Аптека закрывает торговую точку. Как закрыть аптеку-наркоточку

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

По разным прогнозам в ближайший год в России закроется от 10 до 50% аптек. Притом что в регионах уже сейчас отмечен дефицит, а в столице на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. В Германии, например — 1,8 тыс. человек

К концу года России грозит потеря около половины аптек из-за низкой рентабельности. Среди причин — повышение налогов, рост коммунальных платежей и госрегулирование цен. Для жителей небольших населенных пунктов лекарства могут стать труднодоступными.

Как закрыть аптеку

Даже самые крупные аптечные сети России в этом году работают себе в убыток, заявляют представители аптечных ассоциаций. По экспертным оценкам, к середине лета, когда в аптечных учреждениях начнется мертвый сезон, разорение грозит уже каждому третьему из них. А к концу года такая судьба может постичь половину точек по продаже лекарств. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по охране общественного здоровья академика РАМН Сергея Колесникова, в прошлом году страна уже потеряла 10 тыс. аптек.

Достоверной статистики, отражающей, сколько аптек закрылось за последний год, нет. Ведь в России не существует процедуры отзыва лицензий, говорят эксперты. Чиновники апеллируют к неким данным Росстата, согласно которым, наоборот, аптек стало больше. Эксперты с такой статистикой незнакомы.

Почему страна теряет аптеки? Во-первых, из-за резко возросшего (до двух с половиной раз) налогового бремени. Теперь аптеки, штат которых превышает 100 человек (а таких 80%), не могут использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 2011 года он заменен прямыми страховыми взносами (ЕСН) из фонда оплаты труда. То есть вместо 14-процентного налога приходится отчислять 34-процентный ЕСН. Если малый инновационный и социально ориентированный бизнес получил четырехлетнюю льготу по выплате страховых взносов (они будут расти постепенно), то аптеки приравняли к обычным торговым организациям.

Гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев возмущен тем, что, с одной стороны, аптеки вроде бы считаются учреждениями здравоохранения, а с другой — платят такие же налоги, как заведения торговли.

Выросли и коммунальные платежи (в среднем на 25%). Выручка же аптечных организаций, которая измеряется в так называемых средних чеках, упала, особенно в регионах: покупательская способность населения после кризиса не восстановилась.

Аптекам ограничили рентабельность введением госрегулирования цен на лекарства первой необходимости (в соответствии с вступившим в силу 1 сентября прошлого года законом об обращении лекарственных препаратов). Наценка на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) сейчас не должна превышать 15%. "Между тем такие лекарства составляют примерно 36% аптечного ассортимента, причем самого ходового. При этом после введения госрегулирования цен власти ждали 30-процентного снижения стоимости препаратов, а реально она снизилась лишь на 3,6%",— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина.

Согласно все тому же закону о лекарствах, теперь аптекам нельзя торговать медицинской техникой — она исчезла из перечня разрешенных к продаже товаров. То есть аптечным учреждениям не разрешили продавать термометры, тонометры, глюкометры — товары, которые многие люди ищут именно здесь.

К тому же аптеки лишились права распространять предметы и средства по уходу за детьми, точнее, за здоровыми детьми. Теперь весь детский ассортимент должен касаться исключительно лечения ребенка. Например, если это памперсы — то только для детей с энурезом. Разве что законом аптекам предоставлена возможность продавать лечебное, диетическое и детское питание.

Особенно плохи дела у государственных аптечных сетей, которые и так были убыточными, сейчас же нагрузка на них возросла непомерно, а это ведет к повышению расходов региональных бюджетов, а значит, и налогоплательщиков. Например, совсем недавно было объявлено о ликвидации сети муниципальных аптек в Челябинске. Свое решение городские власти объяснили убыточностью предприятия.

По словам госпожи Неволиной, если раньше рентабельность аптек держалась на уровне 2%, то сейчас в ряде случаев упала до -8%. Государство ограничило наценку чуть не на половину ассортимента, обязало аптеки держать минимальный ассортимент и ограничило перечень сопутствующих товаров, которые имеет право продавать аптека, при этом не предусмотрев никаких льгот. Многие аптеки оказались в тяжелом положении, те из них, что в прошлом году считались прибыльными, в первом квартале текущего года подсчитывали убытки. Немногим удалось получить кредит в банке, другие выживают за счет товарных кредитов, но если несколько раз просрочить оплату, в следующий раз можно не получить товар. Убытки фиксировались даже в период сезонного всплеска ОРВИ, когда продажи традиционно растут. Весной наступает период резкого спроса на антигистаминные и желудочные средства. А вот летом наступит мертвый сезон. Поэтому к середине лета в России ждут аптечного кризиса.

