Признание государства как основание возникновения суверенитета. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения

Прежде чем говорить о потерянном суверенитете, а также о том, когда мы его потеряли, нужно разобраться с терминологией. В данной статье мы поговорим о том, что такое суверенитет, из каких элементов он состоит, и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.

Статья основана на публикации Николая Старикова о Дефиците Государственного Суверенитета с различными дополнениями и расширениями.



Итак, что такое суверенитет?

Суверенитет (от франц. souverainete — верховная власть) - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Важно понимать, что при любом объединении государство должно сохранить свой суверенитет.

Существует множество факторов, свидетельствующих о наличии суверенитета страны, но есть основные составляющие, без которых невозможно говорить о независимости и самостоятельности государства. Полный Государственный Суверенитет состоит из следующих элементов:


  1. Признание международным сообществом территории страны; наличие флага, герба и гимна.

  2. Дипломатический суверенитет - возможность проводить независимую международную политику.

  3. Военный суверенитет - возможность защитить своё государство от внешнего военного нападения. Это, пожалуй, самый важный показатель суверенитета. Если государство не может защитить себя, то это означает, что по отношению к нему более сильное государство может приводить в действие различного рода санкции и предъявлять любые требования. Зачем открывать банк, если не можешь его защитить от грабителей? Безусловно, в первую очередь государство должно позаботиться о своей безопасности.

  4. Экономический суверенитет - это верховенство во внутренних экономических делах и экономическое равноправие государств на международной арене. Если государство не может контролировать свою экономику, то её будет контролировать кто-то другой. И этот «кто-то другой» может в любой момент обрушить экономику страны, или сделать, например, страну сырьевым придатком другой страны, или оказывать давление на экономически зависимое государство - примеров можно привести массу.

  5. Юридический суверенитет - закрепление статуса суверенного государства в законодательной форме. По сути, отсутствие юридического суверенитета является следствием его потери в целом, но в качестве оценки суверенности государства юридическая составляющая является одним из самых главных показателей.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет - наличие собственной государственной идеологии, культуры. Идеология и культура самым тесным образом переплетаются друг с другом. Идеология формируется из культуры и наоборот. Как гласит Восточная мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». Если государство не имеет своей собственной идеологии, то обществу такого государства легко можно навязать чуждую культуру, и это может сыграть против самого государства.

Только при наличии всех шести факторов можно говорить о том, что государство является суверенным. На сегодняшний день Полным Государственным Суверенитетом обладают только три государства - Великобритания, США и Китай. Во всех остальных странах хотя бы один из видов суверенитета, но отсутствует. Россия, к сожалению, пока не относится к государству, обладающим полным суверенитетом. В данной работе мы выясним и увидим почему.

Давайте проведём небольшой экскурс в историю и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.


В 1952 г мы наблюдаем все шесть элементов суверенитета:



  1. Дипломатический суверенитет есть - возможность проводить независимую международную политику мы отстояли в Великой Отечественной войне;

  2. Военный суверенитет есть - СССР не отстает от противников;

  3. Экономический суверенитет есть - отменяются карточки, страна восстанавливается;


  4. Идеологический (культурный) суверенитет есть; песни, ценности и кумиры - все родом из России.

Вывод: СССР в 1952 г является полностью суверенным государством, курс власти направлен на развитие страны.


В 1980 г. один элемент суверенитета частично отсутствует:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть;

  2. Дипломатический суверенитет есть - страна имеет право проводить независимую международную политику;

  3. Военный суверенитет есть - СССР по-прежнему не отстает от противников;

  4. Экономический суверенитет есть - перебои с продуктами, но никто не голодает;

  5. Юридический суверенитет есть - юридически СССР является полностью самостоятельным государством.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет частично отсутствует. Не смотря на наличие собственной идеологии, общество начинает её игнорировать. Возникает волна погони за западными ценностями. Происходит это в силу многих причин. Во-первых, был наложен запрет на западную культуру, а запретный плод, как известно, сладок. Во-вторых, немалую роль в неприятии советской идеологии обществом сыграла её усиленная пропаганда. «Насильно мил не будешь» - и навязывание идеологии вызывало только отторжение у советского общества. В-третьих, отсутствовало развитие идеологии. Если какая-то отрасль в государстве перестаёт развиваться, то она начинает деградировать. Идеология не является исключением. Советская идеология уже давно изжила себя. Она никак не развивалась. Именно поэтому она начала ослабевать и на её смену пришла другая, чуждая нам - западная идеология, которая сыграла главную роль в распаде СССР уже в недалёком будущем.

