Регистрационный паспорт машиноместа. Постановка на кадастровый учет и регистрация, как важный этап оформления в собственность машиноместа. Какая организация осуществляет регистрацию собственности — способы подачи документов, сроки оформления

С 2017 года машино-места на парковках можно зарегистрировать в собственность как отдельный объект недвижимости

«Народный гараж» (Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев)

С 1 января 2017 года владельцы машино-мест в подземных паркингах в домах, а также отдельностоящих гаражных комплексах их регистрации как самостоятельного объекта недвижимости. Ранее россияне не могли выделить машино-места в подобных локациях в отдельные объекты недвижимости (в Гражданском кодексе не было термина «машино-место»), они оформлялись в долевую собственность. Однако данное нововведение не касается парковочных мест во дворах, на обочинах дорог или наземных стоянках.

Продать такой объект можно было исключительно с письменного согласия всех остальных собственников парковки либо оформив дарственную на долю. С присвоением машино-месту владельцы могут зарегистрировать право собственности, что даст им возможность продавать, дарить и менять объекты без оглядки на соседей.

Еще один из минусов оформления в собственность помещений по старым правилам — постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на машино-место как на нежилое помещение. «Однако такая схема также имела недостатки для собственников. Например, в Москве ставка налога на имущество физических лиц в отношении машино-мест и гаражей составляет 0,1% от кадастровой стоимости объекта, в случае с нежилыми помещениями — 0,5%. Таким образом, собственник парковочного места, оформленного в качестве нежилого помещения, вынужден был платить больше», — рассказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы девелоперской группы компаний «Пионер».

Как зарегистрировать машино-место по новым правилам, разобралась редакция «РБК-Недвижимости».

Как зарегистрировать место на парковке в собственность

Так как машино-места признаны самостоятельным объектом недвижимости, теперь используется стандартная процедура их регистрации . Собственник или застройщик подает заявление о постановке машино-места на учет и регистрацию права собственности на него, прикладывает технический план и правоустанавливающие документы, выплачивает госпошлину.

Для регистрации нужны документы, подтверждающие право на парковочное место. Это может быть договор долевого участия (ДДУ), соглашение о купле-продаже, дарственная и т. п. Затем владелец машино-места должен пригласить кадастрового оценщика, который составит технический план и поставит объект на кадастровый учет. После этого необходимо предоставить правоустанавливающий документ и технический план в офис Росреестра в любом многофункциональном центре Москвы, отправив почтой или в электронном виде, также можно заказать выезд специалиста для оформления всех документов.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина с физических лиц 2 тыс. руб. Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости осуществляются в срок от 5 до 12 рабочих дней.

Особенности оформления

Единственная особенность оформления — определение границ машино-места. «В связи с тем что у большинства парковочных мест отсутствуют ограждающие их стены, предусмотрена специальная процедура, согласно которой границы машино-места определяет кадастровый инженер на основании проектной документации построенного объекта и указывает эти данные в техническом плане. Непосредственно в паркинге границы машино-места могут обозначаться путем нанесения на поверхность пола разметки краской или с использованием наклеек», — поясняет представитель пресс-службы девелоперской группы компаний «Пионер».

Машино-место должно соответствовать заданным габаритам: минимальные размеры автостоянки — 5,3 х 2,5 м, максимальные — 6,2 х 3,6 м. В случае несоответствия машино-места этим параметрам Росреестр может отказаться его регистрировать, так что, возможно, придется обратиться в суд, предупреждает управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

В управляющей компании «ВК Комфорт» приводят пример: застройщик ЖК «Мичурино» находится в стадии ликвидации и не успел провести регистрацию машино-мест в собственность. «В данном случае вопрос можно решить только в судебном порядке, — утверждает директор по правовым и жилищным вопросам УК «ВК Комфорт» Николай Яценко. — Около 500 владельцев не смогли оформить собственность на машино-места в паркинге и обратились к нам с просьбой помочь зарегистрировать права на недвижимость». Подобная ситуация и в новом ЖК «Северный парк»: застройщик не ввел в эксплуатацию парковку. «Сейчас, по сути, нет объекта недвижимости и невозможно получить и зарегистрировать кадастровые документы на объект. Эту проблему дольщиков также помогает решать управляющая компания жилого комплекса», — уточняет Николай Яценко.

