Направлено по подведомственности что значит. Виды судов, рассмотривающие гражданские дела. Кирилл Серёгин, юрист

Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды;

3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разно­гласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рас­смотрение в административном порядке.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом "О военных судах Российской Федерации" относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

Это тема, которой быть не должно потому, что есть вещи, которые должны регулироваться так просто, даже тупо, чтобы всё было предельно понятно. Открываешь, читаешь и всё понятно. Почему? Процесс – штука непростая. А что такое подведомственность и подсудность? Это ответ на вопрос о том, в какой суд идти. И если проблемы создать уже на этом уровне, то тогда процесс превращается в ад. Ранее Шварц читал лекции по 6 часов по подсудности. Теперь он хочет в 2 часа их уложить, так как современное нормативное регулирование подведомственности столь безобразно, что подведомственность из механизма, обеспечивающего доступ к судебной защите, превратилась в механизм физического воспрепятствования судебной защите. Просто надоело и противно обо всём этом говорить. Хотя можно в такие детали уйти, 6, 8 часов – просто сказка.

Подведомственность.

5 понятий подведомственности (для начала).

1. Это «пределы ведомства» («под ведомством»). Пределы власти. Компетенция. Отсюда подведомственность – это процессуальное наименование компетенции государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел (споров).

2. Подведомственность – это свойство дела, характеристика дела подлежать рассмотрению и разрешению в определённом юрисдикционном органе.

3. Подведомственность – это институт гражданского процессуального права (совокупность норм, определяющих: где, когда, в каком суде рассматриваются юридические дела).

4. может быть, это включить надо в первое? Одно и то же? Подведомственность – этоэлемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – это система процессуальных правоотношений. Что значит в них вступить? Найти предпосылки этих правоотношений. Так вот, подведомственность – этопервая предпосылка процессуальной правосубъектности. Элементами правосубъектности суда являются: 1. Подведомственность (базовый, широкий, основной элемент), 2. Подсудность (когда мы выберем суд, компетентный рассматривать дело, из числа видов судов РФ, потом нужно найти конкретный суд), 3. Личная правоспособность состава суда – это ни что иное, как законный состав суда (ст. 16, 17, которые мы читали). Во-первых, мы должны прийти в суд, которому дело подведомственно, подсудно, и судья в кресле сидеть должен законный.

5. Подведомственность – это рабочий механизм (инструмент) распределения дел между юрисдикционными органами. Американские учебники гражданского процесса начинаются с вопроса подведомственности (в какой суд идти?). Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но в современных условиях это высшая математика.

Виды подведомственности.

1. Исключительная (подведомственность «здесь и только здесь»). Исключается рассмотрение дела в другом юрисдикционном органе. Дела о восстановлении на работе только где? В суде. Дела о расторжении брака между супругами с детьми – только в суде. Это примеры исключительной подведомственности.

2. Смешанная . Что-то смешали. Что смешали? В наше время смешивается всё, что только можно. В данном случае: смешанные инструменты судебной и административной (общественной) юрисдикции. Примеры: трудовые споры помимо восстановления на работе. Можно в комиссию по трудовым спорам, можно в федеральную инспекцию труда, а можно в суд, по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. Если мы пошли в КТС, или в федеральную инспекцию труда, мы потом сможем пойти в суд. При отсутствии детей – расторжение брака либо в суде, либо в ЗАГС при взаимном согласии супругов.

3. Условная . Значит, дело подведомственно под условием. Какое имеется в виду условие? Условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно направить претензию. Какие споры приходят на ум? Перевозка или ст. 452 ГК (своего рода, генеральное правило условной подведомственности): прежде чем расторгнуть договор, нужно направить претензию противоположной стороне. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

