Претензионный порядок подведомственность и подсудность экономических споров. Защита гражданских прав осуществляется путем. Что такое подсудность дел арбитражным судам

Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

1) родовую;

2) территориальную.

Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

2) если материалы дела содержали государственную тайну;

3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

2) местонахождение сторон;

3) специфики спора.

По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.

Подведомственность - это разграничение компетенции между Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При определении подведомственности спора АС, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

АС разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: 1)организаций, являющихся юрид.лицами; 2)граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрид. лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя; 3)в случаях предусмотренных АПК РФ и иными ФЗ, с участием РФ, субъектов РФ, муницип. образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должн. лиц, образований, не имеющих статуса юрид. лица, и граждан, не имеющих статуса индивид. Предпринимателя (ст.27 АПК). Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

1.экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений (пр. споры о разногласии по дог-ру, заключение кот. предусмотрено з-ном; о признании права собственности; о неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств; о возмещении убытков). 2.экономич. споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.), (пр. касаются оспаривания нормат. прав-х актов, дела об администр. правонарушениях, отнесенных к ведению арбитраж. суда).

В АС подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юр. лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от гос. регистрации юр. лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключ. трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных ФЗ. Если будет установлено, что дело не полежит рассмотрению в АС, то про-во по нему прекращается (имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства; истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом; организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована ст.150АПК).

Дела по спорам некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др. не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности: 1.Родовая подсудность разграничивает дела между АС различного уровня. По общему правилу, подведомственные АС, рассматриваются в I инстанции АС субъектов РФ, за искл. дел, отнесенных к подсудности Высшего АС РФ(эконом. споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об оспаривании нормат./ненорматив. прав. актов Президента РФ). 2.Территориальная подсудность разграничивает компетенцию АС одного уровня в зависимости от места рассмотрения дела.Виды:

Общая - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в АС субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца, установлены в законе.(н-р: Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков) Договорная подсудность - по правилам договорной подсудности: общая территориальная и альтернативная подсудность м.б. изменены по соглашению сторон до принятия АС заявления к своему производству. Исключительная подсудность - дело должно быть рассмотрено строго определенным АС (н-:. Иски о правах на морские/воздушные суда в АС по месту их гос. регистрации).

