Как защитникам русских школ побороть "защитников" конституции в латвии. Латвийская конституция в стиле "наци" Значимые непринятые поправки, текущие события

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Народ Латвии на своем свободно избранном Учредительном собрании установил для себя следующую Конституцию государства:

Раздел 1 Общие положения

  1. Латвия является независимой демократической республикой.
  2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.
  3. Территорию государства Латвии в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.
  4. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык. Флаг Латвии - красный с белой полосой.1

Раздел 2 Саэйма

  1. Саэйма состоит из ста представителей народа.
  2. Саэйма избирается путем всеобщих, равных, прямых, тайных и пропорциональных выборов.
  3. Разделив Латвию на отдельные избирательные округа, число депутатов Саэймы, подлежащих избранию в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого округа.
  4. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые ко дню выборов достигли восемнадцатилетнего возраста.2
  5. В Саэйму может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.
  6. Саэйма избирается на четыре года.3
  7. Выборы в Саэйму проводятся в первую субботу октября месяца.4
  8. Вновь избранная Саэйма собирается на первое заседание в первый вторник ноября месяца, когда и прекращаются полномочия предыдущей Саэймы.
  9. Если, в случае роспуска Саэймы, выборы в Саэйму проводятся в другое время года, то таковая Саэйма собирается не позднее одного месяца после ее избрания и ее полномочия прекращаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с тем, когда собирается вновь избранная Саэйма.5
  10. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Саэймы.
  11. Заседания Саэймы происходят в Риге, и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Саэйма может собраться в другом месте.
  12. Саэйма избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Саэймы действует непрерывно во все время полномочий Саэймы.
  13. Первое заседание вновь избранной Саэймы открывает председатель предыдущей Саэймы или, по поручению президиума, другой член президиума.
  14. Саэйма сама проверяет полномочия своих членов.
  15. Президиум Саэймы созывает сессии и назначает очередные и внеочередные заседания Саэймы.
  16. Президиум Саэймы обязан назначить заседание Саэймы, если того требует Президент государства, Президент министров или не менее одной трети членов Саэймы.
  17. Для определения внутренней деятельности и порядка Саэйма разрабатывает свой Регламент.
  18. Заседания Саэймы являются открытыми. По требованию десяти членов Саэймы, Президента государства, Президента министров или министра Саэйма большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов может постановить вести закрытое заседание.
  19. Заседания Саэймы могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Саэймы.
  20. Саэйма, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
  21. Саэйма избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и учреждений самоуправления, а также вызывать на свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и учреждений самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
  22. Саэйма обязана назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Саэймы.
  23. Саэйма имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное государственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Саэймы или ее комиссий, обязан предъявить им соответствующие документы и акты.
  24. Член Саэймы за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей, не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке. Член Саэймы может быть привлечен к судебной ответственности, если он при исполнении обязанностей распространяет:
  25. порочащие честь сведения, заведомо зная, что они ложные, или
  26. порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
  27. Член Саэймы не может быть арестован, у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Саэймы. Член Саэймы может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. О каждом аресте члена Саэймы надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить Президиуму Саэймы, который на ближайшем заседании Саэймы докладывает об этом для принятия решения о содержании члена Саэймы под арестом или о его освобождении. В перерыве между сессиями и в период до открытия сессии о содержании члена Саэймы под арестом решает Президиум Саэймы.
  28. Против члена Саэймы не может быть начато судебное преследование или наложено на него административное взыскание без согласия Саэймы.1
  29. Член Саэймы вправе отказаться от дачи показаний:
  30. о лицах, доверивших ему как представителю народа какие-либо факты или сведения;
  31. о лицах, которым он, исполняя свои обязанности представителя народа, доверил какие-либо факты или сведения;
  32. о самих этих фактах или сведениях.
  33. Член Саэймы не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Положения настоящей статьи относятся к министрам, даже если они и не являются членами Саэймы.
  34. Члены Саэймы получают вознаграждение из государственных средств.
  35. За изложение содержания заседаний Саэймы и комиссий, если оно соответствует действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Саэймы и комиссий могут быть предоставлены лишь с разрешения Президиума Саэймы или комиссии.

