Самозащита прав граждан. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности

Любой гражданин имеет нераздельное право на защиту своей жизни, свободы, здоровья и других аспектов жизнедеятельности.

Реализовывать защиту своих прав возможно любыми способами, не нарушающими закон. При этом стоит знать несколько важных моментов, которые помогут при обращении за законным оспариванием действий по нарушению прав и интересов.

Как защитить права человека?

Права человека и его свобода гарантируются законами демократических государств, в обязанность которых входит их признание, последующее соблюдение и защита. Действуя в рамках правопорядка, любой человек может отстаивать свои права. Рассмотрим основные виды и формы защиты.

Как защитить свои права. Доктор исторических наук Щербинин П.П.

Административные способы защиты.
Административная форма защиты предполагает право гражданина обратиться с жалобой на деятельность должностного лица или конкретного государственного органа в вышестоящие инстанции. Если причиной нарушения человеческих прав была неграмотность чиновника, то его руководитель может отменить принятое им решение.

К данной форме защиты относится контроль прокуратуры за законным выполнением своих обязанностей исполнительной властью. Прокурорский надзор – это эффективный способ защиты прав граждан от любых нарушений существующей власти. Работники прокуратуры обязаны принимать меры и осуществлять ревизии, связанные с заявлениями жалующихся.


Судебная форма защиты. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту, в которую входит охрана от покушения на жизнь и составляющие здоровья, личную свободу, имущество достоинство и честь. Перед решением пойти в суд, стоит обратиться к адвокату . В России существует три ветви судовой системы:

Как защитить свои права в суде?

1. Конституционные суды;
2. Городские и суды субъектов РФ;
3. Арбитражные: суды субъектов РФ, федеральные, высшие.


Средства судебной защиты:

Претензии. Относятся к досудебным средствам защиты и являются юридическим уведомительным поступком.

Иски. В юридической литературе называются универсальными судебными средствами защиты. Имеют две составляющие: процессуально-правовую и материально-правовую. С помощью иска можно защитить права при увольнении , права собственности, право потребителя и многое другое.

Различные представления, акты жалоб и заявлений.

Как еще можно защитить права человека?

Граждане России могут рассчитывать на помощь таких организаций:

Институт Уполномоченного по правам человека. Был создан в 1993 году. Основная деятельность – отстаивание прав граждан, в первую очередь, при отношениях с государством.

Комиссия по правам человека при Президенте. Комиссия занимается подготовкой указов, распоряжений и обращений Президента по вопросам защиты прав граждан, вносит предложения по улучшению данной системы, регулирует вопросы, участвует в подготовке международных договоров, обеспечивающих защиту прав.

Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица . Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы.

В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина (Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону), ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав.Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.), в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты многообразны . Условно их можно разделить на правовые и неправовые.Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Органы, осуществляющие защиту прав человека в Российской Федерации.

Понятие и история развития прав человека.

Права человека представляют собой возможность совершать какие-то деяния независимо от мнения государства, других членов общества, если они не ограничиваются законом.

Разграничение терминов «права» и «свободы» в литературе в основном является условным, так как так сложилось исторически. Хотя и есть некоторые особенности. Термин «свобода» используется в случае, если человека не ограничен возможностью выбора, а «право» носит более конкретный характер, предполагает выбор какого-то варианта поведения.

История развития прав человека.

Самый первый нормативный акт по правам человека – Великая хартия вольностей 1215 год (она сейчас входит в Конституцию Великобритании).

Затем 1628 года «Петиция о праве», принятая также в Англии.

1689 год «Билль о правах», тоже в Англии.

1776 года Декларация независимости США.

1787 год Конституция США.

1789 год французская Декларация прав человека и гражданина (составная часть современной конституции Франции).

Регулирование прав человека в Конституции РФ 1993 года.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита этих прав – обязанности государства.

