133 тк рф комментарии. Как взаимосвязаны договорные трудовые нормативы и мрот

Квалифицированное убийство – умышленное лишение жизни при наличии отягчающих обстоятельств. В ч. 2 ст. 105 предусмотрено 13 пунктов, содержащих отягчающие признаки. Наличие любого из этих признаков значительно повышает общественную опасность убийства.

При квалификации лицу могут быть одновременно вменены сразу несколько признаков по ч. 2 ст. 105. в этом случае (Постановление Пленума ВС РФ 1995 года) наказание назначается не по каждому признаку в отдельности, а в целом по ч. 2 ст. 105.

Отягчающие обстоятельства по ч. 2 ст. 105 классифицируются по элементам состава преступления. Выделяют отягчающие обстоятельства, относящиеся к объекту и объективной стороне (п. а, в, г, д, е), относящиеся к субъективной стороне (п. б, з, и, к, л, м), относящиеся к субъектам (п. ж).

Нельзя вменять сразу несколько обстоятельств, относящихся к субъективной стороне .

П. «А» ч. 2 ст. 105 УК . В соответствии с ч.1 ст. 17 УК убийство 2 и более лиц, совершенное одновременно или в разное время не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК при условии, что ни за одно из этих убийств виновный ранее не был осужден.

Убийство одного человека и покушение на убийство другого не может рассматриваться как оконченное преступление – убийство 2 и более лиц. В таких случаях независимо от последовательности преступных действий, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 и по ч. 3 ст. 30, и п. «а» ч. 2 ст. 105.

П. «б» ч. 2 ст. 105 УК – убийство лица или его близких лиц с целью воспрепятствования осуществления лицом своих должностных и служебных обязанностей.

Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке организациями.

Под выполнением общественного долга понимается осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества, так и совершение других общественно полезных целей. Например, пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном преступление, сообщение о месте нахождения лица, совершившего преступление и т.д.

К близким потерпевшим лицами наряду с близкими родственниками могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве или свойстве, близкие лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного известны потерпевшему в силу сложившихся близких отношений.

По п. «Б» следует квалифицировать лишь убийство такого лица, которое действовало правомерно, на законных основаниях, т.к. выполняло свою служебную деятельность или общественный долг правомерно.

Если поводом для убийства послужили незаконные поступки (связанные с превышением полномочий), то содеянное не может быть квалифицировано по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

П. «в» ч. 2 ст. 105 : убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека (в ред. 2009 года).

Под малолетним в уголовном праве понимают лицо в возрасте до 14 лет.

Лицо, заведомо для виновного находящееся в беспомощном состоянии, - это лицо, не способное в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, осознает это обстоятельство. К таким лицам могут быть отнесены тяжелобольные и престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.

По п. «В» ч. 2 ст. 105 следует квалифицировать убийство лица, находящегося в обмороке, бессознательном состоянии, тяжелой степени опьянения.

Сон не является беспомощным состоянием.

При квалификации в. «в» ч. 2 ст. 105 следует иметь в виду, что по смыслу закона ответственность по данному пункту наступает не только за умышленное причинение смерти самому похищенному, но и за убийство других лиц, совершенное виновным в связи с похищением человека. При этом по правилам квалификации содеянное должно квалифицироваться по совокупности по ст. 126 и ст. 105.

В соответствии с п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» по п.«в» ч.2 ст.105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.

Таким образом, с точки зрения этимологии понятия «беспомощное состояние» его можно определить как положение лица, при котором оно в силу каких-либо обстоятельств не может само себя защитить в момент посягательства на его жизнь.

Обстоятельства беспомощного состояния потерпевшего можно классифицировать на субъективные (индивидуальные, личностные) и объективные (внешние, ситуативные).

К субъективным обстоятельствам можно отнести индивидуальные особенности организма потерпевшего(малолетство, престарелость, наличие тяжелого физического или психического заболевания и т.п.).

К объективным обстоятельствам следует отнести ситуации, в которых потерпевший находится в момент убийства (оказался связанным, висящим на высоте, придавленным грузом, закрытым в шкафу, холодильнике, иным образом обездвижен; состояние сна, сильного алкогольного опьянения, гипноза, иное бессознательное (бесчувственное) состояние).