Вывод: СССР в 1980 г. является суверенным государством, но наступает кризис идеологии.


В период правления М.С. Горбачёва (11 марта 1985 года — 24 августа 1991 года) идеологический суверенитет полностью утрачивается. Начинается так называемая «перестройка». Совершенно очевидно, что курс власти при Горбачёве был направлен на ликвидацию страны. Об этом свидетельствуют все «искусственные» реформы, проведённые Горбачёвым, начиная от антиалкогольной кампании и заканчивая подписанием Соглашения о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств. Да, сам Горбачёв не подписывал этого соглашения, но он подвёл страну к подписанию данного документа, а сам согласился с распадом СССР, что уже подпадает под статью 64 УК РСФСР «Измена Родине». До сих пор не дана юридическая оценка деятельности Горбачёва. 4 ноября 1991 года начальником Управления Генеральной прокуратуры СССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности В.И. Илюхиным было возбуждено уголовное дело в отношении президента СССР М.С. Горбачева «За измену Родине» по статье 64 УК РСФСР. Однако продолжения расследование уголовного дела не получило - бывший Генеральный прокурор СССР Н.С. Трубин, под давлением самого Горбачёва, отменил решение В.И. Илюхина о возбуждении уголовного дела.

Именно за свой «неоценимый вклад» в развал страны Горбачёв и получает Нобелевскую премию в 1990 году. По всей видимости, тогда уже было всё решено и ровно через год СССР прекращает своё существование. Известны и другие иностранные награды и премии, которыми отмечен Горбачёв: премия мира им. Альберта Эйнштейна (Вашингтон, июнь 1990), премия «Исторический деятель» (Вашингтон, июнь 1990), международная премия мира им.Мартина Лютера Кинга «За мир без насилия 1991 года» (Вашингтон, июнь 1990), премия «Фьюджи» (Италия, 1990) и др. Все эти премии были получены в течение полутора лет в качестве взятки. Есть и другие свидетельства получения взятки. В апреле 1991 года Горбачев получил от бывшего президента Южной Кореи Ро Дэ У чек на сумму 200 тыс. американских долларов, которые были изъяты в августе 1991 года следователями прокуратуры при осмотре его кабинета в резиденции президента. Горбачев под напором фактов признался Председателю КГБ Крючкову, что на тайной встрече с Президентом Ро Дэ У - получил взятку в 200.000 $, в чеках на предъявителя, за признание Южной Кореи. Об этом сам Крючков подробно рассказал в передаче Андрея Караулова «Момент Истины» (выпуск от 15.08.2011).

Горбачёв в одностороннем порядке значительно сократил вооружённые силы СССР, что существенно подорвало военный суверенитет страны.

Также очевидно, что Горбачёв не мог провернуть операцию по развалу СССР самостоятельно. Без помощи западных спецслужб здесь не обошлось. Чего стоит один полёт Матиаса Руста. Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, согласованной с Горбачёвым. Именно Горбачёв позаботился о том, чтобы Матиас Руст мог беспрепятственно долететь до Красной площади, где его уже ждали с выгодных точек 4 профессиональные телевизионные видео-камеры Betacam. Целью организации пролета Матиаса Руста до Красной площади было создание предлога для снятия руководства вооруженных сил Советского Союза, которое категорически противилось одностороннему разоружению нашей страны в пользу США.

Да и сами американские политологи не стесняются рассказывать о том, как США с помощью Горбачёва развалили СССР. Майкл Ледин (аналитик, советник администрации США) в своём выступлении, предлагая устроить революцию в Иране, между делом рассказал, как спецслужбы США победили СССР: «Вы все знаете, что многие годы я выступаю за демократическую революцию в Иране. Мне возражают, мол, это невозможно. Да ладно вам. Кто при Рейгане думал, что мы сломаем СССР? А ведь прошли какие-то 8 лет. И что нам понадобилось? Мы всего лишь взяли на зарплату их диссидентов и всё. Случилась демократическая революция и страна разрушилась. Если ж мы таким способом смогли свалить советскую империю, поддерживая какую-то горстку людей, выступавших за реформы, а этих людей по пальцам пересчитать можно было , кто может сомневаться, что мы обрушим Иранское правительство с таким же успехом »

Вывод: Можно найти множество других свидетельств о подрывной деятельности Горбачёва в отношении СССР. Но здесь главное не разоблачить Горбачёва, а показать, что политическая обстановка в стране в период правления Горбачёва была крайне нестабильна, потому что, во-первых, курс власти был направлен на разрушение страны, во-вторых, у СССР отсутствовал идеологический суверенитет, чем благополучно воспользовался Горбачёв и под прикрытием новой идеологии, имеющей название «перестройка», проводил антигосударственные реформы.

