Разбираемся в новом проекте закона о техосмотре. Какова же цена эл. диагностической карты

Напомним, что с 2012 г. проведение ТО передается от Госавтоинспекции частным организациям - операторам ТО, аккредитованным в профессиональном объединении страховщиков. Но до 1 января 2014 г. можно проходить ТО также в отделениях ГИБДД. Наличие талона ТО будет обязательно при заключении договора ОСАГО.

Согласно новым правилам пройти техосмотр можно в любом пункте ТО независимо от места регистрации автомобиля. Для проведения ТО автовладелец предъявляет паспорт (его представитель - еще и доверенность), свидетельство о регистрации транспортного средства или ПТС.

Жестко регламентировано время проведения ТО. Так, для легковых автомобилей продолжительность диагностики не должна превышать 30 мин., автобусов - 54 мин., грузовиков - 32-68 мин. (в зависимости от максимальной массы), мотоциклов - 10 мин.

По завершении процедуры автовладельцу выдается диагностическая карта с заключением о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Если все в порядке, оформляется талон ТО (или международный сертификат ТО).

Число процедур, которые проходит автомобиль на пункте ТО, несколько возросло (за счет детализации ряда из них). Исключены те, что напрямую не связаны с безопасностью машины. Например, не проверяется наличие аптечки, работа спидометра и тахографа. В то же время вводится проверка уровня шума выхлопной системы.


Правила проведения технического осмотра транспортных средств

(утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008) вступает в силу с 1 января 2012 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также за ее пределами.

2. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

3. Требования (включая параметры), предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении № 1.

4. При проведении технического осмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов.

5. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями № 1 и 2, а также организациями, указанными в части 7 статьи 32 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - операторы технического осмотра).

6. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее - заявитель), и оператором технического осмотра по типовой форме указанного договора, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.

7. Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.

8. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в сети Интернет и в удобном для ознакомления месте и виде в пункте технического осмотра текста Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящих Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора технического осмотра и пункта технического осмотра, номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в сети Интернет), актуальной информации о режиме работы пункта технического осмотра, информации о размерах платы за услуги по проведению технического осмотра, перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра, копии аттестата аккредитации (за исключением организаций, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), типовой формы договора о проведении технического осмотра, а также обеспечивают возможность предварительной записи на технический осмотр.

II. Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра

9. Для проведения технического осмотра заявитель обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства и представляет транспортное средство и следующие документы:

А) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);

Б) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.

11. В случае соответствия транспортного средства данным, указанным в представленных документах, и после его идентификации это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.

12. Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

13. Техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.

Основные технические характеристики и перечни средств технического диагностирования утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

14. Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий приводится в приложении № 2 к настоящим Правилам.

15. По завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме согласно приложению № 3, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.

Правила заполнения диагностической карты устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

16. При выдаче заявителю диагностической карты, содержащей заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, оператор технического осмотра оформляет и выдает заявителю талон технического осмотра или международный сертификат технического осмотра.

При выдаче заявителю диагностической карты, содержащей заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, талон технического осмотра или международный сертификат технического осмотра не выдается и такое транспортное средство подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с особенностями, установленными статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приложение № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств

Требования (включая параметры), предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий

Категории транспортных средств*(1)
* * * * * * * * L
I. Тормозные системы
1. Тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 51709-2001 Х Х Х Х Х Х Х Х -
2. При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 процентов и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25 процентов Х Х Х Х Х Х Х Х -
3. Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна - - Х Х Х Х - Х -
4. Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются - - Х Х Х Х - Х -
5. Подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускаются Х Х Х Х Х Х Х Х Х
6. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
7. Механические повреждения тормозных трубопроводов не допускаются Х Х Х Х Х Х Х Х Х
8. Наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
9. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны Х Х Х Х Х Х - - Х
10. Набухание тормозных шлангов под давлением, наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются Х Х Х Х Х Х Х Х Х
11. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа) - - Х Х Х Х Х Х -
II. Рулевое управление
12. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства (при его наличии на транспортном средстве) не допускается Х Х Х Х Х Х - - -
13. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается Х Х Х Х Х Х - - -
14. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия данных, установленных изготовителем, - следующих предельных значений: для транспортных средств категории * и созданных на базе их агрегатов транспортных средств категорий * и * - 10°; для транспортных средств категорий * и * - 20°; для транспортных средств категории * - 25° Х Х Х Х Х Х - - -
15. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно Х Х Х Х Х Х - - -
16. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается Х Х Х Х Х Х - - -
17. Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией транспортного средства Х Х Х Х Х Х - - -
18. На транспортных средствах применение устройств освещения и световой сигнализации определяется требованиями таблицы 6а ГОСТ Р 51709-2001 Х Х Х Х Х Х Х Х Х
19. Разрушения и отсутствие рассеивателей световых приборов не допускаются Х Х Х Х Х Х Х Х Х
20. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме Х Х Х Х Х Х Х Х Х
21. Углы регулировки и сила света фар должны соответствовать пунктам 4.3.4 - 4.3.11 ГОСТ Р 51709-2001 Х Х Х Х Х Х - - -
22. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускается*(2) Х Х Х Х Х Х Х Х Х
23. Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем и хотя бы одной форсункой стеклоомывателя ветрового стекла Х Х Х Х Х Х - - -
24. Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла Х Х Х Х Х Х - - -
25. Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны Х Х Х Х Х Х - - -
V. Шины и колеса
26. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее: для транспортных средств категории L - 0,8 мм; для транспортных средств категории * - 1,6 мм; для транспортных средств категорий * - 1 мм; для транспортных средств категорий * и * - 2 мм; для прицепов (полуприцепов) - та же, что и для тягачей, с которыми они работают; для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4 мм Х Х Х Х Х Х Х Х Х
27. Шина считается непригодной к эксплуатации в следующих случаях: наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 26. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину; Х Х Х Х Х Х Х Х Х
появление одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;
замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора
28. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
29. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов их устранения сваркой не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
30. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
31. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается Х Х Х Х Х Х Х Х Х
VI. Двигатель и его системы
32. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать следующим требованиям: для транспортных средств с бензиновыми двигателями - ГОСТ Р 52033; для газобаллонных транспортных средств - ГОСТ Р 17.2.2.06-99; для транспортных средств с дизелями - уровень дымности отработавших газов в режиме свободного ускорения не должен превышать значение коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН № 24-03, или на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, или установленных изготовителем, а при отсутствии выше указанных сведений - не должен превышать: 2,5 * - для двигателей без наддува; 3 * - для двигателей с наддувом*(3) Х Х Х Х Х Х - - -
33. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются Х Х Х Х Х Х - - Х
34. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны Х Х Х Х Х Х - - Х
35. Система питания транспортных средств, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична. У транспортных средств, оснащенных такой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе дата действующего последующего освидетельствования. Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования Х Х Х Х Х Х - - Х
36. Уровень шума выпускной системы транспортного средства, измеренный на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы на неподвижном транспортном средстве при работе двигателя на холостом ходу с частотой вращения 75 процентов от номинальной частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, не должен превышать следующих значений: для категорий * и * - 96 дБ А; для категорий * и * - 98 дБ А; для категорий * и * - 100 дБ А Х Х Х Х Х Х - - -
37. Транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида согласно таблице 10 ГОСТ Р 51709-2001. При отсутствии возможности обзора через задние стекла легковых автомобилей необходима установка наружных зеркал заднего вида с обеих сторон Х Х Х Х Х Х - - -
38. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла). В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий * - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем Х Х Х Х Х Х - - -
39. Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов Х Х Х Х Х Х - - -
40. Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается Х Х Х Х Х Х - - -
41. Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство должны быть работоспособны - - Х Х Х Х Х Х -
42. Запоры бортов грузовой платформы и запоры горловин цистерн должны быть работоспособны - Х - Х - Х Х Х -
43. Аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки должны быть работоспособны - - Х - Х - - - -
44. Аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны - - Х - Х - - - -
45. Транспортное средство должно быть укомплектовано звуковым сигнальным прибором в рабочем состоянии. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук Х Х Х Х Х Х - - Х
46. Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Должен быть обеспечен свободный доступ к аварийным выходам - - Х - Х - - - -
