Что включает в себя конституционное право. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право». Понятие и обоснование ведущей роли кпзс

. Стратегия конкурентоспособности - это план управления отдельной сферой деятельности организации для завоевания сильных долгосрочных конкурентных позиций. Стратегия конкурентоспособности предусматривает как наступательные, так и оборонительные довгос срочные действия, которые выбираются в зависимости от ситуации на рынке. От них будущие конкурентные возможности организации и ее позиции на рынкеку.

К процессу формирования стратегии конкурентоспособности организации присоединяются такие последовательные действия

Анализ конкурентной среды организации на макро-и микроуровнях

Определение внешних и внутренних конкурентных преимуществ организации

Установка направлений усиления позиции фирмы в конкуренции

Формирование соответствующей стратегии организации

Оценка выбранной стратегии

В формировании стратегии конкурентоспособности особое внимание следует уделять ведущим факторам в той или иной отрасли или стратегическим зонам хозяйствования (СЗХ). Ведущие факторы успеха - это общие для всех организаций, работающих в. ССО, факторы, реализация которых позволяет достичь устойчивых конкурентных преимуществ, успеха в данной сфере бизнеса

Среди ведущих факторов успеха различают производственные, финансовые, технологические, управленческие, маркетинговые, информационные и др.. Набор ведущих факторов успеха зависит от:

Характеристик отрасли,. СЗХ;

Стадии жизненного цикла отрасли,. СЗХ;

Средств конкурентной борьбы, используемые в области

Например, для организаций, действующих в сфере розничной торговли, в ведущих факторов успеха являются: выгодное территориальное расположение, положительный имидж организации, широта и глубина товарного ассортимента, квалифицированный персонал, цены на товары, дополнительные услуги, предоставляемые покупателям, рекламная поддержка, часа робот.

Анализ конкурентной среды организации предполагает изучение факторов, влияющих на силу конкурентной борьбы. Согласно модели пяти сил конкуренции. М. Портера, доля рынка и уровень прибыли в организации определяются тем, насколько эффективно организация противодействует таким конкурентным силам (рис 23)3):

Новым конкурентам, которые, выпуская подобные товары, проникают в отрасль;

Угрозе наплыва товаров-заменителей (субститутов);

Компаниям-конкурентам, уже закрепились на отраслевом рынке;

Влияния продавцов (поставщиков);

Влияния покупателей (клиентов)

Рис 23 модели пяти сил конкуренции. М. Портера

Для выбора стратегии конкурентоспособности важным моментом является определение конкурентных преимуществ организации

. Конкурентные преимущества организации - это те характеристики, свойства товара или марки, которые образуют для организации определенные преимущества над прямыми конкурентами. Эти характеристики могут касаться как основного товара (услуги), так и д дополняющих товаров (услуг), формы производства, сбыта, продаж, других аспектов деятельности, которые являются специфическими для организации. Конкурентные преимущества определяются по сравнению с конкурентом, который занимает наилучшую позицию на рынкеку.

Относительные преимущества организации могут быть обусловлены различными факторами типичными из тех, обеспечивающих конкурентные преимущества,. М. Портер считает:

Новые технологии;

Новые запросы покупателей;

Появление нового сегмента рынка;

Изменение стоимости или наличия компонентов производства

Конкурентные преимущества организации могут быть"внешними"и"внутренними"

"Внешние"конкурентные преимущества основываются на таких характеристиках товаров, которые образуют ценность расходов или за счет повышения эффективности. Такие конкурентные преимущества увеличивают рыночную силу в организации. Стратегия, базирующаяся на внешних конкурентных преимуществах - это стратегия дифференциации. В этом случае организация ориентируется на выяснение и удовлетворение потребителей, недовольных имеющихся мы товарами и услугамами.

"Внутренние"конкурентные преимущества основаны на преимуществах организации по издержек производства, управления организацией или товаром, создают условия для достижения меньшей себестоимости чем у конкурента и обеспечивают большую рентабельность и устойчивость к снижению цены реализации товара (услуг), навязывается рынком или конкурентами. Стратегия, основанная на внутренних конкурентных преимуществах, - это с тратегия лидерства в расходх.

Конкурентные преимущества организации подразделяются на два типа:

Преимущества высокого ранга, связанные с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, развитого маркетинга, основанного на использовании современных технологий, современно ого менеджмента, долговременных связей с покупателями. Они дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности организациинізації.

Преимущества низкого ранга, основанные на использовании дешевой рабочей силы, доступности источников сырья, не такие стойкие, поскольку могут быть скопированы конкурентами

Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и содержатся только благодаря постоянному совершенствованию сфер деятельности. Основными направлениями защиты конкурентных преимуществ могут быть монополия на р рынка, патенты, ноу-хау, доступ к источникам сырья или к коммуникациям. При определении конкурентных преимуществ организация должна ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества есть ц иннимы-ныих.