По мнению председателя экспертного совета по здравоохранению организации "Деловая Россия" Давида Мелик-Гусейнова , 90% аптек в этом году работают себе в убыток, их рентабельность колеблется от 0% до -1,5%.

Дистрибуторы же, видя ухудшение платежеспособности розничного рынка, принимают меры для защиты своего бизнеса или пользуются ситуацией в своих интересах, что понятно: сокращают сроки отсрочки платежей, манипулируют с лекарствами, которые имеют повышенный сезонный спрос, например задерживают отгрузку этих препаратов, пытаясь выбить лучшие условия оплаты со стороны аптек.

В зоне шаговой недоступности

В поисках путей выживания некоторые аптеки вынуждены были повысить цены на ассортимент, не входящий в ЖНВЛП. Однако госпожа Неволина не считает этот выход приемлемым для всех: "Надо учитывать, что покупательская способность не растет и любое повышение цен повлечет за собой снижение спроса. Поэтому аптеки стремятся оставаться в прежней ценовой динамике".

Особенно невыгодно теперь торговать дешевыми лекарствами — ценой до 100 рублей (сегодня они составляют не более 7% аптечного ассортимента).

"Мы стараемся не поднимать цены, хотя с начала года еле сводим концы с концами",— отметили в одной из подмосковных аптек. Рассматривается даже вопрос о сокращении зарплат сотрудникам.

Впрочем, есть и оптимисты. Гендиректор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов говорит: "Я думаю, что ожидание закрытия половины аптек больше выражает их желание получить льготы. В реальности же реформы, конечно, негативны для аптечного бизнеса, но не настолько страшны, насколько об этом говорится от лица представителей розничного звена. Нужно иметь в виду, что большая часть аптек и так существовала на грани рентабельности, и для них новая налоговая реформа просто усугубляет ситуацию. По моим оценкам, под угрозой закрытия находится не более 10% аптечных учреждений".

Некоторые эксперты полагают, что разорившиеся аптечные учреждения будут искать себе место в интернете. Тем более что сегодня для виртуальной торговли лекарствами не требуется даже лицензии (она выдается на конкретный юридический адрес, которого у интернет-аптек чаще всего нет). А это развязывает руки продавцам: по экспертным оценкам, до 50% продающихся через интернет препаратов — липовые.

Ряд экспертов полагает, что, поскольку в России слишком много аптек, закрытие даже половины из них не нанесет вреда потребителям. Это утверждение довольно спорно. В свое время в СССР действовали нормативы: 6 тыс. человек на одну аптеку на селе, 10 тыс. — в городе. Сегодня в Москве на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. А, например, в Германии — 1,8 тыс.

"Много аптек сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге, а вот в регионах острый дефицит аптечных учреждений. Даже в Московской области есть населенные пункты, которые обслуживает всего одна аптека",— свидетельствует госпожа Неволина.

"У нас аптечных учреждений на душу населения меньше, чем в других странах,— подтверждает Николай Демидов.— До последнего времени мы наблюдали положительную динамику прироста количества аптек. Сегодня же точно можно сказать, что большинство аптечных сетей замедлило свое развитие в последний год, а новые открытия единичные, а не массовые".

Аптечные организации считают, что без поддержки государства они не выживут. Так, "Аптечная гильдия" уже направила письма президенту, министру финансов, в Госдуму, Минздравсоцразвития, ФАС с просьбой либо сохранить ЕНВД для аптечных учреждений, либо снизить страховые взносы.

"Единственный выход из ситуации — срочно снизить ставку ЕСН. Мы подсчитали, что для того, чтобы аптека работала с рентабельностью 1,5%, ЕСН должен составлять не более 20%! Сегодня депутаты Госдумы обсуждают возможность снижения ЕСН до 26%, но аптеки это не спасет",— уверен господин Мелик-Гусейнов.

