Государственный санитарно эпидемиологический надзор определение. Принципы организации службы гсэн. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Пояснительная записка - это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, но почему -то ей традиционно не уделяется должного внимания, хотя от достоверности информации, содержащейся в ней, напрямую зависит то, какие выводы сделают заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности о вашем предприятии. Наиболее полно определяет состав пояснительной записки приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Основная цель пояснительной записки - дать пользователям возможность использовать бухгалтерскую отчетность в принятии управленческих и инвестиционных решений.

Как правило, пояснительная записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности.

Не предоставляют пояснительную записку в составе годовой бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательной аудиторской проверке, некоммерческие и общественные организации. Пояснительная записка должна содержать существенную информацию об организации, о финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности. В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в п. 27 ПБУ 4/99, а также в других положениях по бухгалтерскому учету. Имеются в виду данные, не нашедшие отражения в формах бухгалтерской отчетности, в том числе:

  • -об изменениях учетной политики организации;
  • -о материально-производственных запасах;
  • -об основных средствах;
  • -о доходах и расходах организации;
  • -о событиях после отчетной даты;
  • - об условных фактах хозяйственной деятельности.

Кроме того, в пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае, если их показатели существенны в общей сумме итогов, отраженных в формах № 1 и № 2. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов

Информация, включаемая в пояснительную записку, делится на обязательную и дополнительную.

Обязательная информация

Обязательной признается информация, наличие которой требуют нормативные акты по бухгалтерскому учету и которая не указана в остальных формах отчетности:

Информация об организации

В начале пояснительной записки представляют сведения, характеризующие отчитывающуюся организацию: наименование организации, ее организационно-правовая форма, юридический адрес, данные об учредителях, сумма уставного (складочного) капитала, уставного или паевого фонда, численность работников организации (среднегодовая или на отчетную дату), персональный состав ее исполнительных и контрольных органов. При формировании пояснительной записки акционерными обществами указывают суммы выплаченных вознаграждений каждому члену совета директоров, наблюдательного совета, исполнительного органа, сгруппировав их по видам: оплата труда, премии, дивиденды и др. денежные выплаты, а также имущественные привилегии. Пояснительная записка должна также содержать данные, характеризующие деятельность организации, - обычную, текущую, инвестиционную, финансовую.

Информация об изменениях учетной политики организации При изменении вступительного баланса на начало года в пояснительной записке излагаются причины изменений. В ней должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики (отличные от предыдущего года) способы ведения бухгалтерского учета. Подлежат обособленному раскрытию изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении. В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, предприятие должно раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики предприятия, относятся методы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции и др.

Информация об основных средствах

В данном разделе следует отразить принятые в организации способы ведения учета основных средств и информацию об их отдельных группах, составляющих существенную долю в общем объеме основных средств. В состав данных об основных средствах может входить следующая информация: -- стоимость основных средств по группам;

  • -- доля активной части основных средств;
  • -- коэффициенты износа, обновления, выбытия и т.п.;
  • -- другие существенные показатели.

Информация о материально-производственных запасах

В данном разделе следует отразить принятые в организации способы ведения учета материально-производственных запасов и информацию об их отдельных группах, составляющих существенную долю в общем объеме материально-производственных запасов.

В состав данных о материально-производственных запасах может входить следующая информация:

  • - стоимость основных видов материально-производственных запасов; - информация о материально-производственных запасах с истекающим сроком годности;
  • - информация о сверхнормативных остатках материально-производственных запасов; - информация о существенных фактах выявленных потерь, возникших в результате хищения и порчи материально-производственных запасов; - другие существенные показатели.

Информация о доходах и расходах

В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, то есть соответствующую финансовую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.

В этом разделе необходимо привести данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и оказывающих существенное влияние на оценку имущественного и финансового положения организации, включая принятие решения о распределении прибыли.

Информация об аффилированных лицах

Требования к данному разделу пояснительной записки регулируются ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах".

Аффилированными называются лица (как юридические, так и физические), которые способны оказывать влияние на деятельность организации. Открытые акционерные общества обязаны ежегодно (в течение 30 дней после окончания года) публиковать список своих аффилированных лиц в средствах массовой информации, доступных всем акционерам этого общества, с указанием количества и категорий акций, принадлежащих этим лицам на последний день года.

В соответствии с ПБУ 11/2000 под информацией об аффилированных лицах понимаются данные об операциях между организацией и ее аффилированными лицами. Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.

Операциями с аффилированным лицом могут быть:

  • * приобретение и продажа товаров (работ, услуг), основных средств и других активов; * аренда имущества и предоставление имущества в аренду; * передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; * финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций;
  • *предоставление и получение гарантий и залогов;
  • * другие операции.

