Производство по делам о гражданстве российской федерации. Органы, ведающие делами о гражданстве. Особенности повторных прошений

ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 №62-ФЗ

Глава VII. Производство по делам о гражданстве РФ

Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично, но возможно через почту или доверенного лица

3. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями.

Взимание государственной пошлины и консульских сборов

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

со дня рождения ребенка; со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Производство по делам гражданства РФ - процедура, которая проводится органом власти, который наделён для этого всеми требуемыми правами. Она направлена на установку либо остановку гражданства лица, находящегося в России. Жители страны получают гражданство автоматически во время появления на свет. Остальные же лица, которые живут в РФ, но хотели бы стать официальными гражданами, должны пройти целый комплекс действий.

Особенности процесса

В получение гражданства будет входить определённое количество требований, которые очень важно выполнить, что в совокупности станет значимым основанием для получения долгожданного официального подданства. Такие требования должны исполняться в обязательном порядке, при их невыполнении уполномоченный орган вправе отказать в установлении гражданства.

В законе о гражданстве РФ прописаны нормы как материального права, которые помогают решать ряд вопросов, так и административно-правовые нормы, которые устанавливают производство по делам гражданства. К ним можно отнести:

Принцип оформления и подачи заявления и остальных дополнительных сведений по вопросам гражданства будет напрямую зависеть от места проживания лица:

  • человек, который живёт на территории России, может подавать оформленное заявление в органы внутренних дел страны;
  • иностранные граждане подают написанное заявление и соответствующий пакет документов в дипломатические организации либо консульские органы РФ, которые располагаются за пределами России.

Приём заявлений, их рассмотрение и заполнение на территории России проводится органами внутренних дел страны по месту проживания лица. Также при этом иностранному гражданину либо лицу без гп нужно иметь подтверждённую регистрацию проживания.

В установленном Положении о порядке изучения вопросов гражданства РФ более подробно представлен список органов внутренних дел, которые могут принять на рассмотрение такой вид заявления. К ним можно отнести: министерство внутренних дел республики, центральное управление либо управление внутренних дел области, республики, города, автономии.

Правильно составленное заявление должен передавать сам заявитель, при наличии уважительной причины его представитель либо почтовое отделение. В этом случае на руках заявителя должно быть специальное документальное подтверждение причины. Подлинность подписи заявителя, соответствие копий документов, которые представляются совместно с заявлением, подлинность всех предоставляемых данных должна быть заверена у нотариуса.

Заявление по вопросам гражданства РФ должно быть оформлено согласно установленным правилам . Проставленная подпись заявителя признаётся наделённым на это правами лицом, которое ведёт дела о гражданстве России. Если заявитель неспособен самостоятельно подписать заявление по причине своей неграмотности либо какого-то физического отклонения, то документ может быть подписан другим человеком, официальность подписи которого также проверяется нотариусом.

За пределами России такая подпись ставится уполномоченным должностным лицом дипломатического представительства или же консульским учреждением РФ, которое располагается в другой стране.

Заявление о смене гражданской принадлежности ребёнка либо недееспособного гражданина должно составляться родителями либо другими законными отделениями по месту проживания человека либо по месту жительства ребёнка (недееспособного человека).

Заявление с просьбой сменить подданство должно быть составлено сразу в двух экземплярах (каждый из них на отдельном бланке) по форме, соответствующей основным правилам получения либо аннулирования гражданства РФ. Заявление об установлении подданства России по рождению либо усыновлению оформляется в единственном экземпляре на выданном бланке.

Бланк с заявительной частью должен заполняться от руки либо с применением компьютерной программы, пишущей машинки. При заполнении бланка запрещено применять специальные неизвестные сокращения либо аббревиатуры, а также зачёркивать и исправлять ошибки. Ответы на вопросы, которые находятся в самом бланке, должны быть полными и понятными. Текст заявления, который пишется от руки, должен быть максимально разборчивым и аккуратным.

