Основной закон регулирующий деятельность образовательных. Правовое регулирование образовательной деятельности в российской федерации. Нормативно-правовое регулирование образования в российской федерации

Нормативно-правовое регулирование образования в Российской Федерации

1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Российская система образования с 2000 года находится в состоянии модернизации. Понятие «модернизация» в наиболее общем виде определяется как процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Реализация намеченной цели предполагает активизацию всех субъектов образовательной политики и объединение усилий родительской общественности, государства, его федеральных и региональных институтов, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов - всех, кто заинтересован в развитии образования.

Процесс модернизации образования протекает поэтапно. В тоже время, он отличается целостностью и непрерывностью, преемственностью последовательно решаемых задач, что объясняет условность и неоднозначность выделения этапов модернизации по разным источникам. В связи с этим, рассмотрим наиболее общие тенденции модернизации образования с 2000 года.

Первый продолжительный этап модернизации образования охватил период с 2000 по 2010 год. Важнейшие изменения данного периода нашли отражение в ряде документов, таких как Национальная доктрина образования (2000), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), приоритетный национальный проект «Образование» (2005) и ряде других документов. Обновленная система образования была призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека, его доступность и качество, формирование навыков самообразования и самореализации личности, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов. При этом было важно не только сохранить фундаментальность образования, но и обеспечить его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшими изменениями данного периода можно считать переход на компетентностный подход в определении целей и содержания образования, достижение преемственности его уровней и ступеней, открытости системы, принятие государственных стандартов образования, развитие дистанционного образования, обеспечение индивидуализации образования на основе многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

В этот период были решены задачи повсеместного подключения образовательных организаций к сети Интернет, оснащения их современным оборудованием и материалами, внедрения метода проектов на всех уровнях образования, созданы условия для введения профильного образования на старших ступенях общеобразовательной школы и единого государственного экзамена. Одновременно решались задачи повышения статуса педагогических работников и качества их подготовки.

Официально, итоги первого этапа модернизации образования были подведены в 2010 году, однако уже в 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, определившая системные преобразования во всех сферах жизни страны на период до 2020 года, в том числе – в сфере образования.

Раскрывая стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, данный документ определяет основные задачи по ее достижению на всех уровнях образования. Так, на уровне общего образования, важнейшими задачами становятся расширение возможностей образовательной среды для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей на ранних этапах развития, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, обучение в соответствии с требованиями образовательных стандартов. На уровне профессионального образования решаются задачи обеспечения инновационного характера базового образования, создания современной системы непрерывного образования, профессиональной подготовки и переподготовки профессиональных кадров, расширения участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Также поставлена задача расширения сферы дополнительного образования.

Стратегия развития общего образования на новом этапе модернизации образования была подробно раскрыта в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной в 2010 году. В данном документе были определены ведущие характеристики школы 21 века и конкретизированы основные направления развития общего образования, предполагающие переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, расширение самостоятельности школ. Важнейшее внимание при этом уделялось решению задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. В документе указывается, что важнейшими качествами личности в условиях инновационных преобразований становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. При этом школа становится критически важным элементом в этом процессе и призвана раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Акценты в образовательном процессе снова смещаются в сторону воспитания. В 2009 году была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была заложена в основу разработки стандартов общего образования. В документе указывается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции был определен национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ведущие положения Концепции позже нашли отражение в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в 2015 году. В данном документе еще раз подчеркивается, что воспитание рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет.



Своеобразным индикатором системных преобразований с сфере образования стал принятый Государственной Думой РФ в декабре 2012 года новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Данный документ законодательно закрепил изменения первого этапа модернизации образования и стал нормативной основой для последующих преобразований. Основная цель принятия нового законопроекта состояла в обеспечении комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, создании правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами личности, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования. Именно с принятием данного документа многие авторы связывают дальнейшее развитие процесса модернизации образования.

Конкретные шаги по реализации целей и задач, намеченных в ведущих стратегических документах на втором этапе модернизации, определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федеральных целевых программах развития образования на 2011 – 2015 и 2016-2020 годы. В документе указывается, что для обеспечения доступности и качества образования будет продолжена работа по развитию сети образовательных учреждений, их оснащению, внедрению современных образовательных стандартов, разработке общероссийской системы оценки качества образования, созданию условия для образования лиц с ОВЗ, расширению потенциала системы дополнительного образования. Особое внимание будет уделяться подготовке педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта, повышению престижности труда педагога.