Статья 18. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Президент Российской Федерации – он одновременно и орган, и должностное лицо. Он является гарантом прав и свобод личности в России – это закреплено в статье 80 Конституции РФ. Это (слово «гарант») означает, что всеми своими полномочиями он должен обеспечить возможность реализации и защиты прав человека в России.

Например, раньше не было федерального закона об альтернативной гражданской службе.

Как гарант президент должен обеспечить и возможность осуществления и возможность защиты своих прав.

Полномочия, касающиеся защиты этой сферы. Президент:

1. Президент – верховный главнокомандующий. Он должен организовать таким образом вооружённые силы, чтобы они могли отразить агрессию другого государства, обеспечить защиту территории РФ.

2. Президент участвует в формировании судейского корпуса и влияние его тут огромное: он предлагает кандидатуры Совету Федерации на должности: судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда, то есть всех высших судов страны. И хотя утверждает их Совет Федерации, но предлагает только Президент эти кандидатуры. Президент назначает судей федеральных судов. Назначает сам, без участия парламента – арбитражных судов и судов общей юрисдикции.



3. Президент участвует в назначении и других лиц, влияющих на защиту прав человека: предлагает кандидатуру генерального прокурора, может предлагать кандидатуру Уполномоченного по правам человека Государственной Думе (но здесь не определяющее значение – и Совет Федерации, и Государственная Дума тоже могут свои кандидатуры предлагать). В 2010 году президент утвердил Уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ (Павел Астахов сейчас занимает эту должность).

4. Решает вопросы гражданства.

5. Осуществляет помилование.

6. Предоставляет политическое убежище.

Законодательные органы власти.

На федеральном уровне – Федеральное Собрание (парламент).

На уровне субъектов федерации – тоже парламент (к примеру, Воронежская Дума).

Направления деятельности:

1) Они создают правовую базу для реализации защиты прав человека.

2) Депутатам можно подать обращения в виде жалобы, предложения… Это обращение будет рассматриваться и подаваться в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Депутаты в соответствии с законодательством должны проводить приём граждан и в пределах своих полномочий помогать в разрешении их проблем.

3) Проведение парламентских расследований. Проведение парламентских расследований осуществляется в соответствии с ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ».

Исполнительные органы власти.

Федеральные органы – Правительство РФ и другие органы – федеральные министерства, агентства и службы.

На уровне субъектов федерации – это свои органы исполнительной власти (к примеру, Правительство Воронежской области, возглавляемое губернатором Воронежской области).

В рамках этих органов существуют структуры, которые должны осуществлять защиту прав и свобод граждан. Министерство внутренних дел, в том числе милиция осуществляют защиту прав и свобод человека, безопасность людей.

В рамках исполнительной власти существуют ещё специальные органы, деятельность которых направлена на предотвращение нарушений в области прав и свобод человека – например, Роспотребнадзор (чтобы не обвешивались, чтобы некачественные продукты не попадали на прилавки…).

В любой орган исполнительной власти можно направить обращение.

Судебные органы.

Суд – это основной правозащитный орган в цивилизованном государстве.

Суд должен быть независимым, беспристрастным, руководствоваться только законом и разрешать сложившиеся противоречия между гражданами, между гражданами и органами и между органами.

В рамках этого курса мы не будем изучать, ибо будем подробно изучать в других курсах.

Специальные органы и должностные лица.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Сейчас Владимир Лукин.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О прокуратуре».

Органы местного самоуправления постольку, поскольку – обращения им тоже можно подавать, они их тоже обязаны рассматривать.

Без выделения отдельных вопросов.

Статья 46 Конституции РФ (ну, или 45) гарантирует самозащиту прав граждан. Она представляет собой право человека собственными силами и средствами, незапрещёнными законом без непосредственного обращения в органы государственной власти принимать меры по восстановлению нарушенных своих прав.

Эта тема мало разработана и в науке, и в практике.