В зависимости от того, в силу чего потерпевший находится в беспомощном состоянии, можно выделить физическую (престарелость, тяжелое физическое заболевание (отсутствие ног, рук), состояние непреодолимой силы (связан, придавлен, подвешен)) и психическую (психическое заболевание, состояние гипноза) неспособность потерпевшего. Возможно сочетание физической и психической беспомощности (малолетство, состояние сильного опьянения, сна, иное бессознательное состояние).

В юридической литературе и судебной практике неоднозначно решается вопрос о том, влияет ли на квалификацию убийства, кто привел в беспомощное состояние потерпевшего: он сам или виновный?

Применительно к преступлениям, предусмотренным статьями 131 и 132 УК РФ, Пленум Верховного Суда РФ однозначно ответил на этот вопрос в своем постановлении «О судебной практике по делам преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ»» от 15.06.2004 г. № 11, в п.3 которого указывается, что «для признания изнасилования, а также мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера, совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица, не имеет значения (выделено мной – О.Б.) , было ли оно приведено в такое состояние самим виновным (например, напоил спиртными напитками, дал наркотики, снотворное и т.п.) или находилось в беспомощном состоянии независимо от действий лица, совершившего указанное преступление»

Следовательно, на квалификацию убийства не влияет, кто привел потерпевшего в беспомощное состояние: виновный, другие лица, сам потерпевший или он оказался в таком состоянии в силу иных обстоятельств.Однако при этом необходимо учитывать следующее обстоятельство. Если приведение потерпевшего в беспомощное состояние является частью объективной стороны лишения его жизни , то рассматриваемый квалифицирующий признак отсутствует. Это означает, что насильственное (помимо воли лица) приведение потерпевшего в беспомощное состояние с последующим лишением его жизни не образует состава квалифицированного убийства по п. «в» ч.2 ст.105 УК РФ.

П. «г» ч. 2 ст. 105 - убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Является особо опасным преступлением. Важен признак заведомости, т.е. осведомленность виновного о беременности потерпевшей. Виновному должно быть достоверно известно, что потерпевшая беременная, а источник его знания о данном факте не важен. Продолжительность беременности не имеет значения для квалификации.

Ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 105 – покушение на убийство беременной женщины, если ошибка о наличии беременности.

П. «д» ч. 2 ст. 105 – убийство, совершенное с особой жестокостью. Понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими об особой жестокости. Особая жестокость при убийстве заключается в причинении потерпевшему особых физических и нравственных страданий, т.е. сильных, достаточно продолжительных, многократных или однократных страданий. Необходимо установить, что имелся умысел именно на совершение преступления с особой жестокостью.

Признак особой жестокости наличествует, в частности, в случае, когда перед лишением жизни к потерпевшему применяются пытки, осуществляется истязание, глумление над жертвой, когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи или воды). Также особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный осознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания.

Глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении преступления с особой жестокостью. Содеянное в таких случаях, если не имеется других данных о проявлении особой жестокости, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 105 и по ст. 244 УК – преступления против общественной нравственности (надругательство над телами умерших).

П. «е» ч. 2 ст. 105 – убийство, совершенное общеопасным способом. Под общеопасным способом убийства следует понимать такой способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица (убийство путем взрыва, путем поджога, производство выстрелов в местах скопления людей). Если в результате применения виновным общеопасного способа убийства наступила смерть не только определенного лица, но и других лиц, содеянное надлежит квалифицировать помимо п. «е» ч. 2 ст. 105, по п. «а» ч. 2 ст. 105, а в случае причинения другим лицам вреда здоровью – по п. «е» ч.2 ст. 105 и по статьям УК, предусматривающим ответственность за умышленное причинение вреда здоровью. Опасность лишения жизни других лиц должна быть реальной, а не мнимой, существовать в действительности, а не быть предполагаемой. В тех случаях, когда убийство путем взрыва, поджога или иным общеопасным способом сопряжено с уничтожением или повреждением чужого имущества, содеянное помимо п. «е» ч. 2 ст. 105 квалифицируется по ч. 2 ст. 167.

