Причины подростковых преступлений. Доклад: Причины подростковой преступности. Минусы правоохранительной сферы

Социально-экономические проблемы, с которыми в последние годы вновь столкнулось российское общество, оказали негативное влияние и на уровень преступности. Инфляция, безработица, отсутствие жизненных перспектив в малых городах и селах - все эти факторы еще с 1990-х годов влияли на уровень преступности в постсоветской России. Современная российская преступность не только растет, но и молодеет. Новый всплеск молодежной и подростковой преступности - тревожный фактор. Он свидетельствует о глубоких кризисных тенденциях в жизни российского общества. В 2015 г. детская и подростковая преступность в России выросла на 5 %. Этот достаточно внушительный показатель роста в Министерстве внутренних дел Российской Федерации связывают с последствиями экономического кризиса. Во время одного из своих выступлений министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев подчеркнул, что непростая экономическая ситуация и отсутствие должного внимания и контроля являются негативными факторами, непосредственно влияющими на уровень подростковой преступности в стране.

Периоды экономических кризисов всегда негативно сказывались на общем состоянии преступности. Типичным примером массовой криминализации российского общества стал послереформенный период 1990-х гг., вошедший в историю страны как «лихие девяностые». Именно это время кинорежиссер и политик Станислав Говорухин назвал «Великой криминальной революцией». В 1990-е годы российское общество столкнулось с небывалым всплеском преступности, который объяснялся сразу несколькими факторами: 1) экономическим кризисом, вследствие которого происходило резкое обнищание населения; 2) социальным коллапсом, заключавшимся в росте количества безработных, распространении алкоголизма и наркомании и прочих негативных тенденций; 3) разрушением советской идеологической системы, в том числе и в сфере образования и воспитания подрастающих поколений; 4) влиянием западной массовой культуры в ее худших проявлениях, с культом денег, силы, секса, власти и т.д. Однако в действительности проблемы роста молодежной и подростковой преступности были значительно глубже. Постсоветская молодежная и подростковая преступность брала начало именно в советском периоде отечественной истории, а становление первых наиболее крупных и жестких группировок происходило тогда, когда еще существовали и партийные, и комсомольские структуры, более того - они находились в расцвете возможностей и влияния. Именно в 1970-е - 1980-е гг. началось формирование «районных» молодежных группировок, некоторые из которых на рубеже 1980-х - 1990-х гг. трансформировались в самые настоящие организованные преступные группировки.

Забайкалье - самый криминальный регион России

На самом деле, процесс криминализации советской молодежи начался еще раньше - в послевоенный период, и был связан как с высокой долей беспризорных детей и детей, росших без отцов (феномен «безотцовщины» послевоенного поколения), так и с прошедшими после войны и в середине 1950-х гг. амнистиями, в результате которых из тюрем и лагерей вышли на свободу вчерашние заключенные. Многие из них осели в тех же местах, где отбывали заключение. Так сформировались районы повышенного проживания криминогенного контингента. Одним из них является Забайкалье. В Совете по правам человека при Президенте Российской Федерации недавно озаботились ситуацией, сложившейся в ряде регионов Восточной Сибири. Михаил Федотов, глава Совета по правам человека, даже заявил, что проблема криминализации молодежи Забайкалья станет главной для Совета в наступившем 2016 году.

Обывательское мнение рисует самыми преступными регионами России Северный Кавказ, «Ростов-папу», Москву, «бандитский Петербург». Но сотрудникам правоохранительных органов, анализирующим общее состояние преступности в Российской Федерации, хорошо известно, что наиболее криминогенные регионы страны находятся как раз в Восточной Сибири - Иркутская область, Забайкальский край (образован в 2008 г. в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа), Тыва, Бурятия, Алтайский край. Здесь очень высокий уровень преступности, в том числе и подростковой, а многие преступления поражают своей жестокостью и бессмысленностью. Сказывается не только экономическое положение данных регионов, но и богатые традиции взаимодействия с криминальным миром. Ведь именно в Забайкалье и Восточную Сибирь еще с царских времен ссылали и отправляли на каторгу не только политических противников режима, но и обычных уголовных преступников.

Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры края Евгений Синельников еще 23 октября 2015 г. сообщил, что забайкальские подростки в среднем совершают в 1,5 раза большее количество преступлений, чем их ровесники в Москве. И это при том, что в Забайкальском крае проживает всего 1 082 633 человек, что примерно в 10-12 раз меньше, чем в Москве. В соответствии с докладом Росстата о социально-экономическом положении в стране, опубликованном в 2016 г., по итогам минувшего 2015 года Забайкальский край стал самым преступным регионом России - здесь совершается 3 069 преступлений на 100 тысяч человек. Забайкальскому краю уступают Бурятия и Республика Коми, но высокий уровень преступности также наблюдается в Красноярском крае, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях, Тыве, Хакасии. Кстати, Тыва, Хакасия и Республика Алтай входят в число самых пьющих регионов Российской Федерации. Уровень злоупотребления алкоголем также безусловно сказывается на масштабах преступности, включая и преступления, совершаемые молодыми людьми и подростками. Следует отметить, что и само Забайкалье не однородно в плане уровня подростковой преступности. Так, наиболее высок удельный вес подростковой преступности в Балейском (20,2%), Петровск-Забайкальском (14,4%), Шилкинском (14,1%), Борзинском (12,1%), Хилокском (11,6%), Краснокаменском (11,1%) районах Забайкальского края. По мнению полиции, к основным причинам высокого уровня преступности на территории Забайкальского края относятся социально экономическая ситуация, рост употребления алкоголя, неблагополучные ситуации в семьях подростков, низкий уровень эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях. Крайне высок уровень преступности и в Тыве. Как правило, значительная часть насильственных преступлений здесь совершается на почве алкогольного опьянения, но поскольку регион является одним из наиболее пьющих в России, количество опасных преступлений здесь зашкаливает. Местные жители называют молодежные банды «хирургами» - за то, что они готовы пустить в ход ножи, отбирая сотовый телефон или незначительную сумму денег. Столица Тывы город Кызыл, если исходить из количества убийств на 100 тысяч человек, занимает одно из первых мест в Российской Федерации и смело может считаться одним из наиболее криминогенных городов страны.

Заговорить о небывалом размахе подростковой преступности в Забайкалье Совет по правам человека заставило весьма показательное событие, произошедшее в ночь на 2 февраля 2016 г. в небольшом городе Хилок - административном центре Хилокского района Забайкальского края. Здесь группа из пятерых учащихся местной коррекционной школы-интерната, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, напала на местное отделение полиции. Полицейские предпочли не стрелять по несовершеннолетним, а забаррикадировались в помещении отдела. Подростки разбили камеры видеонаблюдения, покуражились над полицейским автомобилем, а затем скрылись - и то после того, как полицейский все же выстрелил несколько раз в воздух из табельного . Вскоре в полицию доставили 15 учащихся школы-интерната, среди которых были опознаны все пятеро участников нападения. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье УК РФ «Хулиганство». Это происшествие достаточно наглядно показывает уровень безбашенности и наглости молодежной полукриминальной среды в Забайкальском крае. Впрочем, иногда, отчаявшись получить поддержку со стороны правоохранительных органов, местные жители начинают разбираться с юными преступниками самостоятельно. Так, 29 января 2016 г. в селе Новопавловка Петровск-Забайкальского района, который граничит с Хилокским районом, отцы нескольких учеников, ставших объектами вымогательств со стороны членов местной подростковой группировки, вывезли начинающих «бродяг» за село и хорошенько побили. Об этом происшествии сообщили местные средства массовой информации. По полученным от учителей местной средней школы сведениям, эти подростки участвовали в деятельности криминальной группировки и неоднократно совершали правонарушения.

