Законы 12 таблиц охрана системы взысканий. Регулирование имущественных отношений

Законы XII таблиц как основа цивильного права

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии после пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным.

Причиной для создания законов XII таблиц послужило недовольство плебеев в неясности действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, что открывало возможность для всяких злоупотреблений с их стороны. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писанных законов. С этой целью еще в 462 г. до Р. Х. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса, однако комиссия была собрана только спустя 8 лет. Особое посольство из трех человек отправили в Грецию для ознакомления с греческим правом и с законодательством Солона. В 451 г. была избрана комиссия из 10 человек, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Возможно, что те или другие детали в изложенной выше истории возникновения законов XII таблиц переданы нам не совсем верно, но отрицать на этом основании самое существование их, как прямого законодательного памятника, и притом приблизительно указанного времени, невозможно.

(Итальянский ученый Паис в своей «Истории Рима», приходит к заключению, что Законы XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н.э. неким Кн. Флавием. Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению XII таблиц как особый законодательный памятник так же мало достоверен как 2 доски Моисеевых заповедей. Эти попытки опровергнуть даже само существование законов XII таблиц встретили серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию (venditio trans Tiberim было бы бессмыслицей не только в начале II в. до Р. Х., но и значительно ранее) и т. д. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались бы многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие правила XII таблиц (например, lex Aquilia, lex Furia de legatis и т. д.).)

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого цивильного (квиритского) права, предназначенного исключительно для римских граждан.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Небольшое влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц. При этих попытках реконструкции руководствовались следующими соображениями. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к следующему выводу. Таблицы располагаются следующим образом:

Таблица I - «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

Таблица II - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV - «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V - «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII-VIII - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

Таблица IX - публичное право, об общественных делах (равных).

Таблица Х - погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI - божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII - брачное право (мужа).

Из приведенного перечня общего содержания видно, что Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений.

Законы XII таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой - по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета, или напротив, разрешения («Да будет свободен...», «Пусть не уплативший...» и т.д.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации законы были строго определенны и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства.

Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство - компенсировались штрафом. Государственные преступления - устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.

Собственность. Разделение вещей на две категории: res mancipi - земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi - все остальные вещи.

Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме - mancipatio (манципация): продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь» . Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной. Уплата денег без манципации было еще недостаточно, для возникновения права собственности.

Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi.

Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. В 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено.

Семейные отношения - неограниченная власть домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

В Риме существовали три формы заключения браков. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме). Третья форма брака «сине манну» - возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями. Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине манну» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось. С течением времени именно браку «сине манну» было обеспеченно наибольшее распространение. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке «сине манну».

Вывод

Квиритское право несло в себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством, и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, и даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности.

Квиритское право отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом праве регулировались имущественные отношения и в первую очередь - отношения собственности. Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных процедур и обрядов. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. И именно Законы XII таблиц служили основой всего патриархального уклада жизни архаичного периода истории римского права.

Законы XII таблиц формально продолжали действовать в классический период. И были официально отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.

Законы ХП таблиц - оригинальный источник для изучения особенностей экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период ранней Римской республики. Законодательство было создано во время острой борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы, политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию плебеев в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для записи действующего право. Работа была закончена в 450 г. до н.э. другой комиссией, в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы. Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках- таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. Отличительной чертой Законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Это упущение принималось за "перст божий". Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. Законы стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр. О семейном праве Древнего Рима следует сказать прежде всего, потому что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с родством кровнородственным, когнатическим, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали жену под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форм, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману", т.е. "без власти мужа". В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном" браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак сине ману получил наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака сохранялись, главным образом, в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делить наследство, а вести хозяйство сообща, как было при отце.