При подаче заявления желающий получить гражданство должен представить должностному лицу специальные документы, которые подтвердят его личность, отсутствие либо наличие другого гражданства, а также место регистрации. Предоставлять документы, удостоверяющие гражданство и место проживания заявителя, не нужно в том случае, если эти сведения находятся в паспорте.

Не рассматриваются заявления о смене гражданства человека, которые были получены из-за его служебного положения, включая служебный паспорт, паспорт моряка и дипломатическое удостоверение. В случае смены фамилии гражданина, имени либо отчества в уполномоченный орган, который занимается рассмотрением гражданства РФ, нужно отнести копии заявлений о смене имени, отчества либо фамилии заявителя.

Совместно с заявлением в одном экземпляре нужно подготовить следующие документы:

При изменении гражданства ребёнка возраста старше четырнадцати, но младше восемнадцати, нужно получить его письменное согласие. Такое согласие может оформляться произвольно. Подлинность подписи ребёнка также проверяется нотариусом в присутствии самого ребёнка.

Уполномоченное лицо должно в обязательном порядке подробно рассказать заявителю, у которого есть дети, о нормах положения статьи 24 и 25 Закона о гражданстве и понять его мнение о смене подданства ребёнка.

Оригинал паспорта и вида на жительство после рассмотрения возвращается заявителю. Также копии остальных важных документов, которые представляются гражданином, должны быть удостоверены нотариусом согласно установленному законодательству.


Заявление должно быть написано на русском языке. Все дополнительные документы, которые передаются совместно с паспортом и составлены не на русском языке, предварительно нужно перевести. Верность переведённого документа и подлинность подписи переводчика будет проверена также нотариусом.

Заявление принимается на рассмотрение в день предоставления заявителем всех нужных и правильно оформленных документов с личной подписью и проставленной датой. Заявления и документация, которая оформлена неправильно, не принимаются и возвращаются пользователю обратно.

Сбор и предоставление миграционному органу поддельных документов либо указание информации, которая не соответствует действительности, является значимым поводом для отклонения запроса.

В законе о гражданстве РФ 1991 года существует два типа рассмотрения вопросов. Сюда можно включить:

  • в порядке регистрации (более простая схема оформления);
  • по ходатайству (во всех других случаях).

В порядке регистрации подаются заявления, которые совместно с собранной документацией рассматриваются соответствующими органами Министерства внутренних дел страны, за пределами РФ такими вопросами занимаются консульские учреждения.

Время рассмотрения дакументации не будет превышать шести месяцев, а ходатайства - девяти месяцев.

Вопросы, которые возникают при упрощённой схеме установления нового гражданства России по международным договорам, решаются по установленному российскому законодательству о гражданстве и существующему международныму договору.

При желании сменить подданство ребёнку либо недееспособному человеку при отсутствии родителя второй родитель может оформить произвольную форму заявления со своей подписью, которая проставляется в присутствии должностного лица, принимающего заявление.

Согласие заявителя либо другого человека на получение гражданства РФ в установленных законодательством случаях даётся в письменной форме, официальность всех подписей при этом утверждает также нотариус. Подлинность подписи заявителя, который живёт в другой стране, удостоверяется специальным должностным лицом с характерными обязанностями. Это лицо может представлять дипломатическую либо консульскую организацию РФ, которая будет находиться за пределами России.

Оформление заявления и указываемая в нём информация, а также предоставляемые для проверки документы и сведения будут приниматься на основе «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», в котором указывается, что заявление оформляется по форме, которая будет полностью удовлетворять всем остальным требованиям.

Существует положение, в котором перечислены все основные документы, представляемые желающим сменить гражданство. Они используются для определённой цели смены подданства.

