Собирание доказательств на стадии возбуждения уголовного дела. Пределы доказывания по уголовным делам. Предварительная проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

В широком значении термин « универсальные учебные действия»означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

–обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

–создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

–обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого-педагогические основы возникновения понятия УУД

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов

деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.

психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Давайте рассмотрим вкратце каждую из вышеперечисленных теорий в контексте изучения методологических основ формирования универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. С позиции теории систем личность рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах, а именно: системах семейной, образовательной, социальной и

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

профессиональной. Системно-деятельностный подход предполагает как индивидуальную деятельность ребенка или взрослого в каждой из систем, так и взаимодействие личности с другими людьми во всех вышеперечисленных системах.

Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития. Именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания. Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает три подсистемы :

1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств, способа действия;

3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план. Иными словами, мы, вместо того, чтобы в данный конкретный момент совершать некое действие в реальности, его планируем и прорабатываем мысленно.

Выделены шесть этапов усвоения действия.

На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действии в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Четвертый этап - внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия - вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия - постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия. П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Иными словами, содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей

учебно-воспитательной системы образования.

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями

происходит

контексте

предметов. Безусловно, каждый

учебный предмет

раскрывает

различные

возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, иными словами, лежит в основе формирования УУД.

УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях

и межличностных отношениях. Возрастной личностной особенностью детей начальной школы является осознание себя в обществе, Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать

и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Говоря о критериях сформированности личностных УУД, можно утверждать, что ими являются: 1) структура ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Формирование морального действия, как и любого другого действия, определяется полнотой ориентации учащегося на существенные для решения моральной дилеммы и осуществления морального выбора условия.. Ориентировочной основой действия оказания помощи (выполнение нормы взаимопомощи) выступает следующая последовательность операций

(Eisenberg N., 1987, 1992; Плотникова Ю.Е., 1998):

1. субъектом оценивается ситуация, ее противоречивость (что-то произошло);

2. оценивается способность самого страдающего успешно справиться с ситуацией ущерба (дефицита, утраты);

3. оцениваются затраты по оказанию помощи;

4. оцениваются отношения между помогающим и жертвой;

5. оцениваются реакции других людей (до, в момент, и после оказания помощи);

6. оценивается свое состояние (настроение, здоровое);

7. оценивается, как акт помощи отразится на самооценке (если я помогу, то я хороший);

8. наличие необходимых для оказания помощи навыков, умений,

9. умение планировать последовательность операций действия оказания помощи;

10. практическое оказание помощи или отказ от него.

Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные илогические универсальные учебные действия.

I. Общеучебные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса

и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

II. Универсальные логические учебные действия

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и

направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Классификация логических действий включает:

1 - сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков и составления классификации;

2 - опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс (более подробно про процесс опознания можно узнать из дополнительного материала). 3 - анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

4 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5 - сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (более подробно про понятие сериация можно узнать из дополнительного материала);

6 - классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;

7 - обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. (Обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.)

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

8 - доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.

9 - подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

10 - установление аналогий. (Согласно определению аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).

Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.

1. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся:ознакомительное чтение , направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;поисковое / просмотровое чтение , направленное на нахождение конкретной информации;выразительное чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являютсякоммуникативное чтение вслух и про себя,учебное , самостоятельное .

Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста . О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующиеумения :

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);

нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:

найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как

в явном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;

интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;

рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

2. Условия организации эффективного обучения чтению

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка ), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (словофломендия , а на карточках встречаются словафломандия, фломенадия и т.д.).

Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.

Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

Функции универсальных учебных действий:
-обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.


Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке


Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему , отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действиемслужат коммуникативные действия , которыедолжныобеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания . Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний .
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы н а уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки . Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий .
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей , искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности , в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества ; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Как сформировать Универсальные учебные действия ?
Список технологий формирования УУД

    Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

    Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

    Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

    Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

    Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

    Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

    Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

    Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

    Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

    Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

    Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации -и обучает детей применению обобщенных способов действий.

    Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

    Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

    Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

    Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

    Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

    Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка -это нормально -главное -уметь учиться на ошибках.

    Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

    Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

    Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что -то делать

    Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости

    Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

    Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

    Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

    Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

    Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

    Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

    Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

    Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

    Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

    Учитель учит детей планировать свой досуг.

    Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений» Это специально отведённое место в классе(стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.«Карта достижений» может помочь учащимся:

  • Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.
  • Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете
  • Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях

«Карта знаний и достижений» может стать средством:

  • Планирования
  • Удержания предметной логики в течение учебного года
Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.
4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала

Краткое описание этапов урока
объяснения нового материала

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

1. Мотивация к учебной деятельности

Данный этап предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.

Самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация (повторение) знаний

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного
действия или его обосновании.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- извлечение необходимой информации из
текстов (П);

средств (П);

речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);



- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования
своего суждения (К).

3. Объяснение нового материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:
 ставят цель,
 согласовывают тему урока,
 выбирают способ,
 строят план достижения цели;
 определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- подведение под понятие (П);


- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- извлечение из математических текстов необходимой информации (П);
- использование знаково-символических
средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

6. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).__

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • - соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • - соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
  • Развитие внутренней мотивации - это движение вверх.
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Как уже было отмечено, деятельность на стадии возбужде­ния уголовного дела представляет собой форму уголовно-про- цессуального доказывания. Одним из признаков доказывания как формы познания является осуществление познавательной деятельности путем использования предусмотренных законом средств. Выявление и изучение обстоятельств, значимых для уго­ловного судопроизводства, предпринимаемое помимо указанных в действующем законодательстве специальных средств, не может считаться процессуальным доказыванием.

Исследуя правила, регулирующие доказывание на стадии возбуждения уголовного дела, необходимо учитывать, что онс является частью (подсистемой) целостной системы доказывания в уголовном процессе, другими подсистемами которой являются доказывание в стадии предварительного расследования, в стадии судебного разбирательства и т.д. . Это определяет их соотношение, в соответствии с которым доказывание, осуществляемое на первой стадии уголовного процесса, располагает как общими, так и прису­щими лишь ей специфическими средствами доказывания.

Само понятие средств доказывания на стадии возбуждения уголовного дела определяется в теории уголовного процесса не­однозначно.

Так, некоторые процессуалисты под средствами доказывания на стадии возбуждения уголовного дела рассматривают сами до­казательства , имея при этом в виду как фактические данные, та* и их источники.

Другая и наиболее распространенная точка зрения состоит 347 том, что все средства доказывания данной стадии сводятся к спо­собам (методам) получения доказательств 1 .

Конечно, все вышеназванные категории так или иначе отно­сятся к разряду средств доказывания. Всякое противопоставление последних доказательствам или способам их получения лишено устойчивого основания.

Но вместе с тем представляется неправильным сводить все средства доказывания стадии возбуждения уголовного дела к от­дельно взятой категории, так как это ведет к подмене общего от­дельным, целого - частью.

Термин «средства доказывания» в уголовном процессе должен применяться для обозначения многогранного понятия. Слово «средство» в русском языке означает: прием, способ действия ору­дие, совокупность приспособлений 2 , т.е. средством доказывания являются как фактические данные, получаемые и используемые в ходе этой деятельности, так и те формы и способы, при помощи которых эти данные становятся достоянием органа дознания, доз­навателя, следователя, прокурора и суда.

Общая конструкция настоящего многозначного понятия долж­на охватывать: во-первых, данные, положенные в основу выводов и процессуальных решений, принимаемых на этом этапе судопро­изводства, а в отдельных случаях и на последующих стадиях про­цесса; во-вторых, источники таких данных; и, в-третьих, способы получения и проверки вышеуказанных данных. Только все вместе взятое может дать надлежащее представление о средствах доказы­вания как уголовного судопроизводства в целом, так и рассматри­ваемой стадии в частности.

При этом нельзя не учитывать, что такое определение средств Уголовно-процессуального доказывания не только больше согла­суется с филологическим смыслом рассматриваемого понятия, Но и имеет ряд других положительных сторон. В частности, кон­статируется доказательственная сущность стадии возбуждения Уголовного дела, подчеркивается связь ее средств с уголовно-про- Цесс уальным доказыванием в целом, исключается отрыв их друг т Друга и какое бы то ни было противопоставление. В то же время к Рывается возможность подразделения данных средств на от-

Д11 См., например: Хомич В. Предварительная проверка материалов, послужив- Х "Поводом к возбуждению уголовного дела//Законность. 1995. № 12. С. 22-24.

См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М, 1960. С. 75.

дельные, относительно самостоятельные виды, детально исследо­вать их содержание и соотношение.

