Что такое орган социального страхования. Страхование как средство защиты граждан от непредвиденных ситуаций. Страхование обязательного медицинского и социального типа

  • 5.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
  • 5.5. Обязательное страхование от несчастных случаев
  • 5.6. Обязательное медицинское страхование
  • 5.7. Добровольное медицинское страхование
  • Тема 6. Имущественное страхование
  • 6.1. Особенности и виды имущественного страхования
  • 6.2. Страхование имущества промышленных предприятий
  • 6.3. Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств
  • 6.4. Страхование транспортных средств
  • 6.5. Страхование грузоперевозок
  • 6.6. Страхование строений, принадлежащих гражданам
  • 6.7. Страхование домашнего имущества граждан
  • Тема 7. Страхование ответственности
  • 7.1. Особенности страхования ответственности
  • 7.2. Виды страхования гражданской ответственности
  • 7.3. Виды и особенности страхования профессиональной ответственности
  • Тема 8. Страхование предпринимательских рисков
  • 8.1. Понятие предпринимательского риска. Виды страхования предпринимательского риска
  • 8.2. Особенности страхования от убытков вследствие перерывов в производстве
  • 8.3. Страхование технических рисков
  • 8.4. Страхование финансовых рисков
  • Тема 9. Страхование внешнеэкономической деятельности
  • Раздел 3. Финансовые основы страховой деятельности
  • Тема 10. Актуарные расчеты в страховании
  • Тема 11. Принципы построения страховых тарифов
  • 11.1. Понятие и структура страхового тарифа
  • 11.2. Методики построения страховых тарифов по видам страхования, иным, чем страхование жизни
  • 11.3. Основы определения тарифов по страхованию жизни
  • Тема 12. Перестрахование
  • 12.1. Понятие и основные особенности перестрахования
  • 12.2. Формы перестрахования
  • 12.3. Виды договоров перестрахования
  • Тема 13. Финансовые основы страховой деятельности и налогообложение
  • 13.1. Финансовый результат деятельности страховых компаний
  • 13.2. Финансовая устойчивость страховщика
  • 13.3. Платежеспособность страховщика и определение нормативного соотношения активов и принятых им страховых обязательств
  • Тема 14. Порядок формирования и использования страховых резервов
  • 14.1. Расчет резерва по страхованию жизни
  • 14.2. Расчет резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
  • 14.3. Расчет резерва незаработанной премии
  • 14.4. Расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков
  • Тема 15. Характеристика инвестиционной деятельности страховщиков
  • Тема 16. Порядок уплаты налогов страхователями, застрахованными лицами и выгодоприобретателями
  • 3. Контроль знаний
  • 3.1. Контрольные вопросы
  • 3.2. Примерные темы рефератов
  • 3.3. Тест для самоконтроля
  • 4. Глоссарий
  • 5. Литература
  • Тема 3. Социальное страхование

    3.1. Сущность, принципы и формы организации социального страхования

    Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.

    Страховка как способ защиты

    Страхование от несчастных случаев Немного старше. Здесь нельзя было выбирать врача свободно. У страховой компании есть список «проверенных» врачей, у которых вы можете выбрать их. Не каждый врач входит в этот список. Страхование групповых планов через работодателя. Либо работодатель оплачивает полную или только часть. Остальное затем удерживается зарплатой.

    Вот сеть врачей и больниц, которые заботятся о пациентах. Врачи и больницы стоят дешевле, если они присоединяются к сети. Только тогда они могут заботиться о пациентах, которые являются частью этого плана. Вы можете, конечно, выбрать врача, которого нет в списке; некоторые из затрат на лечение должны быть приняты. Для этого эти врачи приходят к пациентам, которые присоединяются к этой страховке. Врачи и больницы должны контролировать стоимость самих пациентов.

    Необходимость и формы социальной зашиты

    Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа человеческого существования. Процесс воспроизводства человека подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.

    Сначала вы ищете домашнего врача. Если у вас болит живот, вам нужно пойти к этому привратнику. Привратник проверяет один и, при необходимости, передает его специалисту. Страхование от несчастных случаев: страхование от несчастных случаев на производстве относится к юридической компетенции отдельных государств. 88% работников покрываются системой страхования от несчастных случаев, которая финансируется нашими работодателями так же, как и мы. Законы предусматривают денежные пособия, медицинские услуги и услуги по реабилитации.

