Почему важно соблюдать законы? Конспект урока по обществознанию на тему:"Почему важно соблюдать законы" (7 класс)

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.
Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

Закон устанавливает порядок в обществе

Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.
Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.
Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.
Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.
К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.
В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.
Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.
Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».
А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».
Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.
Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности
Статья 19. Все равны перед законом и судом.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.
Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.
Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?
Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.
Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.
У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.
Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

Свобода – одна из основополагающих идей для культуры. Она отражает такое отношение к себе и своей активности, когда причиной этого отношения является он сам. Свобода отражает независимость субъекта от природных, социальных, межличностных и иных внешних по отношению к человеку факторов. Но свобода одного человека с необходимостью соотносится со свободой другого человека, разных субъектов. Свобода – это причинная обусловленность социальной активности личности, всегда ограниченная свободой других людей и объективными условиями. Поэтому и существует выражение: свобода есть познанная необходимость (Г.Гегель).

В разговорном языке термин «свобода» имеет несколько значений:

· возможность человека мыслить и действовать самостоятельно, в соответствии со своими интересами и целями;

· отсутствие экономического политического, духовного и иного гнета;

· личная независимость от кого-либо или чего-либо.

В повседневном обиходе этот термин также используется для выражения состояния человека, легкости. Непринужденности его действий, движений. Кроме того, свобода – это выход из неволи.

В обществе человек часто несвободен, поскольку существуют внешние факторы, которые определяют выбор форм и способов поведения, общения и деятельности, их содержание и последовательность. Человек несвободен, поскольку всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных возможностей. Характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям.

Свобода личности постоянно соотносится с его несвободой. Отсюда вытекает парадокс истории, верно подмеченный Ж.-Ж.Руссо: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Чтобы понять сущность свободы личности важно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой свобода немыслима.

Волюнтаризм – это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным, или, напротив, сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. В реальности волюнтаризм проявляется как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы общества.

Действовать в духе волюнтаризма, значит не считаться с объективными законами природ и общества, с мнениями интересами других людей, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали желание «подтолкнуть» ход истории в желаемом для них направлении, навязывая свою, иногда очень сильную волю. Однако история показывает, что за такого рода попытки народы платят очень высокую цену: людские жертвы, нищета, разорение, замедление развития.



Фатализм , напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их судьбой, или детерминизмом, когда каждое событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека. Жестка необходимость и как следствие, полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии, оккультных учений, равно, как и для всевозможных социальных утопий.

Но человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике. Свобода – это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути. Свобода есть творческая раскрепощенность человека. Она означает освобождение человека от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предлагает действовать по «своему усмотрению», определять самого себя. У человека, как известно, есть множество вариантов для выбора. И свобода – это не только возможность сделать выбор своего жизненного пути, но и сам выбор человека. Вне свободы человек не может раскрыть свою творческую сущность. Вот почему творческая деятельность нуждается в свободе.

Свобода в деятельности человека одновременно абсолютна и относительна:


Выделяют несколько моделей свободных взаимоотношений личности и общества:

1. модель борьбы за свободу , когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой; но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может односторонне воспринимать условия своей жизни и общественные отношения в целом, борясь за свободу, он может оказаться в еще худшем рабстве; (Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», картина написана после французской революции 1830 г.)

2. модель «бегства от мира» , когда человек не в силах обрести свободу среди людей, уходит от общества в монастырь, в одиночество, в себя, свой мир, чтобы там найти способы свободной самореализации;

3. модель адаптации к миру , когда, жертвуя чем-то в стремлении обрести свободу, идя на добровольное, но нежелаемое подчинение, личность обретает новый уровень свободы.