Наличие в организации определенных конкурентных преимуществ предопределяет ее конкурентный статус. Конкурентный статус фирмы (за I. Ансофа) определяет позицию организации на рынке и охватывает составные:

Относительный уровень стратегических капитальных вложений (инвестиций) (К);

Стратегический норматив (Сн);

Норматив возможностей (Нм)

Для оценки будущего конкурентного статуса организации в сфере бизнеса определяется уровень перспективных инвестиций (стратегических капиталовложений) относительно оптимального и критического их объема для данного вида бизнеса (стратегической зоны хозяйствования). В оценке учитываются:

Инвестиции в мощности организации (сооружения, оборудование, сбытовая сеть, научно-исследовательские и конструкторские разработки);

Инвестиции в стратегию (расходы на исследование рынка, разработку новой продукции, услуг);

Инвестиции в стратегический потенциал (подбор кадров, обучение персонала, образования подразделений, служб, приобретение технологий, лицензий, патентов и др.)

Стратегический норматив, как составная конкурентного статуса, показывает, насколько стратегия, которую реализует организация, совпадает с оптимальным вариантом будущей стратегии

Норматив возможностей показывает, насколько имеющийся потенциал организации соответствует оптимальному уровню потенциала, необходимого для реализации оптимального варианта стратегии

Для получения обобщенного показателя конкурентного статуса используют формулу:

где. К стр,. К опт,. К кр - соответственно стратегический, оптимальный и критический уровень инвестиций (капиталовложений) в сфере бизнеса (стратегическую зону хозяйствования);

С ф,. С опт - оценки фактического и оптимального варианта стратегий организации;

П ф,. П опт - оценки существующего и оптимального потенциала организации

Показатели. С н и. Н м могут оцениваться как среднеарифметические балльные оценки (по шкале от 0 до 1) степени соответствия факторов составляющих действующей стратегии факторам (составным) оптимальной стратегии, а также составляющих имеющегося потенциала организации составляющим потенциала оптимального ровной.

Возможный диапазон значений показателя: 0,512-1 - сильный конкурентный статус; 0,125-0,512 - средний конкурентный статус; до 0,125 - слабый конкурентный статус

Известно множество направлений достижения конкурентных преимуществ. М. Портер различает три основные разновидности стратегий, которые могут обеспечить организации конкурентный успех на рынке:

Стратегия лидерства в сфере расходов (ценовое лидерство);

Стратегия дифференциации;

Стратегия концентрации (рыночной ниши)

Каждая из этих стратегий имеет определенные условия и пути реализации, преимущества и риски. Рассмотрим основные характеристики приведенных стратегий (табл. 12)

Основные характеристики, условия выбора и риски реализации стратегий конкурентоспособности

Вид стратегииї Условия выбору Пути реализацииї Преимуществи Риски реализации стратегииї
Лидерство по издержками На рынке много покупателей, чувствительных к цене; сильная ценовая конкуренция среди продавцов и продукты стандартизированы и соответствуют требованиям всех покупателей, расходы перестройки с одного товара на другой ни изьки, наличие в организации значительных инвестиций и доступа к капиталу; система контроля за расходами, наличие стимулов для достижения высокой качеі Упрощение дизайна товара, повышение эффективности процесса производства; рациональные технологии; относительно дешевые материалы и комплектующие; собственная сбытовая сеть; приближения производственных мощностей до сп поживачив (поставщиков); реинжениринг основных производственных процессв Создание высоких входных барьеров на рынке сбыта, обеспечение преимуществ над поставщиками, обеспечение преимуществ над торговыми посредниками, защиту против товаров-заменителейв Угроза принципиальных технологических изменений, угроза имитации технологии; несвоевременная реакция на изменения в бизнес-среде и залить потребителей; конкуренты могут достичь аналогичного уровня издержкахт
дифференциацийя Наличие большого количества покупателей, заинтересованных в дифференцированных характеристиках товара; фокусировки внимания потребителей на ценностях товаров; существенные вложения в базисные исследования, продолжительность работы в отрасли; соответствующий дизайн, использование материально-технических ресурсов высокого качества; интенсивная работа с потребителями, наличие связей с каналами распределения; образования в организации сп риятливих условий деятельности для высококвалифицированных работникв Разработка характеристик и особенностей товара снизят совокупные расходы покупателей по использованию продукции, создание особенностей товаров, повышающих результативность их применения потребителями;; предоставление товарам же качеств, повышающих степень удовлетворения потребителей за счет большей ценности товара, его имиджу Создание входных барьеров на рынок для новых организаций, снижение чувствительности потребителей к цене помогает избежать угрозы со стороны товаров-заменителей, установление высоких цен позволяет получать вы исоки прибыли пр.и Угроза появления новых технологий; значительный отрыв от ценового лидера, снижение значения дифференциации для покупкев
Концентрация (фокусировка) Сегмент имеет хорошие перспективы роста прибыли, организация имеет достаточно навыков и ресурсов для успешной работы; организация обладает конкурентными преимуществами, которые позволяют ей обслуживать избран сегмент рынка более эффективно, чем конкуренты, которые работают на общем водыу Фокусировка внимания на: определенной группе потребителей; определенном виде товара; определенном географическом рынке; образовании уникальных характеристик, атрибутов товара, послег Использование не требует значительных финансовых затрат; не требует больших размеров организации, возможность ориентации на достаточно мал рыночный сегмент для достижения достаточного подоходу
Возможность сужения сегмента рынка, на который ориентируется организация; конкуренты могут найти подсегменте и усилить специализацию; значительная разница в ценах в целевом сегменте и на общем рынке;; имитация фокусировки другими конкурентаи