    Страхование от безработицы: Как и страхование от несчастных случаев, это задача отдельных государств. Здесь также большинство работников покрывается страхованием по безработице. Поскольку после истечения срока пособия по безработице нет пособия по безработице, безработные, особенно долгосрочные безработные, зависят от социальной помощи.

    История развития социальной защиты населения демонстрирует большое разнообразие применяемых методов управления социальными рисками:

    прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);

    обязательное социальное страхование;

    корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятий (коллективные формы личного страхования);

    Социальная помощь: Основными программами социальной помощи Федерации являются. Дополнительный доход от безопасности: поддержка доходов для нуждающихся пожилых людей, слепых и инвалидов.

    • Помощь семьям с зависимыми детьми: помощь семьям.
    • Однако в Америке нет детского пособия.
    • Медикейд: помощь бедным.
    Они образуют социальную сеть для бедных и нуждающихся.

    Кстати: государство Грузии оснастило все социальные службы новой компьютерной системой, которая облегчает применение социальной помощи. Таким образом, документы устраняются; все делается на экране. В Германии большинство населения покрывается обязательным медицинским страхованием. Подавляющее большинство людей находятся в частной собственности там. Государственная структура в основном отсутствует. Однако государство иногда вмешивается.

    добровольное личное страхование;

    обязательное страхование рисков, потенциально угрожающих жизни, здоровью и благосостоянию людей (государственное страхование жизни и здоровья определенных профессиональных групп, некоторые виды страхования гражданской ответственности, предусматривающие компенсацию личных ущербов и потери дохода);

    Нормы закона регулирующие страховые отношения

    В Германии различают юридическое и частное страхование. Однако большинство людей, 90%, юридически застрахованы. Страхование по закону является обязательным страхованием по закону. В принципе эту обязанность нельзя избежать. В принципе, существуют три группы обязательного страхования: рабочие, служащие и пенсионеры. Однако в законе предусматриваются следующие исключения: рабочие и служащие с определенным доходом, а также несовершеннолетние работники. Есть также добровольные застрахованные лица. У вас есть выбор между юридическим и частным страхованием.

    общественная благотворительность;

    льготное налогообложение доходов социально уязвимых групп населения или тех средств, которые направляются на финансирование превентивных мероприятий по снижению социальных рисков;

    регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.

    Современные национальные системы социальной защиты включают десятки различных форм и методов регулирования социальных рисков. Однако в большинстве развитых стран доминантой в общей системе управления соци-

    Они также могут оставаться без страхового покрытия. Супруги и дети застрахованных лиц автоматически застрахованы. Поставщик медицинской страховки в Федеративной Республике Германии - это, по сути, государственное медицинское страхование в форме предусмотренных законом фондов медицинского страхования. Нормативная система медицинского страхования широко структурирована и в настоящее время включает 409 независимых фондов медицинского страхования. 3. Фонды медицинского страхования имеют юридическую форму органа, регулируемого публичным правом.


    альными рисками на протяжении длительного периода остается социальное страхование. Например, в странах Европейского союза объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в два раза превышает ассигнования государственного бюджета на социальную помощь и в три раза – поступления на дополнительную добровольную социальную защиту, аналогичная ситуация складывается и в Российской Федерации. Основным элементом отечественной системы социальной защиты также является социальное страхование. По данным Госкомстата за 1999 г., средства социального страхования составляли более 69% в общем объеме расходов на обязательную социальную защиту населения.

    Таким образом, они являются косвенным государственным управлением. В рамках правовых норм они могут регулировать свои собственные интересы. Индивидуальные страховые компании находятся в соревнованиях. Каждый кассир обязан принять человека. Нет необходимости спрашивать о ранее существовавших заболеваниях или текущих заболеваниях. Каждый застрахованный может свободно выбирать свой кассовый аппарат, но обязан по крайней мере 18 месяцев. После этого он имеет право на прекращение. В случае увеличения ставки премий он имеет специальное право на прекращение.