2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Современная нормативная база в сфере образования представлена множеством нормативных актов, включающих документы международного права по вопросам образования, федеральные и региональные законы и нормативные акты в области образования, документацию в области управления системой образования, государственной регламентации и финансового обеспечения образовательной деятельности. Однако ряд нормативных документов составляют ее основу и определяют основные требования к современной системе образования.

Среди международных документов в сфере образования, ведущие нормы заложены во Всеобщей декларации прав человека , принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Декларация относится к документам, которые являются обязательными для выполнения всеми членами Организации объединенных наций и не потеряла свою актуальность до сегодняшнего дня.

Статья 26 данного документа определяет, что каждый человек должен иметь право на образование, которое должно быть бесплатным на уровнях начального и общего образования. Декларация провозглашает также общедоступность технического и профессионального образования, а также доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого. «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». При этом родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Провозглашенные данным документом права были расширены и закреплены в Конституции Российской Федерации . В соответствии со статьей 43 данного законодательного акта, гражданам РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего образования, а также высшего образования на конкурсной основе. Обязательным уровнем в стране признается основное общее образование, ответственность за обеспечение которого возложена на родителей. В документе указывается, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования.

Важнейшим законодательным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы образования является Закон Российской Федерации «Об образования в РФ», принятый в декабре 2012 года. Данный документ имеет существенные отличия от принятого ранее, охватывает все уровни образования и является основой дальнейшего совершенствования всей нормативной базы образования.

Рассмотрим наиболее существенные нововведения.

Важнейшим новшеством Закона является определение понятийного аппарата в сфере образования, что призвано обеспечить единство употребления и понимания терминов в законодательстве и правоприменительной практике.

Так, понятие «образование» в законе рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Сохраняя базовые принципы государственной политики в области образования, Закон закрепляет новые принципы , такие как создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств, обеспечение права на образование в течение всей жизни, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций, недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Закон определяет, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

С принятием Закона существенные изменения произошли в структуре системы образования . Современная система образования включает общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение и обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование охватывает четыре уровня – дошкольное образование, начальное, основное и среднее общее образование. Профессиональное образование также является четырехуровневым и включает среднее профессиональное образование и высшее образование, подразделяемое на три уровня – бакалавриат, специалитет или магистратура и уровень подготовки кадров высшей квалификации.

В Законе подчеркивается, что важнейшим элементом системы образования Российской Федерации являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, государственные гарантии уровня и качества образования. Все образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, являются основой объективной оценки результатов обучения. На сегодняшний день приняты ФГОС для всех уровней общего и профессионального образования, проходят апробацию ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью, в том числе – в условиях инклюзивного образования.

Определение ответственности всех основных субъектов образовательного процесса – еще одно нововведение Закона.

Понятие «ответственность» многогранно и включает как моральный, так и юридический аспекты.

В статье 4 Закона закреплены не только права и обязанности, но и меры ответственности обучающихся и их родителей. Так, к обучающимся с учетом тяжести нарушений могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данные меры не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Отчисление обучающихся возможно только при достижении возраста старше 15 лет с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Родители несовершеннолетних обучающихся, имея преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, в соответствии со статьей 44 Закона обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, меры которой определены в Семейном и Гражданском кодексах РФ, и также в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

3. Законодательство о правах ребенка. Законодательство о правах ребенка является важнейшим элементом нормативно-правовой базы образования. Ведущим международным документом в сфере защиты прав детей признается Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года.

Конвенция как международный документ не является обязательной для исполнения всеми членами ООН, однако после процедуры ее ратификации или принятия страна должна предпринять меры по реализации документа. Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована СССР 15 сентября 1990 года. Ее выполнение стало обязанностью России как правопреемника.

