Защита прав и свобод человека и гражданина по конституции россии. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Это значит, что именно государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).
Важнейшими организационно-правовыми гарантиями прав и свобод граждан является соответствующая деятельность государственных органов и в первую очередь Президента РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). В обязанности Президента, в частности, входит:
1) обеспечение условий, при которых работали бы все государственные структуры в строгом соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено», в том числе в сфере обеспечения внутригосударственного механизма, реализации защиты правового статуса личности;
2) обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей;
3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения);
4) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);
5) осуществление пoмилования (п. в ст. 89 Конституции РФ).
В ст. 45–55 Конституции РФ предусмотрен юридический механизм, который призван обеспечить переход от декларативного провозглашения личности высшей ценностью к реальному контролю за соблюдением прав и свобод. К сожалению, сегодня для российского общества «это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый».
Сегодня социально-экономическое положение широких масс населения находится в совершенно неудовлетворенном состоянии, объектами каждодневных грубых посягательств стали некоторые основные права человека, и прежде всего, право на жизнь и личную безопасность, а в целях противодействия нестабильному положению в обществе и последствиям региональных конфликтов должностные лица и члены местных администраций то там, то здесь организуют своего рода «облавы по национальному признаку».
Среди основных путей правовой реформы – законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего, реальных гарантий прав и законных интересов личности.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть, что, во-первых, речь может идти лишь о возможных ограничениях, но не обязательных, во-вторых, их перечень является исчерпывающим и соответствует общепринятым международным стандартам. Возможно ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, за исключением тех прав, которые предусмотрены в ст. 20–21, ч. 1 ст. 23, 24, 28–29, ч. 1 ст. 40, 46–54 Конституции РФ. В частности, речь идет о праве на жизнь, праве на обеспечение достоинства личности, т. е. о тех правах, которые получили статус естественных и неотчуждаемых (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Так как на практике достаточно часто нарушаются права человека, важнейшая задача конституционного контроля – не допустить злоупотребления ограничениями, ибо они должны быть соразмерными грозящей опасности.
Еще одной гарантией осуществления прав и свобод человека является создание различных форм контроля гражданского общества над государственным аппаратом, в том числе привлечение представителей общественности к работе коллегиальных органов. Сюда относится, например, включение 10 представителей общероссийских общественных объединений и правозащитных организаций в состав Высшей квалификационной коллегии. Кроме того, практически все без исключения общественные объединения в той или иной мере участвуют в общественном контроле в соответствующей сфере государственной деятельности.
Среди институтов защиты прав человека особое место занимает уполномоченный по правам человека. Основными его задачами являются: восстановление нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т. д. Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и неподотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т. п.
Для того чтобы обеспечить приоритет прав личности, необходимо признание человека высшей ценностью не на словах, а на деле, т. е. создание системы реальной их защиты. Такая система должна включать в себя, во-первых, целенаправленную деятельность всех без исключения государственных органов (а не только судебных и иных правоохранительных органов), во-вторых, конкретные процедуры защиты и самозащиты в случае необходимости вплоть до возможности обращения в международные органы по защите прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции РФ), в-третьих, активное воздействие негосударственных структур (референдум и др.) на государственную власть.
Вместе с тем нет смысла противопоставлять гражданское общество и государство. В гражданском обществе создаются все условия для самореализации и автономии личности, исключающие любое вмешательство в жизнь индивида, позволяющие ему руководствоваться исключительно своими частными интересами, а государство обязано гарантировать их осуществление в повседневной жизни. Это связано с основным предназначением государства – обеспечивать свободу и безопасность общества путем охраны общественного порядка и разрешения с помощью права тех или иных социальных конфликтов. Более того, институт прав и свобод человека не может рассматриваться обособленно от всего механизма правового регулирования.
Советом Федерации принят Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека». Должность уполномоченного по правам человека в РФ, говорится в законе, учреждается «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».
Среди негосударственных институтов следует выделить специально созданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 ноября 2004 г., Совет призван осуществлять подготовку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Однако пока что эффективность его работы, так же, как и работы Общественной палаты РФ, оставляет желать лучшего.
Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,“конституционные”и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).
Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.
Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.
Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).
В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства” 1 .
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит:“Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.
Система механизмов обеспечения и защиты
прав и свобод.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится:“Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).
Международная защита прав и свобод человека
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью” 1 . Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время” 2 .
Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции “по мотивам гуманности”,для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан,“то надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела 3 .
В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;Международный пакт о гражданских и политических правах;Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и д.р.
ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.
В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.
Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.
Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса:а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.
Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности – юридической и нравственной.
Список использованных источников и литературы.
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Изд.Юрайт-М, 2002.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Под ред. Б.Н. Топорнина – М.:Изд. Юридическая литература, 1994.
Научная литература
Алексеев С.С. Россия у критической черты. М.:Изд. Юрист, 1995.
Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.:Изд. Юрист, 1994.
Батлер У., Нерсесянс В.С. История права:Англия и Россия. М.:Изд, Норма,1996.
Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М:Изд. Норма, 1998.
Государственное право Российской Федерации. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Изд.Юридическая литература, 1996.
Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-го века. М.: Изд. Юрист,1994.
Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М.:Изд. Юрист, 1996.
История политических и правовых учений. Учебное пособие. /Под ред. В.С. Нерсесянца – М.:Изд. Юридическая литература, 1995.
Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.
Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.:Юрист, 1996.
Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М.:Изд. Норма, 1997.
Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.:Изд. Юрист, 1994.
Лившиц Р.З. Теория права. М.:Изд. Юрист, 1994.
Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.:Изд. Юрист,1997.
Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.:Изд. Норма, 1998.
Основы государства и права. Учебное пособие. /Под ред. О.Е. Кутафина. – М.:Изд. Норма, 1994.
Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1997.
Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.:Изд. Норма, 2003.
Русинов Р.К. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист, 1997.
Теория государства и права. Выпуск 1. /Под ред. А.Б. Венгерова. М.:Изд. Юридическая литература, 1993.
Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М.:Юрист, 1995.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.:Изд. Норма,1993.
Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд. Юрист, 1995.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.:Изд. Юрист, 1996.
Шилобод М.И. Политика и право. – М.:Изд. Юрист,1995.
Приложение 1.
В схемах. М.: Изд. Норма, 1999.
Система юридических
Общетеоретические и исторические Прикладные юридические
юридические науки науки
Отраслевые юридические Международное Юридические науки,
науки право изучаюшие организацию
и порядок деятельности
отдельных
государственных органов
Науки о материальном Науки о процес-
праве суальном праве
Схема “Система юридических наук”.
Приложение 2.
Баранов В.Г. и др. Теория государства и права
в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.
История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.
Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охрана» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.
Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.
Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства.
Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.
Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Формами защиты прав личности являются:
1) защита прав органами публичной власти;
2) защита прав граждан общественными объединениями;
3) самозащита прав человеком, включающая в себя:
Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
публичные выступления граждан в защиту своих
Обращения в международные органы по защите прав человека.
В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты нрав и свобод является судебная защита.
Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.
Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).
В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Велико-«Британии, Защитник народа - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский Эмбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам человека в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином.
В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав pi свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.
Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.
Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.
Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.
Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.
В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.
Принятие Всеобщей декларации прав человека ознаменовало начало периода, когда права и свободы человека перестали быть внутренним делом того или иного государства. Они были распространены на всех жителей планеты независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, конфессии, языка и т.д. Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на равенство. В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.
Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.
Первый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах позволяет гражданам стран, подписавших его, обращаться в Комитет по правам человека ООН за защитой своих политических и гражданских прав. Россия приняла обязательства по этому протоколу в 1991 г. Решения Комитета не являются обязательными, но он может рекомендовать государству восстановить нарушенные права и способен привлечь к этому процессу мировое общественное мнение.
Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Россия не является участником этого протокола.
В Европе международную защиту прав человека осуществляет также Совет Европы, а документом, регулирующим правозащитные действия, является Европейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г.