Именно детские дома, коррекционные школы, интернаты становятся настоящими «инкубаторами» подростковой преступности. Что говорить, контингент там учится непростой - дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляли алкоголем и наркотиками. Часто такие дети знакомы с нравами преступной среды буквально с пеленок, вдобавок ко всему имеют психические отклонения, обусловленные, в том числе, и последствиями образа жизни родителей. После окончания 9-го класса средней школы их переводят из детских домов для продолжения обучения в профессиональные училища, однако там многие вчерашние детдомовцы окончательно теряют рамки дозволенного - не посещают занятия, хулиганят, терроризируют сокурсников. Средства массовой информации сообщают и о возрождении в Забайкальском крае системы молодежных группировок с собственным «общаком», ориентированных на верность «воровским понятиям» и объединяющих подростков и молодых людей, решивших вступить на путь криминальной деятельности. Судя по всему, именно вчерашние детдомовцы и стали основным ядром сформировавшихся в Забайкальском крае подростковых группировок. Забайкальские средства массовой информации неоднократно сообщали, что в местных образовательных учреждениях происходят поборы «на общак», которыми облагают всех учащихся, вне зависимости от возраста. Сдавать деньги на нужды группировки заставляют даже первоклассников. Несогласные платить подвергались издевательствам и избиениям со стороны участников группировки. Как сообщают местные СМИ, полученные в школах средства члены группировки затем отправляли на зоны в виде передач - чай, сигареты, сахар, средства связи, алкоголь, наркотики, которые нелегально проносились в колонии, покупались, в том числе, и на деньги забайкальских школьников. Сбор общака является подтверждением существующей тесной связи между подростковыми группировками и взрослым криминальным миром.

Еще один пример подтверждения ориентации на взрослый криминальный мир - распространение на детей и подростков принятой в исправительных учреждениях иерархии. Известно, что в детских домах региона существует градация, напоминающая иерархию мест лишения свободы. Также есть авторитеты, пацаны, основная масса воспитанников, «шестерки» и «опущенные». Последняя категория становится жертвой издевательств, с ней никто не хочет общаться, причем воспитатели часто оказываются не в состоянии защитить воспитанников от издевательств со стороны более агрессивных ровесников. Отметим, что речь часто идет о совсем маленьких детях - так, в средствах массовой информации приводился отвратительный случай «опускания» четырехлетнего мальчика. Первыми об этом случае написали журналисты читинской газеты «Вечорка». Выяснилось, что долгое время местные ответственные структуры бездействовали и не предпринимали реальных шагов в направлении защиты маленького мальчика от преступных посягательств. Впрочем, под угрозой оказываются и взрослые. Так, в феврале 2013 г. группа учащихся одного из профессиональных училищ Читы, находившихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, организовала дебош и массовые беспорядки в общежитии училища. Пьяные подростки заперли в комнате одну из воспитательниц, фактически взяв ее в заложники, после чего полицейским пришлось штурмовать общежитие и освобождать женщину. Забайкальские журналисты сообщают о существовании в регионе целой молодежно-подростковой полукриминальной сети, называющей себя «АУЕ» и ориентирующейся на идеологию криминального мира. По сути дела, это даже не единая группировка, а конгломерат группировок и одиночек, придерживающихся мировоззренческих и поведенческих установок криминальной среды.

С 2012 г. рост преступности наблюдается и в соседней с Забайкальем Иркутской области. Здесь количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 24%. При этом официальная статистика не учитывает количество преступлений, совершаемых детьми в возрасте до 14 лет, поскольку они еще не могут считаться, в соответствии с российским законодательством, субъектами преступления. Тревожным фактором выглядит увеличение количества рецидивных преступлений, что может быть связано с утверждением представлений о безнаказанности среди подростков и молодых людей, а также об осознанном стремлении некоторых из них совершать преступления и делать карьеру в криминальном мире - за неимением иной социально-позитивной альтернативы.

Эти группировки напоминают те, что существовали в 1980-х гг. во многих городах и населенных пунктах Советского Союза. Впрочем, эксперты говорят, что реальная ситуация в сфере интересов молодежи и подростков в Забайкальском крае с тех времен практически не поменялась. «Уличные подростки» как ориентировались на определенную модель поведения и вполне конкретные ценности, так и продолжают соблюдать криминогенные установки. Более того - в современном информационном обществе криминальная ориентированность определенной части подростков находит отражение даже в виртуальном пространстве. В социальных сетях создаются страницы, группы и сообщества, пропагандирующие преступный образ жизни, мировоззрение и ценности уголовной среды. Подавляющее большинство подписчиков этих страниц - молодые люди и подростки, часто - практически дети. Похоже, что в ряде регионов России возрождается опасный феномен «моталок» - молодежно-подростковых группировок, получивших особое распространение в СССР накануне его распада.

Казанский спрут

Период 1980-х гг. стал временем расцвета молодежных и подростковых группировок в Советском Союзе. Казань, Тамбов, Курган, Люберцы… Эти города впоследствии дали название могущественным криминальным группировкам, выросшим как раз из молодежных и подростковых сообществ, организованных по принципу проживания по соседству. Именно в рядах молодежных группировок начинали свою криминальную карьеру многие виднейшие авторитеты преступного мира, чьи имена впоследствии вошли в отечественную криминальную историю в связи с многочисленными переделами сфер влияния и разборками «лихих девяностых». Именно молодежные группировки выступали в качестве «кузницы кадров» для взрослой организованной преступности, поставляя в ОПГ боевиков и киллеров. В молодежных группировках культивировались понимаемые в духе преступной среды идеалы товарищества, братства, взаимопомощи, поддержки. Именно целями братства мотивировались сборы на нужды «общака», подразумевавшие оплату адвокатов, передач в тюрьму, встреч из тюрьмы и колонии, лечения в больницах, похорон, помощи семьям осужденных или погибших и т.д.

Напомним, что одной из первых молодежных банд в Советском Союзе, получивших известность в масштабах всей страны и рассматриваемой в качестве примера существовавших в советскую эпоху группировок, была знаменитая «Тяп-Ляп». Она появилась в середине 1970-х гг. в Казани, а ее ядро составили молодые люди и подростки, проживавшие в районе казанского завода «Теплоконтроль». Именно деятельность «Тяп-Ляп», а позже и ряда других аналогичных группировок, позволила криминологам и социологам говорить о «казанском феномене». В период расцвета «Тяп-Ляп» могла выставить до 300-500 человек, в том числе и вооруженных холодным и даже огнестрельным оружием. Между тем, у истоков этой группировки стояли всего три человека. Завдат Хантимиров по прозвищу «Джавда» родился в 1956 г., занимался боксом, имел ярко выраженные лидерские качества. Его ровесник Сергей Скрябин по прозвищу «Скряба» считался в группировке интеллектуалом и идеологом, в 1977 г. он даже окончил Казанский педагогический институт. Наконец, третий организатор - Сергей Антипов по прозвищу «Антип» был старше Скрябина и Хантимирова на семь лет - он родился в 1949 году и ко времени создания «Тяп-Ляп» уже имел за плечами судимости за хулиганство и грабеж. Формирование группировки первоначально происходило в подпольной «качалке», причем благодаря достаточно жесткой внутренней дисциплине, «Тяп-Ляп» достаточно быстро превратилась в наиболее мощную группировку Казани. От уличных драк с конкурирующими молодежными бандами «Тяп-Ляп» перешла к совершению квартирных краж и вымогательству денег у цеховиков и торговцев. После массовых беспорядков в Казани, организованных участниками банды, за группировку всерьез взялись власти. 14 апреля 1980 года суд приговорил лидера «Тяп-Ляп» Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Также к расстрелу были приговорены активные участники группировки Тазетдинов, Масленцев и Каюмов. Позже Верховный Суд СССР заменил смертный приговор Масленцеву и Каюмову на 15 лет лишения свободы, а Тазетдинов и Хантимиров были расстреляны в 1982 г. Антипов и Скрябин получили по 15 лет лишения свободы, освободились в 1990-е гг. и примкнули к другим казанским группировкам. «Лихие девяностые» основателям «Тяп-Ляпа» пережить не удалось - и Скрябин, и Антипов были убиты еще в 1996 году.