При определении отдельных средств доказывания первона­чальной стадии уголовного процесса нужно исходить из их суще­ства и назначения.

Первую группу составляют конкретные данные (сведения), представляющие собой основу тех или иных выводов и решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве, т.е. доказательства.

В настоящее время законодатель определяет доказательства как любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следова­тель, дознаватель в предусмотренном законом порядке устанавли­вают наличие или отсутствие значимых обстоятельств (ч. 1 ст. 74 УПК).

Вторая группа средств доказывания данной стадии уголовно­го процесса служит своего рода «средством сохранения и переда­чи» этой фактической информации, т.е. источником доказательств. Анализируя нормы действующего уголовно-процессуального за­конодательства, большинство процессуалистов придерживаются позиции, в соответствии с которой стадии возбуждения уголовно­го дела присущи только две формы носителей такой информации. Это протоколы следственных действий и иные документы .

Документы являются основными источниками информации на стадии возбуждения уголовного дела.

В современном русском языке словом «документы» обозначают материальный носитель записи (на бумаге, видео- и фотопленке, магнитной ленте и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для передачи ее во времени и пространстве .

Общее понятие «иного документа» как самостоятельного ис­точника доказательств содержит ст. 84 УПК. Согласно этой норме иные документы допускаются в качестве доказательств, если изло­женные в них сведения имеют значение для установления обстоя­тельств, подлежащих доказыванию.

Условно документы, получаемые компетентными органами на стадии возбуждения уголовного дела, можно подразделить на первоначальные (подлинники) и производные (копии); официаль­ные (исходящие или создаваемые государственными или иными

органами, компетентными должностными лицами, а также но- риально удостоверенные) и неофициальные (частные записки, личные письма, дневники, расписки и т.п.).

В некоторых случаях до возбуждения уголовного дела может быть проведено следственное действие - осмотр места проис­шествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Сведения, полученные в результате его производства, являются доказательствами, источником ко­торых выступает протокол следственного действия, в данном случае - протокол осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 74, ст. 83 УПК).

К третьей группе средств доказывания стадии возбуждения уголовного дела относятся способы собирания данных и их ис­точников. Наиболее распространенными способами собирания данных, необходимых для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, на протяжении длитель­ного времени являлись истребование необходимых материалов и получение объяснений (ст. 109 УПК РСФСР 1961 г.). Действую­щее уголовно-процессуальное законодательство не указывает на возможность осуществления таких действий, однако это никак не влияет на их необходимость и значимость для принятия обосно­ванного решения.

На наш взгляд, указанные способы собирания информации, хотя и являются теперь способами непроцессуаль­ными, будут применяться и впредь.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство пре­дусматривает следующие способы проверки сообщений о престу­плениях:

1) требование о передаче необходимых документов и материа­лов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), а также требования, поручения и запро­сы следователя и дознавателя (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Требовать передачи или запрашивать необходимые материалы можно лишь в том случае, когда точно известно место их нахож­дения и нет оснований опасаться их сокрытия или уничтожения, ам же порядок истребования или запроса должен состоять из ледуюших последовательно выполняемых действий. Прежде все- направляется письменный запрос соответствующим учрежде- м, предприятиям, организациям с требованием предоставить ходимые материалы, в котором должна быть сделана ссылка 4 ст. 21 и ст. 144 УПК. В запросе нужно указать, какой именно мет или документ истребуется, какие данные, за какой период е чение какого времени необходимо представить и т.д. Кроме

того, наличие письменного запроса у соответствующей организа­ции или должностного лица дает им возможность отчитываться перед контролирующими органами о месте нахождения конкрет­ного документа или иного объекта, в некоторых случаях требовать их возврата, что обеспечит нормальную деятельность учреждений, предприятий, организаций. Наличие же копии данного запроса в материале проверки или в уголовном деле объясняет путь появ­ления доказательства, что является одним из условий его допус­тимости.