По мнению Стародубцевой, есть несколько форм самозащиты:

1. Использование оружия самообороны в соответствии с ФЗ «Об оружии». В соответствии с этим законом выделяется оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, типа ружья без нарезки внутри в том числе с травматическими пулями. Огнестрельное бесствольное оружие с патронами травматического, газового, светозвукового действия. Газовое оружие: газовые пистолеты, аэрозольные распылители и иные устройства со слезоточивым и иным газом, которое разрешение к использованию. И электрошоковые устройства, но только несильной мощности и в соответствии с тем, что установлено правительством.

Есть группы населения, в отношении которых по закону нельзя использовать оружие: а) женщины; б) лица с явными признаками инвалидности; в) несовершеннолетние, возраст которых очевиден или известен. За исключением совершения указанными лицами вооружённого или группового нападения.

Оружие запрещается иметь при себе во время публичных мероприятий, то есть митингов, шествий, пикетирований, собраний. За исключением местностей, где холодное оружие является частью национального костюма (на Кавказе).

2. Право граждан проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Оно регулируется ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Эта форма позволяет предотвратить нарушения прав граждан и защитить, если они нарушены. Но эффективна эта форма только в том случае, если органы государственной власти хотят слышать граждан.

Закон ограничивает места проведения публичных мероприятий. То есть где нельзя проводить: рядом с опасными производственными объектами, рядом с железными дорогами, нефтепроводами, газопроводами, высоковольтными линиями электропередач; территории, прилегающие непосредственно к резиденциям президента РФ; зданиям, занимаемым судами; и к зданиям учреждений исполнения наказания в виде лишения свободы. И нельзя проводить публичные мероприятия в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение.

Органы власти могут прекратить (разогнать) публичное мероприятие по следующим основаниям: если создаётся реальная угроза для жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц и если участники мероприятия совершают противоправные действия.

Порядок проведения мероприятий – он не разрешительный, а согласительный. То есть это нам не разрешают, а должны согласиться, ну или не согласиться.

Это были две основные формы самозащиты.

Продолжение темы о самообороне граждан.

Использование средств массовой информации.

Чем-то по эффективности похоже на митинги, шествия и демонстрации – через СМИ граждане доводят своё мнение по каким-то вопросам общественной и политической жизни до органов государственной власти и эффективным этот способ является только в том случае, если органы власти хотят слышать мнение населения и хотят его учитывать.

Закон Российской Федерации 1991 года «О средствах массовой информации».

Есть ФЗ 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Следующий способ самозащиты – это самозащита в условиях необходимой обороны и состояния крайней необходимости.

Ещё есть непонятный способ самозащиты «голодовка».

Право на самозащиту имеет длительную историю возникновения и развития. Еще в римском праве появилось понятие "самоуправство" (первоначальная форма защиты прав), которое в настоящее время считается прародителем самозащиты. Однако римское право классического и позднейшего периода уже разделяло понятие самоуправства и самозащиты. Самозащита допускалась в виде общего правила, о чем свидетельствует целый ряд фрагментов Дигестов Юстиниана и трудов римских юристов . Понятие самозащиты неоднократно менялось с самого момента своего возникновения, что может объясняться эволюцией правового регулирования. Наиболее активно самозащита изучалась в конце XIX – начале XX в. и результаты серьезных исследований, проведенных отечественными цивилистами, которые подготовили почву для внедрения в российское гражданское законодательство этого нового для него института, способствовали появлению норм о самозащите в отечественном законодательстве .

Сама история показывает, что право на самозащиту во всех ее формах оценивалось и закреплялось в обществе на отдельных этапах его развития по-разному в зависимости от положения личности в государстве. Так, при ужесточении позиции государства в отношении самозащиты из закона исчезало даже само ее определение, как это было в советский период, а либерализация взглядов законодателя всегда сопровождалась расширением понятия, распространением на бо́льший круг отношений, что имеет место в современном российском законодательстве, а именно, в ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, в Конституции . С этого момента право на самозащиту стало регламентироваться и в отраслевом законодательстве (гражданском, уголовном, административном, трудовом и др.). Так, появились нормы по самозащите гражданских прав (ст. 12, 14, 1066, 1067 ГК), нормы трудового права по самозащите работниками трудовых прав (ст. 142, 379, 380 ТК), нормы уголовного права – право необходимой обороны, законодательство допускает приобретение гражданами Российской Федерации некоторых видов оружия (ст. 37, 39 УК) и т.д.