Эстафету у «Тяп-Ляп» перехватила группировка «Хади Такташ». Она появилась в той же Казани в 1982 г. - именно к этому времени в районе улиц Хади Такташа и Жданова сформировалась молодежная компания, достаточно агрессивная по своей сути и ориентированная на противостояние в драках с другими конкурирующими группами. В отличие от «Тяп-Ляп», расцвет и разгром которой пришлись еще на годы относительно сильной советской власти, «Хади Такташ» повезло больше. Переход к рыночной экономике и распад Советского Союза открыли для преступных группировок по всей стране более широкие возможности - не только по осуществлению вымогательств и грабежей, но и по инфильтрации в легальный бизнес. Не упустили своей выгоды и члены банды «Хади Такташ», к этому времени разделившейся на две группы - «стариков» и «молодых». «Старики» выступали за верность старым понятиям и стремились действовать как криминальная группировка, тогда как «молодые» были в большей степени ориентированы на экономическую деятельность, а впоследствии - и на проникновение в органы власти. Борьба между «старыми» и «молодыми» вылилась в череду кровавых преступлений. В разборках погибли и лидер «стариков» Рауф Шарафутдинов, и лидер «молодых» Анвар Халиуллин. После этого группировку возглавили Николай Гусев и Радик Галиакберов. Постепенно «Хади Такташ» взяла под свой контроль всю проституцию и наркотики Казани, а также сферу ритуальных услуг и более чем 40 фирм, ресторанов, банков и предприятий. Так из молодежной хулиганской компании сформировалась организованная преступная группировка, распространившая свою активность далеко за пределы Казани - в том числе и на г. Санкт-Петербург. Расцвет деятельности группировки пришелся на середину - вторую половину 1990-х гг., а в 1999 г. ее лидеры были арестованы. Беспрецедентный процесс над «Хади Такташ» прошел в 2002 г. По итогам суда, Радик Галиакберов и его правая рука Ринат Фахрутдинов получили высшую меру наказания - пожизненное заключение. Еще 11 человек получили срока заключения от 6 до 24 лет лишения свободы каждый.

Наконец, третьей казанской группировкой, получившей известность на всю Россию, была ОПГ «Жилка». Она получила своё название от казанского микрорайона Жилплощадка, где проживало большинство организаторов группировки. Главарем созданной еще в конце 1970-х гг. группировки стал Хайдар Закиров по прозвищу «Хайдер». Как и «Тяп-Ляп», и «Хади Такташ», «Жилка» отличалась жесткой внутренней дисциплиной. Расширяя свои ряды и сферы влияния, «Жилка» постепенно интегрировала в свой состав около двадцати «бригад», прежде действовавших самостоятельно. В 1990-е гг. авторитеты «Жилки» стали брать под свой контроль крупные промышленные предприятия Татарстана, постепенно группировка набирала вес, превращаясь во внушительную экономическую и даже политическую силу в республике. В сфере экономических интересов «Жилки» находился Казанский вертолётный завод. Кроме того, группировка проявляла определенный интерес и к такому гиганту российской промышленности как АвтоВАЗ. Еще в начале 1990-х гг. лидер «Жилки» Закиров и ряд его подручных перебрались в Санкт-Петербург, где достаточно успешно заявили о себе на местной криминальной сцене, потеснив даже знаменитых «тамбовцев» - Тамбовскую ОПГ. Уже в 1994 г. казанцы контролировали все фирмы и заведения, расположенные на Невском проспекте. Тем не менее, серьезным ударом по группировке стали внутренние разногласия, приведшие к ее расколу и междоусобной борьбе, в которой в 1996 г. погиб и сам основатель «Жилки» Хайдар Закиров. Вследствие внутренних разборок группировка стала терять былое могущество. В 2001 г., пытаясь вновь утвердить свои позиции в Казани, «жилковцы» устроили взрывы автомобилей в одном из автосалонов города. Вскоре после демарша прошли аресты участников группировки. В сентябре 2004 г. состоялся суд, в соответствии с решением которого новый лидер группировки Юрий Марухин был приговорён к пожизненному заключению, его ближайший помощник Ильсур Гарипов - к 25 годам лишения свободы. Остальные получили от 17 до 22 лет наказания. Следует отметить, что многие киллеры, работавшие на группировку, погибли еще до суда.

Светлана Стивенсон, посвятившая «казанскому феномену» обстоятельную статью, считает, что главной отличительной чертой казанских группировок стала жесткая модель организации с лидерством, иерархией, внутренней дисциплиной. От членов группировок требовали не только участия в коллективных драках, но и выплат в «общак», следования понятиям, участия в сходках группировки. Именно казанские молодежные группировки одними из первых на территории Советского Союза стали взымать дань с уличных торговцев, цеховиков, фарцовщиков. При этом не забывали и традиционные уголовные преступления - грабежи, разбои, квартирные кражи.

В определенной степени, появление группировок, подобных казанским, стало ответом советской молодежи на формировавшийся уже в 1970-е годы идейно-нравственный вакуум. Официальная идеология и пропаганда принимали все более замшелые черты, отталкивавшие значительную часть молодежи. Вполне вероятно, что в иной ситуации многие лидеры группировок смогли бы пустить свою созидательную энергию в конструктивное русло, сделать карьеру на политическом, военном или производственном поприще, однако этого не случилось. Но если в советское время еще имелись каналы вертикальной мобильности для парней из простой рабочей среды - через комсомольские организации, службу в армии, участие в партийной организации, то в настоящее время путь «снизу вверх» в российском обществе серьезно затруднен. Он проблематичен для ребят из простых семей, живущих в центральной части страны, в крупных городах, что говорить о выходцах из маргинальной среды той же Сибири или Урала. Современные подростки - это дети тех, чья молодость и юность пришлись на «лихие девяностые». Многие из родителей современных подростков, связанных с криминальной средой, сами прошли через участие в молодежных группировках, имеют судимости. То есть - это своеобразный фамильный стиль жизни, система передачи ценностно-поведенческих установок в данном случае работает бесперебойно. С одной стороны мы видим неблагополучное, часто пьющее и криминализованное ближайшее окружение подростков - родителей, старших братьев и сестер, дядей и тетей, соседей. С другой стороны - официальная система образования, которая за двадцать пять постсоветских лет российской государственности так и не смогла обрести ключевую парадигму своего развития, найти свой путь и выстроить в соответствии с ним образовательную стратегию. Молодежные организации в современной России, особенно в глухой провинции, существуют лишь на бумаге. Как правило, в небольшом населенном пункте официальные молодежные организации представлены одним или несколькими начинающими чиновниками, которые не имеют никакого реального влияния в молодежной и подростковой среде и, более того, чрезвычайно далеки от нее. Подростки воспринимают представителей таких молодежных организаций как очередную разновидность педагогов или даже работников правоохранительных органов. Соответственно, и отношение к ним в значительной степени негативное. То, что мы имеем сегодня достаточно сложную ситуацию с молодежной и подростковой преступностью - прямое следствие разрушенной в 1990-е годы системы воспитания подрастающих поколений.