Наследственное право. Самым существенным в наследственном праве может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели. Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось -- внуки. Когда не было ни тех, ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники. Если их не было, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием гипертрофированного господства частной собственности, в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Таким образом в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями. Право владения. В разговорной речи нередко употребляются слова "собственность" и "владение" в качестве синонимов. Однако уже римские юристы предупреждали: "Не существует ничего общего между собственностью и владением". В римском праве владение определялось как фактическое господство лица над вещью, соединенное, естественно, с желанием осуществлять эту власть для себя. Чего же недостает владению для того, чтобы стать собственностью физического или юридического лица? Чрезвычайно важной "детали" - права распоряжения, т.е. определения судьбы вещи: пользования ею, передачи в залог, дарения, перехода по наследству и т.д. Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться, т.е. извлекать, присваивать приносимый ею доход; однако право собственности на провинциальную землю принадлежало римскому государству и владелец был обязан платить специальный налог. Таким образом, можно владеть вещью, но не иметь на нее права собственности. С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения. Нельзя стать законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, мены, наследования, т.е. всяким таким способом перехода вещей, которое порождает право распоряжения, а значит, право собственности. И даже в том случае, когда земельное владение (не собственность!), например земельный участок, не "дотянуло" до двух лет, которые закон требовал для приобретения права собственности на него, переходит от отца к сыну по праву наследования, следует считать, что сын владеет первоначально, ибо только таким может и должно быть всякое добросовестное владение вещами Таким образом, может быть сказано, что владение возникает из добросовестного - без применения хитрости или насилия - пользования вещью, собственник которой либо не известен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть "захвачены" и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и пр., т.е. вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности. Владение не может, не должно быть вечным: этому препятствует экономический интерес. Нужно, чтобы владелец был заинтересован в улучшении владения, особенно земельного владения, чтобы он относился к нему как к своей собственности (удобрял, орошал, огораживал и пр.).

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т.е. салюзаклад должника - долговое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно "поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба". В древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (Т. VI. 3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год). Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

Оставлять незастроенное место вокруг здания (Т. VII. 1.);

Отступать от границ участка на определенное расстояние (Т. VII. 2.);

Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (Т. VII. 9 а).

Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает". Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: (Т. VII. 9 б.) Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб (Т. VII. 10). Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его. Таким образом, по своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права Рима. Влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе отпечаток религиозных ритуалов. С IV-III вв. Законы корректировались преторскими эдиктами. Формально они действовали до IV в. и были отменены в ходе реформ Юстиниана.

По мере развития римского общества, трансформации социальной структуры и эволюции государственно-политического строя потребовалось создание правовых источников, отражавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комиссией патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати досках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные

исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов. Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом.

Значительная часть статей этого источника посвящалась отношениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на публичное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государства», и частное (jus privatum), относиящееся «к выгоде отдельных лиц»).

Важнейшей тенденцией, закрепленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственности и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступления против нее жестоко наказывались. Однако община в течение длительного времени продолжала сохранять право верховного контроля над имущественными сделками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике обряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в присутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совершались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтверждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции.

В архаический период в Риме не было выработано юридической категории для обозначения собственности. Тогда применялся термин

dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в индивидуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась общественным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервитуты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д.

Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвластными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуществом мог только отец. Лишь после его смерти сыновья получали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала. Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником возникновения обязательств могли служить договоры и правонарушения (деликты). Законы XII таблиц регулировали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, по-клажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порождено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по вы-полнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед

кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой (при неуплате долга он превращался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза выводили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой политической борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом.

К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие родовые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум преодоление религиозности и мифологизма; появление письменных источни-ков права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юридической терминологии.

Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро-обмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского общества в правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынести по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и создавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сторон», «доброй совести» и «справедливости».

В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского претора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамками квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опиравшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей

новых норм права обусловила название этого периода в истории римского права – преторское право.

Так как судебный процесс всецело определялся теперь формулой претора, то он стал называться формулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию.

В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользоваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало право собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и владелец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, представлявшее собой результат договора найма. Новая формула собственности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что способствовало разрешению противоречия в римской конструкции собственности архаического периода, когда легитимными правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным становлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственности. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу фактического владения вещью приобретателю от отчуждателя. В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал право пользования вещью и право

потребления ее плодов. Узуфруктуарий защищался законом не только от нелегитимных претензий третьего лица, но и от самого собственника. Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве. Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма. Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

 правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную церемонию, во время которой жених и невеста съедали жертвенную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек.  брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;  брак sine manu – без власти мужа или «неправильный» брак. «Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный статус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим имуществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необходимо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак перерастал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отношений также признается

свободно выраженное согласие брачующихся – как жениха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разложение патриархальной семьи, показателем чего стало ослабление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усыновления внебрачных детей. Радикальные изменения происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса империи и рабовладельческого строя в целом. Римские императоры предпринимали меры финансового, социального, морального характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократичным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоятельность приобретают и дети: так, закон запрещает продажу детей в рабство. Согласно нормам наследственного римского права первыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие свободу завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родственник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание

подлежало составлению в письменной форме и удостоверению семью свидетелями.

