Гарантии конституционно правового статуса российской федерации. Конституционно правовой статус личности. Поверьте свои знания

Гарантия (в пер. с фр. garantie) -- ручательство, обеспечение, заверение.1

Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Российской Федерации-- это предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.2 Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы - фактическим положением каждого человека.

В широком плане понятием гарантии прав человека охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве:

  • - условий;
  • - средств;
  • - приемов;
  • - методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.1

Исследователи проблем юридических гарантий высказывают следующие идеи:

ь Во-первых, гарантии являются элементом правовой системы;

ь Во-вторых, нельзя отождествлять гарантии с другими понятиями, а именно - мерами правовой охраны, мерами правовой защиты, юридической ответственности;

ь В-третьих, гарантии необходимо получать как самостоятельную категорию, имеющую свои черты, объект воздействия, структуру, систему, методы реализации, а также в качестве формы определенной общности конституционных норм.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан.

Гарантии прав и свобод в основном имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления. Конституция РФ широко использует такую позицию государства по отношению к правам и свободам человека и гражданина, как их гарантированность.1

Нередко употребляется выражение "материальные гарантии прав", под которыми понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно, ("каждый имеет право на жилище"), другие -- как гарантия ("гарантируется свобода массовой информации"), третьи -- как объект охраны или защиты со стороны государства или закона ("право частной собственности охраняется законом", "материнство и детство, семья находятся под защитой государства").2 Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицании. Однако формулировка "гарантируются" звучит более несомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции 1 о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только "каждый вправе", поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки "охраняются государством" и "находятся под защитой закона" по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.2

Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи, 3 устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.4

Некоторые ученые-юристы выделять другую классификацию гарантий:

ь Материальные гарантии. Для реализации большинства прав и свобод, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки. Можно себе представить, например, однобокость свободы труда при недостатке рабочих мест, когда данная свобода превращается всего лишь в свободу вынужденного безделья. Или: как человеку обеспечить право на медицинскую помощь -- при бедности лечебных учреждений; право на отдых -- при дороговизне путевок в санатории и дома отдыха и т.д.

ь Организационные гарантии. Они выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц -- государственных и местного самоуправления -- целью деятельности, которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу осуществляют все традиционно существующие органы -- представительные, исполнительные, судебные. Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуются права, свободы, обязанности граждан, и предпринимаются шаги по их защите.1

ь Юридические гарантии. Определяя такие гарантии, во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления соответствующих прав, свобод, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан, их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину.

ь Духовные гарантии. Раньше эту группу гарантий назвали бы идеологическими. Не вдаваясь в споры о терминах, нужно отметить, что одна из важнейших групп гарантий связана с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Все это следует разъяснять гражданам, добиваясь такого восприятия ими своих возможностей, которое соответствует современному этапу развития общества. Надо заниматься и воспитанием, это помогает делать из каждого человека достойного гражданина своей страны, законопослушного и небезразличного к происходящему в обществе.

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности (рис. 2.1).Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Рис. 2.1. Соотношение правового статуса, конституционного статуса
и правового положения личности

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).



Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

  1. человек, его права и свободы - высшая ценность;
  2. все граждане имеют права и свободы от рождения;
  3. граждане имеют равные права;
  4. основные права и свободы граждан неотчуждаемы;
  5. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
  6. основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.).

конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции , нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное

Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам .

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

Неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса республики как субъекта России - это гарантии ее прав. В Конституции РФ отсутствует не только глава или отдельная статья, посвященная гарантии прав субъектов Федерации, но и их понятие.

Анализ норм Конституции РФ позволяет выделить несколько групп конституционных гарантий прав республики как субъекта федеративных правоотношений. Так, А.Н. Лебедев выделяет следующие группы:

Гарантии обеспечения прав субъектов РФ;

Гарантии охраны прав субъектов РФ;

Гарантии защиты прав субъектов РФ;

Гарантии восстановления прав субъекта РФ.