47. Должны быть установлены задние и боковые защитные устройства, позволяющие исключить попадание легкового автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия. Допускается отсутствие задних защитных устройств на транспортных средствах, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить установку соответствующих устройств. - - - Х - Х - Х -
Допускается установка боковых защитных устройств с отклонениями от установленных требований на транспортных средствах, конструктивные особенности и назначение которых не позволяют в полной мере обеспечить выполнение соответствующих требований.
К заднему защитному устройству предъявляются следующие требования:
по ширине устройство должно быть не более ширины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны; высота заднего защитного устройства должна быть не менее 100 мм; концы заднего защитного устройства не должны быть загнуты назад; задняя поверхность устройства должна отстоять от заднего габарита транспортного средства не более чем на 400 мм.
К боковому защитному устройству применяются следующие требования: устройство не должно выступать за габариты транспортного средства по ширине;
внешняя поверхность устройства должна отстоять от бокового габарита транспортного средства внутрь не более чем на 120 мм. В задней части на протяжении не менее 250 мм наружная поверхность бокового защитного устройства должна отстоять от внешнего края наружной задней шины внутрь не более чем на 30 мм (без учета прогиба шины в нижней части под весом транспортного средства)*(4)
48. Замок седельно-сцепного устройства седельных автомобилей-тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и автоматическая блокировки седельно-сцепного устройства должны предотвращать самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Деформации, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты, тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, трещины, разрушения, в том числе местные, или отсутствие деталей сцепных устройств и их крепления не допускаются - - - Х - Х - - -
49. Одноосные прицепы (за исключением роспусков) и прицепы, не оборудованные рабочей тормозной системой, должны быть оборудованы предохранительными приспособлениями (цепями, тросами), которые должны быть работоспособны. Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны крепиться к деталям тягово-сцепного устройства или деталям его крепления - - - - - - Х - -
50. Прицепы (за исключением одноосных и роспусков) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем. Деформации сцепной петли или дышла прицепа, грубо нарушающие положение их относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются - - - - - Х Х -
51. Продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача не допускается - - Х Х Х Х - Х -
52. Тягово-сцепные устройства должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается Х Х - - - - Х - -
53. К размерным характеристикам сцепных устройств применяются следующие требования: диаметр сцепного шкворня сцепных устройств полуприцепов технически допустимой максимальной массой до 40 т должен быть в пределах от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3 мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного устройства - от 50,8 мм до 55 мм соответственно; Х Х Х Х Х Х Х Х -
диаметр сцепного шкворня сцепных устройств с клиновым замком полуприцепов с технически допустимой максимальной массой до 55 т должен быть в пределах от номинального, равного 50 мм, до предельно допустимого, составляющего 49 мм, а полуприцепов с технически допустимой максимальной массой более 55 т - в пределах от номинального, равного 89,1 мм, до предельно допустимого, составляющего 86,6 мм;
диаметр зева тягового крюка тягово-сцепной системы "крюк - петля" грузовых автомобилей-тягачей, измеренный в продольной плоскости, должен быть в пределах от минимального, составляющего 48 мм, до предельно допустимого, равного 53 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли - 43,9 мм, до 36 мм соответственно;
диаметр шкворня типоразмера 40 мм беззазорных тягово-сцепных устройств с тяговой вилкой тягового автомобиля должен быть в пределах от номинального, составляющего 40 мм, до минимально допустимого, равного 36,2 мм, а диаметр шкворня типоразмера 50 мм в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до минимально допустимого, равного 47,2 мм. Диаметр сменной вставки типоразмера 40 мм дышла прицепа должен быть в пределах от номинального, составляющего 40 мм, до предельно допустимого, равного 41,6 мм, а сменной вставки типоразмера 50 мм - в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до предельно допустимого, равного 51,6 мм;
диаметр шара тягово-сцепного устройства легковых автомобилей должен быть в пределах от номинального, равного 50 мм, до минимально допустимого, составляющего 49,6 мм
54. Транспортные средства должны быть оснащены ремнями безопасности. Ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов: надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом; замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства; лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку); при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки) Х Х Х Х Х Х - - -
55. Транспортные средства должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки Х Х Х Х Х Х - - -
56. Транспортные средства должны быть укомплектованы не менее чем двумя противооткатными упорами - - - Х Х Х - Х -
57. Транспортные средства категорий * и N должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л, транспортные средства категорий * и * - двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен Х Х Х Х Х Х - - -
58. Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на транспортных средствах, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства - - Х Х Х Х - - -
59. На транспортных средствах, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться Х Х Х Х Х Х - - -
60. Транспортные средства технически допустимой максимальной массой свыше 7,5 тонн должны быть оборудованы надколесными грязезащитными устройствами. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин - - - Х - Х - Х -
61. Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема-опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом - - - - - - Х Х -
62. Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом - - Х Х Х Х - Х -
63. Механизмы подъема и опускания опор и фиксаторы транспортного положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении транспортного средства, должны быть работоспособны - - - - - - - Х -
64. Каплепадение, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту, масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается Х Х Х Х Х Х - - Х
65. На каждом транспортном средстве категорий M и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака. На транспортных средствах категорий L и O должны быть предусмотрены места установки одного заднего государственного регистрационного знака. Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и должно располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства

Примечание. Символ "Х" означает, что требование применяется к транспортному средству соответствующей категории. Символ " - " означает, что требование не применяется к транспортному средству соответствующей категории.

_____________________________

*(1) Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.

*(2) Требование, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия другим требованиям к внешним световым приборам. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на такие приборы, используемые на транспортных средствах других типов.

*(3) При проведении проверки соответствия требованию пробег транспортного средства должен быть не менее 3000 км. При меньшем пробеге проверка не проводится.

*(4) Требование, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется к седельным тягачам.

Приложение № 2
к Правилам проведения
технического осмотра
транспортных средств

Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий

Категория транспортного средства* Продолжительность технического диагностирования, мин
1. * 30
2. * 54
3. * 65
4. * 32
5. * 63
6. * 68
7. * 25
8. * 44
9. L 10

* Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.

Приложение № 3
к Правилам проведения
технического осмотра
транспортных средств

Диагностическая карта

Лицевая сторона

Оператор технического осмотра/пункт технического осмотра
Первичная проверка Повторная проверка
Регистрационный знак ТС: Марка, модель ТС:
VIN: Категория ТС:
Номер рамы: Год выпуска ТС:
Номер кузова:
СРТС или ПТС (серия, номер, выдан кем, когда):
Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра Требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
I. Тормозные системы 22. Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией 42. Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн
1. Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели 43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
2. Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям 23. Наличие стеклоочистителя и форсунки стеклоомывателя ветрового стекла 44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
3. Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения 24. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла 45. Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
4. Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер 25. Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей 46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
5. Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе V. Шины и колеса 47. Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением 26. Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям 48. Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов 27. Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации 49. Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой
8. Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода 28. Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес 50. Оборудование прицепов (за исключением одноосных и роспусков) исправным устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем 29. Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес 51. Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
10. Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания 30. Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес 52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
11. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов 31. Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями 53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
II. Рулевое управление VI. Двигатель и его системы 54. Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
12. Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса 32. Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям 55. Наличие знака аварийной остановки
13. Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе 33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания 56. Наличие не менее двух противооткатных упоров
14. Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении 34. Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива 57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
15. Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма 35. Герметичность системы питания транспортных средств, работающих на газе. Соответствие газовых баллонов установленным требованиям 58. Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе 36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы 59. Работоспособность механизмов регулировки сидений
17. Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией VII. Прочие элементы конструкции 60. Наличие надколесных грязезащитных устройств, отвечающих установленным требованиям
III. Внешние световые приборы 37. Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями 61. Соответствие вертикальной статической нагрузки на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) нормам
18. Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям 38. Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям 62. Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
19. Отсутствие разрушений рассеивателей световых приборов 39. Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей 63. Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор
20. Работоспособность и режим работы сигналов торможения 40. Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя 64. Соответствие каплепадения масел и рабочих жидкостей нормам
21. Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям 41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства 65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с требованиями

Оборотная сторона

Результаты диагностирования
Параметры, по которым установлено несоответствие Пункт диагностической карты
Нижняя граница Результат проверки Верхняя граница Наименование параметра
Невыполненные требования
Предмет проверки (узел, деталь, агрегат) Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника)
Примечания:
Заключение о возможности/невозможности эксплуатации транспортного средства
возможно невозможно
Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки: Повторный технический осмотр пройти до:
Дата:
Ф.И.О. технического эксперта
Подпись

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 “О проведении технического осмотра транспортных средств”

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения технического осмотра транспортных средств.

2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 32, ст. 3916);
раздел III изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1029);
пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 6, ст. 586);
пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 «О внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 20, ст. 1899);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 862 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 2, ст. 225);
пункт 2 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 106 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 971);
постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. № 908 «О внесении изменений в Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 47, ст. 6131);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 832 «О внесении изменения в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 42, ст. 5930).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

Читайте так же:

Власти страны создали проект поправок, которые будут внесены в закон о прохождении техосмотра. Новый проект ужесточает правила прохождения ТО с начала 2018 года.

Изменение правил техосмотра 2018

Технический осмотр своего транспортного средства не смогут пройти те, у кого на фарах имеется прозрачная или цветная пленка. Также если водитель сам установил в свое авто детали, которые не были предусмотрены производителем транспортного средства.

Если у автомобиля не имеется стеклоочистителя или стеклоомывателя, которые были предусмотрены конструкцией, техосмотр авто также не сможет пройти. Это же относится и к неоформленной установке газового оборудования в авто, а также изменения каких-либо инструкций.

После принятия, закон вступит в силу с марта 2018 года.

Контроль при прохождении ТО Ространснадзора

На данный момент техосмотр контролируется Российским союзом автостраховщиков (РСА). Работники ГИБДД не проверяют ТО, он будет необходим только при покупке полиса. Сейчас, не для кого не секрет, что многие пункты ТО и разные брокеры в открытую занимаются продажей диагностических карт без проведения осмотра авто.

После того, как все функции контроля будут переданы Ространснадзору, он будет проверять все пункты проведения ТО. В том случае, если они выявят продажу карт без проведения осмотра машины, его владельца оштрафуют на 100 тысяч рублей. Помимо этого вся необходима информация о данном пункте будет передана в РСА с целью лишения его аккредитации.

В свою очередь РСА выступили против внедрения данных поправок. Они предложили объединить всех операторов техосмотра в национальный союз, который будет контролировать РСА для нормализации работы техосмотра. Также они предложили предоставить МВД возможность штрафовать всех водителей у которых нет талона техосмотра.

Носить с собой постоянно талон техосмотра вовсе не обязательно, он будет необходим только во время оформления полиса ОСАГО.

Фото и видеосъемка проведения техосмотра

В Министерстве экономического развития также предложили внести поправки в закон о проведении техосмотра транспортных средств. Они выдвинули главное условие — делать фото и видеофиксацию самого процесса проведения техосмотра.

При этом на кадрах обязан быть зафиксирован государственный номер транспортного средства, а также место и дата проведения ТО. Толь это будет доказывать тот факт, что авто прошло проверку и водитель не приобрел у брокеров диагностическую карту.

Штраф за отсутствие техосмотра в 2018 году

Основываясь на новый законопроект, водителю будет предъявлен штраф за отсутствие техосмотра, размер которого будет составлять от 500 до 800 рублей. При этом право выписывать данный штраф будут иметь работники МВД.

Следует сказать, что на данный момент за отсутствие техосмотра могут оштрафовать только лишь водителей грузовых автомобилей, автобусов, которые занимаются перевозкой детей, легковых такси, грузовых автомобилей и других транспортных средств, которые предназначены для перевозки опасных грузов. Всеми ведомствами было поддержано данное постановление.

Некоторое время назад в Минэкономразвитии говорили о том, что главными причинами внесения данных поправок служит большой комплекс проблем. На данный момент увеличилось число водителей, которые не проводят технический осмотр своего транспорта, а приобретают диагностическую карту на специализированных пунктах.

Никто не задумывается о том, что его транспортное средство может быть неисправно и рано или поздно это приведет к поломке или того хуже — аварии.

