Положение всеобщей декларации прав человека 30 статей. Международные пакты о правах человека. Всемирная декларация прав человека

В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя. О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву; Н.А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами. Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции.

Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.


Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И - в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 - как светское.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. Регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. Определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. Закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности . Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, - господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства - задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.

В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека,* признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

Вопросы к экзамену

Предмет и метод конституционного права. Конституционно-правовые отношения.

Предмет кп – составляют общественные отношения которые регулируются конституционными нормами:1) основы конституционного строя РФ 2) основы правового положения личности (права,свободы и обязанности граждан) 3) Гос. устройство РФ. 4) порядок формирования организации деятельности органов власти местного самоуправления.

Метод кп –это способ воздействия норм КП на общественные отношения.

Императивный (принуждение)ст58 каждый обязан сохранять природу и окружающую среду

Диспозитивный (дозволение)ст32 граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия

Особенности метода кп регулирования:

1) Регулирование от имени Гос-ва и посредством актов публично-властного хар-ра.

2) Сочетание способов общего нормирования и детального регулирования.

3) Установление статуса субъекта РФ

4) Использование актов высшей юр.силы (Конституция, ФКЗ,ФЗ,)

5) Единство материального и процессуального начал.

6) Существуют свои охранительные средства

Кп отношения – это общественные отношения урегулированные нормами конституционного права

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

· конкретные;

2. С точки зрения времени функционирования:

· постоянные;

· временные.

3. По назначению:

· материальные;

· процессуальные.

4. В зависимости от вида норм:

· правоустановительные (содержащие права и обязанности);

· правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Понятие, условия и меры конституционно-правовой ответственности.

Кпответственность -это обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.



Мерами конституционно-правовой ответственности являются:

2.1. Признание Конституционным Судом РФ акта или его отдельных положений неконституционными.

2.2. Признание Конституционным Судом РФ неконституционным не вступившего в силу международного договора РФ.

2.3. Признание Конституционным Судом РФ издания акта не входящим в компетенцию соответствующего органа государственной власти.

2.4. Приостановление Президентом РФ действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2.5. Выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ.

2.6. Отказ Правительству РФ в доверии со стороны Государственной Думы в соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.7. Отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции РФ.

2.8. Отмена Президентом РФ постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ.

2.9. Роспуск Президентом РФ Государственной Думы в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 111, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.10. Отрешение от должности Президента РФ в соответствии со ст. 93 Конституции РФ.

Источники конституционного права.

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

1) Конституция

3) Акты конституционных собраний

4) Фкз

6) Акты Фед. Собраний РФ.

7) Указы Президента

8) Постановления Правительства

9) Региональные источники(Конституция,устав субъекта РФ)

10) Законы субъектов РФ(указы губернатора, постановления правительства субъектов РФ)

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Конституционное право как учебная дисциплина - это знание о конституционном праве изучаемое в высших учебных заведениях в форме учебной дисциплины . Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.( -Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права. - Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений. - Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли). Конституционное право как отрасль права представляет собой систему норм , которые регулируют наиболее важные для государства правоотношения , возникающие в сфере защиты прав и свобод граждан, становления государственности, основ конституционного строя и формы правления.

Понятие Конституции. Ее сущность и свойства.

Конституция – это основной закон государства, которая выражает волю народа в целом, либо отдельных соц. Групп классов, слоев, закрепляет в их интересах важнейшее начало общественного строя и государственной организации страны

Структура: преамбула, 2 раздела, 9 глав,137 статей.

Свойства Конст . –это особые юр. Отличия,позоляющие выделять конституцию среди других юридических актов:

1) Высший главный,основной, закон Государства.

2) Юр. Верховенство

3) Конст. Является базой текущего законодательства

4) Особый порядок принятия и изменения

5) Программный характер конст. Регулирования.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции(теологический подход,нормативиский,социологический,марксиский,общецивилизационный)

Поправки к Конституции России. Пересмотр и изменение Конституции.

Этапы пересмотра:ст 135

1)внесение предложений о пересмотре Конституции в Гос. Думу

2) созыв конст.собраний -специально предусмотренный Конституцией орган для принятия и разрешения новой конституции.

3) Работа конституционных собраний

4) организация, подготовка и проведение референдума.