В данном документе определяется, что ребенком считается каждое человеческое существо не достигшее 18-летнего возраста, если по закону он не достиг совершеннолетия ранее. Конвенция стала тем документом, который позволил изменить отношение взрослых к детям, обеспечил реализацию их прав в семье и обществе. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами,

приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Центральной идеей Конвенции выступает требование обеспечить интересы ребенка наилучшим образом. Только зная свои права и научившись их использовать на благо собственного развития и общества в целом, ребенок сможет вырасти полноценной и уважающей себя личностью. Задача взрослых - уважать права детей, помочь им в осуществлении их прав.

Данный международно-правовой документ оказал влияние на развитие нормативной базы в сфере защиты прав детей в нашей стране.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон РФ «Об образовании в РФ», Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родителей», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Закон «Об опеке и попечительстве», Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Также нормы о защите прав ребенка содержат трудовое, гражданское, уголовное, административное право и другие отрасли законодательства.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (статья 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (статьи 6-15).

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. Они призваны обеспечить защиту прав детей и содействовать восстановлению нарушенных прав.

4. Правовой статус педагогических работников. Регулирование трудовых отношений, которые складываются между образовательным учреждением и педагогическими работниками, в целом осуществляется на основе норм трудового права. Основными источниками трудового права являются законы и подзаконные нормативные акты государственных органов, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В тоже время, в образовательной сфере трудовые отношения имеют ряд существенных отличий.

Особенности регулирования труда педагогических работников закреплены в статье 52 Трудового кодекса РФ и в главе пятой Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Данные нормативные акты устанавливают особый правовой статус педагогического работника , под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Особый правовой статус призван обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности педагога, создать условия для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами :

свобода преподавания, выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств,

право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов, на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности,

право на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, образовательными, методическими и научными услугами организации,

право на участие в управлении образовательной организацией и обсуждении вопросов, относящихся к ее деятельности,

право на объединение в общественные профессиональные организации и обращение в комиссию по урегулированию споров,

право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии : право на сокращенную продолжительность трудового дня (не более 36 часов в неделю), на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и длительный отпуск сроком до одного года, на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на обеспечение нуждающихся жильем на основе социального найма. Педагогам, проживающим в сельской местности дополнительно предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Помимо общих мер воздействия, трудовые отношения с педагогическим работником могут быть расторгнуты при грубых нарушениях устава образовательной организации, применении методов, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

На уровне образовательного учреждения могут вноситься дополнения и уточнения в перечень прав и обязанностей работников, которые раскрываются в Уставе образовательного учреждения, должностных инструкциях и Положении по нормированию и оплате труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие наиболее существенные изменения произошли в сфере нормативно-правового обеспечения образования за последние 5 лет?

2. Назовите наиболее значимые нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации?

3. Какими правами наделены дети в Российской Федерации?

2. Перечислите нормативные документы, обеспечивающие законные интересы педагогических работников. В полной ли мере, с вашей точки зрения защищены их права?

3. Что лежит в основе регламентации обязанностей педагогических работников?

4. Какой смысл вы вкладываете в определение «ответственность педагогического работника» и какие нормы ее определяют?

Темы рефератов

1. Стандартизация как механизм обеспечения качества образования.

2. Проблемы реализации прав детей в Российской Федерации.

3. Правовые гарантии профессиональной педагогической деятельности.

4. Нравственные и юридические основания ответственности педагогического работника.

5. Нормативно-правовые основы совершенствования педагогической деятельности.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.

2. Конвенция о правах ребенка /Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС КонсультантПлюс.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации /Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001// СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.


Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

Конвенция о правах ребенка /Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС КонсультантПлюс

Трудовой кодекс Российской Федерации /Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001// СПС КонсультантПлюс

Правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации

Распад Союза ССР, однако, привел к разрыву связей в области высшего образования, и реформирование системы было усугублено задачами сохранения единого образовательного пространства, научных школ, накопленного интеллектуального и педагогического потенциала. Соответствующие мероприятия Российской Федерации, их законодательное оформление, прежде всего, сказались на статусе высших учебных заведений.

Нормы права в области управления высшим и средним образованием составляют юридическую базу, на которой вузы строят свою деятельность для достижения поставленных целей. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. См. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РФ, ч.2, 1995, с.17.

Специфика отношений в области образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их нормах права.