Указанные группы гарантий образуют его специальные процессуальные права, связанные с особым порядком изменения Конституции РФ. Эти процессуальные права могут быть использованы только в случае возможного изменения прав субъекта РФ. При внесении поправок в Конституцию РФ, не затрагивающих права субъектов Федерации, эти процессуальные права не применяются. Таким образом, общий порядок изменения Конституции РФ распространяется на процедуру изменения конституционных прав республики, но со следующими ограничениями:

1. Права республики, установленные в гл. 1, 2, 9 Конституции РФ, не подлежат изменению в рамках действующего Основного закона.

2. Права республики, установленные в гл. 3-8, могут быть изменены, но при выполнении трех обязательных условий:

Согласие республики на изменение своего конституционного статуса. Права субъекта РФ не могут быть изменены без его согласия. Для их изменения необходимо взаимное согласие как субъекта, так и Федерации (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);

Согласие всех субъектов РФ на изменение своего конституционного статуса. Конституционный принцип равноправия субъектов РФ запрещает одному или нескольким субъектам РФ иметь иные, чем у других субъектов Федерации, права. Следовательно, каждый субъект Федерации должен выразить свое согласие на изменение своего конституционного статуса, равно как и Российская Федерация также должна выразить свое согласие на изменение прав субъектов РФ;

Для изменения персонального названия субъекта РФ не нужно согласия других субъектов РФ.

Последнюю процедуру изменения прав субъекта Федерации можно отнести к простой процедуре. Сложная процедура изменения статуса республики предполагает строгое следование требованиям ст. 136 Конституции РФ, за исключением нормы одобрения поправки законодательными органами субъектов РФ. Конституция требует одобрения поправки органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Это означает, что, если некоторые субъекты РФ не одобрят поправку, она все равно подлежит внесению в Конституцию. Для изменения статуса республики эта процедура не может быть применена, поскольку все без исключения субъекты РФ должны выразить согласие на изменение своего конституционного статуса.

Согласие республики на изменение своего конституционного статуса может быть выражено либо при одобрении поправки после ее рассмотрения Федеральным Собранием, либо до рассмотрения Федеральным Собранием по запросу федерального органа государственной власти иным способом (например, в ходе республиканского референдума). Если согласие было выражено на республиканском референдуме, очевидно, что законодательный орган должен одобрить поправку к Конституции РФ.

Вторую группу гарантий прав республики образуют гарантии, направленные на охрану его конституционных прав. Гарантии охраны предназначены, во-первых, для предупреждения, во-вторых, для выявления возможных нарушений конституционных прав республики со стороны федеральных органов государственной власти.

Для предупреждения нарушения прав республики Конституция РФ предусматривает:

Право республики участвовать в процедуре назначения членов Конституционного Суда России в целях подбора такого состава судей, который бы обеспечивал их беспристрастность, объективность как при разрешении юридических конфликтов с федеральными властями, так и при проверке нормативных актов Федерации и субъекта РФ на соответствие Конституции РФ.

К гарантиям выявления возможных нарушений прав республик Конституция РФ относит:

Право республики требовать от Президента РФ надлежащего исполнения своей конституционной обязанности гаранта Конституции России (ч. 1 ст. 80). Это предполагает осуществление главой государства постоянного контроля за конституционностью издаваемых правовых актов и действий федеральных органов государственной власти по отношению к субъектам РФ, а также своевременное реагирование в случае выявления нарушений их прав;

Право органа законодательной власти республики обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ, ст. 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики);

Право судов КБР при предположении, что федеральный закон, который применен или подлежит применению в конкретном деле, нарушает права республики, направлять запрос в Конституционный суд РФ о проверке его конституционности.

Следующую группу гарантий образуют права республики, направленные на защиту своих прав в случае их нарушения федеральными властями. Права республики на защиту могут быть реализованы в правопритязании к компетентным федеральным органам в целях признания актов, действий конкретных федеральных органов нарушением прав республики с последующим восстановлением его прав. Анализ норм Конституции РФ позволяет выделить два способа защиты субъектом РФ своих прав:

1. Несудебная защита, которая реализуется посредством обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции России:

С требованием использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ);

С требованием («ожиданием») использовать право «отлагательного» вето в случае принятия Государственной Думой и Советом Федерации федерального закона, нарушающего права субъекта РФ.