Уголовное право Древнего Рима складывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совер-шенные по неосторожности. Однако четкого определения преступления не существовало: нередко в тексте законов встречается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести: 1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го-сударства, – присвоение казенного имущества и расхищение государ-ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; 2) религиозные преступления, число которых значительно возросло пос-ле официального признания в IV веке христианства; 3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; 4) преступления против личности; 5) преступления против собственности 6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – крово-смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, незаконный развод, мужеложство и т. д.; Выбор вида и меры наказания зависел от социального статуса по-терпевшего и преступника, размера причиненного ущерба, возраста и пола преступника, наличия злого умысла, времени суток и наличия других отягчающих и смягчающих обстоятельств. Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В классический период оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания и резкое увеличение числа его видов. Так, восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. Каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы также являются «знамением времени». Широко практиковались различные виды ссылок и высылок:

изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Телесные наказания и конфискация имущества осужденных были как основными, так и дополнительными санкциями. В Древнем Риме судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором (претором) и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Высшей судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях в республике были народные собрания. Позднее в сфере римского судебного устройства и судопроизводства произошли перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежавшие к администрации империи, что объединило суд и администрацию. Таким образом, регрессивные изменения затронули и сферу судопроизводства, где вместо республиканского принципа коллегиальности учреждается принцип единоличного принятия решений. Кроме того, римский суд в постклассический период превратился в сословный. Лица, принадлежавшие к высшим, привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию быть судимым в суде его собственного начальника. Разделение на предварительное и судебное следствие исчезло. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины в период домината стала пытка. В период республики существовало открытое рассмотрение судебных дел; во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием административного произвола.

Формирование уголовного права как целостной системы связано с учреждением специальных судов (постоянных комиссий) и относится ко II в. до н.э. Каждая комиссия рассматривала определенную категорию уголовных дел. Первая из постоянных комиссий была создана в 149 г. до н.э. и занималась рассмотрением должностных вымогательств со стороны магистратов. В годы правления Суллы функционировало восемь профильных комиссий. Во главе каждой из комиссий стояли преторы, а в состав входили от 350 до 450 судей, которыми являлись граждане высших сословий.

В основе возбуждения уголовного преследования лежало обвинение, которое могло исходить только от частных лиц, но не от должностного лица. После возбуждения обвинения начиналось предварительное расследование. В процессе судебного разбирательства очень важное значение придавалось сви-

детельским показаниям, где действовало правило: «Показания одного – не свидетельство». Главное место в судебном процессе занимал обмен сторон судебными речами.

Решение выносилось присяжными по большинству голосов. Приговор мог выноситься не сразу, но после его объявления он немедленно приводился в исполнение. Однако в отношении беременных женщин это правило не действовало. Если обвиняемый приговаривался к смертной казни, то приговор мог приводиться в исполнение спустя десять дней. Уголовный процесс, таким образом, приобрел в постклассическом праве инквизиционный, экстраординарный характер. Судьи императора приобрели право не только истолковывать уголовные законы, но и отказываться от существовавших ранее судебных процедур. Приоритетным фактором при вынесении приговора становится усмотрение магистрата или чиновника. Право возбуждать обвинение переходит от частного лица к государству. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был сам император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

sorry,но выделять не было времени((((

(decemviri legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли.

Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, но их содержание хорошо известно из других источников.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. - ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег (ais ) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Структура

См. также

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Законы XII таблиц" в других словарях:

    Законы XII таблиц - древнейший источник римского права, созданный в 451 450 гг. до н.э. коллегией децемвиров на основе действовавших правовых источников (обычаев, прецедентов, нормативно правовых актов, принятых государственными органами, и др.). Создание З.ХII т.… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    - (лат. Leges duodecim tabularum) 451 450 гг до н. э. кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с… … Википедия

    - (лат. Leges duodecim tabularum) или Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex duodecim tabularum) 451 450 до н. э. кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц плод специально созданной комиссии из… … Википедия

    Законы 12 таблиц - (лат. Leges XII Tabularum) древнейшая письм. фиксация рим. права, осуществл. в 451 450 до н. э. избранной специально для этой цели коллегией децемвиров (decemviri legibus scribundis букв, члены коллегии десяти для записи законов). Эти… … Словарь античности