По мнению Сергея Колесникова , для спасения аптечного рынка аптеки необходимо приравнять к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса, а для препаратов стоимостью до 100 рублей — отменить регистрацию предельных цен. Госдума рассматривает предложения президента снизить размер страховых взносов для малого и среднего бизнеса, в том числе аптек, до 26%, а может, и до 18%, говорит господин Колесников. Пока, правда, в законопроекте значится только 26%, да и то новый размер страховых взносов, если законопроект одобрят, вступит в силу с нового налогового периода, то есть с 1 января 2012 года. Впрочем, как говорит Сергей Колесников, уже в этом году у аптек, как социально ориентированных организаций, есть шанс получить компенсации по избыточным социальным взносам из бюджета. Правда, подобные поправки в бюджет еще не одобрены.

"Все учреждения здравоохранения, включая крупные коммерческие платные клиники, относятся к социальным объектам. У них есть льготы и по страховым взносам, и по ценам на аренду помещений. И при этом они вольны устанавливать любые цены на услуги! Аптеки, как торговые предприятия, этого лишены. Для начала надо рассмотреть предоставление налоговых льгот и льгот по коммунальным платежам аптекам как торговым предприятиям, рентабельность которых ограничивается государством. Во-вторых, пересмотреть перечень товаров, которые сегодня разрешено продавать аптекам. В-третьих, минимальный ассортимент, который обязаны иметь аптеки, если уж, по мнению Минздрава, должен быть, то, по крайней мере, с учетом региональных особенностей. И не следует заставлять аптеки иметь препараты сезонного спроса в наличии в течение всего года,— считает госпожа Неволина.— Если этого не произойдет, аптечный бизнес будет либо искать обходные пути уплаты налогов, либо уйдет в тень".

Эксперты уверены в том, что аптека рядом с домом не должна быть роскошью. Если не дать аптекам налоговую льготу хотя бы на три-четыре года, очень многие из них закроются, и это может иметь особенно тяжелые последствия для небольших городов и сельских поселений.

Вопрос:
Являюсь ИП. Субарендую помещение в торговом центре с 2006г под аптеку. Договор субаренды краткосрочный –т.е. менее года, согласован с собственником. Ежегодно после окончания срока субаренды договор составлялся новый. Сейчас за месяц до окончания очередного договора меня уведомили об освобождении помещения в связи с прекращением договора субаренды (других причин нет). Какие действия мне как добросовестному субарендатору необходимо предпринять, чтобы отстоять свое преимущественное право на это помещение? Могу ли я продолжать свою деятельность в данном помещении? Как обжаловать данное решение субарендодателя? Имеет ли право субарендодатель в случае добросовестного исполнения мною обязательств по договору субаренды выгнать меня из помещения? Если все-таки субарендодатель прав: куда и в какие сроки я должна сообщить о закрытии аптеки и как правильно уволить сотрудников?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При этом арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Таким образом, для продолжения работы аптеки в помещении торгового центра индивидуальный предприниматель должен сообщить арендодателю о своем намерении заключить договор субаренды на новый срок. Если в установленный договором или в разумный срок предприниматель не уведомил арендодателя о таком намерении, последний вправе прекратить договор субаренды в связи с окончанием срока субаренды.
Понятие разумного срока уведомления арендодателя действующим законодательством не определено и является оценочным. В случае возникновения судебного спора по этому вопросу с арендодателем размер разумного срока будет определяться судом.
В случае прекращения договора субаренды и закрытия аптеки в связи с этим обстоятельством индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 21.11.2011) обязан представить в лицензирующий орган заявление либо о переоформлении лицензии в связи с прекращением деятельности по одному из адресов мест ее осуществления, указанному в лицензии (ч. 8 ст. 18 Закона – в случае, если ИП осуществляет фармацевтическую деятельность по нескольким адресам) либо о прекращении лицензируемого вида деятельности (п. 1 ч. 13 ст. 20 Закона – в случае, если место осуществления деятельности единственное).
В соответствии с частью 14 статьи 20 Закона № 99-ФЗ заявление о прекращении деятельности подается не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида. Срок для подачи заявления о переоформлении лицензии в случае прекращения деятельности по одному из адресов Законом не установлен. По-видимому, он должен быть таким же, как и в случае полного прекращения лицензируемой деятельности.
Увольнение сотрудников в связи с прекращением договора субаренды и закрытием аптеки в описанном в тексте вопроса случае производится по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя. Такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Расторжение трудовых договоров с работниками следует осуществлять с учетом требований, установленных Главой 27 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора».