В период 1991-года по 1999 год у страны практически нет суверенитета, есть только международное признание:


  1. Признание, флаг, герб есть, а вот гимна у нас нет, есть только музыка.

  2. Дипломатического суверенитета нет. Варшавский блок распущен в 91-ом году. Россия теряет своих союзников один за другим.

  3. Военный суверенитет значительно потерян. Россия разоружается в одностороннем порядке и уже не может конкурировать на равных с США. Не смотря на наличие ядерного оружия, Россия не способна отразить не только внешнюю военную угрозу, но внутреннюю. Об этом свидетельствовала неспособность России справиться с терроризмом в первой чеченской войне. В результате были подписаны Хасавюртовские соглашения 1996 года о прекращении военных действий в Чечне . Согласно договору Чеченская республика должна была признаться субъектом международного права, выйдя из состава России в течение следующих пяти лет. А это означало, что другие республики, также как и Чечня, могли потребовать отделения от Российской Федерации. Именно подписание Хасавюртовских соглашений должно было стать завершающим этапом ликвидации России.

  4. Экономического суверенитета нет. Страна не может обеспечить себя ничем. Вся промышленность продаётся за гроши. Центральный банк отделён от государства. Рубль является производной от доллара - чтобы напечатать рубли, нужно купить доллары. Государство не может контролировать кредитную ставку. В 1993-м году ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации достигла рекордного показателя - 210%. Данный показатель можно смело назвать крахом экономической системы Российской Федерации. В 1995 Ельцин по требованию МВФ подписывает «Соглашение о разделе продукции». По этому закону российские месторождения природных ресурсов находились в международной юрисдикции. То есть огромное количество месторождений находились вне российской юрисдикции и деньги за добычу российской нефти поступали не в бюджет, а шли на счета западных банков и нефтедобывающих компаний. Деньги с добычи нефти шли в первую очередь британской компании Shell на её личные расходы, а если что-то оставалось, они отдавали России.

  5. Юридического суверенитета нет. В конституции и законах РФ мы наблюдаем статьи, которые свидетельствуют о потере суверенитета страны. Например, Статья 15 пункт 4 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. ». Т.е. это означает, что российское право встроено в международное право и международные законы главнее, чем российские. Таким образом, данная статья устанавливает прямое надгосударственное управление. Это всего лишь один пример. В последующих статьях мы рассмотрим более подробно законы, которые позволяют утверждать, что Россия юридически закрепила статус несуверенного государства.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. ». Мы активно перенимаем чужие ценности.

Вывод: В 90-е из признаков суверенитета в России был только флаг и герб. У нас даже гимна не было своего.


2013 год - многое восстановлено, но не всё:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть.

  2. Частичный дипломатический суверенитет - мы вынуждены торговаться и оглядываться на США;

  3. Военный суверенитет постепенно восстанавливается. Война в Чечне закончена. Территориальная целостность страны сохранена. Вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008 года показал, что уровень подготовки вооружённых сил России значительно выше, чем в 90-е годы. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком оружия в мире после США - к такому выводу пришли эксперты Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) при подсчёте экспорта вооруженной техники из России . Доля страны на рынке вооружений выросла, по их мнению, до 23%. В ближайшие 10 лет правительство потратит 22 трлн. рублей на переоснащение российских вооруженных сил , что ещё больше увеличит военный суверенитет страны.

  4. Экономический суверенитет частично восстановлен. В 2002-2004 г. В.В. Путин путём поправок отменил «Соглашение о разделе продукции». Нефтяная промышленность значительно возращена государству. Ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации на сегодняшний день равняется 8,25%, что является также слишком большим показателем и губительным для экономики страны, особенно в условиях кризиса, но всё же она не является столь катастрофически высокой, какой была в 90-е годы. Тем не менее, остаётся ещё множество нерешённых проблем. Россия по-прежнему остаётся сырьевым придатком запада. Центральный банк не принадлежит государству. Значительная часть крупного и среднего частного бизнеса оформлена в иностранной юрисдикции. Т.е. предприятие, будучи иностранной компанией, может находиться на территории РФ, но государство не может над таким предприятием осуществлять свой контроль.