2. Судебная защита, которая реализуется посредством обращения в Конституционный Суд РФ:

Органов государственной власти субъекта РФ в случае недостижения согласованного решения в ходе согласительных процедур у Президента РФ;

Органов государственной власти субъекта РФ при споре о компетенции с органами государственной власти Российской Федерации;

Органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ с запросом о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Судов субъекта РФ с запросом о проверке конституционности федерального (федерального конституционного) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Одной из гарантий соблюдения конституционных прав республики является представительство республики в федеральных органах государственной власти. Можно выделить следующие виды представительства в федеральных органах государственной власти и участия в реализации федеральной государственной политики:

1. Право представительства в Совете Федерации.

Республика как субъект РФ вправе иметь представительство в Совете Федерации.

2. Право законодательного органа республики участвовать в федеральном законотворческом процессе.

Можно выделить следующие права законодательного органа республики в этом направлении:

Права законодательной инициативы в Государственной Думе РФ;

Право вносить в Государственную Думу предложения о пересмотре, внесении поправок и изменений в Конституцию РФ;

Право органа законодательной власти участвовать в процедуре принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания;

Право принимать законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Однако здесь следует отметить, что в Государственную Думу поступает много предложений от субъектов Федерации по внесению изменений в действующие законодательные акты РФ, но они фактически не оказывают влияния на процесс федерального законотворчества. Есть два аспекта этой проблемы.

С одной стороны, многие законодательные инициативы действительно не выдерживают никакой критики, так как их содержание не может претендовать на федеральное значение. С другой стороны, иногда по ряду вопросов региональное законодательство на порядок опережает федеральное.

3. Постоянное представительство Республики при Президенте РФ.

Согласованию интересов РФ и ее субъектов в рамках исполнительной ветви власти способствует взаимодействие представительств субъектов Федерации при Президенте и Правительстве России. Представитель субъекта Федерации имеет право выступать от имени соответствующего субъекта перед Президентом РФ, в Правительстве РФ, федеральных министерствах и ведомствах. Так, согласно ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Президент республики назначает и освобождает от должности постоянного представителя Кабардино-Балкарской Республики при Президенте РФ.

4. Государственный Совет РФ.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 был создан Государственный Совет РФ. Этим же указом было утверждено Положение о Государственном Совете РФ.

Государственный Совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. К основным задачам Государственного Совета отнесено:

Содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;

Обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

Содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Членами Государственного Совета являются высшие по должности должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного Совета в составе семи членов Государственного Совета. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного Совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного Совета.

Решения Государственного Совета принимаются на его заседании путем обсуждения и оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного Совета. При необходимости решения Государственного Совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности (рис. 3.1). Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус – это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому кон-

128 Глава III Конституционное право

Рис. 3.1. Соотношение правового статуса, конституционного статуса и правового положения личности

ституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).

§ 3 Конституционный статус личности129

Правовое положение – это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности, оно уже по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Коституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы – высшая ценность;

2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище 9 Здесь возможны два варианта.

Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

130Глава III Конституционное право

Второй, если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

конституционные свободы это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию пр9тиворечит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер, за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государ-

§ 3 Конституционный статус личности131

ственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

132Глава III . Конституционное право

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются (см. рис. 3.2). На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1. Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого

133 § 4. Классификация конституционных прав и свобод

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Гражданские

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

право на жизнь

право на участие в управлении делами государства

право на частную собственность и ее наследование

свобода труда, право на труд в нормальных условиях

свобода творчества и преподавания

право на защиту чести и достоинства

право на объединение, свобода союзов, партий и т.п.

