Объект финансового правоотношения. Финансовое правоотношение, его субъекты и объекты Элементы финансовых правоотношений объект субъект и содержание

Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Се­годня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках на­учные взгляды на объект правоотношения более или менее опре­делились .

В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения.

Согласно первой позиции , выражен­ной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются ма­териальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляе­мое в рамках их прав и обязанностей 1 .

Согласно второй позиции , главное в определении объекта пра­воотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его инте­ресами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного лица). Среди представи­телей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения на­правлены либо активные действия обязанного лица (в правоотно­шениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .

Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроу­ровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .

Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.

В частнос­ти, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко ус­тановить, какая сторона правоотношения является управомочен­ной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финан­сового правоотношения является всегда государство (муници­пальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко слива­ются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .

Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законо­дательства, право государственного органа одновременно сформу­лировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что опре­деляет объект контрольного правоотношения с участием налого­вого органа: интерес управомоченного или обязанного лица.



Вмес­те с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удов­летворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуа­цию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпош­лины, например в связи с подачей искового заявления в суд: го­сударство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкрет­ное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязан­ной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей иско­вого заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпош­лину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Итак, под объектом, финансового правоотношения следует по­нимать то, на что направлено поведение участников финансо­вого правоотношения, детерминированное их интересами в рам­ках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .

Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .



Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафик­сирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не рег­ламентируются (С.С. Алексеев).

В связи с этим, все объекты фи­нансовых правоотношений могут быть подразделены на две груп­пы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вы­текают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относят­ся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) до­тации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штра­фы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

2. Неотделимые объ­екты - это те, которые не зафиксированы в финансово-право­вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений отно­сятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде­ления прибыли и т.д.

III. Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансо­вых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, вза­имосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регуля­тивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».

Основная масса финансовых правоотношения является регу­лятивными , ибо главная задача финансово-правового регули­рования - непосредственное упорядочение, закрепление и раз­витие финансовых отношений с участием государства.

Однако ох­ранительным правоотношениям также принадлежит весьма су­щественная роль в финансово-правовом регулировании, ибо за­дача непосредственного упорядочения финансовых правоотноше­ний не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного при­нуждени я.

Особенности прав и обязанностей субъектов в:

1. Регулятивных правоотношениях:

А. Активного типа складываются на основе обязыва­ющих норм и характеризуются тем, что активный центр право­отношения находится в юридической обязанности . Основная масса регулятивных финансовых правоотноше­ний - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулиро­вания, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Со­ответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обя­занного субъекта.

К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет налогов и сборов, обязательных взносов во внебюджетные фонды; по бюджетному финансированию; меж­бюджетные отношения и др. 1

Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .

Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях актив­ного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном фи­нансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возни­кает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при на­личии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязан­ность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной фи­нансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменени­ем или принятием нового правового акта .

Примером может яв­ляться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отноше­нию к ранее существовавшим.

Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулиро­вания . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным орга­ном заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъ­ектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представ­ляет собой главным образом индивидуализацию требований со­держащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.

Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуаль­ный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогопла­тельщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обя­занность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.

В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муни­ципальные образования в лице соответствующих органов , упол­номоченные государством органы, а также прочие государствен­ные органы.

В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные органы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом тре­бования уплаты налогов и сборов.

В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государствен­ного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государ­ству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требо­вания названных государственных органов могут быть условно на­званы «права-обязанности».

Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюд­жетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих от­ношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федера­ция в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно при­нимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъ­ектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обя­занностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.

Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-пра­вовым отношениям по поводу государственных расходов . Соглас­но ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Россий­ская Федерация . Соответственно, в этих финансовых правоотно­шениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ве­домства, другие органы исполнительной власти .

Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит ис­ключительно названным субъектам и всегда имеет характер пра­ва-обязанности . Анализ действующего законодательства показы­вает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых право­отношениях активного типа право требования принадлежит про­чим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требова­ния имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоот­ношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К при­меру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъек­тивное право требования от налогового органа соблюдения нало­говой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъектив­ное право требования налогоплательщика в регулятивных финан­совых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязы­вает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогопла­тельщика.