По сравнению с п. «д» ст. 102 УК РСФСР формулировка п. «е» ч. 2 ст. 105 УК изменена. В ней идет речь не об убийстве способом, опасным для жизни многих людей, а об убийстве общеопасным способом. Это означает, что имеется в виду не только опасность данного способа для жизни многих людей, но и опасность наступления других вредных последствий, например разрушения домов, транспортных средств, средств связи и т. п. при убийстве путем взрыва, либо заражение местности или источников воды, когда убийство совершается с применением вредных химических веществ. В связи с этим заметим, что такие последствия могут являться элементом состава преступления, требующего самостоятельной квалификации (наряду с убийством), так как эти последствия связаны только со способом преступления, т. е. совершены одними и теми же действиями в идеальной совокупности.

П. «е 1 » ч. 2 ст. 105 – убийство, совершенное по мотиву кровной мести. Такое убийство обусловлено стремлением отомстить обидчику или членам его семьи или рода за подлинную или мнимую обиду, нанесенную убийце либо членам его семьи или рода.

Кровная месть – это обычай, сохраняемый до сих пор некоторыми этносами. Кровная месть, как правило, совершается по определенным правилам. Например, мстят только по мужской линии, женщина всегда вне кровной мести.

При обсуждении проекта нового УК РФ высказывалось мнение, что кровную месть необходимо исключить из отягчающих обстоятельств при убийстве в связи с тем, что это месть на почве личных отношений. Однако данное предложение не получило поддержки в связи с тем, что кровная месть ведет в ряде случаев к совершению «цепи» убийств. Убийство на почве кровной мести, как правило, побуждает родственников второго потерпевшего к мести, а следовательно, приводит к убийству нескольких человек.

Кроме мотива, при выяснении признаков субъективной стороны для квалификации действий виновного по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК необходимо установить характер умысла виновного. Представляется, что убийство на почве кровной мести не может быть совершено с косвенным умыслом, необходимо установить прямой умысел. В связи с этим имеет значение выяснение соотношения мотива и цели при совершении такого убийства. А. Мамутов пишет, что «субъективная сторона этого преступления включает не только мотив- чувство обиды, но и цель отмщения». Такая позиция представляется спорной. О чувстве обиды можно было бы говорить в том случае, если бы действия виновного не определялись обычаем кровной мести. Именно кровная месть как обычай здесь выступает побудительной причиной убийства, и, следовательно, ее нельзя не признать мотивом совершения преступления. Неверны соображения А. Мамутова и относительно цели убийства на почве кровной мести. Целью убийства является вовсе не отмщение, а лишение жизни обидчика, что свидетельствует о прямом умысле на совершение такого преступления.

П. «ж» ч. 2 ст. 105 – убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Убийство признается совершенным группой лиц, когда 2 или более лиц, действуя совместно, с умыслом, непосредственно участвовали в лишение жизни потерпевшего, применяя к нему насилие. Причем необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них.

Если наряду с соисполнителями в группе лиц по предварительному сговору участвуют организатор,подстрекатель или пособник, то их действия надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 33 и п. «ж» ч. 2 ст. 105.

Более удачно решил данный вопрос Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления от 27 января 1999 г., указав, что убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, применяя к нему насилие, причем необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них (например, один подавлял сопротивление потерпевшего, лишал его возможности защищаться, а другой причинил ему смертельные повреждения). В опубликованных определениях и постановлениях Верховного Суда РФ по делам об убийствах, совершенных при различных обстоятельствах в соисполнительстве, четко указывается, что само по себе наличие сговора на совершение убийства нельзя признать достаточным для квалификации преступления по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК.

П. «з» ч. 2 ст. 105 – убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом. Как убийство из корыстных побуждений следует квалифицировать убийство в целях получения материальной выгоды виновным или другими лицами (деньги, имущество, право на имущество) либо избавление от материальных затрат. Корысть как мотив убийства есть стремление к извлечению материальной выгоды в самом широком смысле слова.

Для признания убийства корыстным необходимо установить, что корыстный мотив в его совершении возник у виновного до осуществления преступного деяния и обусловил его. При этом не требуется, чтобы цель убийства была непременно достигнута. Главное, чтобы, совершая данное преступление, виновный руководствовался именно корыстными мотивами. В тех случаях, когда корыстные побуждения не были мотивом убийства, завладение имуществом убитого не может являться основанием для квалификации содеянного по п. «з» ч. 2 ст. 105.