Если необходимые материалы истребуются у физического лица непосредственно, то очевидно, что в данном случае запрос как форма действия неприемлем. В этих ситуациях истребование должно происходить в присутствии незаинтересованных граждан с составлением соответствующего документа (протокола, состав­ленного с использованием правил процессуальной аналогии). Такой документ обязательно составляется в двух экземплярах, один из которых вручается гражданину. В нем также должно бьпь отражено, кто, когда, в присутствии кого, у кого и какие материа­лы истребовал. Документ подписывается лицом, осуществившим данное действие, представителем организации или гражданином, а также иными присутствующими лицами. Что касается названия данного документа, то, на наш взгляд, термин «протокол», дос­таточно давно и часто используемый в этом случае на практике, представляется наиболее удачным;

2) в качестве одного из способов собирания доказательств ст. 86 УПК предусматривает представление письменных доку­ментов и предметов для приобщения к уголовному делу лица­ми, заинтересованными в исходе уголовного судопроизводства. Практика свидетельствует, что случаи представления в компе­тентные органы различных документов и предметов по личной инициативе граждан или должностных лиц имеют место доста­точно часто.

Истребование как действие по собиранию информации на ста­дии возбуждения уголовного дела не идентично представлению материалов по инициативе граждан и должностных лиц, ввиду чего должно облекаться в иную процессуальную форму. Полага­ем, что в этом случае в присутствии незаинтересованных граждан должен быть составлен протокол представления предметов и до* кументов. Кроме вышеуказанных требований, данный протокол должен содержать краткое пояснение лица об обстоятельствах, связанных с выдаваемым документом или предметом;

3) как уже отмечалось, закон допускает проведение до возбу- 38Hf ления уголовного дела осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ)- Из буквального смысла этой нормы вытекает, что произ- одсгво данного следственного действия на первоначальном этапе уголовного судопроизводства разрешено не только потому, что без него невозможно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, как полагают некоторые авторы 1 , а в связи с тем, что его производство, с учетом конкретных обстоятельств, не терпит отлагательства.

Проведение иных следственных действий, кроме указанного, до принятия решения о возбуждении уголовного дела недопус­тимо.

В некоторых случаях при осуществлении проверки сообщения о преступлении возникает необходимость в проведении оператив- но-розыскных мероприятий. Их осуществление согласно ст. 118 УПК является исключительной компетенцией специально упол­номоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» органами, которые, в свою очередь, в соответствии сч. 1 ст. 40 УПК именуются органами дознания.

Необходимость использования оперативно-розыскных средств для проверки заявлений и сообщений о преступлении появляется в тех случаях, когда это обусловлено целесообразностью скрыть факт начавшейся проверки либо когда другими способами осуще­ствить ее не представляется возможным.

Следует учитывать, что уголовно-процессуальный закон (ст. 89 УПК) запрещает использовать в процессе доказывания результа­ты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Не имея непосредственного доказательственного значения, оперативно-розыскные мероприятия содействуют доказыванию, помогая в обнаружении источников необходимой информации, " оп Р е Делении характера и тактики проведения процессуальных Действий, в построении версий, определении направления провер­ки сообщений о преступлении и расследования в целом 2 .

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что дей-

ующий уголовно-процессуальный закон, не предусматривая

их-либо значительных правовых основ проверки заявлений

(сообщений) о преступлениях на стадии возбуждения уголов­ного дела, существенно затрудняет ее проведение эффективно и без ущемления прав и законных интересов лиц, участвующих в такой деятельности. Основными средствами установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела и после принятия в 2001 г. УПК РФ остались способы, вы­работанные практикой и длительное время с успехом применяв­шиеся. При этом широко распространенное среди процессуали­стов мнение о необходимости расширения средств доказывания, используемых на стадии возбуждения уголовного дела, за счет следственных действий несостоятельно в теоретическом плане, не имеет опоры в действующем законодательстве, а также не обу­словлено потребностями практики. Повышение эффективности и качества деятельности на первоначальной стадии уголовного процесса, на наш взгляд, должно осуществляться за счет разра­ботки и закрепления в законе новых и уже применяющихся на данной стадии средств доказывания, которые по своей сущности, порядку производства и объему государственного принуждения соответствуют задачам, решаемым на стадии возбуждения уго­ловного дела.

Еще по теме § 6. Средства доказывания на стадии возбуждения уголовного дела:

  1. 9.1. Понятие и значение стадии возбуждение уголовного дела
  2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  3. § 2. ПОНЯТИЕ, МОДЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  4. 8.1. Сущность и значение стадии возбуждения дела в арбитражном суде
  5. 2. Проверка прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела
  6. 20.2. Возбуждение уголовного дела и подготовка судебного разбирательства мировым судьей
  7. 1. Понятие и система поводов для возбуждения уголовного дела

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

Большой интерес в предмете доказывания приобрело понятие предела доказывания. При производстве по уголовному делу в зависимости от тех или иных обстоятельств возникают ситуации, свидетельствующие о доказывании наличия не всего спектра обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, а только той его части, на основании которых правоприменительный орган мог принять то или иное процессуальное решение.

