Какими бывают причины миграции населения. Лекция: Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций Причины миграции населения: видео

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    Миграция населения - переселение людей из одного места проживания в другое.

    Главная причина - экономическая, но также на переселение оказывают влияние и политические, национальные, экологические и другие причины.

    Миграции подразделяют на внутренние и внешние.

    Внешние миграции:

    а) эмиграция: выезд из одной страны на постоянное место жительства в другую;

    б) иммиграция: въезд в страну на постоянное жительство.

    Внешние миграции возникли в глубокой древности, имели продолжение в средние века - прежде всего в связи с географическими открытиями, но наибольшее развитие переселения получили в эпоху капитализма.

    Очагом массовой эмиграции стала Западная Европа, где шло разорение мелких производителей (крестьян, ремесленников), и росла безработица.

    За период 1815 - 1915 гг. из Европы в другие части света переселилось 35-40 млн. человек, главным образом в США и Канаду, и некоторая часть - в Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, в отдельные страны Африки.

    После второй мировой войны и крушения колониальной системы география внешних миграций заметно изменилась.

    США продолжают оставаться важным центром иммиграции, куда привлекается рабочая сила в основном из Латинской Америки и из Азии.

    Западная Европа превратилась в главный район притяжения рабочей силы - как из стран Средиземноморья (Испании, Португалии, Италии, Югославии), так и из государств Азии (Турции, Индии, Пакистана).

    Таким образом, широкое распространение получила трудовая миграция.

    Новый крупный район трудовой миграции сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие государства - Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Ливия; а поставщиками трудовых ресурсов являются как другие (отличные от выше перечисленных) арабские страны (Египет, Йемен и др.), так и многие неарабские государства Азии (Индия, Пакистан и др.).

    В связи с распадом СССР и образованием новых суверенных государств произошло увеличение миграций в Россию и за её пределы.

    Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, которая получила название «утечка мозгов», что представляет собой переманивание иностранных учёных, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации из развитых и развивающихся стран Европы (в частности из России и государств СНГ) в США.

    Внутренние миграции (внутригосударственные), их виды:

    а) из села в город: развиты во всех странах планеты, но особый размах они приобрели в развивающемся мире.

    Потоки сельских жителей устремляются в города в поисках лучшей доли. Это ведёт к «взрывному» росту крупнейших городов.

    б) из города в село: преобладают в основном в развитых странах мира; из переполненных, задымлённых городов в пригороды, а частично и в сельскую местность.

    в) из одного района страны в другой район: этот вид миграций связан с освоением новых территорий (в США, Канаде, Австралии, России, Бразилии, Китае), с появлением районов межнациональных конфликтов, военных действий и т.п.

    г) кочевничество (в развивающихся странах Африки, Азии).

    д) «маятниковые миграции»: ежедневное передвижение людей из пригорода на работу в город и обратно.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    Китай - государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии.

    Площадь территории - 9561 тысяч кв. км (III место в мире).

    Столица - г. Пекин.

    Страна состоит из 21-ой провинции, 5-и автономных районов и 3-х городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

    Экономико-географическая характеристика КНР (Китайской Народной Республики):

    1) экономико-географическое положение:

    Территория Китая имеет протяжение с востока на запад в центральной и восточной частях Азии - 5700 км, с севера на юг - 3650 км.

    Государство граничит со многими странами: Россией, Монголией, КНДР, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

    Некоторые границы проходят по высокогорью, и поэтому очень трудно доступны. Другие же горные границы имеют межгорные долины, удобные для налаживания межгосударственных экономических связей. Часть из границ проходит по равнинам.

    Китай имеет обширную морскую границу - моря Тихого океана (Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское), которые позволяют круглогодично налаживать связи как со странами Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, так и с Россией, Северной и Южной Америкой и Австралией.

    2) природные условия и ресурсы:

    · рельеф: на западе и северо-западе страны - горный (Тибет, Гималаи, Тянь-Шань), на востоке - равнинный (Великая Китайская равнина);

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена и т.п.