Кулешова Т.А.

аспирантка 3 года обучения специальности «Экономика и управление народным хозяйством», Российский государственный социальный университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены эффективные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Как показывают исследования, в настоящее время отсутствует единая стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия. Результаты анализа работ, как зарубежных так и отечественных ученых, позволили выявить ключевые направления выбора стратегических решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, стратегические решения, механизм обеспечения конкурентоспособности, конкурентная среда, стратегия.

Kuleshova T.A.

Postgraduate student, Russian State Social University

MAIN STRATEGIC DECISIONS ON ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Abstract

The article discusses effective strategies for improving the competitiveness of enterprises. Studies show that currently there is no single strategy for competitiveness. Results of the analysis work, both foreign and domestic scientists have identified key areas for the selection of strategic decisions aimed at improving the competitiveness of the enterprise.

Keywords: competitiveness of enterprises, strategic decisions, the mechanism of maintenance of competitiveness, the competitive environment, strategy.

Быстрое и достаточно неравномерное развитие федеральной экономики, а также нестабильность рыночной среды, сопровождаются усилением конкурентной борьбы на рынке. Обострение конкуренции побуждает предприятия создавать конкурентоспособные товары и услуги, что приводит к необходимости совершенствования стратегических решений, направленных на повышение конкурентоспособности бизнеса.

В научной литературе вопросу повышения конкурентоспособности предприятий посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Классиками в изучении конкуренции считаются А. Смит (теория совершенной конкуренции), К.Маркс (основной закон и механизм конкуренции), Д. Рикардо (принцип сравнительных конкурентных преимуществ), Д. Робинсон и Э. Чемберлин (проблемы монополистической конкуренции).

В современной научной литературе имеется большой выбор конкурентных стратегий предприятия, предложенных И. Ансоффом, П. Друкером, Ф. Котлером, М. Портером, А. Томсоном и Дж. Стриклендом, однако ни одна классификация не является универсальной и имеет свои особенности.

На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия ‒ это способность организации предоставлять товары, услуги, по ценовым и качественным характеристикам имеющие такой спрос, который обеспечивает высокодоходную операционную деятельность предприятия.

Формирование направлений выбора стратегических решений обеспечения конкурентоспособности предприятия является одной из главных и сложных задач процесса стратегического управления предприятием. В экономической литературе имеются различные подходы к классификации и ранжированию конкурентных стратегий. Так, согласно теории М. Портера предусмотрены стратегии лидерства в снижении издержек, диверсификации, концентрации; А. Юданов предлагает виолентную, патиентную, коммутантную и эксплерентную стратегии; И. Ансофф рассматривает товарную и рыночную диверсификацию как способ достижения конкурентоспособности . Базовыми направлениями обеспечения стратегических решений увеличения конкурентоспособности являются стратегии, определенные М. Портером. Они являются наиболее распространенными и выверенными практикой в условиях рыночной экономики. Рассмотрим их детальнее.

Стратегия лидерства через снижение издержек формируется путем оптимизации расходов всех частей производственно-управленческой структуры. Следуя данной стратегии, лидеры производят товары, эластичные по цене, обеспечивается надежная «защита» от пяти конкурентных сил М. Портера (поставщиков, существующих и потенциальных конкурентов, производителей товаров-субститутов, потребителей) и способны формировать на рынке нижний предел цен. Недостатком данной стратегии является ориентация на производство одного вида товаров и неразвитость других направлений деятельности.

Стратегия диверсификации обеспечивает инвариантность производства товаров, которые являются привлекательными для потребителей и отличаются от товаров конкурентов. Присутствие различий требует больших затрат, однако обеспечивает повышение прибыльности в результате принятия рынком высокой цены.

Стратегия концентрации ‒ это более глубокая диверсификация выпускаемой предприятием продукции либо достижение более низких издержек в обслуживаемом сегменте.