28.03.12

Громкая сделка по покупке торговой сети «Магнит» государственным банком ВТБ не прошла незамеченной аптечными сетями. Они опасаются, что риск принятия законопроекта о продаже безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах увеличился.

Ранее фармацевты предупреждали о значительном росте цен на рецептурные лекарства, если безрецептурные препараты будут продаваться в обычной рознице.

Законопроект, разрешающий торговым организациям получать упрощенную лицензию на фармацевтическую деятельность и продавать безрецептурные лекарства, будет внесен в правительство РФ до 1 марта 2018 года. В 2008 году была попытка проделать тоже самое, но правительство идею не поддержало. Разработать законопроект распорядился первый вице-премьер страны Игорь Шувалов. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против его принятия высказалось большинство экспертов.

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка, пишет «КоммерсантЪ» .

«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - сказал гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов.

Он также пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Более половины объектов компании «Неофарм» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») также располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов, сообщил гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он.

Ранее фармацевты были менее категоричны. Указывая на то, что соотношение рецептурных и безрецептурны лекарств в аптеке составляет 51% к 49% (ред. - непонятно имеется ли ввиду объем продаж или количество препаратов в аптеке, скорее первое), они прогнозировали рост цен на рецептурные лекарства от 11% до 16% в зависимости от вида препарата. Против принятия законопроекта также выступает Минздрав, который опасается ненадлежащих условий хранения лекарств.

В целом, фармацевты, пожалуй, правы в своем возмущении. В правительстве исходили из опыта продажи безрецептурных лекарств в зарубежных странах. Однако почему-то не было учтено, что количество безрецептурных лекарств во многих странах значительно меньше. Немного утрируя, в Европе без рецепта можно купить что-то от насморка и средства гигиены, вроде спиртовых салфеток.

С другой стороны, риторика фармацевтов, да простят нас уважаемые бизнесмены, которые защищают свои нормальные интересы, напоминает не очень перспективный шантаж. Слабо верится, что аптечный бизнес решится на одномоментное уменьшение оборотов в два раза, даже не проанализировав квартальные цифры после принятия законопроекта. К тому же возможность повысить цены на рецептурные препараты никуда не исчезает. Если аптечный киоск без повышения цен не может оставаться рентабельным, то цены надо повышать, и никакой надзорный орган законно оспорить такое повышение не сможет.

Также достаточно очевидна причина изменения риторики на более эмоциональную. На прошлой неделе государство купило фактически контрольный пакет крупной торговой сети «Магнит». Сделка и громкая, и вызвавшая опасения на тему огосударствления рынка торговли продовольственными товарами по примеру .

Известно, что рентабельность «Магнита» второй год подряд ухудшается, и принятие законопроекта о продаже безрецептурных препаратов в обычной рознице позволит компании немного улучшить финансовые показатели. Фармацевты, вероятно, расценили сделку о покупке «Магнита» как увеличение вероятности принятия законопроекта.

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.


«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию»,- приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у “Ъ”). Он пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» - крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.

Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил “Ъ” гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.

Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах обсуждается в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».

Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.

Против принятия законопроекта также выступает Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.

В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11–16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.

"Фармацевтические ведомости", 2007, N 7/8

Как известно, многие аптечные учреждения продают лекарственные средства через аптечные киоски и аптечные пункты. Зачастую такие пункты и киоски располагаются в районах (муниципальных образованиях), обслуживаемых разными налоговыми инспекциями. Нужно ли вставать на налоговый учет по местонахождению каждого аптечного пункта (киоска)? Что будет, если этого не сделать? Давайте разберемся.

Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

А согласно трудовому законодательству рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из всего этого следует, что стационарные аптечные пункты и киоски, функционирующие более 30 дней, подпадают под определение обособленного подразделения, данное Налоговым кодексом РФ, и в этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по их местонахождению.

