Официальное и неофициальное толкование права. Официальное и неофициальное толкование норм права. Признаки неофициального толкования

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм -- аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона -- это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу -- это справедливо. Неравенство сословий -- это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй -- аристократическая республика или аристократическая монархия.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  • 1. над всеми стоят правители.
  • 2. все подчиняются законам.

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

«Госудамрство» (греч. ????????) -- диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трех сословий:

  • · высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
  • · сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
  • · сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети -- тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.?-- Да, мы в этом согласились.?-- И договорились насчет того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но все у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.?-- Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всем государстве. (Глава 8.)

Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):

  • · аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
  • · тимократия (несправедливая власть меньшинства -- военных вождей, уважаемых граждан)
  • · олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
  • · демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
  • · тирания (несправедливая власть одного человека).

Диалог выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага -- как основополагающих для автора идей -- на примере государства как пригодном для анализа и в то же время достаточно высоком и общем. Это заставило некоторых исследователей толковать диалог исключительно метафорически -- без какой-либо связи с настоящим государством, что, скорее всего, является преувеличением, хотя в диалоге и отрицается близость современных автору государств к идеальному и даже высказывается сомнение в возможности идеального государства на земле.

Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Иногда тут наблюдаются некоторые отклонения от анализа на примере государства, но не слишком часто.

Официальное трудоустройство — это установленный законом порядок оформления работников. Неофициальное же, к сожалению, достаточно распространенное в настоящее время, представляет собой трудоустройство с фактическим исполнением гражданами трудовых обязанностей при лишении их права на гарантии, предусмотренные для работающих людей .

Официальное трудоустройство — оформление по ТК РФ

Под официальным следует понимать трудоустройство по ТК РФ, в соответствии с которым работнику предоставляется право на получение установленной трудовым договором заработной платы, на оплачиваемые отпуска и больничные; кроме того, работодатель берет на себя обязанность по отчислению за работника страховых взносов, налогов и т. д. Другими словами, официальное трудоустройство гарантирует работнику получение всех прав и гарантий, закрепленных на законодательном уровне.

Официальное устройство на работу осуществляется на основании личного письменного заявления работника, путем издания соответствующего приказа работодателем и заключением трудового договора (ТД). Последний документ составляется и подписывается в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон). Сведения о трудоустройстве всегда вносятся в трудовые книжки работников.

После заключения ТД работодателю надлежит уплачивать налоги и нести иные дополнительные обязательства перед сотрудником. Чтобы избежать лишних хлопот и сэкономить на налогах и прочих выплатах, некоторые работодатели не торопятся официально трудоустраивать граждан и предлагают неофициальное трудоустройство либо ограничивают официальность такового. Так, например, они могут предложить работу:

  • на условиях устной договоренности (без оформления каких-либо документов);
  • на условиях сокращенного рабочего дня (несмотря на то, что фактически работник работает полный день);
  • на условиях максимально низкой заработной платы (так называемая черно-белая зарплата).

Чем чревата работа без официального трудоустройства?

Как уже было упомянуто, «неофициальный работник лишен всех прав и гарантий. Однако даже в этом случае он может и должен отстаивать свои права, т. к. законодатель предусмотрел определенные механизмы защиты.

Например, в соответствии со ст. 67 ТК РФ работодатель обязан заключить трудовой договор с работником не позднее чем через 3 дня с момента, как тот был фактически допущен к работе. Днем заключения соглашения считается первый день работы (при условии, что гражданин приступил к своим обязанностям по распоряжению или поручению работодателя) — именно с этого момента работник вправе требовать заключения с ним трудового договора. В случае отказа работодателя можно принудить к заключению договора путем обращения в суд.

При этом помните, что в суде придется доказывать, что вы действительно работаете именно в этой компании. В качестве доказательств можно использовать видео- и аудиозаписи, какие-либо документы (как в бумажном, так и в электронном виде), показания свидетелей и т. п.

Доказывать придется не только сам факт работы, но и условия, на которых вы соглашались работать, к примеру размер заработной платы, и срок работы. В этом вам помогут расчетные листки, расходные ордера или иные подобные документы.