«Поколение жесть» и его проблемы

Российский социальный психолог Марк Сандомирский ввел даже особый термин для обозначения современной молодежи - «поколение жесть». Под ним он объединяет тех, кто родился уже после распада Советского Союза. Во второй половине 2000-х гг. в Российской Федерации начался рост числа жестоких и агрессивных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Так заявило о себе «поколение жесть» - рожденные в период распада советской государственности молодые люди. Причину антисоциального поведения постсоветской молодежи Марк Сандомирский видит в дефиците эмоциональной поддержки, испытанной ребенком в раннем возрасте. Поколение, чье рождение и ранние годы детства пришлись на период распада советской государственности, с самого нежного возраста испытывали недостаток эмпатии, сочувствия. Матери детей находились в ситуации постоянного социального стресса, часто были озабочены поиском средств к существованию, что неизбежно отразилось на психологии значительной части представителей подросшего поколения. Дети так и не научились сочувствовать, сопереживать, отсюда - эмоциональная черствость, неспособность поставить себя на место другого. Поэтому этот «другой» столь легко и превращается в жертву - если молодой человек не может поставить себя на место другого человека, то он может допустить по отношению к последнему агрессивные действия, вплоть до крайней жестокости, объяснить которую не могут даже бывалые следователи и эксперты. Сейчас представители первого «поколения жесть» уже находятся в возрастной группе старшего молодежного возраста - им в районе 25 лет. Но именно они транслировали свои модели поведения более младшим возрастным категориям - современным подросткам и молодым людям 15-20 лет, которые демонстрируют едва ли не больший уровень социопатии, чем их старшие товарищи. Еще одна серьезная проблема - тотальная инфантилизация молодого поколения. Современные подростки лишены представлений о том, как следует вести себя в обществе, не имеют должных представлений о социальных ролях. В результате, 15-16-летние юноши и девушки ведут себя как пятилетние дети, не способные осознавать последствия своих поступков, просчитывать свои шаги. Случай с нападением на отделение полиции в забайкальском городке - типичный пример полного отсутствия просчета возможных последствий. Подростки так и не осознали, что хулиганские действия против полиции - это не битье стекол в школьном или детдомовском туалете, а гораздо более серьезный проступок, за который предусмотрено уголовное наказание.

Инфантилизация молодого поколения россиян стала непосредственным результатом усугубляющегося кризиса семьи. Сегодня Россия лидирует по количеству разводов, большинство детей, по итогам которых, остается с матерями. Социолог П.А. Янченко приводит цифры, в соответствии с которыми от 30 до 85% российских подростков, демонстрирующих противоправное поведение, выросли в неполных семьях или в семьях с недавно появившимся отчимом / мачехой. Таким образом, уровень семейной стабильности оказывает самое непосредственное влияние на дальнейшее поведение подростка. Очень часто дети из неполных семей или даже из семей, где есть отчим или мачеха, оказываются ненужными собственным родителям. Как результат - попадание в дворовую компанию, в том числе и прокриминальной ориентации. Учитывая, что матери вынуждены работать, чтобы прокормить свое потомство, дети передаются на воспитание бабушкам, проявляющим излишнюю мягкость и воспитывающим их в атмосфере вседозволенности. С другой стороны, вседозволенность в отношении детей культивируется едва ли не на программном уровне современной российской системой образования. В российских школах практически не действуют санкции против неуспевающих школьников и тех, кто просто не хочет получать знания сам и мешает другим. Учитель, потрепавший за ухо нерадивого или хулиганящего школьника, рискует получить серьезные проблемы с российским законодательством, причем на сторону школьника встанут и его родители, и официальные инстанции. Естественно, что это разрушает дисциплину в учебных заведениях, создает у школьников ощущение полной безнаказанности и безответственности. Между тем, воспитываясь при отсутствии реальной возможности прочувствовать наличие санкций в отношении неправильных поступков, подросток привыкает к тому, что ему можно все. От такого ощущения вседозволенности до совершения реальных правонарушений остается буквально один шаг. Свою лепту вносит и российское правосудие. Не секрет, что многие преступники «по малолетству» получают условные наказания, что также способствует закреплению чувства безнаказанности и потенциально провоцирует молодых людей и подростков на совершение новых преступлений. С другой стороны, максимальный срок наказания для несовершеннолетнего, вне зависимости от тяжести совершенных им деяний, ограничен десятью годами лишения свободы. Это значит, что даже отбыв срок «от звонка до звонка», убийца нескольких человек может выйти на свободу в совсем молодом возрасте 25-28 лет. Данный момент также следует учитывать - почти все рецидивисты начинали свой преступный путь в молодости, если не в подростковом возрасте.

Профилактика преступности зависит от молодежной политики

Безусловно, что Россия нуждается в обновлении молодежной политике, а точнее - в создании практически с нуля эффективной и социально ориентированной молодежной политики, направленной на решение действительных, а не выдуманных проблем молодежи. Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев как то отметил, что полиция страны предпринимает все усилия для профилактики подростковой и молодежной преступности. В частности, главный правоохранитель страны сообщил, что каждый территориальный орган полиции должен взять шефство над каким-либо детским государственным учреждением. По состоянию на осень 2015 г. российская полиция шефствовала над 1,5 тысячами детских домов, школ - интернатов и социально-реабилитационных центров. Причем, как отметил Колокольцев, наибольшее количество детских домов и школ-интернатов патронируется органами внутренних дел, помимо Московской области, в Иркутской и Кемеровской областях. На самом деле, это действительно правильный выбор регионов, если учитывать уровень криминогенной активности в Забайкалье и Кузбассе. Однако, одними уроками правовых знаний, встречами с ветеранами МВД, экскурсиями и выставками оказать серьезное профилактическое воздействие на подростковую среду вряд ли возможно. Важнейшим залогом успешной профилактики подростковой преступности является, в первую очередь, социальная ориентированность политики российского государства.

Пока не будет сформулирована более-менее четкая идеологическая парадигма воспитания российской молодежи, вряд ли можно будет добиться реальных успехов в сфере профилактики подростковой преступности. Силовыми методами подавить подростковую преступность, особенно в провинции, практически невозможно. Это в крупных городах молодежь боится серьезного ухудшения качества жизни в случае ареста и помещения в следственный изолятор или исправительное учреждение, а полиция обладает всеми возможностями задерживать юных правонарушителей и преступников. В провинции, особенно на периферии страны, ситуация совершенно иная. Сложно бороться с противоправным поведением там, где на огромный район - небольшой райотдел, а местные подростки и молодежь не боятся практически ничего, поскольку ничего хорошего и не видят в своей повседневной жизни. Создание достойных условий жизни для населения, повышение уровня экономического развития регионов, создание современной социальной инфраструктуры не только в крупных центрах Европейской части РФ, но и за Уралом, в том числе в Сибири, в Забайкалье и Дальнем Востоке - одно из важнейших условий, выполнение которого для государства необходимо. Разумеется, в том случае, если государство действительно стремится решить ситуацию в сфере молодежной и подростковой преступности, угрожающую национальной безопасности страны.

Пути и способы решения проблемы подростковой преступности

Филиппова А.А.

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Россия,

(пединститут, отделение социальной педагогики, 4 курс)

Науч. рук.: Н.М.Ноговицына , к. пед. н., доцент

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные особенностями их возраста, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития .

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

Тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;

Определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;

Выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики является исправление и перевоспитание подростка, либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

Выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

Изучать личности этих подростков;

Определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

Исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с целью недопущения реализации преступных намерений;

Контролировать поведение и образ жизни несовершеннолетних «группы риска»;

Периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел совместно с социальными педагогами школ выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений, к которым можно отнести:

Подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);

Несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

Несовершеннолетних, вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

Подростков, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:

Подростков, освобожденных из воспитательных колоний .

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми подразделениями органов внутренних дел, а также со всеми субъектами профилактики преступности несовершеннолетних.

Профилактика подростковой преступности должна быть одним из приоритетных направлений государственной и муниципальной власти. Здесь большое значение имеет проводимая политика государства, ее цели и приоритеты, при этом правовая политика (уголовная, административная и т.д.) должна быть научно обоснованной, последовательно и системно осуществляемой. Необходима реализация следующего комплекса мер социальной и специальной профилактики подростковой преступности.