Таким образом, в финансово-правовом регулировании , посколь­ку оно обеспечивает собирание, распределение и использование го­сударством финансовых ресурсов и для этого берет на вооруже­ние метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъек­тивным правом требования в этих правоотношениях преиму­щественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, му­ниципальные образования, уполномоченные государством орга­ны, а также прочие государственные органы. Поэтому для боль­шинства субъектов финансового права субъективное право тре­бования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требова­ния в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным обра­зом - налогоплательщики . Для них это право не является одно­временно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом пра­воотношении, оно является не основным, а производным.

В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивно­го финансового правоотношения активного типа. Она харак­теризуется тем, что поведению обязанного лица в таком пра­воотношении противостоит право требования управомоченного лица, которое в большинстве случаев (кроме главным об­разом права требования налогоплательщика) является одно­временно и обязанностью.

Б. Пассивного типа. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотноше­ния находится в субъективном праве .

Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают глав­ным образом публично-территориальные образования : Российская Федерация, субъекты РФ, а также упол­номоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .

Так, в со­ответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.

Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых право­отношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательст­во дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .

Напри­мер, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязаннос­тью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношени­ях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделя­ются и государственные органы .

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансо­вом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключа­ется в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу­ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотноше­ниях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных слу­чаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятство­вать осуществлению этого права.

В. Со сложной структурой. Финансовое правоотношение со сложной структу­рой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :

- Правоотношение со сложной динамической структурой В финансовом праве им является бюджетно-процессуальное правоот­ношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юри­дических фактов его структура изменяется, переходя из одной ста­дии в другую .

К примеру, факт составления проекта бюджета об­разует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта об­разует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. От­сюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основ­ных правоотношений , к которым привязаны производные. В ка­честве одного из основных может быть выделено, например, пра­воотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмот­рению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.

- Обычное сложное финансово-правовое отношение. Им явля­ется межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое ис­пользование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.

- Система правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, ба­зирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все дру­гие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязан­ностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми и налоговыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля и т.д.

Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , про­водить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Со­ответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, за­крепленные в законодательстве.

В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основ­ное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязан­ности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .

Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структу­ре сложного регулятивного финансового правоотношения функ­цию основного правоотношения , несущей конструкции всегда вы­полняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибобазируется на фактически корреспондирующих друг другу обя­занностях : обязанность - (право требования - обязанность.)

Это обусловлено императивным методом финансово-правового ре­гулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а друго­го - требовать его уплаты через наделение его в правоотноше­нии императивным правом требования.

При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых пра­воотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .

Этот режим свободы поведения может выра­жаться в трех формах:

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

Одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

Любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонневластным;

Властные предписания не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Как и любая норма права, финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Нормы финансового права структурно разделяются на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза – несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т. е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права, участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; возникают они по поводу денег – платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

Указанные особенности, вместе взятые, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Так, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства, т. е. формированием фондов денежных средств. Поэтому подобные отношения регулируются административным правом.

Субъектами финансовых правоотношений выступают: органы государственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права может выступать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных и муниципальных займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в некоторых других случаях).

Предприятия и организации (их филиалы и другие обособленные подразделения) вступают в финансовые отношения в связи с внесением в казну налогов и сборов, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т. д. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также принадлежат к участникам финансовых правоотношений.

Правосубъектность граждан главным образом связана с внесением налоговых и других обязательных платежей, поступающих в доход государства. Граждане также могут вступать в финансовые правоотношения по другим поводам, например, в связи с участием в государственных займах, денежно-вещевых лотереях.

Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок. В настоящее время действуют оба названных выше порядка, и разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться в суд. Административный порядок действует главным образом в отношении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Граждане по своему выбору могут использовать административный или судебный порядок защиты.

Для защиты прав граждан и юридических лиц в финансовых отношениях в законодательстве установлены гарантии возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, неправильно взысканные с плательщика налоги подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам ущерб – возмещению. Еще одной особенностью действующего законодательства о налогах и сборах является то, что налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в вышестоящий налоговый орган и в суд одновременно.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта – извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог; изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу; прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Следует иметь в виду, что общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правовых отношений. В случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично­правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Бюджетные ассигнования;

Субсидии;

Бюджетные кредиты;

Дотации;

Субвенции;

50% прибыли ЦБ РФ;

Свободный остаток прибыли казенных предприятий;

Штрафы, недоимки, пени;

Проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

Бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

Законы (постановления), плановые акты и их проекты.

Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Государственный финансовый контроль,

Деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

В сфере влияния государства на отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, поэтому им присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношений вообще:

1) финансовые правоотношения возникают на основании финансово-правовой нормы, а значит является результатом действия правовой нормы;

2) финансовые правоотношения имеют волевой характер, т.е. они обусловлены государственной волей, интересами государства.

Финансовые правоотношения - это общественные экономические отношения, базирующиеся на финансово-правовой норме и возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, имеют властно-имущественный характер и выражают финансовый интерес государства.

Функции финансовых правоотношений в механизме правового воздействия на государственные финансы:

1) Указывают на круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы.

2) Закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которой они должны следовать.

3) Есть условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения имеют специфические особенности (обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования):

1) Возникают и развиваются исключительно в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

2) Возникают, изменяются и прекращаются на основании финансово-правовых актов.

3) Есть властными отношениями (императивные), поскольку одной стороной этих отношений является государство в лице определенных органов, имеющих властные полномочия. Так что в данных отношениях отсутствует равенство сторон.

4) Есть экономическими отношениями (отношения, имеющие стоимостную форму: отношения по уплате налогов, по поводу получения кредите и др.. Данные отношения определены состоянием экономики. Так, утверждая бюджет учитывают нормативы с учетом требований современной экономики).

5) Есть формой реализации публичных интересов, поэтому, выражающих общественные интересы.

6) Имеют имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансово-правовых отношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы).

7) Носят распределительный характер, который заложен в функциях финансов (создание денежных фондов; направления средств на удовлетворение потребностей общества).

8) Особенностью является планомерность (отношения складываются на основе нормативно-правовых актов в четко предусмотренные сроки).

Выделяют материальный и юридический смысл финансовых правоотношений.

Материальное является поведение субъектов (например внесение платы).

Юридический - субъективные юридические права и обязанности, установлении финансово-правовыми нормами. Субъективные права - это надлежащая финансовом или кредитном органа для удовлетворения его интересов, мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны. Юридическая обязанность - это приписана обязанному субъекту и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект.

Важными элементами финансового правоотношения является субъект и объект.

Субъектами финансовых правоотношений являются юридические лица и общест ¬ мадяны, которые на основании правовых норм могут быть участника ¬ ми финансовых правоотношений. Субъект финансовых правоотношений связан с субъектом финансового права (как общее и конкретное), который реализовав свою правосубъектность становится субъектом финансового правоотношения. Правосубъектность - способность быть носителем прав и обязанностей, осуществлять их и отвечать за их реализацию, что противоречит установленным правовым нормам. Она включает правоспособность и дееспособность. В большинстве случаев данные субъекты совпадают в одном лице. Однако, в определенных случаях субъект финансового права и субъект финансовых правоотношений не совпадают. Это имеет место когда государство как субъект финансового права вступает в финансовые правоотношения. Украина при вступлении в правоотношения вступает в лице конкретного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они имеют финансовую правосубъектность, которая определяется его компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность приходится на долю органов, которые ее представляют.

Субъект финансового права - это лицо, участник финансово ¬ вых отношений, по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Так, в силу статьи 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Субъекты финансового права - это юридические и физические лица ¬ бы, имеющие правосубъектность, то есть могут потенциально быть участниками финансовых правоотношений, а субъект финансовых правоотношений - это реальный участник данных правовых отношений. Так, в нашем примере, гражданин является безусловным носителем финансовых прав и обязанностей в силу действия норм Конституции Ук ¬ раины, то есть субъектом финансового права, но, подавая дек ¬ ларацию в налоговую администрацию, он вступает в конкретные финансовые правоотношения, потому реализует предоставленные Конституцией Украины права и обязанности, становится субъектом финансовых право ¬ отношений, но не теряет своих свойств, как субъект финансово ¬ ного права.

Субъектами финансового права являются: 1) государство, 2) административно-территориальные образования, 3) юридические лица - предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации, т.е. коллективные субъекты, 4) граждане, как индивидуальные субъекты.

