Гражданское общество выступает в качестве. Порядок его приобретения и утраты. Гражданство РФ прекращается

Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

· государство демократическое, правовое;

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю , гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса . Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

  • социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
  • общество как совокупность граждан страны;
  • мировое сообщество граждан.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Характерные признаки современного гражданского общества:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитость и разветвленность демократии;

· правовая защищенность граждан;

· определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

В современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов.

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Гражданское общество и государство.

Взаимодействие с государством – один из важнейших факторов и условий функционирования гражданского общества. Условие формирования гражданского общества находится в диалектически противоречивом единстве с государством: они взаимополагают, взаимодополняют, взаимоотрицают друг друга.

1) С одной стороны, гражданское общество – автономная сфера самодеятельности свободных граждан (вне рамок государства).

2) С другой ее нормальное функционирование невозможно без конституционных гарантий прав и свобод граждан, а также действенной защиты этих свобод государством на основе права. Нужно правое регулирование в свободном взаимодействии людей во всех сферах общественной жизни.

Модели взаимодействия:

1) Гражданское общество и государство враждебны (современное авторитарное государство).

2) Одно вытесняет другое (тоталитарное государство XX в)

3) Гражданское общество и государство дружественные (правовое демократическое государство).

Непростые отношения между государством и обществом

Государство, издавая законы, создает условия для реализации многообразных индивидуальных интересов, двигаясь от общего к частному. Гражданское общество, напротив, создавая механизмы адекватного выражения, свободного взаимодействия и согласования частных интересов, идет во встречном направлении от частного к общему. Между государством и гражданским обществом устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодополняемость на основе осуществления важнейшей функции обеспечения реализации интересов членов общества в сложноорганизованной общественной системе.

Эффективное взаимодействие между гражданским обществом и государством предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь государственных и негосударственных органов и организаций. Важно, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения организации гражданского общества с целью недопущения ими попрания реального многообразия существующих в обществе интересов, чтобы указанные интересы могли заявить о себе перед лицом государства, проинформировать его о существующих объективных потребностях и проблемах. В свою очередь, необходимо, чтобы частные интересы не разорвали живую ткань общества, находили пути к согласию, сообразовывая свою деятельность с законом и учитывая насущные потребности государства.

Сегодня в демократических государствах активно вырабатываются и совершенствуются механизмы общения гражданского общества и государства (механизмы для участия граждан и их объединений в формировании государственной власти и в корректировке принятых политических и управленческих решений).

Формы взаимодействия :

1) Сотрудничество представителей организаций гражданского общества в парламентских комитетах и комиссиях, в ходе парламентских слушаний, когда указанные представители выступают в качестве экспертов, владеющих ценной информацией по существу обсуждаемых проблем и законопроектов, а также выражают общественное мнение (парламенты );

2) Специальные органы связи с организациями гражданского общества . Например, социально-экономические советы, имеющие консультативный характер; в них входят представители государственных органов и представители общественных организаций экономической и социальной сфер (есть во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других: правительства запрашивают мнения о принимаемых законах, касающихся социального и экономического характера).

3) Служба парламентского уполномоченного , контролирующего соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет независимое лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями, имеющих высокий авторитет.

В России развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством. В российском парламенте создана должность уполномоченного по правам человека. Привлекаются представители гражданского общества. Приступила к работе Общественная палата РФ, которая обеспечивает взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации РФ и местного самоуправления. Заключение Палаты подлежат обязательному рассмотрению.

Контакты с организациями гражданского общества являются бесценным источником информации о состоянии общества и общественных процессах, позволяют государственным органам правильно оценивать ситуацию, вырабатывать стратегический курс, своевременно вносить необходимые коррективы во благо общества и всех его членов.

В рамках гражданского общества возникают политические партии, выражающие и агрегирующие интересы общества, и трансформирующие их в политические программы, требования, и формирующие политическую сферу, и создающие демократические механизмы формирования государственной власти, и обеспечивающие легитимный характер власти. Неполитические организации гражданского общества повышают эффективность деятельности государственных органов. Гражданское общество – основа стабильности государства и политической системы.