Совершенствование федеральной и региональной социально-экономической политики. Безусловно, от уровня экономики страны зависят многие аспекты жизнедеятельности общества, в том числе и условия для проживания социально незащищенных слоев населения. От государственных капиталовложений в развитие производственных предприятий зависит дальнейшая судьба практически всей социальной сферы обеспечения и оказания услуг населению.

Осуществление системы социальных мер. Профилактика безнадзорности, разработка специальных проектов предупреждения преступности среди разных категорий подростков. Организация и поддержка работы клубов по интересам, спортивных секций, выставок, концертов и т.п. Меры по совершенствованию городской инфраструктуры, включая культурно-досуговую. Общеизвестно, что занятость молодежи спортом, приобщение к искусству, участие в общественных и политических мероприятиях влияет на картину подростковой преступности в сторону ее понижения.

Немаловажное значение имеет также совершенствование работы правоохранительных органов с позиции ювенальной юстиции.

Меры по совершенствованию правовой социализации граждан должны включать в себя повышение как нравственной, так и правовой культуры подростков. Отсутствие должной правовой культуры, дефектное правосознание и безнравственность граждан являются субъективной основой генезиса и развития преступности. Правовое и нравственное воспитание должно охватить все уровни обучения и воспитания (семью, школу, колледжи, вузы). Необходимо привлечь юристов к работе в школах; нужен своего рода правовой всеобуч, поскольку количество часов, отведенное школьными программами на преподавание основ права явно не достаточно. В вузах необходимо увеличить, учебные часы по таким предметам, как психология, теория государства и права, философия права, социология права, культурология.

Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности федеральных и местных органов власти, правоохранительных органов в сфере борьбы с подростковой преступностью.

Данные меры должны быть направлены на решение следующих задач:

Обеспечение оптимального соотношения федеральной, региональной и местной нормативно-правовой базы в сфере предупреждения подростковой преступности;

Создание эффективной системы мер по выявлению беспризорных и безнадзорных детей;

Обновление законодательного регулирования системы контроля над деятельностью правоохранительных органов.

В Концепции по борьбе с преступностью, на наш взгляд, должно отводиться место для специального раздела, посвященный предотвращению подростковой преступности.

Использованные источники

    Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика.- М., 2000.

    Жигарев К. С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение: Учеб. пособие. - М., 2002

    Основы социальной работы: Учебник/ Под редакцией П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА – М, 2006

    Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - т.1. - М., 2006.

Использование информационных технологий при руководстве ученическими мультимедийными проектами

Филиппова Е.К.

Центр образования №1486 СВАО Москвы, Россия

Человечество вступило в XXI век, век информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в век зарождения и становления информационного общества, в котором главной движущей силой является информация. Какой должна быть система образования, что нужно современному выпускнику, какими знаниями и умениями должен он обладать, чтобы чувствовать себя комфортно в этом обществе?

Новое время требует человека, способного самостоятельно решать проблемы, человека творческого, умеющего использовать и применять навыки исследовательской деятельности в своей работе. В современном обществе конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать прогрессивными технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Именно поэтому перед системой образования встает проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.

Образование в XXI веке должно быть фундаментальным, позволяющим варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию. В центре внимания такого образования должна находиться деятельность самого ученика, его внутреннее качественное приращение и развитие. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «процесс самодвижения по пути познания» . Неотъемлемой частью такого процесса обучения становятся информационные технологии (ИТ), под которыми Г.К. Селевко понимает «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств полиграфии, связи, вычислительной техники и программного обеспечения» .

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует использование проектных технологий в изучении отдельных предметов.

Метод проектов с применением информационных технологий, обуславливающих обработку больших объемов информации, легко вписывается в традиционную классно-урочную систему и позволяет организовывать учебный процесс на деятельностной основе, способствуя формированию общеучебных и специальных компетенций обучающихся.

Выполняемый учащимися проект – это всегда авторское решение, исследование определенной проблемы, его практическая и теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектное обучение отличается от работы над темой, в которой достаточно просто усвоить новый материал по теме.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельныхучеников по этому вопросу, обеспечивая применение дифференцированного подхода к обучению. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для реальной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных образовательных областей, для активизации их творческого мышления, исследовательских навыков.

По определению И.Д. Чечель, проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта .

При организации проектной деятельности школьников в ГОУ ЦО № 1486, определяя для себя понятие учебного проекта, мы берем за основу определение доктора педагогических наук Е.С. Полат: учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

В рамках Городской экспериментальной площадки по теме «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе» в нашем центре образования сложилась целостная система проектной деятельности, в ходе которой учащиеся готовят мультимедийные презентации, гипермедиасочинения, электронно-учебные пособия, электронные словари, монтажные видеоролики.

Большинство ученических проектов, выполняемых в нашем центре образования, носят исследовательский характер, то есть полностью подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования. Широкое распространение получили творческие, игровые, информационные проекты. Подобная деятельность охватывает все образовательные области, но особенно актуальной она является для изучения иностранного языка.

Устранение недостатков активной устной практики, увеличение мотивации к изучению иностранного языка, обеспечение успешного формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие языковой личности, формирование целостной картины мира, повышение уровня гуманитарного образования школьников, расширение лингвистического кругозора учащихся – проблемы, которые стоят перед учителями иностранного языка. Решить такие проблемы позволяет технология проектного обучения.

Можно проанализировать методы проектного обучения в изучении английского языка, на примере практикоориентированного международного проекта «Легко ли быть молодым?». Тема этого проекта была выбрана не случайно. Однажды на уроках английского языка в 10-х классах были затронуты проблемы молодежи. Среди учащихся возникли споры, разногласия по данной проблеме, так возникла потребность в детальном ее изучении. Проектом было предусмотрено создание 3-х творческих групп, работающих по следующим направлениям:

1. Психологические и социологические исследования, проводимые совместно с психологами Центра образования;

2. Биологические исследования, проводимые под руководством учителя биологии;

3. Исследования, проводимые с помощью сети Интернет (двусторонняя переписка, форумы, чаты, видеоконференции, с использованием программы Skype).

Работа над проектом осуществлялась в рамках дополнительного образования, во время работы «Клуба любителей английского языка», а также в ходе самостоятельной подготовки учащихся. Проект был целиком на английском языке, поэтому роль учителя английского языка заключалась не только в координации деятельности учащихся, а также в помощи при переводе на английский язык сочинений, при общении с Мексиканскими и Американскими подростками, а также помощи при составлении программы клуба «Черное и Белое». Результатами этого проекта стали создание мультимедиа презентации, в которой были представлены видеоролики, схемы, графики, диаграммы, результаты работы исследовательских групп. Кроме этого, для решения проблем, возникающих среди подростков, учащиеся предложили создать на базе Центра образования клуб «Черное и Белое». Предполагалось ежемесячно проводить тематические встречи подростков нашего учреждения с представителями психологических служб, медицинских учреждений, представителями разных профессий, а также с привлечением родителей и учителей. Важно отметить, что инициатива создания такого клуба принадлежит самим подросткам. На сегодняшний день ведется активная подготовка программы работы, и составление каталога приглашаемых гостей.

Работая над проектом, учащиеся совершенствовали коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); осуществляли систематизацию раннее изученного материала, овладевали новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; развивали навыки оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; развивали общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний; расширялся кругозор учащихся. Современные информационные технологии позволили учащимся создать мультимедийную презентацию, позволили объединиться многим подростками из России, Мексики и США. В процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при работе над данным проектом возникли связи между иностранным языком и миром самого учащегося, что способствовало развитию не только коммуникативной, но и информационной компетенции.