    Сущность социального страхования

    Что позволяет социальному страхованию занимать ведущую позицию в социальной политике? Объяснение заключается в том, что социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.

    Вклад в медицинское страхование основан на базовой зарплате застрахованного. Будет взиматься определенный процент, который может варьироваться в зависимости от наличных средств. Средняя ставка взносов для всех фондов медицинского страхования в настоящее время составляет 14, 4% от базовой заработной платы. Работники и работодатели несут половину этой суммы. Нет никаких взносов для членов семьи, которые застрахованы.

    С одной стороны, каждый застрахованный может свободно выбирать, какой кассир он или она присоединяется. С другой стороны, есть члены семьи, застрахованные членами семьи, которые не платят взносы. Кроме того, существуют группы населения, которые, по статистике, вызывают больше расходов на болезни, чем другие 4. По этой причине между фондами была создана система компенсации. Эта так называемая структура компенсации рисков предназначена для компенсации различий. Например, фонды медицинского страхования со многими молодыми членами должны пожертвовать часть своих взносов в казну, в которой много старых членов.

    В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

    социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

    обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

    Члены формируют сообщество солидарности. Применяется принцип равного обращения. Застрахованный получает лекарство на основании рецепта, и врач рассматривает его после подачи карточки медицинского страхования. Уплата пособий не производится, кроме обязательного самостоятельного участия.

    Медики оплачивают услуги, предоставляемые фондами медицинского страхования. Для этого каждому врачу требуется разрешение в качестве кассира. Из этих ассоциаций есть общенациональные. С другой стороны, фонды медицинского страхования формируют ассоциации. Между этими двумя сторонами предоставляются медицинские услуги. Фонды медицинского страхования предоставляют фиксированную сумму ассоциациям медицинского страхования за каждого застрахованного лица. Врач не получает деньги от застрахованного лица, которого он лечил.

    размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

    социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

    право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

    Подавляющее большинство населения юридически застраховано в Германии. Только часть может застраховать себя в частном порядке. Две мировые войны установили ритм жизни Национального альянса. В течение многих изменений и на протяжении многих лет медицинское страхование стало обязательным.

    Компании сталкиваются с нехваткой финансовых ресурсов. В некоторых случаях они ограничивают свое вмешательство единственной медико-фармацевтической службой, чьи средства поступают из Национального комитета по оказанию помощи и питанию. В других случаях они прекращают всякую деятельность. В конце войны Альянс видит много изменений и проблем для своего будущего.

    Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков (рис. 1).

    Расширение взаимной деятельности связано с предоставлением государственных субсидий. За прошедшие годы финансовые вмешательства только увеличились, но Североатлантический союз с подозрением относится и к опасениям о централизации и систематизации системы. Если дискуссия об обязательном социальном обеспечении вновь откроется в конце войны, необходимо будет подождать до конца войны, чтобы Североатлантический союз смог достичь консенсуса с государством.

    Очень быстро Национальный альянс христианских взаимопомощи создал план действий, целью которого является обеспечение обслуживания различных служб. Солидарность является основой этого принципа, который опирается на вклад работников, работодателей и государства. Хотя медицинская страховка является обязательной, пациент остается свободным выбирать своего врача, врач сохраняет свою терапевтическую свободу, и люди могут свободно выбирать схему медицинского страхования. Поэтому наша система медицинского страхования успешно синтезирует обязательство страхование и уважение свобод.


    Страхователи

    Работодатели

    Это было непросто защищать, поскольку «единая взаимность» является привилегией социалистического движения. Обязательство по присоединению ведет к появлению большого числа новых членов. Взаимность сталкивается с новыми вызовами, чтобы не стать простыми центрами возмещения и сохранить определенную свободу действий.

    Хорошо известно, что некоторые страны требуют от компаний страховки для своих работников. Для этого каждая компания выплачивает взнос от имени каждого работника. Взносы депонируются в фонд социального страхования. Этот фонд контролируется государством. Каждый месяц сумма заработной платы работника вычитается и выплачивается в фонд, чтобы дать работнику возможность получить медицинскую помощь. Это дает право держателю пенсионного пособия при условии, что он закончил 25-30 лет службы. Является ли этот вид страхования законным или нет?