    · почвы: желтозёмы и краснозёмы, аллювиальные на речных долинах, коричневые, горно-луговые и т.д.; наибольшим плодородием обладают почвы на востоке страны, особенно в долинах рек;

    · земельные ресурсы: на востоке государства большая часть земель занята под пашню, частично в центре и на западе - пастбищами; имеются малоиспользуемые земли;

    · климат: умеренный, субтропический и тропический климатические пояса;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания риса, сои, хлопчатника, чая, пшеницы;

    · воды: реки - Янцзы, Хуанхэ и др.;

    · водные ресурсы: огромны, таят в себе самые крупные в мире запасы гидроэнергии, хотя обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения небольшая - 2.5 - 5 тыс. кубометров за год;

    · природные зоны: переменно-влажные леса, лесостепи и степи, области высотной поясности, пустыни и полупустыни;

    · лесные ресурсы: леса занимают не более 1/3 территории страны;

    · ресурсы Мирового океана: моря вблизи берегов Китая достаточно богаты рыбой и морепродуктами, со дна океана идёт добыча каменного угля, нефти.

    3) население:

    а) численность - 1160 млн. человек;

    б) плотность населения: на востоке - до 600 человек/кв.км; в районе Тибета (на западе) - 1-2 чел./кв.км; средняя плотность по стране - 108 чел./кв.км;

    в) тип воспроизводства - I ; рождаемость - 20-25 человек на 1000 жителей; смертность - 5-10 чел. на 1000 жителей; естественный прирост - 15 чел. на 1000 жителей.

    Проводится активная демографическая политика на снижение рождаемости с лозунгом «Один ребёнок в семье».

    г) преобладание мужского населения;

    д) большое количество детей и молодёжи;

    е) религии - конфуцианство, даосизм, буддизм;

    ё) КНР - многонациональная страна, хотя более 90 % её жителей - это китайцы.

    Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны (тибетцы, уйгуры и др.).

    ж) уровень урбанизации - невысокий (около 30 % от общего числа населения).

    Но несмотря на это в Китае большое количество городов - «миллионеров» - около 40; они расположены в основном на востоке страны; это города: Пекин, Шанхай, Харбин, Чаньчунь, Шэньян, Нанкин и т.д.

    з) трудовые ресурсы - огромны (почти 500 млн. человек) и избыточны.

    4) экономическое хозяйство страны:

    За последнее время Китай превратился в крупное индустриальное государство. Хотя среднедушевые показатели производства остаются невысокими, тем не менее, по темпам развития КНР лидирует среди великих держав.

    Была провозглашена и реализуется программа «четырёх модернизаций»:

    Промышленности;

    Сельского хозяйства;

    Обороны;

    Науки и техники.

    а) промышленность:

    По общему объёму промышленного производства Китай вышел на 4-5 место, а по количеству промышленных предприятий (750 тысяч!) и числу занятых в них - на первое место в мире.

    · горнодобывающая: страна обладает всеми видами минеральных ресурсов, по добыче многих из них лидирует в мире (уголь, железная руда и т.д.);

    · энергетика: в целом КНР по производству электроэнергии вышла на II место в мире (после США и России). Однако, она использует лишь 1/12 часть производимой в мире энергии, несмотря на то, что в этом государстве проживает 1/5 населения всего мира.

    3/4 электроэнергии производится на ТЭС, идёт развитие ГЭС и АЭС.

    · чёрная металлургия: имеет хорошую сырьевую базу. Основную продукцию дают крупные заводы полного металлургического цикла (в городах Аньшань, Пекин, Ухань).

    · цветная металлургия: основу составляет выплавка алюминия, меди, свинца и цинка.

    Но наблюдается диспропорция местоположения добычи руды, получения из неё концентратов (в глубинных, слабоиндустриализированных районах на юго-западе и в центре страны) и выплавки металлов, которая приурочена к экономически развитым районам на северо-востоке и востоке государства.