И, хотя в данной статье мы рассмотрели всего лишь один коллективный ученический проект, но все же мы считаем, что в ходе работы над ним нами был получен вполне значимый позитивный результат – повышение интеллектуальных, коммуникативных, информационных умений учащихся, что остро востребовано сегодняшней социально-педагогической ситуацией. Ведь, по словам П.И. Третьякова, «сегодня успешен не тот специалист, который способен в нужный момент «достать» из головы сведения, факты, применить научные теории, а тот, кто способен найти нужную информацию, в кратчайшие сроки приобрести необходимые, прежде всего интеллектуальные, умения, разрешить нестандартную ситуацию» . А включение новых технологий в образовательный процесс, возможность разностороннего проявления творческих способностей детей, отказ от репродуктивной формы обучения – все это должно дать не только новые образовательные результаты, но в отдаленном будущем посредством включения наших выпускников в социальные отношения, внести прогрессивные изменения в демократическое устройство нашего общества.

Использованные источники

1. Беляева Л.А. Образование и проблема неприсвоенности научного знания // Философия образования.- 2004. - №1(9). – С.36-41.

2. Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации – школе. –М.: РАО ИСО, 1995. – С.86

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -208с.

4. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта. – М.: МИПКРО, 2000. – 54с.

5. Школа: Проектирование развития образовательной среды / Под науч. ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272с.

Роль личности преподавателя и ее влияние на качество образования

Халтурина Н. А.

Московский городской педагогический университет, Россия

Науч. рук.: С. П. Рощин, к. пед. н., доцент

С помощью педагога учащиеся овладевают знаниями, постигают науку, происходит их личностное развитие. Результат обучения зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. Опытный педагог сумеет интересно и понятно донести новую информацию до учащихся.

Но можно нередко встретить таких учителей, которые по своей вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования и не развив в себе те важные личностные качества, как, например, наблюдательность, точность, тонкость мышления, воля, грамотная и выразительная речь, чувство вкуса, вступили в педагогическую деятельность без всяких познаний и подготовки в качестве полноценного учителя. К сожалению, довольно часто преподаватель, не являясь для учеников лидером не может удержать внимание аудитории, заинтересовать ребят своим предметом, решить даже небольшие трудности в учебном процессе. К тому же учитель может быть неподобающе или неряшливо одет, невнятно и тихо говорить. Некоторые преподаватели ведут себя сковано, зажато, боятся свою аудиторию.

Все это негативно отражается на заинтересованности ребят к предмету и на их образовании в целом.

Ведя урок, хороший педагог увлекает учеников интересным подбором материала, доступно излагает трудный материал, вводя сложные формулировки постепенно, соответственно уровню знаний учащихся. Важно помнить, что непонятное всегда не интересно.

Чтобы заинтересовать учеников, преподаватель должен увлеченно рассказывать свой предмет, речь педагога должна быть эмоционально окрашена. И тогда он найдет тропу к сердцу ученика. Образцом преподавателя для меня является П. П. Чистяков, великий педагог и художник, его учениками были В. Серов, В. Васнецов, И. Репин, К. Коровин, М. Врубель. Он умел так организовать занятия, что они превращались для учащихся в одну сплошную увлекательную лекцию.

«В Академии его дежурства в этюдном классе все ученики очень любили. Когда Павел Петрович был в классе, никто не пропускал занятий, все мольберты были заняты, чего никогда не было у других профессоров. Что Павел Петрович сказал, то считалось ценным для всех!.. в классе, на лестнице, в коридоре, в музее, на выставках – везде его окружала толпа учеников и всегда шла задушевная беседа об искусстве.»

Педагогическая деятельность П. П. Чистякова является примером не только в области изобразительного искусства, но и для других наук.

В результате небольшого опыта работы с учениками в художественной школе (я преподаю рисунок, живопись и композицию четвертый год) я нашла свои методы, как заинтересовать ребят. В начале занятия сразу стараюсь овладеть вниманием ребят, увлекательно и красочно объяснить задание. Затем мы вместе отправляемся сначала в школьную библиотеку (взять книгу с голландскими натюрмортами, например (в качестве пособия)), потом в натюрмортный фонд, подбираем подходящие нам предметы и драпировки, а затем составляем постановку. И дети, восхищенные и восторженные, садятся рисовать.

Во время работы их вдохновляет обсуждение работ великих мастеров, каким-то образом подходящих к теме занятия (может быть колорит, композиционное решение).

Очень важно, на мой взгляд, идти в ногу со временем, и в творческой работе помочь ученику овладеть новыми технологиями, найти свою манеру, технику при помощи тех материалов, которые дал педагог. В моем предмете воодушевляют ребят на творческие работы наши совместные прогулки по городу, посещение музеев, выставок. Тогда учащиеся могут остановиться на тех темах, которые их волнуют.

Когда ученики приступают к работе, важно не разрушить их сосредоточенность. Педагогу необходимо обсудить с ребятами, каким должен быть конечный результат их работы, а также вовремя направлять их деятельность. Каждый должен знать, что делать на данном этапе работы. И легче всего этого добиться при помощи грамотных методических пособий и подборок соответствующих учебных материалов (в зависимости от предмета).

Необходимо единовременно держать под контролем весь класс, иначе, если отпустить внимание, урок может пройти недостаточно продуктивно. Для достижения лучшего результата нужно постоянно руководить учащимися, помогать им решать сложные задачи (во всех дисциплинах).

Для более успешной работы с учащимися необходимо тонко чувствовать настроение каждого ребенка. Иногда всего несколько верно подобранных слов (это могут быть и позвали, и упрек, какое-то замечание или совет) могут побудить их к активной деятельности. Для этого требуются глубокие знания психологии.

Особо важным аспектом, мне кажется, является речь преподавателя. Говорить необходимо четко, выразительно, выдерживать паузы и не бубнить себе под нос – монотонная речь воспринимается плохо, и слушать такого оратора не интересно. В общем, вести себя необходимо как актер, играющий на сцене. Именно такая артистическая речь притягивает внимание публики.

Также важен и внешний облик, какое впечатление произведет преподаватель – он должен всегда быть подтянутым, со вкусом и к месту одет.

Безусловно, преподавателю нужно быть профессионалом своего дела. Человек, идущий учить, должен сам быть великолепно образован, постоянно повышать свой уровень эрудиции. И здесь я хочу сказать о вредности экзаменов «автоматом» в ВУЗах. Это сильно снижает уровень знаний студентов, будущих учителей. Экзамен это еще одна ступень в образовании. При живом общении с преподавателем студенты, может даже подсознательно, перенимают опыт общения, и при подготовке к экзамену повторяется весь материал и предмет усваивается в целом.

Педагог должен являться лидером. Учащиеся это всегда чувствуют и восхищаются хорошим преподавателем. Он должен являться для них идеалом. А будет ли это так, напрямую зависит от личности педагога.

Преподавание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку педагог взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощренное терпение в своей работе. Именно поэтому здесь нужна смелость, постоянство, упорство.

И потому необходимо вырабатывать те качества, которые необходимы для того, чтобы получить учителя. Для этого на факультетах педагогических ВУЗов необходимо внимательнее относиться к практическим занятиям по психологии. Ввести курсы актерского мастерства и сценической речи. На занятиях по методике уделять время для обучения ораторскому искусству и работы с речью. Для достижения лучшего результата на занятия приглашать профессионалов, например, актеров, телеведущих. А также ввести курс этики, включающий в себя правила поведения, общения, стиля.

Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь свое действительно своим, - идеал образованного человека, учителя. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, учитель становится в определенные отношения к ученикам, к окружающим людям, к обществу, к государству.

Использованные источники

    Изобразительное искусство в школе № 3 2006 год.

    Ростовцев Н. Н. Методика преподавания в школе. Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1974.