Такая документация, предоставляемая заявителями (иностранцами, лицами без гражданства, которые достигли возраста восемнадцати лет и имеют дееспособность) при подаче заявления о приёме гражданства в РФ, должна в обязательном порядке включать в себя:


Контроль производства по делам гражданства Российской Федерации и информирование об этом Президента страны осуществляется ФМС и МИД России.

Информация о лицах, включая несовершеннолетних детей, в отношении которых принимаются решения о смене и получении нового гражданства по упрощённой схеме, вносится в специальные электронные базы данных по формам, которые устанавливает ФМС и МИД РФ. Указанная информация ежеквартально переходит в управление служб миграции, консульствам России, дипломатическим представителям.

Как вид конституционно-правовых производств производство по делам о гражданстве представляет собой урегулированную законодательством деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» и Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденным Указом Президента РФ, делами о гражданстве ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; принятие решения выхода из гражданства РФ в общем порядке. По данным вопросам Президент издает указы. Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу. Комиссия при Президенте структурно входит в состав Администрации Президента, рассматривает заявления о приобретении и прекращении гражданства. Компетенция Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что МВД и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а МИД - в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений по вопросам гражданства, проверка фактов и представляемых документов, направление заявления вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте, определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др. Законодательство в иных случаях допускает процедуры оформления и решения вопросов гражданства в упрощенном льготном порядке. Для решения вопроса о прекращении и приобретении гражданства в упрощенном порядке подается заявление; решение по этому вопросу принимается соответствующими органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ; оформляются решения заключением или представлением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под упрощенный порядок, оформляется заявление на имя Президента. Принятое им решение оформляется в виде указа; срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства и принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год. Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами РФ - в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство считается приобретенным или прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения полномочным органом. § 5. Проблема двойного (множественного) гражданства и ее решение в новом законодательстве Двойное гражданство - это предусмотренная законом возможность для гражданина России иметь гражданство иностранного государства. Двойное гражданство есть такое государственно-правовое состояние, при котором гражданин одного государства на законном основании приобретает гражданство другого государства. Получение гражданином РФ двойного гражданства возможно при условии: а) наличия договора со страной, гражданство которой намеревается приобрести данный гражданин, которым предусмотрена возможность приобретения двойного гражданства; б) обращения гражданина с ходатайством в полномочные органы РФ о предоставлении ему двойного гражданства; в) разрешения указанных органов о предоставлении данному гражданину права приобрести двойное гражданство. От двойного гражданства следует отличать понятие многогражданства. Это понятие получило свое распространение в связи с возникновением Европейского Союза, чему предшествовало подписание в Париже в 1951 г. шестью государствами Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), а также двух Римских договоров - о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). С экономической интеграцией объективно связана идея многогражданства. Многогражданство в этой связи означает возможность гражданина европейского государства - члена Европейского Союза иметь гражданство других государств - участников этого Союза. С целью упорядочения отношений, вытекающих из многогражданства, в 1963 г. была подготовлена и открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства. Конвенция предусматривала утрату гражданства одного государства после добровольного приобретения им гражданства другого государства, а также содержала указание на то, что лицам, имеющим гражданство двух и более стран и проживающим за пределами одного из государств, следует отказываться от одного из гражданств. Конвенция не получила значительного распространения среди европейских государств ввиду затруднения ее практической реализации. Многие европейские государства предпочли выступать в поддержку двойного гражданства. В 1997 г. была принята новая Европейская конвенция о гражданстве, которая не создавала препятствий для многогражданства, но и не требовала от государства признавать многогражданство как общий принцип. Конвенция предоставляла лицам, имеющим второе гражданство, равные права на территории проживания. Идея европейского гражданства наиболее плодотворно реализуется в гражданстве Европейского Союза, зафиксированном в положениях Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. Такое гражданство, как следует из данного договора, имеет субсидиарный или дополнительный характер по отношению к национальному гражданству государств. Из договора вытекает, что каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство. Права граждан Европейского Союза, содержащиеся в Договоре о Европейском Союзе, включают две их группы: 1) миграционные - право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории другого государства-члена, гражданином которого он является; 2) политические: право участвовать в голосовании и баллотироваться кандидатом на выборы в Европарламент; право избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных условиях с гражданами данной страны; право обращаться с жалобами в Европарламент и Уполномоченному по правам человека; право гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в Европейский Союз, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого государства - члена Европейского Союза. Европейское гражданство, таким образом, направлено на более гарантированное обеспечение прав и свобод граждан тех стран, которые входят в Европейский Союз.