свобода экономической деятельности

право на отдых

право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

право на свободу и личную непрнкосновенность

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования

право на социальное обеспечение

право на неприкосновенность личной жизни I

право избирать и быть избранным

право на жилище

право на неприкосновенность жилища

равное право доступа к любым должностям

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

право на свободу передвижения и выбор места жительства

право обращений в государственные органы

право на благоприятную окружающую среду

свобода совести, вероисповеданий

право на информацию,

право на образование

свобода мысли, слова

уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Рис. 3.2. Конституционные права и свободы гражданина

134 Глава III Конституционное право

соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского, характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно Очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, целью любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

а) она сохраняется временно;

б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинству..отмечал И. Кант, – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод135

удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия: подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так Как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребыва-

136 Глава III Конституционное право

ния (гостиница, дом отдыха, больница и т п.) К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при. ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища,-вправе обжаловать их действия При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или имеет место несчастный случай;

г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (см. ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод137

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может, быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности, если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (прав-

138 Глава III Конституционное право

да, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно каждого гражданина, быть источником власти государства. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении, делами государства (ст. 32) Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное. Но вступив в него,

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод139

гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечна, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях,

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правам не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

3. Экономические права и свободы. В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской)

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на тру-

140Глава III Конституционное право

довые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т. п.) Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенные законом целей., например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособности которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю it иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны/Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать правами законные интересы иных лиц,

4. Социальные права. Эти права сформировались позже других – в течение XX века – и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно-многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод141

а) право свободно распоряжаться своими способностями «к труду, выбирать род деятельности и профессию Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.),

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (п. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое – детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве, пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и

142 Глава III . Конституционное право

детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее

§ 5. Конституционные обязанности143

профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

5. Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галереей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.

В различных научных источниках данный институт именуется по-разному: (конституционные) основы правового статуса (положения) личности; конституционно-правовой (или государственно-правовой) статус личности (человека и гражданина). Одни авторы отождествляют эти понятия, другие проводят различия между ними. Следует отметить, что различия в терминах «конституционно-правовой» и «государственно-правовой» предопределены имевшими место в отечественной конституционно-правовой науке дискуссиями по проблемам предмета и наименования данной отрасли права (государственное право или конституционное) . Поскольку автор настоящего пособия является сторонником термина «конституционное право», в дальнейшем будет использоваться термин «конституционный».

Понятия «человек», «гражданин» и «личность» являются разноплановыми и имеют множество различий, но в аспекте конституционно-правового статуса их допустимо использовать как идентичные, специально оговаривая особенности.

Категории «человек», «личность», «гражданин» являются многоплановыми и по-разному раскрываются в различных областях знаний (в биологии, психологии, социологии, юриспруденции и др.). В конституционно-правовом аспекте в том или ином контексте эти категории также рассматриваются по-разному. Например, в формуле «права человека и гражданина» человек рассматривается как категория, охватывающая всех индивидов, обладающих признаками биопсихосо-циального существа. Гражданин в этом контексте понимается как индивид, обладающий гражданством соответствующего государства. А категория «личность» в конституционном праве используется, как правило, в качестве обобщающей для человека и гражданина.

Рассмотрим соотношение понятий «правовой статус (положение) личности» и «конституционно-правовой статус (положение) личности» . Правовое положение (или правовой статус) личности определяется как «система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права» . Иными словами, правовой статус личности как институт права - это закрепленные во всем множестве правовых норм права, свободы и обязанности, а также законные интересы, которые каждый человек приобретает в процессе реализации своей правосубъектности.

Понятие «конституционно-правовой статус личности» означает положение личности, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Поскольку конституционноправовые нормы регулируют наиболее важные отношения между государством и личностью, то конституционно-правовой статус личности можно рассматривать как категорию, предопределяющую объем, содержание прав, свобод и обязанностей, а также правовые возможности их приобретения и реализации. Отсюда конституционно-правовой статус личности составляет ядро ее правового статуса.