В 2009 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Житковичского района наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием.


За 1-ое полугодие 2009 года несовершеннолетними на территории района совершено 19 преступлений (за 1-ое полугодие 2008 год — 10 преступлений). Все преступления зарегистрированы по линии уголовного розыска. Из 19 преступлений 15 совершено в г. Житковичи, 4 - на территории Житковичского района. В совершении преступлений принимали участие 20 подростков (в 1-ом полугодии 2008 года - 14 подростков).


Характеристика преступлений, совершенных несоврешеннолтеинми на территории Житковичского района (по видам преступлений):


*грабеж (ст. 206 УК РБ) — 0 (в 1-ом п/г 2008 года - 2);


*кража (ст. 205 УК РБ) - 11 (в 1-ом п/г 2008 года - 7);


*хулиганство (ст. 339 УК РБ) - 7 (в 1-ом п/г 2008 года - 1;


*менее тяжкие телесные повреждения (149 УК РБ - 1 (в 1-ом п/г 2008 года - 0).


Из общего количества совершенных несовершеннолетними преступлений 14 совершены в группах (в 1-ом п/г 2008 года - 4), в том числе 6 - в группах со взрослыми. В 1-ом полугодии 2009 года 5 преступлений совершено несовершеннолетними, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. В 1-ом полугодии 2009 года несовершеннолетние Кардаш И.Г. и Рогалевич А.И. вместе совершили 6 преступлений, а несовершеннолетний Хамицевич А.А. совершил два преступления. В 2009 году произошел рост преступлений с участием несовершеннолетних, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности и не состоявших на учете.


Анализ совершенных преступлений показывает, что среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преобладают корыстные преступления - более 57 процентов, и хулиганства - более 36 процентов от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними.


Предметами преступного посягательства при совершении несовершеннолетними преступлений против собственности выступали: автомобиль, запчасти к транспортным средствам, деньги, продукты питания, сотовые телефоны. В 1-м полугодии 2009 года несовершеннолетними совершались кражи: из транспортных средств, расположенных на неохраняемых автостоянках, из торговых объектов, на рынке, в кинотеатре, из комнаты общежития училища и из гаража.


Росту преступности несовершеннолетних в большой степени способствует неорганизованность досуга молодежи. В результате создается почва для злоупотребления спиртными напитками, бессодержательного времяпрепровождения, бесконтрольности поведения, формирования групп, склонных к совершению преступлений. Так, 6 преступлений или 31,6 процента несовершеннолетними совершено в выходные дни.


Несомненную пользу приносит вовлечение несовершеннолетних, в том числе «трудных» подростков, в деятельность молодежных общественных формирований, закрепление за ними общественных воспитателей. В то же время возникла необходимость более пристально обращать внимание на поведение подростков во внеучебное время, делая акцент на проведение индивидуальной работы. К примеру, несовершеннолетний Кардаш И.А., учащийся СОШ №1 г. Житковичи, член ОО «БРСМ» в группе с другими подростками совершил 6 краж. На протяжении длительного времени, в период совершения краж с декабря 2008 года по февраль 2009 года, несовершеннолетний Кардаш И.А. не попадал в поле зрения как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, так и общественного объединения. Это результат того, что соответствующая профилактическая работа с ним не проводилась.


Среди выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, 52,6 процента составили учащиеся общеобразовательных школ, 36,8 процента - учащиеся ГПТУ-182 г. Житковичи. В целом в характеристике несовершеннолетних правонарушителей просматривается их отставание по уровню образования от сверстников. Самая криминальная категория - лица школьного возраста с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием социально значимых интересов. По-прежнему имеет место неэффективная воспитательная работа в отдельных учреждениях образования, слабый контроль за посещением занятий, преобладание массовых мероприятий воспитательного характера вместо организации индивидуальной работы с конкретными подростками, в результате создаются предпосылки для совершения преступлений. Наиболее неблагополучно обстановка в данном направлении складывается в УО «Житковичское ГПТУ-182 сельскохозяйственного производства» и СОШ №1 г. Житковичи. К примеру, несовершеннолетний Евтухович В.Ю., учащийся ГПТУ-182, в текущем году трижды рассматривался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Без должного реагирования со стороны администрации училища и инспекции по делам несовершеннолетних остается поведение учащихся училища, находящихся на полном государственном обеспечении и получающих определенные денежные средства, часть из которых расходуется на приобретение спиртного. Так, учащийся ГПТУ-182 Плешенков Ю.В. на протяжении длительного времени совершал преступления и правонарушения, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Лишь 30-го июня 2009 года по инициативе прокуратуры направлено в суд заявление об ограничении в дееспособности несовершеннолетнего Плешенкова Ю.В.


Просчеты в организации профилактической работы с подростками имели место в Юркевичской базовой школе, средней школе пос. Хвоенск, учащиеся которых в 1-м полугодии текущего года совершили преступления.


В 1-м полугодии 2009 года 27,8 процента несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. Воспитание ребенка в неполной семье само по себе не является криминогенным фактором, но содержит элементы риска. Нарушение структуры семьи довольно часто влечет за собой нарушение ее воспитательной функции. О существующей проблеме воспитания подростка в семье, где отсутствует надлежащий родительский контроль, свидетельствует тот факт, что в настоящее время в районе имеется 46 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 107 детей. Судом в 1-м полугодии 2009 года рассмотрено 16 гражданских дел о лишении родительских прав (за аналогичный период 2008 года - 8).


Анализ сложившегося положения показывает, что одними из причин преступности и совершения иных противоправных действий несовершеннолетней молодежи, наряду с объективными социально-экономическими факторами и недостатками в семейном воспитании, нежелании многих подростков учиться и работать, являются недостатки в деятельности заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, которые беспрекословно должны выполнять требования действующего законодательства о несовершеннолетних - Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других основополагающих нормативных актов.


Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:


В структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (кражи) и хулиганства;


Каждое 6-е преступление подростками совершалось в состоянии алкогольного опьянения;


Больше половины несовершеннолетних, совершивших преступления, это подростки в возрасте от 14-ти до 16-ти лет;


По роду занятий среди выявленных подростков-правонарушителей большинство составляют учащиеся общеобразовательных школ и училища;



Практически каждый 3-й несовершеннолетний, совершивший преступления, воспитывается в неполной семье, каждый 5-й несовершеннолетний - ранее совершал преступления. Путями решения вышеуказанных проблем могут быть:


Активизация деятельности всех существующих субъектов профилактики (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций и общественный объединений) путём определения для каждого комплекса мер профилактического характера, которые они обязаны реализовывать на постоянной основе с учётом их функциональных полномочий;


Обеспечение контролируемого и согласованного взаимодействия всех субъектов, вовлечённых в проведение профилактических мероприятий;


Повышение уровня координации при осуществлении профилактических мероприятий с учётом их нацеленности на достижение конкретных результатов в сфере поддержания и укрепления правопорядка, предупреждения правонарушений, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в районе;


Повышение внимания к вопросам исполнения законов о ранней профилактике семейного неблагополучия и преступности, особенно групповой и рецидивной преступности, пьянства, наркомании и токсикомании подростков и их родителей;


Обращение особого внимания на оказание должной социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагополучных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


В. ЧУГУНОВ, и.о. прокурора Житковичского района, юрист 1-го класса.

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.

УК РФ

По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:

  • 105 - "Убийство".
  • 111 - "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью".
  • 126 - "Похищение человека".
  • 112 - "Умышленное нанесение
  • 131 - "Изнасилование".
  • 158 - "Кража".
  • 132 - "Насильственные
  • 163 - "Вымогательство".
  • 162 - "Разбой".
  • 161 - "Грабеж".
  • 166 - "Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения".
  • 167 (часть 2) - "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 206 - "Захват заложников".
  • 205 - "Терроризм".
  • 213 (части 2 и 3) - "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 214 - "Вандализм".
  • 226 - "Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или
  • 267 - "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств".
  • 229 - "Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ".

