 № 547-РП (в ред. от 06.12.2011)2).

    • 10. Защита жилищных прав может осуществляться Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции), а в случае если гражданином исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в частности в Европейский Суд по правам человека (ч. 3 ст. 46 Конституции).
    • 11. Касаясь защиты жилищных прав граждан, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 02.07.2009 № 14 отметил, что в соответствии со ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

    Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

    Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ.

    Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

    Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в ст. 46 ГПК РФ.

    Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений ст. 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

    Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ), мировым судьям в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

    Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы, установленной п.5ч.1 ст. 23 ГПК РФ (п. 1-3).



    Просмотров