    Работники

    Социальный

    Есть ли какие-либо книги или исследования по этому вопросу? Во-первых, социальное обеспечение - это страхование, предписанное государством и контролируемое им некоммерческим. Он питается подписчиками, государством и работодателями или частью работодателей. Это страхование позволяет налогоплательщику получать компенсацию при условии соблюдения условий. Это предположение имеет много форм, в том числе.

    Социальное обеспечение, которое подразумевает взятие на работу работника в случае болезни, инвалидности или старения, против выплаты части его месячной заработной платы. Гарантированное государством медицинское страхование, которое отвечает за заботу о больном работнике, против ежемесячного платежа, который должен быть оплачен им.

    Перераспределение –

    Обязательные

    страховые взносы

    Пособия по безработице, предлагаемые некоторыми странами для выплаты соответствующих сумм безработным до тех пор, пока они не найдут достойную занятость. Льготы по-прежнему выплачиваются семьям рабочих, которые преждевременно умерли и получили ранения.

    Социальное обеспечение основано на социальной солидарности и нацелено на то, чтобы обеспечить людям, которые зарабатывают себе на жизнь своим потоком от рисков, которым они подвергаются, и которые могут помешать им работать, таких как болезни, старость, безработица и немощь.

    Вклады в социальное обеспечение обычно являются обязательными. Соответствующая сумма оплачивается совместно работником, работодателем и государством. Последняя выплачивает большую часть суммы, выплаченной застрахованному. Ведь именно последний планирует и определяет свои контуры для защиты интересов разных слоев общества и повышения их уровня жизни. Во-вторых, страхование контролируется и управляется государством. Нет никакого недостатка в присоединении к нему, чтобы наслаждаться им. Это можно сделать следующим образом.

    Страховщики

    Гарантия защиты

    Застрахованные

    Подтверждение

    Перераспределение –

    Социальные

    наступления риска

    бенефициары

    Рис. 1. Экономическое содержание социального страхования

    Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование являетсянекоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

    Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования (табл. 1). Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.

    Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.

    Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

    В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.


    Таблица 1

    Социальное страхование в сравнении с другими элементами социальной зашиты

    Критерии

    Государственное

    Социальное

    социальное

    Личное страхование

    сравнения

    страхование

    обеспечение

    Риски, связанные со

    Универсальные соци-

    Любые социальные

    снижением дохода

    альные риски, свя-

    риски, которые носят

    ниже минимальных

    занные с потерей тру-

    страховой характер и

    государственных га-

    дового дохода

    связаны с любыми

    рантий, специальные

    имущественными ин-

    тересами граждан

    Нетрудоспособные

    Работающие гражда-

    Любые физические

    граждане или граж-

    не и члены их семей

    лица, имеющие сред-

    дане, прошедшие тест

    (иждивенцы)

    ства для личного

    на нуждаемость

    страхования

    Финансовый

    Государственное

    Страхование

    Страхование

    механизм

    бюджетное финанси-

    Источники

    Налоги и другие

    Обязательные стра-

    Страховые взносы

    финансирования

    бюджетные поступ-

    ховые взносы работ-

    любых юридических

    ников, работодателей

    или физических лиц

    и государства

    Организация и

    Полностью находится

    Может находиться в

    Осуществляется лю-

    управление

    в ведении органов го-

    ведении органов го-

    быми юридическими

    сударственной власти

    сударственной вла-

    лицами, имеющими

    сти, а может осуще-

    право (лицензию) на

    ствляться через неза-

    осуществление дан-

    висимые организа-

    ного страхования по

    ции, но, в любом слу-

    индивидуальным

    чае, по установлен-

    правилам

    ным законодательст-

    вом правилам

    Принцип возме-

    Принцип солидарно-

    Принцип ограничен-

    Принцип эквивалент-

    щения ущерба

    сти (в зависимости от

    ной эквивалентности

    ности (выплаты стро-

    нуждаемости без уче-

    (в зависимости от ну-

    го пропорциональны

    та индивидуального

    ждаемости, но с уче-

    степени индивиду-

    участия в финансиро-

    том индивидуального

    ального риска и упла-

    вании выплат)

    участия в финансиро-

    ченным страховым

    вании выплат)

    Право на социаль-

    Только по результа-

    При наличии покры-

    Кроме права на вы-

    ные выплаты

    там проверки нуж-

    ваемых социальных

    платы при наступле-

    даемости при нали-

    рисков, но при со-

    нии страхового случая

    чии последствий дей-

    блюдении определен-

    существует право на

    ствия социальных

    ных условий уплаты

    возврат уплаченных

    взносов (страховой,

    страховых взносов

    трудовой стаж и т.п.)

