Семейный кодекс ст 65 комментарии. Теория всего

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Положения статьи 65 СК РФ используются в следующих статьях:
  • Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка
    Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ.

Новая редакция Ст. 65 СК РФ

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Статье 65 СК РФ

1. Под осуществлением права понимается реализация возможностей определенного поведения, составляющих то или иное субъективное право. Оно включает возможность самому вести себя определенным образом, требовать от других субъектов гражданского права соответствующего поведения, а в необходимых случаях - обращаться за защитой в соответствующие государственные органы. Отказ от осуществления права не влечет прекращения права за исключением случаев, предусмотренных законом.

Осуществление права может совершаться как самим управомоченным лицом, так и его представителем. Оно может заключаться как в совершении единичного действия, так и ряда действий, а также в воздержании от действия.

В законодательстве закреплен принцип беспрепятственного осуществления субъективных прав. Однако при осуществлении права нельзя нарушать права других людей. Указанный принцип применяется и к семейным правам.

Требование о недопустимости нарушения прав других граждан обусловлено тем, что права различных субъектов в семейных отношениях тесным образом переплетены. Поэтому, осуществляя свои права, субъект должен осознавать, что другие лица (в том числе другие члены семьи) могут быть обладателями аналогичных или сходных прав, которые признаются и охраняются законом. Аналогичные нормы есть во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах".

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права. Так, родители могут быть:

а) лишены родительских прав ();

б) наказаны в административном порядке (ст. 5.35 КоАП);

в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

О лишении и ограничении родительских прав см. в комментариях к статьям 69 и 73.

2. Во многих случаях у супругов могут быть различные взгляды на то, каким образом должно осуществляться воспитание детей. При осуществлении родителями своих прав и обязанностей могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Это обусловлено тем, что реализация родительских прав осуществляется непосредственно каждым из родителей, исходя из различных социальных и экономических факторов, (таких, как образование, воспитание, материальная обеспеченность, состояние здоровья, принадлежность к определенному социальному классу и др.).

В п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому органами, которые рассматривают споры, возникающие между родителями, являются органы опеки и попечительства и суд. При этом можно обратиться сразу в суд, минуя стадию рассмотрения дела органом опеки и попечительства. Однако очевидно, что суд при рассмотрении дела привлечет орган опеки и попечительства к участию в деле.

Комментируемый пункт указывает на необходимость учета при этом мнения детей. Это правило представляет собой конкретизацию идеи, заложенной в п. 1 ст. 13 Конвенции о правах ребенка, где сказано: "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией, может дать свои рекомендации, которые могут быть как в устной, так и письменной форме. Однако эти рекомендации не носят обязательного характера. Что касается рассмотрения дела судом, то в компетенцию суда не входит разрешение споров сугубо педагогического свойства, ибо он правомочен рассматривать только вопросы о месте проживания ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

3. Как уже отмечалось, возможны ситуации, когда родители ребенка проживают раздельно. Это возможно как при расторжении брака, так и в тех случаях, когда родители ребенка формально состоят в браке, но не живут вместе.

В таких случаях родители должны сами решить, с кем из родителей будет жить ребенок. Однако, если соглашения достичь не удалось, этот вопрос решается судом. Спор об определении места жительства ребенка может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода (в бракоразводном процессе) или после прекращения брака.

В ряде случаев после расторжения брака родители продолжают жить в одном жилом помещении в связи с невозможностью найти другое жилое помещение. В таких случаях суд должен воздержаться от рассмотрения дела по существу.

Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств (состояние здоровья родителя и ребенка, возможности ухода за ним, появление отчима (мачехи) и др.).

В этой связи п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.

Очевидно, следует прийти к выводу, что место, где ребенок зарегистрирован, на момент рассмотрения спора юридического значения не имеет, поскольку ребенок может быть зарегистрирован по месту жительства любого из родителей.