В законодательстве не имеется пункта, который бы привлекал к ответственности за фальсификацию диагностических карт.

Минэкономики подготовило поправки в закон «О техническом осмотре» (ТО). Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам. Одновременно с этим вводится штраф в 800 руб. за управление автомобилем без техосмотра. Все это, считают в министерстве, необходимо для ужесточения контроля за водителями, которые ТО не проходят, а необходимые документы просто покупают.


На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств», подготовленный Минэкономики. Документ разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, сейчас он проходит стадию оценки регулирующего воздействия.

Планируется ввести ряд нововведений. Так, в частности, будет минимизирована возможность получить диагностическую карту без проведения техосмотра: для этого процедура осмотра должна будет сниматься на видео, съемка будет передаваться в базу данных. Выдаваемые по итогам процедуры диагностические карты становятся электронными, будут заверяться усиленной электронной подписью и также будут незамедлительно попадать в электронную базу данных (и хранится там в течение пяти лет). В закон также вводятся термины «диагностическая линия» и «передвижная диагностическая линия». Значительная часть функций по контролю операторов техосмотра переходит к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) - в частности, организация будет проверять пропускную способность диагностических линий пунктов ТО, вести базу данных ЕАИСТО (сейчас она находится в компетенции МВД) и реестр операторов.

Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам.

Для автомобилистов вводится штраф за управление автомобилем без техосмотра (либо если при проведении ТО были выявлены какие-то недостатки) - 800 руб. в случае фиксации нарушения автоматическими камерами. Будет ли применяться санкция при проверке документов инспектором - не уточняется. Усиливается ответственность и для операторов ТО. В случае непредоставления сведений в базу данных ЕАИСТО максимальный штраф для должностного лица может составить 10 тыс. руб. вместо нынешних 5 тыс. руб. В случае если оформлена диагностическая карта в отношении автомобиля, который не прошел осмотр, то впервые вводится штраф для должностных лиц на сумму до 10 тыс. руб. (сейчас наказываются только юрлица на сумму до 300 руб.).

Напомним, в 2012 году решением президента Дмитрия Медведева контроль над техосмотром был передан из ГИБДД в РСА. Основной аргумент, который тогда звучал: гаишники торгуют талонами ТО, никто техосмотр не проходит. В ходе реформы проверять машины доверили частным компаниям-операторам. Талоны техосмотра и штрафы были отменены, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис ОСАГО. Последствия такой реформы оказались не такими, как ожидалось. Диагностическую карту многие страховые брокеры продают прямо вместе с ОСАГО: доплатить нужно всего 500–1000 руб., машину показывать не надо, при этом процедура ее получения в обход ТО стала гораздо проще по сравнению с временами, когда техосмотр курировала Госавтоинспекция. Кроме того, по данным ГИБДД, после реформы аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти: c начала 2017 года количество ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей выросло на 20%, до 3,2 тыс. аварий.

В 2016 году РСА и ГИБДД предложили в качестве решения проблемы два разных варианта реформы ТО. МВД предлагало забрать у РСА функции по аккредитации операторов, передав их в Росаккредитацию. введя выездные проверки операторов с участием инспекторов ГИБДД. РСА же предложил схему с возвращением штрафа за отсутствие ТО, передачей из МВД в РСА базы данных по техосмотру и созданием российского национального союза операторов. Вариант страховщиков, судя по всему, и лег в основу законопроекта Минэкономики. По данным “Ъ”, ГИБДД свои замечания по поводу этого документа уже направила.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, РСА поддерживает введение фото- и видеофиксации процесса техосмотра. «Полагаем, что это поможет исключить посредников и мошенников из сферы. Те, кто проводит техосмотр, должны будут установить фотофиксацию и чуть позже - видеофиксацию, тогда нам в едином центре будет видно, прошла ли машина техосмотр или это фальсификация. Мы допускаем, что кто-то может использовать нечестные методы и мошенничать с такими правилами. Но предполагается, что транспортный надзор получает право внезапных проверок, а мы - регулярных. Соответственно, шансов на махинации будет меньше. Переход на новые процессы, полагаем, не потребует значительных усилий и затрат, потому что хорошие станции, на которые мы и опираемся, уже всем оснащены».

Документ уже широко обсуждается профессиональным сообществом - об этом можно судить по сводке предложений к законопроекту, опубликованной на regulation.gov.ru. «Считаем нецелесообразным передавать базу ЕАИСТО в ведение РСА,- пишет руководитель одного из операторов ТО в Челябинской области Владимир Куликов.- По нашему мнению, базу следует оставить в МВД, так как в МВД имеются специалисты по обслуживанию и устранению неполадок в кратчайшие сроки и расходы по обслуживанию и эксплуатации базы ЕАИСТО заложены в бюджет РФ».

« Электронная диагностическая карта - во сколько тысяч или миллионов рублей выльется для нас переоборудование пунктов, чтобы выполнить требования закона?