    Legum latio. В первобытное время греческих государств, как и государства вообще, законы (νόμοι) являются не как нечто сотворенное и переменное, а как прочная власть, обязующая государство, не изменяющаяся и не имеющая определенного… … Реальный словарь классических древностей

    Двенадцать таблиц - см. Законы XII таблиц … Энциклопедия права

    Двенадцать таблиц - см. Законы XII таблиц … Большой юридический словарь

    Знаменитый свод римских законов 303 4 г. от основания Рима (451 450 до Р. Хр.), служивший основой всего рим. права и пользовавшийся огромным уважением римлян даже и тогда, когда нормы его устарели и были вытеснены новыми. По свидетельству… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Leges duodecim tabularum) древнейший памятник рим. права (сер. 5 в. до н. э.). Его происхождение традиция связывает с борьбой между патрициями и плебеями. Поскольку суды находились в руках патрицианских магистратов, плебеи требовали записи… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Хрестоматия по римскому праву , Акимова М.А.. Хрестоматия содержит отрывки из основных источников римского права (Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана). Материал тематически структурирован в соответствии с рабочей…
  • Хрестоматия по римскому праву. Учебное пособие , Акимова Мария Анатольевна, Кожокарь Игорь Петрович, Леус Владимир Александрович. Хрестоматия содержит отрывки из основных источников римского права (Законы XII таблиц. Институции Гая, Дигесты Юстиниана). Материал тематически структурирован в соответствии с рабочей…
История Рима (с иллюстрациями) Ковалев Сергей Иванович

«Законы XII таблиц»

«Законы XII таблиц»

Кодификация - первое документально засвидетельствованное событие внутренней истории Рима. Запись права в античном мире всегда была од­ним из самых первых лозунгов демократического движения в период паде­ния аристократической республики. Таким лозунгом она стала и для рим­ского плебса. Произвол патрицианских магистратов, в частности в области суда, вызвал требование записи обычного права. Традиция передает, что в 462 г. трибун Гай Терентилий Арса (Harsa) внес предложение о создании комиссии из 5 человек для выработки законов об ограничении власти прето­ров в духе придания ей коллегиального характера (de imperio consulari). Патриции оказали этому предложению самое решительное сопротивление. Завязалась ожесточенная борьба, тянувшаяся несколько лет. В нее, быть может, оказались втянутыми даже рабы и эмигранты (восстание Аппия Гердония). Обострился аграрный вопрос (закон Ицилия о заселении плебеями Авентина). Дело осложнилось борьбой с вольсками, сабинами и эквами.

Постепенно в процессе борьбы первоначальный проект о законодатель­ном ограничении власти высших магистратов перерос в план записи права вообще. Решено было отправить в Грецию комиссию из трех лиц для озна­комления с греческим законодательством вообще и законами Солона в частности. Комиссия выехала в 454 г. и через два года вернулась обратно. В 452 г. была избрана коллегия из 10 человек (децемвиры) на 451 г. Ей была дана вся полнота власти, так как других должностных лиц на этот год не выбирали. На действия децемвиров нельзя было апеллировать к народному собранию, и все их решения должны были приниматься едино­гласно: каждый член коллегии имел право протеста (ius intercessionis) про­тив действий других. Таким образом, власть децемвиров была строго кол­легиальной. В состав комиссии вошли и три посла в Грецию. Согласно преданию, все децемвиры принадлежали к патрициям. Главой их был Аппий Клавдий.

В результате годовой работы были составлены 10 таблиц законов. Со­гласно Ливию (III, 34), таблицы были выставлены на форуме для ознаком­ления и затем утверждены центуриатным собранием. Но этим дело не кон­чилось. Еще не все законы были собраны, и на 450 г. выбрали новых де­цемвиров. Руководящая роль на выборах принадлежала Аппию Клавдию, который явно заигрывал с плебеями. На этот раз избраны были не только патриции, но и плебеи, по-видимому, те и другие в равном количестве, как показывает анализ их имен. По Дионисию (X, 58), плебеев было трое. Аппий Клавдий попал и во вторую комиссию.

Однако вторые децемвиры вели себя далеко не так, как подобало бы законодателям. Были составлены еще только две таблицы, куда, между прочим, было внесено запрещение браков между патрициями и плебеями. Народное собрание для их утверждения не созывали. Децемвиры посту­пали, как тираны, особенно Аппий Клавдий. Они прибегали к насилиям, убийствам и к конфискациям имущества у плебеев.