В п. 3 комментируемой статьи сделана отсылка на нормы гражданского процессуального законодательства. Речь, в частности, идет о п. 6.1 ст. 152 ГПК РФ, согласно которому при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

Особое внимание следует обратить на последний абзац п. 3 комментируемой статьи, который был добавлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ. Суть нововведений заключается в том, что еще до рассмотрения дела по существу суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Наличие подобного нововведения обусловлено тем, что в последнее время был отмечен целый ряд случаев, когда один из родителей (обычно отец ребенка) создавал препятствия другому родителю в общении с ребенком до вынесения судебного решения о том, с кем из родителей будет находиться ребенок. В одних случаях ребенка просто прятали, а в других охрана просто не пускала другого родителя в дом, где находился ребенок.

Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации

При решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения.ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 СК РФ).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семенного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

  • Вверх

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к статье 65 СК РФ

1. Комментируемая статья развивает нормы ст. 63 СК о праве и обязанности родителей воспитывать своих детей и об ответственности за небрежение в этом деле.

Если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права.

Авторский комментарий
(актуален на 2009 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Так, родители могут быть:
а) лишены родительских прав (см. коммент. к ст. 69-71);
б) наказаны в административном порядке (например, в соответствии со ст. 5.35 КоАП они штрафуются);
в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК и комментарии к ней предусматривают, помимо штрафов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательные работы на срок до 180 часов; исправительные работы на срок до одного года; ограничение свободы на срок до трех лет).
К мерам такой ответственности относятся:
- лишение родительских прав;
- административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ);
- уголовная ответственность в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

2. Все вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей, родители решают:
а) исходя из интересов ребенка;
б) с учетом его мнения и сообразуясь с его возрастом, способностью формулировать свои взгляды.

Если один из родителей считает, что другой действует вразрез с интересами детей (например, применяет вредные методы воспитания; возражает, чтобы дети учились в тех образовательных учреждениях, которые больше соответствуют их склонностям), он может обратиться за разрешением спора не только в орган опеки и попечительства, но и в суд.

3. Споры по поводу того, с кем из родителей будет жить ребенок после развода, разъезда (либо когда родители, не состоящие в браке, и не собираются жить вместе), подведомственны только суду. Суд рассматривает их (с участием органа опеки и попечительства), если:
а) отсутствует соглашение между отцом и матерью;
б) такое соглашение есть, но оно противоречит интересам ребенка либо одного из супругов.

Независимо от того, состоят ли родители в браке, место жительство ребенка определяется:
исходя из его интересов;
с обязательным учетом его мнения, если ему уже исполнилось 10 лет и это мнение не повредит его же интересам (см. также коммент. к ст. 57).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения между каждым из них и ребенком, перспективу для его воспитания и развития, а также род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение; однако преимущество одного из родителей в материально-бытовом плане само по себе не является безусловным мотивом для того, чтобы удовлетворить его требования. Могут перевесить другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в местах проживания матери и отца (п.5 Постановления N 10).

Официальный текст :

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий юриста :

Говоря о родителях, Конвенция о правах ребенка отмечает: "Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы" (пункт 1 статьи 18). Семейный Кодекс каждый раз, когда речь идет о несовершеннолетних детях, употребляет данное понятие в разном контексте. Однако у нас не принято в законе (за редким исключением) давать определение тем или иным терминам. Но в теоретическом плане под интересами детей понимают надлежащие условия их воспитания. При этом имеется в виду формирование в ребенке положительных человеческих качеств (трудолюбия, честности, бережного отношения к старикам и инвалидам, неприемлемость жесткого обращения с человеком и даже животным и т.п.). Конечно, у человека и гражданина могут быть свои, лишь ему присущие интересы, но когда у него есть дети - главное их воспитание. Причем такое, которое совпадает с интересами ребенка. Противоречие на этот счет Семейный Кодекс считает недопустимым, чреватым применением мер семейно-правовой ответственности (статья 69 Семейного Кодекса).

При уточнении термина "интересы детей" в абзаце 2 пункта 1 статьи 65 дается перечень действий родителей, которые считаются неправомерными. Сюда входит причинение физического и психического вреда здоровью детей, их нравственному развитию. Абзац 3 пункта 1 статьи 65 еще раз подчеркивает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Это может быть ответственность, предусмотренная статьей 156 Уголовного Кодекса за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, выражающаяся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности. Если при рассмотрении судом спора о воспитании детей, в деяниях родителей будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетних, суд должен уведомить об этом прокурора (абзац 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10).

Ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена также статьей 5.35 КоАП . И наконец, существует и семейно-правовая ответственность в виде лишения родительских прав. Ограничение родительских прав судом устанавливает лишь косвенную ответственность за действия и поступки родителя, нарушающие интересы ребенка. Ответственность за неуплату алиментов нельзя рассматривать как ответственность родителя, поскольку неблагоприятные последствия такой неуплаты, если она вызвана неуважительными причинами, предусмотрены в разделе Семейного Кодекса, посвященном алиментным обязательствам. Не вмешиваясь в семейное воспитание родителями своих детей, Семейный Кодекс дает ряд рекомендаций, призванных разрядить в семье конфликтную ситуацию, которая, несомненно, сказывается на интересах ребенка.

Когда спор о ребенке связан с разводом, действует , предусматривающая равенство прав супругов в семье, в которой говорится, что вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Таково еще одно подтверждение равноправия супругов в деле семейного воспитания детей. Устранение конфликта между родителями по поводу воспитания детей осуществляется по совместной просьбе обоих родителей. Отсутствие одного из них лишает возможности снять имеющие место разногласия. Обращаться за разрешением такого конфликта приходится, когда собственными силами в рамках семьи мира достичь не представляется возможным. Именно тогда советы педагогического свойства, исходящие от органов опеки и попечительства, помогут родителям достичь консенсуса, соответствующего интересам ребенка. Но эти советы, принимающие форму рекомендаций, обязательной силы не имеют.

Еще одно немаловажное обстоятельство, соответствующее требованиям пункта 1 статьи 13 Конвенции о правах ребенка, статьи 57 Семейного Кодекса заключается в том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, рассматриваются не только родителями, но и органами опеки и попечительства с учетом мнения детей. Оно учитывается в тех советах-рекомендациях, которые дают эти органы. Если разногласия родителей выходят за рамки семьи, Семейный Кодекс предлагает им такую альтернативу: обратиться либо в органы опеки и попечительства, либо в суд. Однако пока конфликты родителей не переросли в спор о праве, лучше обратиться в органы опеки и попечительства. А при наличии спора о праве, связанного с воспитанием детей, надлежит обратиться в суд, в чью компетенцию входит его разрешение. Довольно подробные разъяснения относительно применения судами семейного законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10.

В нем разъясняются вопросы, касающиеся устранения препятствий к общению с ребенком, определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей, лишения родительских прав и др. Раздельное проживание родителей не является редкостью, о чем свидетельствует государственная бракоразводная статистика. В некоторых случаях разведенный родитель, оставивший семью, вовсе не претендует на встречу со своим ребенком. Иногда бывшие супруги достигают мирного соглашения в письменном или устном виде относительно встреч с ребенком. Однако часто родитель - непосредственный воспитатель - старается прекратить всякое общение ребенка с родителем, проживающим по другому адресу. Возникает спор, подлежащий разрешению в судебном порядке. Такие споры к подсудности мировых судей не относятся и рассматриваются районным судом. При проживании спорящих родителей в одном доме, одной квартире, когда оба родителя общаются с ребенком постоянно, разрешение возникшего между ними спора в суде теряет всякий смысл.

Исключение могут составлять случаи, когда один из родителей документально подтвердит, что он проживает по новому адресу (купил дом, квартиру, оформляет ее получение и т.п.). Причем не имеет значения, расторгли брак родители или еще нет (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10). Даже тогда, когда спор назрел, существует возможность заключения соглашения, желательно письменного, с указанием, с кем из расторгающих брак родителей будет проживать ребенок. Наличие такого соглашения позволяет наименее болезненным для ребенка способом решить возникшие разногласия и сохранить для него обоих родителей. Семейный Кодекс, учитывая сложность дел данной категории, дает перечень обстоятельств, которые учитываются судом, разрешающим спор.