В экономической литературе имеет место дискуссия о целесообразности использования только одной из предложенных стратегий или их сочетания. Так Г. Минцберг, Б. Альстренд и Дж. Лэмпел отмечают, что организация должна четко решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это реально возможно, при этом стратегической ошибкой будет использование нескольких базовых стратегий одновременно, так как по сути они являются альтернативными .

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности предприятия должно происходить на уровне выбора ним направлений стратегических решений. Это связано с тем, что формирование конкурентных преимуществ компании тесно связано с её деятельностью в будущем и дальнейшими изменениями во внешней среде.

Механизм формирования и реализации стратегических решений по повышению конкурентоспособности компании целесообразно структурировать по таким взаимосвязанными этапами:

  • определение реального уровня конкурентоспособности предприятия;
  • оценка уровня конкурентной среды предприятия;
  • формирование конкурентных стратегий предприятия;
  • анализ возможных событий при внедрении определенной стратегии;
  • реализация выбранной стратегии;
  • контроль за внедрением стратегии, мониторинг изменений внешней среды;
  • адаптация стратегии в соответствии с изменениями конкурентной среды.

Механизм выбора стратегических решений обеспечения конкурентоспособности является элементом системы конкурентных стратегий, в состав которой также входят стратегия формирования конкурентных преимуществ и стратегия конкурентного поведения.

В процессе стратегического управления предприятием разработка стратегии по обеспечению конкурентоспособности приводит к принятию стратегических решений на трех управленческих уровнях:

  • общий управленческий уровень ‒ корпоративная стратегия;
  • уровень функциональных подразделений ‒ функциональные стратегии;
  • уровень производственных подразделений ‒ операционные стратегии .

Корпоративная стратегия предприятия определяет общее направление обеспечения конкурентоспособности организации. На данном уровне разрабатывается общая стратегия, которая будет служить основой для разработки последующих уровней; высшим руководством принимаются решения о расширении, ликвидации, перепрофилировании отдельных сфер деятельности; формируются общие, диверсификационные и специализационные планы предприятия.

Функциональные стратегии формируются на основе общей стратегии организации; они разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия. Главной целью формирования и реализации функциональных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятий является поиск эффективных механизмов управления деятельностью производственных подразделений компании в рамках корпоративной стратегии. К функциональным стратегиям относят маркетинговую, финансовую, инновационную, социальную, производственную, внешнеэкономическую и другие стратегии.

Операционные стратегии обеспечивают долгосрочные конкурентные преимущества каждой структурной единицы и разрабатываются производственными подразделениями предприятия.

Выводы. В результате проведенного исследования следует отметить, что для эффективного выбора направлений повышения конкурентоспособности, все стратегии предприятия должны быть взаимосогласованными. Стратегии низких уровней должны формироваться на основе стратегии высших уровней и иметь более детальный план для каждого следующего уровня. Основным принципом координации различных уровней стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия является их иерархическая подчиненность с обеспечением обратной связи, которая будет удовлетворять потребности всех участников процесса стратегического планирования на предприятии. При этом, наиболее эффективными являются стратегические решения по повышению конкурентоспособности предприятия, планирование которой осуществляется на основе иерархического подчинения «сверху вниз» с учетом обратной связи между участниками разных уровней принятия управленческих решений.

Литература

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [пер. с англ. С.Жильцов, под. ред. Ю.Н.Каптуревского]. ‒ СПб. : Издательство «Питер», 1999. ‒ 416 с.
  2. Идрисов А. Стратегия как ключевой фактор стоимости // Менеджмент и менеджер. ‒ 2009. ‒ №1. ‒ С. 2-8.
  3. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство [пер. с англ. под. ред. А.Н.Романова]. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. ‒ 239 с.
  4. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
  5. Портер М. Конкуренция: [учебн. пособие,пер. с англ.] – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.

References

  1. Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya . ‒ SPb. : Izdatel’stvo «Piter», 1999. ‒ 416 s.
  2. Idrisov A. Strategiya kak klyuchevoj faktor stoimosti // Menedzhment i menedzher. ‒ 2009. ‒ №1. ‒ S. 2-8.
  3. Kircner I. Konkurenciya i predprinimatel’stvo . ‒ M.: YUNITI-DANA, 2001. ‒ 239 s.
  4. Mincberg G., Al’strend B., Lehmpel Dzh. SHkoly strategij. – SPb.: Piter, 2000. – 336 s.
  5. Porter M. Konkurenciya: – M.: Izdatel’skij dom «Vil’yams», 2001. – 495 s.
  1. Понятие, предмет конституционного права.
  2. Конституционно-правовые нормы.
  3. Конституционно-правовые отношения.
  4. Источники конституционного права, их понятие и виды.

§ 1. Понятие, предмет конституционного права

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.

В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт, принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, издан-ных еще в эпоху Средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права. Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшей ценности свободу индивида, права и свободы человека и этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.

Становление конституционного права как отрасли национального права - это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельно, ведущей отрасли национального права.

Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных (санкционированных) государством, исполнение которых обеспечивается также государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные частиотрасли .

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное (государственное), административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Необходимость большого многообразия отраслей права в правовой системе обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

Таким образом, конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм национального законодательства, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Почему конституционное право в Российской Федерации является основной, главной отраслью национальной системы права? Тому есть следующее подтверждение.

Во-певых, конституционное право является базой для других отраслей. Это связано с тем, что в нормах конституционного права формируются те отправные начала, которые составляют как бы основу для других отраслей права. Так, например, положения ст. 8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст. 9 — земельного права; ст. 37 — трудового права и т. д. Связь между конституционным (государственным) правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного. В свою очередь нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного (государственного) права.

Конституционное право как отрасль права — единая органичная система. Его нормы сгруппированы по отдельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулировании тех или иных видов общественных отношений.

Во-вторых, основным источником конституционного права является Конституция, а источники всех иных отраслей права исходят из норм, институтов и принципов государственного (конституционного) права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В-третьих, Конституция регламентирует законодательный процесс — порядок внесения на рассмотрение и обсуждение законопроектов, являющихся источниками других отраслей права, принятия законов и введение их в действие.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являютсяпредмет и метод правового регулирования .

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предметом государственного (конституционного) права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства Конституции в государстве;
  • взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
  • федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т. д.
  • организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления;
  • назначение, организация, проведение выборов, определение итогов голосования как в высшие органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Под методом правового регулирования понимаются специфические приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование«метод властеотношений».

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями. Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, являетсяустановление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.).

Методу регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, свойственны такие особенности, какполитико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т. д.).

Метод конституционного (государственного) права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право это ведущая отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательная система.

§ 2. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовым нормам присущи общие признаки, что и всем правовым нормам:

  • устанавливаются (санкционируются) государством;
  • определяют общественные границы возможного и должного поведения субъектов;
  • их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными государственными мерами;
  • выступают государственным регулятором типового общественного отношения;
  • имеют обязывающе-представительный характер.

Особенности конституционно-правовых норм обусловлены их отраслевой принадлежностью и состоят в следующем:

  • содержание конституционно-правовых норм (обусловлены сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);
  • своеобразие источников, в которых они выражены (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и др.);
  • своеобразие видов конституционно-правовых норм (большое количество по отношению с другими отраслями права общерегулятивных норм: нормы-принципы, нормы-определения, нормы-задачи);
  • учредительный характер содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний (эти нормы базовые, первичные для других отраслей права);
  • особый механизм реализации (связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве РФ);
  • особенности структуры конституционно-правовых норм (для них не характерна трехчленная структура, выделяемая в правовой норме: гипотеза, диспозиция, санкция. В них обычно имеются гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях — санкция).

Виды конституционно-правовых норм:

  • по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):
  • нормы, закрепляющие основы общественного строя;
  • нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина;
  • нормы, закрепляющие национально-государственное устройство;
  • нормы, закрепляющие систему, порядок организации и компетенцию органов государства и местного самоуправления;
  • нормы, закрепляющие избирательное право РФ;
  • по юридической силе:
  • нормы, выраженные в Конституции РФ;
  • нормы федеральных конституционных законов РФ;
  • нормы федеральных законов РФ;
  • нормы нормативных указов Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты Правительства РФ и т. д.;
  • по территории действия:
  • нормы, действующие на всей территории РФ;
  • нормы, действующие на территории субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области);
  • местные правовые нормы.
  • по характеру предписания, содержащегося в норме:
  • управомочивающие (закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов). Например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов (ст. 71—73 Конституции РФ);
  • обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершить определенные положительные действия, избрать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям). Например, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязывает Президента РФ подписать в течение 7 дней и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции;
  • запрещающие нормы — запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан).

§ 3. Конституционно-правовые отношения

Специфика конституционно-правовых отношений заключается, прежде всего в том, что в них присутствует в той или иной степени публично-правовой элемент. Субъективные права участников правоотношения реализуются через определенные правомочия. Эти правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированности нормами права, но реализуются они юридически в опреде-ленной и специфичной правовой оболочке. Так, субъективное право каждого гражданина на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет. Тем не менее реализуется это право в результате наличия у субъекта-носителя этого права правомочия требовать соблюдения правил, гарантирующих его личную неприкосновенность, чему соответству-ют определенные обязанности государства и третьих лиц.

Обычно на конституционно-правовом уровне это находит свое отражение в постановлении, запрещающем произвольное лишение свободы и устанавливающем, что то или иное лицо может быть задержано или арестовано только на основе судебного решения или постановления иного специально уполномо-ченного независимого органа, который, действуя на основе за-кона, вправе санкционировать применение мер, связанных с лишением свободы.