Право граждан на самозащиту является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией. Данное право выражается в том, что "каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ч. 2 ст. 45 Конституции). Эта норма соотносится с положением Итогового документа Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о необходимости уважать право каждого защищать свои права и свободы. Государственная защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать для защиты своих прав и свобод предоставленные ему права и свободы в соответствии с конституционными нормами . Иными словами, государственное одобрение права на самозащиту выражается уже в самом факте ее нормативной регламентации. Однако конкретный процедурный порядок осуществления права на самозащиту законодательством не установлен, также не определен и перечень способов самозащиты, и это, возможно, правильно, так как отнесение действий к числу способов должно определяться исходя из наличия или отсутствия в действиях лица, защищающего свое право, признаков, присущих самозащите.

Юридическим основанием для совершения действий по самозащите является неотчуждаемое право на самозащиту, которое имеет охранительный характер, поскольку возникает в результате объективно противоправного деяния или события, влекущего нарушение права или создающего реальную угрозу такого нарушения, и заключающегося в возможности совершения односторонних действий, направленных на защиту другого (охраняемого) права. Право на самозащиту и корреспондирующая ему обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия вместе составляют содержание охранительного правоотношения . Данное право можно отнести к категории личных, так как оно непосредственно связано с защитой нарушенных или находящихся под угрозой нарушения прав и свобод, т.е. самозащищающийся субъект действует в отношении своей правовой защиты только сам (лично). Такие действия основываются на одном из исторически первых инстинктов человека – инстинкте самосохранения. Все это позволяет сделать вывод, что право на самозащиту является естественным правом человека как биологического существа, и необходимость реализации этого права определяется условиями существования человека в естественной среде. Подтверждение этому можно найти в ч. 2 ст. 17 Конституции: "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". В связи с этим можно определить право на самозащиту как относящееся к разряду основных неотчуждаемых конституционных прав и свобод.

Проблема правовой природы и содержания права граждан на самозащиту не может ограничиваться только пределами конституционно-правового регулирования. Право на самозащиту в зависимости от состава участников правовых отношений может воплощаться как в общих, так и в конкретных правоотношениях. А это значит, что правом на самостоятельную защиту прав мы обладаем "потенциально", а не по факту. При наличии фактического нарушения (или угрозы такового) принадлежащего субъекту того или иного права самозащищаться можно и в конституционных, и в уголовных, и в гражданских правоотношениях и т.д.

Иными словами, конституционное право на самозащиту предполагает целый ряд активных действий граждан по выбору средств охраны и защиты своих прав в рамках закона: обращение в уполномоченные органы власти; получение информации о действиях, нарушающих права и свободы, объединение в целях защиты своих прав и т.д. При осуществлении права на самозащиту ее способы не должны выходить за пределы нормативных предписаний (в том числе и моральных), хотя они и были направлены на защиту действительного права, но тем не менее относятся к самоуправству .

Учитывая, что юридические возможности должны гарантироваться нормами права, то право на самозащиту представляет собой конституционный правовой институт, где нормы конституции – это юридическая база для развития и совершенствования законодательства.

Конституционное право граждан на самозащиту, помимо позитивного понимания права, также может рассматриваться и в качестве субъективного права.

В целом, субъективное право характеризуется как конкретная возможность и действительная мера, "не только мера дозволенного поведения, но и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц" . Н. В. Витрук указывает на субъективное право личности как на социально обусловленную и гарантированную меру возможного поведения, которая определена нормами объективного права (конституцией, законами), в целях пользования материальными, духовными и личными благами, ценностями для удовлетворения собственных потребностей и интересов .