  5. Юридического суверенитета нет. Законы, свидетельствующие об отсутствии суверенитета, никто не отменял. В следующей статье мы их рассмотрим более подробно.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.». Российская культура полностью копирует западную культуру: мы смотрим западные фильмы, слушаем западную музыку, эстрадные звёзды подражают западным звёздам, телевизионные передачи и сериалы сделаны на западный манер и т.д. Молодёжь мечтает уехать жить в США или Европу.

Вывод: Россия постепенно начинает восстанавливать суверенитет, но ей противостоит сильнейшее государство в мире - США. США до сих пор имеет существенное влияние на внутренние процессы России за счёт контроля российского бизнеса, кредитно-финансовой системы, СМИ, телевидения и т.д. Также большую роль играет отсутствие юридического суверенитета. Есть и другие рычаги управления Россией. Например, в декабре 2012 года в США приняли закон имени Магнитского, который позволяет арестовывать имущество и замораживать счёта за рубежом у любого гражданина Российской Федерации. Таким образом, с помощью данного закона руководство США может открыто оказывать давление на российских предпринимателей, чей бизнес оформлен за рубежом, а также на российских чиновников, у которых есть недвижимость и счета за рубежом.


Проанализировав политическую обстановку в России и в СССР в разные периоды, можно сделать вывод, что Россия значительно потеряла суверенитет после распада СССР. На сегодняшний день Россия достигла пика своего развития в условиях экономической оккупации США, и дальше страна уже не может развиваться без восстановления суверенитета. В то же время, если сравнивать политическую обстановку в СССР при Горбачёве и в России при Путине, то можно смело утверждать, что сегодня жизнь в России более стабильна, поскольку курс власти во главе с Путиным направлен на восстановление и укрепление суверенитета и на развитие страны, а именно эти задачи Владимир Путин поставил в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года , когда как курс власти во главе с Горбачёвым был направлен на ликвидацию страны. Но не все представители власти в России руководствуются позицией Путина. На многих чиновников, депутатов, госслужащих оказывается давление посредством того же самого закона имени Магнитского, кто-то добровольно служит США. Это могут быть не только госслужащие, но и российские предприниматели, которые спонсируют организации, продвигающие интересы США. Это и есть тот самый либеральный лагерь, который препятствует развитию страны. Таким образом, мы видим, что сегодняшняя власть разделена на 2 лагеря - патриотический лагерь во главе с В. В. Путиным, выступающий за восстановление суверенитета, и либеральный лагерь, принявший модель однополярного мира и вассально-зависимого государства в лице России. Именно от того, чей лагерь окажется сильнее и зависит политическая стабильность страны и именно о того, чей лагерь поддержит каждый из нас и зависит будущее страны.

Я выбираю лагерь Владимира Владимировича Путина.

А чей лагерь выберешь ты?

В завершении данной статьи хочу представить Вам запись прямого эфира радиостанции Fox News (20 апреля 2010 года), в которой обозреватель американского издания "The New York Post" Ральф Питерс дает характеристику работе Путина. Сам Ральф не в восторге от Путина, но он достаточно объективно даёт представление о том, что сделал Путин для страны. Послушайте, это интересно.

Меня часто просят выступить по внутренним проблемам нашей страны. Поскольку я имею геополитический склад ума, то смотрю на внутренние проблемы России через призму геополитики. И сегодня хотел бы изложить свое видение главной проблемы и то, как мне представляются пути ее решения.

Моя точка зрения такова:

Сегодняшние внутренние проблемы России, впрочем, как и вчерашние, являются прямым следствием потерей нашей страной полного государственного суверенитета.

Что такое Полный Государственный Суверенитет?

Он состоит из пяти суверенитетов:

1. Признание международным сообществом территории страны, флаг, герб и гимн.

2. Дипломатический суверенитет – возможность проводить независимую международную политику. Дружить с кем считаешь необходимым, враждовать с кем считаешь необходимым враждовать. Дружишь с Ираном и наплевать, что там у власти аятоллы. Даешь по морде зарвавшемуся агрессору и не важно, что это демократически избранный президент Грузии.

При наличии дипломатического суверенитета включаются объективные процессы, которые диктуют необходимость получения двух следующих суверенитетов. Ведь дипломаты в своей деятельности всегда считаются только с реальными фактами, а именно с военной силой и сильной экономикой.

Поэтому третьим и четвертым будут:

3. Военный суверенитет.

4. Экономический суверенитет

Пятый суверенитет, как показала наша история, самый важный. С его отсутствия и начинается путь в никуда.

5. Культурный суверенитет.

Только при наличии всех пяти суверенитетов можно говорить о наличии Полного Государственного Суверенитета.