Наступил 449 г. Срок полномочий децемвиров истек, но они и не соби­рались слагать с себя власть. Назревало народное восстание. Поводом к нему традиция изображает убийство плебея Л. Сикция, страстного про­тивника децемвиров, и гибель плебейской девушки Вергинии. Последнюю хотел захватить Аппий Клавдий, но ее отец, не желая отдавать дочь на позор, убил ее собственной рукой. Вспыхнуло восстание плебеев. Они заняли Авентин, а оттуда с женами и детьми удалились на Священную гору. Децемвиры были вынуждены сложить с себя власть. Снова избрали двух преторов и десять народных трибунов. Аппий Клавдий был аресто­ван и в темнице покончил с собой.

В этих событиях, связанных с кодификацией, далеко не все можно при­знать достоверным. Маловероятна отправка посольства в Грецию. Явно «бродячим сюжетом» является эпизод с Вергинией, выдуманы многие де­тали. Но самый факт кодификации и его дата, а также общая обстановка острой революционной борьбы не вызывают сомнения у подавляющего большинства исследователей.

Бесспорно, «Законы XII таблиц» не создались сразу: они продукт длин­ного исторического развития. В частности, кое-что было в них внесено, уже после V в. Однако их основное ядро отражает эпоху Ранней респуб­лики и было выражено в письменной форме около середины V в. Об этом говорит архаизм их языка, общих условий, жизни, отразившихся в них. В основном законы являются записью обычного права. Но, по-видимому, законодатели вынуждены были внести туда и кое-что новое. Однако это новое не было согласовано со старым, в результате чего получилась пест­рая смесь законодательных норм, иногда противоречащих друг другу. Так, например, архаический принцип тальона мирно уживался со штрафом, являвшимся более развитой и прогрессивной формой наказания. Ст. 2 таб­лицы VIII гласит: «Если кто сломает кому-нибудь часть тела и не поми­рится, да будет равное возмездие».

Однако в следующей статье мы читаем: «Если кто рукой или палкой переломит кость свободному, пусть уплатит штраф в 300 ассов, если рабу - в 150 ассов».

Оба принципа совершенно не согласованы. Пережитки родовой соб­ственности отражены в ст. 4 и 5 таблицы V: «Если кто умирает без завеща­ния и у него нет прямого наследника, пусть его семью возьмет себе бли­жайший агнат.

Если агната нет, пусть возьмут семью члены рода».

Однако ст. 3 той же таблицы уже допускает свободу завещания: «Как завещает относительно денег или опеки над своим имуществом, так и да будет».

Остатки примитивных воззрений сказываются в статьях, карающих во­рожбу. Об этом говорят, например, фрагменты ст. 8 таблицы VIII: «Кто заворожит урожай... Пусть не переводит к себе чужого посева».

Как во всех древних кодексах, так и в «Законах XII таблиц», покуше­ния на частную собственность караются чрезвычайно сурово: «Коли со­вершивший ночью кражу убит на месте, то убийство его будет считаться законным» (табл. VIII, ст. 12).

По свидетельству Авла Геллия, «Децемвиры предписали свободных людей, пойманных с поличным, подвергать телесному наказанию и выда­вать (головой) тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы».

Римский юрист Гай пишет, что «Законы XII таблиц» «повелевали зак­лючить в оковы и после бичевания казнить огнем того, кто поджигал стро­ения или сложенные около дома скирды хлеба, если (виновный) совершил это преднамеренно».

В «Законах XII таблиц» мы находим разработанную систему долгового права в очень суровой форме. Этому посвящена вся таблица III. После того как должник признавал свой долг или после судебного решения, ему дава­лось 30 льготных дней, чтобы он мог собрать деньги для погашения долга. После истечения этого срока истец «налагал руку» на должника и вел его в суд для исполнения решения. Если должник не выполнял судебного реше­ния и никто не брал его на поруки, кредитор уводил его к себе в дом и заклю­чал в оковы или колодки «весом не менее, а если пожелает, то и более 15 фунтов». Во время пребывания в заключении должник мог кормиться за свой счет. В противном случае кредитор должен был давать ему не меньше, чем по фунту полбы в день. Должник оставался в таком положении 60 дней. В течение этого срока его три раза подряд в базарные дни (нундины) приво­дили на площадь к претору, и при этом объявлялась присужденная с него сумма денег. После этого должника можно было предать смерти или про­дать «за Тибр», т. е. за границу. В том случае, если кредиторов было не­сколько, закон допускал совершенно варварскую меру: «В третьи нундины пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, за это пусть не отвечают» (табл. III, ст. 6).