Гражданское общество – особая человеческая общность, которая тождественна обществу в целом, обладает спецификой, находится в сложном взаимодействии у государством. Оно включает в себя свободных и равноправных граждан с их объединениями и организациями. Это сфера индивидуализма, повседневной жизни людей, среда их самореализации во взаимодействии с себе подобными, область самоорганизации и самоуправления, сфера свободной игры и баланса интересов. Гражданское общество достигает наивысшую ступень развития в условиях рыночной экономики и демократической правовой государственности; тогда оно эффективно выполняет свою главную функцию по обеспечению условий для максимального удовлетворения интересов и потребностей членов общества.


Похожая информация.


Впервые понятие «гражданское общество» появилось в 17 веке в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж.Локка и развивалось в 18 веке Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями .

Решающим социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество, в объяснении которого ведущая роль принадлежит Гегелю, выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе .

В 17 веке принципиального различия между государством и гражданским обществом не проводилось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители, будучи сторонниками договорного происхождения государства, исходили из того, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Локк утверждал: « … абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью» .

В 18 веке В. Гумбольдт отмечает три различия между гражданским обществом и государством:

1) Система национальных, общественных учреждений формируется снизу;

2) Естественное и общее право в гражданском обществе;

3) Человек в гражданском обществе и гражданин - в государстве .

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство - область публичной власти. Государственное вмешательство оправдано при двух условиях:

1. С целью устранения несправедливостей и неравенства внутри гражданского общества (например, при доминирующем положении одного из классов);

2. Для защиты и содействия осуществлению всеобщего интереса .

Согласно И. Канту, гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В 19 веке К. Маркс характеризовал природу гражданского общества и его соотношение с государством так: «… форма общения на всех существующих до сих пор исторических ступенях, обусловливаемая производительными силами и, в свою очередь, обусловливающая их, есть гражданское общество… Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и потому выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать в виде национальности и строиться внутри в виде государства». Гражданское общество он рассматривал как экономический базис, обусловливающий государство .

В последние годы гражданское общество оказалось в центре внимания многочисленных субъектов политики. Это понятие стало одним из самых распространенных и употребляемых в философии политики и права, теории государства и права, политологии и политической социологии. Однако релевантность его употребления в современной политикo-правовой литературе уже привела к тому, что сущность и смысл этой категории размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания, одновременно приобретая политизированную интерпретацию .

Среди исследователей развернулась самая настоящая дискуссия о сущности этого социального феномена. Очень интересно выразил его глубинный смысл лидер мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он заявил, что мы создадим такое общество, в котором каждая кухарка сможет управлять государством. Однако с этим очень трудно согласиться. Не может быть такого государства, в котором каждый дворник или кучер способен на высоком уровне выполнять управленческие функции.

В настоящее время многие исследователи рассматривают гражданское общество в двух плоскостях: идеологической - как идею, доктрину, утопию, и институциональной - как взаимосвязанную совокупность общественно-политических институтов. В данной работе, направленной на определение конкретных факторов, детерминирующих формирование гражданского общества, как рабочий вариант принят второй подход .

И все же что такое гражданское общество? В настоящее время существует, по крайней мере, четыре огромных блока определений данного понятия.

По мнению некоторых исследователей, гражданское общество - это совокупность всех неполитических отношений, сфера своеобразного политического пространства.

Есть точка зрения, согласно которой гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов .

Ряд ученых убежден, что гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур и способных к организованным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил правового характера .

Согласно четвертому подходу, содержание дефиниции «гражданское общество» включает сферу властной деятельности свободных индивидов и их организаций, направленную на создание необходимых условий для самореализации, развития личности.

Мы предлагаем следующее авторское определение: гражданское общество - это обстоятельство, в котором происходит переход основных властных функций от государства к независимым от власти общественным объединениям, способным создать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, самоорганизации личности, реализации ее законных интересов и важнейших потребностей, роста гражданской самодеятельности.