1. Государство выступает, как правило, в лице уполномоченного им своего органа - Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов, Национального банка (а в международных финансовых отношениях государство выступает субъектом отношений).

2. Субъектами финансового права выступают административно-те-риториальни единицы - Автономная Республика Крым, области, города, районы, поселки, села.

Государство и административно-территориальные образования висту ¬ пают в бюджетных правоотношениях, поскольку они Конституцией Украины наделяются правом на бюджет, а отсюда вытекает их право на получение доходов и финансирования расходов, связанных с осуществлением функций, возложенных на них Конституцией.

Эти субъекты участвуют и в правоотношениях, связанных с государственным кредитом, потому что им предоставлено право выпуска государственных и местных займов.

3. К коллективным субъектам финансового права относятся органы законодательной и исполнительной власти - Верховный Совет, Счетная палата, Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственное казначейство. Эти государственные органы не только могут, но и со ¬ зан участвовать в финансовых правоотношениях, поскольку это возлагается на них Конституцией.

В финансовых правоотношениях участвуют органы местного ¬ ного самоуправления и их исполнительные органы. Они собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят вне ¬ бюджетные фонды и т.п..

Большой круг участников финансовых правоотношений состоит ¬ ют предприятия различных форм деятельности и форм собственности. Хозяйствующие субъекты юридические лица - активные участники финансовых правоотношений, ибо они являются налогоплательщиками, пользователями банковских ссуд, участниками торгов на биржах и т.д.,

4. И, наконец, индивидуальными субъектами финансового права являются граждане. Статья 67 Конституции Украины возлагает на всех граждан обязанность уплачивать налоги и сборы в порядке и раз ¬ мерах, установленных законом, ежегодно представлять декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год. Граждане всту ¬ пают в правоотношения с государством.

В настоящее время можно выделить два взгляда на объект:

1. Это материальные и нематериальные блага, на которые направлена поведение всех участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

2. Согласно второй позиции - основное в определении объекта правоотношения - это уполномоченное лицо, а именно ее интересами

Определение объекта правоотношения через интерес уполномоченного лица является в значительной степени ориентированным на цивилистической модель правоотношения, где реализуются частные интересы резких субъектов, то есть интересы микро уровня. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно определить объект правоотношения: через интерес уполномоченного лица. В частности, в финансовом правоотношения часто трудно бывает установить, какая сторона правоотношения является уполномоченным, а какая обязанной. Н-д, право налогового органа на проведение проверки является его обязанностью. сформулированным как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Итак, под объектом финансового правоотношения необходимо понимать, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений, вызвана их интересами в пределах принадлежащих им правах и обязанностях.

Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Все объекты финансовых правоотношений могут быть разделены на две группы:

И) отделимы от материального содержания правоотношений - где такие объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) мира, который нас окружает. К ним относятся:

а) налоги:. ,

в) пошлина

г) бюджетные ассигнования;

д) субсидии - помощь в денежной форме или натурой, дается

государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, др.. государствам;

е) бюджетные кредиты;

ж) бюджетные ссуды;

з) дотации, субвенции;

к) штраф, пеня;

л) проекты бюджетов;

м) бюджеты (как законы) и др..

2. Неотделимы - это те объекты, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансовых правоотношений, неотделимых от их материального содержания. Их виды:

а) государственный и финансовый контроль;

б) деятельность по поводу установления предприятию коммунальной формы собственности порядка распределения прибыли и др..

Объект финансовых правоотношений связан с интересом государства, которую представляет уполномоченный орган.

Объект финансовых правоотношений - это фонды средств, которые формируются, распределяются и ис ¬ стовуються результате реализации субъективных прав финансово-кредитных органов и юридических обязанностей другой стороны финан ¬ вых правоотношений. Объект финансовых правоотношений связан ¬ ный с интересом государства, которое представляет уполномоченный орган.

Для возникновения финансового правоотношения издания нормативного акта недостаточно, поскольку они устанавливают лишь типичные признаки для возникновения финансовых правоотношений, Так, налоговое законодательство устанавливает. Типичную признак налогового субъекта - наличие самостоятельного источника доходов. Но чтобы гражданин: стал субъектом налоговых правоотношений необходим определенный юридический факт, а именно - индивидуальный финансовый акт - декларация о доходах, которые получил этот гражданин.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникновение, изменение и прекращение в отдельных юридических или физических лиц финансовых прав или обязанностей.