В науке было сделано много попыток истолковать эту бесчеловечную статью закона не в прямом смысле, а как-нибудь иначе. Но все эти попыт­ки неудовлетворительны, и приходится понимать ее в буквальном смысле. Впрочем, древние комментаторы «Законов XII таблиц» утверждали, что на деле эта статья никогда не применялась.

Семейное право, отраженное в «Законах XII таблиц», носит резко вы­раженный патриархальный характер. Отец обладает безграничной влас­тью над детьми вплоть до того, что три раза может продавать сына в раб­ство. Только после этого сын выходит из-под власти отца:«Если отец триж­ды продаст сына, сын да будет свободен от отца» (табл. IV, ст. 2).

Женщина находилась в бесправном положении: сначала она была под властью отца, затем поступала «под руку» мужа, а в случае смерти пос­леднего находилась под опекой кого-нибудь из агнатов: сына, брата мужа и т. п.: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя бы они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, нахо­дились под опекой... за исключением только дев-весталок, которых при­знали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено "Законом XII таблиц"».

Отношения клиентелы, как было указано выше, также нашли свое от­ражение в кодексе: «Патрон, обманувший своего клиента, да будет про­клят» (табл. VIII, ст. 21).

Характерно, что децемвиры, по словам Цицерона, фиксировали запре­щение браков между патрициями и плебеями: «После того как децемвиры составили десять таблиц с величайшей справедливостью в законах и бла­горазумием, на следующий год они предложили избрать новых децемви­ров... Последние прибавили еще две таблицы несправедливых законов... и самым бесчеловечным законом наложили запрет на браки между патрици­ями и плебеями».

Внесение в кодекс этой нормы обычного права говорит, что в этом пунк­те плебеи потерпели поражение (правда, только временно, как увидим ниже).

Зато в другом вопросе плебеи, по-видимому, добились существенных уступок. Речь идет о конституционных гарантиях. Цицерон неоднократно писал о том, что «Законы XII таблиц» запрещали всякие привилегии, т. е. отступления от закона в пользу отдельных лиц. Кроме этого, запрещалось выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях ^r maximum comitiatum). Может быть, такой же уступкой в пользу плебеев нужно считать исправление календаря, про­изведенное вторыми децемвирами, о чем кратко и не вполне ясно замечает Макробий:

«Децемвиры, прибавившие к десяти таблицам две новых, внесли в на­родное собрание законопроект о добавочном месяце».

Исправление календаря, находившееся целиком в руках патрициан­ских жрецов, в первую очередь было в интересах широких народных масс.

«Можно или нельзя вести дело в законном порядке, - говорит Цице­рон, - это знали в былое время немногие, так как календарь обнародо­ван не был. Большой властью пользовались те, к кому обращались за этими вопросами: у них допытывались относительно дней, словно у халдеев».

Противоречивость «Законов XII таблиц» (тальон и штраф, родовое наследование и свобода завещания, суровое долговое право и конститу­ционные гарантии и т. п.) говорит не только о примитивности правовых воззрений, но и о том, что кодификация середины V в. была продуктом сословной борьбы. Патриции по ряду существенных вопросов вынуж­дены были уступить, но продолжали сохранять за собой еще много ко­мандных высот. Естественно поэтому, что с изданием законов борьба не прекратилась.

Но как бы там ни было, кодификация имела огромное значение не только в истории сословной борьбы, но и в развитии римского права вообще. «За­коны XII таблиц» легли в основу того богатого юридического творчества, которое шло на всем протяжении римской истории и оказало огромное влияние на развитие правовых представлений Европы в Средние века и Новое время.