Толкование-разъяснение может быть различных видов, в зависимости от того, кто дает разъяснение, то есть в зависимости от субъекта толкования. Важнейшее значение имеет толкование норм права органами государственной власти. Такое толкование имеет обязательную силу, оно называется официальным.

Неофициальное толкование, даваемое иными субъектами, является необязательным, оно подразделяется на доктринальное, даваемое известными учеными, профессиональное, даваемое профессиональными юристами и обыденное, которое может дать кто угодно. Среди неофициального толкования важнейшее значение имеет доктринальное толкование, оно будет рассмотрено в § 6 этой главы.

Иногда выделяют промежуточный между официальным и неофициальным вид толкования, так называемое официозное толкование – то есть данное органами или должностными лицами, наделенными властными полномочиями, но сформулированное как мнение, формально не обязательное.

Сюда относятся интервью должностных лиц в периодической печати, где они высказывают свое понимание норм права. В качестве примера можно привести интервью В. Варова, в то время заместителя министра труда, журналу «Хозяйство и право», где давалось толкование ряда норм Трудового кодекса. Это толкование имело особое значение, так как официальное нормативное толкование Пленум Верховного суда дал только через год.

Кроме того, к официозному толкованию можно отнести письма и тому подобные документы органов власти, в которых указывается на мнение их должностных лиц. Так, в письме Минздравсоцразвития от 30 августа 2006 г. № 5140-17 сказано: «С вступлением в силу с 6 октября 2006 г. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ предприниматели получают право вести трудовые книжки работников и заключать коллективные договоры. Однако законодатель не утвердил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уже работающих у индивидуальных предпринимателей на момент вступления в силу Федерального закона.

По нашему мнению, в трудовую книжку работника в этом случае следует внести запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника».

К официозному толкованию следует отнести также обзоры судебной практики, утверждаемые постановлениями Президиума Верховного Суда РФ, в той части, где они содержат ответы на вопросы (подробнее см. § 3 этой главы).

Официальное толкование подразделяют на нормативное и казуальное. Нормативное разъяснение, по определению С.С. Алексеева, как и норма права, обладает общим действием: распространяется на неопределенный круг лиц и в принципе на неограниченное количество случаев («неисчерпаемость» разъяснения). Казуальное (индивидуальное) толкование – разъяснение нормативного акта, применительно к данному конкретному случаю.



Общепризнано, что важнейшим видом толкования права является официальное нормативное толкование права. Это связывают с тем, что именно оно, прежде всего, вносит единообразие в понимание норм права.

Выделяют аутентичное (или аутентическое) толкование, то есть данное тем же органом, который создавал норму, и легальное – его дает иной орган.

В отношении аутентичного толкования господствующая точка зрения состоит в том, что право такого толкования автоматически вытекает из права издания нормативных актов. Большинство дореволюционных российских юристов вообще не разделяли аутентичное официальное нормативное толкование и правотворчество. Так, Г.Ф. Шершеневич писал: «Сила аутентического толкования не в его убедительности, а в его обязательности. Хотя бы толкование законодателя шло вразрез с логикой, оно все же обязательно для всех, как закон. Поэтому аутентическое толкование - не толкование закона, а закон». Ряд современных исследователей также фактически отождествляют эти понятия. Так, В.М. Сырых полагает, что акты аутентичного толкования Государственной Думы могут приниматься только в форме законов и с соблюдением конституционных требований к процедуре их принятия, в том числе требуют одобрения Совета Федерации и согласия Президента РФ.

Напротив, по мнению А.С. Пиголкина акт аутентичного толкования должен издаваться в виде особого акта, отличающегося по форме от толкуемого, и считает вполне уместной практику Государственной Думы, где разъяснения законов издаются в форме постановлений, не требующих одобрения Совета Федерации и согласия Президента РФ.

В.С. Нерсесянц утверждает, что аутентичное толкование нужно законодательно запретить, поскольку упрощенная по сравнению с внесением изменений и дополнений, процедура принятия актов аутентичного толкования дает широкий простор для обхода закона и для бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности. По-видимому, он имеет в виду аутентичное толкование, осуществляемое изданием актов в формах, отличных от законов, поскольку запретить правотворческому органу вносить коррективы в принятый им нормативный правовой акт в рамках предусмотренной законодательством процедуры внесения в него изменений и дополнений невозможно.