Если в отчетном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчетности по каждому аффинированному лицу раскрывается как минимум следующая информация: * характер отношений с ним;

* объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении); * стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям; * использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним. Если организация или физическое лицо контролирует другую организацию или организация контролируется (непосредственно или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними. Информация по сегментам

Требования к данному разделу пояснительной записки регулируются ПБУ12/2000 "Информация по сегментам". Данный раздел должен обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность рискам и получению прибыли. Информация по сегменту -- это информация, раскрывающая часть деятельности торговой организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации. Цель сегментирования -- определить перечень отчетных сегментов и построить аналитический учет таким образом, чтобы получить значения приведенных выше показателей по каждому сегменту с достаточной степенью достоверности и с наименьшими для учетного персонала трудовыми затратами.

ПБУ12/2000 выделяет два вида сегментов -- операционные и географические, из состава которых организация должна выделить отчетные сегменты. Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям (не входящим в состав финансовой группы, составляющей консолидированную отчетность) и выполняется хотя бы одно из следующих условий: - выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов; - финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов, активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Представляемая информация по сегментам делится на первичную и вторичную. В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

  • - общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
  • -финансовый результат (прибыль или убыток);
  • -общая балансовая величина активов;
  • - общая величина обязательств;
  • - общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
  • - общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
  • - совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в товарах, то первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичной -- по географическим сегментам; если различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичной -- по операционным сегментам. Если риски и прибыли определяются в равной мере различиями в товарах и в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной -- по географическим сегментам.

Информация о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности

Требования по формированию данного раздела регулируются ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" и ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".

Бухгалтеру при составлении пояснительной записки необходимо решить три задачи:

  • 1) выделить те события, которые относятся к категории "события после отчетной даты";
  • 2) разделить их на две группы, имеющие различный порядок отражения в учете в соответствии с нормативными требованиями;
  • 3) сформировать корреспонденции счетов, отражающие события после отчетной даты в учете, а также текст пояснений к отчетности -- для событий, которые системно не отражаются.

Согласно ПБУ 8/01 в пояснительной записке раскрывается информация об условных активах и условных обязательствах. Под условным активом понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой (95--100%) или высокой (50 - 95%) степенно вероятности приведет к увеличению экономических выгод организации. Условные активы на счетах бухгалтерского учета не отражаются и не подлежат оценке в денежном выражении.

Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период в том случае, если существует высокая или очень высокая вероятность того, что организация их получит. Информация об условных активах, раскрываемая в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, не должна содержать указания на степень вероятности или величину оценки условного актива. Под условными обязательствами понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой (95--100%) или высокой (50--95%) степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.

К условным обязательствам относятся :

I тип -- существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность; II тип -- возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо не наступлением будущих событий, не контролируемых организацией. Информация по условным обязательствам II типа подлежит раскрытию в пояснительной записке. Условные обязательства организация оценивает в денежном выражении.

Дополнительная информация

В соответствии с ПБУ 16/02 в годовой в бухгалтерской отчетности должна быть представлена информация как минимум за два года. Однако этого недостаточно, чтобы сделать необходимые выводы о динамике развития организации. В пояснительной записке можно приводить пока-затели, характеризующие деятельность организации за более длительный период.

В бухгалтерской отчетности следует давать оценку финансовому состоянию организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Для характеристики краткосрочной перспективы в пояснительной записке отражаются показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, способности восстановления платежеспособности. При этом следует охарактеризовать текущую платежеспособность: -наличие денежных средств в кассе и на расчетных счетах; - наличие убытков;

  • - просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • - не погашенные в срок кредиты и займы;
  • -наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом. Если у фирмы есть ценные бумаги, желательно оценить возможное изменение их рыночной стоимости.

Для характеристики долгосрочной перспективы финансового состояния организации целесообразно раскрывать сведения о структуре источников средств, степени зависимости фирмы от внешних инвесторов и кредиторов и др. При этом следует охарактеризовать динамику инвестиций за предыдущие годы, описать перспективу вложений и составить расчет их предполагаемой эффективности. В пояснительной записке могут быть представлены и другие показатели, например: коэффициенты финансовой активности, финансовой устойчивости, абсолютной и критической ликвидности. Чтобы привлечь потенциальных инвесторов, организация может включить в пояснительную записку показатели, характеризующие ее деятельность с положительной стороны:

  • -широту рынков сбыта продукции;
  • -наличие экспортных поставок;
  • -репутацию компании (или ее известность);
  • -степень выполнения плановых показателей;
  • -уровень эффективности использования собственных ресурсов. Кроме того, можно привести динамику показателей фондо- и материалоемкости, показатели оборачиваемости ресурсов, рентабельности и доли собственных оборотных средств.