В финансовых правоотношениях юридические факты делятся на:

1. действия

А) правомерные - волевое поведение, предусмотрена финансово-правовой нормой. В свою Черч они делятся на: а) юридические акты, которые могут быть индивидуальными - правомерное действие участника финансовых отношений, направленная на получение правового результата (например: смета бюджетного учреждения, представление в налоговую инспекцию декларации о доходах), б) юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которое не зависит от желания субъекта отношений (например: налогоплательщик заявляет о сокрытии им дохода, который подлежал налогообложению) в) правомерные действия, которые направлены на поддержку финансовых интересов государства (например спонсорские взносы);

Б) неправомерные - поведение, не соответствует требованиям финансово-правовых норм (нецелевое использование бюджетных средств);

2. события - обстоятельства, не зависящие от воли их участников, но влекут за собой финансовые правоотношения (например: рождение ребенка предоставляет одному из родителей право на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум).

Изменение финансовых правоотношений не может быть проведена за волеизъявлением их участников. Она осуществляется на основании нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. (Например: факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения).

Прекращение финансовых правоотношений происходит также в строго установленных нормативными актами случаях (например погашения финансового долга в срок, использование выданных бюджетных ассигнований).

Финансовые правоотношения - это урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Вопрос о субъектах финансового права и, соответственно, финансового правоотношения взаимосвязан с вопросом о его объекте. В этом проявляется философская взаимосвязь категорий субъект и объект.

Проблема объекта правоотношения в теории права долгое время являлась одной из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук она имела различные акценты. К сегодняшнему дню, в связи с достаточно обширным исследованием этой проблемы как в теории права, так и в отраслевых юридических науках, научные взгляды на вопрос об объекте правоотношения - несмотря на всю многоголосицу мнений - более или менее определились.

Актуальный срез проблемы заключается, пожалуй, в следующих двух позициях. Согласно первой, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или на которые воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей. Так, А.П. Дудин, специально исследовавший проблему объекта правоотношения, определил его как "...предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей". Н.И. Матузов отмечает, что "объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников...". В.С. Основин подчеркивал, что объектом правоотношения является "...тот предмет или явление, которое объединяет субъектов, связанных правомочиями и обязанностями". В учебнике "Советское гражданское право", изданном в 1979г. под редакцией В.П. Грибанова и С.М. Кориеева, объект правоотношения определяется как "то, на что может (по отношению к управомоченному лицу) или должно (по отношению к обязанному лицу) воздействовать поведение субъектов правоотношения...". Авторы учебника "Гражданское право" под редакцией Е.А. Суханова определяют объект гражданского правоотношения как то, "...по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников". В какой-то мере аналогичной точки зрения по вопросу об объекте правоотношения придерживается и ряд процессуалистов. Так, В.П. Божьев отмечает, что "...под объектом понимается то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия субъектов правоотношения". Несмотря на некоторые различия в определениях, все вышеуказанные исследователи сходятся на том, что объект правоотношения связывает его субъектов друг с другом, а поэтому к нему обращены интересы каждой стороны правоотношения.



Согласно второй позиции, главное в определении объекта - управомоченное лицо, ибо именно его интересами устанавливается объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения В.А. Мицкевич и С.С, Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян (хотя последний и не признавал понятие "объект правоотношения"). В.А. Мицкевич под объектом правоотношения понимает "...те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения". С.С. Алексеев также считает, что "круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного". Однако он отметил, что на объект правоотношения направлены активные действия либо обязанного (в правоотношениях активного типа), либо управомоченного (в правоотношениях пассивного типа) лица.