  • § 5. Принцип независимости судей хозяйственного суда
  • § 6. Принцип процессуальной экономии
  • § 7. Принципы равенства организаций и предпринимателей перед законом и судом, равноправия и добросовестности сторон
  • § 8. Принцип разъяснения процессуальных прав и процессуальных обязанностей
  • § 9. Принцип уважения достоинства личности
  • § 10. Принцип состязательности
  • § 11. Принцип языка судопроизводства в хозяйственном суде
  • § 12. Принцип гласности
  • § 13. Право на юридическую помощь
  • § 14. Принцип диспозитивности
  • § 15. Принципы непосредственности и непрерывности судебного разбирательства
  • § 16. Принцип верховенства права и приоритета норм международного права
  • § 17. Принцип применения норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле
  • § 18. Принцип обязательности судебных постановлений и судебных обращений
  • § 19. Принцип сочетания письменности и устности хозяйственного судопроизводства
  • § 20. Принцип доступности правосудия
  • § 21. Принцип судебного надзора
  • Тема 3 система и структура хозяйственных судов республики беларусь
  • § 2. Состав и полномочия Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 3. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 4. Состав и компетенция судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 5. Научно-консультативный Совет при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь
  • § 6. Аппарат Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 7. Состав и компетенция хозяйственного суда области (г. Минска), специализированного хозяйственного суда
  • Тема 4 подведомственность и подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • Тема 5 процессуально-правовой статус лиц, участвующих в деле
  • § 2. Стороны в хозяйственном процессе
  • § 3. Замена ненадлежащего ответчика
  • § 4. Процессуальное правопреемство Рекомендуемая литература
  • § 5. Третьи лица в хозяйственном процессе Рекомендуемая литература
  • Тема 6 участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • § 1. Развитие взаимоотношений прокуратуры с арбитражными органами (хозяйственными судами)
  • § 2. Возбуждение прокурором дела в хозяйственном суде первой инстанции
  • § 3. Возбуждение прокурором апелляционного производства
  • § 4. Возбуждение прокурором кассационного производства
  • § 6. Участие в деле государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • Тема 7 процессуально-правовой статус участников судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1. Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1 . Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • Тема 8 представительство в хозяйственном суде
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • Тема 9 доказательства и доказывание
  • § 2. Письменные и вещественные доказательства
  • § 3. Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве. Заключение эксперта и специалиста
  • § 4. Показания свидетелей
  • § 5. Объяснения лиц, участвующих в деле. Аудио- и видеозапись. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления
  • § 6. Обеспечение доказательств
  • § 7. Доказывание в хозяйственном процессе
  • Тема 10 судебные расходы
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • Тема 11 процессуальные сроки в хозяйственном судопроизводстве
  • § 2. Приостановление и восстановление процессуальных сроков
  • § 3. Сроки, устанавливаемые для совершения процессуальных действий
  • Тема 12 предъявление иска и возбуждение дела в хозяйственном суде
  • § 2. Виды исков
  • § 3. Право на иск в хозяйственный суд
  • § 4. Требования, предъявляемые к форме содержанию искового заявления
  • § 5. Возбуждение производства по делу
  • § 6. Соединение и разъединение исковых требований.
  • § 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права. Средства защиты от предъявленного искового требования
  • § 8. Обеспечение иска Рекомендуемая литература
  • Тема 13 примирительные процедуры в хозяйственном судопроизводстве
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • Тема 14 рассмотрение дела в суде первой инстанции
  • § 2. Подготовительное судебное заседание
  • § 3. Судебное разбирательство
  • § 4. Порядок в судебном заседании. Культура судебного процесса
  • § 5. Протокол судебного заседания
  • § 6. Принятие решения хозяйственного суда. Структура решения суда
  • § 7. Исправление недостатков решения суда
  • § 8. Определение суда. Частное определение
  • Тема 15 виды производств в хозяйственном процессе
  • § 2. Производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение Рекомендуемая литература
  • § 3. Производство по рассмотрению дел по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении Рекомендуемая литература
  • § 4. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) Рекомендуемая литература
  • § 6. Производство по рассмотрению экономических (хозяйственных) споров и иных дел с участием иностранных лиц Рекомендуемая литература
  • § 7. Производство о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Рекомендуемая литература
  • Тема 16 производство по пересмотру судебных постановлений в апелляционном порядке
  • § 2. Понятие и признаки апелляции
  • § 3. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции
  • § 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
  • Тема 17 производство в хозяйственном суде кассационной инстанции
  • § 2. Подача кассационной жалобы (протеста)
  • § 3. Рассмотрение дела хозяйственным судом кассационной инстанции
  • § 4. Полномочия кассационной инстанции
  • Тема 18 производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора
  • § 2. Возбуждение производства в порядке надзора
  • § 3. Принятие и рассмотрение жалобы в порядке надзора
  • § 4. Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции
  • Тема 19 пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений хозяйственных судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Тема 20 исполнительное производство
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров

    Любой хозяйственный суд обладает конкретной, присущей только ему компетенцией. Поэтому подсудность представляет со­бой дальнейшее развитие подведомственности, ее конкретизацию применительно к отношениям, складывающимся между органами правосудия. Нормы права о подсудности вытекают из норм, регла­ментирующих подведомственность, и вместе образуют органичес­ки связанное внутреннее единство. Институт подсудности позво­ляет распределить дела, подведомственные хозяйственному суду, между различными звеньями и другими элементами системы хо­зяйственных судов.

    Итак, подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстан­ции (или пространственная компетенция однородных судов).

    В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную (см. рисунок 4.4).

    Рисунок 4.4

    Правила родовой подсудности хозяйственных споров подробно рассмотрены в параграфах 4 и 7 темы 3 данного учебного пособия.

    Территориальная подсудность позволяет разграничить пред­метную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зави­симости от места рассмотрения спора.

    Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или мес­ту жительства ответчика.

    Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору ист­ца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предос­тавлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (об­щее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по пра­вилам альтернативной подсудности предъявляются иски:

    1) к ответчикам, находящимся на территории разных облас­тей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту на­хождения либо месту жительства одного из ответчиков;

    2) к ответчику, место нахождения или место жительства кото­рого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известно­му месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;

    3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юри­дического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;

    4) к ответчику, который является индивидуальным предприни­мателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;

    5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту испол­нения договора;

    6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

    Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение опреде­ленных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано толь­ко в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безогово­рочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.

    Правила исключительной подсудности действуют лишь в от­ношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК в редакции Закона от 8 июля 2008 г. следующим образом.

      Иски о признании права собственности на недвижимое иму­щество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребо­вании имущества из чужого незаконного владения либо об устра­нении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйствен­ный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутрен­него плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.

      Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик явля­ется одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

      Иски (заявления) к государственным органам, органам мес­тного управления и самоуправления, вытекающие из администра­тивных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).

      Заявления об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исклю­чением заявлений об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение для возникновения, изменения или прекращения пра­ва на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Заявления о признании должника экономически несостоя­тельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту на­хождения должника.

      Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйствен­ный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.

      Ходатайства об отмене решения международного арбитраж­ного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

      Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения пода­ются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйствен­ный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвест­ны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.

      Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совер­шении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нота­риальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать но­тариальные действия.

      Заявления по спорам между юридическими лицами Рес­публики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющи­ми имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющего­ся ответчиком.

    Подсудность по связи дел. В качестве особого вида террито­риальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.

    Необходимость совместного рассмотрения дел в одном про­изводстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, потреб­ностью исключения возможности вынесения противоречивых ре­шений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.

    Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявля­ется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

    Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглаше­нием сторон по конкретному делу, именуется договорной (доброволь­ной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пре­делах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-пер­вых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую под­судность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности яв­ляются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.

    По общему правилу подсудность, установленная правилами под­судности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК в редакции от 8 июля 2008 г. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотре­ние спора между ними, ограничивается выбором между хозяйствен­ным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяй­ственным судом по месту нахождения истца (его филиала).

    Однако из данного принципа в 2005 г. было сделано исключе­ние, вызванное тем, что количество дел, приходящихся к рассмотре­нию на одного судью хозяйственного суда г. Минска, значительно превышало количество дел, рассматриваемых судьями хозяйствен­ных судов областей. Одной из причин существенного увеличения количества рассматриваемых дел хозяйственным судом г. Минска явилось поступление исков на основании договорной подсуднос­ти, то есть исков, ответчики по которым находятся на территории других областей и которые согласно правилам общей подсудности подлежали рассмотрению хозяйственными судами этих областей.

    Поэтому постановлением Президиума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь «Об урегулировании нагрузки меж­ду хозяйственными судами областей и г. Минска» от 4 марта 2005 г. был определен временный порядок распределения поступающих в хозяйственный суд г. Минска исковых заявлений договорной под­судности между хозяйственными судами областей.

    Так, поступавшие в хозяйственный суд г. Минска исковые заявления субъектов хозяйствования - резидентов Республики Бе­ларусь к ответчикам, также резидентам Республики Беларусь, ко­торые не находились на территории г. Минска, направлялись этим судом в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь для передачи на рассмотрение в хозяйственные суды областей с уче­том общих правил подсудности и существующей нагрузки. О пе­редаче искового заявления на рассмотрение в хозяйственный суд области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь вы­носил определение.

    Со вступлением в силу изменений, внесенных в ХПК 8 июля 2008 г. Законом № 395-З, снято ограничение в отношении при­менения института «договорной подсудности». В пророгацион-ном соглашении вновь можно указывать один из семи хозяй­ственных судов первого звена вне зависимости от того, относятся ли стороны по принципу места своего нахождения к юрисдик­ции данного суда.

    Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.

    Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйствен­ным судом к своему производству с соблюдением правил подсуд­ности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в даль­нейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.

    Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:

      при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выяви­лось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

      после отвода одного или нескольких судей их замена в дан­ном хозяйственном суде становится невозможной;

      ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйствен­ный суд по месту его нахождения или месту жительства;

      обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хо­зяйственным судом по месту нахождения большинства доказа­тельств;

      одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;

      невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.

