Какие три принципа суверенитета называет автор. История появления термина. Принципы строительства Российской государственности

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

    Высшей ценностью в РФ признаётся:

        1. государство

          законы

          человек

          суверенитет

    Россия по форме правления является:

        1. конституционной монархией

          демократическим государством

          республикой

          федерацией

    Единственным источником власти в стране является:

        1. государство

          народ

          законы

          парламент

    Независимость государства внутри страны и за ее пределами – это

        1. суверенитет

          паритет

          плебисцит

          плюрализм

    Верны ли следующие суждения об осуществлении власти в РФ?

    1. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.

      Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

    Свою Конституцию в составе РФ имеет:

        1. область

          край

          автономный округ

          республика

    Государство, которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан и обеспечивать им достойную жизнь, называется:

        1. социальное

          светское

          гуманитарное

          правовое

    Верны ли следующие суждения о защите собственности в РФ?

    1. В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная и государственная формы собственности.

      В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

    В систему органов государственной власти не входят

        1. суды

          местное самоуправление

          парламент

          президент

    В чем выражается принцип светскости Российского государства?

        1. в наличии многопартийности

          в разделении церкви и государства

          в охране труда и здоровья людей

          в принципе разделения властей

    Верны ли следующие суждения о соотношении норм международного права и Конституции РФ?

    1. В Конституции РФ установлен принцип приоритета международного права перед внутригосударственным.

      Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны


В1 . Запишите слово, пропущенное в схеме:



демократия


республика

правовое государство


В2. Ниже приведен перечень субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Край, область, республика, район, автономный округ, автономная область, города федерального значения.

В3. Установите соответствие между ветвями власти и их основными полномочиями: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЕТВИ ВЛАСТИ:

1) законодательная власть

2) исполнительная власть

3) судебная власть

ПОЛНОМОЧИЯ

А) разработка, обсуждение и принятие законов

Б) осуществление правосудия

В) принятие на основе законов и во их исполнение собственных нормативных актов

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без про­белов и каких-либо символов).

В4. Найдите в приведенном списке экономические принципы, закрепленные в Конституции РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1. поддержка конкуренции

          свободное перемещение товаров и услуг

          охрана труда

          защита всех форм собственности

          установление гарантированного минимального размера оплаты труда

Ответ: ________________________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение кото­рого пронумеровано.

(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют раз­ветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не все­гда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Многообразие иначе называют ___________ (1) … В то же время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной __________ (2) характерно для тоталитарного государства.

В настоящее время в ч.2 ст. 13 ____________ (3) отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политическое многообразие означает свободу мнений, идей и взглядов в сфере _________ (4) , т.е. в сфере управления государственными и __________ (5) делами.

Люди, имеющие одинаковые политические взгляды, имеют возможность объединяться в ________________ (6) и другие общественные объединения, а также выражать свои политические взгляды индивидуально».

А) идеология

Б) власть

В) Конституция РФ

Г) институт

Д) политическая партия

Е) общественный

Ж) группа

З) политика

И) плюрализм

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Суверенитет народа.

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998.)

С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?

С2. Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

С3. На основании текста назовите и знаний истории и обществоведческого курса назовите три последствия сепаратизма в многонациональном государстве.

С4. Опираясь на знание истории и обществоведческого курса, приведите три примера межнациональных конфликтов на территории многонационального государства.

С5. Дайте определение понятию «экономическая свобода». Опираясь на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об экономической свободе.

С6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С7. Многообразие иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ? Дайте им краткое описание.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Ответы

Значение:

Безраздельность государственной власти,

Утверждение демократической концепции государства и народовластия.

С2. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов.

Причины:

Может возникнуть национальная рознь,

Разовьются идеи сепаратизма

С3. Последствия сепаратизма:

Гражданская война

Попрание прав человека

Ослабление государства

С4. Примеры:

Гражданская война в России 1918-1920

Распад СССР в 1991 г.