4. Императивная . Родная сестра подведомственности условной. Тут тоже можно пойти в суд. Как и при условной, нужно выполнить некое действие. Разница в том, чтопри условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спормежду собой , апри императивной – обязаныпередать спор на разрешение внесудебной юрисдикции. Сначала внесудебная юрисдикция, а потом – в суд. Как правило, какая внесудебная юрисдикция? Административная. Императивная подведомственность имеет весьма драматическую историю. Было сначала её отрицание, затем – полное восстановление в нашем законодательстве. Речь идёт об административных делах. Сначала, перед жалобой в суд, была обязательна жалоба вышестоящему начальнику. Победила Конституция 1993 года, было сказано, что императивная подведомственность ей противоречит (доступ к правосудию) диссертации о том, что императивную подведомственность нужно упразднить. Подведомственность – не научная категория, это категория целесообразности, так какне бывает судов плохих и хороших (поэтому не может быть таких диссертаций). Не должны быть разговоры: одни умнее, а другие глупее. Говорили, что императивная подведомственность противоречит ст. 46 Конституции. Последним бастионом пал Таможенный Кодекс 1992 года, который последний отстаивал и сохранял императивную подведомственность. Потом мы про неё забыли. Потом она резко и неожиданно вернулась в НК. Ст. 101 НК, 108 НК, 109 НК – прежде чем подавать заявление в суд, сначала – обратиться в вышестоящий налоговый орган.История совершила круг на наших глазах. Шварц: никакого противоречия ст. 46 Конституции нет. Досудебное урегулирование возможно и необходимо. Товарные знаки, патенты – прежде чем подавать иск в суд, сначала нужно обратиться в Роспатент. Это примеры императивной подведомственности. Сначала во внесудебный юрисдикционный орган, и только потом – в суд. В этом разница с условной подведомственностью: там нужно попытаться урегулировать спор между собой.

5. Альтернативная . В отличие от смешанной подведомственности, а там смешанные виды общественной, административной и судебной компетенции, и можно обратиться в общественную или административную компетенцию, а потом в суд, или же сразу в суд (тут выбор, как и в альтернативной), выбор административной или общественной юрисдикции прекращает своё существование, альтернатива только до момента выбора существует. Но в суд всё равно можно пойти, судебная защита гарантирована Конституцией.В нашей действительности альтернативная подведомственность – это выбор между судами (арбитражным судом и судом общей юрисдикции). Почему не может быть альтернативной подведомственности? Потому что дублирование компетенций судов – нежелательное явление (два суда обладают одинаковой компетенцией, раз уж можно выбирать). Но сейчас и альтернативная подведомственность у нас есть. Ст. 122 ГПК. Вексельное требование может быть как коммерческим, так и некоммерческим. В арбитражном процессе судебного приказа нет. Дальше практика, размышляя над этим вопросом, породила постановление пленума 3/2 от 5 февраля 1998 года, где сказано, что коммерсанты по вексельному коммерческому требованию, могут выбирать: за судебным приказом – в суд общей юрисдикции, а с иском – в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование между одними и теми же субъектами альтернативно подведомственно в приказном производстве и в исковом соответственно суду и арбитражному суду. Конкурирующих и совпадающих компетенций быть не должно (Шварц).

6. Договорная . Возможность передать спор на разрешение третейского суда – об этом мы читаем в ч. 3 ст. 3 ГПК, а далее – в ст. 222 ГПК. Заявление остаётся без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда и от ответчика поступило возражение о рассмотрение спора в суде.

Во-первых, подведомственность – это пределы ведомства, а пределы ведомства – это пределы власти, а пределы власти – это компетенция. То есть подведомственность – это процессуальная компетенция государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Во-вторых, подведомственность – это свойство дела (дело подведомственно…) подлежать рассмотрению и разрешению в определенном юрисдикционном органе.

В-третьих, подведомственность – это институт ГПП, то есть совокупность норм, которые определяют, в каких судах рассматривается конкретное дело.

В-четвертых, подведомственность – это элемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – система процессуальных правоотношений. Вступить в процессуальные правоотношения – значит, найти предпосылки для вступления. Одна из предпосылок – правосубъектность. Подведомственность – аналог правосубъектности суда. Отметим, что элементами правосубъектности суда являются: (1) подведомственность, (2) подсудность, (3) личная правосубъектность состава суда (законность состава суда – ст.16 и 17 ГПК).

В-пятых, подведомственность – это рабочий механизм распределения дел между юрисдикционными органами. Куда идти? – на этот вопрос пятое определение подведомственности. Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но у нас это не так.

(i) Виды подведомственности.

Исключительная подведомственность: исключается рассмотрение дела в другом органе. Например, дела о восстановлении на работе только в суде. Дела о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, только в суде.

Смешанная подведомственность: смешиваются элементы судебной с одной стороны и административной (или общественной) юрисдикции. Трудовые споры можно в КТС, можно в Роструд, а можно в суд по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не лишает возможности пойти в суд впоследствии.