Справедливости ради замечу, что очень малое количество государств в мире может гордо заявлять о наличии у него набора всех составляющих Полного Государственного Суверенитета. Их буквально по пальцам можно пересчитать. А обычная ситуация такова – есть флаг, есть президент. И все – на этом суверенитет, какой-нибудь «гордой и независимой» страны и закончился.

А теперь проведем маленький экскурс в нашу историю.

Что у нас есть в 1952 г.? Налицо все пять суверенитетов.

— Дипломатический суверенитет – возможность проводить независимую международную политику мы отстояли в Великой Отечественной войне;

— Военный суверенитет есть – СССР не отстает от противников;

— Экономический суверенитет есть – отменяются карточки, страна восстанавливается;

— Культурный суверенитет есть; песни, ценности и кумиры все родом из России.

В 1980 г. в наличии уже только четыре суверенитета

— Признание, флаг, герб и гимн есть;

— Дипломатический суверенитет – возможность проводить независимую международную политику есть;

— Военный суверенитет есть – СССР по-прежнему не отстает от противников;

— Экономический суверенитет есть – перебои с продуктами, но никто не голодает;

— А вот культурного суверенитета уже нет: все гоняются за импортными шмотками, жвачкой. Запад – властитель дум. Он считается передовым, а своя страна отсталым «совком».

Именно с потери культурного суверенитета и начнется трагедия России-СССР.

Сначала мы потеряли культурный суверенитет при Хрущеве-Брежневе, потом военный суверенитет при Горбачеве – вывод войск отовсюду, сдача Варшавского договора.

Как следствие этого сразу, буквально моментально, «ушел» экономический суверенитет. Карточки, талоны, жизнь страны на западные кредиты.

Последним мы потеряли дипломатический суверенитет. Когда судьба Ельцина- Горбачева- ГКЧП решалась в этом треугольнике не внутри страны, а за ее пределами.

Путч 1991 года – Беловежье – вот период потери дипломатического суверенитета.

А если ты потерял все – зачем тебе жить? И СССР исчезнет буквально несколько дней после того, как окончательно потерял остатки своей суверенности…

В 1992 г. у нас не осталось ничего, есть только международное признание.

Красивый флаг, герб и признание новых сильно урезанных границ нашей страны со стороны Запада;

— Дипломатического суверенитета нет – Россия сдает всех своих друзей за просто так, за спасибо и похлопывание по плечу;

— Нет военного суверенитета, мы разоружаемся в одностороннем порядке;

— Экономического суверенитета нет и в помине – страна не может обеспечить себя ничем, за сущие копейки продается вся промышленность;

— Культурного суверенитета нет: мы активно перенимаем чужие ценности.
К 1999 г. Россия практически полностью лишена своего суверенитета.

Остались лишь флаг, герб и признанная миром территория.

Именно этот пятый суверенитет и должен был быть отобран у нас после 1999 года.

Это распад России на мелкие государства, война и хаос.

Сигнал для этого сценария – вторжение Басаева в Дагестан.

Страна была полностью готова к сдаче. Но её не сдали…

Я утверждаю, что именно рубеж 1999 — 2000 г. это начало поэтапного восстановления Полного Государственного Суверенитета.

Процесс пошел в обратную сторону. То, что потеряли последним, возвращали в первую очередь. Все началось с восстановления дипломатического суверенитета. Это вторая чеченская компания. Право распоряжаться на своей территории самим, не взирая на мнение мирового сообщества.

В 2010 г. у нас есть:

— Признание, флаг, герб и гимн;

— Частичный дипломатический суверенитет, мы вынуждены торговаться;

— Военный суверенитет восстанавливается, медленно, но восстанавливается;

— Экономического суверенитета нет;

— Культурного суверенитета нет, Америка для части нашего населения манна небесная.

Мало? Да, мало. Но это движение в правильном направлении. А большинство критиков современной власти за 10 лет не сделали бы и этого, потому, что рассуждают в тепличных условиях курилок, кухонь и собственных кабинетов. В полевых условиях реальной политики, будучи умными людьми, они поступали бы также, либо невольно сыграли роль «полезных идиотов».

Поможет понять сегодняшнюю ситуацию простой пример.

Есть предприятие. Большое, огромное. Как у всякого предприятия у него есть хозяева. Раньше им был трудовой коллектив. Потом обманом, хитростью и насилием контрольный пакет перешел к зарубежным банкирам.

Они хозяева. Они управляют. Они решают, что и как на заводе происходить будет.