Однако многих руководителей и собственников аптечных учреждений регистрация обособленного подразделения пугает: они опасаются, что на бухгалтерскую службу ляжет дополнительная нагрузка по расчету налогов и контролю за работой обособленного подразделения. Но давайте разберемся, так ли уж это страшно на самом деле.

Что такое обособленное подразделение

Рассмотрим этот вопрос более подробно - как с точки зрения гражданского, так и с точки зрения налогового законодательства.

В гражданском законодательстве обособленными подразделениями организации признаются филиалы и представительства. Факт их создания организация должна зафиксировать в своих учредительных документах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Как правило, решение о внесении изменений в учредительные документы принимают собственники организации (акционеры, участники). Кроме того, собственникам организации необходимо утвердить положение о филиале или представительстве. Также необходимо определить, будет ли такое обособленное подразделение выделено на отдельный баланс или нет, будет ли у него свой расчетный счет. То есть без участия учредителей в данной ситуации не обойтись.

Однако в налоговом законодательстве это понятие шире. Как уже было отмечено выше, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Важно отметить, что обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Следовательно, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение (например, аптечный пункт или стационарный аптечный киоск), вносить изменения в учредительные документы не потребуется.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, если организация создает хотя бы одно стационарное рабочее место вне ее местонахождения более чем на один месяц, у нее возникает обязанность встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Эта обязанность закреплена в статье 23 Налогового кодекса РФ. Встать на налоговый учет необходимо в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Правда, из любого правила есть исключения. Если аптека осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, а ранее не состояла на налоговом учете в регионе, где действует этот специальный налоговый режим, встать на учет ей придется в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.28. Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: организации, находящиеся на "упрощенке", при регистрации филиалов или представительств утрачивают право на применение этого специального налогового режима. Если вы не хотите, чтобы ваша аптека потеряла право на применение упрощенной системы налогообложения, не указывайте факт создания обособленных подразделений в уставе. Просто встаньте на налоговый учет по местонахождению аптечного пункта или киоска.

Отметим также, что если у аптеки уже имеются зарегистрированные обособленные подразделения по местонахождению рабочих мест, это не может служить основанием для отказа при переходе с традиционной системы налогообложения на упрощенную.

Какая ответственность предусмотрена, если аптека не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения

Налоговый кодекс в этом случае предусматривает достаточно серьезные санкции.

Так, пункт 1 статьи 117 Налогового кодекса РФ определяет, что "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.".

А в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней".

Аптека "Ваше здоровье" в период с 31 января 2006 года по 1 апреля 2007 года продавала лекарственные средства через обособленное подразделение (стационарный аптечный киоск, открытый в другом муниципальном образовании). По месту осуществления деятельности через обособленное подразделение аптека не встала на учет в налоговой инспекции. Данный факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки на основании договора аренды помещения и других документов. Доход аптечного киоска за данный период составил 400 тыс. руб. Штраф должен быть исчислен по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ и составит 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 20%).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе аптека в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса РФ может быть оштрафована на 5000 руб. (а если просрочка составит более 90 дней - на 10000 руб.). А руководитель аптеки может быть привлечен к административной ответственности.

Необходимо помнить и о том, что при наличии обособленного подразделения некоторые налоги аптека должна уплачивать в особом порядке (подробно об этом мы рассказали ниже). Если же это не учитывать, у аптеки может возникнуть недоимка по уплате налогов и, как следствие, будут начислены штрафы и пени.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать обособленное подразделение по местонахождению стационарных рабочих мест, достаточно издать приказ по организации.

В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения необходимо представить заявление по форме N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по местонахождению ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации". Бланк такого заявления утвержден приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.

Кроме того, потребуются документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (приказ или положение, учредительные документы юридического лица, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет по местонахождению организации и государственную регистрацию). Иногда вместе с вышеперечисленными документами налоговики требуют договор аренды по указанному адресу или свидетельство о праве собственности.

В течение пяти дней с момента подачи заявления налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения должен выдать Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории Российской Федерации, где будет указан код причины постановки (КПП), соответствующий правовому статусу обособленного подразделения. Отметим сразу, что пятая и шестая цифры КПП обособленного подразделения без внесения записи в ЕГРЮЛ будет 31 или 32.