Иначе говоря, субъективное право человека на личную неприкосновенность, так же как и остальные субъективные права, реализуется посредством определенных правомочий, которые предоставляют возможность индивиду требовать их исполнения и обязывают государственные органы, администрацию или должностных лиц, или третьих лиц неукоснительно соблюдать это законное право и принимать меры к его реализации. Таким образом, в случае, когда правоотношение возникает на основе или в силу неотъемлемо присущих человеку субъективных прав, реализация этого права, обеспечение гарантий его осуществления и его защиты требуют вмешательства публичной власти, принятия мер, необходимых для ограждения и реализации этого права. И в свою очередь непринятие таких мер со стороны государства и его представителей должно повлечь за собой определенные формы ответственности, устанавливаемые законом.

Норма права устанавливает, как правило, дозволенную меру поведения. Это справедливо и для такой отрасли, как конституционное право. Специфика этого права заключается в том, что данная норма дозволенного поведения адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам. Это объясняет, отчасти, почему в конституционном праве преобладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему органов государства, условия и порядок их функционирования.

§ 4. Источники конституционного права, их понятие и виды

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. К источникам права следует отнести конституции, нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты, международно-правовые акты, общие принципы права. В настоящее время все возрастающую роль приобретают юридические акты наднациональных правовых образований, например европейское право (охватывающее право Европейских Сообществ, право Европейского Союза и европейскую систему защиты прав человека, в рамках которой особо важная роль принадлежит праву Совета Европы). Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством.

В большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Наряду с законом в формальном смысле слова используется и понятие закона в материальном смысле. Речь в данном случае идет о нормативном правовом акте, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же большое значение, как и закон в формальном смысле слова. Кроме того, в целом ряде стран существует практика делегированного законодательства, при которой парламент передает исполнительной власти свои полномочия по изданию закона, устанавливая обычно специальные условия применения таких актов.

Законодательные акты различаются по своему статусу и юридическому режиму. Они образуют своего рода иерархическую структуру, местом в которой определяется юридическая сила данного закона. Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство.

Конституция как основной источник конституционного права

В подавляющем большинстве государств конституция представляет собой главный законодательный акт государства. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

В конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции находят свое отражение и закрепляются те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют общественное и государственное развитие. Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих ее отраслей.

В настоящее время проявляется еще одна тенденция, весьма важная для характеристики конституции как источника права — установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более сложная процедура, чем для других статей или разделов конституции.

Конституционные и органические законы

В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений.

Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями. Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля.

Обычные или текущие законы

Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов.

Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции), а равно акты муниципальных органов.

Обычай как источник конституционного права

Под обычаем в конституционном праве принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета — прерогативы премьер-министра.

Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран третьего мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важна роль адата и шариата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, т. е. неписаных обычаев, восходящих еще к условиям племенной жизни.

Судебный прецедент

В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере — источником конституционного права. Господство судебного прецедента, несомненно, порождает большую казуистичность правовой системы, требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом. Тем не менее в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным конституционным правом.

Значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок. Так, Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского Союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.

В доктринальном плане нередко проводятся различия между императивным и индикативным прецедентом. Первый принадлежит, безусловно, к числу источников права, поскольку подлежит обязательному применению судами. Во втором случае судебное решение признается обязательным только для спорящих сторон, но не является обязательным для третьих лиц.

Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры

Право Европейских Сообществ по общему правилу обладает верховенством по отношению к национальному праву государств-членов. Оно имеет прямое действие, т. е. порождает права и обязанности не только государств и институтов, но и частных (физических и юридических) лиц. Нормы права Сообществ напрямую интегрируются в национальные системы права и подлежат обязательному применению властями государств-членов и их судебными органами. Европейское право обеспечено юрисдикционной защитой. Граждане государств-членов, входящих в Евросоюз, автоматически становятся гражданами Европейского Союза. Их права и интересы, основанные на нормах права ЕС, подлежат защите национальными судебными органами и судебными учреждениями Евросоюза.

Весьма близким к нормативно-правовым актам интеграционных объединений является правовой режим международных договоров и соглашений.

Общие принципы права и конституционное право

Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение наиболее важных сущностных черт и ценностей общей системы права. В них находят свое правовое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные современному развитому государству. Так, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза содержит статью, которая прокламирует в качестве основных принципов европейского права права и свободы человека, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а равно относит к ним те, которые вытекают из конституционных традиций, общих для конституционного строя всех государств-членов ЕС.

Несоответствие нормы материального и процессуального характера общим принципам права порождает ее ничтожность и недействительность вынесенного на ее основе решения. Все это позволяет сделать вывод о том, что общие принципы права представляют собой в настоящее время важный юридический инструмент.

В некоторых случаях к числу источников права относят также доктринальные построения и труды выдающихся специалистов в области конституционного права. Воздействие данных трудов проявляется за счет своего влияния на формирование правосознания судей и иных должностных лиц, призванных применять право на практике.