На наш взгляд, определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроуровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно всегда очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица. Применительно к государственному праву на это в свое время обращал внимание В.С. Основин. В финансовом праве объект правоотношения также далеко не всегда можно определить через интерес управомоченного лица. Во-первых, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной. Как известно, одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно сформулировано и как его обязанность. Например, согласно ст.31 НК РФ право налогового органа проводить проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст.32 НК РФ как "обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах...". Поэтому трудно однозначно утверждать что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица. Вместе с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения Строго определены, нельзя отрицать того факта, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны. Примером может служить финансовое правоотношение по уплате госпошлины. Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например, в связи с подачей искового заявления в суд: уполномоченный государством орган (управомоченная сторона) либо гражданин (обязанная сторона правоотношения). Дело в том, что такое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны, т.е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим, если объектом данного правоотношения считать госпошлину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Исходя из отмеченного точка зрения тех ученых, которые считают, что объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участников, предоставляется наиболее приемлемой. Естественно, что поведение участников правоотношения в своей направленности не произвольно, а детерминировано их интересами, ради удовлетворения которых и возникает данное правоотношение. Отсюда вполне справедливо отметить, что объект финансового правоотношения суть объект интереса его субъектов. Как известно, поведение участников правоотношения ограничено, "отмерено" их субъективными правами и обязанностями. Поэтому, если быть последовательным, то объект правоотношения надо определять только во взаимосвязи с субъективными правами и обязанностями.

Учитывая вышеизложенное, нельзя не заметить, что в ряде случаев действия субъектов правоотношения часто непосредственно направлены не на объект правоотношения, а на какой-то другой объект (предмет), посредством которого может быть достигнуто то благо, тот результат (объект правоотношения), к которому стремятся, в котором заинтересованы субъекты правоотношения. В свое время на это обстоятельство обратили внимание цивилисты, обсуждая известный вопрос о том, что является объектом правоотношения по договору о натирке полов. И.Л. Брауде в связи с этим отмечал, что "объектом правоотношения из обязательства артели по натирке пола является, конечно, не пол, но и не поведение полотеров, а результат их работы - чистота и блеск пола". В значительной мере в связи с этим в последние годы появилось мнение, что категория "объект правоотношения" как таковая не отражает единого явления, а фактически распадается на два явления (две категории): объект интереса и объект правовой деятельности субъектов правоотношения. Предлагалось даже отказаться от понятия "объект правоотношения".

По нашему мнению, вряд ли стоит отказываться от того, что выработано правовой наукой за многие годы. Однако на категорию "объект правовой деятельности" стоит обратить внимание. В.Н. Протасов отмечает, что "объекты правовой деятельности - это предметы, явления материального и духовного мира, выступающие

а) объектами правового поведения и

б) имеющие для правоотношения юридическое значение".

По существу, на наш взгляд, под объектом правовой деятельности понимается то явление, тот "предмет", с которым непосредственно "работают" субъекты правоотношения в целях достижения того блага, которое составляет объектих интереса (правоотношения). Поэтому объект правовой деятельности может быть иначе определен как предмет правоотношения. А объект интереса участников правоотношения - это и есть то, что традиционно называется объектом правоотношения. Категория "предмет правоотношения" представляет определенную ценность и для финансового права, ибо позволяет объяснить и скорректировать поведенческую направленность субъектов ряда финансовых правоотношений. А точнее - тех, где вопрос об объекте не имеет практического значения, ибо, как отмечают ученые, в ряде случаев он (объект правоотношения) неотделим от самой деятельности субъектов, исчерпывается характеристикой материального содержания правоотношения. В этом плане В.Н. Протасов совершенно верно отмечает, что самостоятельное юридическое значение объекта деятельности ("предмета правоотношения" согласно нашей терминологии) проявляется в том, "что его качественные и количественные особенности способны влиять на содержание прав и обязанностей субъектов, изменять их в зависимости от состояния объекта".

Под объектом финансового правоотношения мы понимаем то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Под предметом финансового правоотношения мы понимаем то явление, тот "предмет", с которым "работает" субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. В большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно.

К финансовым правоотношениям, в которых следует выделять предмет, могут быть причислены отношения: по установлению порядка распределения прибыли казенного предприятия; государственного финансового контроля и т.д. Итак, исходя из всего изложенного, при рассмотрении финансового правоотношения целесообразно выделять понятия "объект правоотношения" и "предмет правоотношения".