Как убийство по найму надлежит квалифицировать убийство, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения от заказчика (непосредственно или опосредовано, через посредника).

Как совершенное с разбоем или бандитизмом следует квалифицировать при наличии этих деяний. Содеянное квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 105 в совокупности со статьями УК, предусматривающими ответственность за разбой, вымогательство и т.д.

П. «и» ч. 2 ст. 105 – убийство из хулиганских побуждений. Убийство из хулиганских побуждений – это убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепризнанным нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение.

Изучение практики показывает, что хулиганские побуждения при убийстве встречаются чаще других отягчающих обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 105 УК. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления от 27 января 1999 г. разъяснил, что по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК следует квалифицировать убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение.

Совершая убийство из хулиганских побуждений, виновный получает удовлетворение от самого факта лишения жизни человека либо от таких действий (направленных на грубое нарушение общественного порядка и проявление явного неуважения к обществу), которыми человек может быть лишен жизни при безразличном отношении к этому со стороны виновного.

Известно, что мотив считается факультативным признаком субъективной стороны состава преступления. Но по делам об убийстве из хулиганских побуждений мотив во всяком случае должен быть установлен как необходимое условие правильного применения п. «и» ч. 2 ст. 105 УК. Неустановление мотива убийства, как уже отмечалось, не является основанием для признания его совершенным из хулиганских побуждений. Изучение практики показывает, что значительная часть ошибок при квалификации убийств из хулиганских побуждений объясняется поверхностным анализом обстоятельств преступления, свидетельствующих о субъективной стороне и, главным образом, о мотиве его совершения. О мотиве, которым руководствовался виновный, позволяют судить сами его действия, а в ряде случаев и повод, явившийся внешней причиной совершенного преступления. Поскольку при убийстве речь идет о действиях виновного, направленных против другого человека - потерпевшего, то для установления мотива убийства приобретают определенное значение и действия последнего, а также отношения между виновным и потерпевшим.

П. «к» ч. 2 ст. 105 – убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.

Убийство с целью скрыть преступление заключается в том, что виновный, совершая преступление, преследует цель скрыть как ранее совершенное преступление, так и другое преступление, которое предполагается совершить в будущем. При этом для квалификации по п. «к» ч. 2 ст. 105 не имеет значения, сам убийца или иное лицо совершило или собиралось совершить другое преступление.

Убийство с целью облегчить другое преступление характеризуется тем, что виновный, лишая потерпевшего жизни, преследует цель создать условия, облегчающие совершение задуманного преступления. При этом путем убийства виновный стремиться облегчить совершение преступления, осуществляемого как им самим, так и другими лицами. Такие действия виновного возможны и до завершения намеченного преступления, и в процессе его осуществления. По смыслу закона квалификация по п. «к» ч. 2 ст. 105 исключает возможность квалификации по другому мотиву.

Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, не важно совершается ли с целью сокрытия преступления, а также совершенное по мотивам мести за оказанное сопротивление при совершении изнасилования. При этом совершенное деяние необходимо квалифицировать по совокупности: ст. 105 и 131 или 132.

П. «м» ч.2 ст. 105 – убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего. Убийство совершается в целях использования органов и тканей потерпевшего, характер же их использования может быть различным – не только для трансплантации, но и в любых других целях. Как следует из Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», принятого 22 декабря 1992 г., под органами и тканями человека следует понимать: сердце, легкие, почки, печень, костный мозг и другие органы и ткани, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения РФ и Академией медицинских наук России; органы, их части и ткани, имеющие отношение к воспроизводству человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яички и эмбрионы); кровь и ее компоненты. При этом все эти органы и ткани могут быть изъяты как путем насилия и лишения жизни потерпевшего, так и под различными «благовидными» предлогами, в том числе под предлогом проведения медицинской операции «в интересах» потерпевшего, которая может закончиться для него летальным исходом

Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14 лет, а не только медик, обладающий специальными знаниями. В случае если органы «изымаются» для трансплантации, то вряд ли можно предположить, что это можно сделать без участия человека со специальными познаниями. Естественно, наличие специальной цели предполагает, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729), который установил МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб.

Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.

Экономическая сущность минимальной оплаты труда должна проявляться в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью). При этом должна учитываться и иждивенческая нагрузка (необходимость содержать как минимум одного ребенка). В экономическое содержание минимальной заработной платы входит также выполнение работником минимального объема работы, обеспечивающего работодателю получение необходимой нормы прибыли от использования неквалифицированного работника. Однако эти аспекты действующим трудовым законодательством не учитываются.

2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в Трудовой кодекс на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 (СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5482) величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена:

  • на душу населения - 4402 руб. за I квартал 2008 г.; 4646 руб. за II квартал 2008 г.; 4630 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для трудоспособного населения - 4755 руб. за I квартал 2008 г.; 5024 руб. за II квартал 2008 г.; 5017 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для пенсионеров - 3508 руб. за I квартал 2008 г.; 3694 руб. за II квартал 2008 г.; 3660 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для детей - 4218 руб. за I квартал 2008 г.; 4448 руб. за II квартал 2008 г.; 4418 руб. за III квартал 2008 г.

3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Соответствующий закон еще не принят.

4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.

5. Вторая часть ст 133 ТК РФ устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.

6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).

Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы и т.п.); не выполнил норм труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки. В связи с тем что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка). Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.

Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.

Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников организаций, финансируемых из бюджета. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.

Официальный текст :

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Комментарий юриста :

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ в части 1 статьи 133 Трудового кодекса определено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, что соответствует статье 7 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" (1966 года) о праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей. Определение прожиточного минимума в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне (статья 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2011)).

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины. Стоимостная оценка потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные Методические рекомендации утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 (в ред. от 04.06.2007). В 2000-2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по России.

На 2011-2012 года потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена в составе и объемах (в натуральных показателях), определенных Федеральным законом от 31.03.2006 № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2010), который действует с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливалась ежеквартально Правительством РФ. Так, за IV квартал 2004 года размер прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации составил 2451 руб. (постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 1054), что было больше действовавшего тогда МРОТ 600 руб. в месяц почти в четыре раза. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации поквартально за период с I квартала 2005 г. по II квартал 2007 года была определена Правительством РФ только в декабре 2007 года (постановление Правительства РФ от 04.12.2007 № 8415).

С III квартала 2007 года величина прожиточного минимума утверждается Правительством РФ ежеквартально. Минимальный размер оплаты труда в целом на территории РФ в настоящее время определяется статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011). В соответствии с указанной статьей с 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4611 руб. С 1 января 2013 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-Ф3 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", МРОТ составит 5205 руб. в месяц. Правительством РФ величина прожиточного минимума определена в размере 6913 руб. для трудоспособного населения за II квартал 2012 года (постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 9213).

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 года впервые за 15 лет (это уже десятое Генеральное соглашение) стороны, подписавшие его, договорились по такому спорному пункту, как повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Соглашение предусматривало возможность установления МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 декабря 2008 года. Однако при этом повышение МРОТ не должно было оказывать негативного влияния на экономику России и экономическое положение субъектов РФ.

С этой целью должны были быть проведены:

Анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 года МРОТ со 1100 до 2300 рублей в месяц и практики установления регионального МРОТ;

Консультации сторон Соглашения в апреле 2008 года, по результатам которых и должно быть принято окончательное решение.

Однако указанная договоренность так и не была реализована из-за финансового кризиса. Статья 133 Трудового кодекса определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается МРОТ. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, МРОТ обеспечивается за счет средств федерального бюджета; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, в небюджетных организациях - за счет собственных средств.