Крайне важна информация о перспективах деятельности: капиталовложения, проводимые природоохранные мероприятия, научно исследовательские и опытно-конструкторские работы, мероприятия по реорганизации и изменению структуры управления и т.д.

Если в отчетном году произошло присоединение или слияние организаций, в бухгалтерскую отчетность включаются данные обеих фирм. В этом случае отчетность составляется на основании учетной политики одного из таких предприятий. Если в методах учета были различия, показатели бухгалтерской отчетности одной организации пересчитываются в соответствии с учетной политикой другой. Информация о таком пересчете обязательно отражается в пояснительной записке. Если в отчетном году в рамках организации произошло выделение или разделение, необходимо скорректировать данные бухгалтерской отчетности за предшествующий период и из нее следует исключить информацию по выделенной организации.

В пояснительной записке сообщается о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

2. Используя данные бухгалтерского баланса (приложение 1), сгруппировать активы по степени ликвидности, а пассивы - по срочности погашения и оценить текущую и перспективную ликвидность баланса в динамике. Сделать выводы

Бухгалтерский баланс, тыс. руб. (форма № 1)

Код показателя

Базисный год

Предыдущий год

Отчетный год

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Прочие необоротные активы

ИТОГО по разделу I

II. Оборотные активы

в том числе: сырье, материалы и др. аналогичные ценности

Животные на выращивании и откормке

Затраты в незавершенном производстве

Готовая продукция и товар для перепродажи

Товары отгруженные

Расходы будущих периодов

Прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

Код показателя

Базисный период

Предыдущий период

Отчетный период

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционера

Добавочный капитал

Резервный капитал

в том числе: резервы, образованные

в соответствии с законодательством

нераспределенная прибыль прошлых лет

нераспределенная прибыль отчетного года

ИТОГО по разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

займы и кредиты

отложенные налоговые обязательства

прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V.Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственным внебюджетным фондом

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками

(учредителями) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

СПРАВКА о наличии ценностей,

учитываемых на забалансовых счетах

Арендованные основные средства

в том числе по лизингу

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Товары, принятые на комиссию

Списанная в убыток задолженность

неплатежеспособных дебиторов

Обеспечение, полученных обязательств и платежей

Обеспечение выданных обязательств

и платежей

Износ жилищного фонда

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

Нематериальные активы, полученные в пользование

Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия активам, срок превращения, которых в денежных единицах средства соответствует сроку погашения обязательств.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства активы предприятия группируются следующим образом:

  • 1. Наиболее ликвидные активы А1 - денежные средства (стр.250) + краткосрочные финансовые вложения (стр. 260);
  • 2. Быстрореализуемые активы А2 - дебиторская краткосрочная задолженность (стр.240);
  • 3. Медленно реализуемые активы А3 - запасы (стр.210) + долгосрочная кредиторская задолженность (стр. 220) + НДС (стр.230) + Прочие оборотные активы (стр.270);
  • 4. Трудно реализуемые активы А4 - внеоборотные активы (стр.190).

Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:

1. Наиболее срочные обязательства:

П1 - кредиторская задолженность (стр.620);

  • 2. Краткосрочные пассивы П2 - краткосрочные заемные средства (стр.610) + задолженность по выплате доходов (стр.630) + Прочие краткосрочные обязательства (стр.660);
  • 3. Долгосрочные пассивы П3 - долгосрочные обязательства (стр.590) + доходы будущих периодов (стр.640) + резервы предстоящих расходов и платежей (стр.650);
  • 4. Постоянные и устойчивые пассивы

П4 - капитал и резервы (стр.490).

Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным если имеют местоследующие соотношения:

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели ликвидности баланса:

Текущую ликвидность (ТЛ) - которая свидетельствует о платежеспособности (+) или платежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени и равен:

ТЛ = (А1 + А2) - (П1 + П2)

ТЛ баз. год = (403 + 1 098) - (3 331 + 0 + 0 + 0) = - 1 830;

ТЛ пред. год = (2 018 + 524) - (13 131 + 0 + 0 +0) = 5 872;

ТЛ отчет. год = (3 696 + 3 061) - (19 631 + 0 + 0 + 0) = 12 879.

Т.е. организация с каждым годом по сравнению с базисным становится на ближайший период менее платежеспособна.