    · машиностроение: выпускает широкий ассортимент продукции, но уровень используемой им техники и технологий пока недостаточно высок; имеется много изношенного оборудования, низка производительность труда.

    В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, средств связи и т.п. (расположены в городах Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин).

    · химическая промышленность: опирается на производство минеральных удобрений, конструкционных материалов и продукции бытовой химии.

    · лёгкая промышленность: из её отраслей наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает I место в мире (г. Шанхай).

    б) сельское хозяйство: важнейшая отрасль экономики КНР; в нём занято 400 млн. человек.

    Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство; в нём резко преобладают зерновые, занимающие до 80 % всех посевов.

    Выращивают:

    Рис на огромных площадях земли на юге страны и в долинах Янцзы;

    Пшеницу на Великой Китайской равнине, в пойме реки Хуанхэ;

    Картофель, батат, овощи, фрукты - повсеместно;

    Хлопчатник - в районе бассейна рек Хуанхэ и Янцзы;

    Чай на террасированных склонах гор на юге и востоке страны.

    Животноводство: находится на 2-ом плане, однако, по поголовью скота КНР входит в число ведущих стран мира: более 2/5 мирового поголовья свиней, 1/5 рабочего скота, 1/6 овец и коз. Разводят лошадей, быков, волов, ослов, мулов, буйволов.

    в) транспорт: примерно половина грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный вид перевозок, хотя его роль и уменьшается.

    Увеличивается доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта.

    Присутствует гужевой, вьючный и особенно велосипедный транспорт.

    5) внутренние различия, выделяют 3 района:

    · Приморье: экономически высокоразвитое;

    · Центральные провинции: среднеразвитые;

    · Западные и Северо-Западные районы: слаборазвитые.

    6) внешние экономические связи:

    За последние десятилетия КНР широко «открывается» внешнему миру.

    Налаживаются экономические связи не только со странами азиатско-тихоокеанского региона, но и с государствами Северной и Южной Америки, Африки, Европы и конечно с Россией.

    На внешний рынок поставляются: продукция лёгкой промышленности (одежда, ткани, обувь, шёлковые и шерстяные изделия), полезные ископаемые (уголь, олово, ртуть, железная руда и т.п.), сталь, продукция машиностроительной и химической промышленности.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Во-первых: определяем по карте «Энергетика мира» основные страны по добыче угля, ими являются: Китай, США, Австралия, Россия, Индия, Польша, ФРГ, ЮАР, Украина, Казахстан.

    Во-вторых: находим по той же карте основные государства-экспортёры угля; это следующие страны: США, Австралия, ЮАР, страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан), Польша, Канада.

    В-третьих: используя ту же карту, выделяем страны-импортёры (ввоз) угля: Япония, страны Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания и др.).

    Из выше приведённых данных делаем соответствующий вывод:

    1) в общей добыче угля преобладают экономически развитые страны;

    2) в экспорте угля главную роль играют государства, имеющие лучшие условия для разработок (добыча открытым способом (наиболее экономически дешёвая), небольшая глубина залегания и значительная мощность пластов);

    3) в импорте угля преобладают: Япония (у которой практически отсутствуют собственные запасы угля) и страны ЕЭС (в которых либо нет крупных запасов, либо их добыча уменьшается, вследствие их истощения).

    Билет № 19

    С древнейших времен миграция играла важную роль в развитии человечества и становлении европейской цивилизации. Не меньшее значение она имеет и в наше время: миграция оживляет экономику, увеличивая количество свободных рабочих рук на биржах труда. Как известно, миграция – переезд, смена жительства из одной местности в другую. Основания для переезда на проживание в другое место определяются различными факторами, поэтому попробуем разобраться, каковы могут быть причины миграции.

    Причины миграции

    Решение о переезде в другой регион страны или другую страну, принимаемое мигрантом, может быть связано с рядом различных причин: экономических, политических, экологических, правовых, национальных, религиозных, культурных, расовых, психологических и гуманитарных.