    (выкупной суммы) без

    страхового случая


    Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании, как компонент системы финансов, социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

    В узком смысле, как элемент финансовой системы, социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

    Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты. На рис. 2 представлена схема, отражающая процесс осуществления социального страхования с точки зрения его финансового механизма.

    Работодатели

    Государство

    Работники

    Страховые взносы

    Страховые взносы, дотации

    Фонд социального страхования

    Денежные выплаты

    Оплата услуг учреждений

    социального назначения

    Пособия Пенсии

    Медицина

    обучение

    Бенефициары

    Работники

    Члены семей

    Установленные государ-

    работников

    ством группы населения

    Рис. 2. Финансовый механизм социального страхования


    Фонды социального страхования

    Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

    Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.

    Существует два основных метода формирования фондов социального страхования:

    на основании текущего распределения ущерба;

    на основании принципа накопления.

    Первый метод в социальном страховании получил название «pay-as-you- go» и предполагает покрытие текущих расходов текущими доходами:

    Сумма страховых взносов = Сумма страховых выплат.

    В данном случае все получаемые доходы системы социального страхования равны производимым расходам в течение определенного периода времени. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потерях заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между числом застрахованных и вероятных бенефициаров. При необходимости уровень компенсации, т.е. социальных выплат, корректируется в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной стоимости труда.

    Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов» и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов:

    Страховая выплата = Сумма страховых взносов + Инвестиционный доход.

    Страховые выплаты в этом случае будут равны уплаченным страховым взносам, умноженным на норму процента, или наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования. Данный механизм применяется в основном в долгосрочных видах страхования, например, в пенсионном страховании. Однако в чистом виде для целей социального страхования капитализация не используется, хотя многие экономисты настаивают на применении накопления как механизма, наиболее отвечающего инвестиционным потребностям рыночной экономики.

    Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.


    Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

    Разделение ответственности по уплате взносов между наемными работниками и работодателями носит достаточно условный характер. Оно принимает принципиальный характер в начальный период организации социального страхования, когда взносы, подлежащие уплате непосредственно работником, могут вызвать реальное снижение индивидуального трудового дохода, а за счет взносов работодателей возрастает себестоимость продукции. По своему содержанию взносы на социальное страхование являются частью фонда заработной платы, которая откладывается в принудительном порядке на покрытие возможного ущерба, связанного с наступлением социальных рисков.

    Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления – индивидуальный трудовой доход.

    Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Их значения существенно различаются по странам. В РФ совокупный размер тарифов составляет от 35,8 до 44,1% (по плоской шкале). В Европе размеры тарифов варьируются от 24,4% в Великобритании до 55% в Италии и Нидерландах1 . Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.

    Государственное регулирование системы социального страхования существенно влияет на структуру доходов фондов социального страхования. В последнее время в связи с ростом продолжительности жизни, снижением прироста населения, удорожанием медицинского обслуживания и другими факторами, многие страны столкнулись с проблемой дефицита бюджета системы социального страхования. В одних случаях государство вынуждено увеличивать страховые тарифы, в других – привлекать дополнительные источники финансирования.

    Анализируя методы финансового участия государства в формировании фондов социального страхования, можно выделить три основных:

    прямое дотирование фондов социального страхования;

    государственные субсидии;

    введениеспециальныхналогов, идущихвфондысоциальногострахования. Прямое дотирование фондов социального страхования из государственного

    бюджета применяется при временной обоснованной нехватке средств страховых взносов. Предоставление государственных субсидий предполагает постоянное

    1 Eurostat Yearbook 98/99. Luxembourg. – 1999. – P. 120-127.


    финансирование за счет средств государственного бюджета определенных целевых расходов фондов социального страхования. Применяются также различные специальные налоги, средства которых напрямую поступают в распоряжение фондов социального страхования. Чаще всего используются косвенные налоги, связанные с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.

