Признаком нормативного акта не является. Признаки нормативных правовых актов. Иерархия НПА субъектов РФ

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются , либо изменяются , либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций , т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: и . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт , общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества , устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур , призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов :

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Нормативно-правовой акт - официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.

Нормативно-правовой акт выполняет две равнозначные функции: функцию юридического источника права и функцию формы права , то есть выступает как способ существования и выражения норм права.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти);

в) заголовок (некоторые акты, напр., распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

д) номер акта;

е) сведения о должностном лице, подписавшем акт;

5) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца (в Украине законы публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», газетах «Голос Украины» и «Юридичний віс ник Украї ни»; постановления Кабинета Министров - в «Собрании постановлений правительства Украины» и газете «Урядовий кур"є р»; законы и подзаконные акты - в журнале «Офіційний вісник України »).

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Правовые акты главы государства, подлежащие в соответствии с конституцией подписанию главой правительства или министром (скрепляются подписями соответствующих должностных лиц с определением их реквизитов: название должностей и имен этих должностных лиц) называются контрассигнованными актами. См. о них подробнее в § 10 «Понятие подзаконного нормативно-правового акта».

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула - вступительная часть, бесстатейное (не содержащее норм права) общее введение, в котором дается обоснование закона, определяются цели, задачи и порой формулируются исходные мировоззренческие положения. Сейчас преамбулы в законах встречаются редко;

2. Пункты, статьи - содержат исходные единицы нормативно-правового акта - нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права.

Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. И статью, и части, из которых она состоит, принято обозначать сокращенно начальными буквами: статью - «ст.», а части (абзацы) статей - «ч.». Статьи в законах нумеруются, нередко нумеруются и части (абзацы) статей, тогда они, как правило, называются пунктами;

3. Главы - имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

4. Разделы - объединяют главы в больших по объему нормативно-правовых актах. Возможна и иная ситуация, когда ста-тьи, пункты объединяются в разделы, а разделы - в главы;

5. Части - наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах. Так, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс подразделяются на две части: Часть Общая и Часть Особенная.

Расположение норм права в статьях нормативно-правового акта:

1) обычно правовая норма заключена в одной статье, чем облегчается ее восприятие;

2) в ряде случаев для выражения сложной нормы права требуется несколько статей;

3) иногда в одной статье содержится несколько норм права.

В чем состоит различие между нормативным актом и иными правовыми актами (в частности, актом толкования норм права и актом применения норм права)?

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нормы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования! норм права дает только объяснение действующих норм.

2. Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела (например, повреждение насаждений запрещено - адресовано ко всем, а Указ Президента назначить какого-то» председателем областной администрации - это правовой, а не нормативно-правовой акт, ибо норм права в нем нет, т.е. нет прав и обязанностей, значит это - акт применения норм права).

Блог

Новости

Как поступить в университет Голландии

Голландские вузы стараются по максимуму упростить процедуру зачисления мотивированных студентов из стран Балтии и СНГ. Поэтому поступить в университет Голландии вполне реально.

Для поступления необходимо иметь среднее или высшее образование, сдать тест TOEFL или IELTS на знание английского языка и, конечно же, иметь финансовые средства для оплаты обучения и проживания за рубежом.

Переводчик Яндекса обучили эльфийскому языку

Ко дню рождения Джона Толкиена команда Яндекса добавила в «Яндекс.Переводчик» эльфийский язык синдарин. Об этом CNews сообщили в «Яндексе». Пока функция перевода с эльфийского или на эльфийский работает только в веб-версии в альфа-режиме. Для письменного отображения синдаринских текстов используется письменность Tengwar.

«Универсариум» - открытая электронная образовательная платформа, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов. Проект предоставляет российским гражданам возможность получения качественного образования от ведущих университетов и лучших российских преподавателей.

Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера.

Основные признаки нормативно-правовых актов: государственный характер – государство наделяет органы, должностных лиц правотворческой компетенцией; оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, в т.ч. и через принуждение; принимаются с соблюдением определенной процедуры и требований к содержанию и форме нормативно-правового акта; имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия; всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.5

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).


Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный aocoдарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего эти означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения) , как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока (исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Нормативно-правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы - их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Признаки нормативно-правового акта

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества.

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами.

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап. Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному РФ;
  • Верховному Суду РФ.
Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в РФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества.

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства.

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

Определения нормативного правового акта за прошедшие последние сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой

демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Основное свойство, через которое описывается данная форма права, - нормативность. Подчеркивается его исключительная, практически неоспоримая легитимность, и защита со стороны государства.

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности» . Достаточно часто существенным признаком называется предмет правового регулирования нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид общественных отношений, и неоднократное применение .

Легального определения нормативно-правового акта не существует, но в проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержится следующее определение: нормативный правовой акт - письменный

официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное

применение.

Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». В частности, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Также вопрос нормативности рассматривался и постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее - постановление № 58). АПК РФ закрепляет за арбитражными судами рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Учитывая, что в законодательстве нет понятия нормативного правового акта, это научная категория, в постановлении № 58 судьи решили закрепить его на уровне разъяснений; предложенное для использования судами определение этого термина хорошо знакомо юристам еще из курса теории государства и права. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, под нормативным правовым актом следует понимать акты, принятые органом государственной власти, местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В том числе к нормативным актам относятся и акты, правовые нормы в которых содержатся не в основном тексте, а в приложении, утвержденном таким актом (п. 1 постановления № 58).

0 В частности, акты органов власти и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд Пленум ВАС РФ отнес к ненормативным правовым актам.

0 По общему правилу решения об утверждении тарифов для конкретного субъекта или объекта (или содержащие иные конкретизирующие признаки) судам следует рассматривать как ненормативные.

Но если суд установит, что такие акты распространяются на неопределенный круг лиц, он может признать их нормативными по своей инициативе.

Нормативные акты характеризуются

следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются,

либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются

в документальную форму и должны иметь следующие определенные реквизиты. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем

нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно

подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать

объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Исключения могут составлять акты для определенной сферы деятельности, понятные специалистам определенной отрасли (напр., технический регламент на молоко).

Не смотря на разные подходы к пониманию термина и признаки, основным отличием нормативного акта от ненормативного следует считать следующее: нормативный правовой акт распространяется на неопределенный круг лиц, даже, если иметь ввиду корпоративный акт, а ненормативный, как правило, перечисляет субъекта или субъектов, на которых он распространяется.



Просмотров