Экологическое право специальная часть. Экологическое право на рубежах рыночной экономики

  • Вопрос 9. Принципы Общей части экологического права
  • Вопрос 10. Принципы Особенной части экологического права
  • 1. Все принципы экологического права, как уже отмечалось, классифицируются на общеправовые, на принципы Общей и Особенной частей.
  • 6. Экологическое законодательство рф составляют:
  • Вопрос 12. Становление и развитие экологического права
  • 1. Процесс становления и развития экологического права условно можно разделить на четыре этапа".
  • Вопрос 13. Экологическая функциягосударства и права
  • Вопрос 14. Экологический кризис
  • Вопрос 15. Современные концепции взаимодействия общества и природы
  • Вопрос 18.Характеристика природных объектов
  • Вопрос 16. Окружающая природная среда как объект экологического права
  • Вопрос 17.Природные объекты в качестве объектов экологического права
  • Вопрос 13. Экологическая функция государства и права
  • Вопрос 14. Экологический кризис
  • Вопрос 19. Особо охраняемые объекты окружающей среды
  • Вопрос 20. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
  • Вопрос 21. Общественные экологические объединения
  • 3. Для государственной регистрации общественного объединения необходимо
  • 5. Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:
  • Вопрос 23. Содержание правасобственности на природные объекты
  • 3. Право распоряжения собственника землей и природными объектами -
  • Вопрос 24. Экологизациязаконодательства
  • 1. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
  • Вопрос 26. Экологическое страхование
  • Вопрос 27. Экономическоестимулирование охраны окружающей природной среды
  • Вопрос 28. Нормирование качества окружающей природной среды
  • 2. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ,
  • I. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения
  • Вопрос 29. Государственнаяэкологическая экспертиза
  • Вопрос 30. Права и обязанностизаказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
  • 1. Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, вправе:
  • 2. Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе обязаны:
  • Вопрос 31. Экологический контроль
  • 1. Задачи экологического контроля:
  • 3. Цели государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды:
  • Вопрос 32. Ответственность за экологические правонарушения
  • Вопрос 33. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
  • Вопрос 34. Экологические функции правоохранительных органов
  • Вопрос 35. Эколого-правовой режим использования земли
  • Вопрос 36. Правовая охрана земель
  • Вопрос 37. Эколого-правовой режим недропользования
  • Вопрос 38. Государственное регулированиеэколого-правового режима недропользования
  • Вопрос 38. Государственное регулированиеэколого-правового режима недропользования
  • Вопрос 39. Разрешение споровпо вопросам пользования недрами
  • 2. В суде или арбитражном суде рассматриваются:
  • Вопрос 40. Право недропользования и его виды
  • Вопрос 41. Эколого-правовой режим водопользования
  • Вопрос 42. Государственное регулирование эколого-правового режима водопользования
  • Вопрос 43.Характеристика права водопользования
  • Вопрос 44. Эколого-правовой режим лесопользования
  • Вопрос 45. Правовое регулирование, восстановление лесов и лесоразведение. Разрешение споров о лесопользовании
  • 2. Виды распорядительных действий".
  • 3. Функции владельцев лесного фонда:
  • Вопрос 46. Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования
  • Вопрос 47. Право лесопользования и его виды
  • 4 . Виды лесопользования:
  • 5. Права лесопользователей".
  • Вопрос 48. Государственная лесная охрана
  • Вопрос 49. Эколого-правовой режим пользования животным миром.
  • Вопрос 50. Государственноерегулирование в области охраны и использования животного мира
  • 1. Функции государственного регулирования в области охраны и использова­ния животного мира:
  • Вопрос 51. Право пользования животным миром и его виды
  • 2. Виды пользования животным миром:
  • Вопрос 52. Правовая охрана животного мира
  • 3. Меры охраны животного мира:
  • Вопрос 53. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха
  • Вопрос 54. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
  • 1. Задачи государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
  • 4. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие конт­роль за охраной атмосферного воздуха, вправе:
  • Вопрос 55. Эколого-правовая защита
  • Вопрос 56. Правовой режим
  • 2. Задачи государственных природных заповедников:
  • Вопрос 57. Правовой режим национальных парков
  • Вопрос 58. Правовое положение природных парков
  • Вопрос 59. Правовое положение
  • Вопрос 6о. Правовой режим памятников природы
  • Вопрос 61. Правовое положение
  • Вопрос 62. Правовое положение
  • Вопрос 63. Правовая охрана окружающей природной среды на стадиях хозяйственного процесса
  • Вопрос 64. Экологические требования к использованию радиоактивных материалов и химических веществ
  • Вопрос 65. Право и охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
  • Вопрос 66. Право и охрана окружающей природной среды в городах
  • Вопрос 67. Эколого-правовое
  • Вопрос 68. Международно-правовая охрана окружающей среды
  • Вопрос 69. Международные конференции по охране окружающей среды
  • Вопрос 7о. Международные организации по охране окружающей среды
  • Понятие, предмет, субъекты