Раздел 3 Президент государства

  1. Президент государства избирается Саэймой сроком на четыре года.1
  2. Президент государства избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Саэймы.
  3. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший сорокалетнего возраста. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством.2
  4. Должность Президента государства несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное Президентом государства, является членом Саэймы, то оно обязано сложить полномочия члена Саэймы.
  5. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.3
  6. На ближайшем после избрания заседании Саэймы Президент государства, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: «Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу народа Латвии. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и свои обязанности буду исполнять по доброй совести».
  7. Президент государства представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Саэймы о ратификации международных договоров.
  8. Президент государства является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
  9. Президент государства на основании постановления Саэймы объявляет войну.
  10. Президент государства вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если враг нападет на латвийские границы. Вместе с тем Президент государства незамедлительно созывает Саэйму, которая постановляет об объявлении и начале войны.
  11. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым приговор вступил в законную силу. Объем и порядок использования этого права устанавливаются особым законом. Амнистию дает Саэйма.1
  12. Президент государства имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета министров, устанавливая повестку дня этих заседаний.
  13. Президенту государства принадлежит право законодательной инициативы.
  14. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Саэймы. После этого проводится народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Саэймы, то Саэйма считается распущенной, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее чем через два месяца после роспуска Саэймы.
  15. Если Саэйма распущена, то полномочия членов Саэймы все же остаются в силе до открытия вновь избранной Саэймы, но заседания прежней Саэймы могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Саэймы устанавливает Президент государства.
  16. Если в ходе народного голосования более половины от поданных голосов подано против роспуска Саэймы, то Президент государства считается смещенным с должности, и Саэйма избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
  17. По предложению не менее половины всех членов Саэймы, Саэйма на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Саэймы может постановить о смещении Президента государства. После принятия такого постановления Саэйма незамедлительно избирает нового Президента государства.
  18. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Саэймой нового Президента государства, исполняет Председатель Саэймы. Точно также Председатель Саэймы исполняет обязанности Президента государства, если последний находится за пределами государства или имеет другие препятствия для исполнения своих обязанностей.
  19. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с этим принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
  20. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Саэйма большинством не менее двух третей голосов.

Раздел 4 Кабинет министров

  1. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
  2. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом государства.
  3. Число министерств, объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений устанавливаются законом.
  4. Кабинету министров подчинены учреждения государственного управления.
  5. Для исполнения своих должностных обязанностей Президенту министров и министрам необходимо доверие Саэймы, и за свою деятельность они ответственны перед Саэймой. Если Саэйма выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
  6. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
  7. Кабинет министров обсуждает все разработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также предложенные отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
  8. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе объявить чрезвычайное положение, известив об этом в течение двадцати четырех часов Президиум Саэймы, который о постановлении Кабинета министров должен незамедлительно доложить Саэйме.
  9. Министры, даже если они не являются членами Саэймы, а также уполномоченные министрами ответственные государственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Саэймы и ее комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