Получив свидетельство, аптека обязана уведомить налоговую инспекцию по своему местонахождению о создании обособленного подразделения.

Регистрация во внебюджетных фондах

Вставать на учет в филиале Фонда социального страхования, отделениях Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования по местонахождению обособленного подразделения или нет, зависит от тех полномочий, которыми это обособленное подразделение наделено.

Так, в пункте 2 постановления Правления ПРФ от 19 марта 2003 г. N 33п записано: "...организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в качестве страхователей по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам". Таким образом, если обособленное подразделение не отвечает хотя бы одному приведенному критерию, регистрироваться в ПФР не нужно.

Зарегистрироваться в ФОМС нужно тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный (самостоятельный) баланс и счета в банках или иных кредитных учреждениях (п. 4 постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018).

Таким образом, если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест (по местонахождению аптечного пункта или аптечного киоска), вставать на учет в фондах по местонахождению этого подразделения необходимости нет.

Уплата налогов аптекой, имеющей обособленные подразделения

Еще одна проблема, которую придется решать, как и куда платить налоги и куда представлять налоговую отчетность. Сразу скажем: если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест, то уплачивать через налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения придется следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (если в обособленном подразделении есть недвижимое имущество);
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход (если организация осуществляет деятельность, облагаемую этим налогом).

Налог на прибыль

Если в организации создано хотя бы одно обособленное подразделение, она должна исчислять и уплачивать налог на прибыль в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса РФ. Принцип, заложенный в статье 288 Налогового кодекса РФ, предельно прост: суммы налога и авансовых платежей уплачиваются в федеральный бюджет по местонахождению организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям, а распределению подлежат только суммы налога (авансовых платежей), зачисляемые в бюджет субъектов РФ.

При этом организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территорию одного субъекта РФ, предоставлено право уплачивать налог (авансовые платежи) по местонахождению одного из них. Кстати, эта обязанность может быть возложена и на головное подразделение организации, если оно расположено в том же регионе, что и ее обособленные подразделения. В этом случае необходимо уведомить ИФНС по местонахождению каждого обособленного подразделения о том, что налог будет уплачивать головное отделение. При этом рекомендуется использовать форму, приведенную в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@.

Налог на имущество организаций

База по налогу на имущество определяется отдельно по следующим видам имущества (ст. 376 Налогового кодекса РФ):

  • имущество, подлежащее налогообложению по местонахождению головного отделения организации;
  • имущество каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения головного отделения организации;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Таким образом, по местонахождению обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, в налоговую базу включается только стоимость основных средств, относящихся к недвижимости. При этом в налоговую инспекцию по местонахождению недвижимого имущества необходимо представить декларацию по форме N 1152001 (приложение N 1 к приказу МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224), содержащую титульный лист, разделы 1, 2 (4, 5), или по форме, утвержденной в субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество. Движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, включается в налоговую базу по местонахождению головного отделения организации.

Иными словами, если аптечный пункт или киоск оборудованы в арендованном помещении, уплачивать налог на имущество аптека должна в общем порядке (то есть без распределения налога между имуществом головного отделения организации и ее обособленных подразделений). Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о налоге на имущество организаций вообще не идет.

Налог на доходы физических лиц

Российская организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации нужно подать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ:

  • по всем работникам головного отделения;
  • по тем физическим лицам, которым обособленным подразделением были выплачены доходы, облагаемые НДФЛ.

Единый социальный налог

Организации, в составе которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют налоговую отчетность по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению головного отделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты в пользу работников и физических лиц, производят уплату ЕСН централизованно и представляют налоговую отчетность по местонахождению головного отделения.

Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о ЕСН вообще не идет.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производит уплату страховых взносов централизованно по местонахождению головного отделения. Такая организация представляет декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование также по местонахождению головного отделения.

Единый налог на вмененный доход

Уплата ЕНВД для определенных видов деятельности регламентируется главой 26.3. Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п. 1 ст. 346.28. НК РФ).

Следовательно, если обособленное подразделение аптеки (аптечный киоск или аптечный пункт) расположено и осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД, то организация обязана уплачивать ЕНВД и представлять налоговую отчетность в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами этого субъекта РФ.

Директор аудиторской фирмы

"Академия аудита"



Просмотров