Классификацию актов, действующих в сфере высшего образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно провести по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления; в зависимости от государств, их издавших. Российские акты, акты Союза ССР, международные акты (см. Административное право. Бахрах Д.Н., 1993). В целях более полного их охвата мы постараемся учесть все критерии.

Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции РФ: применительно к высшему образованию это, прежде всего ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст.8), идеологическое многообразие (ст.13), светскость образования (ст.14) и др.

На отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности вузов, распространяется значительное число общих правовых актов: это прежде всего ГК РФ, КЗОТ РФ, Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, законы РФ «О молодежной политике», «Об общественных объединениях», «О языках», «О воинской обязанности и военной службе»; постановления Верховного Совета РФ и палат Федерального собрания, Указы Президента РФ, акты органов межведомственной компетенции: Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета, Министерства науки и технической политики и др. Следует, однако, отметить, что целый ряд норм актов общего характера находится в коллизии с нормами специального законодательства о высшем образовании, См. раздел 3.1. основой которого стал Закон РФ «Об образовании».

Закон установил рамки общественных отношений, регулируемых особой отраслью законодательства и признаваемых отношениями в сфере высшего образования. Организационно он заменил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и Закон РСФСР «О народном образовании». К нему можно приложить все характеристики Основ законодательства: он фиксирует отрасль как целостное правовое единство, т.е. формулирует единые задачи, цели и принципы;

Оформляет общие институты;

Закрепляет структуру отраслевой системы законодательства;

Определяет основные понятия;

Дает общие правовые установления в отношении субъектов образовательной деятельности;

Разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов;

Устанавливает взаимоотношения между различными органами управления образованием. См. Дорохова Г.А. Указ. соч., с.18.

Закон закрепил основные принципы построения системы образования, кодифицировал важнейшие решения в этой области, подвел прочную правовую базу под деятельность образовательных учреждений всех типов. Закон РФ «Об образовании» является важнейшим актом, определяющим основные направления регулирования системы высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Закон отразил достижения в области организации высшего образования после реформы середины 80-х годов, наметил пути дальнейших многочисленных преобразований в образовательном процессе. На содержании Закона сказалось активное развитие гражданских свобод, свободы предпринимательской деятельности. В Законе учтена необходимость вхождения России в мировое интеллектуальное пространство, развитие прямых связей с другими государствами, в том числе и в сфере высшего образования. Поэтому уже в преамбуле Закона подчеркивается, что образование в РФ осуществляется в соответствии с международным правом. Образование объявлено в России приоритетной сферой. Закон удовлетворяет возросшее стремление образовательных учреждений к самостоятельности. Важными характеристиками Закона являются уважение прав всех участников образовательного процесса, гарантии реализации прав личности на получение образования соответствующего уровня, автономия учреждений образования (в нынешнем ее понимании).

С учетом структуры федерации Закон создал фундамент отраслевого законодательства. Единообразие в управлении высшим образованием достигается путем законодательного закрепления государственной политики в области образования, ее принципов, установления государственных образовательных стандартов, фиксации системы и принципов образования в Законе.

Прежде в регулировании высшего образования преобладали общесоюзные нормы. Теперь управляющим активным центром всей системы законодательства о высшем образовании стал вышеназванный Закон, что подтверждают проекты специализированных законов «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О дополнительном профессиональном образовании».

Принятие Закона, с одной стороны, позволило сократить объем ведомственного и локального регулирования, установить его пределы, а с другой стороны, активизировало подзаконное нормотворчество, повысило его уровень. Наряду с этим все более очевидной становится необходимость принятия законов, возглавляющих исследуемую подотрасль законодательства об образовании: специфика высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного, предполагает его регулирование главным образом на федеральном уровне независимо от территориальной или ведомственной подчиненности вуза. Закон это должным образом не отразил (ст. 28-31). Кроме того, появление в Законе "Об образовании" в новой редакции норм, более характерных для текущего нормотворчества (об организации учебного процесса, о квоте приема на отдельные специальности и т.п.), также свидетельствует о том, что не всегда в общеобязательных правилах можно учесть особенности каждого вида образовательного учреждения - например, академические свободы вуза как неотъемлемый компонент его автономии. Специализированные акты «явились бы формой установления правового статуса каждого из основных субъектов отношений в области образования во всей его полноте и на должном правовом уровне». Дорохова Г.А. Указ. соч., с.19. Исходные начала для построения статуса вуза заложены в Законе «Об образовании».