Раздел 5 Законодательство

  1. Законодательное право принадлежит Саэйме, а также народу в порядке и пределах, предусмотренных настоящей Конституцией.
  2. Законопроекты могут вносить в Саэйму Президент государства, Кабинет министров, комиссии Саэймы, не менее пяти депутатов, а также одна десятая часть избирателей в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией.
  3. Саэйма ежегодно до начала хозяйственного года принимает решение о бюджете доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.
    Если Саэйма принимает решение, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же решении должны быть предусмотрены также средства, которыми покрываются данные расходы.
    По истечении бюджетного года Кабинет министров должен внести на утверждение Саэймы отчет об исполнении бюджета.
  4. Саэйма устанавливает величину вооруженных сил государства в мирное время.
  5. Для всех международных договоров, регулирующих разрешаемые законодательным путем вопросы, необходимо утверждение Саэймой.
  6. Президент государства обнародует принятые в Саэйме законы не ранее чем на седьмой день и не позднее чем на двадцать первый день после их принятия. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после его обнародования, если законом не установлен другой срок.
  7. Президент государства обнародует принятые законы следующим образом: «Саэйма (или народ) приняла и Президент государства обнародует следующий закон: (текст закона)».
  8. В течение семи дней, считая со дня принятия закона Саэймой, Президент государства в мотивированном письме на имя Председателя Саэймы может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Саэйма закон не изменит, Президент государства вторично возражать не может.
  9. Президент государства вправе приостановить публикацию закона на два месяца. Он должен приостановить публикацию закона, если этого требует не менее одной трети членов Саэймы. Этим правом Президент государства или одна третья часть членов Саэймы могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Саэйме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Саэйма вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
  10. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможне, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении чрезвычайного положения и его прекращении, мобилизации и демобилизации, а также договоры с иностранными государствами.
  11. Закон, принятый в Саэйме и приостановленный в установленном семьдесят второй статьей порядке, может быть отменен народным голосованием, если число голосовавших составляет хотя бы половину числа избирателей, участвовавших в выборах последней Саэймы и если большинство проголосовало за отмену закона.1
  12. Если Саэйма большинством не менее двух третей голосов принимает срочность закона, то Президент государства не может требовать вторичного рассмотрения такого закона; его нельзя передать на народное голосование и он должен быть обнародован не позднее чем на третий день со дня получения Президентом принятого закона.
  13. Саэйма может изменить Конституцию на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Саэймы. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
  14. Если Саэйма изменила статьи первую, вторую, третью, четвертую, шестую или семьдесят седьмую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть утверждены народным голосованием.1
  15. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект о внесении изменений в Конституцию или законопроект, который Президент передает Саэйме. Если Саэйма не принимает его без внесения изменений по содержанию, то таковой передается на народное голосование.
  16. Переданное на народное голосование изменение Конституции считается принятым, если оно одобрено не менее чем половиной всех имеющих право голоса.
    Переданный на народное голосование проект закона является принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последней Саэймы избирателей и если большинство проголосовало за принятие проекта закона.2
  17. В народном голосовании могут участвовать все граждане Латвии, имеющие право голоса на выборах в Саэйму.
  18. В промежутке между сессиями Саэймы Кабинет министров имеет право в неотложных случаях издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять Закон о выборах в Саэйму, законы о судоустройстве и судопроизводстве, бюджет и бюджетное право, а также законы, принятые во время деятельности существующей Саэймы; они не могут касаться амнистии, государственных налогов, таможни и займов, и они теряют силу, если не будут внесены в Саэйму до истечения трех дней после открытия следующей сессии Саэймы.3

Раздел 6 Суд

  1. В Латвии правосудие осуществляется районными (городскими) судами, окружными судами и Верховным судом, а в случае военного или чрезвычайного положения - и военными судами.1
  2. Судьи независимы и подчиняются только закону.
  3. Судьи утверждаются Саэймой, и они являются несменяемыми. Судья вопреки его желанию может быть снят с должности Саэймой лишь в предусмотренных законом случаях на основании решения дисциплинарной коллегии судей или постановления суда по уголовному делу. Законом может быть установлен возраст, по достижению которого судьи оставляют свою дожность.2
  4. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие переданные законом в его компетенцию дела. Конституционный суд правомочен признать не имеющими силу законы и другие акты или их части. Судей Конституционного суда на установленный законом срок утверждает Саэйма закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного члена Саэймы.3
  5. Осуществлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в предусмотренном законом порядке. Военные суды действуют на основании особого закона.

Раздел 7 Государственный контроль

  1. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.
  2. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, что судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.