Помимо отмеченного, в вопросе об объекте правоотношения существует и другой срез проблемы. Ряд ученых, в числе которых О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Елисейкин и другие, считают, что объектом правоотношения является поведение людей, направленное на различного рода блага, но не сами эти блага. В данном вопросе мы присоединяемся к мнению С.С. Алексеева и других ученых, которые считают, что при широкой трактовке правоотношения, т. е. как единства юридической формы и материального содержания, поведение сторон образует не объект правоотношения, а его материальное содержание. Вместе с тем мы считаем, что поведение сторон правоотношения может быть направлено на поведение другого субъекта, которое и будет выступать в качестве объекта правоотношения. Пример подобной ситуации приводит В.Д. Сорокин, который отмечает, что согласно законодательству объектом административно-процессуальных отношений по надзору за лицами, освобожденными из мест заключения, является именно поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Объекты правоотношений весьма разнообразны. В связи с этим сегодня в теории права преобладает (с некоторыми вариациями) следующая их классификация:

а) материальные блага, т.е. вещи, предметы, имеющие пространственные границы;

б) нематериальные блага, среди которых имя, честь, достоинство;

в) продукты духовного творчества, т.е. результаты авторской, изобретательской и рационализаторской деятельности;

г) действия (воздержание от действий) субъектов правоотношения;

д) ценные бумаги, официальные документы;

е) результаты действий субъектов правоотношений. Надо заметить, что такая классификация не в полной мере соответствует принципу единства основания классификации. Дело в том, что многие ряды этой классификации являются результатом действий субъектов правоотношений, т.е. "перекрываются" таким классификационным рядом, как "результат действий субъектов правоотношения". Например, документы могут одновременно рассматриваться и как результат действий субъектов правоотношения. Не случайно В.Д. Сорокин рассматривал паспорт как результат действия в правоотношении, складывающемся между органом внутренних дел и гражданином.

В связи с этим, на наш взгляд, принцип единства основания вышеназванной классификации может быть соблюден только тогда, когда она будет полностью построена на основе "отделимых объектов правоотношения" независимо от механизмаих образования - в результате действий субъектов правоотношения или безотносительно к этим действиям. Очевидно, что в этом случае надо первоначально признать существование и другой классификации объектов правоотношений, которая пока не получила широкого распространения в теории права: подразделение объектов на отделимые и неотделимые. Основу этой классификации составляет связь объекта правоотношения с материальным содержанием последнего. Отделимые объекты правоотношения, как отмечает С.С. Алексеев, обособлены от материального содержания правоотношения и "представляют собой внешне ограниченные, в данный момент существующие явления (предметы) окружающего нас мира". Неотделимые объекты правоотношений, согласно его же позиции, - это те, "которые представляют собой неотделимый (или отделимый лишь в процессе теоретической абстракции) от материального содержания правоотношения результат деятельности обязанного лица". Если неотделимые объекты всегда представляют собой результат деятельности субъектов правоотношения (обязанного лица, согласно С.С. Алексееву), то отделимые образуются как в результате деятельности субъектов правоотношения, так и независимо от них.

К числу отделимых как раз относятся все вышеперечисленные объекты, за исключением таких, как "результаты действий субъектов правоотношений". Последний ряд, на наш взгляд, должен быть исключен из этой классификации, ибо нарушает принцип единства ее основания. Вместе с тем совершенно справедливо то, что указанная классификация объектов правоотношений не может быть признана исчерпывающей, ибо в значительной мере построена на основе гражданско-правовых исследований и должна дополниться результатами исследований s других отраслях права.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия самих финансовых правоотношений также разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, поскольку они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако, как показывает анализ, в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.

С учетом изложенного, в числе объектов финансовых правоотношений, которые с той или иной степенью конкретности, но зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм, следующие:

а) налоги;

в) неналоговые платежи;

г) бюджетные кредиты;

д) бюджетные ссуды;

е) дотации;

ж) субвенции;

з) трансферты;

и) 50% прибыли Центрального банка РФ;

к) свободный остаток прибыли казенных предприятий;

л) штрафы, пени;

м) проекты бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов;

н) бюджеты (как законы, постановления органов местного самоуправления и плановые акты) и т.д.

К числу объектов финансовых правоотношений, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, относятся: деятельность по поводу производства государственного финансового контроля, по поводу установления порядка распределения прибыли казенного предприятия и т.д.

Первая группа относится к отделимым объектам, т.е. таким, которые в данный момент существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Вторая группа относится, как уже было отмечено, к неотделимым объектам. Как видно, в финансовом правоотношении преобладают объекты, отделимые от материального содержания.