Но не сами же банкиры будут управлять предприятием? Нет. У них много собственности по всей планете. Сил не хватит, времени не напастись. Да и зачем все делать самим?

Есть у банкиров цели, есть задачи. Нужно, чтобы деятельность предприятия с ними совпадала. Вот и всего то. А как это будет достигнуто не так уж и важно. Банкиру -собственнику все равно, что происходит на заводе. Ему нет никакого дела до работающих людей. У него задачи вселенского, космического масштаба.

Для управления предприятием собственники практически всегда нанимают управленцев. Вот и банкиры поставили во главе завода управленцев. Эти ребята на этом заводе выросли. Они его любят и ценят. Здесь их матери и деды трудились. Он для них больше, чем источник экономической прибыли. И вот подфартило ребятам – такой карьерный рост им и не снился. Завод в их руках.

Через некоторое время управленцы престали делать то, что хотят собственники. Перестали соответствовать общему курсу. Потому, что им сказали предприятие обанкротить и раздробить. Оказалось, что управленцам уготовлена роль могильщиков.

А они не могут и не хотят этого делать.

Ошиблись банкиры-собственники с управленцами.

Все дали: деньги без счета будут, слава и почет.

Одно забыли – слово Патриотизм .

В их банкирских мозгах оно не укладывается, потому, что его деньгами и индексами не измерить.

После «директора» Ельцина на предприятие пришли новые управленцы.

Они оказались умнее, хитрее и патриотичнее своего предшественника. И не сдали родное предприятие. Когда сегодня говорят, что нынешняя власть готовится сдать страну, забывают о том, как Россия уже была готова к сдаче. И независимая Чечня, которую бы обязательно признали на Западе, начинала процесс распада державы в 1999 году. Режиссерам нашей драмы оставалось только изобразить дело так, что это признание является актом гуманизма и помогает остановить кровопролитие.

Сегодня мы наблюдаем борьбу руководителей России с ее закулисными владельцами.

Вопрос стоит так: либо у завода сменятся собственники, либо сменятся управленцы. Третьего быть не может. Управленцы уже у хозяев из доверия вышли. Они свой Рубикон давно перешли. И назад им хода нет.

Владелец завода под угрозой потери его вспоминает о трудовом коллективе, о котором он никогда и не думал. Он апеллирует к трудовому коллективу. Ты едешь на работу на трамвае, а директор на Мерседесе. Долой директора!

Помните лозунги «оппозиции»: Россия без Путина.

Это значит — смена управленца. Это лозунг хозяев. Это лозунг банкирского закулисья.

Поменять управленцев и влить предприятие в общий курс.

И не важно, что итогом будет его банкротство и закрытие.

Вот что происходит на самом деле.

А важные для рядовых рабочих вопросы ремонта в пятом цехе и покупки нового холодильника в рабочую столовую решать практически некогда. И незачем. Что толку в этой покупке, если есть опасность смены управленцев и прихода марионетки, которая улыбаясь, поведет завод к краху? Кто думает о судьбе предприятия, приобретет его только после решения основополагающих вопросов.

Как избавиться от Дефицита Государственного Суверенитета?

Как же восстановить Полный Государственный Суверенитет?

Выход всегда там, где и вход.

Нынешний мир имеет финансовую организацию. Нынешние цепи состоят не из железа и оков, а из цифр, валют и долгов.

Сегодня нас держат за самое болезненное место – за рубль.

Как раньше зримым результатом поражения были вражеские солдаты в наших городах, так теперь зримым результатом поражения в них является вражеская, ничем не обеспеченная валюта.

Когда нашему суверенитету угрожали вражеские солдаты, мы противопоставляли им свою русскую армию.

Сегодня мы чужой, ничем не обеспеченной валюте, должны противопоставить свою русскую валюту.

Нашей целью должен быть Полный Государственный Суверенитет России.

Нашем сегодняшним оружием должна быть Национализация Рубля.

P.S. В следующей статье я изложу свою точку зрения на Национализацию рубля.