События в Югославии в 80-е гг. 20 ввека.

С5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - широта экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ; реализуется на базе законодательных государственных норм; неотделима от экономической ответственности граждан.

Свобода экономической деятельности закреплена в Конституции РФ.

Экономическая свобода предполагает отсутствие монополизма и наличие конкуренции.

С6. Основания приобретения гражданства:

    По рождению (ребенок родился в семье, где мать и отец – граждане РФ)

    В результате приема в гражданство. (Иванов А. проживал на территории РФ в течение пяти лет непрерывно, имеет источник доходов и владеет русским языком. Это дало основание для приобретения гражданства РФ.)

    В результате восстановления в гражданстве. (Гражданин А. имел ранее гражданство РФ, поэтому сейчас он пройдет упрощенную процедуру принятия в гражданство)

С7. Идеологический плюрализм и политический плюрализм.

С8. План «Основы Конституционного строя РФ»:

    Понятие Конституционного строя.

    Конституция РФ- источник информации о Конституционном строе РФ.

    История создания Конституции

    Структура Конституции

    Глава 1 Конституции – Основы Конституционного строя

    Принципы Конституционного строя РФ:

    Суверенитет

    Принцип разделения властей

    Федеративное устройство

    Демократия

    Правовое государство

    Экономическая свобода

    Светское государство

    Социальное государство

    Идеологический плюрализм

    Политический плюрализм

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета. Для формирования национального государства в Новое время ключевое значение имела разработка идеи государственного суверенитета взамен положения, при котором каждый феодал считал себя полновластным сувереном на своей территории. Известный французский публицист периода религиозных войн на исходе средневековья Ж. Воден, сформулировавший этот принцип, считал основополагающим признаком государства суверенитет. По его мнению, государство есть право суверенной власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит. Государство образуется тогда, когда разрозненные члены сообщества объединяются под единой высшей властью, то есть суверенитетом. Развивая эту мысль, Т. Гоббс утверждал, что государство получает свою законность, или легитимность, своего рода мандат на преодоление состояния войны всех против всех в результате соглашения между членами догосударственного сообщества людей. Возникшее на основе соглашения гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов. Как считал Руссо, потеряв свою естественную свободу, люди, боясь потерять свои прирожденные права, вступили в общественный договор. Этот договор призван обеспечить такую форму ассоциации, которая способна защищать и ограждать личность и имущество каждого из своих членов. Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П.И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах "не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею". Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность. Церковь, например, обладает той или иной формой власти и авторитетом, но она не является государством. Например, католическая церковь по всем признакам представляет собой организованную коллективность, она обладает верховной властью к делах веры, располагает администрацией, построенной по иерархическому принципу, но не связана с определенной территорией. Как подчеркивал Л. Дюги, "характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории". С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Суверенитет призван обеспечить унификацию, единение, самоопределение и самосохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т.д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, "есть субъект и опора публичной власти". Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил. Следует отметить, что такое жесткое определение суверенитета, восходящее к Т. Гоббсу, в XIX в. и особенно в XX в. в ходе ожесточенных дискуссий подверглось значительной модификации. Тезис о неограниченности был в некотором роде смягчен демократизацией общества и политической системы, в результате чего власть государства ограничивается властью и влиянием ряда общественных организаций и ассоциаций, таких как профсоюзы, церковь, заинтересованные группы и т.д. Особенно серьезной корректировке идея суверенитета, как будет показано ниже, подверглась в странах с федеративным устройством. Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определенном смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться. Как справедливо подчеркивал В.П. Вышеславцев, "закон есть первая субстанция власти. Все великие властители и цари были прежде всего законодателями (Соломон, Моисей, Наполеон, Юстиниан). В законе и через закон власть существенно изменяется: она перестает быть произволом и становится всеобщеобязательной нормой". Идея закона прошла длительный путь эволюции. В античности закон рассматривался скорее как выражение политической власти, нежели ограничение на нее. Варварские королевства представляли закон как нечто унаследованное и неизменное с незапамятных времен. Функция королей состояла не в том, чтобы издавать, а в том, чтобы применять законы, которые связывали самих королей в не меньшей степени, чем их подданных. Эта идея получила дополнительное подтверждение в концепции естественного права, как она была сформулирована стоиками и христианскими мыслителями. Как считали христианские теологи, мир - это творение высших сил, всевышнего, и, соответственно, все его творения, в том числе и люди, связаны его волей, которая проявляется отчасти через откровение, как оно интерпретируется церковью, отчасти с помощью естественного разума. В средние века, таким образом, короли были подотчетны трем различным формам права: божественному закону, естественному праву разума и обычному праву страны. Причем эти законы представляли собой не продукт, а источник законной власти, и любой суверен, который нарушал их, рассматривался как тиран, а не как законный правитель. Обращает на себя внимание тот факт, что уже со времен античности все настойчивее пробивала себе дорогу мысль о том, что власть и государство должны служить народу, а не наоборот. Так, еще Аристотель говорил, что семья как общественная структурная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие отношения должны приспосабливаться к государству, а, наоборот, государство должно приспосабливаться к ним. Эта мысль получила дальнейшее развитие на рубеже средних веков и Нового времени. В 1574 г., то есть через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), в которую были уничтожены тысячи гугенотов, Т. Беза опубликовал анонимно свою работу "О правах властителей по отношению к своим подданным", в которой было сформулировано положение, ставшее одним из основоположений теории общественного договора. В начале работы Беза поставил вопрос: "Следует ли подчиняться властителям так же безоговорочно, как воле Божьей?" Отвечая на этот вопрос отрицательно, Беза обосновывал мысль о том, что если короли нарушают божественные заповеди и бывают несправедливы, то народ вправе не подчиняться им. "Не народы существуют для правителей, - писал он, - а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха". Считая, что верховная власть - не продукт естественного права, а некий исторический факт, Г. Греции утверждал, что она представляет собой результат добровольного договора, заключенного людьми "ради права и общей пользы". Само учение о народном суверенитете предполагает, что поскольку всякая власть исходит от народа, то за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Этот тезис стал азбучной истиной почти всех современных либерально-демократических теорий политики и политических систем.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