Свобода имеет свои пределы и границы проявления. Это не вседозволенность или анархия, а порядок в обществе и духовном мире человека. В противном случае свобода обретает негативную форму, проявляясь в деструктивных, разрушительных действиях человека. Вот почему всегда так важно понять: свобода для кого или для чего, для каких целей? Границами свободы должна быть свобода другого человека, социальной группы и общества в целом, т.е. свобода должна предполагать и свободу для каждого другого. В этом смысле, сегодня, как никогда актуально звучат слова Вольтера: «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать»

Таким образом, в понимании свободы можно выделить три важных момента:

1. основанием свободы является познание и овладение законами природы, общества и мышления;

2. свобода предполагает возможность самому без принуждения или повеления принимать решения, осуществлять выбор целей и средств и достигать их не в ущерб себе и обществу;

3. свобода означает свободно и независимо от других людей и обстоятельств осуществлять свою активность по удовлетворению интересов, соотнося их с интересами других людей и общества в целом.

Наконец, необходимо подчеркнуть: свобода может рассматриваться и как величайшая ценност ь. Издревле человека, который стремился обрести свободу, подвергали изощренным пыткам, предавали проклятиям. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. Но история одновременно и полна примеров добровольного подчинения чужой воле: великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на той предпосылке, что люди страшатся свободы, чураются ее. «Бегство от свободы» так назвал свою книгу, написанную в 1941 г. Э. Фромм. И действительно, страх перед свободой настолько силен, что люди готовы отказаться от нее, ради спокойного, сытого, гарантированного существования. Почему? На этот вопрос, наверное, лучше всего ответил Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: ибо свобода это бремя ( в дополнительных материалах к этой лекции вы найдете фрагмент из этого романа – «Легенда о Великом Инквизиторе» ), поскольку сопряжена с колоссальной ответственностью.

Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Свобода и ответственность две стороны одного целого. Делая выбор, человек одновременно берет на себя ответственность за него. Своим выбором человек сам создает свое будущее, реализует свой собственный проект. Ответственность за выбор усугубляется еще и тем, что, выбирая себя, свой путь, человек «выбирает все человечество», показывая пример поведения для других. Ответственность – неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует таких проявлений ответственности как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без которых она будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми.

Ответственность личности имеет две стороны:

1. внешнюю – как возможность применить к личности определенные санкции: личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при исполнении возложенных на нее обязанностей, она несет моральную и правовую ответственность;

2. внутреннюю – как ответственность личности перед собой: наличие чувства долга, совести, способность человека осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Итак, подведем итоги: Свобода выступает как ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный потенциал человеческой деятельности. Важно различать свободу и своеволие, вседозволенность. Свобода – это нравственный императив (требование). Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы.

Почему важно соблюдать законы (2 часа)

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность;

    метапредметные - 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное Поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    Орг. момент

    Мотивационно-целевой этап

    - Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

    Конституция РФ - это:

    а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

    б) свод всех законов, действующих в государстве;

    в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

    г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

    Ответьте на вопросы.

    Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

    С какой целью они введены?

    Сегодня Тема урока: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?(высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Закон стремится установить справедливость.

    Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    В тетради составить ряд ассоциаций (кластер)Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики фиксируют ассоциации)

    Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством правил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского государства - предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят.вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра *Незрячий - поводырь », Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться?

    Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие правила вы считаете справедливыми?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при СаламиНе и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Вопросы к классу

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, нрав?

    (Ответы учеников.)

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Рефлексия

    Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару- шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    Уголовный кодекс определяет; какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то; на что имеет право. Справедливость помогает; устанавливать добрые отношения между людьми,

    Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Самый надежный способ добиться справедливости в обществе - с помощью законов.

    У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе. ” *

    Вопросы для третьей группы

    Почему законы Действуют ради свободы человека?

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как философы определяли смысл термина «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

    - Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    Законы действуют ради свободы человека.

    Свобода - нормальное состояние человека!

    Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    Свобода имеет границы и ограничения.

    Быть свободным - не значит вольничать.

    Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Домашнее задание

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

    сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

    кроссворд из изученных терминов и понятий;

Человек является субъектом истории. Он создает материальные и духовные ценности, преобразует окружающий мир, строит города, творит науку, литературу и искусство. Одним словом, все, что есть в обществе - дело рук человека. Но чтобы творить, человек нуждается в свободе. А что такое свобода? И в чем она проявляется? На эти вопросы мыслители давали разные ответы. Гольбах, например, утверждал, что «свобода - это возможность делать ради своего собственного счастья все то, что.не вредит счастью других членов общества»129. И Коллинз же понимал свободу как «способность человека поступать так, как он желает или предпочитает».130. Энгельс свободу рассматривал как способность принимать решения со знанием дела. И, наконец, Фромм писал, что «свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей»131. Можно привести цитаты и из работ других философов, свидетельствующие-о том, что каждый трактует по-своему свободу, каждый вкладывает в нее свой смысл. И это не случайно, потому что понятие свободы - самое распространенное и вместе с тем самое сложное понятие.

Прежде всего следует отметить, что свобода есть понятие социальное. У животных нет никакой свободы. Они - часть природы и не нуждаются ни в какой свободе. Свобода же возникает в процессе взаимодействия людей, в процессе их совместной деятельности. С одной стороны, человек находит свою свободу только в обществе, а с другой - оно как бы ему мешает делать то, что он- хочет. Но это одно из противоречий социума, которое решается путем компромисса: общество предоставляет индивиду определенную свободу, но и индивид в свою очередь сознательно ограничивает свои требования к обществу. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Необходимо подчеркнуть, что свобода и воля не одно и то же. Свобода означает действовать в рамках юридиче- ских и моральных норм и законов. Индивид должен осознавать, что в обществе есть определенные моральные нормы, соблюдение которых обязательно для всех членов данного общества. Иначе общество как целостное и самодостаточное социальное образование погибнет. Кроме того, индивид должен осознавать и то, что помимо морального кодекса есть еще и юридические законы и нормы, регулирующие отношения общества и личности, общества и государства, классовые отношения и т.д. И эти юридические предписания тоже обязательны для всех. Таким образом, свобода предполагает деятельность социальных групп, слоев, классов, индивидов при обязательном соблюдении общепринятых моральных и юридических принципов и законов.

Что касается воли, то она не ограничивает себя никакими законами морального или юридического характера. Вольный человек в отличие от свободного человека уважает только самого себя, потому что он постоянно покушается на свободу других людей. Вольный человек- это эгоистический человек, потому что он стремится лишь к удовлетворению личных интересов. Кстати, заметим, что анархизм как политическое течение, не признающее государственной власти, предпочитает волю свободе. Не только анархисты, но и многие сторонники демократии под свободой понимают не соблюдение правовых норм и законов, а принцип их полного игнорирования, т.е., по существу, волю. Они не считаются и с объективными законами мира, с историческими традициями и обычаями народа.

В изучении свободы можно выделить три аспекта: экономический, политический и духовный.

Экономический аспект предполагает, во-первых, свободу трудовой деятельности; Человек должен иметь возможность проявить свои интеллектуальные и физические способности по созданию материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, он должен иметь право трудиться, ибо именно в процессе трудовой деятельности человек становится действительным субъектом истории. Во- вторых, только свободный труд, т.е. труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения приносит настоящее удовольствие человеку- В-третьих,

экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, использовать свободное время для физического и духовного совершенствования.

Политический аспект свободы подразумевает наличие политических свобод; свободу слова, свободу избирать и быть избранным, свободу создавать политические партии и т.д. Политические свободы проявляются в зависимости от экономических свобод, социального положения индивида и вообще от конкретно-исторических условий.

