Курсовая работа: Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в российской федерации

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • o особенности конституционного строя, организации и функционирования системы местного самоуправления в России;
  • o сущность и содержание основных понятий, категорий;

уметь

  • o анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
  • o принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

владеть

  • o навыками работы с правовыми актами;
  • o навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Конституционные основы местного самоуправления, его сущностные признаки

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные образования. Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии развитой правовой основы его функционирования, соответствующей международным стандартам и содержанию социального и демократического государства. Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов и правовых норм, обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Существует множество классификаций правовых основ местного самоуправления по разным критериям. Назовем основные и наиболее распространенные из них.

  • 1. По характеру предписаний муниципально-правовые нормы делятся:
    • - на правоуполномочивающие - определяют предметы ведения местного самоуправления. К ним относятся нормы разрешения, устанавливающие, что можно делать;
    • - обязывающие - содержат предписания о том, что нужно делать, и определяют обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам управления и обязанности других субъектов муниципального права. на основании этих норм органы местной власти обязаны обеспечить каждому желающему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;
    • - запрещающие - закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.
  • 2. По степени категоричности предписаний нормы подразделяются:
    • - на императивные - устанавливающие порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц системы муниципального управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эти нормы должны официально опубликовываться;
    • - диспозитивные - устанавливают порядок рассмотрения и решения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа власти или выборного должностного лица системы муниципального управления.
  • 3. По территории действия - это нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ, а также границами отдельного муниципального образования, или нормы, которые могут действовать на всей территории России.
  • 4. По источникам нормы муниципального права подразделяются на нормы, устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Значительная часть норм муниципального права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 5. Материально-правовые нормы - закрепляют полномочия органов и должностных лиц системы муниципального управления, а также права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
  • 6. Процессуальные нормы - определяют порядок выборов и деятельности органов системы муниципального управления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципального образования, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного характера.
  • 7. По муниципально-правовым институтам - нормы, регулирующие определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые выделяются в пределах муниципального права в самостоятельную обособленную группу. К муниципально-правовым институтам относятся институт территориальной основы местного самоуправления, институт муниципальной собственности, институт муниципальной службы и др.

Необходимо отметить, что правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г. Хартия местного самоуправления подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г. Признавая, что местное самоуправление является одной из основ демократического строя, Европейская хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

Хартия содержит преамбулу, в которой излагаются цели государств - членов Совета Европы, подписавших Хартию, и три раздела.

Преамбула содержит положения о том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя и что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы на основе принципов демократии и децентрализованной власти.

Первый раздел - "Конституционные и законодательные основы местного самоуправления" - содержит десять статей, в которых дается понятие местного самоуправления, указаны принципы закрепления компетенции самоуправления, гарантии защиты территории местного самоуправления, права местного самоуправления в определении своих внутренних административных структур, а также положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, источниках финансирования органов местного самоуправления, административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления, а также право на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий.

Второй раздел - "Основные положения" - устанавливает обязательства государств, подписавших Хартию. Государство обязуется соблюдать по меньшей мере 20 пунктов первого раздела Хартии, а также содержит статьи с указанием органов, на которые распространяется действие Хартии, и обязанность государств - членов Совета Европы направлять Генеральному Секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринимаемых в целях соответствия Хартии.

Третий раздел Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в Хартию.

Хартией предусматриваются свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. При этом статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

Важную роль в обеспечении реализации Европейской хартии о местном самоуправлении играет Конгресс местных и региональных органов власти Европы. Конгресс - совещательный орган, в котором представлены местные и региональные органы власти стран - членов Совета Европы. Работа Конгресса ведется в двух палатах: палате местных органов власти и палате регионов. Пленарное заседание Конгресса проводится раз в год в Страсбурге. Цель Конгресса - обеспечить участие местных и региональных властей в достижении европейского единства; обеспечить членам местных и региональных советов возможности в разработке европейской политики в рамках Совета Европы; помогать новым демократическим государствам в создании местных административных структур.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Прежде всего, согласно ст. 12 "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление". Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Оно не входит в систему органов государственной власти. Общие принципы построения местного самоуправления являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Материальной основой власти является муниципальная собственность.

В Конституции РФ содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция РФ указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

  • o управление муниципальной собственностью;
  • o формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • o установление местных налогов и сборов;
  • o осуществление охраны общественного порядка;
  • o иные вопросы местного значения.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления.

При самостоятельности местного самоуправления Конституция РФ предусматривает возможность передачи отдельных государственных полномочий на местный уровень, но при этом обязательна и передача необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации государственных полномочий.

Конституционные нормы, регулирующие построение и деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, носят открытый демократический характер и развиваются в федеральном, региональном законодательстве и в самих нормотворческих актах местного самоуправления. Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Федеральным законодательством закрепляются права органов и должностных лиц системы муниципального управления принимать правовые акты по предметам их ведения.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативными правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Гражданский кодекс РФ содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" является основой для муниципального избирательного права; и т.д.

Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с одной стороны, гарантируются организационная, финансово-экономическая самостоятельность, судебная защита местного самоуправления. С другой - Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования, в силу объективных причин, не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

В Федеральной целевой программе (ФЦП) государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне. Выделяются два этапа ее реализации: первый (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй (2003-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП включают:

  • 1)анализ правовой базы всех уровней управления и разработку предложений по их совершенствованию, разработку модельных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • 2)анализ межбюджетных отношений, выработку предложений по их совершенствованию; разработку государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • 3)разработку и реализацию целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
  • 4)разработку и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовку кадров для органов местного самоуправления;
  • 5)создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, разработку предложений по созданию муниципальных информационных систем;
  • 6)разработку предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, совершенствование государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий;
  • 7)создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.

В связи с тем что муниципальные образования существенно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций, создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в различных регионах в соответствии с разработанной методологией.

В системе местного самоуправления можно выделить так называемые сущностные признаки, без которых оно не может состояться. Это, безусловно, закреплено в законодательстве о местном самоуправлении. К сущностным признакам относятся территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты. Однако и это еще не является гарантией реального местного самоуправления. Поэтому сущностные признаки могут быть рассмотрены и более широко, с учетом качества институтов местного самоуправления. Это достаточность и полнота правовой базы, эффективность механизма контроля исполнения законов, наличие и свобода институтов реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении, реальная обеспеченность местного самоуправления ресурсами для осуществления власти, доступность, открытость местной власти гражданам, и, конечно, легитимность власти, т.е. признание и поддержка ее населением.

В Конституции Российской Федерации концепция местного самоуправления приняла завершенный вид.

Статья 12 Конституции РФ закрепила в качестве основ конституционного строя следующие положения:

1. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Эти положения в Конституции РФ означают признание объективно существующих особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.

3. Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но осуществляют публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (выделено автором. - Н.Г.).

Конституционные положения получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ от 28 августа 1995 г. Одновременно с этим законом действуют Федеральные законы «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Дальнейшему развитию единого правового пространства России в области местного самоуправления способствовало также принятие Федеральных законов «О национально-культурной автономии», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании». Завершается доработка Федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации».

По совокупности правовых норм можно выделить основополагающие принципы организации и функционирования местного самоуправления:

Приоритет прав и свобод человека;

Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления обществом;

Взаимодействие органов местного самоуправления с вертикалью исполнительной власти;

Наличие у местного самоуправления собственной компетенции;

Осуществление местного самоуправления на основе соблюдения иерархии (по юридической силе) нормативных правовых актов: Конституции РФ, законов Федерации, субъектов РФ, собственных уставов муниципального образования;



Самостоятельное определение населением территории и структуры органов местного самоуправления;

Гарантии местного самоуправления при условии их финансовой, организационной самостоятельности;

Ответственность перед государством и населением (двойная). В качестве фундаментального основания института местного

самоуправления в РФ служит конституционный принцип децентрализации публичной власти, в полном соответствии с которым находится концепция негосударственной природы местного самоуправления.

Достижение подлинной децентрализации возможно при соблюдении двух условий: 1) необходимо, чтобы Конституция или закон признали наличие общественных интересов, независимых от тех, которые обеспечиваются государством, и относящихся к ведению данной территории; 2) необходимо также, чтобы эти специфические интересы обеспечивались решениями и средствами, независимыми от федеральной (региональной) власти. Это означает, что органы, принимающие соответствующие решения, должны располагать определенной независимостью от государственных органов.

Федеральный закон «Об общих принципах...», конкретизируя конституционные положения, обеспечивает соблюдение первого из названных выше условий посредством введения в законодательство института муниципального образования (ст. 1, ч. 1), под которым понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Юридической характеристикой муниципального образования является его статус как территориальной (а не административно-территориальной) единицы субъекта Российской Федерации, что означает признание муниципального образования субъектом права.

Вопросы местного значения в законе понимаются (ст. 1, ч. 3, п. 1) как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Юридической характеристикой вопросов местного значения является их определение в п. 1 ст. 6 Федерального закона как предмета ведения муниципальных образований.

Второе условие реальной децентрализации обеспечивается в Законе посредством:

Установления исключительной компетенции муниципального образования, которую составляют вопросы местного значения (ст. 6, п. 2) и которая закрепляется в уставе муниципального образования, разрабатываемом муниципальным образованием самостоятельно (ст. 8, п. 2);

Права органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах собственной компетенции (ст. 14, п. 3) принимать (издавать) правовые акты (ст. 19, п. 1). Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44, п. 2);

Запрета на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14, п. 5), запрета на образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17, п. 3).

Наделения государственными полномочиями, которое может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача предполагает исключение вопросов из компетенции государственного органа и включение их в компетенцию местного самоуправления навсегда. Делегирование - представление на один раз, определенный срок или бессрочно право решения каких-либо вопросов, право контроля при этом остается за государственным органом. Условия и порядок контроля определяются законами.