    и система экологического права

    1, Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные

    отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью со-

    хранения, рационального использования и оздоровления окружающей

    природной среды, а также предупреждения вредных последствий хо-

    зяйственной деятельности.

    2. Предмет экологического права составляют общественные отношения в

    области взаимодействия человека и природы. Различают две группы та-

    ких отношений: отраслевые и комплексные.

    3. Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование

    использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водо-

    емов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилиза-

    ции радиоактивных веществ и других опасных отходов.

    Комплексные экологические отношения касаются прав природопользо-

    вания и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедни-

    ков, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон.

    Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность ох-

    раны окружающей природной среды, бережного отношения к природ-

    ным богатствам посредством соблюдения требований экологического

    Ч. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и ок-

    ружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъек-

    тами экологического права являются физические и юридические лица,

    Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государствен-

    ные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

    5. Система экологического права включает в себя юридические нормы, пред-

    ставленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и

    входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом -

    выделяют Общую и Особенную части. Кроме того, ряд норм составляет

    Специальную часть экологического права.

    Обшая часть предусматривает:

    Предмет и систему экологического права;

    Источники и принципы экологического права;

    Экологические правоотношения;

    Права собственности и природопользования;

    Экологическую экспертизу;

    Экологический контроль;

    Управление экологией;

    Ответственность за экологические правонарушения.

    Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использо-

    вания природных объектов и защиты экологической системы, а также

    эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся

    в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия.

    В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы:

    Недропользования;

    Водопользования;

    Лесопользования;

    Пользования животным миром;

    несельскохозяйственного производства;

    Использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере

    сельскохозяйственного производства;

    Экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

    Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту

    атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-пра-

    вовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на-

    селения и экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ;

    Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр

    вопросов:

    Международно-правовая охрана окружающей среды;

    Загрязнение Мирового океана;

    Экология и космос.

    Вопрос 2. Метод экологического права

    2. Административно-правовой и

    1 правовой методы -"г ft" |......\~\

    3. Суифость Метода экологического

    I, Методом в праве называется способ воздействия на общественные отно-

    шения. В современной системе права закреплены два возможных спосо-

    ба воздействия на поведение человека с целью соблюдения правовых

    норм: административно-правовой и гражданско-правовой.

    2. Административно-правовой способ базируется на неравном положении

    сторон, которые находятся во властно-подчиненных отношениях.

    Гражданско-правовой способ, напротив, основан на равенстве сторон",

    при этом приоритетными являются экономические инструменты регули-

    Специфика природных объектов как объектов регулирования нормами

    экологического права выражается в их естественном характере проис-

    хождения и функционирования, органической взаимосвязи с окружа-

    ющей природной средой. Потому наиболее эффективным способом пра-

    вового регулирования является метод власти и подчинения, то есть

    административный метод.

    Для данного метода характерно преобладание запретительных, предуп-

    редительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и при-

    звано обеспечить выполнение экологических предписаний, требований

    охраны окружающей среды.

    В последнее время возрастает актуальность экономического способа воз-

    действия на общественные отношения, в том числе в экологической

    сфере. Заинтересованность хозяйствующего субъекта в рациональном

    использовании природных богатств и охране окружающей среды обус-

    лавливается материальными стимулами, применение которых характерно

    для гражданско-правового метода регулирования.