Теория суверенитета формировалась вместе с идеей национального государства. Она первоначально разрабатывалась во Франции на рубеже средних веков и Нового времени в борьбе монархии против папы римского и Священной Римской (германской) империи, а также против феодальной раздробленности. Она была призвана помочь королю утвердить свою единоличную власть в пределах национального государства. Важным этапом в этом процессе явилось царствование Филиппа Красивого, который в своей борьбе против папы Бонифация VIII противопоставил римскому теократизму принцип суверенитета королевской власти,
основанного на национальной самостоятельности. Идея национальной государственности одержала блестящую победу над римско-католическим универсализмом в XVII в. в борьбе англиканской церкви Великобритании с папством за свою самостоятельность. Приоритет в разработке идеи государственного суверенитета принадлежит публицисту периода религиозных войн Ж. Бодену, который считал, что суверенитет является основополагающим знаком государства. По его мнению, государству принадлежит вся полнота власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит. Государство образуется тогда, когда разрозненные члены сообщества объединяются под единой высшей власть т.е. суверенитетом. Те пертурбации и бедствия, которые пережила Франция того времени, привели Бодена к мысли о необходимости концентрации власти в руках централизованного государства. Политическая и социальная стабильность, утверждал он, требует, чтобы в любом государстве была верховная или суверенная власть, не ограниченная в своей юрисдикции и несменяемая. По Бодену, суверен не обладает неограниченной властью над личностью и собственностью своих подданных. Он подчинен ограничениям, налагаемым естественным законом и обычным правом. Но ни то, ни другое не может быть приведено в действие обществом Юридически суверена нельзя низложить или противодействовать ему. Либо правитель независимого государства обладает абсолютной властью, подчеркивал Боден, либо он подчинен какой-либо другой власти, например сословиям или группам, которые являются в таком случае суверенами. Развивая эту традицию, Т. Гоббс утверждал, что государство получает свою законность или легитимность, своего рода мандат на преодоление состояния войны всех против всех в результате соглашения между членами догосударственного сообщества людей Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. Проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в ряду человеческих сообществ, союзов, коллективов. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевают, что все другие коллективы - общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. - занимают подчиненное по отношению к нему положение. На данной территории нет власти выше государственной. Здесь она суверенна над всеми другими властями. Как отмечал П.И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах "не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею". Государство есть субъект права, и в качестве юридического лица его правозаконность основывается на коллективности, неделимости той территории, на которой живет это коллективность. Церковь, например, обладает той или иной формой власти и авторитетом, но она не является государством. Так, католическая церковь по всем признакам представляет собой организованную коллективность, она обладает верховной властью в делах веры, располагает администрацией, построенной по иерархическому принципу, но не связана с определенной территорией. Как подчеркивал Л. Дюги ,
...характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории.
С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Суверенная власть не зависит от какой-либо иной власти, наоборот, все остальные власти зависят от нее, берут свою легитимность от нее. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Государство может быть только суверенным. Суверенитет - основополагающий критерий государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суверенитет определяет само бытие государства. Он призван обеспечить унификацию, единение, самоопределение и функционирование властной системы, и служит критерием различения государства от догосударственного состояния. Суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми людьми, обитающими на национальной территории и являющимися как гражданами, так и не
гражданами данного государства. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство внешних сил во внутренние дела страны.
Следует отметить, что такое жестокое определение суверенитета, восходящее к Т. Гоббсу, в XIX и особенно XX в. в ходе ожесточенных дискуссий подверглось более или менее значительной модификации. Тезис о неограниченности был в некотором роде смягчен демократизацией общества и политической системы, в результате чего власть государства была ограничена властью и влиянием общественных организаций и ассоциаций: профсоюзов церкви, заинтересованных групп и т.д. Особенно серьезной корректировке идея суверенитета, как будет показано ниже, подверглась в странах с федеративным устройством. Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определенном смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает некоторой формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все и соответственно все должны ему подчиняться. Как справедливо подчеркивал Б.П. Вышеславцев ,
...закон есть первая субстанция власти. Все великие властители и цари были,прежде всего законодателями (Соломон, Моисей, Юстиниан, Наполеон). В законе и через закон власть существенно изменяется: она перестает быть произволом и становится всеобщеобязательной нормой.
Идея закона прошла длительный путь эволюции. В античности закон рассматривался скорее как выражение политической власти, нежели ее ограничение. Но в последовавших за античностью варварских королевствах закон представлял собой унаследованный от предков обычай, который никто не вправе изменить. Функция королей состояла не в том, чтобы издавать законы, а в том, чтобы осуществлять их: и законы связывали королей не в меньшей степени, чем их подданных. Эта идея была развита в концепции естественного права, сформулированной стоиками и христианскими мыслителями в конце периода античности. По утверждению христианских теологов, мир - это творение высших сил, всевышнего, и соответственно все его творения, в том числе и люди, связаны его волей, которая проявляется отчасти через откровение, как оно интерпретируется церковью, отчасти с помощью естественного разума. В средние века, таким образом, короли были подотчетны трем различным формам права: божественному закону, естественному праву разума и обычному праву страны. Причем законы представляли собой не продукт, а источник законной власти, и любой суверен, который нарушал их, рассматривался как тиран, а не как законный правитель. Уже со времен античности все настойчивее пробивала себе дорогу мысль, что власть или государство должны служить народу, а не наоборот. Так, еще Аристотель говорил, что семья как общественная структурная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие реальности должны приспосабливаться к государству, а, наоборот, государство должно приспосабливаться к ним. Эта мысль получила дальнейшее развитие на рубеже средних веков и Нового времени. В 1574 г., т.е. через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда были уничтожены тысячи гугенотов, Т. Беза опубликовал анонимно работу "О правах властителей по отношению к своим подданным", где по сути дела было сформулировано положение, ставшее одним из основных в теории общественного договора. В начале работы Беза поставил вопрос: следует ли подчиняться властителям так же безоговорочно, как воле божьей? Отвечая на этот вопрос отрицательно, Беза обосновывал мысль о том, что если короли несправедливы и нарушают божественные заповеди, то народ вправе не подчиняться им. Не народы существуют для правителей, а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха.
Считая, что верховная власть - не продукт естественного права, а некий исторический факт, Г. Гроций утверждал, что она представляет собой результат добровольного договора, заключенного людьми "ради права и общей пользы". Само учение о народном суверенитете предполагает, что, поскольку всякая власть исходит от народа, за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Этот тезис используется почти во всех современных либерально-демократических теориях политики и политических систем.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами. Государственный суверенитет предполагает наличие единого правового пространства.