    Основания для миграции бывают особыми и типичными, субъективными и объективными.

    Некоторые миграционные истории – внутри страны или между государствами – имеют массовый и групповой характер, другие – индивидуальный.

    При рассмотрении причин, по которым люди решают мигрировать, стоит уделить внимание различному соотношению экономических и социальных факторов существования населения, что определяется различиями в уровне развития стран.

    Состояние окружающей среды, выступающее важнейшим фактором при определении состояния здоровья людей, занимает особое место среди причин возникновения миграционных процессов. Многочисленными исследованиями подтверждается тесная корреляционная связь заболеваемости вследствие загрязнения природного окружения с территориальными перемещениями населения.

    Наиболее типичные причины миграции населения:

    • стремление к улучшению качества и условий жизни;
    • поиск возможностей реализации личных профессиональных ориентаций: трудоустройство в другом месте проживания на лучших условиях работы и оплаты, на желаемой должности, по специальности;
    • потребность в изменении и определенном обновлении жизни, расширении знаний и развитии культуры, как личной, так и в целом социума;
    • изменения в региональном размещении производственных объектов, их реструктуризация, что в результате приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе;
    • необходимость в изменении климатических условий по состоянию своего здоровья или в случае сопровождения родственников или близких людей;
    • Кроме того, узнать есть ли у вас запрет на выезд , поможет проверенный и качественный сервис наших партнеров , который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.
    • вступление в законный брак, объединение с близкими людьми;
    • развитие этнических и социальных конфликтов, военные действия;
    • конфликты в семье;
    • ухудшение условий трудовой деятельности, развитие конфликтных ситуаций на работе;
    • случайные обстоятельства и др.

    Причины миграции населения: видео

    Миграция в России

    После распада Советского Союза мобильность населения России заметно снизилась. Однако последнее касается только внутренней миграции, внешняя же стремительно набирает темпы.

    Изменение миграционных потоков за годы существования Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом:

    Данный урок «Размещение и миграции населения» сформирует у вас знания об особенностях размещения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения. Вы поймете, с чем связана современная мобильность населения. Учитель подробно объяснит причины миграции, расскажет о том, какие страны и регионы являются поставщиками мигрантов, а какие – их новым домом, пусть даже и на время или навсегда…

    Тема: География населения мира

    Урок: Размещение и миграции населения

    Население планеты размещено неравномерно, примерно половина населения Земли живет на 5% обитаемой территории суши. Неосвоенные земли занимают 15% территории суши. Средняя плотность населения - 51 чел./кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 100 человек на 1 кв. км) сравнительно немного: Европа (без северной ее части); в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява; в Африке - долина Нила и низовья Нигера; в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине. Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (более 1000 человек на 1 кв. км), Республика Корея, Пуэрто-Рико, Руанда - по 400 - 500 человек на 1 кв. км, Нидерланды и Бельгия - по 330 - 395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км (наибольший показатель имеют такие города, как Манила (43 000 чел./кв. км), Мумбаи (22 000 чел./кв. км). Наименьшая плотность населения характерна для Монголии, Австралии, Намибии, Мавритании (менее 3 человек на 1 кв. км).

    Рис. 1. Карта плотности населения мира

    (чем темнее цвет - тем выше показатель плотности населения)

    Факторы, влияющие на неравномерность размещения населения:

    1. Природные условия. Высокогорья, пустыни, тундра, ледниковые территории неблагоприятны для проживания людей и практически не заселены. Наоборот, на низменностях и высоте до 500 метров проживает 80% всего населения. Большая часть населения концентрируется в субэкваториальном и субтропическом поясах.

    2. Исторические особенности заселения. Изначально человек заселил Восточную Африку, Южную Европу и Юго-Западную Азию, потом распространился по другим частям света.

    3. Различия в демографической ситуации. В странах с высоким естественным приростом высока также плотность населения.