    3. Экологическое правовое регулирование предусматривает, как правило,

    интеграцию этих двух методов. Экономические способы регулирования

    качества окружающей природной среды сочетаются с административ-

    но-правовыми средствами воздействия на пbйродопользователя. Разработана система нормативов качества окружающей среды, устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юридическую ответственность.

    Метод экологического права реализуется на практике путем установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

    Вопрос 3. Нормы экологического права

    1. Нормы экологического права - это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды. Различают нормы:

      отраслевые - охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т.д.;

      комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

      экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

    2. Исходя из содержания юридического предписания, эколого-правовые нормыподразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

    3. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).

    4. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

    Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека.

    Выделяют нормы-приоритеты трех уровней", отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:

      отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;

      межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;

      общие экологические приоритеты преследуют высшие цели - обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды». Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.

    5. Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. / содержанию экологические императивы подразделяются:

      на предупредительные;

      запретительные;

      обязывающие;

      разрешительные;

      восстановительные (компенсационные);

      карательные;

      управомочивающие;

      поощрительные.

    Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - это основной комплекс эколого-правовых норм.

    Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.

    Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.

    Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

    Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной. гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно. Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. Засовершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

    Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.

    Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

    В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

    Из серии: Конспект лекций

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

    Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

    Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

    Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

    В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

    Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

    Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

    Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

    а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

    б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

    в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

    В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

    1) методы научных исследований;

    2) правоприменительная и правотворческая практика;

    3) история развития экологического права;

    4) источники экологического права;

    5) международно-правовое регулирование экологопользования;

    6) источники научно-правовой информации;

    7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

    Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

    Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

    Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

    При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

    Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

    Система включает пять экологических частей:

    1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

    2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

    3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

    4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

    5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

    Введение.

    "Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей".

    Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким учёным Геккелем в 1886г. и длительное время имело узкую сферу применения – в рамках биологии. Свою популярность оно получило сравнительно недавно – в середине XX века, точнее во второй его половине, когда слишком обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

    Нельзя не заметить, что здесь прослеживается взаимодействие живых организмов (в том числе человека, общества) с природной средой, а не вообще с окружающей средой. Именно здесь делается ударение на необходимость соблюдать законы развития природы, экологические закономерности, каковые, разумеется, отсутствуют в неприродной среде, куда мы включаем непроизводственную, бытовую сферу (улицы, площади – всё что окружает человека помимо природы).

    20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

    Формы взаимодействия общества и природы.

    Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

    Использование природной среды и его последствия.

    Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя её ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая её для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность, оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая её изменениям, которые затем влияют на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожается свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно от голода умирают свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трёх взаимосвязанных формах. Это – загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

    Загрязнение окружающей природной среды.

    Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Загрязнение бывает естественное – космическое, которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное – совершённое в результате хозяйственной деятельности человека. Рассмотрим второй вид загрязнения, совершаемого по воле человека.

    Понятия и формы проявления экологического права.

    Развитие экологической функции государства и права приводит к формированию правовой общности, которая получает название экологического права. Процесс формирования отрасли права объективен в своей основе, т.е. не зависит от принятия или отсутствия головного закона типа охраны природы либо охраны окружающей природной среды. Скорее всего, сам закон такого типа является следствием действия внутренних процессов развития данной общности, если её существование вызывается коренными потребностями населения.

    Становление и развитие правового регулирования природопользования.

    Этапы развития правового регулирования природопользования.

    Исторически система правового регулирования природопользования подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Движущими силами их развития выступают производительные силы общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов, накопление правового материала.

    Заглавную роль в системе регулирования "общество – природа" всегда выполняло земельное право. Именно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.

    В русском дореволюционном законодательстве земельное право не рассматривалось в качестве самостоятельной правовой области. Оно входило составной частью в гражданское право на том основании, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

    Декретом 1917 г. частная собственность на землю была отменена, земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Тем самым земельные отношения вышли из гражданских и получили самостоятельное значение.