Машино-места в Москве

С начала реализации программы правительства Москвы по внедрению платных парковок на улицах города приобретение машино-места вместе с квартирой стало более актуально, отмечают риелторы компании «Метриум Групп». Сегодня, по их данным, такая возможность есть практически во всех новостройках Старой Москвы, в том числе и в сегментах эконом- и комфорт-класса. Собственного подземного или отдельно стоящего паркинга нет менее чем в 5% столичных жилых комплексов, реализуемых на первичном рынке Москвы.

Стоимость машино-места в массовом сегменте новостроек Москвы начинается от 310 тыс. руб. Ценовой максимум в 2016 году в компании «Метриум Групп» отмечен в двух проектах: клубных домах на Арбате и «Плотникоff» — 20,14 млн руб.

«По статистике, на сегодняшний день парковочное пространство для своего автомобиля в столице приобретает как минимум каждый второй покупатель жилья в бизнес-классе, а в элитном сегменте этот показатель достигает 100%, — говорит управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. — При этом машино-места пользуются спросом не только в дорогих проектах, но и в массовом сегменте: в зависимости от жилого комплекса от 30% до 50% покупателей квартир эконом- и комфорт-класса приобретают места для стоянки машин».

С нового года изменился статус машиноместа, оно стало самостоятельным объектом недвижимости. Владельцы долей в построенных до этого паркингах могут выделить свои машиноместа из общей собственности.

Еще недавно, приобретая место в подземном паркинге под жилым домом, покупатели получали долю в нежилом здании, в состав которого входили машино-места. Понять, где именно находится купленная стоянка, было невозможно. А если машино-место требовалось продать, для этого нужно было письменное согласие остальных владельцев мест в паркинге.

С 1 января 2017 года машино-место стало самостоятельным объектом недвижимости. В новых паркингах у них есть свои собственные номера и четко установленные границы. Покупатели могут полностью распоряжаться стоянкой, не получая на это ничьего разрешения. Вместе с тем у собственников долей в построенных до этого момента комплексах появилась возможность выделить свои машиноместа на паркинге и оформить на них собственность.

Как пояснили в Росреестре, если машино-место отвечает необходимым требованиям, каждый участник общедолевой собственности имеет право выделить свою долю, установить ее границы и в соответствии с федеральным законом № 218-ФЗ зарегистрировать собственность на машиноместо.

«Для того чтобы выделить машиноместо из общей собственности и зарегистрировать на него право, получать согласие остальных участников долевой собственности не требуется, при условии что владелец доли сможет предоставить в Росреестр соглашение сособственников или решение общего собрания, которое определяет порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общедолевой собственности», — рассказывает начальник отдела регистрации ипотеки, регистрации долевого участия в строительстве, регистрации прав на объекты нежилого назначения Управления Росреестра по Красноярскому краю Наталия Зайцева.

Порядок оформления машиноместа в собственность

Процедура оформления собственности на машиноместо регламентирована законом № 315-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс». Статья 6 этого закона гласит: для того чтобы выделить место как самостоятельный объект, нужно установить его границы. Для этого владельцам долей нужно обратиться к кадастровым инженерам, которые подготовят технический паспорт объекта и нанесут границы машино-места в паркинге, чтобы его можно было идентифицировать. Границы обозначаются при помощи краски или с использованием специальных наклеек.


Какие документы нужны для регистрации машиноместа?

Для оформления собственности на машиноместо собственник должен подать в Росреестр или многофункциональный центр заявление о регистрации права собственности на машиноместо, приложив к нему либо соглашение всех сособственников, либо решение общего собрания, определяющее порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 16 федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и составляют 5-12 рабочих дней с даты приема заявления на кадастровый учет и государственную регистрацию прав. Размер госпошлины за регистрацию права собственности установлен Налоговым кодексом РФ и составляет для физических лиц две тысячи рублей.

Когда Росреестр откажет в регистрации машиноместа(парковки)?

Обязательное условие для оформления собственности — машиноместо не может быть меньше или больше, чем установленные для него размеры. Предельные параметры машиноместа определены в приказе Минэкономразвития РФ № 792, вступившем в силу с 1 января 2017 года. Минимальный размер машиноместа — чуть больше 13 квадратных метров (5,3 метра в длину и 2,5 метра в ширину), максимальный — 22,5 квадратных метра (6,2 метра в длину и 3,5 метра в ширину).