Раздел 8 Основные права человека

  1. Государство признает и защищает основные права человека согласно настоящей Конституции, законам и обязательным для Латвии международным договорам.
  2. Каждый вправе знать свои права.
  3. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека осуществляются без какой-либо дискриминации.
  4. Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не будет признана согласно закону. В случае необоснованного ущемления прав каждый имеет право на соответствующее возмещение. Каждый имеет право на помощь адвоката.
  5. Право каждого на жизнь охраняет закон.
  6. Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никого нельзя лишить свободы или ограничить ее кроме как только согласно закону.
  7. Государство охраняет честь и достоинство человека. Пытки, иное жестокое или унижающее достоинство человека обращение запрещаются. Никого нельзя подвергать безжалостному или унижающему достоинство человека наказанию.
  8. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, жилища и корреспонденции.
  9. Каждый, кто законно находится на территории Латвии, имеет право на свободу перемещения и выбор места жительства.
  10. Каждый имеет право свободно выехать из Латвии. Каждый, имеющий латвийский паспорт, за пределами Латвии находится под защитой государства и имеет право беспрепятственно возвратиться в Латвию. Гражданин Латвии не может быть выдан иностранному государству.
  11. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Церковь отделена от государства.
  12. Каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Цензура запрещена.
  13. Каждый гражданин Латвии имеет право в предусмотренном законом порядке участвовать в деятельности государства и самоуправлений, а также нести государственную службу.
  14. Каждый имеет право объединяться в общества, политические партии и другие общественные организации.
  15. Государство защищает свободу ранее заявленных мирных собраний и шествий, а также пикетов.
  16. Каждый имеет право обращаться в государственные учреждения или учреждения самоуправлений с заявлениями и получать на них ответ по существу.
  17. Каждый имеет право на собственность. Собственность нельзя использовать вопреки интересам общества. Право на собственность можно ограничить только согласно закону. Принудительное отчуждение собственности для нужд общества допустимо лишь в исключительных случаях на основании отдельного закона за справедливое вознаграждение.
  18. Каждый имеет право свободного выбора занятия и места работы соответственно своим возможностям и квалификации. Принудительный труд запрещен. Принудительным трудом не считается привлечение к ликвидации катастроф и их последствий и привлечение к труду согласно постановлению суда.
  19. Каждый работник имеет право получать оплату, соответствующую выполненной работе, которая не должна быть меньше установленного государством минимума, а также право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.
  20. Работающие имеют право на коллективный договор, а также право на забастовку. Государство охраняет свободу профсоюзов.
  21. Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, нетрудоспособности, безработице и в других установленных законом случаях.
  22. Государство охраняет и поддерживает брак, семью, права родителей и ребенка. Государство особо помогает детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей или пострадавшим от насилия.
  23. Государство охраняет здоровье человека и гарантирует каждому минимум медицинской помощи.
  24. Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатно получить начальное и среднее образование. Начальное образование обязательно.
  25. Государство признает свободу научного, художественного и иного творчества, а также охраняет авторские и патентные права.
  26. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность.
  27. Государство охраняет право каждого жить в благоприятной окружающей среде, информируя о состоянии окружающей среды и заботясь об ее сохранении и улучшении.
  28. Права личности, установленные статьями девяносто шестой, девяносто седьмой, девяносто восьмой, сотой, сто второй, сто третьей, сто шестой и сто восьмой Конституции, могут быть ограничены в предусмотренных законом случаях, чтобы защитить права других людей, демократическое устройство государства, безопасность, благополучие и нравственность общества. На основании упомянутых в настоящей статье положений могут быть ограничены и выражения религиозных убеждений.

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.

В Латвии законодательными властями утверждена преамбула Сатверсме (Конституции), которая лежит на столе президента Берзиньша, готовящегося к её подписанию. Преамбула Сатверсме – это специфический вариант вступительной части Конституции Латвии, который закладывает в основной государственный закон страны важнейшие основополагающие принципы. Чтобы иметь возможность судить о специфическом ключе этой самой преамбулы, с ней нужно познакомиться. Вот её текст, переведённый на русский язык порталом :

Латвия, провозглашенная 18 ноября 1918 года, была создана за счёт объединения латышских исторических земель на основании непреклонной государственной воли латышской нации и её неотъемлемого права на самоопределение, чтобы гарантировать существование и вековое развитие латышской нации, её языка и культуры, обеспечить свободу и поддержать благосостояния каждого человека и всего народа.


Идентичность Латвии в европейском культурном пространстве формируют латышские и ливские традиции и жизненная мудрость, общечеловеческие и христианские ценности. Латышский язык, как единственный государственный язык, свобода, честность, справедливость, солидарность, равноправие, семья, труд и верность Латвии - это основа сплочённого общества.

Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относится к другим людям, следующим поколениям, окружающей среде и природе. Осознавая себя как полноценную часть международного сообщества, Латвия защищает свои интересы и способствует долгосрочности и демократическому развитию Европы и мира. Боже, благослови Латвию!

Да уж, благослови...

Для сравнения текст из преамбулы Конституции Российской Федерации:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Как видно, преамбула Конституции одного государства в корне отличается от преамбулы Конституции другого государства. Латвийские вариант, по сути, не оставляет никаких шансов ни одной из национальностей, проживающих на территории Латвии, кроме латышей. «Развитие латышской нации», «латышские традиции», «латышский язык» - национализм, который явно отдаёт крайностью, учитывая то, что на территории самой Латвии проживают почти 27% этнических русских, около 3,5% белорусов, 2,2% украинцев, столько же поляков. На территории юго-восточных районов Латвии число русских оценивается в 50-60%! Но преамбула, а точнее те, кто её создавал, в упор не видят эти сотни тысяч людей (при общем населении Латвии около 2 млн. человек). О многонациональности в документе (если преамбулу можно называть отдельным документом) нет ни слова, зато есть более чем странный текст об объединении латышских исторических земель. Господа авторы преамбулы Сатверсме, «латышские исторические земли» - это вообще где?

Депутаты Сейма проголосовали за утверждение преамбулы большинством голосов: 69 – за и 28 – против. То есть всё-таки нашлись в латвийском Сейме адекватные законодатели, которые понимают, что такой вариант преамбулы основного государственного документа – это окончательный уход в сторону радикального национализма на государственном уровне.

На фоне существования в Латвии столь уникальной категории населения как «неграждане» (а их почти 15% от общего числа жителей) новая преамбула выглядит как «окончательное решение» их вопроса. Негражданам Латвии «не светит развитие», которое обещано латышам. Оно вообще никому в Латвии не светит, кроме латышской нации, собравшей «исторические латышские земли». Ведь так теперь будет говорить Конституция.

Президент Берзиньш, по сообщениям его пресс-службы, намерен подписать документ, в очередной раз доказывая, что Латвия – это достигшее демократического Олимпа государство, являющееся примером для общеевропейского подражания… Греция – для греков, Польша – для поляков, Лихтенштейн – для лихтеншейнцев... Остальные, вроде как, ни на что не надейтесь, а проще говоря, «пошли вон!» Евроинтеграция...

После украинского варианта, озвученного Яценюком – «subhumans», который затем пытались поменять на нечто более политкорректное, Латвия держит марку…

На решения латвийских парламентариев отреагировал российский посол в Латвии Александр Вешняков, негативно отозвавшийся о тексте преамбулы:

Зачем нужно было делать это в таком виде? Ведь можно же было провести референдум, спросить у народа. Эта версия преамбулы приведёт к конфронтации. Будет очень жаль, если это произойдёт.

Реакция пришла и от уполномоченного МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константина Долгова:

Очевидно, что данный политически ангажированный документ преследует цель юридического закрепления преимущественного положения в государстве титульной нации над нацменьшинствами и будет способствовать дальнейшему межэтническому расколу в обществе.

В ответ на это латвийские власти посоветовали послу РФ и представителям МИД РФ следить за принимаемыми законами в России.

А что если преамбула Сатверсме не понравится не только послу Вешнякову, но 27% русских Латвии? А что если эти 27% русских Латвии «положат» на эту преамбулу свой референдум?.. С каким визгом после этого Сейм будет искать на берегах Балтики «исторические латышские земли»?

РИГА, 7 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала законопроект, предусматривающий введение автономии школ нацменьшинств не полностью разработанным и в проведении референдума. Что теперь будут делать защитники русских школ.

Партия "Русский союз Латвии" (РСЛ) 22 января передала в ЦИК законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", который на основании закона, действующего во время Первой республики, был призван защищать школы нацменьшинств и позволял обучать детей на родном для них языке.