    4. Социально-экономические условия. Большинство населения тяготеют к прибрежным районам, особенно это проявляется в Австралии, Европе, Америке. В 200-километровой полосе вдоль побережий живет более 50% всего населения. В промышленных центрах Европы средняя плотность населения достигает 1500 чел./кв. км.

    2. Федеральный портал Российское Образование ().

    4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

    1 Цель: формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении
    2 Задачи урока Обучающая: формирование умений работать с различными источниками информации, участвовать в обсуждении предложенных вопросов, готовить краткие устные сообщения, выделять по итогам занятия выводы

    Развивающая: развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами

    Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности

    3 Планируемые результаты обучения: создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления
    4 Личная значимость изучаемого материала для школьников Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи
    5. План урока 1. Орг. момент

    2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей)

    3. Процессуально-содержательный этап

    4. Рефлексивно-оценочный этап

    6. Методы и приемы обучения Частично-поисковый, беседа
    7. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая
    8. Форма урока практикум с применением интерактивной доски
    9. Приемы деятельности учителя организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов
    10. Познавательные задания и вопросы Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте
    11. Организация деятельности учащихся Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу
    12. Развитие умений учащихся Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
    13 Основные понятия и термины урока
    • Миграция
    • Эмиграция
    • Иммиграция
    • Гастарбайтер
    • Репатриация
    • Депортация
    14 Источники информации карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки
    15 Оборудование интерактивная доска, презентация , контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки

    Ход урока

    Содержание деятельности Цель Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
    1. Организационный момент
    2. Мотивационно-целевой этап.
    Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия.

    Построить план работы

    Коллективная работа. Постановка вопроса.

    Демонстрация презентации.

    Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу.
    3. Актуализация знаний (задание 1)
    Индивидуальная работа по вариантам Обобщить имеющиеся знания. Самостоятельная работа Постановка задач Работа над заданиями
    Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. Индивидуальная работа. Дополняет выступления. Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски
    3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4)
    Практическая работа Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации Консультирует по необходимости Выполняют практическую работу
    4. Рефлексивно-оценочный этап
    Подведение итогов деятельности. Формирование умения делать выводы. Коллективная работа. Беседа. Демонстрация презентации. Ответы на вопросы.

    Карточка-инструкция
    Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в мире

    Эпиграф:

    Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
    Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

    Н. Н. Баранский

    Цели работы:

    • Установить главные направления миграций в мире.
    • Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

    Ход практической работы

    Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу

    Вспомните и выполните следующие задания

    Приведите примеры (работа с картой)

    Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.

    Страны, регионы эмиграции Страны, регионы иммиграции

    Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:

    Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.

    Стрелками покажите направления миграций.

    Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?

    Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)

    Миграция - это механическое перемещение населения, связанное с временным или постоянным изменением места жительства. По территориальному признаку миграции подразделяют на внутренние (внутригосударственные), транзитные и внешние (межгосударственные, международные). Одним из типичных примеров современных транзитных миграций является Израиль, который стал как бы «трамплином» для выезда мигрантов (преимущественно, еврейской национальности) в другие страны. В отношении межгосударственной миграции используют такие понятия, как эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну). В соответствии с этим, выезжающих называют эмигрантами, въезжающих - иммигрантами. С периода Великих географических открытий и до средины XX в. постоянным и главным районом эмиграции была Европа. С ее территории только за 100 лет (со средины XIX по средину XX столетия) выехали, в основном в Америку и в меньшей степени в Австралию и Новую Зеландию, более 60 млн. чел. В период рабовладения мощные миграционные потоки были насильственно организованы в Америку из Африки. Многие из них не могли даже и подумать о своём будущем, а тем более не владели информацией где купить пневмокорсет для поясницы Spinal Doctor .

    Во второй половине XX в. география миграционных потоков претерпела существенные изменения, и Европа из центра эмиграции превратилась в один из основных центров иммиграции. Основой этого стали существенные изменения, происходящие в причинах миграций населения.