Далеко не все машиноместа можно оформить в собственность. До сих пор размеры машиномест в паркингах в проектной документации устанавливались в зависимости от класса автомобилей, которые на таких стоянках планировалось размещать. Поэтому в паркинге могут быть запроектированы машиноместа для малолитражных автомобилей длиной 3,7 метра и шириной 1,6 метра. Если границы нового машиноместа совпадают с границами других помещений или машино-мест либо площадь машино-места не соответствует требованиям законодательства, Росреестр в регистрации откажет.

С нового года столь дорогие сердцам автолюбителей машино-места превратятся в полноценные объекты недвижимости. Их можно будет на законных основаниях оформлять в личную собственность, а главное совершенно легально дарить, продавать и передавать по наследству. "Российская газета" решила прояснить у специалистов детали, а заодно поинтересоваться, как обстоит дело с машино-местами во дворах новостроек и в какую сумму обходится владельцам авто "место под солнцем".

Машин сейчас так много, что находить для них "место под солнцем" очень непросто. Фото: Максим Шеметов / ТАСС

Что может считаться машино-местом

Прежде всего законодатель объяснил, что он считает машино-местом и какими признаками, по его мнению, оно должно обладать, объясняет адвокат Олег Сухов, руководитель "Юридического центра адвоката Олега Сухова", глава "Гильдии юристов рынка недвижимости".

По норме Градостроительного кодекса РФ машино-место - это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах в обязательном порядке должны быть зафиксированы в Росреестре.

Если проанализировать эту новеллу, то можно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом - домом, зданием или постройкой. Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами.

Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен. Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж.

С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен. Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек.

Заложу, продам, подарю

С 2017 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений. Такой участок в любом случае - объект недвижимости.

Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. - Прим. ред.). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является. Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны изначально содержать информацию обо всех его машинных местах без исключения. Кстати, на техплане они будут изображаться в виде простых геометрических фигур. Кроме того, каждое машино-место получит свой кадастровый номер.

Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то им не стоит беспокоиться. Если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

Новости для дольщиков

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом дольщикам. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и так далее. Теперь такие судебные акты исключены. Более того, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно даже согласия остальных участников на выдел доли.

Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекратит свое существование с выходом последнего участника. С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее.

Подводя итоги

Если внимательно изучить все новеллы, то можно понять, что они просто узаконили сложившуюся практику и оборот машино-мест. Их и так раньше продавали, закладывали, арендовали. Впрочем, на легальной основе совершались сделки только с огороженными местами. Теперь же законодатель ввел в гражданский оборот и неогражденные участки. Новый закон предусмотрел обязательное внесение сведений о машино-местах и их границах в госреестр недвижимости. Ну и наконец, он позволил дольщикам парковок, являющихся частью здания, получить свои доли в натуре.

С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые никак не связаны со зданиями и сооружениями. Но рано или поздно законодателю придется вернуться к этому вопросу.

Место под солнцем

Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома. Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина.

В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру.

В элитном и премиум сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами, существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест. В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе - на автомобили класса D, а в элитном сегменте - на автомобили класса E.

Цена вопроса

Стоимость машино-места зависит от локации и класса проекта.

По данным аналитического и консалтингового центра EstaTet, в массовом сегменте в Москве средняя цена машино-места составляет 1,6 миллиона рублей, минимальная - 300 тысяч рублей, максимальная - 4 миллиона рублей.

При одновременной покупке квартиры и машино-места есть шанс получить на него скидку от застройщика

В бизнес-классе средняя цена составляет 2,7 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена - 1,165 миллиона рублей, максимальная - 5,1 миллиона рублей.

В более дорогих сегментах средняя цена - 4,8 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена составляет 2,5 миллиона рублей, максимальная - 8,8 миллиона рублей.

При покупке доли паркинга одновременно с квартирой можно рассчитывать на внушительные скидки, - отмечает генеральный директор "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина. - Сейчас разные застройщики могут предлагать скидки от 30 до 50 процентов. Если же клиент покупает сначала квартиру, а потом уже место для машины, но все же до сдачи его в эксплуатацию, он может рассчитывать на скидку порядка 10 процентов".

Если говорить о Москве и области, то обычно такие акции практикуют в проектах Подмосковья, где проблема с местами для автомобилей стоит не так остро, как в столице, и аудитория менее платежеспособна, добавляет Юлия Сапор, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.



Просмотров