Химичева финансовое право читать онлайн. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. Финансовое право. Учебно-методический комплекс
Учебник может быть использован для изучения финансового права не только по программам высших и средних юридических учебных заведений, но также и в форме самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными исследованиями в сфере юриспруденции.
Н.И. Химичева,
заслуженный работник высшей школы РФ,
академик Международной академии наук
высшей школы, доктор юридических наук,
профессор
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
1.1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.
Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо.
Данный термин широко используется в человеческом общении, но всегда ли при том употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для покупки продуктов, одежды и т.п.?
Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.
Итак, что же такое финансы?
Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно– денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические категории - деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.
Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма* определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
* См.: ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.
Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.
По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды, государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.
Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функций. При таком подходе финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.*
* О понятии финансов см. также, например: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 338; Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М., 1993. С. 11;
Дадашев А.З., ЧерникДТ. Финансовая система России. М., 1997. С. 10-11.
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.
Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы - важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.
Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции - необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.* К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность - в разных ее проявлениях.
Финансовое право - Химичева Н.И ., Покачалова Е.В. - 2005.
Издание подготовлено на основе новейшего законодательства и в соответствии с действующими государственными стандартами высшего образования по юридическим специальностям. В книгу включены учебно-методические материалы, предназначенные как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов: краткий курс учебника, словарь-справочник, вопросы и задания для самоконтроля, планы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных работ, список нормативных актов, специальной литературы и др.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами финансового права.
СОДЕРЖАНИЕ
Н. И. Химтева. Предисловие 11
Методические рекомендации по изучению и преподаванию курса
Программа курса 14
Планы практических (семинарских) занятий 31
Вопросы для экзамена 40
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и научных докладов
Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ 48
Методические рекомендации по подготовке к экзамену 54
Темы научных докладов и курсовых работ 59
Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ 64
Список нормативных актов по финансовому праву 67
Список основной и дополнительной литературы по финансовому праву 74
Список газет и журналов, публикующих материалы по проблемам финансового права 87
Учебник: Краткий курс
Общая часть
Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства
90
§ 1. Понятие и роль финансов 90
§ 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации 93
§ 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления 98
Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
100
§ 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований 100
§ 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 101
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 104
§ 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности 107
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права
118
§ 1. Понятие, предмет и метод финансового права 118
§ 2. Принципы российского финансового права 122
§ 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 126
§ 4. Система и источники финансового права 129
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
133
§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм 133
§ 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды 138
§ 3. Субъекты финансового права 141
§ 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений 145
Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля
149
§ 1. Понятие, значение и методы финансового контроля 149
§ 2. Виды финансового контроля 153
§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля 154
§ 4. Аудиторский финансовый контроль 164
Особенная часть
Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов 169
Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации
169
§ 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета 169
§ 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.... 172
§ 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 177
§ 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами 179
Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
186
§ 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 186
§ 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации. 190
§ 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации 191
§ 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований 194
Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
198
§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 198
§ 2. Общие правила формирования бюджета 202
§ 3. Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета 205
§ 4. Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета 209
Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов
213
§ 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов 213
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 214
§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов 216
§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации. . . 220
§ 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций) 224
Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий
224
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования 224
§ 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права 226
Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
229
§ 1. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 229
§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 231
Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 235
Глава 12. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
235
§ 1. Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов 235
§ 2. Система государственных и муниципальных доходов 237
§ 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы 240
Глава 13. Налоговое право: общие положения
244
§ 1. Понятие налогов, их роль и система 244
§ 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники 250
§ 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности 254
§ 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков 260
§ 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит 265
Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи
269
§ 1. Федеральные налоги: 269
§ 2. Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней 276
§ 3. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи 281
Глава 15. Региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы
290
§ 1. Региональные налоги 291
§ 2. Местные налоги и сборы 299
Глава 16. Специальные налоговые режимы
306
§ 1. Вводные положения 306
§ 2. Упрощенная система налогообложения 307
§ 3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 309
§ 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог) 311
§ 5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 313
§ 6. Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах 316
Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
319
§ 1. Общие положения 319
§ 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов 320
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 323
§ 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 326
Раздел IV. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) и организации страхового дела 330
Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)
330
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг. 330
§ 2. Формы государственного и муниципального долга. 333
§ 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита 338
§ 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом 340
§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела 342
Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела
346
§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 346
§ 2. Виды страхования. Обязательное страхование. 350
§ 3. Обязательное медицинское страхование. 355
§ 4. Обязательное пенсионное страхование. 356
§ 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 358
Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов 360
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов
360
§ 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов. 360
§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов 363
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений 367
Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
370
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 370
§ 2. Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение. 373
§ 3. Правовое регулирование формирования и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений 375
Раздел VI. Правовые основы банковского кредитования, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 378
Глава 22. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования
378
§ 1. Понятие, виды и принципы банковского кредитования 378
§ 2. Взаимоотношения Центрального банка РФ (Банка России) с кредитными организациями 382
§ 3. Центральный банк РФ - орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций 384
Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов
390
§ 1. Понятие денежной системы 390
§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 393
§ 3. Правовые основы обращения наличных денег 394
§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов 396
§ 5. Правила ведения кассовых операций 399
Глава 24. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
403
§ 1. Понятие валюты и валютных ценностей 403
§ 2. Понятие и содержание валютного регулирования 407
§ 3. Понятие валютного контроля 412
Словарь-справочник основных понятий и терминов финансового права 418
Учебник: Краткий курс. Особенная часть
на таможенную территорию РФ, а при вывозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не уста- новлено ТК РФ. Таможенная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключается из перечня налогов и сборов, регламентированных НК РФ. В соответствии с БК РФ этот платеж с указанного вре-мени отнесен к числу неналоговых.
Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Названные сборы входят в число многочисленных сборов, свя-занных с предоставлением лицензий на осуществление опреде-ленных видов деятельности на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов дея- тельности» 1 . Рассматриваемые сборы отнесены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к числу федеральных платежей. Источник правового регулирования их взимания - Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» 2 .
К спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензирова- нию, относятся любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, содержащегося в готовой продукции, реализуемые организация- ми или поставляемые по импорту и облагаемые акцизами. Не взимается сбор за право на производство и оборот спиртосодер- жащих растворов следующих видов: спиртосодержащие лекар- ственные, лечебно-профилактические, диагностические сред- ства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, и т. п. Плателыцики - юридические лица, подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на полу- чение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, разлив, хранение и реализация алкогольной продук- ции - 500 минимальных размеров оплаты труда; экспорт алко- гольной продукции - 100 минимальных размеров оплаты труда; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции - от 1000 до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Этот сбор упла- чивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Плательщики сбора представляют ежегодно в налого-
1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430; 2003. № 52. Ст. 5037.
2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221; 2004. № 27. Ст. 2711.
Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи287
вые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (дек- ларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плателыдики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии. Сумма сбора по- ступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.
Иные федеральные платежи. В числе федеральных платежей Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера- ции» называет также плату за пользование водными объектами (ре- гулируется Федеральным законом от 16 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами») 1 . Плателыцики - организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользо- вание водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природ- ные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензирова- нию в порядке, установленном законодательством РФ. Плату за пользование водными объектами с 1 января 2005 г. заменяет водный налог, который регулируется новой главой 25 2 НК РФ. Он включен в состав федеральных налогов (ст. 13 НК РФ). Нало- гоплателыцыками являются организации и физические лица, осу- ществляющие специальное и (или) особое водопользование в со- ответствии с законодательством РФ. Объекты обложения - раз- личные виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использова- ние водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база определяется налогсщлателыдиком отдельно в отношении каждого водного объекта (ст. ЗЗЗ 9 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, мо- рей и экономическим районам в рублях с 1 тыс. куб. м забран- ной воды (ст. 333 |2 НК РФ). Налоговым периодом признается квар- тал. Сумму налога налогоплателыцик исчисляет самостоятельно. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (регулируется Законом РФ от 2 апреля 1993 г. «О сборе за ис-
1 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 2004. № 27. Ст. 2711.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ВВС - Бюллетень Верховного Суда РФ
БК - Бюджетный кодекс РФ
БМД - Бюллетень международных договоров РФ
БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
ВВС - Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВК - Воздушный кодекс РФ
ГК - Гражданский кодекс РФ
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
КЗоТ - Кодекс законов о труде РФ
КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
НК - Налоговый кодекс РФ
САПП - Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ - Собрание законодательства РФ
СП - Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР)
ТК - Таможенный кодекс РФ
УК - Уголовный кодекс РФ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России последнего десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Финансовое право не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4-5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции.
В последние годы наблюдается иная картина. Активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.
Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свободное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;
конституционное закрепление основ местного самоуправления;
действие принципа разделения законодательной и исполнительной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным* принципам и нормам международного права.
Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансового права и регулируемых им общественных отношений, претерпевших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.
Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивающих финансирование общезначимых потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений - развитие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осуществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного регулирования экономики.