Условная подведомственность: дело подведомственно под условием. Это условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно предъявить претензию. Например, перевозка. Ст.452 ГК: некая общая норма о расторжении договора. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

Императивная подведомственность: родная сестра условной подведомственности. Здесь тоже можно пойти в суд, но прежде чем туда пойти, нужно тоже сделать определенное действие. А разница в том, что при условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спор между собой, а при императивной подведомственности стороны должны сначала в несудебную юрисдикцию пойти. Как правило, это административная юрисдикция. В советское время возобладало правило, что сначала жалобу вышестоящему начальнику, а только потом в суд. А когда приняли КРФ (ст.46), императивная подведомственность противоречит ст.46 КРФ. Подведомственность – не научная категория (диссертация на эту тему быть не может). Это категория целесообразности, ибо не бывает плохих и хороших судов. А теперь вернулась императивная подведомственность. Например, НК РФ. В патентных спорах сначала в Роспатент надо.

Альтернативная подведомственность.

Она, в отличие от смешанной подведомственности (в смешанной - смешаны виды общественной, административной и судебной компетенции). Альтернативная тоже означает выбор, но при смешанной подведомственности выбор общественной или административной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. А вот при альтернативной подведомственности выбор одной возможности прекращает возможность обратиться в другую инстанцию. Когда можно говорить о подобной подведомственности? Ведь у нас есть абсолютное право в суд. Это означает, что альтернативная подведомственность - это выбор между судами: между общей юрисдикцией и арбитражкой.

Выбор между судами означает, что у двух судов есть юрисдикция. А такого быть не должно. Следовательно альтернативной подведомственности быть не может.

Ст.122 - судебный приказ может быть выдан по вексельному требованию. Вексельное требование бывает коммерческим (два предпринимателя) и некоммерческим (нет предпринимателя). В арбитражке нет судебного приказа. И есть Постановление Пленума 3/2 1998 года: коммерсанты по коммерческому требованию могут выбирать: за приказом в СОЮ, а с иском - в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование альтернативно подведомственно в приказном производстве общей юрисдикции, а в исковом - арбитражному суду.

Договорная подведомственность.

Она представлена возможностью передать спор на разрешение третейского суда. Об этом мы читаем в статье 3 ГПК (часть 3): спор из гражданских правоотношений может быть передан на рассмотрение третейского суда. Продолжение этой мысли - в ст.222: заявление остается без рассмотрения, если имеется соглашение между сторон о передаче спора в третейский суд, и от ответчика поступило заявление о наличии такого соглашения.

А возможны ли споры о подведомственности? ст.33 ч.4 - споры о подведомственности формально не запрещены. Однако по-хорошему споры такие запрещены. А на практике у нас такое часто. Вот споры по подсудности точно не могут существовать.

Постепенно практика (в первую очередь ВАС) склонилась к тому, что если СОЮ прекратил производство по делу, то арбитражный суд обязан принять дело к производству, даже если он видит, что общий суд ошибся.

Сейчас также становиться и в СОЮ: если арбитражка прекратила производство по делу, то СОЮ должен принять дело.

Это всё по смыслу конституции.

Теперь к ст.22 ГПК. Правило подведомственности: судам общей юрисдикции подведомственно все, что не подведомственно другим суда. Тут подведомственность по остаточному принципу. Поэтому в ГПК особо регулировать-то и нечего. Акцент о подведомственности уходит в кодексы, посвященные специальной юрисдикции (там, где КС, Уставные суды, там, где арбитражные суды - там компетенция исчерпывающим образом описывается).

И вот, законодатель сначала пытается что-то здесь перечислять. Само правило подведомственности - в ч.3 ст.22 (если нет компетенции арбитражного суда, то СОЮ). Правда, в ч.3 ст.22 не сказано про конституционную юрисдикцию (в т.ч. с уставными судами). Это дефект, конечно.

На этом, обсуждение вопросов о подведомственности и заканчивается. Дальше нужно посмотреть на то, что в других ФЗ сказано.

Вот, посмотрим в АПК. В ст.27 АПК закреплено два классических критерия подведомственности дел арбитражному суду: субъектный состав и характер спора.

Спор должен быть экономическим, но что такое "экономический" - непонятно. Понятие предпринимательской деятельности у нас есть, а вот "экономической" нет. Что такое иная экономическая деятельности? Адвокатская деятельность - не предпринимательская деятельность (ст.1 закона об адвокатуре), а экономическая ли она? А деятельность по собиранию доходов бюджета в финансовом праве? Ну, главное слово российского законодателя - это "иная".