Составляя подотрасль законодательства об образовании, комплексы институтов о высшем образовании (включая послевузовское и дополнительное), характеризуются «определенным единством, выражающимся в однородности содержания регулируемых подотраслью отношений, в специфических целях, в систематике субъектов». Там же.

Характерный признак подотрасли - общий для составляющих ее структурных частей институт. Алексеев С.С. Структура советского права, с.155.-Цит. по указ. соч. Дороховой Г.А., с.9. Его роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных заведений и формах профессионального образования, которые определяют их специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об образовании». Положения - важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику организации (наряду с уставами). Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус, обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности, внешних связей «через ее органы управления». Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М.,1984.

В настоящее время в области высшего образования действуют следующие положения организационного характера: Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе) РФ (далее - Положение о вузе), Утв. пост. СМ - Правительства РФ от 26.06.93 №597. - Бюллетень, 1993, №8, с.1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, Утв. пост. Правительства РФ от 26.06.95 №610. Бюллетень, 1995, №10. Типовое положение о студенческом общежитии. Утв. пост. Госкомвуза от 31.05.95 №4. Бюллетень, 1995, №9, с.17.

Кроме того, вопросы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров регулируются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в РФ, Утв. пост. Госкомвуза от 31.05.95 N3. Бюллетень, 1995, N9, с.40. Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования (повышения квалификации специалистов, Утв. пост. Правительства РФ от 26.06.95 №611. Бюллетень, 1995, №9, с.1. Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, Утв. пост. Правительства РФ от 24.10.94. №1185. СЗ, 1994, №27, ст.2898. Положениями о диссертационном и экспертном советах. Положение о диссертационном совете. - утв. решением Президиума ВАК России от 4.11.94 №48/25; Положение об экспертном совете ВАК РФ - утв. решением Президиума ВАКа России от 17.12.93 №7/40 с изм., внес. реш. Президиума ВАКа России от 20.01.95 №3/3.

Статус вуза устанавливают не только специализированные нормативные акты, но и акты о федеральных органах исполнительной власти: Положение о Министерстве социальной защиты населения, о Министерстве внешнеэкономических связей, о Комитете по торговле и др., в чьем ведении находятся вузы.Положение о Комитете РФ по муниципальному хозяйству. утв. пост. Правительства РФ от 6.01.93 N12. САПиП, 1993, №3, ст.174; Положение о Комитете РФ по торговле. - утв. пост. Правительства РФ от 31.12.92 №1028, там же, ст.173; Положение о Министерстве соцзащиты населения РФ. - утв. пост. СМ-Правительства РФ от 17.03.93 №167, там же, №10, ст.832; Положение о Министерстве путей сообщения РФ. -утв. пост. Правительства РФ от 6.01.93 №19, там же, №3, ст.175; Положение о Министерстве внешнеэкономических связей РФ. - утв. пост. СМ-Правительства РФ от 26.02.93 №85, там же,№10,ст.830; Положение о Министерстве финансов РФ. утв. пост. Правительства РФ от 19.08.94 №984. СЗ, 1994, №19, ст.2211; Положение о Министерстве экономики РФ. утв. пост. СМ РФ от 2.03.93 №185. САПиП, 1993, №10, ст.846 . Также в части взаимодействия образовательных учреждений с государством определяющую роль играют Временные положения о лицензировании и аккредитации учреждений профессионального образования.Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования РФ. - утверждено Приказом Госкомвуза РФ от 7.02.94 №108. Бюллетень, 1994, №4-5; Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации. - Постановление Госкомвуза России от 30.11.94 №6. БНА, 1995, N4, с.40.