Духовный аспект свободы связан, во-первых, с овла- дением духовными ценностями и, во-вторых, с возмож- ^ ностыо самому их создавать. Знание философии, литературы, искусства, науки и т.д. помогает человеку чувствовать себя раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобода для производства духовных ценностей. Это значит: во-первых, быть экономически в состоянии посвятить себя интеллектуальной деятельности. Без экономической независимости трудно рассчитывать на творческую независимость. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Нельзя не вспомнить в этой связи Лукиана из Самосаты, этого, по выражению Энгельса, «Вольтера классической древности»: «Единственное дело историка - рассказывай» все так, как оно было. А этого он не может сделать, если боится Артаксеркса, будучи его врагом, или надеется получить в награду за похвалы, содержащиеся в его книге, пурпурный кафтан, золотой панцирь, нисейскую лошадь»131. Ни одно государство не финансирует тех представителей творческой интеллигенции, которые выступают против него. В буржуазном обществе, например, человек свободен в рамках существующих законов писать что угодно и о чем угодно, но если он затрагивает интересы господствующего класса, то никто его издавать не станет. Во-вторых, писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своем творчестве объективные процессы общественного развития. В-третьих, не быть контролируемым со стороны цензуры, если она есть, или других, го- сударственных органов. Главный цензор человека - его совесть, его нравственные принципы и нормы. Добродетельный Человек никогда не станет писать сочинения, в которых проповедуется насилие, алчность, антигуманизм и другие пороки человечества. Он никогда не будет писать пасквили даже на своих врагов; Духовная свобода - это подлинное наслаждение для, человека, стремящегося проявить себя не в накопительстве, а в интеллектуальном творчестве.

Свобода непосредственно связана со знаниями. Чем больше знает человек о законах объективного мира, об окружающей природной и социальной действительности, тем большей свободой он обладает, ибо может принимать такие решения, которые в рамках конкретных условий для него будут наиболее оптимальными. Поэтому развитый в интеллектуальном отношении человек более свободен, чем человек, лишенный духовных знаний.

Свобода детерминируется социальными и природными условиями жизни человека, и поэтому, на мой взгляд, неверно утверждение Сартра о том, что человеческая свобода ничем не детерминирована. «Детерминизм, - пишет французский философ и писатель, - умиротворя- ющ: человек, для которого знание сводится к знанию причин, способен и действовать посредством причин, и потому, между прочим, все усилия моралистов и по сей день направлены на то, чтобы доказать нам, будто мы - всего лишь рабочие детали, поддающиеся манипуляциям с помощью подручных средств»132. Но человек не может выскочить за пределы тех жизненных условий, в пределах которых ему приходится жить и работать. Другой вопрос - степень свободы. Он зависит от общего уровня развития общества, от его цивилизованности, от уровня знаний, от богатства, социального и политического положения индивида и т.д.

Нет свободы без ответственности и ответственности без свободы. Человек, не чувствующий свою ответственность перед обществом, семьей, друзьями и т.д., не имеет права быть свободным. И наоборот, человек, лишенный свободы действий, но наделенный ответственностью, имеет полное право не действовать, т.е. ничего не делать.

Можно выделить, по крайней мере, три вида ответственности: моральную, юридическую и политическую. Моральная ответственность не влечет за собой никакого наказания. Человек сам чувствует свою ответственность перед семьей, обществом и государством, и степень ответственности зависит от его добросовестности, порядочности и человечности. Юридическая ответственность в отличие от моральной предполагает наказание за нарушение правовых норм и принципов. Что касается политической ответственности, то она во многом определяется уровнем цивилизованности общества. Прежде всего, народ должен нести политическую ответственность за свои действия или бездействия в политической жизни страны. Если, допустим, народ считает, что правительство постоянно его обманывает, и если он ничего не делает для его замены, то такой народ, как писал Гегель, заслуживает именно такое правительство. Разумеется, политическую ответственность несет и каждый гражданин. Он должен иметь гражданскую позицию, принимать активное участие в защите политических и других свобод. С самого детства человек получает соответствующие воззрения на окружающий его мир, унаследует определенные традиции и нормы поведения, начинает понимать, что противоречит общепринятым правилам жизни, а что нет, и с учетом этих правил действует и поступает, принимает те или иные решения. Иначе говоря, человек,сознает свою ответственность перед другими, перед обществом и он не должен совершать такие поступки, которые причиняли бы ущерб всем остальным. Отсюда следует, что рост свободы предполагает и рост ответственности. Чем свободнее человек, тем больше у него ответственности, тем больше он понимает, что его свободные действия не должны лишать других свободы и не должны выходить за рамки дозволенного. Монарх свободнее, чем придворный, но он ответствен не только за себя, но и за страну, за всех людей, чьим монархом он является. Самой большой свободой обладают государственные лидеры и военачальники. Но они же несут самую огромную ответственность, поскольку отвечают за страну, за жизни миллионов людей, за их судьбы и благополучие. Поэтому очень важно, чтобы к власти приходили чрезвычайно. ответственные люди, понимающие и осознающие необходимость защиты национальных интересов.