    Дальнейшее развитие земельного права пошло по пути дифференциации земельных отношений. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов – минеральных, лесных, водных, а также накопления правового материала, предназначенного для регулирования отношений по их использованию, из земельного права стали выделяться другие отрасли права – лесное, водное, горное.

    Однако процессы дифференциации, столь характерные для правовых систем ХХ столетия, не перешли пределы дозволенного. Земля, недра, воды, леса были исключительной собственностью лишь одного субъекта – государства. Так создалась интегрированная область права – природноресурсовое право. Первоначально цель правового регулирования со стороны прироноресурсового права состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая отрасль права – природоохранительное право.

    Таким образом, исторический процесс, проходивший в рамках административного социализма, привёл к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и прироноресурсового отраслей права. Их общей основой была государственная социалистическая собственность на землю, недра, воды.

    Экологическое право на рубежах рыночной экономики.

    Распад системы административного социализма и переход на рельсы рыночной экономики сопровождался денационализацией природных ресурсов. Вместо единой, исключительно государственной собственности устанавливается множественность форм собственности на природные ресурсы (государственная, частная, муниципальная). Земля и другие природные ресурсы включаются в хозяйственный оборот. Земля объявляется недвижимостью, предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования и т.п.

    Денационализация природных ресурсов и приватизация земель внесли весьма существенные изменения в содержание экологических отношений. Из них стала выпадать та часть природноресурсовых отношений, которые приобрели имущественный характер. Перестроился и метод правового регулирования. Вместо административного, господствующее место начинает занимать гражданско-правовой метод регулирования, основанный на равенстве сторон. Эта часть земельных (и других природноресурсовых) отношений, которая носит имущественный характер, уходит из экологического права. В экологическом праве остаются те виды экологических отношений, которые имеют своими объектами землю, недра, леса, воды, животный мир в качестве составных частей окружающей среды, направленных на обеспечение экологической функции природы.

    Формы проявления экологического права.

    Три формы проявления.

    В самом начале экологическое право определялось как совокупность норм, регулирующих общественные экологические отношения. Но на современном этапе развития взаимоотношений между человеком и окружающей его средой данное понимание экологического права оказалось недостаточным. Оно, как выяснилось, не вскрывает сущности, не позволяет определить то место, которое оно должно занимать в гармонизации отношений с природой.

    Чем вызвана подобная постановка вопроса? Она объясняется таким массовым явлением, как неисполнение, игнорирование норм экологического права. В данных условиях невольно возникает необходимость подразделить экологическое право на две категории: право бумажное и право реальное. Нынешний этап экологического кризиса показывает на большой отрыв нормы права, провозглашенной в законе, от уровня её реализации в жизни.

    (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)
    Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
    Регулируемые общественные отношения
    Общие правила охраны окружающей среды обладают всеми признаками права, присущими другим отраслям права. Они носят волевой характер, т. е. создаются людьми по их усмотрению (что при наличии волюнтаристских начал и при отсутствии научной обоснованности приводит к их неэффективности – в лучшем случае, либо к столкновению с действительностью, с экономическими условиями жизни – в худшем).
    Экологические правовые нормы направлены на упорядочение, на решение имеющих важное значение общественных отношений; регулирование (от латинского слова regula – правило) означает воздействие на что-нибудь с целью внести ясность, порядок, правильность, систему в движение, в деятельность или развитие какого-либо явления. Таким образом, экологическое право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) механизма.
    Общие правила поведения, предусмотренные экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т. е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер. Все это доказывает принадлежность этих правил поведения людей в окружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.
    Вместе с тем экологическое право обладает необходимыми признаками, позволяющими считать его самостоятельной отраслью системы права. Регулируемые общественные отношения являются очень важными, нуждающимися на современном этапе в упорядочении; характер этих отношений значителен, затрагивает жизненно важные для человека проблемы; характеристики их весомы как количественно, так и качественно.
    Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются человеческие, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Они, безусловно, обладают спецификой – возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другой отраслью права.
    Как и другие, регулируемые правом общественные отношения, экологические отношения носят производственный, социальный характер, может быть, даже более рельефно выраженный, чем в других отраслях права. Дело в том, что наибольшим загрязнителем окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения среды.
    Это определяющее воздействие человека на среду, собственно и подвергаемое правовому регулированию, во многом зависит от социальных факторов – состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного климата в обществе, включенности экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества: сами цели охраны окружающей среды предполагают, прежде всего, обеспечение природного благополучия людей, создание природных условий их добротной жизни.
    Три составные части экологического права
    Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.
    Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
    Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающей человека природной средой.
    Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие.
    Со временем, с 70-х гг., стала ясна неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к более общему явлению и феномену – окружающей среде. Неминуемой стало обобщение – включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права стали под отраслями экологического права, его составной частью.
    В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
    Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.
    Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
    Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это – конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право "работает" на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.

