Способы передачи государственной собственности в частные руки. Безналоговые способы передачи недвижимого имущества. Сущность и цели национализации и приватизации собственности

МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Национализация собственности

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.

Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.

Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.

Цели национализации

 Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона);

 Обеспечение экологической безопасности;

 Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;

 Осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

 Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.

Основания для национализации

Угроза экономической и государственной безопасности страны;

Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

Изменение профиля приватизированных предприятий;

Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;

Нарушение законодательства страны.

Варианты национализации

1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.

2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества.

2. Приватизация собственности.

Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.

Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.

Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.

Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.

Приватизация в России

До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.

1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».

2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:

Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности

Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды

Социальная защита населения

Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

Жёсткое административное централизованное регулирование.

Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации.

Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации.

Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.

Отсутствие экономической ответственности Гскомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации.

Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада.

Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.

Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества.

Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.

Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия.

СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Безвозмездная раздача акций АО

Продажа акций АО

Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах

Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах

Выкупы арендуемых предприятий

Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований

Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании

Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.

ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций.

10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу

51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу.

20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия.

Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.

ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию

2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ.

3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять.

4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.

5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Частный случай приватизации, проводившейся в России в 1990-е - 2000-е гг., - приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Определение

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация как предмет научного исследования

Рассмотрев различные варианты приватизации в развивающихся и постсоциалистических странах (преимущественно, на примерах России и Египта), российский экономист С. З. Гафуров подчеркивал, что «приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в России, Египте, так же как и в других странах, необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах. Как показывает опыт приватизации в РФ и АРЕ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондового рынка. Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер приватизации.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный контроль не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам рынок. Эффективность экономики - это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор.

Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли.

В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем - снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, - утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, - позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.

Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае уничтожения предприятий - конкурентов в результате стихийного бедствия), агрегированная сумма которых, как можно показать математически с использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше, чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем в капиталистическом мире.

Приватизация, обобществление производства и собственность

Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно - планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов - государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.

Методы денежной приватизации

Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:
прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;
аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;
передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США;
аренда и субподряд государственной собственности предприятиями частного сектора.

Ваучерная приватизация

Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан - собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.

С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определённую конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нём даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведёт к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления - уменьшению этого влияния.

Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведёт к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.

Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается финансовой статистикой в индексах. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкреплённых в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.

Денационализация (Разгосударствление) - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно сделанные могут сделать тебя необыкновенно состоятельным.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

Продажа государственного имущества;

Бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Индивидуальная собственность концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность - в основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее единство.

Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, поэтому собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива.

В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одного из важнейших прав собственности - управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия «рабочей собственности», которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников.

Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности.

Особым направлением образования смешанных форм собственности является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода, участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.

Не следует отожествлять смешанные формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности - это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными способами:

  • 1 национализация - передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики;
  • 2 приватизация - часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности;
  • 3 денационализация - возврат государством национализированного имущества прежним владельцам;
  • 4 реприватизация - это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций т.д. у частных собственников.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

  • 1 огосударствление процессов присвоения условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства;
  • 2 огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы,(директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.).

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

  • 1 разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;
  • 2 создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
  • 3 формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций). Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества. Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона. В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей. Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы. Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация -- это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти. В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, функции, способы и формы приватизации, ее место в системе государственного регулирования экономики. Предпосылки и идеология приватизации в России. Этапы, финансовые результаты и последствия ее проведения в России. Ее проблемы и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2013

    Понятие приватизации, ее сущность и особенности, история возникновения и развития. Формы и способы приватизации, их отличительные черты и характеристика. Цели приватизации и этапы ее проведения в РФ. Результаты и уроки приватизации в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Необходимость и предпосылки приватизации в России. Понятие приватизации и разгосударствления. Способы, формы и этапы приватизации. Цели и особенности приватизации в России. Государственная программа приватизации: ваучерный и денежный этапы приватизации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2008

    Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики. Функции приватизации. Принципы приватизации в зрелой рыночной экономике и в переходный период. Практика и результаты российской приватизации.

    реферат , добавлен 12.05.2007

    Процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Плюсы и минусы приватизации.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Определение и цели приватизации, формы и способы реализации. Опыт приватизации в других странах и возможность его использования в отечественной практике. Предпосылки и проблемы приватизации, общая экономическая ситуация, дальнейшие перспективы в России.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Характеристика понятия приватизации государственного и муниципального имущества. Выявление сильных и слабых сторон приватизации в Российской Федерации. Структура и функции Территориального управления Росимущества по Челябинской области. Судебная практика.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Сущность, основные предпосылки, способы и формы приватизации в современной рыночной экономике. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в современной России. Пути совершенствования отношений собственности на средства производства в России.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2011



Просмотров