Свобода есть процесс, а не застывшее состояние. Иными словами, по мере продвижения человеческого общества по восходящей линии человек становится все более и более свободным в экономическом, политическом, духовном и других планах. Человек первобытной эпохи, например, не был свободен ни в отношении своего рода, ни в отношении природы. Ему приходилось бороться со стихийными природными силами на каждом шагу, чтобы прокормиться. Не давали свободы и родовые связи и отношения. По отношению к ним человек проявлял рабскую покорность и не представлял свою жизнь за преде- . лами рода или племени. Его поступки и поведение регулировались традициями и обычаями племени и рода. Возможности решать самому те или иные жизненные вопросы, в том числе личного характера (женитьба» например), либо вовсе отсутствовали, либо были крайне ограничены.

«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторваны еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности»133. Всюду его подстерегала опасность, он физически рано изнашивался и умирал в сравнительно молодом возрасте.

Иную картину мы наблюдаем в рабовладельческом обществе. Да, жизнь раба полностью зависела от его хозяина: он мог убить его или продать, обращался с ним как с вещью. Но тем не менее раб обладает большей свободой, чем первобытный человек, потому что освободился от «пуповины первобытной общности». Он уже отличает себя от других, знает больше и в отличие от перво- бытного человека может вести самостоятельный образ жизни.

Первобытный человек не протестовал против существующих порядков. Да ему и в голову не могла прийти мысль не покоряться родовым и племенным обычаям, ослушаться вождя. Рабы же организовывали восстания, шли на войну со своими эксплуататорами, потому что осознавали свое рабское положение. Конечно, среди рабов были люди, которые довольствовались своим рабским положением, верой и правдой служили своим господам и не нуждались ни в какой свободе. О таких рабах Гегель писал, что «раб, довольный своим положением раба, не мыслит себя, так как свобода не является его целью, следовательно, он не хочет своей всеобщности, он не хочет только того или другого»134.

Именно при рабовладельческом строе одна часть народа (рабовладельцы) получила возможность заниматься философией, наукой, культурой, т.е. духовным производством, которое в первобытном обществе было непосредственно вплетено в материальную жизнь. Выделение духовного производства в самостоятельную сферу представляет собой гигантский прогресс в развитии человечества. Нелишне напомнить и то, что генезис цивилизации связан по времени с рабовладельческим строем, когда создается фундамент цивилизации - общественное богатство - и когда социальные связи начинают доминировать над природными. Таким образом, человек эпохи рабства, даже если он раб, обладает большей свободой, чем человек первобытного общества.

Еще большей свободы человек добивается при феодальном способе производства. Рабов уже нет, человека нельзя продать, купить или убить. Крестьянин имеет возможность владеть землей, орудиями производства. У него есть семья и он относительно свободно распоряжается своей собственностью. Конечно, при.этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, ибо крестьянин без разрешения или без викупа не может покинуть деревню и помещика, на которого" он был вынужден работать.

С возникновением капиталистического строя человек приобретает полную политическую независимость в том смысле, что его никто ни к чему не принуждает, и он абсолютно свободен в рамках общепринятых законов. Буржуазия разрушила феодальные общественные отношения, провозгласила лозунги свободного предпринимательства и формального равенства всех перед законом, упразднила сословные привилегии и сословные титулы.

Классическая французская революция 1789-1794 годов приняла «Декларацию прав человека и гражданина», в которой провозгласила: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы. 2. Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. 3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому...»135.

Буржуазия создает универсальное правовое государство, юридические законы, нормы и предписания, которые все обязаны выполнять. Конечно, отсюда не следует, что в условиях капиталистической системы все до единого соблюдают принятые законы, ибо практика показывает, что имущие слои фактически имеют больше прав, чем неимущие, так как у первых больше возможностей влиять на принятие законодательными органами тех или иных решений. Но тем не менее это большой шаг в социальном освобождении и расширении прав человека.