В общей теории права в содержание субъективного права включают такие правомочия лица, как право выбирать возможное поведение (совершать определенные действия или, наоборот, воздерживаться от действия и пользоваться социальным благом; требовать соответствующего поведения от других лиц; обратиться за содействием к государству . Думается, что это в полной мере можно отнести и к содержанию конституционного права на самозащиту. Субъективность обусловлена тем, что право граждан на самозащиту, как и другие права, закреплено в Конституции, федеральных законах и характеризует гражданина в качестве субъекта права. В этом проявляется одна из его важнейших особенностей. В юридической литературе в последнее время признается не только право на самозащиту, но и утверждается система прав, элементами которой являются: право на необходимую оборону; права, сопряженные с ситуацией крайней необходимости; право на самозащиту права; право на молчание; право на ложь и т.д.

Таким образом, многоаспектность конституционного права на самозащиту формирует следующее его содержание:

1. Конституция хотя и не содержит понятия "право на самозащиту", но наука конституционного права использует его как соответствующее содержанию ч. 2 ст. 45 Конституции, которая признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При этом основными в структуре права на самозащиту считаются следующие правомочия:

  • – беспрепятственно осуществлять любую разрешенную или допускаемую государством правомерную деятельность по самозащите нарушенных прав, свобод;
  • – требовать от всех других лиц прекращения актов поведения, препятствующих правомерной деятельности субъекта;
  • – обращаться в уполномоченные органы власти в случае создания препятствий;
  • – пользоваться "иммунитетом неприкосновенности" на самостоятельную правозащитную деятельность, не превышающую установленных законом пределов.
  • 2. Право на самозащиту не только обеспечивает реализацию других прав, но и само гарантируется и охраняется государством.
  • 3. Право на самозащиту взаимосвязано с другими конституционными правами тем, что, во-первых, является средством, обеспечивающим их реализацию; во-вторых, само право на самозащиту осуществляется посредством реализации других конституционных прав и свобод.
  • 4. Конституционные нормы являются определяющими и диктуют, в каком направлении следует развиваться законодательству других отраслей (конституционное право граждан на самозащиту особо влияет на гражданское, уголовное, административное, трудовое законодательство).

Итак, право на самозащиту – это субъективное право, состоящее из комплекса конституционных и отраслевых прав, законодательно предоставленных личности в целях защиты собственных прав и законных интересов, от незаконных решений и действий (бездействия) со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, а также незаконных действий других физических и юридических лиц.

В случае нарушения конституционных прав и свобод, вне зависимости от того, какие они (личные, политические, экономические, социальные или культурные), каждый гражданин имеет право прибегнуть к самостоятельной их защите любыми способами, не запрещенными законом. В таком случае право на самозащиту становится условием их реализации, и ценно не только само по себе, а как условие достижения благ, предоставленных другими правами и свободами. Следует также отметить, что для того чтобы гражданин активно проявлял себя для защиты своих прав и свобод, недостаточно просто законодательно закрепить данную возможность. Необходимо разработать систему действий рекомендательного характера, которую лицо могло бы использовать при возникновении соответствующей ситуации. В настоящее время в российском законодательстве не содержится четкого рекомендательного механизма реализации права. Отсутствие данной регламентации снижает эффективность реализации права па самозащиту.

  • Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 136.
  • Новак Д. В. Институт самозащиты в гражданском праве России досоветского периода // Журнал российского нрава. 2003. № 2. С. 143.
  • Микшис Д. В. Самозащита в гражданском праве России: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 13.

Защита прав и свобод - обязанность государства

Тема: «Конституционные гарантии, механизмы охраны

Лекция № 10.

и защиты прав и свобод человека»

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и граждани­на. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституцион­ным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия транс­формируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и сво­бод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и сво­бод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило за­крепляет обязанность государства различными правовыми сред­ствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре­гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регули­рование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Прези­дент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь меха­низм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.



Просмотров