На наш взгляд, все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

б) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты и их проекты.

В число финансовых ресурсов как объектов финансовых правоотношений входят все вышеперечисленные объекты, за исключением проектов бюджетов и самих бюджетов. Последние входят во вторую группу. В связи с этим, на наш взгляд, классификация объектов правоотношений (отделимых), принятая в теории права, может быть дополнена с учетом выводов финансово-правовой науки еще двумя группами объектов. В этом случае она должна выглядеть следующим образом:

а) материальные блага, т.е. вещи, предметы, имеющие пространственные границы,

б) нематериальные блага, среди которых имя, честь, достоинство,

в) продукты духовного творчества, т.е. результаты авторской, изобретательской и рационализаторской деятельности,

г) действия (воздержание от действий) субъектов правоотношения,

д) ценные бумаги, официальные документы,

е) финансовые ресурсы государства,

ж) проекты бюджетов,

з) бюджеты Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов как законы (постановления) и финансово-плановые акты.

С.С. Алексеев справедливо, на наш взгляд, заметил, что о самостоятельности объекта правоотношения в той или иной отрасли права можно говорить лишь в том случае, если в этой отрасли права он отделен от самой деятельности, составляющей материальное содержание правоотношения. В финансовом праве вопрос об объекте правоотношения имеет непосредственно практическое значение, что, видимо, обусловлено преобладанием в этой отрасли отделимых объектов. Во-первых, четкое законодательное определение объектов финансовых правоотношений, возникающих в процессе бюджетного перераспределения (дотаций, субвенций, трансфертов и т.д.) дает представление о реальности принципа федерализма в государственном устройстве, ибо позволяет, проанализировав конкретную ситуацию в сфере межбюджетных отношений, сделать вывод о реальности или мнимости бюджетного федерализма. Во-вторых, в настоящее время практически значимым является четкое и правильное определение таких объектов финансовых правоотношений, как налог и сбор. Это связано с тем, что Конституция РФ впервые (в ст.57) закрепила конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Ее смысл может быть прояснен лишь тогда, когда понятие вышеназванных объектов будет столь ясно, что позволит их отличить от всяких других платежей государству. В-третьих, выделение, фиксация в науке объектов финансовых правоотношений позволяет сфокусировать внимание законодателя на необходимости определить правовой режим в той или иной части правовой материи, области законодательства. Ведь определение правового режима - это порядок регулирования, выраженный в характере и объеме прав по отношению к объекту. Объект правоотношения, как отмечает А.Б. Венгеров, - не пассивный элемент. Он влияет на содержание конкретного субъективного права и юридических обязанностей. Очевидно, что правовой режим Должен быть строго определен для каждого объекта финансового правоотношения. Это обусловлено особенностями финансового права как очень "жесткой" отрасли, права и обязанности субъектов которой императивны, т.е. четко определены в законе. Однако, на наш взгляд, механизм определения Правового режима объектов финансового правоотношения не является однозначным. Так, большая часть объектов финансового правоотношения (отделимых) настолько специфична, что определитьих правовой режим невозможно без определения самого понятия этих объектов, что является правовой обязанностью законодателя. К числу таких объектов относятся те, которые складываются, как правило, в межбюджетных, налоговых отношениях, в отношениях по уплате неналоговых платежей и т.д. Вместе с тем существуют и такие объекты финансовых правоотношений, определение специального понятия которых в законодательстве как бы не требуется, ибо оно очевидно или вытекает из какого-либо другого понятия, данного в законодательстве. В связи с этим механизм определения правового режима таких объектов может быть сведен лишь к определению прав и обязанностей субъектов в этих отношениях. К числу таких объектов относятся часть прибыли Центрального банка РФ, свободный остаток прибыли казенного предприятия, возвратная бюджетная ссуда и т.д. Однако, если законодатель определит понятие и таких объектов, это не будет излишним. То есть в данном случае имеет место "мягкая" техника определения правового режима объекта финансового правоотношения.

Итак, можно заключить, что все объекты финансовых правоотношений подразделяются на отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты преобладают и подразделяются на две группы:

а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований;

б) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты иих проекты.



Просмотров