    Режимы социального страхования

    С точки зрения методологии формирования и использования фондов социального страхования следует выделить режимы социального страхования, отражающие основные принципы взаимодействия элементов системы. Система социального страхования может быть построена по одному из следующих принципов:

    государственное участие в формировании фондов социального страхования. Согласно этому принципу различаются государственные и коллективные режимы социального страхования. Государственная система социального страхования полностью находится в ведении государства, которое управляет ею, отчуждая финансовые средства от страхователей. В коллективной системе социального страхования государство формирует нормативно-законодательную базу и осуществляет функции контроля, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции организаций страхователей и страховщиков;

    автономность страховых фондов. При этом различают фонды, ассоциированные с государственным бюджетом, и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут быть заимствованы для финансирования других государственных потребностей; во втором - фонды не зависимы от бюджета. Автономные фонды могут быть как государственными, так и находиться в ведении организаций взаимного страхования и страховых компаний.

    Выбор того или иного режима организации социального страхования мало зависит от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального страхования определяются в большей степени национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью. Возможные организационные формы социального страхования представлены на рис. 3.

    Социальное страхование

    Государственное

    Коллективное

    Ассоциированное

    Внебюджетные

    Государственные

    Организации

    с государствен-

    страховые фонды

    страховые

    взаимного страхо-

    ным бюджетом

    организации

    вания и частные

    компании

    Зависимое

    Частично зависимое

    Автономное

    Рис. 3. Основные формы организации социального страхования


    Для каждого режима социального страхования характерны свои организационные формы и своя инфраструктура. Национальные системы социального страхования различаются, прежде всего, выбором страховщиков, т.е. тех учреждений, которые осуществляют сбор и расходование средств. Например, в Великобритании основным элементом инфраструктуры государственного социального страхования, ассоциированного с государственным бюджетом, является Национальный страховой фонд. В Германии, где социальное страхование носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, основным инфраструктурным элементом являются кассы взаимного страхования. Помимо централизованной и децентрализованной систем социального страхования существуют смешанные модели, в которых представлены и те, и другие формы (Япония, Франция, Швейцария).

    Отрасли социального страхования

    Функциональная (отраслевая) организация социального страхования – это структура видов компенсации социального ущерба, содержанием которой выступает целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия различных групп социальных рисков.

    Функциональная организация системы социального страхования отражает структуру социальных рисков. В зависимости от конкретных форм проявления и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски можно объединить в отдельные группы, которые и выступают предметом различных отраслей социального страхования (табл. 2).

    Таблица 2

    Классификация отраслей системы социального страхования

    Форма социального

    Тип социального

    Влияние риска на

    Отрасль социаль-

    ного страхования

    Болезнь, травма,

    Временная

    Временная утрата

    Медицинское

    беременность и роды,

    нетрудоспособность

    (больничное)

    уход за детьми

    страхование

    Старость,

    Постоянная

    Постоянная утрата

    Пенсионное

    инвалидность, смерть

    нетрудоспособ-

    страхование

    ность. Потеря кор-

    мильца семьи

    Профессиональные

    Временная и посто-

    Временная или

    Страхование от

    заболевания, инвалид-

    янная нетрудоспо-

    постоянная утрата

    несчастных случаев

    ность, смерть в резуль-

    собность, потеря

    на производстве и

    тате несчастных случа-

    кормильца семьи

    профессиональных

    ев на производстве

    заболеваний

    Серьезные критиче-

    Потеря способности

    Дополнительно воз-

    Страхование по

    ские нарушения здо-

    к самостоятельной

    никающие расходы

    уходу (долгосроч-

    ровья, требующие по-

    жизнедеятельности

    на медицинский и

    стороннего ухода

    бытовой уход

    Безработица

    Невозможность

    Временная утрата

    Страхование от

    трудоустройства

    безработицы


    Функциональная организация социального страхования меняется во времени и по странам. Еще пять лет назад система социального страхования включала четыре отрасли: медицинское, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и от безработицы. В настоящее время появился новый вид – страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль страхования он существует сейчас только в Германии. Его появление обусловлено социализацией риска утраты человеком физиологической способности самостоятельного существования. Во многих странах (Швеция, Австрия, Бельгия, Греция, Финляндия) страхование по уходу включено либо в медицинское, либо в пенсионное страхование.