Рассмотрим теперь соотношение категорий «конституционные основы правового положения личности» и «конституционно-правовой статус личности». Семантический анализ показывает, что термин «основы правового положения» - это нечто внешнее по отношению к термину «правовое положение». Слово «основа» означает «опорная часть какого-либо предмета», «каркас», «остов», а также «то, на чем строится, зиждется, создается что-либо» . Следовательно, основа правового положения - это то, чем поддерживается статус личности. Отсюда понятие «основы правового положения», включая некий внутренний (по содержанию) элемент «каркас», «остов», содержит также и нечто внешнее по отношению к статусу, а именно то, на чем таковой базируется; словосочетание «конституционные основы» означает, что эти базовые положения закреплены непосредственно в конституции. Иными словами, конституционные основы правового положения личности обусловливают и обеспечивают определенное место (положение) человека в обществе, во взаимоотношениях с государством. В этом - некоторое сходство категорий «конституционные основы правового положения» и «конституционно-правовой статус личности». Но категория «конституционные основы правового

ПСЛ - правовой статус личности;

КСЛ - конституционный статус личности; КОППЛ - конституционные основы

правового положения личности

Схема

положения личности» по своему содержанию шире категории «конституционно-правовой статус личности». Последняя является ядром правового статуса, т. е. включает только такие конституционные положения (нормы), которые образуют структуру (каркас, остов) правового положения, предопределяют характер регулирования взаимоотношений государства и личности, перечень и содержание прав, свобод и обязанностей личности, а также основные начала реализации, защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности. А «конституционные основы правового положения личности» включают помимо названных элементов еще нечто внешнее по отношению к собственно правовому положению личности, коренящееся в материальных условиях жизни общества, в политической сфере и иных, что в совокупности и обеспечивает правовое закрепление, реализацию и защиту прав, свобод и обязанностей личности в данном государстве. Безусловно, между всеми названными категориями есть много общего. Во многом они пересекаются. Но есть и специфические особенности, которые предопределяют качественное своеобразие каждой. Схематично можно изобразить соотношение рассмотренных категорий следующим образом (схема).

На основании изложенного можно сказать, что в содержание понятия «конституционные основы правового положения личности» входят такие элементы, как: 1) гражданство, выражающее политикоправовую связь лица с государством; 2) общая правосубъектность как совокупность право- и дееспособности, закрепляемых в конституционно-правовых нормах; 3) закрепленные в конституции политикоправовые принципы регулирования положения человека в обществе, государстве и праве; 4) конституционные права, свободы и обязанности; 5) конституционные гарантии, обеспечивающие закрепление, реализацию и защиту правового статуса личности. Понятие «конституционный статус личности» как ядро правового статуса личности включает следующие элементы: 1) гражданство; 2) конституционную правоспособность и конституционную дееспособность; 3) конституционные принципы правового статуса личности; 4) конституционные права, свободы и обязанности личности; 5) конституционные гарантии прав и свобод.

В предложенной схеме отчетливо видно как сходство, так и различие рассматриваемых категорий. Сходство наиболее наглядно проявляется в наличии общих элементов. Кроме того, и по своему содержанию эти элементы во многом совпадают. Однако есть и различие, причем не только внешнее, но и внутреннее. В число политико-правовых принципов основ правового положения личности необходимо, как представляется, включать не только традиционно называемые в литературе (равенство перед законом и судом, признание прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемость прав и свобод человека, равенство прав и непреложность обязанностей, полнота прав и свобод гражданина), но и такие, от которых зависит общее состояние регулирования положения человека в обществе, государстве и праве. Например, разделение властей как гарантия свободы личности; политический и идеологический плюрализм; принцип народного суверенитета и народовластия; принцип обеспечения прав коренных и малочисленных народов. Данные принципы определяют общую политику государства в отношении личности. В число гарантий конституционных основ правового положения личности входит вся совокупность конституционно-правовых норм, устанавливающих начала закрепления, реализации и защиты правового статуса личности. Это и конституционные начала экономической системы (признание многообразия форм собственности или отрицание частной собственности, закрепление социального характера собственности и т. п.), и основы политической системы, и собственно юридические гарантии.

К числу конституционных гарантий конституционного статуса личности относятся исключительно конституционно-правовые средства и способы, обеспечивающие реализацию, защиту и восстановление прав и свобод личности, например «защитные права».

Рассмотрим элементы конституционного статуса личности как конституционно-правового института, представляющего собой совокупность конституционных норм, закрепляющих и регулирующих ядро правового статуса личности, т. е. гражданство, конституционную правосубъектность, конституционные принципы взаимоотношений государства и личности, конституционные права, свободы и обязанности, конституционные гарантии прав и свобод.