По нынешнему законодательству ЦИК должен был в течение 45 дней организовать оценку этого законопроекта и проголосовать о его передаче на сбор подписей. Но, опираясь на полученные отрицательные заключения от Бюро омбудсмена, Юридического бюро Сейма, а также министерств юстиции и образования, ЦИК пришел к выводу, что законопроект противоречит нормам Конституции и не может быть вынесен на референдум.

Однако, по мнению заявителей, возражения, по сути, были не юридические, а политические, что прямо говорит о явной ангажированности всех вышеперечисленных инстанций.

В рамках закона

В первые годы с момента образования Латвии было принято несколько документов, в соответствии с которыми, проживающие в стране нацменьшинства могли обучаться в школах на своих языках. Но после восстановления независимости Латвии действие закона об устройстве школ национальных меньшинств не было возобновлено.

Авторы законопроекта о защите русских школ в Латвии считают, что нынешние нормативные документы более не гарантируют существования школ нацменьшинств и использования их языков в учебном процессе, и поэтому необходимо принятие нового закона, обеспечивающего их защиту.

"Латвийская Республика с момента ее основания признавала право людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой язык в качестве языка обучения в учебных заведениях", — говорится в законопроекте защитников русских школ, который предполагает, что языки преподавания в школах нацменьшинств будет определять совет каждой конкретной школы.

Также документ предлагает создать школы нацменьшинств, потоки или отдельные классы, если собраны подписи определенного количества родителей учащихся. Кроме того, согласно законопроекту, при министерстве образования должен быть создан департамент по делам нацменьшинств, в обязанности которого будет входить работа с нелатышскими учебными заведениями.

Согласно аннотации к законопроекту, он "реализует права человека, закрепленные в статье 114 Конституции Латвийской Республики". Кроме того, документ соответствует и международным обязательствам, поскольку Латвия присоединилась к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, 14-я статья которой прямо предусматривает обязанность использования языка нацменьшинства в учебном процессе.

Ценности Конституции

В то же время различные учреждения отметили, что законопроект противоречит ценностям, принципам и нормам Конституции. Так, Бюро омбудсмена указало, что он не направлен на продвижение латышского языка, как общего языка для всего общества, о чем говорится в преамбуле к Конституции.

"Латышский язык в преамбуле к Конституции называется основой демократического участия и сплочения общества, под чем понимается, что именно он является объединяющим для людей разного происхождения в Латвии", — сказано в письме омбудсмена.

Похожих взглядов придерживается и министерство юстиции, указавшее, что законопроект противоречит не только преамбуле, но и статье 4 Конституции, по которой единственный государственный язык — латышский. Также министерство указывает, что латышский язык до сих пор находится под угрозой и обязанность Латвии — это обеспечить его эффективное изучение.

Сотрудники Юридического бюро Сейма также отметили, что определенные нормы законопроекта не соответствуют некоторым статьям Конституции Латвии.

По их мнению, статья 9 законопроекта, предусматривающая, что директора департамента должны избрать депутаты Сейма, у которых в личных данных указана национальность иная, чем "латыш", противоречит статье 24 Конституции, где сказано, что Сейм "выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов". Также эта статья не соответствует статьям 1 и 58 Конституции.

Юристы Сейма считают, что у парламента нет права назначать на руководящие посты в учреждения, которые находятся в подчинении кабмина.

ЦИК заявил, что вышеупомянутых противоречий вполне достаточно для того, чтобы признать законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии" не соответствующим Конституции и отказать в его дальнейшем продвижении. Решение членов ЦИК было принято единогласно, однако оно еще может быть обжаловано в суде, чего не исключают активисты Русского союза Латвии, не согласные с действиями ЦИК.

Политический отказ

Ссылка омбудсмена на преамбулу к Конституции совершенно не обоснована, так как она не является правовой нормой. Как считают многие юристы, правовые нормы Конституции — это только ее статьи. Преамбула показывает, каким будет развитие государства, однако она не меняет правовых норм и их интерпретацию. То есть через преамбулу нельзя изменить содержание статей Конституции.

Юрист Александр Кузьмин, являющийся одним из подателей законопроекта, подчеркнул, что аргументы о несоответствии конкретных статей также не выдерживают критики.