Вполне вероятно, что закон о запрещении браков между патриция­ми и плебеями был нововведением децемвиров, а не просто запи­сью давно существовавшего закона. Именно так и понимает этот запрет Цицерон: «Ибо децемвиры, прибавив две таблицы неспра­ведливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки меж­ду плебеями и «отцами» (О государстве, II, 63, пер. В. О. Горенштейна). Ливий в рассказе о законодательстве децемвиров прямо не указывает на характер этого закона, но затем в уста народного три­буна Гая Канулея вкладывает слова, показывающие закон таким образом, что запрещение браков явилось новшеством, причем ос­корбившим правовое чувство общества: «И не децемвиры ли всего каких-нибудь 3-4 года назад предложили это самое запрещение браков между патрициями и плебеями, нанеся великий вред госу­дарству и поправ права плебеев. Возможно ли большее и столь от­кровенное глумление над согражданами, которые, точно запятнан­ные, сочтены недостойными законного брака... Запрет и отмена за­конных браков между патрициями и плебеями преследует лишь одну цель - унизить плебеев. То, что везде и всюду было частным де­лом каждого... вы забиваете в колодки надменнейшего закона, гро­зя расколоть граждан и сделать из одного гражданства - два» (Ливий, IV, 4, пер. Г. Ч. Гусейнова).

Закон, запретивший патрицианско-плебейские браки, был отменен в 445 г., то есть спустя всего 5 лет после деятельности децемвиров. Более того, это вообще единственный из всех «Законов XII таб­лиц», который был формально отменен, устранен законодательным путем. При римском консерватизме вообще, а особенно при том громадном авторитете, каким пользовались XII таблиц, совершен­

но непонятно такое быстрое и легкое устранение одного из зако­нов, если не считать, что он воспринимался как противоречивший установившимся воззрениям и нормам жизни. Плебс сумел добиться победы в этом вопросе еще и потому, что, во-первых, очевидно, что данный закон был регрессом сравнительно с более древним обычным правом (Ливий, IV, 5-9), письменно фиксировать кото­рое и надлежало децемвирам; во-вторых, закон противоречил духу и назначению законодательства децемвиров, а именно: установле­нию общеобязательных норм и равенства всех граждан перед зако­ном.

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Законы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Тайны Хеттов автора Замаровский Войтех

С тачками за тайной каппадокийских таблиц Цель их пути - Кайсери, краевой центр с 60 тысячами жителей (в современном Кайсери 100 тысяч жителей), находился тогда в 190 километрах от железной дороги. Добраться туда они могли пешком, на телеге или в автомобиле. Рискнем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ После установления в Риме республиканского правления здесь началась ожесточенная борьба между сословиями патрициев и плебеев. Результатом этой борьбы на определенном этапе стало составление так называемых Законов XII таблиц - первого

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

«Законы XII таблиц» Кодификация - первое документально засвидетельствованное событие внутренней истории Рима. Запись права в античном мире всегда была од­ним из самых первых лозунгов демократического движения в период паде­ния аристократической республики. Таким

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев. До нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или

автора

Суд и законы Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Законы XII Таблиц: создание и общие начала Древнейшие законы царского периода в главном были направлены на всемерное закрепление институтов кланово-родового строя с присущей ему особой властью главы семейства или рода, а также с признанием родового уклада важнейшим

Из книги Танки ведет Рыбалко автора Шеин Дмитрий Владимирович

Указатель таблиц 1.1. Боевой состав на 22 августа 1942 г.3.1. Состав танкового парка на 13 января 1943 г.3.2. Состав танковых соединений на 14 января 1943 г.3.3. Состав автомобильных батальонов на 10 января 1943 г.3.4. Состав танковых соединений по состоянию на 17 января 1943 г.3.5. Безвозвратные

Из книги Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV - первой трети XVI в. автора Кром Михаил Маркович

Список схем и таблиц в тексте Схема 1. Схема родства верховских князей - с. 45.Схема 2. Новосильские, Одоевские и Воротынские (XIV - начало XVI вв.) - с. 46.Схема 3. Белевские (XV - начало XVI в.) - с. 54.Схема 4. Князья Мезецкие (XIV - нач. XVI в.) - с. 59.Схема 5. Князья Мосальские (до начала

Из книги Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве автора Миренков Анатолий Иванович

Указатель таблиц Таблица 1. Производство вооружения и боевой техники промышленностью Советского Союза во второй половине 1941 г. и в 1942 г.Таблица 2. Стоимость некоторых видов вооружения и боевой техники в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (в тыс. руб. за

Из книги Бабье царство [Дворянки и владение имуществом в России, 1700–1861] автора Маррезе Мишель Ламарш

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ Глава 33.1. Присутствие дворянок и дворян при продажах имений в 1750-1860 гг.3.2. Подписи представителей неграмотных дворянок (1750- 1860 гг.)Глава 44.1. Продажа имений дворянками самостоятельно или вместе с родственниками мужского пола (1715-1860 гг.)4.2. Покупка имений

Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторов

Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27



Просмотров