Но парадокс буржуазной свободы состоит в том, что все свободны, и вместе с тем никто не свободен: не свободен трудящийся, так как боится потерять работу и не уверен в завтрашнем дне. Не свободен и капиталист, ибо боится обанкротиться, не выдержать конкуренции и т.д. Одним словом, дамоклов меч висит над всеми. И тем не менее подчеркнем еще раз, что по сравнению с предыдущими эпохами человек буржуазного общества пользуется огромной свободой.

Капитализм формирует особый тип характера личности, который Фромм назвал рыночным характером. Он постоянно вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, к новым порядкам, поскольку жесткую конкуренцию выдерживают только те, кто быстро адаптируется к новым обстоятельствам. «У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью, и, если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа «чтобы было больше рабочих мест» или «в целях постоянного расширения компании»136. Рыночный человек свободен, и как таковой он должен искать оптимальный вариант для реализации своих возможностей.

Еще больше свободы получит человек в посткапиталистическом обществе, в котором свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех.

Итак, можка сказать, что по мере поступательного развития истории, по мере познания и использования законов общества и природы человек становится все больше и больше свободным от окружающей природной и социальной действительности. Современному человеку даже трудно представить, в каких тяжелых условиях жили его далекие предки, как тяжело им приходилось бороться с силами природы, для того чтобы" построить себе жилище, обработать землю, одомашнить диких животных, вовремя собрать урожай, не умереть от страшных болезней и тд.

Становление свободы - процесс сложнейший и противоречивый, связанный порою с жертвами, с гибелью людей, с разрушением городов и сел, с уничтожением природной среды и тд. Часто такая свобода оборачивается трагедией для общества, для всей цивилизации. Отсюда некоторые исследователи делают* вывод о том, что по мере развития человечества по восходящей линии человек якобы все больше теряет свою свободу. Он себя нигде не чувствует свободным: его могут снимать скрытой камерой; его речь могут записаїь на магнитофонную пленку; его могут убить с помощью дистанционного управления или с помощью глушителя; ему постоянно грозит опасность оказаться раздавленным машиной на улице; самолет, на котором он летит, может разбиться и т.д. и т.п. Человек действительно сталкивается со всеми этими опасными явлениями. Но следует ли отсюда, что он стал менее свободным, чем в прошлые времена? Нет, конечно. Во-первых, современный человек знает гораздо больше об окружающей социальной и природной действительности, и поэтому ему легче адаптироваться к новым условиям жизни; во-вторых, у него больше возможностей для удовлетворения своих физических и духовных потребностей; в-третьих, он имеет больше возможностей при выборе той или иной профессии; в-четвертых, он может быстрее освоить ту или иную профессию, те или иные формы жизнедеятельности, поскольку в его распоряжении находятся новые формы обучения; в-пятых, ему легче получать ту или иную информацию, дающую ему возможность оперативно принимать те или иные решения. В-шестых, благодаря современному транспорту он может в считанные часы оказаться в разных уголках земного шара, что позволяет ему более рационально использовать свое время. В-седьмых, в связи с сформировавшимся единым историческим и политическим пространством он превратился в человека планеты, с планетарным мышлением и менталитетом. Этот перечень можно было бы продолжить, но и приведенного достаточно для доказательства того, что современный человек стал более свободным. Однако следует иметь в виду, что он должен был бы стать более ответственным. Ведь, скажем, тот, кто зомбирует сознание человека, должен чувствовать свою ответственность. Но ответственность отстает от свободы. Чтобы она росла вместе со свободой, необходимо прежде всего совершенствовать современные общественные отношения, в которых человек живет и трудится. Если эти отношения не соответствуют новому уровню производительных сил, предоставляющих человеку больше свободы, то следует их менять коренным образом.

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Закон устанавливает порядок в обществе

Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

Проверим себя

  1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
  2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
  3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
  4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
  5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

В классе и дома

  1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
  2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
  3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
  4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
  5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
  6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Учимся читать и уважать закон

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.


Просмотров