Перспективную ликвидность или прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

ПЛ = Аз - Пз

ПЛ баз. год = (3 681 + 82 + 0) - (0 + 50 + 0) = 3 713;

ПЛ пред. год = (6 616 + 31 + 0) - (0 + 714 +0) = 5 933;

ПЛ отчет. год = (13 346 + 325 + 0) - (0 + 0 + 0) = 13 671.

Прогноз платежеспособности в будущем перспективный, т.е. при продаже организация рассчитывается в будущем полностью. Причем с каждым годом платежеспособность растет.

Уровень использования основных средств определяются с одной стороны прогрессивностью технологической политики, проводимой предприятием по формированию структуры фондов, а с другой стороны организацией и технологией производства выпуска продукции:

Существует система показателей сумм характера использования основных фондов.

1. Фондовооруженность (Фв) рассчитывается по формуле:

ПФ сг - среднегодовая стоимость основных фондов;

ЧР - среднегодовая численность работников.

Этот показатель показывает стоимость рабочего места, т.е. фондовооруженность в отчетном году уменьшилась по сравнению с базисный.

Определим производительность труда (Птр) по формуле:

Наиболее важным показателем является фондоотдача и фондоемкость

Фо - фондоотдача;

В - годовая выручка от продажи продукции;

ПФ сг - среднегодовая стоимость основных фондов.

П - прибыль от реализации

В баз. год = 100 000 + 15 000 = 115 000;

В отчет. год = 98 000 + 13 000 = 111 000.

Фондоемкость продукции это величина обратная фондоотдаче и определяется:

Фондоемкость очень важный показатель, который организации связан с экономией капиталовложений:

Факторный анализ фондоотдачи основных фондов предприятия

Показатели

Базисный год

Отчетный год

изменение

абсолютно

в процентах

Выручка (В) тыс. руб.

Среднесписочная численность работников ЧР (человек)

Производительность труда одного среднесписочного работника, тыс.руб.

Среднегодовая стоимость основных фондов (ПФ сг), тыс.руб.

Фондовооруженность труда одного среднесписочного работника, тыс.руб. (Фв)

Фондоотдача основных фондов (Фо) тыс.руб.

Рассчитаем процентное изменение:

В % = 111 000 / 115 000 * 100 = 96,5%;

ЧР % = 960 / 940 * 100 = 102,1%,;

Птр% = 102,08/106,4 * 100 = 95,95;

ПФ сг = 47 000/51 000 * 100 = 92,2%;

Фв % = 48,98 / 54,26 *100 = 90,3%;

Фо% = 2,36/2,25 *100 = 104,9%.

На увеличение фондоотдачи повлияло снижение стоимости основных средств.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1. контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3. меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
5. проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7. статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.


Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.


Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел. На эмблеме Роспотребнадзора изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита - красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста - красный посох Асклепия.


Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения?
2. Что такое социально-гигиенический мониторинг?
3. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?
4. Назовите права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Назовите права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Какие существуют требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания для здоровья человека?
7. Какие требования санитарного законодательства предъявляются к дошкольным и другим образовательным учреждениям?
8. Что относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям?
9. Как осуществляется гигиеническое воспитание и обучение граждан в РФ?
10. Какие виды деятельности подлежат обязательному лицензированию?
11. Что включает в себя государственный санитарно-эпидемиологический надзор?
12. Что Вы знаете о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (ст.42 Конституции РФ).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

· Профилактики заболеваний

· Разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ в данной области

· Выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарных правил

· Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования

· Государственного санитарно-эпидемиологического надзора

· Сертификации продукции и лицензирования видов деятельности

· Проведения социально-гигиенического мониторинга и др.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ является:

1. Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ,

2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания,

3. гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Социально-гигиенический мониторинг государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор –осуществляется (Положение "Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ" Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569 во изменение ст.46 ФЗ от 30.03.1999 г.):

1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),

2. территориальными органами, создаваемыми в субъектах РФ,

3. в муниципальных образованиях, на транспорте,

4. ведомственными учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля в Вооруженных Силах РФ, МВД, ФСБ, Федеративной службе по контролю за оборотом наркотиков, Федеральном медико-биологическом агенстве и др.

Все выше перечисленные учреждения, а также Федеральные государственные научно-исследовательские учреждения и Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) « Центры гигиены и эпидемиологии» , осуществляющие свою деятельность в целях обепечения госсанэпиднадзора в РФ – это единая Федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющая государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН) в Российской Федерации.



Возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главный государственный санитарный врач РФ , координирует деятельность всех учреждений и санэпидслужбы независимо от ведомственной принадлежности (Онищенко Г.Г.). Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ.

(Территориальное Управление Роспотребнадзора по Тюменской области - Шарухо Г.В., главные государственные врачи по городам, районам и на транспорте. Руководитель ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» -Устюжанин Ю.В., дезинфекционные станции - Андрейченко Л.Н., и другие организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти).