  • 7. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 8. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 9. Экологическая система как объект права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 10. Понятие (виды, значение) права экологопользования
  • 11. Содержание права экологопользования
  • 12. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования
  • 13. Особый вид экологопользования
  • 14. Понятие и принципы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 15. Система и компетенция государственных органов регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 16. Формы, функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 17. Экономический механизм охраны окружающей среды
  • 18. Единая государственная система экологического мониторинга
  • 19. Экологический контроль
  • 20. Понятие, признаки эколого-правовой ответствеиности
  • 21. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования
  • 22. Административная ответственность в сфере экологопользования
  • 23. Уголовная ответственность в сфере экологопользования
  • 24. Материальная ответственность в сфере экологопользования
  • 25. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования
  • 26. Эколого-правовая ответственность, предусмотренная специальными нормативно-правовыми актами (специальная ответственность)
  • 27. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности
  • 28. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды
  • 29. Правовая охрана земель
  • 30. Особенности ответственности за нарушение земельного законодательства
  • 31. Недра как объект эколого-правового режима недропользования
  • 32. Право недропользования и его виды
  • 33. Правовая охрана недр
  • 34. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
  • 35. Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда
  • 36. Право водопользования и его виды
  • 37. Правовая охрана вод
  • 38. Ответственность за нарушение водного законодательства
  • 38. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования
  • 39. Право лесопользования и его виды
  • 40. Правовая охрана лесов
  • 41. Ответственность за нарушение лесного законодательства
  • 42. Животный мир как объект эколого-правового режима
  • 43. Право пользования животным миром и его виды
  • 44. Правовая охрана животного мира
  • 45. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира
  • 46. Атмосферный воздух как объект экологических отношений
  • 47. Правовые меры охраны атмосферного воздуха
  • 48. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
  • 49. Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда рф. Гос. Кадастр особо охр. Территорий.
  • 50. Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства
  • Глава 19
  • Глава 20
  • § 1. Понятие эколого-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его основные принципы
  • § 2. Правовые формы и методы правового обеспечения саштгарно-эпвдемиологического благополучия населения
  • 5. Система экологического права

    Раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть и его систему. Понятие «система экологического права» имеет три смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

    Система эколоппеского права как отрасль права. «Первокирпичиком» отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

    Под институтом экологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все иди значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.

    Система экологического права как науки Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: 1) методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческая практика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологического права; 5) международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовой информации; 7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

    Система экологического права как учебной дисциплины Эта система практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации,

    6. Понятие источников экологического права. Источники эк. Права.

    Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

    1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

    2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при-нятие данных нормативно-правовых актов.

    3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

    4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

    Классификация: 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты . Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием РФ, состоя-щим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире (22 марта 1995 г.)). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, прини-маемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должно-стными лицами, имеющими право на принятие данных актов. 2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют пред-метом регулирования только экологические или преимущественно эколо-гические общественные отношения. 3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные норма-тивно-правовые акты и вспомогательные.

    Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию дей-ствующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный крут лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. 5. Особое место среди источников экономического права занимают ис-точники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в уста-новленном порядке. 6. Судебная и арбитражная практика. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологиче­ского права, но они оказывают определенное влияние на совершенствова­ние экологических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ дан­ным организациям предоставлено право законодательной инициативы.

    Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.



    Просмотров