Ранее обращалось внимание на то, что в образовательном законодательстве более развиты правовые институты, которые регулируют управленческую деятельность, менее - те, которые должны соответствовать наиболее полному удовлетворению запросов граждан. В настоящее время этому посвящено значительное количество нормативных актов. Так, принципиальные положения, связанные с реализацией права на образование, с материальным обеспечением студентов и их последующим трудоустройством, закрепляют: Порядок приема в государственные вузы РФ,Утв. пост. Госкомвуза РФ от 30.11.94 №8 . БНА, 1995, №6, с.47. Временное положение о стипендиальном обеспечении и других формах поддержки студентов вузов,Утв. пост. Правительства РФ от 28.02.95 №203. СЗ, 1995, №10, ст.905 Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.Утв. пост. Правительства РФ от 19.09.95 №942. Бюллетень, 1995, №11, с.1.

Регламентации собственно образовательной деятельности вузов посвящены такие акты, как Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ,Утв. пост. Комитета по высшей школе Миннауки России от 13.03.92 №13. - Бюллетень, 1992, № 4-6. Положение о магистерской подготовке,Утв. пост. Госкомвуза России от 10.08.93 №42. Бюллетень, 1993, №9, с.20. Положение об экстернате в государственных вузах РФ,Утв. приказом Госкомвуза России от 28.10.93 №297. Бюллетень, 1994, №1, с.3. а также Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов в РФ,Утв. пост. Госкомвуза России от 25.05.94 №3. БНА, 1994, №10, с.54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,Утв. пост. Правительства РФ от 12.08.94 №940. Бюллетень, 1994, №10, с.1. Положение о порядке обучения в вузах по программам офицеров запаса на военных кафедрахУтв. пост. Правительства РФ от 24.05.94 №544. СЗ, 1994, №6, ст.601. и др.

Значительная часть этих актов - ведомственная, изданная Госкомвузом либо ВАКом РФ. Однако важнейшие, принципиальные вопросы решены в правительственных актах). Ведомственное регулирование осуществляется также посредством издания инструктивных писем и приказов.

В числе важнейших нормативных актов, отражающих стратегию государства в области высшего образования, перспективы развития этой сферы общественной жизни и закрепляющих меры по ее поддержке, следует отметить указы Президента РФ: Указ № 1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, 1991, №31, ст.1025. «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», № 426 от 27.04.92 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ», № 1553 от 9.12.92 «О мерах по поддержке государственных вузов», № 1372 от 16.09.93 «О мерах по материальной поддержке ученых России», № 1487 от 8.07.94 «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования» и др.

Непосредственное отношение к лицам, получившим высшее профессиональное образование, имеют указы Президента РФ: от 23.06.95, устанавливающий особый порядок присвоения офицерского воинского звания гражданам, прошедшим обучение на военных кафедрах при государственных вузах, и от 29.04.94 № 430, предоставляющий отсрочку от призыва на военную службу. СЗ, 1995, №18, ст.1642; №26, ст.2450.

В развитие Указов Президента издаются соответствующие постановления Правительства РФ. №312 от 13.05.92г. «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», №1139 от 04.11.93г. «О некоторых условиях оплаты труда работников науки и высшей школы», №407 от 28.04.94г. «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России», №498 от 23.05.95г. «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в РФ» и т.п.

Отношения в сфере высшего и послевузовского образования могут быть урегулированы актами органов межотраслевой компетенции. Например, Минтруд РФ дал разъяснение «О порядке установления работникам науки и высшей школы доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» (№ 175а от 04.12.93 г.).

Соответствующие акты могут приниматься органами государственной и исполнительной власти субъектов Федерации. Так, в Республике Татарстан это закон «Об образовании», Принят 19.10.93г. Ведомости ВС Татарстана, 1993,№10, ст.214. постановления Кабинета Министров РТ: по социальной поддержке различных слоев населения, в т.ч. студенчества, о предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг вузам № 259 от 3.05.95г. «Республика Татарстан», 10 мая 1995 г. и др. Специализированных актов общего характера по вопросам высшей школы практически нет.

В числе источников законодательства о высшем образовании следует выделить нормативные договоры и соглашения. Они могут подписываться различными государственными структурами: федерацией, субъектами федерации, органами управления и вузами. Примером служат различные межправительственные соглашения: об эквивалентности документов об образовании, Договор между Правительством РФ и Правительством РТ в области высшего образования от 5.06.93г. Договор об имущественном обеспечении деятельности государственных вузов в РТ (21.04.95г.).