Должностные лица обладают полномочиями, установленными ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 50, 51, 52 и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиолгическому благополучию населения.

Организация службы Роспотребнадзора представлена тремя уровнями:

Уровень субъектов федерации (2): в республиках, краях, областях и т.д.

Местный уровень работы (1): города, районы и др.

Структура ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ зависит от его уровня и содержит основные структурные подразделения:

1. Управление

2. Организационно – методический отдел

3. Отдел санитарного надзора с разделением функций по направлениям:

а)отделение коммунальной гигиены,

б)отделение гигиены труда,

в)отделение гигиены питания,

г)отделение гигиены детей и подростков,

д) подразделения по предупредительному санитарному надзору (отделения по санитарному надзору за планировкой и застройкой населенных мест)

4. Эпидемиологический отдел:

а)противоэпидемическое отделение, в т.ч. по особо опасным инфек-циям

в) отделение учета и регистрации инфекционных больных

5. Информационно-аналитический отдел

6. Отдел гигиенического воспитания и образования населения

7. Санитарно-гигиеническая лаборатория (с отделами физико-химических исследований, труда, питания, почвы и атмосферы)

В связи с изменением функций госсанэпидслужбы и приданием ей обязанностей торговой инспекции, общества защиты прав потребителей широкое распространение получили подразделения по правовому обеспечению взаимоотношений населения и учреждений Роспотребнадзора в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Многопрофильные санитарно-гигиенические учреждения оснащаются современными техническими средствами контроля за средой обитания, передвижения (подвижные лаборатории, автотранспорт), видеотерминалами и т.д., что сопровождается расширением инженерно-технических контрольных и ремонтных служб.

Изменение порядка финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического профиля за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств граждан и юридических лиц и других источников потребовало организацию подразделений коммерческой деятельности: Дезинфекционный отдел (хозрасчетное отделение профилактической дезинфекции, дезинсекции и деротизации)

1. Государственный характер системы санитарных и противоэпидемических мероприятий.

2. Научно-плановая основа проводимых мероприятий.

3. Единство санитарных и противоэпидемических мероприятий.

4. Единство предупредительного и текущего санитарного надзора.

5. Единство мероприятий в городе и сельской местности.).

6. Участие всех медицинских учреждений и организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

7. Участие населения в массовых санитарно-эпидемиологических мероприятиях (целесообразно и обосновано в различных аварийных ситуациях, возникновении массовых инфекционных заболеваний - выявление заболевших, оказание доврачебной помощи при большом числе пострадавших, проведение работы по санитарному просвещению во избежание паники среди населения), гигиеническое обучение населения.

Основные нормативные документы:

1. Конституция РФ

2. Федеральный Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г.

3. "Санитарные правила и нормы"

4. "Строительные нормы и правила", обязательные для исполнения всеми службами, независимо от форм собственности

5. Методические указания, приказы вышестоящих организаций, в т. ч. Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Профилактика остается комплексом государственных народно-хозяйственных мероприятий (экономических, строительных, планировочных, инженерно-технических, медицинских и др.)

Проводимые мероприятия имеют научную основу. Особое внимание уделяется деятельности по нормированию факторов среды обитания, что является основой работы отраслевых научно-исследовательских институтов, территориальных учреждений Роспотребнадзора, Центров гигиены и эпидемиологии.

Существует тесная связь санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий. Невозможно только медицинскими мероприятиями (иммунизация, витаминизация и др.) снизить заболеваемость кишечными инфекциями, сыпным тифом, туберкулезом и др., имеющими социальные причины возникновения (водоснабжение, санитарная очистка населенных мест, банно-прачечное обеспечение, организация питания, проживания, природоохранных мероприятий и т.д.).

А) - Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС РФ)

Б) - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ)

В) - Управление Федеральной Службы Исполнения Наказаний России


2. Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации является:

А)– осуществление комплекса социальных, экономических, медицинских и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека и его будущих поколений
Б) – обеспечение благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье
В)– осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм
Г) – профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ. Осуществление гигиенического воспитания и образования населения.
Д)– все, вышеперечисленное в п.п. А, Б, В, Г

3.За совершение санитарных правонарушений должностные лица и граждане Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности:

А)- дисциплинарной и уголовной
Б)– административной и уголовной
В)– дисциплинарной и административной
Г) – дисциплинарной, административной и уголовной
Д) – дисциплинарной и уголовной

4. В процессе своей профессиональной деятельности санитарному врачу-гигиенисту и эпидемиологу приходится иметь дело с нормами и гигиеническими нормативами. Назовите, какие из нижеприведенных данных относится к нормам?

