Понятие и свойства социальных норм. Социальные нормы

Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие черты:

1. Социальность . Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

· а) людей;

· б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

· в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность . Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность . Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

· социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность . Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.



6. Процедурность . Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность . Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана­лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом полити­ки является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не толь­ко в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма за­креплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступа­ют как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ори­ентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осозна­ния субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник фор­мирования политических и правовых норм - отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и госу­дарства и др.

Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

1. а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психо­логии);

2. б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

3. в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения од­них и тех же актов поведения;

4. г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

5. д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом слу­чае может продолжать действовать в силу привычки;

6. е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сфе­ру действия;

7. ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и обществен­ное мнение;

8. з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особен­ностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил ги­гиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и дей­ствует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи мо­рального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению кото­рых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может созна­тельно организовывать те или иные традиции, способствовать их становле­нию, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддерж­ку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить опреде­ленные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процес­се деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерчес­кой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как доста­точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название цере­мониала (правила церемонии).

Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обы­чаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

1. а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

2. б) внутрисистемные;

3. в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

4. г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому кон­тролю;

5. д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и ин­тересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме­рами воздействия.

Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общест­венных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Феде­рации этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выхо­дить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.

Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в кото­рые данная общественная организация может вступать), в оценке правомер­ности принятого общественной организацией решения.

Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм.

Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие - считают их со­циальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения че­ловека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоци­альную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные послед­ствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как:

1. а) главным объектом регулирования всех социальных норм является пове­дение людей (установление общественных отношений во всех случаях соци­ального регулирования - это лишь средство регламентации поведения). На тот же объект направлены и технические нормы;

2. б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, кото­рая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно раз­личаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «со­циальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практиче­ски равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.

Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкция­ми и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными. Однако из-за того, что техническую норму обеспечили право­вой санкцией, она свою природу не изменила: в ней сохранились все те чер­ты, по которым технические нормы как раз к социальным не относят.

Структура правовой нормы:

Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей: 1) гипотезы; 2) диспозиции и 3) санкции. Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, т. е. определяет сферу действия правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака – «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака – «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14). Классификацию гипотез можно осуществлять по следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме права.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные. Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме.

Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза – через общие, родовые признаки. В зависимости от того, насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в ст. 129 Гражданско-процессуального кодекса РФ содержится несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению – «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 ст. 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы. Диспозиции в зависимости от степени определенности можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные. Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение. Статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства». Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, т. е. обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным. Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой.

Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, т. е. это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние. В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «…наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 УК РФ).

Слово «норма» происходит от латинского «погта», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила.

Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д.

Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми . Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Существуют различные классификации социальных норм . Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

традиции;

деловые обыкновения;

религиозные;

политические;

нормы общественных объединений (корпоративные);

моральные;

правовые.

Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности.

Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг.

Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями.

Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

Нормы морали (лат. Moralis - нравственный) - правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Моральные нормы предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его: совесть; порядочность; честность; осознание собственного долга.

Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляются посредством духовного воздействия : через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм возможно и осуждение человека со стороны общества.

Нормы этикета (фр. Etiquette) представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям.

Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет, этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д.

В современном международном сообществе большую регулятивную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукоснительное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поздравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале) и заключительного (в конце) комплимента и т. п.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная «клеточка» права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др.

Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом .

  • < Назад
  • Вперёд >

24. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества

Норма определяется как

1) усреднённое значение чего-либо,

2) как наиболее распространённый, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности,

3) как идеальный, желаемый вариант.

Именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передаётся накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.

Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в группе).

Другими словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы – к поведению всех членов группы.

Итак, человек не мыслим без общения, а всякое общение предполагает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества.

Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия.

Т.е. социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространённое в учебной группе может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, предъявляемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкли к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Однако, если сравнить разные общества, то мы увидим, что нормы одного общества не совпадают с нормами другого, а иногда даже противоречат им.

Виды социальных норм:

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы». Примерами могут быть дорожные знаки.

3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Когда социологи говорят, что человек или группа придерживаются определённых социальных норм, то используют слово «конформизм».

Конформизм – это стремление индивида (группы) соответствовать нормам доминантной или референтной группы.