    В большой совокупности причин, определяющих миграционные процессы, ведущую роль, с точки зрения величины миграционных потоков, всегда занимали экономические. До середины XX в. они, в зависимости от исторического периода, в большей или меньшей степени были связаны с освоением новых территорий, разработкой природных ресурсов и сооружением различных хозяйственных объектов. Во второй половине XX в. основной экономической причиной миграций, в основном межгосударственных, стал поиск работы. Именно это наиболее существенно сказалось на изменении географии миграционных потоков. Самый мощный из них направляется из стран Юго-Западной и Южной Азии, а также Северной Африки в развитые государства Европы, преимущественно Западной. В эти же страны стремятся в поисках работы мигранты из бывших социалистических государств. Третий из наиболее крупных миграционных потоков, связанных с поиском работы, уже давно направлен из стран Латинской Америки в США и, в гораздо меньшей степени, Канаду.

    Миграционный потоки, связанные с поиском работы велики и нередко нелегальны, что заставляет экономически развитые страны осуществлять строгую миграционную политику, направленную на ограничение иммиграции. Критерии, ограничивающие въезд, у разных государств имеют определенные отличия, но чаще всего - это возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, семейное положение и т.п. Реально, не имеет ограничений только такая причина миграции, которая получила название «утечки умов», или «утечки мозгов».

    Еще одной, практически постоянно действующей причиной миграций населения, являются войны и появление, так называемых, «горячих точек», в которых существует угроза жизни людей. Военные действия в настоящее время активно ведутся в Ираке, Афганистане и ряде других стран мира. Статус «горячих точек» сохраняют Чеченская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, зона израильско-палестинского конфликта и многие другие районы мира. О влиянии этого фактора можно судить уже по тому, что, по подсчетам историков, за весь период существования человеческой цивилизации, лишь четыре года не было ни одной войны.

    Весьма значительны миграции населения по этническим, или, как иногда говорят, национальным причинам. Особенно они усилились после развала СССР и Мировой системы социализма. В наибольшей мере подобные миграции проявляются в бывших республиках Советского Союза, а также в странах, образовавшихся в границах СФРЮ.

    Во второй половине XX в. значительных размеров достигли миграции, обусловленные возвращением на историческую родину. Часто с этим отождествляют и такую причину миграций, как воссоединение семей, хотя это довольно редко сочетается друг с другом. Наиболее интенсивные миграционные потоки, обусловленные этими причинами, направлены в Израиль и Германию, в основном, из бывшего СССР.

    В последней четверти двадцатого столетия, в связи с существенным ухудшением состояния окружающей среды, увеличились миграции, обусловленные экологическими причинами. Особый резонанс в этом отношении вызвала авария на Чернобыльской АЭС. Активно выезжает население из прибрежных районов Аральского моря, в связи с его постепенным исчезновением, возрастает отток населения из многих крупных и крупнейших городов развитых стран по причине ухудшения их экологии.

    В результате активной политики, прежде всего развитых государств, имеет устойчивую тенденцию к росту «утечка умов», особенно из бывших социалистических и развивающихся стран.

    Сравнительно небольшое количество людей меняет свое местожительство по политическим мотивам. Это может происходить как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае это называется «депортация». Чаще ей подвергаются нелегалы, т.е. люди, незаконно проживающие на территории страны, реже - политики и общественные деятели.

    Миграционные процессы оказывают очень серьезное влияние прежде всего на динамику численности населения в отдельных регионах и странах. Наряду с этим, при большом потоке иммигрантов это сказывается на культуре, быте и других социальных проявлениях жизнедеятельности человека. Именно поэтому для ряда стран очень актуальна, проводимая ими, миграционная политика, о которой упоминалось ранее.

    Одним из наиболее важных показателей, характеризующих миграционные процессы, является «сальдо миграции». Оно может быть положительным (когда въезд превышает выезд), отрицательным (если наоборот), либо нулевым, если эти показатели равны. Например, в Республике Беларусь в 2003 г. сальдо было положительным и составило 8,3 тыс. человек.



    Просмотров