А) – ПДК вредных химических веществ
Б)– средняя длительность одного случая инфекционных заболеваний
В)– уровень профессиональной заболеваемости
Г)– коэффициент ослабления гамма-излучения

5. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
А)– государственный характер
Б) – научно-плановая основа
В)– использование научных исследований и прогнозирования
Г)– единство санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Д)– единство санитарно-гигиенических мероприятий

6. Правовыми основами деятельности госсанэпидслужбы являются:
А) – Конституция Российской Федерации
Б)– Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
В) – Гражданский кодекс РФ
Г)– Приказы Минздрава России
Д)– все вышеперечисленное

7. К основным составляющим здорового образа жизни относятся:
А)- Режим труда и отдыха, организация сна, режим питания
Б) - Занятия спортом, культура сексуального поведения

В) – Профилактика вредных привычек

Г)- Все вышеперечисленное

Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

Курсовая работа по административному праву

Санитарно- эпидемиологический надзор

Москва 2001

Введение

Каждое общество стремится защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого рода опасности.
Опасности, которая в наше время приобретает все больший размах.Она может принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как, например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего.
Таким образом, неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним.
Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.
Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор.
Данная разновидность административного надзора
Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта
1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации. Положением о Государственном комитете санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другими правовыми актами. В соответствии со статьей 46 Федерального закона в Российской
Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской
Федерации). В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в стране; органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водном транспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службы действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской
Федерации.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации является первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации, а само министерство выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в России.

Виды санитарно-эпидемиологического надзора.
Государственный надзор.

Санитарно-эпидемиологический надзор может быть государственным и ведомственным.
Государственный надзор как основной осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
Он определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
Федерации в порядке, установленном её законодательством.

В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.
А также подразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.

Как же осуществляется руководство всей этой сложной системой предприятий, учреждений и организаций?
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных округах и областях, на водном и воздушном транспорте. Ну и, естественно, ему подчиняются непосредственно подведомственные учреждения и предприятия, например, по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам.
Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Высшая руководящая должность этой службы – председатель
Госкомсанэпиднадзора России, далее руководство учреждениями и предприятиями, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, распределяются следующим образом: - главный государственный санитарный врач России, главные врачи центров санитарно-эпидемиологического надзора, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
Федерации, городам и районам.
Главный государственный санитарный врач или его заместитель не реже одного раза в квартал при анализе деятельности организаций должен осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия.
Если при рассмотрении дела о санитарном правонарушении выясняется, что оно повлекло массовое заболевание или отравление людей либо смерть хотя бы одного человека, то соответствующие материалы должны быть переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Порядок оформления и направления таких материалов в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Эти функции закреплены в Положении об этой службе, которое отражает все вопросы ее компетенции.
В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.

Служба разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды.
Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами и могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Например, Министерство Здравоохранения Российской Федерации издает приказ от 20 июля 1998 г. N 217, «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором «в целях повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения, приведения системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, гармонизации указанной процедуры с международными требованиями, руководствуясь Законом
Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года N 1034-1 ,
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 9 января 1996 года N 2-ФЗ"), а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации" от 3 июня 1997 года N 659 выносит ряд постановлений, а также определяет положение, в котором устанавливает общие требования к порядку проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая оценка продукции и товаров, а также производств - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно - эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр. В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека.

По результатам гигиенической оценки выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.

Продукция и товары допускаются к производству, применению и реализации после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения установленного образца. Организация лабораторных, инструментальных исследований продукции и товаров по гигиенически значимым показателям, а также проведение гигиенической оценки осуществляются в соответствии с заключаемыми договорами. Работы по гигиенической оценке, выдаче заключений, гигиенической оценке производства, внесению их в Реестр осуществляются на основе заключаемого между заявителем и центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением договора.
Работа по гигиенической оценке производств проводится органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с договором с организацией, ставящей на производство данный вид продукции.
При проведении гигиенической оценки продукции, товаров, производств к ним предъявляются требования, установленные действующим законодательством.
Решение о безопасности продукции, товара, вида продукции при гигиенической оценке производства принимается на основании экспертизы представленных документов и результатов испытаний. В случае полного соответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением готовится заключение установленного образца. Заключение подписывают главный государственный санитарный врач Российской Федерации или его заместители, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
Федерации, городам, регионам на транспорте или их заместители.
В случае несоответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением принимается решение об отказе в выдаче заключения, о чем заявителю направляется письменное обоснование принятого решения. В случае несогласия заявителя с принятым решением об отказе в выдаче заключения он может обратиться с апелляцией в апелляционный Совет при Департаменте государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.
На продукцию, прошедшую процедуру гигиенической оценки, по желанию производителя (продавца, поставщика) может быть нанесен знак, подтверждающий, что данная продукция прошла гигиеническую оценку.
Копии гигиенических заключений, выданные Департаментом государственного санитарно - эпидемиологического надзора
Министерства здравоохранения Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, а также центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в регионах на транспорте,
Федеральным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения
Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора федерального управления медико- биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, имеют установленные степени защиты.