25. Социальная сущность, структура и функции семьи

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:

1) Физиологические и сексуальные потребности;

2) Потребности в безопасности своего существования;

3) Социальные потребности в общении;

4) Престижные потребности в признании;

5) Духовные потребности в самореализации;

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Репродуктивная функция семьи

Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

2. Социально-биологическая функция семьи

В итоге естественно-биологические потребности человека в

удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

3. Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

4. Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

5. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

6. Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

7. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

Прощения у вас. За характер - скажем, не подарок, За неосторожные слова, И за то, что мучил Вас немало Я аббревиатурой "БСК". 3. Особенности и развитие Уральской школы социологии Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей. ü В ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), ...

Будь то материальные объекты, социально-политические процессы, интересы населения или что-либо иное, живущее вне субъективного сознания корреспондентов-постмодернистов. Мы подошли к вопросу о сходстве и различии социологии и журналистики. Как ни парадоксально, родственность этих форм познания и отражения мира основывается на том, что они поставляют приблизительную (с математической точки зрения) ...

Норма - это образец, правило, мера. Норма показывают границы и пределы, в которых определенный объект сохраняет свои свойства и способность к дальнейшему функционированию, т.е. не теряет своей сущности.

Социальные нормы представляют собой правила, которые регламентируют поведение людей в обществе.

Социальные нормы отличаются наличием определенных свойств .

Во-первых, свойство социальности . Они регламентируют социальные сферы, включающие в себя: людей, общественные отношения, поведение людей. Следовательно, социальные нормы создают социальные структуры и подвергают регулированию социально значимое поведение человека.

Во-вторых, свойство объективности . Общество как сложноустроенная социальная система объективно испытывает потребность в регулировании. Социальные нормы складываются как результат нормативного обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся общественных взаимосвязей и закономерностей во взаимодействии людей. Потребность в повторении необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и создает феномен социального нормативного регулирования.

Однако следует принимать во внимание и роль субъективного фактора в создании социальных норм, т.е. необходимость в определенных социальных нормах должна осознаваться обществом.

В-третьих, свойство нормативности . Они обладают общим характером и функционируют как типовые регуляторы поведения людей. Их адресаты обособляются посредством перечисления их типовых признаков (например, возраст, пол и т.д.). Нормативность находит отражение и в многократности действия социальных норм. Их содержание определяет общую модель поведения.

В-четвертых, свойство ограниченности . Социальные нормы выступают мерой свободы человека, они устанавливают пределы для его социальной экспансии и поведенческой активности, обозначают способы удовлетворения потребностей.

В-пятых, свойство обязательности . Социальные нормы как нормативные предписания всегда в определенной мере обязательны для исполнения, они наделены предписывающим характером.

В-шестых, свойство процедурности . Их исполнению характерна процедурность, то есть наличие некоторых процедурных форм, детально отраженных порядков реализации и действия.

В-седьмых, свойство санкционированности . Каждый нормативный регулятор наделен механизмом обеспечения реализации собственных предписаний.

В-восьмых, свойство системности . Она свойственна как отдельным нормам, так и их совокупности. Общество должно продвигаться к созданию устойчивой системы норм, улучшению её системных качеств, а также повышению качества взаимодействия между отдельными видами социальных норм.

В современных обществах действуют правовые, политические, корпоративные, моральные и религиозные нормы, обычаи и другие регуляторы . Они взаимодействуют в нормативной системе общества. При этом каждый из них сохраняет качества особых социальных регуляторов. К основным социальным регуляторам принято относить право и мораль.

1. Социальными нормами принято называть «установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей» 1 . Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти - сознательно. Характеризуя исторический процесс формирования права, К. Маркс отмечал: «...закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей, в противоположность произволу отдельного индивидуума» .

По мере эволюции общества нормотворчество все в большей степени становилось делом государственных органов. Теперь многие правовые нормы создаются еще до появления тех общественных отношений, которые они должны будут регулировать. Так, в процессе перехода на рыночную экономику принимаются законы и постановления, рассчитанные не только на ближайшее, но и на более отдаленное будущее и призванные его сформировать.

Социальная норма, если можно так выразиться, «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма представляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы .

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп, в том числе трудовых коллективов. Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определен порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано (рис. 6).

Сказанное относится не только к тем институтам, которые существуют официально, но и к неформальным образованиям. Разница лишь в том, что если в первом случае действуют преимуще-

Рис. 6.