Пишет директор оператора в Калининградской области Людмила Попова.- Это снова породит массу фирм, которые помогут обойти мошенникам эти препоны. Второй отрицательный момент - это передвижные пункты. Это неприкрытая лазейка для мошенников, и об этом не раз говорили. Применение передвижек должно быть законом прописано только в случае, когда до стационарных пунктов технического осмотра более 50 км - и никак иначе. В противном случае у нас будут узаконенные блуждающие фантомы». «Зачем нужно было рушить налаженную систему проведения техосмотра? - недоумевает руководитель краснодарского ООО “Техавто” Константин Мясников.- Хотя бы базу не передавайте в РСА, пусть хоть что-то останется под контролем госструктур. Вовсе анархию в техосмотре устроить кто-то хочет».

Проект закона о техосмотре был внесен в Думу прошлым летом и захлебнулся: вместо положенного месяца согласования длились почти год. В пояснительной записке к тому проекту говорилось, что две трети талонов покупается: это, мол, пагубно влияет на безопасность дорожного движения, а новый закон избавит людей от очередей и коррупции, повысит безопасность - в общем, всем будет хорошо.

В конце концов закон приняли, но уже не тот: в итоговом варианте появилось «профессиональное объединение страховщиков», которое раньше вообще не упоминалось, а теперь оказалось, что именно оно техосмотром и займется. Законотворцы по-прежнему уверяют, что все изменения - на благо народа. Попробуем разобраться, кто именно и как этим благом будет распоряжаться.

Весной нынешнего года в Москве разогнали целое подразделение «коррумпированных» госинспекторов техосмотра, после чего многие пункты начали работать строго по правилам. Что-то типа итальянской забастовки. Очереди стали гигантскими, а цены на талоны «без очереди» возросли многократно. В мае пункты техосмотра перевели на круглосуточную работу, но было поздно: это нужно было делать еще в феврале-марте, ведь рост числа желающих пройти техосмотр был абсолютно предсказуем. Вскоре подоспела и реформа МВД, предполагающая сокращение личного состава и освобождение ведомства от «избыточных» функций. Добил же старую систему техосмотра президент Медведев, заявивший, что техосмотр в его нынешнем виде себя изжил, а новый должен стать беспроблемным.

Дума, естественно, устремилась выполнять поручение, однако ясности, что и как делать, не было: второе чтение закона переносилось трижды, и каждый раз это связывали со сложностями в согласованиях с администрацией президента. Теперь ясно, почему.

Первый вариант закона создал бы в России систему по образу и подобию той, что работает по всему миру. Главное место в ней заняли бы мастерские, объединенные в саморегулируемые организации, по двадцать пять в каждой. За МВД предполагалось оставить аккредитацию и разработку нормативной базы техосмотра, а объединения мастерских должны были создать специальные фонды и компенсировать из них убытки от ДТП, произошедших из-за ошибок при техосмотре.

Но оставлять контрольные функции за МВД не захотели, небезосновательно сославшись на коррупцию в рядах ведомства. И вот теперь техосмотром заинтересовались страховщики, причем с каждой последующей отсрочкой закона этот интерес усиливался. В итоге из недр Комитета Госдумы по транспорту вышел-таки «Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итак, пройти техосмотр можно будет в любом аккредитованном техцентре страны независимо от места регистрации автомобиля, а до 2014 года, как и раньше, еще и в «обычных» пунктах государственного техосмотра. Новые машины до наступления трехлетнего возраста от техосмотра освобождаются, а в дальнейшем порядок останется прежним: до семи лет осмотр будет проводиться раз в два года, затем - каждый год.

На устранение выявленных неисправностей будет по-прежнему отведено двадцать дней, однако при повторной проверке теперь нужно будет заплатить за диагностику конкретных узлов и агрегатов автомобиля - раньше «передиагностика» на одном и том же ПТО была бесплатной. Минимальный штраф за отсутствие талона о техосмотре составит 500 рублей (сейчас - от 300 до 800 рублей), причем наличие талона станет обязательным для заключения договора ОСАГО.

А вот проводить аккредитацию операторов техосмотра будет «профессиональное объединение страховщиков», то есть РСА - Российский союз автостраховщиков. И делать это они будут за деньги.

РСА был создан в 2003 году одновременно с принятием закона об ОСАГО - для защиты интересов страховых компаний и выплаты компенсаций в случае их банкротства. Со своей стороны, все страховщики, продающие полисы ОСАГО, обязаны быть членами РСА и платить взносы, на которые и содержится Союз.

Но зачем формально некоммерческой организации понадобилось контролировать техосмотр? Естественно, чтобы заработать! Нам видятся два пути. Либо будут созданы зависимые от РСА крупные сети операторов техосмотра (по 8-10 линий у каждого), которые и займут львиную долю рынка, либо, что более вероятно, в скором времени введут... Новый вид страхования!


Важная поправка к нынешнему мораторию на техосмотр: срок действия талонов техосмотра приравнивается к сроку действия ОСАГО, если полис истекает не более чем через шесть месяцев после талона. В данном случае талон ТО будет действовать не до конца марта, а до 22 апреля - то есть пройти очередной техосмотр нужно к моменту заключения нового договора ОСАГО

Важная деталь: из закона исчезло упоминание о взносах на возмещение ответственности операторов за некачественный техосмотр! Зато появился пункт «2г» статьи 29, разрешающий страховщикам требовать от операторов техосмотра возмещения страховых выплат по ОСАГО и КАСКО, если будет доказано, что авария произошла из-за дефекта, который не был выявлен в ходе предыдущего техосмотра. А раз так, то операторам предложат не рисковать, а застраховать свою ответственность перед самими страховщиками.