    О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвую­щим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесе­ния. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

    Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

    Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

    Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

    Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

    Это споры

    по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

    по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

    требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

    Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

    Подвеломственность (ст. 11 ГК):

    Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

    Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

    Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

    Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

    Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

    а) суды общей юрисдикции

    б) Конституционный суд

    в) Арбитражный суд.

    Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

    В его задачи входит:

    1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

    2) содействие уркеплению законности;

    3) содействие предупреждению правонарушений.

    ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

    Критерии для определения подведомственности:

    а) субъективный (кто является субъектами споров);

    б) характер спора

    Критерии определения подсудности:

    а) уровень арбитражного суда

    б) территория.

    Виды подсудности:

    а) родовая (объект и субъект спора);

    б) территориальная:

    Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

    Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

    Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

    По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

    Спор о банкротстве (по месту должника);

    Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

    Система арбитражных судов

    1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

    2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

    3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

    Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

    Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

    Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

    Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

    В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

    О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

    О изменении условий или расторжении договоров;

    О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

    Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

    Суды общей юрисдикции

    Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

    Они рассматривают споры:

    а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

    б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

    в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

    г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

    В систему судов общей юрисдикции входят:

    а) районные суды;

    б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

    в) Верховный суд РФ

    а также военные суды.

    Третейские суды

    Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

    Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

    Существует два вида третейских судов:

    1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

    2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

    Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

    Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

    а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

    б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

    в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

    Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

    Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

    Международный экономический арбитраж

    Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

    Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

    1) Лондонский международный третейский суд;

    2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

    3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

    4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

    Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

    Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

    Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

    Если нарушитель добровольно не удовлетворяет претензии пострадавшего, они могут быть реализованы в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры.

    По общему правилу, принудительная защита гражданских прав и охраняемых законом интересов производится судом. В отдельных случаях возможна защита в административном порядке, когда спор рассматриваются специальные государственные органы (налоговые, таможенные, органы внутренних дел, прокуратура и т.д.).

    Судебная система РФ состоит из:

    Конституционного Суда РФ;

    Системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным

    Судом РФ;

    Мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;

    Системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;

    Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    В систему федеральныхарбитражных судов входят:

    - федеральныеарбитражные суды субъектов РФ (например, арбитражный суд Новгородской области);

    Апелляционные арбитражные суды, существующие в каждом федеральном округе (а федеральных округов всего 10) в количестве, необходимом для нужд данного федерального округа. Правда, пока эти суды только недавно созданы и отнюдь не в необходимом количестве. В Северо-Западном федеральном округе пока создан только один апелляционный арбитражный суд – в г. Вологде. Планируется в дальнейшем количество апелляционных арбитражных судов довести до 30;

    - арбитражные суды федеральных округов РФ, которых всего 10. (например, федеральный арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа, находящийся в г. Санкт-Петербурге);

    - Высший Арбитражный Суд РФ, которому подчиняются все остальные арбитражные суды.

    Подведомственность – это предметная компетенция, т.е. круг дел, которые суды уполномочены рассматривать и разрешать (под какое именно «ведомство подпадает» конкретное дело). Так, судам общей юрисдикции подведомственны все дела об административных правонарушениях, уголовные дела и ряд гражданских дел, кроме экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственных арбитражным судам. Арбитражные суды называются судами специальной юрисдикции, т.к. они рассматривают только упомянутые выше споры.Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают, как уже говорилось, экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие между:

    Юридическими лицами;

    Гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;

    Юридическими лицами с одной стороны и индивидуальными предпринимателями – с другой.

    Если одной из сторон спора будет субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, а другой – обычный гражданин, чьи права нарушены в результате предпринимательской деятельности, то такой спор подсуден суду общей юрисдикции. Те же граждане - индивидуальные предприниматели могут нарушить личные субъективные права друг друга, а не только в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Предположим, один из них одолжил денег другому на покупку личной автомашины. Этот спор никак не касается их предпринимательской деятельности и потому будет рассматриваться судом общей юрисдикции.


    Подсудность – это разграничение подведомственных судам споров между отдельными судами того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов). Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по существу экономические споры по месту нахождения или месту жительства ответчика и т.д. Остальные арбитражные суды (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляют только пересмотр дел, уже рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ.



    Просмотров