Сохранение правовой и политической системы;

Различение государства от догосударственного состояния;

Различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

Обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.


Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) первая сторона суверенитета - внутренний суверенитет, т. е. верховенство над всеми другими властями на определённой территории государства, возможность управлять всеми, кто находится на территории государства;

2) вторая сторона суверенитета - внешний суверенитет, т. е. независимость от других государств, обеспечение невмешательства во внутренние дела со стороны внешних сил.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

1) политическое доминирование на международной арене

2) независимость и верховенство государственной власти

3) право на вмешательство во внутренние дела других государств

4) тотальный контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

Пояснение.

Государственный суверенитет предполагает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим физическим лицам, организациям (внутренний суверенитет), независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет).

Ответ: 2

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го на­се­ле­ния - федерация.

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет - конфедерация.

В) еди­ная си­сте­ма за­ко­но­да­тель­ства - уни­тар­ное государство.

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния - уни­тар­ное государство.

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та - федерация.

Ответ: 23112.

В Ос­нов­ном За­ко­не Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­нии говорится, что Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Гер­ма­ния яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским государством. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция о го­су­дар­стве ФРГ под­твер­жда­ет эту характеристику? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) высокий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го развития

2) государственный суверенитет

3) политический плюрализм

4) активная роль в Ев­ро­пей­ском Союзе

5) право граж­дан кри­ти­ко­вать власть

6) выборные го­су­дар­ствен­ные должности

Пояснение.

1) вы­со­кий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия - нет, неверно, это не при­знак демократии.

2) го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет - нет, неверно, это не при­знак демократии.

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм - да, верно.