В Европейской конвенции гарантируются: право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства, право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести, религии и выражения мнения, свобода ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства защиты, запрет дискриминации. К Конвенции примыкает ряд протоколов. Так, первый протокол защищает собственность, право на образование и свободные выборы; второй протокол запрещает лишение свободы за долги; шестой протокол отменяет смертную казнь и т.д.
Россия присоединилась к конвенции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что его права нарушены, может обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Европейский Суд по правам человека
Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека принимают жалобы при следующих условиях:
- рассматриваются только те нарушения прав человека, которые произошли после присоединения России к соответствующим договорам. Жалобы в Европейский Суд принимаются, если с момента нарушения права и вынесения последнего судебного решения прошло не более 6 месяцев;
- все внутренние возможности защиты прав должны быть исчерпаны (кроме тех случаев, когда рассмотрение дела неоправданно затягивается или заведомо неэффективно);
- жалоба должна подаваться пострадавшим и не быть анонимной;
- жалоба должна быть обоснованной: бремя доказательств лежит на заявителе;
- нельзя подавать жалобу одновременно в Европейский Суд и Комитет по правам человека ООН.
В случае принятия решения в пользу пострадавшего Европейский Суд присуждает компенсацию за нарушенное право. Решения суда окончательны, обжалованию не подлежат и обязательны для государств-участников, в том числе для России.
ОБСЕ
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также осуществляет деятельность по защите прав. В Хельсинки в 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Акте помимо признания суверенного равенства стран, неприменения силы, нерушимости границ и т.д. провозглашается необходимость защиты прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
Сразу после принятия Акта в Советском Союзе оформилось организованное правозащитное движение в виде «хельсинкских групп», требовавших от властей соблюдения международных обязательств по защите прав человека. Правозащитники подвергались арестам, ссылкам и репрессиям, но их деятельность способствовала тому, что власти стали уделять гораздо больше внимания правам человека.
Международный уголовный суд
Международный уголовный суд в Гааге существует с 2002 г. В компетенции этого органа находятся:
- преступления, состоящие в геноциде — истреблении или целенаправленном намерении истребить целую национальную, этническую, расовую или религиозную группу или ее часть;
- преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения;
- военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны.
Организация такого суда позволяет осудить высших должностных лиц, членов правительств, глав государств, которых сложно привлечь к ответственности внутри страны. Российская Федерация не является государством — участником данного Суда.
Предшественниками Международного уголовного суда были международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии, а еще раньше — трибуналы в Нюрнберге и Токио по рассмотрению дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. На этих процессах осуждение высокопоставленных преступников проходило с учетом норм международного гуманитарного права.
Сформированные в современном мире механизмы привлечения военных преступников к ответственности за преступления против человечества и человечности — от Нюрнбергского трибунала до Международного уголовного суда — позволяют надеяться, что ни высокая государственная должность, ни ссылка на необходимость выполнения приказа не смогут быть причиной для освобождения виновного от заслуженного и справедливого наказания.
Международные документы по правам человека
Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод , который был бы обеспечен любому человеку в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов , обязательных для исполнения государствами, которые добровольно признали их юридическую, политическую и моральную силу.
Всеобщая декларация прав человека
Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделы конституций о правах граждан).
Используемые в этом документе понятия «права» и «свободы» не тождественны , хотя и близки по смыслу. Право человека -это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то осуществлять. Свобода человека (в том виде, в котором об этом говорится в документах о правах человека) — это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).
Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитие ее положений были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека.
Особенность международных договоров о правах человека заключается в том, что они активно и плодотворно действуют посредством внутреннего, национального права, т. е. их необходимо воплотить в соответствующих правовых актах страны — кодексах, законах, указах и т. д.
Однако для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и прежде всего проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной.
7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсолютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституционные обязанности государства закреплены не только в Конституции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, Закон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).
Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокуратуры возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан (ст. 1).
Целесообразно признать ряд других обязанностей государства, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав человека» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.
Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации и др.
По действующему законодательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда 24 , причиненного человеку.
Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.