Трудовой кодекс определяет МРОТ как установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Это означает, что он представляет собой минимальное вознаграждение за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. При этом для работника, который проработал неполный месяц, МРОТ определяется пропорционально времени, проработанному в данном месяце.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

§ 2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов - федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

§ 3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

§ 4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

повышения Сумма

минимальной

заработной

платы, руб. Нормативный акт

С 01.05.1995 43700 Там же

С 01.12.1995 60500 Там же

С 01.01.1996 63250 Там же

С 01.01.2001 200

С 01.07.2001 300

С 01.09.2005 800

С 01.05.2006 1100

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

§ 5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 "Установление минимальной заработной платы" (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

1. Продукты питания

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Хлебные продукты

(хлеб и макаронные

изделия в пересчете

на муку, мука,

крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0

Картофель кг 107,6 92,0 108,7

Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7

Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9

Сахар и кондитерские

изделия в пересчете

на сахар кг 22,2 21,2 25,2

Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7

Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0

молокопродукты в

пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2

Яйца штук 200 180 193

Масло растительное,

маргарин и другие

жиры кг 13,8 11,0 10,0

Прочие продукты

(соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

товара Единица

измерения/срок

износа Объем потребления

(в среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

пальтовая

группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

костюмно-

платьевая

группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0

Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

носочные

изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

Головные

галантерейные

изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8

письменные

товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0

Постельное

белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

культурно-

бытового и

хозяйственного

назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

Предметы

необходимости,

санитарии и

лекарства процент общей

величины

расходов на

непродовольственные

товары в месяц 10 5 2

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления (в

среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Жилье кв. м

площади 18,0 18,0 18,0

Центральное

отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7

Холодное и

водоснабжение

водоотведение литров в

сутки 285,0 285,0 285,0

Газоснабжение куб. м в

месяц 10,0 10,0 10,0

Электроэнергия кВт.ч в

месяц 50,0 50,0 50,0

Транспортные

услуги поездок в

год 619,0 150 396

культуры процент

величины

расходов на

месяц 5 5 5

Другие виды

услуг 10,0 10,0 10,0

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ утверждена Постановлением Минтруда и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 9, 10). Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 1998 г., однако реальное применение его стало возможным только после установления Правительством РФ прожиточного минимума. Данный минимум должен официально публиковаться ежеквартально. Данные о величине прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, приведены в таблице.

истекший

период Прожиточный минимум в расчете

на душу населения, руб. Постановление

Правительства

среднем для

трудоспособного

населения для

пенсионеров для

(СЗ РФ. 2000.

N 23. Ст. 2432)

(СЗ РФ. 2000.

N 33. Ст. 3407)

(СЗ РФ. 2000.

N 47. Ст. 4595)

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2001.

N 38. Ст. 3744)

II - 2001 г. 1507 1635 1153 1507 То же

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2002.

(СЗ РФ. 2002.

N 22. Ст. 2095)

(СЗ РФ. 2002.

N 35. Ст. 3379)

(СЗ РФ. 2002.

N 45. Ст. 4519)

(СЗ РФ. 2003.

(СЗ РФ. 2003.

N 20. Ст. 1905)

(СЗ РФ. 2003.

N 33. Ст. 3274)

(СЗ РФ. 2003.

N 45. Ст. 4390)

(СЗ РФ. 2004.

(СЗ РФ. 2004.

N 37. Ст. 3736)

II - 2004 г. 2363 2588 1793 2313 То же

(СЗ РФ. 2004.

N 48. Ст. 4808)

§ 6. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон установления оплаты труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.

§ 7. Часть третья статьи также претерпела редакционные изменения. Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда или трудовые обязанности (о нормах труда см. комментарий к ст. 160 ТК). К числу таких норм относится и месячная норма рабочего времени. Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 93 ТК). В этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени, и закон не гарантирует, что конечная оплата труда должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.

Трудовой кодекс предусматривает, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей), а также при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя (ст. 155, 157), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). В то же время заработок в этих случаях, очевидно, не может быть ниже его минимального размера. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому разряду.

При определении месячной заработной платы работника работодатель обязан учитывать, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (см. комментарий к ст. 129 ТК РФ).

§ 8. С 1 сентября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ утратила силу часть четвертая данной статьи, предусматривавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Является ли отмена части четвертой законным основанием для установления указанных выше ставок и окладов в размерах ниже минимального размера оплаты труда? Представляется, что ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. В соответствии со ст. 135 ТК системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом в соответствии со ст. 129 ТК к компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты. К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину минимального размера оплаты труда, как и в величину тарифных ставок и окладов, то установление их размеров на уровне не ниже минимального размера оплаты труда гарантировано ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 129 ТК, в связи с чем ч. 4 ст. 133 была излишней.

Другой комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).



Просмотров