Отличный бизнес! Сейчас в России около 2500 линий техосмотра, а вскоре их число удвоится. Если за каждую линию заплатят хотя бы по 30 тысяч рублей в год страхового взноса (для хорошо загруженного пункта это меньше дневной выручки), то вот вам минимум 150 миллионов рублей ежегодно! Будет ли из этой суммы хоть что-то выплачено в связи с авариями, к которым привели неисправности, упущенные при проведении техосмотра? Может, особо настырным что-то и выплатят, но овчинка явно стоит выделки!

Что до обязанностей, то на РСА их возложено немного. Это аккредитация, внеочередные проверки пунктов техосмотра, учет бланков талонов ТО и формирование общедоступной базы данных об операторах. А ответственности и вовсе никакой: ведь РСА - это своего рода профсоюз, а сами страховые компании в законе не фигурируют. А если и понадобятся «крайние», то ими окажутся технические эксперты: к ним будут предъявляться особые квалификационные требования, которые разработает правительство. К слову, можно и самих экспертов от чего-нибудь застраховать.

В Германии, кстати, за все отвечает именно эксперт. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее образование и пройти двухлетние курсы обучения. Для экспертов определен минимальный уровень зарплаты, не зависящий от объема работ и количества выданных талонов.

Техосмотром в Германии занимаются одиннадцать крупных независимых организаций (TÜV, DEKRA и другие), причем их специализация - не только автомобили, а техническая инспекция чего бы то ни было! Эти же фирмы проверяют корабли, самолеты, аэропорты и многое другое. А небольшие техцентры могут лишь купить франшизу, то есть право под вывеской крупной компании проводить техосмотр, но саму наклейку на номерной знак выдает технический эксперт одной из этих одиннадцати компаний. При этом закон запрещает совмещать техосмотр с ремонтом автомобилей.

Теперь понятно, почему в других странах страховщики к техосмотру не допускаются? Технической экспертизой, тем более если речь идет о безопасности, должны заниматься специалисты, а не бизнесмены! Однако в нашем Минэкономразвития посчитали неправильным отдавать техосмотр крупным игрокам - мол, если уж забираем у МВД, то это должно стать делом малого бизнеса. При этом в МЭР будто забыли о том, что большинство нынешних пунктов техосмотра, - уже десять лет как ООО и прочие ИП: в Москве на пять государственных пунктов приходится 70 частных. А неужели страховщики - не крупные игроки? Судя по тому, что, вопреки мировой практике, они «подмяли» под себя систему техосмотра, еще какие крупные!

Как в точности будет выглядеть новая процедура техосмотра, не знает пока никто. Закон вступит в силу в 2012 году - правительству за оставшееся время предстоит утвердить требования к участникам процесса, РСА только планирует создать подразделение, ответственное за ТО, а желающие поучаствовать техцентры пишут бизнес-планы.

Успеют ли за полгода?

Обязанности

Ответственность

Возможность «заработать»

Исполнительная власть Установка правил проведения ТО Нет Страховое лобби
Требования к ПТО и экспертам
Установка правил оборота бланков талонов ТО
Расчет нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами ТО
Определение порога максимальной стоимости
Определение стоимости аккредитации ПТО
Страховщики Аккредитация ПТО Нет Плата за аккредитацию
Ведение базы ПТО Компенсации ПТО страховых выплат по ДТП из-за «плохого» ТО
Проведение проверок ПТО Возможное увеличение цены ОСАГО
Обеспечение ПТО бланками талонов, учет бланков Возможное страхование ответственности ПТО и/или экспертов
Пункты техосмотра Проведение ТО согласно правилам Выплата компенсаций страховщикам Плата за проведение ТО
Приведение оборудования и экспертов в соответствие правилам Потеря аккредитации при нарушениях Устранение неисправностей
Внесение сведений о техосмотре в единую базу данных Поиск и устранение фиктивных неисправностей

Александр Бурков,член Комитета Госдумы по транспорту:

Изначально наша инициатива заключалась в том, что техосмотр должен уйти из ГИБДД в частные руки, чтобы создать комфортные и прозрачные условия его прохождения. Самый первый законопроект был внесен на согласование в Думу еще в январе 2009 года. Главным противником тогда было МВД, заявлявшее, что техосмотр - не только вопрос безопасности, но и поиска угнанных автомобилей. Но мы подняли статистику и выяснили, что за 2007-2008 годы при прохождении техосмотра было выявлено не более 1,4% от общего числа угнанных машин. Даже при постановке на учет находят больше, до трех процентов.

Затем, при обсуждении законопроекта в администрации президента и правительстве, через депутатов от Единой России были внесены поправки о том, что контролировать и проводить аттестацию пунктов техосмотра будут страховщики. Замечу, что нигде в Европе чего-либо подобного нет: контрольные функции возложены на органы государственной власти или саморегулируемые организации различных форм.