В конституционно-правовой литературе отмечается, что способы закрепления, а также содержание конституционно-правового статуса личности во многом предопределяются общим подходом к регулированию данного института, который, в свою очередь, предопределен характером правовой системы в той или иной стране. Сложившиеся в зарубежных странах подходы к регулированию конституционно-правового статуса личности нашли отражение в юридической литературе и в самом общем виде выражаются в следующем.

В странах Центральной и Западной Европы, а также Америки сложился индивидуалистический , или либеральный , подход к регулированию статуса личности. Он характеризуется тем, что основной акцент в закреплении и регулировании статуса личности переносится на обеспечение личной свободы и невмешательство государства в частную жизнь человека. Основное внимание при этом уделяется закреплению личных и политических прав и свобод. Социально-экономические права или не закрепляются, за исключением, пожалуй, права собственности, или регулируются в самом общем виде. Этот подход предполагает высокую степень личностной активности в самореализации при условии минимальных преград со стороны общества и государства.

В противоположность индивидуалистическому существует коллективистский подход. Он характерен для стран, придерживающихся социалистической ориентации, а также ряда стран Азии. Он основан на приоритете общественных интересов и предполагает закрепление не только прав и свобод, но и достаточно широкого круга обязанностей личности перед государством. В этом случае индивидуальная активность не приветствуется и допускается лишь в той мере, в какой она соответствует общим интересам.

Существует еще один подход, именуемый мусульманским. Он сложился в исламских государствах. Здесь акцент делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом. Да и вся правовая система базируется на принципах шариата, связывающего положение личности с его религиозным мировоззрением.

Эти подходы предопределяются множеством факторов. Нельзя не учитывать и общие исторические и даже геополитические факторы. Так, индивидуалистический подход, сложившийся в странах Западной и Южной Европы, не в последнюю очередь был предопределен материальными условиями существования людей. В глубокой древности в мягких комфортных климатических условиях Средиземноморья сложились благоприятные условия для формирования патриархальной семьи, а затем и соседской общины. Именно здесь появилась реальная возможность для обеспечения себя всем достаточным в рамках отдельной семьи, во главе которой стоял отец семейства, осуществлявший ведение общих дел своей властью, что, с одной стороны, объективно вызывало потребность в независимости от внешней публичном власти, а с другой стороны, закладывало основы уверенности в себе, опоры на свои силы. В дальнейшем такой характер самосознания лег в основу концепции свободы личности и индивидуализма.

В странах с более суровыми климатическими условиями, где сложился так называемый азиатский способ производства, объективно вырабатывались коллективистские начала общественной жизни. Отсюда вера и надежда на поддержку со стороны всего коллектива, взамен которой предполагалось необходимое самоограничение своих интересов.

Данный вопрос представляется весьма актуальным в современный период, поскольку основные концепции международной политики вырабатываются не без определенного приоритета западных стран, что влечет и приоритет либерализма (автономии личности, ее определенной свободы от коллектива, и прежде всего от государственной власти). Безусловно, такой подход нельзя отклонять, но, видимо, необходимо учитывать и другие обстоятельства, вырабатывая приемлемые для всех стран общие критерии и принципы политики в области прав человека, статуса личности и т. п.

В странах, где имеет место применение обычного права, точнее говоря, норм родовых обычаев (страны Тропической Африки и Океании), наблюдается родовой подход к определению положения личности, который исходит из неразрывной кровно-родственной связи человека с коллективом. Отсюда объем, содержание прав и их реализация зависят от родо-племенной принадлежности человека. Значительная часть его интересов предопределена интересами данной общины, которая может ограничивать процесс их удовлетворения .

Специфические особенности данных подходов предопределяют перечень прав, свобод и обязанностей, предоставляемых личности в тех или иных странах, их содержание и механизмы защиты.

  • См.: Конституционный статус личности в СССР / под ред. Аналогичный подход существует в странах Юго-Восточной Азии (Индия, Непал). См.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. С. 237-240.


Просмотров