А еще есть субъектный критерий: организации (коммерческие и некоммерческие), ИП, и в случаях, предусмотренных законом, публично-правовые образования, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане.

В ст.28 - дела из гражданских правоотношений. И больше ничего не сказано, нет перечня. То есть любое дело из гражданских правоотношений, где участвуют указанные выше субъекты.

А в ст.29 - дела из административных правоотношений. Там перечень. Он открытый или закрытый? Закрытый. Потому что перечни открыты или закрыты не в статьях, а в законах. "Другие дела, отнесенные к компетенции арбитражки в случаях, предусмотренных федеральными законами". То есть перечень всегда исчерпывающий.

Дальше, ст.30 АПК - особое производство. А ст.33 АПК - специальная подведомственность (это термин, который заменяет в арбитражной процессе термин "исключительная подведомственность" - дела, который подведомственны только в арбитражных судах).

Например, дела о банкротстве (торговая и неторговая несостоятельность). Неторговая - это несостоятельность простых граждан, но этого пока еще нет. Еще, например, корпоративные споры (ст.225.1 АПК).

В чем состоит специальность указанной подведомственности? Ч.2 ст.33 - указанные дела рассматриваются в арбитражных судах независимо от субъектного критерия. Если ст.27 говорит о двух критериях (субъект и экономические споры), то дела специальной подведомственности требуют лишь наличие экономического спора, где могут участвовать и простые граждане.

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственно всё, кроме компетенции КС, арбитражных судов (ст.27, 28, 29, 33, 225.1 АПК).

Здесь надо было поставить точку.

Но регулирование у нас настолько отвратительно, что понять об этом невозможно.

Например, 31 декабря, две машины благотворительных организаций столкнулись. Деликт. СОЮ или арбитражные суды. По субъекту - организации, юридические лица, хотя и некоммерческие. А спор экономический? А черт знает. На практике, рассматривают в арбитражке, но деликты вообще не бывают экономическими (экономическая деятельность по причинению вреда:)). Практика смотрит: если субъектный состав есть, то арбитражка.

Другой пример: один ИП арендовал у другого ИП кафе для банкета. Потом он предъявил к ней иск о признании сделки недействительной по мотиву обмана. Спрашивается: банкет он заказывал как предприниматель или как простой гражданин. Арбитражка прекратила производство по делу, посылали их в СОЮ. А Президиум ВАС сказал: не факт, что он это делал в качестве простого гражданина. Поэтому дело арбитражному суду подведомственно. Конечно, почему бы человеку не нажраться в качестве индивидуального предпринимателя.

Третий пример: гражданка Филипас заключила договор долевого участия в строительстве. Дом не построили. Она расторгла договор, ей стали должны деньги. И она это требование уступило юридическому лицу. Цессионарий будет предъявлять иск к застройщику в арбитражный суд или в СОЮ. Субъекты - два юридических лица, но требование возникло из договора долевого участия в строительстве, который является потребительским. Президиум ВАС сказал: цель, которую преследовала Филипас, когда заключала договор, не перешла в правоотношения между новыми субъектами. Поэтому у новых субъектов уже другая цель, а та цель никуда не перешла. Возникает вопрос: что такое цель в правоотношениях? Не говоря уже о том, может ли цель переходить и ходить. Дело все в том, что при цессии никаких новых правоотношений не возникает, просто меняется субъектный состав. Поэтому переход цели в правоотношение между цессионарием и застройщиком невозможен, ибо к ним перешло само правоотношение. В итоге, ВАС сказал, что спор подведомственен арбитражному суду, хотя предыдущие суды отказывали в производстве по этому делу.

Вот, теперь видно, что у нас просто идиотизм.

Или иски от ТСЖ. Когда ТСЖ заключает договоры на поставку воды, газа и т.д., а потом не платит по этим договорам, то тут можно согласиться, что споры подведомственны арбитражным судам: два юрлица, и деятельность вроде бы экономическая.

Но вот товарищество собственников жилья решается защитить общую долевую собственность (истребование чердака из чужого незаконного владения у юрлица). Тут ТСЖ виндицирует у юрлица в СОЮ или в арбитражных судах? Собственность тут у нас точно создана не для предпринимательской деятельности, а для обслуживающей дом деятельности, т.е. для потребительской деятельности. По практике у нас - арбитражный суд, но это далеко не очевидно.

