Нормативные акты понятие иерархия в рф. Виды основных НПА

Частые вопросы: какие законы сильнее? как нормативные правовые акты делятся по юридической силе?

Говорить о том, какой закон сильнее, в корне неверно. Закон есть закон. Кодекс есть кодекс. И различия в юридической силе между двумя законами нет также как и нет различия в юридической силе кодексов.

Вообще, все, что связано с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан на момент опубликования данной статьи регулируется Законом РК от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

Во-первых, нужно уяснить, что общественные отношения в Республике Казахстан регулируются нормативными правовыми актами (далее НПА) . Что это такое читайте в статье что такое НПА. И Конституция, и кодексы, и законы — это все НПА.

Вот НПА уже, в свою очередь, различаются по юридической силе.

Смотрим картинку:

Регулируется эта иерархия статьей 10 Закона РК «О правовых актах»:

Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
3) кодексы Республики Казахстан;
4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
5. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.


Этот структурный ряд состоит из четырех элементов: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти. Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты.

Классификация и иерархия нормативных правовых актов

Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица. В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы, его места в общей системе права. Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающих, но и степенью “сложности процедуры их принятия.

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

последние обязаны издавать правовые на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов. Иерархическая структура НПА Конституция РФ Это основной закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства. Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум). Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией. Федеральные Конституционные законы Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах.

Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ

Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе. Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации.

Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии).

Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки.

При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ. 3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются: введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан; принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса; описание и использование государственной символики; порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ; назначение референдума. ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 системы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст. 66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Во-первых, федеральная Конституция не устанавливает перечень всех видов и форм (наименований) нормативных правовых актов субъектов Федерации. Установлены лишь виды учредительных актов (в республиках -- конституции; в иных субъектах - уставы) и закреплено право принимать собственные законы. Все остальные виды источников права субъекты вправе устанавливать самостоятельно.

Во-вторых, федеральная Конституция не устанавливает иерархию законодательства субъектов Федерации. Эту задачу они также решают самостоятельно.

В-третьих, федеральная Конституция определяет предметы ведения, по которым субъекты вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты. К ним относятся предметы совместного ведения и предметы исключительного ведения субъектов.

Логичным и вполне объяснимым является тот факт, что в целом система законодательства субъектов и их иерархическая структура строятся по образу и подобию вертикальной структуры федерального законодательства. Вместе с тем, иерархия законодательства каждого конкретного субъекта имеет определенную специфику, которая предопределяется совокупностью различных факторов и находит свое проявление в наименованиях актов, их перечне, порядке принятия и внесения изменений, правовых формах выражения иерархической зависимости и других моментах. Подобно тому, как на федеральном уровне основные виды нормативных правовых актов установлены Конституцией Российской Федерации, на уровне субъектов РФ основные виды и существующая между ними подчиненность источников права устанавливается их основными законами. Вместе с тем, в отличие от федерального уровня, в ряде субъектов приняты законы о нормативных правовых актах.

Однако, несмотря на последнее обстоятельство, ни учредительные акты субъектов, ни законы о нормативных правовых актах (там, где они приняты) на сегодняшний день не решают всех проблем иерархического построения законодательства каждого конкретного субъекта Российской Федерации.

В юридической литературе справедливо отмечается, что - система законодательства субъектов Федерации довольно сложна. Однако четкость в определении соотношения юридической силы различных нормативных правовых актов отсутствует Варламова Н.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности / Варламова Н.В., Скурко Е.В. // Государство и право. 2001. №7. С. 100..

Высшую ступень вертикальной структуры законодательства субъектов Российской Федерации занимают конституции (в республиках) и уставы (в иных субъектах).

Правовой формой выражения иерархического приоритета учредительных актов по отношению ко всем иным источникам права субъектов являются формулировки: «не должны противоречить». Так в ч. 3 ст. 1 Устава Нижегородской области установлено: «Устав области имеет прямое действие на ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области» Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов). М., 1995..

На следующем иерархическом уровне системы законодательства субъектов Российской Федерации находятся конституционные (уставные) законы (в тех субъектах, в которых предусмотрено их принятие).

Принятие конституционных законов предусмотрено в ряде республик. В части 3 ст. 89 Конституции Республики Мордовии установлено: «Государственное Собрание Республики Мордовии по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Мордовии, принимает конституционные законы Республики Мордовии» Правотворчество в Республике Мордовии. С. 38..

Теоретическое обоснование более высокой юридической силы конституционных законов по отношению ко всем нижестоящим актам определяется их содержанием (фактор - «важность общественных отношений»). Они посвящены регулированию ключевых государственных (конституционных) институтов республики - народовластие, статус органов власти, атрибуты государственности.

Правовой формой выражения иерархического приоритета конституционных законов является формулировка: «не должны противоречить». Так, в ч. 4 ст. 89 Конституции Республики Мордовии говорится: «Законы Республики Мордовии, постановления Государственного Собрания Республики Мордовии, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Мордовии, не должны противоречить Конституции Республики Мордовии и конституционным законам Республики Мордовии».

На следующем иерархическом уровне располагаются законы субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, могут наделяться различной юридической силой.

Как и на федеральном уровне можно выделить как минимум три иерархических уровня данных законов. 1 уровень - законы, принятые на референдуме; 2 уровень - кодифицированные законы; 3 уровень - иные (некодифицированные) законы.

В ряде субъектов в последнее время весьма активно проводятся кодификационные работы. В Республике Башкортостан приняты 16 кодексов. В Свердловской области действует Кодекс об административной ответственности. В Воронежской области - Избирательный кодекс. В Нижегородской области 16 апреля 2001 г. принят Градостроительный кодекс Нижегородской области См.: Нижегородские новости. 2001. 27 июня, 4 и 11 июля..