В частности, при возбуждении уголовного дела не требуется доказать виновность лица в совершении преступления, достаточно установить основания и поводы для вынесения постановления для возбуждения уголовного дела. В случае применения меры пресечения в виде заключения под стражу, обстоятельствами, входящими в предмет доказывания для вынесения постановления об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, необходимо установить материальные основания, которые свидетельствуют о том, что обвиняемый (подозреваемый) совершил преступление, за которое возможно наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а также иные основания, предусмотренные ст. 97 УПК. Во всех этих случаях существуют определенные границы, которые влияют на возможность принятия того или иного процессуального решения.

По своей правовой сущности предел доказывания по уголовным делам рассматривается как граница определенного круга обстоятельств, которые необходимо установить для принятия соответствующего процессуального решения. В частности, при наличии 20 очевидцев совершенного убийства, для доказанности данного события достаточно привлечь в качестве свидетелей и двух очевидцев преступления для дачи ими показаний. Безусловно, решение об определении достаточности в данном примере принимает дознаватель, следователь, суд, ведущие производство по уголовному делу. Но они должны соответствовать реальной сущности, которой определяют доказанность данного события.

Если, к примеру, мы привлечем в качестве свидетелей двух очевидцев убийства, один из которых страдает близорукостью, а расстояние, где они видели убийцу, составляет более 20 м, то в полной мере мы не можем считать, что показания двух свидетелей в данном случае достаточны для утверждения о доказанности данного события. Кроме того, необходимо ли в данном примере кроме допроса свидетелей произвести следственный эксперимент для утверждения, что оба свидетеля видели данного человека, который совершил убийство. Как видно, пределу доказывания соответствует фактор достаточности. В связи с тем, что современный уголовный процесс основывает свою деятельность на свободной оценке доказательств (ст. 17 УПК), то определение достаточности, как фактора, составляющего предел доказывания, зависит от судьи, присяжных заседателей, прокурора, следователя, дознавателя для формирования у них внутреннего убеждения. Кроме того, достаточность, как фактор предела доказывания, влияет и на оценку доказательств (ст. 88 УПК), которая удовлетворяет условию о необходимости принятия того или иного процессуального решения по уголовному делу. Данное положение свидетельствует о том, что проверяется полнота собранных по уголовному делу доказательств. В случае если на основании имеющихся доказательств нельзя установить те обстоятельства, которые входят в предмет доказывания, необходимо исследовать дополнительные доказательства.

Таким образом, под пределом доказывания понимают определенные границы обстоятельств, входящих в предмет доказывания, которые определяют достаточность для принятия того или иного процессуального решения по уголовному делу соответствующими участниками уголовного судопроизводства.

В зависимости от досудебной и судебной части уголовного судопроизводства пределы доказывания могут не совпадать. В первую очередь не совпадение пределов доказывания на досудебной и судебной части связано с различными задачами, которые решают участники уголовного судопроизводства. Так, на досудебной части уголовного судопроизводства предел доказывания связан с разработкой различных версий и правильным определением объема доказательственной информации, которая необходима для установления какого-либо обстоятельства. Кроме того, при производстве предварительного расследования устанавливаются обстоятельства, которые не имеют значения для уголовного дела и не были включены в обвинительное заключение или обвинительный акт. На стадии судебного разбирательства по уголовному делу пределы доказывания в основном связаны с пределами доказывания, которые были на досудебной части уголовного судопроизводства. Однако в зависимости от ходатайства сторон, иных обстоятельств (инициатива самого суда и т.д.), которые связаны с собиранием и проверкой новых доказательств, выяснением новых обстоятельств, признанием имеющихся доказательств недопустимыми и т.д., пределы доказывания могут быть шире, чем на предварительном расследовании.

Большое значение правильного определения предела доказывания в первую очередь связано с процессуальной экономией при производстве по уголовному делу, а также существенным образом влияет на производительную затрату сил участников уголовного судопроизводства, на процессуальные сроки при производстве по уголовным делам и т.д.



Просмотров