Следующая основная функция государственной санитарно-эпидемиологической службы состоит в контроле и надзоре за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Контроль и надзор тесно взаимосвязаны, но различны по результатам принимаемых после них решений.
При контроле заключением является дача согласия на то или иное решение вопроса, а надзор выявляет нарушения, которые приводят к применению мер административного принуждения.. Тем не менее в нормативных актах и практическом их осуществлении они органично взаимосвязаны.
Например, главный государственный санитарный врач, рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью рынков города, выносит постановление «Об усилении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на рынках города»,в котором отмечает, что нарушаются требования санитарных правил: санитарно- техническое состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются условия хранения и реализации продукции, юридические лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (- санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.
Компании, управляющие рынками, администрации рынков не осуществляют должных мер по обеспечению соответствующих санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий на рынках, в том числе по обеспечению условий труда продавцов.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта
1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральным законом от 2 января 2000г. №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2000г.
№292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", постановлением
Правительства Москвы от 15 февраля 2000г. № 118 " О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил", постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации", постановляет ввести ряд запретительных и обязательных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в частности организовывать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами соблюдать специализацию торговых мест, иметь согласованную с центром
Госсанэпиднадзора схему этих мест соблюдать наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств, обеспечить бесперебойное функционирование систем горячего и холодного водоснабжения и канализации, систем освещения, отопления и вентиляции, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры, реализовывать товары с сертификатом соответствия и отметкой о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, обеспечивать проведение на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил, определив ответственное должностное лицо и обеспечив его обучение и аттестацию на право осуществлять этот контроль, проводить санитарные дни по графику и т.д.
Далее указывает, что невыполнение мероприятий данного постановления является условием, создающим угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) и служит основанием для приостановления деятельности рынка администрацией рынка самостоятельно или по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Таким образом проводится проверка выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации предприятий,учреждений,организаций,зданий,помещений,сооружений,оборудования и транспортных средств.
Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
1.полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы(пробы) материалов, веществ,изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
2.полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.
3.полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Они могут быть различными. Это и приостановление либо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Также это могут быть решения по применению административного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; решения об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
4.полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства и налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья
51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).
5.полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.

Согласно постановлению № 11 от 5 апреля 2000 года Председателя
Правительства Российской Федерации В.В.Путина «О введении форменной одежды для должностных лиц, органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерства здравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор

есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам.

Его цели и задачи – обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.
Действовавший ранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного, при этом органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора не входили в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный вид санитарно- эпидемиологического надзора, а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, а также порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54
Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается, что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.
Статья 55 того же Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения, наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дела вправе рассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта (МПС России), обороны(Минобороны России), внутренних дел(МВД России), безопасности(ФСБ России), пограничной службы(ФПС России), налоговой полиции(ФСНП России),и их заместители в соответствии со статьей 51 Федерального закона « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