И состоит из нескольких стадий производства.

Отдельно стоит заметить, что вышеуказанное Положение приобрело силу после подписания Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. От 03.09.2017) . Более того, именно специальным указом Президента выносится окончательное решение о смене, прекращении или приеме гражданства РФ. Любое рассмотрение производства по делам о начинается с подачи заявления.

В зависимости от статуса (иностранный гражданин или гражданин РФ) и целей, заявление, относящиеся к производству по делам подданства, заполняется и подается в по месту жительства гражданина:

  • В том случае, если лицо проживает в РФ на постоянной основе, заявление подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ответственного по вопросам внутренних дел.
  • В случае, если лицо проживает вне Российской Федерации и если оно не имеет места жительства на территории РФ, заявление подается в консульский отдел РФ или дипломатическое представительство, находящиеся за пределами РФ.

Подача заявлений

Заявление должно быть подано заявителем лично - за исключением случаев, когда заявитель не может явиться в связи с исключительными обстоятельствами. В таком случае допускается подать заявление по почте или через доверенное лицо. Чтобы это не помешало дальнейшему ходу дела, необходимо дополнительно, во-первых, документально подтвердить невозможность явиться лично, а во-вторых, заверить нотариально подпись и копии документов заявителя.

В соответствии с Федеральным законом N 151-ФЗ в ред. от 11.11.2003 , заявление о смене гражданства недееспособного лица или ребенка подается:

  • Родителями.
  • Иными законными представителями, оформленными по месту жительства заявителя, недееспособного гражданина или ребенка (подробнее в гражданстве РФ для детей рассматривалось ).

Если заявление подается иностранным гражданином, разрешения дел о гражданстве Российской Федерации осуществляются в полномочном федеральном органе исполнительной власти или в его территориальном органе.

Оформление документов

Статус носителя русского языка

В соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) , решение о признании лица носителем русского языка принимается по результатам собеседования со специальной комиссией. Понятие «Носитель русского языка», согласно вышеуказанному закону, подразумевает владение русским языком и повседневное его использование в культурной и семейно-бытовой сферах.

Данная процедура важна в ходе решения дел о . Признание иностранного гражданина носителем русского языка происходит по следующему основанию: если иностранный гражданин и/или его родственники по прямой восходящей линии проживают на постоянной основе или проживали ранее на постоянной основе в пределах гос. границы Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР.

Важно: временно пребывающим на территории РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства необходимо подать в комиссию заявление о признании носителем русского языка никак не позднее пятнадцати суток до момента истечения срока пребывания на территории РФ.

В том случае, если лицо уже приобрело статус проживающего в РФ, заявление о признании носителем русского языка подается не позднее, чем за три месяца до истечения срока его проживания на территории РФ.

Решение о признании или непризнании носителем выносится комиссией по результатам обязательного для каждого заявителя собеседования. Решение выдается лицу для последующей подачи заявления о выдаче ВНЖ или приема в гражданство РФ.

Законодательство не ограничивает срок действия решения комиссии. Более того, повторное собеседование недопустимо, если признание носителем русского языка уже было совершено ранее.

В случае, если лицо получило уведомление о непризнании статуса носителя русского языка, оно имеет право подать заявление заново в рамках возобновления производства, но не ранее, чем через год от даты выдачи уведомления комиссией.