"Выбор директора департамента отдельными депутатами Сейма — это совсем не то же самое, что постановление Сейма, так что здесь нет противоречия статье 24 Конституции. Также у нас имеются многие государственные учреждения, например, тот же ЦИК, который не подчиняется кабинету министров, а создан специальным законом", — сказал юрист.

Кроме этого, Кузьмин заметил, что аналогичный закон о школьной автономии действовал в Латвии с 1919 по 1934 год, когда латышский язык тоже был единственным государственным языком, как и сейчас. Поэтому и ссылка на противоречие статье 4 латвийской Конституции не имеет под собой оснований.

"Возражения против нашего законопроекта, по сути, не юридические, а политические", — подчеркнул Кузьмин.

Как заявить о себе

Как считает, европарламентарий Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), подобные действия не случайны, а являются продолжением линии, направленной на развал демократических институтов, в отношении прав меньшинств.

"Латвия полностью отказалась от диалога в юридической плоскости, запретив сбор подписей под петицией на Manabalss.lv, отклонив петицию о сохранении билингвального образования и не дав дальнейшего хода нашему законопроекту", — отметил он.

У несогласных с такой политикой остался лишь один способ напомнить о своих правах — это принимать участие в различных митингах и шествиях.

"Раз государство не хочет нас слышать, то мы должны заявить о себе", — сказал Митрофанов и призвал всех прийти в ближайшую субботу в 12 часов к французскому посольству на бульвар Райниса.

Проект поправок к Конституции, предусматривающий выборы президента Латвии открытым голосованием, юридическая комиссия передаст в парламент еще до выборов, если это позволят процедуры и поддержат депутаты, сказал агентству ЛЕТА председатель комиссии Гайдис Берзиньш.

Суд проверит школьную реформу Шадурскиса на соответствие Конституции 27.07.2018

Конституционный суд (КС) возбудил дело о соответствии Конституции Латвии поправок к закону об образовании, предусматривающих полный перевод обучения на государственный язык, сообщила представитель КС Лина Ковалевска.

В Сейме предложили доверить избрание президента народу 01.05.2017

Сейму необходимо разработать новый порядок избрания президента, расширив круг его избирателей, считает рабочая группа парламента, анализировавшая расширение полномочий главы государства и изменение порядка его избрания.

В некоторых самоуправлениях перестали следить за подъёмом государственного флага 13.07.2015

День памяти жертв геноцида еврейского народа, 4 июля, стал первой по календарю календарной датой после постановления Конституционного суда (КС), признавшего, что государственный флаг в праздничные и траурные дни поднимать нужно, но запретившего штрафовать тех, кто этого не делает. В муниципалитетах этот день прошел по-разному: в одних полиция больше не обращала внимания на флаги, в других же - продолжала предупреждать жителей о необходимости поднять флаг в траурном оформлении. Эксперты отмечают, что хотя штрафы и отменили, самоуправлениям и в дальнейшем нужно контролировать подъем государственных флагов.

Профессор: преамбула к Конституции лишена смысла 20.06.2014

Никакого здравого юридического значения преамбула к Конституции не имеет, однако опасность ее заключается в том, кто и как будет ее интерпретировать, заявил порталу Ves.lv профессор Рижского университета им. П.Страдыня Сергей Крук.

"Центр согласия": Сатверсме не нуждается в преамбуле 19.06.2014

Сегодня депутаты политического объединения «Центр согласия» в 11-м Сейме проголосовали против дополнения Сатверсме так называемой преамбулой, в которой понятие «народ Латвии» фактически сужается до понятия исключительно «латышской нации».

Сейм окончательно утвердил спорную преамбулу Сатверсме 19.06.2014

В четверг депутаты Сейма в окончательном чтении утвердили преамбулу Сатверсме, где сказано, что Латвия была основана, чтобы гарантировать существование латышского народа и обеспечивать свободу и благополучие каждого жителя страны.