Ст.33 АПК говорит в п.3 - дела по спорам о государственной регистрации юрлиц. Какие юридические лица? Ст.33 исключает субъектный состав как критерий подведомственности. Есть ППВАС от 9.12.2002 №11 и ППВС №2 от 20.01.2003. ВАС, пытаясь объяснить п.3 ст.33, говорит: сюда не попадают политические партии, религиозные объединения, общественные объединения, ибо они точно не предпринимательские. Тут, говорит ВАС, нужен СОЮ. Но есть некоммерческие организации, но которые немножко коммерческие (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, адвокатское бюро). Куда обжаловать отказ в регистрации таких организаций? Президиум сказал, что отказ в регистрации адвокатского бюро - это СОЮ, но налоговые споры адвокатского бюро с налоговыми инспекциями - это арбитражные суды. Арбитражным судам все-таки подлежат к их компетенции споры об отказе в регистрации тех некоммерческих организаций, которые хотя и не преследуют цель извлечения прибыли, но все-таки ею занимаются, - говорит ВАС.

Это все к тому, что регулирование подведомственности превращено в полное безобразие. А урегулировано оно должно быть так просто, так тупо, чтобы сразу было понятно.

Заключительный пример: корпоративный спор. Иск о признании права собственности на акции, если спорят два граждинина. Шварц говорит: в СОЮ, конечно. А СОЮ отказал в принятии иска. Шварц пишет частную жалобу. А там есть разъяснение ВС РФ: спор о праве собственности на акции - это обычный спор о праве собственности. Городской суд опять отказал. Оказывается, вышло разъяснение ВАС, где он сказал, что право собственности на акции - это контроль над корпорацией, а контроль над корпорацией - это арбитражный спор.

Поэтому, всё это антиконституционно, это диверсия против государства. В особенности, ст.27 АПК.

Не бывает судов плохих и хороших. Что рационального должно лежать в основе вопроса о подведомственности? Подведомственность - вопрос политики и целесообразности. Дело должно быть организовано здраво и рационально. В основе подведомственности должна лежать одна единственная мысль - специализация судов. Например, суд по интелектуальным спорам, арбитражные суды и т.д. Подведомственность - это отражение того, как мы видим специализацию.

Со специализацией происходит Бог знает что. Есть ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1-ой ГК). ИП в любой момент может сдать свидетельство в инспекцию налоговой и перестать быть предпринимателем. Спрашивается, его прошлые предпринимательские правоотношения где будут рассматриваться? Пленумы сказали, что в СОЮ, если он уже перестал быть ИП. А что, если гражданин занимается предпринимательством без регистрации. К нему применяются материальные правила о предпринимательстве. Суд сказал, что в СОЮ, хотя арбитражные суды больше шарят в предпринимательстве. Усугубим: иск предъявил ИП, а в течение производства по делу он перестал быть ИП. Тут Пленумы сказали, что продолжать надо, а не отправлять в СОЮ. Итог: чтобы подавать в арбитражку, в момент подачи дела гражданин должен быть зарегистрированным предпринимателем.

Например, предположим, ИП должен платить особенный налог. Он знает, что у него недоимка. Он пошел и прекратил быть предпринимателем. По Пленумам - в СОЮ надо идти, хотя они вообще не шарят в этих налогах для ИП. Тут специализация нарушается.

Ч.4 ст.22 - это правило преимущественной подведомственности: если несколько дел, где часть подведомственны СОЮ, а часть - арбитражке, то надо разделить. А если разделить невозможно, то в СОЮ все дела. СОЮ имеет преимущественную подведомственность.

Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминовФинансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий , определяющих возникновениеправа на обращение в суд .

Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность - это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературенет. Термин«подведомственность» имеет исконнорусское происхождение и означает«подвести под ведомство» , ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы , однаков ряде случаев они помещаются ив материальных законах .Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции *, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio - добиваюсь, соответствую, подхожу)- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела , т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы .

Во-первых , органы государства, осуществляющие судебную власть : Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека , если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов , подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную .

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную , императивную , альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения , т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения . Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина (Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Важный признак подведомственности, как определение ее правил только в законе, например в ст. 22 ГПК, ст. 27-33 АПК, ст. 11 ГК, ст. 18-23, 27, 35, 41 и др. СК и т.д.



Просмотров