Субъекты федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования и определяющих статус высших учебных заведений.

Как отмечалось выше, их компетенция в области высшего образования в общем виде определяется ст. 29 и 31 Закона «Об образовании».

Исключительной компетенцией субъектов федерации является определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; формирование бюджетов субъектов федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и региональных нормативов финансирования; создание, реорганизация и ликвидация подчиненных учреждений образования, установление местных налогов и сборов на цели образования, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, норм по охране труда и т.п., дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся и работников вузов и др.

Органы местного самоуправления вправе формировать местные бюджеты в части расходов на оборудование и соответствующих фондов развития образования, а также создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные муниципальные учреждения образования, контролировать условия аренды зданий и помещений учреждений образования, в том числе вузов и т.д.

И, наконец, важное значение для регулирования вопросов жизнедеятельности конкретного вуза имеет локальное нормотворчество. Вузы издают нормативные подзаконные акты, посвященные организационным внутри вузовским отношениям и действующие только в пределах вуза. Эти акты имеют много сходных черт с ведомственными актами и в условиях демократизации управления, автономности вузов во многом заменяют их. Они касаются формирования органов управления вузом и других вузовских структур, порядка взаимоотношений между подразделениями, регламентации учебного процесса и научной деятельности, прав и обязанностей преподавателей, сотрудников, обучающихся и администрации.

Выводы по главе

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что российские университеты, в том числе и военные учебные заведения, с самого возникновения плохо вписываясь в систему учреждений феодальной монархии тем не менее оставались не только кузницей кадров, но и действенным инструментом защиты существующего строя. Их целевые задачи определялись в соответствии с интересами царского правительства - "приготовлять юношество для вступления в различные звания государственной службы" высшая школа воспитывала и ученых для себя, удовлетворяла потребности общества. Реальные результаты деятельности системы шли во многом вразрез с намерениями царизма. Баланс правительственной и университетской власти изменялся от устава к уставу в зависимости от конкретной экономической и общественно-политической ситуации и, в свою очередь, влиял на качество и содержание образования.

Октябрьская революция, а позднее распад Союза ССР, приводил к разрыву связей в области высшего образования, и реформирование системы было усугублено задачами сохранения единого образовательного пространства, научных школ, накопленного интеллектуального и педагогического потенциала. Соответствующие мероприятия Российской Федерации, их законодательное оформление, прежде всего, сказались на статусе высших учебных заведений.

На сегодняшний день законодательство о высшем образовании характеризуется соединением разнородных институтов, то есть носит комплексный характер.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствие с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций).

По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

При ликвидации образовательного учреждения, научной организации или иной организации, при прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме разделения действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Образовательное учреждение, научная организация или иная организация, возникшие в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, обращаются в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии.

В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности образовательным учреждением, научной организацией или иной организацией, возникшими в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет таким образовательному учреждению, научной организации или иной организации временную лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами.

Государственная аккредитация научной организации проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.

Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

При проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени). Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованных образовательном учреждении или научной организации и (или) их аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени), являются аккредитованными.

Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Правила проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Аккредитационный орган не вправе требовать у образовательного учреждения или научной организации документы, необходимые для проведения государственной аккредитации, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, научные организации заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в них и (или) их филиалах и относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени), при условии наличия обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.

Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.

Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе.

Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет".

При ликвидации образовательного учреждения или научной организации либо прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Образовательному учреждению или научной организации, возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованными образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы.

Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, и руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения, реализующего образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации, статус руководителя иного государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования.

Под федеральным государственным надзором в области образования понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами (далее для целей настоящей статьи - юридические лица) требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением, научной организацией, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает таким образовательному учреждению, научной организации, иной организации и (или) учредителю, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенного образовательным учреждением или научной организацией, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает образовательному учреждению или научной организации и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.

В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.

Образовательное учреждение или научная организация и (или) учредитель представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания образовательным учреждением, научной организацией, учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении или научной организации и (или) их филиале, на срок, не превышающий шести месяцев.

Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация и (или) учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.

В случае, если такие документы не представлены образовательным учреждением или научной организацией и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении или научной организации и (или) их филиале.