Взимание государственной пошлины и консульских сборов

В случае положительного разрешения дела о гражданстве необходимо будет оплатить государственную пошлину. Сборы и пошлины производятся в размере и порядке, установленными статьей 333.28 Налогового Кодекса РФ . Так, например, по состоянию на 2018 год за выдачу российского паспорта за пределами РФ полагается налоговый сбор в размере 2000 рублей, а если за пределами РФ паспорт выдается гражданину РФ, не достигшему 14-летнего возраста, налоговый сбор составляет 1000 рублей.

Внимание: при отклонении заявления по основаниям, перечисленным в ст. 16 и ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) , консульские сборы и/или государственные пошлины не могут быть возвращены заявителю.

Сроки решения дел

Согласно ст. 35 Настоящего закона, на рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений о приеме или выходе из гражданства РФ, в случае, если рассмотрение происходит в общем порядке, дается срок до одного года - начиная от даты, когда были поданы заявление и все необходимые документы, оформленные положенным образом.


В случае, если рассмотрение заявлений и принятие решений производится в упрощенном порядке, максимальный срок сокращается до шести месяцев. Однако, срок сокращается еще больше в случаях, перечисленных в п.2 и п.7 статьи 14 настоящего Федерального закона - до трех месяцев рассмотрения.

В случае, если заявителю требуется только уведомление о возможности приема в гражданство РФ и принятия по нему соответствующего решения полномочным федеральным органом, рассмотрение заявления длится не более трех месяцев со дня подачи заявления и представления требуемых документов.

Повторный запрос

Гражданин, получивший отрицательное решение производства о подданстве Российской Федерации, имеет право обратиться с заявлением повторно, но не ранее чем через один год после вынесения комиссией первоначального решения. Однако в случае, если на решение комиссии повлияли обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, подача повторного заявления возможна без соблюдения вышеуказанного срока.

Более того, в случае, если заявителем или его представителем были замечены превышения должностных полномочий, отсутствие компетенции соответствующих органов/должностных лиц и т.п., решение комиссии может быть обжаловано в суде. Для этого требуется приложить к обжалованию максимально полный пакет документов, подтверждающих нарушение законодательства и вынесение неверного решения по вопросу о гражданстве Российской Федерации.

Дата приобретения или прекращения подданства

  • Настоящего закона регламентирует, что в определенных случаях лицо приобретает гражданство Российской Федерации с момента рождения.
  • Согласно статье 11.1 настоящего закона лицо получает гражданство с момента принятия им Присяги.
  • По статье 26 , частям второй и четвертой, оно также приобретается с момента удочерения или усыновления ребенка.

Внимание: лицо может только в том случае, если полномочные органы вынесли соответствующее решение. Во всех остальных случаях прекращение гражданства нелегитимно. Прекращение действия актуально с первого дня принятия полномочным органом соответствующего решения.

Исполнение решений


Таким образом, законодательство ясно сформулировало, как и какие именно нужно подавать документы, в какие сроки происходит рассмотрение и так далее.

Если подойти к процессу ответственно, подготовиться заранее и действовать по инструкции, проблем с не возникнет. Более того, ежедневно сотни и даже тысячи самых разных лиц получают решения от комиссии по вопросам на вышеуказанную тему. Это было бы невозможно, если бы законодательная база РФ не имела прозрачный и дружественный к мигрантам характер.


Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89, п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Он принимает решения по следующим вопросам: прием в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 г. утверждено Положение об этой Комиссии.

Как предусмотрено в Положении, Комиссия образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства и др. К ее компетенции относится также рассмотрение общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве, предоставлении политического убежища, российской паспортной системе.

Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые – принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые – за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т. е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения – не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств – не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

1). Паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный паспорт;
2). Дипломатический паспорт;
3). Служебный паспорт;
4). Паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
5). Удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ;
6). Свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве РФ родителей, одного из родителей или единственного родителя;
7). Свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа.



Просмотров