института

ственно юридические нормы, то во втором - нормы общежития, обычаи, привычки, иногда - нравственные и религиозные нормы.

Заметим, что правовая система - это единственная нормативная система, не имеющая в определенном обществе «двойников», альтернативных образований (поскольку право санкционировано государством). Но другие системы - мораль, обычаи и т. д. - не однородны. Здесь есть и общепринятые нормы, и те нормы и их совокупности, которые разделяются одним классом, одной социальной группой, но не поддерживаются другими. В этом смысле мораль классова. Но надо подчеркнуть и роль общечеловеческих ценностей, стоящих выше классовых и социальных предпочтений.

2. Структура всякой социальной нормы может быть сведена к трем элементам, которые, следуя юридической теории, можно обозначить как гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это условия применения нормы, по существу - характеристика общей ситуации, в которой она должна применяться. Диспозиция - содержание нормы, правило поведения людей. Санкция - последствия невыполнения нормы.

Эти элементы, конечно, различны в разных видах норм. Так, юридические санкции состоят в имущественных взысканиях, уголовном наказании и других мерах (принудительного воздействия, осуществляемых государственными органами. Санкция моральной нормы - негативная оценка поступка как социальной группой, так и самим субъектом. Религиозные нормы имеют соответствующие санкции, реализуемые церковью, религиозной общиной, самим субъектом (например, «искупление греха»). Важный аспект анализа нормативной системы связан с выяснением условий реализации норм, их действия в обществе.

Гипотеза, диспозиция и санкция нормы, выраженные в ее тексте (или в устном изложении, когда речь идет, например, об обычае, о норме морали и др.), еще не определяют действенность правила поведения, если все ЭТИ элементы не осуществляются В реальной действительности. Что касается гипотезы, то она реализуется большей частью независимо от воли субъекта. Например, если речь идет о правилах купли-продажи, то гипотезой здесь будет ситуация спроса-предложения. Пока она не сложилась, бесполезно говорить о действии социальной нормы. Что касается диспозиции и санкции, то дело обстоит сложнее.

Диспозиция и санкция выполняют несколько информационных функций: ориентирующую, программную и прогностическую, которые вместе «обслуживают» поведение человека, - влияют на выбор цели и средств, на планирование поступка и принятие решения, на оценку его будущих последствий . Можно сказать, что норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности. Поскольку человек - активное существо, способное к выбору пути своего поведения, норма служит для него известным руководством к действию.

На этих же особенностях нормы строится и оценка ее эффективности. Норма тем эффективнее, чем последовательнее соблюдаются ее предписания. А они, в свою очередь, связаны с оптимальной конструкцией нормы, хорошей информацией о норме среди населения и должностных лиц и адекватностью мотивации исполнителей нормы. При нарушении любого из этих условий эффективность нормы снижается, страдает и вся нормативная система.

Важным показателем и условием эффективности нормы является отношение к ней населения. Вполне понятно, что если это отношение становится негативным, т. е. если норма не одобряется и не поддерживается гражданами, то и исполняться она не будет или ее соблюдение станет проблематичным, эпизодическим, только «из под палки». Анализ массового сознания показывает, что при социальных потрясениях, кризисах очень многие правовые и нравственные нормы утрачивают свой авторитет в глазах населения, становятся неприемлемыми.

В условиях кризиса нашей государственности такое положение сложилось применительно к правовым нормам, регламентирующим взаимоотношения центра и мест, органов управления, а также межнациональные отношения. Началась «война законов», в которой одержали победу (по крайней мере на некоторое время) не центральные, а местные власти, распался Союз ССР. Пострадало и отношение к нормам нравственности; в средствах массовой информации, в повседневной жизни стали пропагандироваться секс, насилие, корысть, нетерпимость и вседозволенность. Все это означает разрушение нормативного порядка, которое идет в кризисных ситуациях рука об руку с деформацией социальных институтов и других компонентов социальной системы в целом.

  • Осипов Г. В. Социология и социализм. М., 1990. С. 142.
  • Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 259.
  • Подробнее см., напр.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М„ 1978. С. 67.
  • Подробнее см.: Социальные отклонения: Введение в общую теорию. М., 1984. С. 90 и след.


Просмотров