ПОПРАВКИ (3-8 главы)

Поправка возможна сразу в несколько взаимосвязанных статей. Также возможна в виде новой редакции соотв.статьи

1.Гос.дума 3/4 ; Совет Федерации 2/3

2.Уведомление о поправках публично (президент)

3.Должна быть принята в течение одного года.За или против поправки (2/3 голосует за, то поправка вступает в силу)

4.Президент не имеет право вето-право , означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

ИЗМЕНЕНИЕ (ст.65)

1.Образование в составе РФ нового субъекта РФ (республика Крым, г. Севастополь)

2.Изменение официального наименования субъектов

3.Изменение конст-правового статуса РФ

4.Принятие в состав РФ нового субъекта которые ранее были иностранными государствами

Понятие и структура основ конституционного строя.

Конституционный строй – реально существующий устой жизни общества и государства закреплённый в Конституции; взаимоотношения между государством и личностью, закреплённых в Конституции.Основы Конституционного строя – это важнейшие принципы организации и функционирования государства закреплённые в КРФ.

Основы конституционного строя РФ:

Федерализм (ст. 1 и 5 Конституции РФ)

Правовой хар – р гос-ва (ст.1)

Светский характер

Социальный характер

Наличие государственного суверенитета (ст. 3)

Наличие местного самоуправления (ст. 12)

Наличие идеологического плюрализма (ст. 13)

Свобода экономической деятельности (ст. 8)

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2)

Народовластие (ст. 3)

Многообразие форм собственности (ст. 8)

Закрепление принципов разделения властей (ст. 10)

Элементы конституционного строя РФ:

1) республиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти – многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9) организация местного самоуправления.

Тема 4. Теоретические основы конституционализма

4.1.Понятие, сущность и юридическая природа, функции и виды Конституции.

4.2. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.2 Конституция и конституционное право

4.3. Конституция и международное право

4.4. Конституционализм и конституционно-правовая политика в современной России

4.5. Развитие конституционной доктрины

4.6. Конституционность и конституционный порядок

4.7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.8. Толкование Конституции РФ.

4.9. Охрана и защита Конституции.

4.10 Конституции и уставы субъектов РФ.

4.11. Конституционно-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности. Юридические источники конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового нарушения. Объекты и субъекты конституционно-правового нарушения. Меры конституционно-правовой ответственности (виды санкций). Проблемы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации.

Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. Особенности юридической силы основ конституционного строя Российской Федерации.

Тема 6. Народовластие – основа конституционного строя Российской Федерации

6.1. Понятие и формы демократии

Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством при уважении прав меньшинства. Свобода. Равенство индивидов. Соотношение свободы и равенства. Либеральная, коллективистская, плюралистическая концепции демократии. Приоритет прав человека над правами государства.

Демократия как механизм управления. Плюрализм. Выборность. Разделение властей. Верховенство правового закона.

6.2. Непосредственная демократия в системе народовластия. Понятие непосредственной демократии. Ж.Ж. Руссо о непосредственной демократии. Достоинства и недостатки непосредственной демократии по мнению ее сторонников и противников.



6.3. Виды институтов непосредственной демократии

А) Референдум. Понятие и виды референдума. Отличие референдума от выборов, опроса, плебисцита, обсуждения.

Правовое регулирование референдума в РФ. Субъекты права на референдум. Круг вопросов референдума. Стадии референдума.

Подведение итогов референдума.

Б) Опросы. Понятие опроса граждан. Юридическая сила результатов опроса. Назначение опроса в системе институтов непосредственной демократии. Финансирование опроса.

В) Публичные слушания. Цель и предмет публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний.

Г) Наказы избирателей. Понятие наказов избирателей. Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей.

Д) Отчеты депутатов. Понятие и периодичность отчетов.

Е) Отзыв депутатов и выборных должностных лиц . Понятие и основания отзыва депутатов и выборных должностных лиц. Стадии отзыва.

Ж) Общие собрания граждан. Цель и порядок проведения.

З) Сходы граждан. Цель и порядок проведения.

И) Правотворческая (законодательная) инициатива. Понятие,

предмет, субъекты, адресаты правотворческой (законодательной) инициативы. Порядок ее рассмотрения. Виды решений по правотворческой (законодательной) инициативе.

К) Обращения граждан. Круг субъектов права на обращения. Виды обращений. Порядок их рассмотрения.

Л) Петиции. Понятие, предмет, порядок рассмотрения петиций. Виды решений по петициям граждан.