Следует заметить, что иерархический приоритет кодексов по отношению ко всем иным законам будет иметь место только в том случае, когда законодательный орган субъекта РФ выразит его в соответствующей правовой форме (Например, ст. 2 Водного кодекса Республики Башкортостан). Вместе с тем, в целом ряде случаев иерархический приоритет кодексов по отношению к некодифицированным законам не устанавливается.

Теперь перейдем к рассмотрению иерархии подсистемы подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подчиняясь в целом общим закономерностям, она имеет ряд особенностей, которые детерминируются прежде всего особенностями иерархической структуры власти каждого конкретного субъекта.

Практически все законодательные (представительные) органы субъектов наряду с законами принимают и постановления, которые могут быть как нормативными, так и правоприменительными. При этом нормативными постановлениями могут регламентироваться как внутриорганизационные вопросы деятельности законодательного органа, так и общественные отношения, участниками которых являются иные субъекты права.

В ряде субъектов в структуре высшего представительного органа государственной власти субъектов создаются постоянно действующие советы или президиумы. Они также наделяются правом принимать нормативные правовые акты. Так, Совет Государственного собрания Республики Мордовии принимает указы и постановления.

По мнению В.А. Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами - указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа. В конечном счете, законодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н.Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002. С. 182..

Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фактор «иерархия государственных органов».

В тех субъектах, где созданы правительства, именно их нормативные акты должны размещаться на следующем нижестоящем после актов глав субъектов иерархическом уровне.

Правовые акты правительств принимаются в форме постановлений и распоряжений. При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. По оперативным, организационным, кадровым и другим текущим вопросам издаются распоряжения. Правовой формой выражения иерархической зависимости рассматриваемых актов от актов глав соответствующих субъектов является право глав субъектов отменять правовые акты правительств. Так, в ст. 70 Конституции Республики Саха (Якутии) в числе полномочий Президента называется право отменять постановления и распоряжения Правительства республики.

В структуры исполнительных органов власти субъектов входят различные структурные подразделения (министерства, ведомства, департаменты и т. п.), которые тоже вправе принимать нормативные правовые акты. Вместе с тем, в ряде случаев рассматриваемые органы издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан, общественных объединении и организаций, не подчиненных данному ведомству. Правовой формой выражения иерархической подчиненности ведомственных актов по отношению к вышерасположенным так же, как и в предыдущем случае, является право правительства (если оно есть) отменять акты министерств и ведомств (Например, Правительство Республики Мордовии вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств Мордовии) Ст. 21 Конституционного закона Республики Мордовии «О Правительстве Республики Мордовия» // Правотворчество в Республике Мордовия. 2002. № 2. С. 46..

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими органами исполнительной власти субъектов РФ или одним из них по согласованию с другими. И в первом и во втором случае такие акты должны иметь иерархический приоритет перед актами, принятыми министерствами и ведомствами самостоятельно. В законодательстве субъектов, как правило, отсутствуют правовые формы выражения такого приоритета. Правовой формой выражения приоритета актов, принимаемых в рамках надведомственных полномочий, должно являться положение об их обязательности для иных органов соответствующего иерархического уровня. Такие положения устанавливаются в соответствующих статутных актах. Однако если они не установлены, не будет и приоритета.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации может быть представлена в следующем виде:

1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень -- конституционные законы; 3-й уровень -- кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представительных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъектов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий.

Как известно, в Российской Федерации существует иерархия ннормативно-правовых актов РФ, которая в настоящее время имеет существенное практическое значение. При этом не все нормативно правовые акты государственных органов находятся в определенной иерархии.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в павах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему Конституцией или другими законами.

В связи с указанным следует, что только закон занимает существенное место во внутригосударственном праве среди нормативно правовых актов государственных органов. Так, во Всеобщей декларации прав человека закону уделяется особое значение. В преамбуле указано, что права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстановлению против тирании и угнетения.

Таким образом, под законом понимается нормативно правовой акт, регулирующий общественные отношения, регламентированные законодательным органом. Вместе с этим в юридической литературе указывается, что подзаконный нормативный правовой акт является разновидность нормативно правового акта, опубликованный компетентным органом для исполнения закона, а также конкретизации и развития его положения.

Исторически сложилось, что в каждой стране, которая обладает правовой системой, существует строгая иерархия, то есть система соподчиненности. Тем самым сложившаяся иерархия нормативно-правовых актов имеет огромное значение для урегулирования процессов правотворчества и правоприменения с целью поддержания принципа законности и конституционности.

В статье 10 проекта ФЗ «О нормативно правовых актах в Российской Федерации» указано, что иерархия нормативно правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также на соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.

При этом, при рассмотрении вопроса об иерархии нормативно-правовых актов РФ необходимо учитывать совокупность правовых факторов с помощью которых обосновывается надобность придания некоторым правовым актам более высокой юридической силы по сравнению с другими.

Выделяют два основных вида иерархии:

Первый вид — вертикальная иерархия нормативно-правовых актов, под которой понимается расположение официальных документов от Конституции РФ до отдельных ведомственных актов.

Второй вид — горизонтальная иерархия нормативно-правовых актов РФ демонстрирует разделение официальных документов по их сфере применения.

Таким образом, в Российской Федерации существует следующая иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации:

  1. Международные акты;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Законы:
    1. федеральные конституционные законы;
    2. федеральные законы и законы субъектов РФ;
  4. Подзаконные акты:
    1. указы Президента Российской Федерации;
    2. постановления Правительства Российской Федерации;
    3. нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации;
    4. подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;
    5. локальные нормативные акты.

Итак, под иерархией нормативных правовых актов следует понимать правовое положение всех видов нормативных правовых актов по юридической силе, где Конституция Российской Федерации обладает наивысшей юридической силой.

Редактор: Игорь Решетов



Просмотров