4) ак­тив­ная роль в Ев­ро­пей­ском Союзе - нет, неверно, это не при­знак демократии.

5) право граж­дан кри­ти­ко­вать власть - да, верно.

6) вы­бор­ные го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти - да, верно.

Ответ: 356.

Ответ: 356

1) На территории конфедерации действует единая правовая и судебная система.

2) Субъекты конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет.

3) Участники конфедерации имеют право свободного выхода из её состава.

4) Участники конфедерации не могут иметь собственные вооружённые силы.

5) В конфедерации существует единое гражданство.

Пояснение.

Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации. Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода.

1) На территории конфедерации действует единая правовая и судебная система - нет, неверно.

2) Субъекты конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет - да, верно.

3) Участники конфедерации имеют право свободного выхода из её состава - да, верно.

4) Участники конфедерации не могут иметь собственные вооружённые силы - нет, неверно.

5) В конфедерации существует единое гражданство - нет, неверно.

Ответ: 23.

Верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием

1) форма государства

2) государственный режим

3) форма территориального устройства

Пояснение.

Суверените́т - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Государство и его функции

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

Пояснение.

О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Конституция провозглашает Z демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственный режим Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В Конституции закреплён порядок избрания высшего должностного лица государства.

2) Парламент государства Z имеет однопалатную структуру.

3) Составные части унитарного государства (области и департаменты) государственным суверенитетом не обладают.

4) В Конституции государства Z закреплён принцип народовластия.

5) Высшей ценностью государства Z провозглашаются человек, его права и свободы.

6) Гражданин государства Z не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Пояснение.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства - спо­соб тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ства или государств, об­ра­зу­ю­щих союз. Опре­де­ля­ет внут­рен­нее стро­е­ние государства, де­ле­ние его на со­став­ные части (территории). Народовластие - власть принадлежит народу.- Демократия 5, 6.

Ответ: 456.

Евпатий Кондратьев 19.11.2018 18:32

Почему не взят пункт 3? В пояснении к заданию написано, что учитывается способ территориального устройства

Иван Хеорхе

Спрашивают про режим, следовательно указываются признаки демократии.

·

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

(И.А. Андреева)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Группы принципов конституционного строя:

Основы организации государственной власти;

Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;

Основы организации жизни гражданского общества.

Ответ: None

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Данный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как демократическое, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое государство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дисциплин, на­зо­ви­те еще две характеристики, ко­то­рые при­ме­ни­мы к на­ше­му государству. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных характеристик.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 

Российская Федерация - федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством... Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) характеристики Рос­сий­ской Федерации, например:

Республика;

Светское государство;

Социальное государство;

2) комментарий к одной из характеристик.

Республика - форма го­су­дар­ствен­но­го правления, при ко­то­рой все выс­шие ор­га­ны вла­сти либо избираются, либо фор­ми­ру­ют­ся пред­ста­ви­тель­ны­ми органами.

Светское го­су­дар­ство - ха­рак­те­ри­сти­ка государства, ко­то­рая озна­ча­ет от­де­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний от государства.

Социальное го­су­дар­ство - ха­рак­те­ри­сти­ка государства, ко­то­рое имеет опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные обязанности: охра­ну здо­ро­вья и труда, под­держ­ку семьи, ин­сти­ту­та дет­ства и материнства, раз­ви­тие со­ци­аль­ной по­мо­щи нуж­да­ю­щим­ся ка­те­го­ри­ям населения.

В ка­че­стве эле­мен­тов от­ве­та могут быть даны иные комментарии.

Ответ: None

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

А. Одним из от­ли­чи­тель­ных признаков го­су­дар­ствен­ных органов яв­ля­ет­ся определение их ком­пе­тен­ции действующим законодательством.

Б. К су­ще­ствен­ным признакам лю­бо­го государства от­но­сит­ся федеративное го­су­дар­ствен­ное устройство.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны



Просмотров