М) Собрания и публичные мероприятия . Организаторы публичных мероприятий, их обязанности. Участники публичных мероприятий, их права и обязанности. Места проведения публичных мероприятий. Обязанности компетентных органов по взаимодействию с организаторами публичных мероприятий.

4.Представительная демократия в системе народовластия.

Понятие представительной демократии. Виды представительной демократии. Императивный, свободный, полусвободный мандаты депутатов. Достоинства и недостатки представительной демократии. Соотношение непосредственной и представительной демократии. 5.

5.Человек – высшая ценность. Естественно-правовая и позитивная концепции взаимоотношений личности и государства. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. нового типа взаимоотношений государства и личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность российского государства.

Основы конституционного строя - это основополага­ющие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя - это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это под­тверждается усложненной процедурой их изменения и до­полнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституцион­ному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой кон­ституции. Этот проект принимается двумя третями голо­сов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определя­ющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности ле­жат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного пра­ва. А именно:

Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

Политико-правовой характер;

Нормативность и общеобязательность;

Юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;

Сжатость и концентрированность изложения;

Общепризнанность;

Целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституци­онного строя можно говорить об особой юридической при­роде норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основыва­ясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционно­го строя РФ был закреплен в Декларации о государствен­ном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Консти­туции РФ). В науке конституционного права обычно раз­личаются понятия народного, национального игосудар­ственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свобод­ном, самостоятельном определении ими форм их полити­ческого, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юри­дическая форма выражения полновластия народа и суве­ренной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это - важнейший ор­ганизационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верхо­венство и полновластие народа, самостоятельность и сво­боду нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политическо­го развития, а также территориальное верховенство госу­дарства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство яв­ляется полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства госу­дарств Российская Федерация обязана уважать суверени­тет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, ре­шать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конститу­ции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на перед­ний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которо­го состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не толь­ко признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и админи­стративные органы, парламентские и президентские струк­туры, а также устанавливать четкие юридические процеду­ры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия - это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие «народ» - это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная раз­новидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объ­единение с ним, установление любого другого политическо­го статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демокра­тического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Об­щество может оказать сопротивление любой попытке на­сильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) бе­рет на себя обязательство содействовать реализации и за­щищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является
федеративным государством, территория которого состоит
из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой национально-государ­ственного устройства является федерация, позволяющая из­бежать сверхцентрализации, которая, как показывает исто­рический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

Огромной территорией;

Спецификой экономического развития отдельных регионов;

Этническим многообразием населения;

Социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопреде­ление и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты РФ между собой равноправны. По­следнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина.
Главное назначение социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социаль­ной справедливости, благополучии своих граждан, их соци­альной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собствен­ными усилиями достигали нормального материального до­статка для себя и своей семьи, а социальную защиту от госу­дарства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности
(ст. 8,9 Конституции РФ). Российское государство признает
частную, государственную, муниципальную и иные формы
собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы мо­гут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право - право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую Деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократиче­ского режима и его функционирования является последо­вательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти - за­конодательной, исполнительной и судебной корреспон­дируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, само­стоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Феде­ральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы вла­сти - органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваи­вать себе полномочия по осуществлению суверенной го­сударственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различ­ными государственными органами: законодательными, ис­полнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения на законодательную, испол­нительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению ука­занных функций эти государственные органы самостоя­тельны и независимы, но при этом они не могут не взаи­модействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограниче­ний получила название «система сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демо­кратических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и обще­ственной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмот­рены соответствующие материальные, политические, соци­альные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, во­площая в себе политико-правовое правило разумной и спра­ведливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полно­мочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государ­ственного механизма, формированием правового государ­ства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реа­лизацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Учи­тывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли на прямой запрет - ч. 2 ст. 13 гла­сит: «Никакая идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной». Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государ­ственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных поли­тических взглядов, школ, концепций, идеологий, полити­ческих партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что бла­годаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возмож­ностей, терпимость по отношению тс различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде все­го многопартийность - система власти, основанная на вза­имодействии и «противовесах» партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политиче­ских сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной вражды.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести - непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений как материалистических, так и
идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невме­шательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешатель­ство государственных институтов в дела религиозных объ­единений и отсутствие у последних каких-либо государ­ственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освя­щение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.



Просмотров