Заключение

Таким образом, контроль и надзор за благополучием населения имеет место быть. Но все мы видим, каково состояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно. Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней. В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее, во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвами очередной эпидемии. Очень многие неудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всего несовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранного строительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именно здесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваются социальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иными нормативными документами. Да, и понятное дело - на каждую конкретную проблему отдельного закона не создашь.
Тем более не может существовать унифицированных методов и подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими, присущими только им особенностями.
Например, как обеспечить экологическую и гигиеническую безопасность и соблюдение достаточно жестких федеральных нормативов на сброс сточных вод в водоемы, когда уже существующие фоновые концентрации находятся либо на уровне ПДК, либо превосходят нормативы?
Так по существующему законодательству в ряде районов Санкт-Петербурга из-за значительного фонового загрязнения атмосферного воздуха следует запретить жилищное строительство. Однако российское законодательство все же предполагает возможность разработки системы так называемого регионального нормирования. Согласно Законам "Об охране окружающей среды в РФ" (1991) и
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской
Федерации" (1999) руководители территориальных органов Министерства экологии и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора вправе утверждать региональные нормативы качества факторов среды обитания человека либо правила обеспечения экологической и гигиенической безопасности. Кроме того, в соответствии с Законом "О самоуправлении субъектов Федерации" администрациям этих субъектов дано право создавать и использовать региональные законы и другие нормативные акты. Следует отметить, что обязательным условием регионального нормирования является отсутствие противоречий между документами, принятыми в регионах, и федеральным законодательством. В этих условиях создаются предпосылки для решения многих экологических проблем путем регионального нормирования и законодательства.
Практика последних трех лет показала положительный опыт в этом направлении.
Например, разработаны и эффективно действует целый ряд нормативных документов в нашем регионе: таких как "Правила охраны почв в Санкт-
Петербурге", "Правила сбора, транспортировки и утилизации осадков коммунальных очистительных сооружений канализации", "Правила производства, испытаний и реализации бытовых устройств водопроводной воды" и другие. В настоящее время в стадии разработки находится региональные законы Санкт-
Петербурга, касающиеся экологии. К недостаткам существующей системы следует отнести полное отсутствие координации городских и федеральных органов в области регионального нормирования. По идее вначале следовало бы определить систему регионального нормирования в целом, а затем, сообразуясь с приоритетными задачами, заполнять ее конкретными правовыми актами.

Культурный уровень нашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему должным образом поддерживать цивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д. Не зря у нас с иронией рассказывают, что немцы улицы с мылом моют.., вот поэтому и ездят на хороших машинах, и уровень жизни у них соответствующий. А у нас выбросить мусор из окна машины, поезда или просто дома ничего не стоит.
Так что законодательство в этом направлении следует разрабатывать, ужесточать и может быть, что-то изменится в головах.
. Сегодня на разных уровнях ведется разработка множества компьютерных программ, не совместимых между собой, решающих одни и те же отдельные узкие задачи. Каждый сам по себе пытается провести анализ влияния того или иного фактора на популяцию. Действие физических и химических факторов на ряд патологий оцениваются без учета биологической природы заболевания, без использования методов и методологии эпидемиологии. Нет структурного подразделения, координирующего проведение компьютерных разработок с учетом знаний всех специалистов. Это ведет к несогласованности действий лечебной службы, санитарно-гигиенического и эпидемиологической направлений.
Создающиеся на отдельных территориях раковые регистры не использует отечественный опыт по регистрации инфекционных больных. В работе онкологических учреждений отсутствует профилактическая направленность.
Многое онкологи не имеют представления о имеющихся сегодня средствах и способах профилактики онкологических заболеваний. Ими не проводится пропаганда иммунизации против гепатита В, не пропагандируется здоровый образ жизни, информация о вреде курения. Недостаточно используется накопленный опыт развитых стран в пропаганде здорового образа жизни, в формировании общественного мнения здорового образа жизни. Не достаточно активно в этом плане работают и Центры Государственного санитарно- эпидемиологического надзора. В Российской Федерации как на национальном, так и на региональных уровнях до сих пор не запрещена реклама сигарет, не запрещено курение в общественных местах, медицинских учреждениях.
Информация о курении не включена в анкеты при приеме на работу.
Руководители здравоохранения, врачи на собственном примере не убеждают население отказаться от курения. Контроль за снижением влияния данного фактора не проводится. Травматизм, анализ причин и профилактика еще не стали разделом деятельности ЦГСЭН. Не анализируется влияние социальных и психических факторов на формирование отдельных видов патологии. Таким образом необходимо:

Создать аналитическую структурную единицу в рамках центров

Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, позволившую всесторонне оценить влияние отдельных факторов на формирование патологии на популяционном уровне

Упорядочить потоки информации. Для анализа неинфекционной патологии необходимо использовать методы и методологию эпидемиологии, представляющую собой цельную науку и использующую законы диалектики и формальной логики.

Для оценки состояния здоровья населения разработать и использовать количественные критерии оценки здоровья и процент влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

Создать медицинскую корпоративную компьютерную сеть, которая позволит оценить степень влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

Практическое использование мирового опыта в пропаганде и формировании здорового образа жизни.

1.Введение
2.Виды надзора.

Государственный надзор
3.Содержание и управление.
4.Основные функции надзора.

Полномочия должностных лиц.
5.Ведомственный надзор.
6.Заключение.
7.Список использованной литературы.

Список использованной литературы.

А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов

«Административное право Российской Федерации» учебник для вузов 1996 г.
Москва «Зерцало» «Теис».
Официальный сервер Министерства здравоохранения Российской Федерации.
«О перспективах использования эпидемиологии для комплексной оценки здоровья населения» статья Е.С.Шелковой, Свердловский областной Центр санитарно-эпидемиологического надзора.2001 г.



Просмотров