Признание народа в качестве источника всей власти является выражением народного суверенитета, означающего, что народ не делит свою власть ни с кем, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Ни одна власть в государстве не может возвыситься над народом. Народный суверенитет означает полновластие народа, сосредоточение в его руках политических и экономических средств, дающих ему реальную возможность участия в управлении делами общества и государства.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.

Ученые-конституционалисты утверждают, что между различными видами суверенитета существует связь и поэтому они находятся в единстве, но в то же время нельзя отрицать, и существование большого числа специфических черт, следовательно, справедливо выделение трех видов суверенитета – народного, государственного и национального.

ВОПРОС 4.Политическое и международно-правовое значение обретения суверенитета.

Международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочных выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отношений, а также с наличием общественных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства и, как правило, не подлежащих международно-правовому регулированию. Международное право отсылает в таких случаях к правилам национального права.
В свою очередь, национальное право вынуждено считаться с наличием международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве, и, когда это возможно, отсылать к таким обязательствам или, чаще, трансформировать их в нормы своего национального права.
Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.
Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

ВОПРОС 5. Признаки суверенного государства.

Признаки суверенитета Республики Беларусь проявляются в:

Верховенстве;

Единстве;

Независимости.

Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции).

Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть.

Независимость проявляется в том, что государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет свою территорию (ст.9 Конституции). В стране имеются собственные действующие вооруженные силы, существует институт гражданства (ст.10 Конституции), денежная и финансово-кредитная системы. Символами государства являются государственный герб, гимн, флаг.

Суверенитет (верховная власть) - верховенство и независимость власти.

Различают:

А. Суверенитет государственный - реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики, неотъемлемое свойство и условие правосубъектности на международной арене.

Суверенное государство обладает монопольным правом решать свои дела, обеспечивая независимость и территориальную целостность различными способами. Суверенитет государства является полным и исключительным.

Б. Суверенитет национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В. Суверенитет народный – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Основы конституционного строя Республики Беларусь определены в разделе 1 Конституции РБ. Согласно определению, данному в статье 1 Конституции РБ, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Таким образом, Республика Беларусь с точки зрения государственного устройства является:

Унитарным (единым) государством, т.е. государством не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.

Демократическим государством, т.е. государством, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности.

Социальным государством, т.е. ответственным за существование общества, обеспечивающим достойное существование человеку и его развитие на принципах социального равенства.

Правовым государством, т.е. государством, в котором существует конституционный строй: принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).

Еще по теме 3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое.:

  1. 40.Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в составе унитарного государства.
  2. 11.4. Современное Российское государство: характерные черты и особенности
  3. Особенности возникновения государства у различных народов
  4. Конституционные и международно-правовые стандарты социальной политики государства (Россия и зарубежные страны)
  5. Глава II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
  6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств
  7. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство
  8. Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций. Оформление конституционной монархии (начало XX в. - октябрь 1917 г.)


Просмотров