Особенности наказаний

Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы - больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. К подросткам могут применяться следующие наказания:

  1. Штраф.
  2. Обязательные или исправительные работы.
  3. Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
  4. Арест.
  5. Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
  6. Предупреждение.
  7. Вменение обязанности загладить нанесенный ущерб.
  8. Передача под родительский надзор или под контроль специализированного госоргана.
  9. Ограничение досуга, установление особых правил поведения.

К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно. Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невыполнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.

Влияние взрослых

Существуют различные причины подростковой преступности. Далеко не последнее место среди них занимает негативное влияние взрослых. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими лицами. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности.

Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждение в виде вещей, ими же самими украденных.

В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании формирует благоприятную почву, на которой затем культивируется подростковая преступность. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.

Психологические особенности

Решая проблемы подростковой преступности, специалисты отмечают, что в ходе образования переходных и промежуточных форм темперамента возникает определенное непостоянство в становлении тормозных реакций. У несовершеннолетних с выраженным агрессивным поведением наблюдается ослабление осознания значения словесных раздражителей. Именно эта категория нарушителей именуется трудновоспитуемой. Детская, подростковая преступность отличается от взрослой тем, что несовершеннолетние совершают акты, не задумываясь о последствиях. Как правило, ими движет внезапно возникшее и быстро проходящее влечение к какому-либо объекту. Именно поэтому при разбирательстве деяний против личности, совершенных несовершеннолетними, необходимо использовать особый подход и проявлять осторожность.

Агрессивное поведение формируют повышенная эмоциональность, преобладание возбуждения над торможением. Эти свойства усиливаются при непосредственных переживаниях. Этим объясняется то, что несовершеннолетний легче, чем взрослый, реализует в состоянии аффекта противоправный умысел с использованием насилия. Проводя анализ подростковой преступности, многие психологи основывают свои выводы на том, что специфика нервной системы не может оказывать влияние на форму проявления конкретного действия. Между тем насилие выступает в качестве именно выражения, а не содержания незаконного поведенческого акта. Ярким примером, в частности, может служить преступление, основывающееся на подражании.

Влияние физического развития

Подростковая преступность во многих случаях находится в прямой зависимости от характера полового созревания. При этом оно отражается не только на функционировании внутренних органов и работе мозга. Специфика полового созревания обусловливает характер и поведение несовершеннолетнего. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении деяний, связанных с посягательством на сексуальную сферу потерпевшего (изнасилование и пр.). При изучении субъективной стороны такого преступления, как хулиганство, необходимо учитывать, что развитие мускульного аппарата, костной системы оказывает влияние на осознание подростками своей силы. Многие несовершеннолетние испытывают гордость за свое физическое состояние, стремятся продемонстрировать силу. Это зачастую выливается в агрессивные и насильственные действия.

Подростковая преступность: статистика

В течение продолжительного периода результаты исследования криминогенной обстановки указывают на увеличение количества противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. При этом рост подростковой преступности отмечался и в годы СССР. Продолжается такая тенденция и сегодня. На настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая:

  • 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи;
  • 13 % - за разбой;
  • 14 % - за грабеж;
  • 5 % - за убийство.

Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. чел. В РФ существует 3 учреждения для девочек 14-18 лет. В соответствии с новым УК в воспитательные колонии допускается направлять лиц до 20 лет. Больше 70 % осужденных и отбывающих наказание не имеют образования.

Подростковая преступность в России

В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории. В некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Так, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. Здесь несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние.

Важные обстоятельства

Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14-17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.

Негативные тенденции отмечались и в те периоды, когда были введены достаточно суровые карательные меры для несовершеннолетних. За 1973-1984 годы рост судимости подростков опережал увеличение количества выявленных преступлений этой группы. При этом общее количество несовершеннолетних, приговоренных к тюремному заключению в указанный период, было значительным. В 1981-1985 гг. среднегодовое число осужденных стало самым большим за все послереволюционное время. Существенную поправку в статистические результаты может внести учет латентности. Из-за дефектов регистрации, плохого выявления неправомерных деяний несовершеннолетних фактические показатели больше в 3-4 раза официально отражаемых данных.

Недостатки системы

Практика борьбы с подростковой преступностью приводит не только к известным искажениям общей картины за счет дефектов регистрации деяний, но и к неправильной и неточной уголовно-правовой политике в отношении возбужденных и расследуемых дел, а также исполнения наказания. Разбирательство по деяниям осуществляется посредством фрагментирования действительности. Это обусловлено зачастую нежеланием следователей устанавливать всех участников преступлений, все эпизоды, связи и пр. На практике получается, что кражи совершаются якобы без сбытчиков и наводчиков, спекуляция - без организаторов покупки, наркоманы действуют самостоятельно, без изготовителей и распространителей и так далее. Все эти обстоятельства обусловливают искажение криминогенной картины. Снижение подростковой преступности, таким образом, происходит искусственно: уменьшается общее количество субъектов, совершивших деяние, разновозрастных групп, участвующих в них, и так далее.

Предпосылки

К криминологическим причинам, влияющим на развитие преступности среди подростков, относят:


Кроме этого, подростковая преступность повышается под влиянием следующих факторов:

  1. Неудовлетворительные воспитательные условия в семьях.
  2. Недостаточная помощь родителям со стороны педагогов.
  3. Неудовлетворительная подготовка специалистов, ведущих воспитательную работу в детских учреждениях.
  4. Плохая работа комиссий, занимающихся делами несовершеннолетних, правоохранительных органов.

Негативное воздействие на ситуацию оказывает и формализм в работе ряда общественных организаций, деятельность которых должна быть направлена на содействие детским учреждениям, школам, семьям, полиции, суду, прокуратуре и предупреждение подростковой преступности.

Мероприятия по улучшению ситуации

В настоящее время профилактика подростковой преступности находится в ведении КДН. Комиссии непосредственно призваны обеспечивать взаимодействие различных звеньев правоохранительной системы. Однако на практике зачастую отмечается неудовлетворительная работа КДН. Такая ситуация обусловливается большим в сравнении с судебными органами объемом дел. Подготовительное производство и непосредственное рассмотрение материалов осуществляет один, зачастую не освобожденный от прочих обязанностей, ответственный служащий комиссии.

Для разрешения ситуации необходимо формирование специального органа профессиональных соцработников. В их компетенцию следует включить деятельность по сопровождению семьи. Эти работники должны взаимодействовать с детьми, растущими в воспитанниками приютов. Необходимо также четкое законодательное определение формы проведения такой деятельности. Сегодня уже разработан и внедряется в практику комплекс дополнительных мероприятий. Они направлены:


Конкретные меры

Государственная политика предусматривает:


Заключение

В настоящее время проблема детской преступности стоит очень остро. Зачастую предпринимаемых обществом и государством мероприятий крайне недостаточно для исправления ситуации. Тем не менее достаточно большой объем работы уже проделан, и он дал ряд положительных результатов. Активно предпринимаются меры, направленные на существенное изменение взаимодействия с несовершеннолетними в условиях воспитательных трудовых колоний. Безусловно, для улучшения ситуации необходимо проделать еще колоссальную работу. При этом взаимодействие должно осуществляться не только непосредственно с самими несовершеннолетними, но и с сотрудниками уполномоченных органов, членами общественных организаций. Зачастую после не очень счастливого детства, задержания, суда, СИЗО становится не самым худшим местом пребывания. На свободе об осужденных никто не заботится. В колонии же, для кого-то впервые в жизни, на них обращают внимание. Их одевают, кормят. Они спят в теплом помещении. И как бы парадоксально это ни звучало, ведут вполне нормальную жизнь.



Просмотров