Как один из разработчиков начального варианта этого закона я против передачи контроля в руки РСА. Все понимают, что для того, чтобы контролировать все аспекты техосмотра, им придется создать дополнительную структуру, нанять экспертов и так далее. И неизбежно все их издержки лягут на плечи обычных граждан - они войдут либо в цену техосмотра, либо в цену полиса ОСАГО. Но даже это - вывод коррупционных денег из карманов МВД. Кстати, сам закон проверку на антикоррупционность не проходил: Единая Россия совсем не стремится к этому.

Принятие закона в его нынешнем виде обусловлено тремя основными причинами: сильное страховое лобби, незаинтересованность государственных органов в сохранении контроля над техосмотром и отсутствие у российских автотехцентров объединения наподобие РСА.

И все же при очевидных минусах в законе есть положительные стороны. Помимо того что заметно увеличится количество пунктов, операторы техосмотра и автовладельцы наконец-то будут нести ответственность за попустительство при прохождении техосмотра, ведь до сих пор никто из них ни за что не отвечал. А при желании и сами автовладельцы смогут отсудить компенсацию у тех операторов, которые некачественным техосмотром спровоцировали аварию.

Что касается цены техосмотра - мы отталкиваемся от средней стоимости нормо-часа в Москве в 800 рублей и максимальной продолжительности в два часа. Прибавив сюда цену самого талончика, получим максимум - 2000 рублей. А в дальнейшем цену можно будет снизить, сократив перечень проверяемых узлов и агрегатов, - в данный момент ни Минфин, ни Минэкономразвития против этого не возражают.

Валерий, работник одного из московских пунктов технического осмотра:

На мой взгляд, все перемены - это лишь перевод колоссального денежного потока, связанного с техосмотром, из одного русла в другое, а именно - от МВД к страховщикам. Из того, что сейчас известно о будущем техосмотра, можно сделать вывод, что новый порядок не только не облегчит жизнь людей, но даже усложнит ее. Ведь если бы из-за коррупции на дорогах отменили ПДД - кому было бы легче?

Объясню. Во-первых, мораторий. Представьте: автомобили, чей талон кончается с мая по декабрь этого года и в следующем году, все разом поедут делать ТО. Помимо того что в начале этого года пункты не могли справиться с потоком машин, а половина талонов по-прежнему покупалась, в следующем году число желающих как минимум удвоится. А сколько будет пунктов? Как они будут работать? Сколько времени будет занимать осмотр? Неизвестно.

Второе. Сейчас в случае любых противоправных действий со стороны госинспектора на пункте техосмотра граждане могут написать заявление - и полетят головы. Но кто и за что будет отвечать при контроле со стороны страховых компаний? Учитывая нынешний порядок общения граждан со страховщиками (например, при получении страховых выплат), хорошего ждать не приходится.

Что же касается работы уже действующих пунктов техосмотра, мне видится, что их большая часть продолжит работу в старом режиме, ведь будет действовать переходный период, а мы по крайней мере знаем, что и как делать. В настоящее время проблем с трудоустройством специалистов нет, многие в продолжительных отпусках - отгуливают недели за работу без выходных весной. Кроме того, идет достаточный поток грузовиков и новых легковых машин, у которых нужно проверять хотя бы наличие огнетушителя и аптечки.


В силу большой загруженности стационарных пунктов техосмотра и сравнительной удаленности их от многих населенных пунктов стало целесообразным ввести в эксплуатацию передвижной пункт техосмотра. Он позволяет избавиться от загруженности стационарных пунктов ТО, ускорить процесс получения талонов ТО и сэкономить время водителей и специалистов. Поначалу такой пункт техосмотра, который прибывал на место работы, вызывал некоторое недоверие у водителей, привыкших к тому, что эта процедура всегда была долгой и трудной.

О компании

Наш пункт государственного технического осмотра находится по адресу: Московская Область, Щёлковский район, деревня Долгое Ледово, улица Центральная, дом 28 «Б» (Частная территория «Гепард») внесен в реестр Российского союза автостраховщиков № аккредитации 05376 и номером аттестата 425 от 7 марта 2012 года, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г.

Как открыть собственный пункт техосмотра автомобилей

В июле 2011 года был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации».

В соответствии с этим законом с 2012 года проведение технического осмотра, которым ранее занималась ГИБДД, было передано коммерческим организациям – независимым пунктам техосмотра. Они не только занимаются технической частью (проводят сам осмотр), но и оформляют все необходимые документы.

Техосмотр — вопросы и ответы

— С 1 января 2012 года в силу вступил закон № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствие с этим законом изменен порядок прохождения ТО. Обязанность прохождения ТО возложена на водителей транспортного средства.

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра на пункте инструментального контроля, получившими аккредитацию в установленном законом порядке.

Передвижной пункт технического осмотра законность

Операторы недовольны волокитой при получении аккредитации, не вполне продуманным регламентом процедуры, да и утвержденные тарифы считают заниженными; РСА возмущен тем, что мало того, что на него свалился колоссальный объем работы, Союзу постоянно выдвигают претензии в нечистоплотности и коррупции; прибавилось работы и ФСФР - ведомство вынуждено рассматривать бесконечные жалобы. К работе подключились также региональные прокуратуры и суды.

Просмотров