Таким образом, гражданское общество можно также рассматривать как систему, в которой взаимодействуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его структурами и индивидами, и направлены они на развитие властных функций и личностных качеств людей, реализацию прав и свобод граждан. Причем эти связи неопосредованы государством. В такой ситуации активно действуют различные негосударственные структуры, массовые движения, политические партии, группировки по интересам и убеждениям, политически и социально активные личности. Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии. Оно способствует ее формированию и служит залогом сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником сползания государства в сторону авторитаризма и тоталитаризма, защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей, препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения и организации, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, политическими партиями, общественными объединениями, группами интересов. В гражданском обществе, в отличие от государственной системы управления, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции, поддержки и солидарности между свободными и равноправными социальными партнерами .

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются различные группы и организации, независимые от власти, объединенные общностью интересов, активно участвующие в политической жизни страны и выполняющие определенные властные функции. Среди них - местные органы самоуправления, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, семьи, трудовые коллективы, правозащитные объединения, молодежные структуры, религиозные организации, творческие союзы и ассоциации, общественные объединения предпринимателей, общественные клубы и самодеятельные ассоциации, объединения граждан по месту жительства, средства массовой информации и многие другие. Наиболее важными из них являются:

· Советы депутатов, прежде всего базового уровня, где каждый гражданин страны, избранный в них, может представлять и защищать интересы различных социальных групп и слоев, принимать управленческие решения;

· политические партии, служащие своеобразным посредником между государством и широкими народными массами;

· общественные объединения, пытающиеся решить многочисленные проблемы людей путем целенаправленного влияния на власть;

· независимые средства массовой информации, доносящие различную информацию до людей. Прямое назначение их состоит в обеспечении информационного обмена между ячейками общества, создании в нем единого информационного пространства;

· суд присяжных как орган, разрешающий конфликты и споры между государством, обществом, индивидом и друг другом;

· церковь как общественный институт, формирующий личностные качества и властные отношения, систему прав и свобод граждан при помощи специфических идеологических методов и принципов;

· семья как институт, обеспечивающий первичное пространство частной жизни и способный в силу этого стать отправной точкой «роста снизу» гражданского общества;

· профессиональные союзы, призванные отстаивать сугубо экономические интересы людей труда .

Чтобы понять сущность гражданского общества, необходимо выделить его основные ценности и признаки.

Основными ценностями современного гражданского общества, которые необходимо формировать в процессе целенаправленной социальной деятельности, являются права человека и демократия, свобода и частная собственность, идеологический плюрализм и многопартийность; инициативность граждан и толерантность; гражданская культура и свободная конкуренция и т.д.

Основными признаками современного гражданского общества являются:

Ш относительная независимость, автономность по отношению к государству;

Ш многомерность, наличие большого количества независимых от власти общественных формирований, самостоятельно регулирующих свою общественную деятельность, выполняющих значительный комплекс властных функций;

Ш высокий уровень прав и свобод граждан;

Ш передача значительной части властных функций органам самоуправления;

Ш социальный, политический и культурный плюрализм;

Ш свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности;

Ш широкие горизонтальные связи между членами общества;

Ш создание реальных возможностей для развития гражданской культуры и всесторонних способностей людей;

Ш учет мнения большинства и обеспечение прав меньшинства граждан .

Важным аспектом современной политической мысли является методологический поиск наиболее эффективных путей формирования гражданского общества. Сегодня все политики и исследователи согласны с тем, что для этого необходимы субъективные факторы и объективные условия. Но что важнее, как их можно создать? Одним из путей формирования личностных качеств «строителей» гражданского общества является повышение гражданской, правовой, политической культуры личности. Объективные условия создаются прежде всего при помощи законодательной деятельности, необходимого правового поля. Мы убеждены, что это намного эффективнее, чем первый фактор. Однако нас за такой подход постоянно критикуют, доказывая, что, во-первых, важнее, если политический субъект осознает, что с нужна частная собственность на средства а производства или землю, чем то, что государство законодательно разрешит и поддержит их. Во-вторых, что государство не заинтересовано в создании гражданского общества. Как утверждает известный российский исследователь Юрий Резник, государство и о гражданское общество - антиподы, что «не о может волк, которому поручено сторожить овец и создавать условия для их выживания, сдержать свой природный инстинкт, точно так же не может государство как орган принуждения и правопорядка быть защитником и заботливым «отцом» гражданского общества .