Список литературы:

Марченко М.Н. Теория государства и права; Москва, 2010. Гл. 1-2.

Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. Учебное пособие; М.: МИЭМП, 2011. С. 7-19.

Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: Культурологическая методология //История государства и права, 2009, N№ 21

Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ с изменениями от 16 ноября 1997 года, 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 года, 10 января 2003 года) понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

Развитие общества;

Укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать:

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В Российской Федерации область образования провозглашается приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ.

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические,

экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, упоминавшийся закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 25 июня, 24 декабря 2002 года, 10 января, 5 апреля 2003 года), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Федеральные законы в области образования:

Разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации.

В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

Вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в данной области.

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

Разграничение компетенции между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством

предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изъяны рынка образовательных услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение образования обусловливают необходимость участия государства в осуществлении образовательной деятельности. Государственное участие требуется для обеспечения граждан более достоверной информацией о качестве образовательных услуг, для ограничения возможностей производителей образовательных услуг извлекать выгоды из своего монопольного положения, для распределения ресурсов в сфере образования с учетом внешних эффектов потребления образовательных услуг, для обеспечения доступности образования всем членам общества.

Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:

1) регулирование образовательной деятельности:

лицензирование,

установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;

2) организация обучения в государственных учебных заведениях;

3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования.

Регулирование. Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями. Государство устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса (строительные, санитарные, гигиенические нормы, требования к оснащенности учебных помещений, наличию оборудования, образовательному цензу педагогических работников и т.п.). Соблюдение этих требований является условием выдачи лицензии.

Государство регулирует организацию образовательного процесса, требуя, чтобы предоставление начального, среднего и высшего образования было последовательным, стандартизированным и обеспечивало преемственность передаваемых знаний. Требования к качеству образовательных услуг устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов. В России они имеют федеральный и национально-региональные компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Организация обучения. Государство в очень многих странах гарантирует обеспечение доступа каждого человека к некоторому базовому образованию. Во второй половине XX в. все страны с развитой рыночной экономикой, страны Восточной и Центральной Европы установили обязательное среднее образование для своих граждан. В странах Восточной Азии, Латинской Америки начальное образование является почти универсальным. Практически повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение базового образования, используя для этого систему государственных школ или общественных школ, созданных местными сообществами.

Высшее образование предоставляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Соотношение тех и других в разных странах различно. В большинстве стран преобладают государственные высшие учебные заведения. Но, например, в Японии более двух третей всех студентов обучается в частных университетах.

Во всех странах вплоть до недавнего времени государственные учреждения начального и общего образования и все или многие учреждения высшего образования находились в административном подчинении государственных органов управления образованием, которые непосредственно руководили их работой. В условиях формирования информационного общества, требующего высокого уровня инновативности образовательных программ, гибкости в организации учебного процесса, управление административными методами оказывается неэффективным и с организационно-технологической, и с экономической точек зрения.

В последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой проводятся реформы, меняющие роль государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и покупателя образовательных услуг. Функции органов управления перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов их потребителей. Государство способствует развитию в сфере образования конкуренции и рыночных отношений, но при этом во многих странах скептически относятся к перспективам приватизации государственных школ и вузов.

Финансирование . В среднем во всем мире 63% расходов на образование осуществляется за счет государства*. Средний уровень расходов на образование составил в 1996 г. 5,4% ВВП в странах с высоким уровнем подушевого дохода и 4,1% ВВП в странах со средним и низким уровнем подушевого дохода**.

*Facts and Figures 2000 / UNESCO Institute for Statistics. 2000. P. 20.

** Entering the 21th Century. World Development Report 1999/2000. Washington D.C.: The World Bank, 2000. P. 241.

За счет бюджетных средств финансируется деятельность государственных учреждений, предоставляющих базовое образование. Во многих случаях государство финансирует также частные школы наравне с государственными, обеспечивая таким образом гарантии получения базового образования вне зависимости от принадлежности образовательной организации. Государство полностью или частично берет на себя расходы по обучению своих граждан в высших учебных заведениях, государственных и негосударственных, финансируя в той или иной форме их деятельность.



Просмотров