В него входят:

Привязанность ребенка к каждому из родителей. При этом важно определить причины такой привязанности. Если она основана на антипедагогической подоплеке (дорогих подарках - вплоть до машины, вседозволенности, ложно понимаемой независимости и пр.), она свидетельствует лишь об отрицательных педагогических качествах родителя, стремящегося любой ценой достичь желаемого. И если одна сторона в споре использует для "подкупа" ребенка все имеющиеся возможности, а другая строит свои отношения с ним на разумной требовательности, понимании ответственности за его судьбу, то пальма первенства принадлежит последнему. Поэтому суд, не ориентируясь на трудности исполнения судебного решения, должен указать, с кем из родителей должен проживать несовершеннолетний;

Привязанность ребенка к братьям, сестрам. Имеются в виду как несовершеннолетние, так и достигшие совершеннолетия братья и сестры, особенно те, кто составляет одну семью. Разорвать контакт между ними, как правило, - очевидная травма, причиняемая ребенку;

Возраст ребенка во многом предопределяет исход спора. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27.05.1998 №10 подчеркнул, что при рассмотрении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего в случае раздельного проживания его родителей, спор разрешается с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет (при условии, если это не противоречит его интересам). Физиологическая связь малолетних детей с матерью сохраняется надолго, это объясняет, почему чаще всего маленькие дети остаются с матерью, если она, конечно, добросовестно выполняет свои материнские функции. Именно такое решение и будет в интересах ребенка, однако оно не означает непризнания равенства родительских прав и обязанностей. Детям старшего возраста, подросткам в большей степени принадлежит право голоса, ибо они в состоянии оценить свои чувства, объяснить их. Но и здесь их разъединение нежелательно;

Нравственные и иные личные качества родителей относятся к обстоятельствам, предопределяющим истинные интересы несовершеннолетнего. Именно эти качества влияют на формирование еще пластичной личности ребенка, определяют его нравственное, духовное здоровье;

Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, поскольку они предопределяют тот микроклимат, в котором растет и формируется его личность. Но особое внимание следует обратить на отношение к детям, когда уже началась "борьба" за них. Важно и то, как родители (один из них) заботились о своих детях ранее;

Возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Расшифровывая данное понятие, Семейный Кодекс предлагает обратить внимание на род деятельности каждого из родителей, режим их работы, материальное и семейное положение.

Данный перечень не является исчерпывающим, а потому может быть расширен за счет других обстоятельств.

Так, в случае с разрешением спора о воспитании малолетних детей может быть учтено, что один из родителей дома практически не находится из-за длительных командировок, а другой в состоянии оказывать внимание ребенку постоянно. Но применительно к подросткам эта ситуация может трактоваться по-разному. Материальное положение определяется уровнем дохода, а семейное - наличием или отсутствием в семье отчима (мачехи), не испытывающего добрых чувств к детям своей супруги, родственников, холодно относящихся к ребенку, и т.д. Приведенный довольно подробный перечень обстоятельств, способных повлиять на судебное решение, не делает акцента на уровне доходов одной из спорящих сторон. Напротив, упоминается этот факт в конце данного Перечня. Не случайно поэтому в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 отмечается, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

В качестве примера правильной оценки сложившихся обстоятельств может служить дело по иску К. Молодые люди заключили брак еще в студенческие годы. Вследствие тяжелых родов К. заболела и через пять лет была признана инвалидом второй группы. По инициативе мужа брак они расторгли. Вскоре после развода бывший супруг вновь женился. Его предпринимательская деятельность была успешной. Настаивая на проживании в своей семье дочери, он объяснил, что уход за пятилетней девочкой будут осуществлять его родители, живущие в этом же городе. А ответчица, по его словам, постоянно болеет, по состоянию здоровья работать не может. Живет на небольшую пенсию и алименты, которые он платит на дочь. При рассмотрении дела суд установил, что все прошедшие годы с момента рождения ребенок жил с матерью, очень к ней привязан. Поэтому суд, учитывая все обстоятельства дела, в том числе подлинные интересы ребенка, в иске, заявленном отцом, отказал.

Все перечисленные в пункте 3 статьи 65 Семейного Кодекса обстоятельства, оказывающие влияние на судьбу спора, учитываются судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Данное положение служит как бы общим знаменателем при разрешении споров, связанных с воспитанием детей.



Просмотров