С этим утверждением, несмотря на всю сложность отношений государства и гражданского общества, трудно согласиться. В реальной жизни гражданское общество и государство соединены множеством структурных связей, так как государство, осуществляя функции управления в общественной жизни, не может постоянно не соприкасаться с основными гражданскими ценностями и структурами. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремления политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой задачи у него имеется достаточно большое количество средств. Среди них - активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения и организации сопротивления проведению тех или иных государственных преобразований и т.д.

Государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Это объясняется целым рядом причин. Именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти. Контакты со структурами гражданского общества являются для государства важными источниками информации о состоянии общества, его интересах, проблемах и настроениях

В сложные исторические периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство. Среди организаций гражданского общества достаточно много нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают постоянную финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.). Поэтому государство, как правило, заинтересовано в развитии гражданского общества.

Разнообразие конкретных условий становления, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с государственной властью неизбежно детерминирует наличие специфических особенностей формирования гражданского общества, находящихся в зависимости от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих форм верховной власти, типа государственного устройства.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. О. Самородний утверждает, что понятие «гражданское общество» включает всю совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономических, национальных, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и т.д.

Согласно А.Б. Венгерову, гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

По мнению Г.А. Атаманчука, гражданское общество - это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей .

В.А. Владимиров под гражданским обществом подразумевает систему отношений индивидов, обладающих собственностью и полнотой гражданских прав, относительно обособленных в рамках качественной однородности каждого конкретного структурного ее воплощения.

А.В. Одинцова определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализации интересов индивидов и их групп .

В новейшей учебной литературе гражданское общество, в частности профессором О.Э. Лейстом, характеризуется как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации» .

Как считает академик В.С, Нерсесянц, «современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» .

При всем многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что оно:

а) основано на праве;

б) целенаправленно на обеспечение реализации интересов гражданина, человека;

в) индивиды в нем равноправны;

г) индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;

д) индивиды являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов .

Современное правовое гражданское общество - это система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы .

Глубокое осмысление понятия гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права» .

В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. Как отмечал Г.Гегель, личность без частной собственности - это голая абстракция .

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации .

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе экономического прогресса, а значит, и общества в целом лежит частная собственность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные отношения частных собственников.

Структурными элементами гражданского общества являются:

Собственность;

Свободный труд;

Предпринимательство;

Общественные объединения;

Образование;

Культура;

Воспитание;

Свободные средства массовой информации .

Достижение всеобщего правового гражданского общества И. Кант считал величайшей объективно обусловленной проблемой человечества: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, а именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человеке».

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, и наоборот. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и политический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартийность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосостояния граждан, их достойного уровня жизни .

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются:

Частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения;

Социальными подразделениями - классы, нации, другие слои;

Общественными формированиями - политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества;

Традиционными - семья, клубы по интересам и другие общности .

Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождествлять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может.

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес .

Гражданское общество - способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека .

Гражданскому обществу должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы:

1) Общество существовала всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к.ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства

3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательской и частной инициативы. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей.

5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой .

Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства.

В настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть .

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости .

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество

Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие , равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества - человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество .

типы гражданского общества:

социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

общество как совокупность граждан страны;

мировое сообщество граждан.

Признаки в современном понимании.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

    высокое сознание людей;

    высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

    широкие связи между членами общества;

    наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

    децентрализация власти;

    передача части власти органам самоуправления;

    согласование позиций вместо конфликтов;

    развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

    личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

    наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов . В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя (например, через суд).

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система . Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система . Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество , где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Структура.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.



Просмотров