На первый взгляд запрет аутентичного толкования противоречит здравому смыслу – ведь именно автор нормы лучше всех знает, что он в действительности имел в виду при ее формулировании и принятии. Однако такое толкование по нашему мнению, должно содержаться в законе, иначе возникает возможность обхода конституционного запрета на придание обратной силы законам, устанавливающим или отягчающим ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ), поскольку общепризнано, что акты официального нормативного толкования имеют обратную силу, пределы которой определены моментом вступление в действие самой интерпретируемой нормы.

Легальное нормативное толкование может осуществляться только теми субъектами, которые уполномочены на это законом. В нашей стране это Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды, а также в тех субъектах РФ, где они созданы, ихконституционные и уставные суды. Данные полномочия Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов вытекают соответственно из ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ. Конституционные и уставные суды субъектов РФ наделены правом толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации Федеральным Конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ч. 1 ст. 27). О толковании трудового права органами исполнительной власти см. § 4 настоящей главы.

Казуальное толкованиеправа выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенному общественному отношению. Казус – случай, жизненный факт. Казуальное толкование дает разъяснение применительно к конкретному житейскому случаю. Чаще всего оно дается судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым и разрешаемым юридическим делам в отношении обстоятельств и лиц.

Иногда актами казуального толкования считают не все акты применения правовой нормы к конкретному случаю, а лишь такие, в которых ставится специальная задача разъяснить смысл нормы и придать ему официальный характер. Как будет показано ниже (§ 3 этой главы), такие акты казуального толкования имеют особое значение, однако сводить казуальное толкование только к ним было бы неоправданным сужением данного понятия.

Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами. Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными, отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов (комментарии к кодексам учёных-юристов). Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обоснованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно дается.

Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т. д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества и в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.

Субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и не практикующие юристы, отдельные граждане; между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность, но толкованию автономно. Большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права.

Неофициальное толкование осуществляется субъектами права по доброму разумению и не основано на вменении, им в обязанность делать это.

Содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему. Неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному.

Оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.; его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным. Неофициальное толкование не имеет обязательного юридического значения и лишено властной юридической силы. Однако некоторые виды неофициального толкования (профессиональное, доктринальное) оказывают существенное влияние на правоприменительный процесс. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

Выделяются три вида неофициального толкования:

  • 1. Обыденное толкование. Внешне обыденное толкование выражается редко. В основном его результаты бывают представлены в виде мыслительных операций или в лучшем случае устно; Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно это четко проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.
  • 2. Профессиональное толкование. Оно также называется компетенционным и дастся сведущими в области права людьми, но их действия по толкованию норм права не приобретают обязательного значения. Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Профессиональное толкование отличается следующими особенностями:

  • § толкователи обладают правовой культурой, которая имеет в основном рациональный, а не иррациональный (эмоциональный) характер;
  • § оно отражает личную правовую позицию интерпретатора;
  • § в основе правовой позиции профессионального юриста лежит обостренное чувство справедливости;
  • § результаты профессионального толкования в отличие от обыденного могут быть, выражены не только в устной, но и в письменной форме: лекции, беседы, ответы на вопросы, речи, статьи, комментарии в печатных изданиях, видео- и кинофильмы, радиопередачи и др.;
  • 3. Доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: «научное толкование». Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение, в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.

Особенности доктринального толкования таковы:

  • § оно отличается глубиной;
  • § ему присуща системность;
  • § оно имеет высокий авторитет;
  • § оно неоднократно используется широким кругом практических работников и других лиц;
  • § его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках, комментариях, докладных записках, экспертных заключениях, предложениях по совершенствованию законодательства и иных письменных документах. Возможны и публичные выступления ученых по разъяснению норм права.

Неофициальное толкование обогащает юридическую науку и практику новыми знаниями, придает импульс реформированию правовой системы и юридической практики.



Просмотров