Виды источников Конституционного права РФ в формально-юридическом смысле:

1. Нормативно-правовой акт это официальный документ, содержащий юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы.

Виды нормативно-правовых актов:

  • законы — это нормативные юридические акты высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные (изначальные) правовые нормы страны.

В зависимости от юридической значимости к ним относятся:

  • конституция это основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений (основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательную систему):
  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе РФ;
  • федеральные конституционные законы - это такие законы, которые:
  • во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108:предусматривается принятие 12 Федеральных Конституционных законов — изменение статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66), государственный герб, гимн и флаг РФ (ч. 1 ст. 70), режим военного положения (ч. 3 ст. 87), режим чрезвычайного положения (ст. 88), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (п. «д» ст. 103), порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и т. д.;
  • во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, то есть не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108);
  • в-третьих, не подлежат отклонению Президентом РФ, предусмотрено обязательное подписание в течение 14 дней и обнародование;
  • федеральные законы - это законы, принимаемые Государственной Думой РФ в обычном порядке (согласно статьям 104-107 Конституции РФ) и не требующих квалифицированного большинства голосов депутатов Государственной Думы, могут быть отклонены Президентом РФ и направлены на новое рассмотрение;
  • уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения);
  • законы, принимаемые в субъектах Федерации (по вопросам совместного ведения с федерацией и по вопросам исключительного ведения субъекта федерации, принимаются представительными (законодательными) органами и не могут противоречить Конституции РФ и Федеральным законам).

2. Указы Президента РФ — это нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции РФ и законам РФ, обязательные для исполнения на всей территории РФ, своеобразие которых связано с компетенцией Президента.

Виды указов:

  • в зависимости от характера полномочий:
  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представление на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, Генерального прокурора);
  • по юридической значимости:
  • нормативные указы (содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни);
  • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер).

3. Иные правовые акты нормативного характера (исходя из анализа Конституции РФ), если они регулируют государственно-правовые отношения:

  • постановления (обеих палат Федерального Собрания, Правительства, государственных комитетов и ведомств, краевой, областной, городской, районной администрации);
  • распоряжения (Президента, правительства, главы администрации);
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные акты;
  • акты представительных органов местного самоуправления — решения;
  • акты прямого народного волеизъявления — решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;
  • судебный прецедент (от лат. praecedens — предшествующий) — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел (такой силой обладают решения Конституционного Суда РФ);
  • нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов, которым государство придает общеобязательный характер;
  • международные договоры;
  • внутригосударственные договоры (Федеративный договор в РФ) и соглашения.

Согласно Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1, 2 ст. 5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права, отвечающий реалиям современной международной жизни;

  • декларация (с фр. declaration — заявление) — это политико-правовые акты, имеющие целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для государства. В Российской Федерации приняты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно ст. 15 и 17 Конституции РФ).

В правовой системе РФ важная роль принадлежит конституционному праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регули­рующих ключевые для любого государства отношения, связанные с уста­новлением политических и социально-экономических основ общественно­го строя, определением места и роли личности в государстве, закреплени­
ем формы государственного устройства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления.

Сам термин "конституция" латинского происхождения и означает ус­тановление, учреждение, построение и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной За­кон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод челове­ка и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуще­ствления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные.

Известными шагами на пути учреждения конституционной монархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октяб­ря 1905 года, которыми был создан законодательный орган - Государст­венная Дума, введены избирательные и иные права подданных Россий­ской империи (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган государственной власти - Совет ми­нистров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 го­дов), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, господствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан "классовыми интересами трудящихся". Они отри­цали разделение властей, приоритет прав человека над интересами госу­дарства, политический плюрализм и многопартийность, частную собст­венность и свободу предпринимательства.

Политические, экономически и социальные преобразования россий­ского общества, начавшиеся с 1989 года, потребовали соответствующих конституционных реформ. 12 декабря 1993 года проект новой Конститу­ции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция РФ как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стан­дартам конституционализма.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхожде­ния их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы, которые можно подразделить на несколько групп:

Нормы, составляющие основы конституционного строя;

Нормы о правах и свободах человека;

Нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах, наиболее тесно связанных с Конституцией и для их принятия необходимо повышенное число голосов в Г.Д. И С.Ф;.

Остальные нормы, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

Таким образом, конституционное право - это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые определяют ор­ганизационное и функциональное единство общества.

Особое место в данной группе источников конституционного права за­нимают Декларации (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.).

Специфическим видом источников конституционного права являются договоры: Федеральный договор, охватывающий три договора между фе­
деральными органами государственной власти и органами государствен­ной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также договора между конкретными субъектами.