    Социальные выплаты

    Важнейшим элементом функциональной организации социального страхования выступают методы и формы осуществления социальных выплат населению. Система социальных выплат, сложившаяся в социальном страховании, несмотря на все многообразие конкретных видов и наименований, в основе своей имеет достаточно традиционную структуру. Классификация социальных выплат может быть осуществлена по следующим признакам:

    периодичность выплат;

    формы выплат;

    методы расчета.

    По временному характеру выплаты делятся на единовременные, периодические, постоянные. Единовременные выплаты связаны с единичными рисковыми событиями и выплачиваются один раз полной суммой, компенсирующей полученный ущерб. В зарубежной практике такие выплаты называют грантами. Периодические выплаты покрывают повторяющиеся и длящиеся определенный промежуток времени рисковые события и в основном связаны с временной нетрудоспособностью и безработицей. Постоянные выплаты назначаются пожизненно или на длительный срок; они в основном связаны с постоянной утратой трудоспособности и предоставляются в виде пенсий.

    По форме различаются следующие виды выплат: денежные, натуральные, оплата социальных услуг. В социальном страховании в основном используются денежные выплаты. Однако иногда используются и такие натуральные формы помощи, как детские подарки, продуктовые наборы, предоставление медикаментов. Третья форма означает защиту индивидуальных доходов застрахованных граждан за счет бесплатного предоставления различных видов социальных услуг. Социальное обслуживание используется в различных видах всеми отраслями социального страхования.

    По методикам расчета социальные выплаты разделяют на фиксированные и расчетные. Фиксированные выплаты представляют собой твердо установленные суммы денежных средств, которые не зависят от величины потерянного дохода, равны для всех застрахованных и определяются только фактом наступления рискового события. Иногда используется некоторая шкала значений страховых выплат, которые применяются для отдельных групп населения. Расчетные выплаты определяются исходя из потерянного заработка. Обычно для исчисления размера таких пособий или пенсий кроме заработка учитывают

    Фонд социального страхования - это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является неработоспособным.

    Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.

    Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу.

    Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд - это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью РФ.

    Ее структура и порядок деятельности устанавливаются: КРФ. БК и НК РФ; ФЗ «Об основах ОСС». ФЗ «О бюджете ФСС». ПП «О ФСС». Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами. Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.

    ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

    Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

    исполнительные;

    руководящие;

    контролирующие.

    Исполнительными органами ФСС являются: региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации; центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях; филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» -- ПП №101). Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством. В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда - это правление (далее - ПФСС), а для его отраслевых подразделений - координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости. В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

    Рисунок 1 - Структура фонда социального страхования РФ



    Рисунок 2 - Развернутая организационная структура фонда

    Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения - в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» -- ПП №101) . Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие.

    Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда. Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью. В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год. Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с: налоговой инспекцией; профсоюзами. Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей.

    Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

    В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

    Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий. Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.

    Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить. Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия - часть средств от его капитализации. Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

    Основные функции фонда социального страхования РФ - аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших. При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами. Резервные, временно свободные деньги вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.

    Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений. Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам. В случае невыплаты пособия, или выплаты в недостаточном объеме, если ошибка произошла по вине Фонда, застрахованное лицо получает возмещение недополученных средств. Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги. В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

    Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших. Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости. Из средств Фонда выплачиваются пособия работникам, получившим инвалидность на производстве, оплачивается лечение и реабилитация, а также финансируются программы по улучшению условий труда и сокращению травматизма. Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан. В основные задачи фонда входит не только поддержка работников, получивших травму или заболевание на производстве, но и стимулирование улучшений условий труда, сокращение профессиональных заболеваний.

    Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги. Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица. Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем. Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.

    Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни. Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности. Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы. Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице.

    На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством. Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты. Одно из следствий этого - повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета. Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием. Какой производится учет отчислений в фонд социального страхования, вы можете прочитать в статье: отчисления в фонд социального страхования. Что входит в правовые основы обязательного социального страхования, читайте тут.



    Просмотров