Публицист: преамбула к Конституции - оружие против "Центра согласия" 06.11.2013

Публицист Александр Гильман считает, что латышские партии пытаются принять преамбулу к Конституции, чтобы отпугнуть латышей от "Центра согласия". Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Вике-Фрейберга: преамбула поможет уточнить очевидное 05.11.2013

Латвия юридически корректно жила и без преамбулы к конституции, однако политические тенденции последнего времени оправдывают желание зафиксировать в виде текста те ценности, которые при принятии Сатверсме казались очевидными. Об этом в интервью газете Diena заявила экс-президент страны Вайра Вике-Фрейберга.

Запрет на русские "раковые" письма оценят на соответствие Конституции 22.10.2013

Исследователь ЛУ Ольга Процевска обратилась с заявлением к омбудсмену Юрису Янсонсу и руководителю Латвийского представительства Еврокомиссии Ине Штейнбуке с просьбой оценить на соответствие Конституции Латвии запрет Центра госязыка рассылать письма, приглашающие женщин провериться на рак шейки матки и рак груди, на русском языке.

Винкеле подозревают в желании изменить Конституцию 03.01.2013

Министр благосостояния Илзе Винкеле заинтересована в том, чтобы в Сатверсме исчезла строка о том, что брак - это союз между мужчиной и женщиной, заявила в интервью программе "Утро на Балткоме" на радио "Балтком" председатель правления ассоциации "Семья" Илона Бремзе.

Глава КС: создавать "неприкасаемые" статьи Конституции – опасно 26.09.2012

Конституция уже содержит в себе ядро. Однако создавать статьи, которые нельзя менять, опасно, потому что могут возникнуть тупиковые ситуации. Об этом в интервью в программе "Утро на Балткоме" на радиостанции Baltkom заявил председатель Конституционного суда Гунар Кутрис.

Портал: Репше готовит реформу Сатверсме и спецслужб 25.09.2012

Общество "Для развития Латвии" под руководством экс-премьер Эйнара Репше готовит программу, которая предусматривает в том числе реформу Сатверсме и серьезные изменения в работе спецслужб и правоохранительных органов, сообщает портал pietiek.com.

Чепане поддерживает разработку преамбулы Конституции 18.09.2012

Разработка преамбулы Конституции Латвии может помочь применяющим правовые нормы, считает председатель юридической комиссии сейма Илма Чепане, комментируя призыв Комиссии по конституционному праву начать дискуссию о разработке этого документа.

Президент: с референдумом ничего не заканчивается 19.02.2012

После прошедшего в субботу референдума в Латвии следует начать серьезную дискуссию об укреплении Сатверсме и изменении модели власти, прокомментировал результаты референдума о присвоении русскому языку статуса государственно президент страны Андрис Берзиньш.

Аболтиня: новая Сатверсме - нехороший сигнал для общества 09.02.2012

Спикер Сейма Солвита Аболтиня ("Единство") скептически оценивает идею президента Андриса Берзиньша о разработке новой Сатверсме. "Это не слишком хороший сигнал — писать новую Сатверсме в тот момент, когда надо решать действительно важные вопросы развития страны, — заявила она изданию Diena.

В Конституции обнаружено отсутствие важного символа Латвии 03.02.2012

Возможность изменения герба Латвии никак не оговорена в Конституции. К такому выводу пришли ведущие программы "Разворот" на радиостанции Baltkom 93,9 вместе с членом Геральдической комиссии при президенте Латвии Армандсом Виюпсом.

Чепане: право народа не является абсолютным 26.01.2012

"Ни права человека, ни права народов не являются абсолютными. Эти права могут быть ограничены в установленном законом порядке — чтобы защитить права других людей, демократическое устройство государства, безопасность общества, его благополучие и нравственность.

Депутат: ядро Конституции - это что-то эзотерическое 20.01.2012

Депутат Сейма, юрист Андрей Элксниньш считает, что придуманный правящими партиями термин "ядро Конституции" относится не к юриспруденции, а к эзотерике. Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Эксперт: некоторые статьи Сатверсме можно сделать неизменными 20.12.2011

Возможности прописать в Сатверсме пункты, не подлежащие изменению, имеются, так как в латвийскую Конституцию уже при ее создании была вписана неизменная основа. Такое мнение после встречи с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем высказала судья Европейского суда по правам человека и член Комиссии по конституционному праву Инета Зиемеле.



Просмотров