Источниками конституционного права являются конституции респуб­лик и уставы других субъектов Федерации, правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления, содержащие конституционно­правовые нормы.

Юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на под­держание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуман­ных поправок. В качестве юридического свойства Конституции РФ можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено - Конституционный суд. Помимо него ряд функ­ций выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы.

Центральным объектом конституционного регулирования в РФ, предме­том охраны и защиты иных законов - источников конституционного права является положение человека, его права и свободы. Совокупность консти­туционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в рос­сийском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязан­ностей, образует конституционный статус личности в РФ (ст. 64). Консти­туция содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам перечень прав человека, которые в зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить в две категории.

Первая характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства.

Вторая характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответ­ствующих прав и свобод.

В Конституции РФ закреплены не только права человека, которые принадлежат всем лицам, находящимся на территории Росси, но и основ­ные права гражданина России. В науке и законодательной практике под гражданским понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с госу­дарством, в силу которой на него в полном объеме распространяются кон­ституционные права, свободы и обязанности.

Гражданство в конституционном праве - это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт - совокупность взаимосвя­занных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содер­жатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них респуб­ликанских законах о гражданстве.

В РФ установлено единое гражданство. Утрата федерального граждан­ства одновременно влечет за собой утрату гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными пра­вами на всей территории России.

Впервые в отечественной конституционной практике закреплена нор­ма, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или вы­дан другому государству (ст. 16).

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: при­обретение гражданства по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайство­вать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра­зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайст­вом; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Согласно закону, дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству роди­телей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при нали­чии их согласия.

Гражданин РФ является субъектом не только дополнительных консти­туционных прав, но и обязанностей. Только гражданин России имеет обя­занность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу. В то время как обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окру­жающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Вся совокупность прав человека и гражданина России может быть подразделена на три большие группы:

Гражданские конституционные права и свободы;

Политические права и свободы;

Социально-экономические и культурные права.

Согласно Конституции, каждый вправе защищать свои права и свобо­ды всеми способами, не запрещенными законом. Один из них - судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, то индивид может обратиться в межгосударственные органы.

Становление России как федеративного государства связано, прежде всего, с признанием в качестве субъектов федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориаль­ных образований (край, область, города федерального значения). Все они между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органа­ми государственной власти.

Важнейшей чертой Российского государства является суверенитет. Он означает верховенство и самостоятельность Российского государства во внутренних делах и его независимость в международных отношениях. Важным элементом конституционного статуса РФ является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средств защиты нацио­нальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостно­сти. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государ­ствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы.

Конституционным правом России как суверенного государства являет­ся возможность устанавливать единый государственный язык. Элементом конституционного статуса РФ являются символы ее государственного су­веренитета: государственный флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется фе­деральным законом).

Основным фактором системы государственных органов РФ является принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти образуют основу конституционной системы органов Россий­ского государства. Координацию этих ветвей выполняет Президент, яв­ляющийся главой государства.

Термин "президент" имеет латинское происхождение и буквально обо­значает "сидящий впереди". В современном значении президентом назы­вают единоличную главу государства, получающего свои полномочия пу­
тем выборов. В РФ институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. Основное назначение верхней палаты - представительство интересов субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Назначение Государственной Думы - быть органом выражения интересов всего российского народа. Числен­ность - 450 депутатов, избираемых по партийным списками и по мажори­тарной системе на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права сроком на пять лет.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое действует как коллегиальный орган и состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Самостоятельную подсистему государственного механизма России об­разуют органы судебной власти.

Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоя­тельную совокупность органов, которые не относятся к числу органов го­сударственной власти. При определении своей системы государственных органов субъекты федерации не могут нарушать основ конституционного строя РФ.

Местное самоуправление - одна из форм самоуправления социального явления. Оно представляет собой систему организации деятельности граж­дан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, на­
ционально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и за­конов РФ, законодательных актов ее субъектов.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит предмет конституционного права?

2. Каковы источники конституционного права?

3. На каких принципах строится гражданство в РФ?

4. Охарактризуйте основы конституционного строя РФ.

Еще по теме КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО:

  1. § 3. Конституционное право на информацию как субъективное право человека и гражданина
  2. Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВО ВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ
  3. Право на судебную защиту - конституционное право каждого гражданина РФ.
  4. Судебная защита прав и свобод, гарантированная ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, включает в себя право каждого защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
  5. Конституционное право земель в государственном строе федерации
  6. Субъективное избирательное право и его конституционные ограничения
  7. §1.1. Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание
  8. § 1. Конституционное (государственное) право России
  9. Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ.
  10. ГЛАВА 1. ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОКТРИНЕ
  11. Право ребенка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних
  12. В 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа
  13. ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОМОЧИЯ, ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
  14. ГЛАВА 1. ПРОВЕРКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ КАК ВИД КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».


При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.



Просмотров