Обобщая изложенное, можно признать, что современная концепция местного самоуправления в законодательстве на федеральном уровне России основана на принципе децентрализации публичной власти, являющемся частью более широкой политико-правовой доктрины, согласно которой государство (в данном случае - субъект РФ) является объединением самоуправляющихся территориальных единиц (ассоциаций жителей), неким центром, вырабатывающим лишь нормы, единые для всех, обеспечивающим стабильность и целостность этого объединения, общие для всех ассоциаций социальные, политические и экономические стандарты, защиту прав личности.

По существу федеральным законодателем принят слегка модернизированный вариант общественной теории самоуправления. Желание освободиться от практики сверхцентрализации власти привело по закону политического маятника к радикальному решению проблемы - лишению местного самоуправления государственных начал. Однако это лишь добавило к реальной слабости местного самоуправления слабость юридическую, на что обратили внимание отечественные государствоведы и что очень быстро проявилось в практической деятельности органов местного самоуправления в большинстве субъектов Российской Федерации.

Практика самоуправления показала, что независимость органов местного самоуправления поддерживается не только установлением норм, непосредственно регламентирующих их собственную деятельность. Местная автономия как принцип независимости и жизнеспособности органов местного самоуправления гарантируется также нормами, регулирующими их отношения с государственными федеральными и региональными властными структурами.

В Федеральном законе «Об общих принципах...» достаточно подробно формулируются полномочия органов государственной власти РФ (ст. 4) и субъектов РФ (ст. 5) в области местного самоуправления. Однако наибольшее значение в отношении обеспечения независимости органов местного самоуправления имеет, на наш взгляд, устанавливаемый законом порядок именно их взаимодействия с органами государственной исполнительной власти, особенно на уровне субъектов Федерации.

Целесообразно, видимо, соотнести еще раз муниципальную власть с государственной, чтобы осознать единую у них публично-правовую основу.

Общие сущностные признаки заключают в себе следующее.

1. Четко выраженный институциональный характер власти. Статус органов власти определяется в Конституции и законах.

2. Официальные, юридически закрепленные порядок их организации, компетенцию, полномочия.

3. Наличие специфического обособленного аппарата власти.

4. Деятельность основана на законах и иных нормативных актах, имеет характер непрерывности во времени, универсальности.

5. Оказывают управляющее воздействие по отношению ко всем лицам, находящимся на соответствующей территории, издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера (однако акты эти - подзаконные).

6. Имеют право на легитимное принуждение.

7. Самостоятельно формируют свой бюджет, устанавливают и собирают налоги.

Единая политико-правовая сущность государственной власти и муниципальной не перекрывает содержательную специфику последней.

Признаки, отличающие муниципальную власть от государственной, сводятся в основном к следующему:

1. В системе органов муниципального самоуправления отсутствует строгая иерархия и субординация в отношениях.

2. Они призваны функционировать не от имени государства, их деятельность более ориентирована на учет особенностей территориального развития, групповых, корпоративных местных потребностей и интересов.

3. Они ближе к населению, чем органы государственно-административной власти федерального или регионального уровня.

4. Их функции менее политизированы.

5. Материально-финансовую основу составляют муниципальный бюджет и муниципальная собственность.

Указанная специфика и создает практическое основание для конституционного разделения государственной власти и местного самоуправления на две самостоятельные системы.

Итак, муниципальная власть имеет двойственную природу, является разновидностью и публичной власти (власти в обществе) и социальной (власти общества). Муниципальная власть - это система властеотношений, которая существует в пределах муниципального образования, основана на нормах права и реализует функции местного самоуправления.

Однако противопоставление муниципальной власти и государственной власти неуместно. Напомним, что территория местного сообщества есть государственная территория; местные жители - граждане государства; статус местного самоуправления защищается органами государственной власти; местные дела решаются, хотя и самостоятельно, но в контексте единой государственной политики.

Относительная зависимость органов самоуправления проявляется и в том, что правительство, передав часть функций муниципальным органам, осуществляет надзор за осуществлением этих функций, а следовательно, различными способами воздействует на них.

Поиск эффективных форм и способов надзора и воздействия составляет одну из проблем взаимодействия государственной и муниципальной власти.

Правовые основы развития местного самоуправления в Российской Федерации в обобщенном виде представлены на рис. 14.1.

Рис. 14.1. Принципы организации местного самоуправления и его функции

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Обоснуйте ваше понимание муниципального самоуправления, его политико-правовой природы.

2. Каковы атрибуты, критерии и ваша оценка состояния местного самоуправления в современной России?

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Конституционноправовые основы местного самоуправления Правовая база МСУ это система законодательных и иных нпа на основе которых оно функционирует. Поскольку установление общих принципов организации МСУ является согласно Конституции предметом совместного ведения РФ и её субъектов оно предполагает издание ФЗ и принятие в соответствии с ними законов и иных нпа субъектов РФ. Муниципальное право регулирует правовые отношения возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ признает и гарантирует...

35. Конституционно-правовые основы местного самоуправления

Правовая база МСУ – это система законодательных и иных нпа, на основе которых оно функционирует.

  1. Конституция РФ
  2. ФЗ №131 от 06.10.2003«Об общих принципах организации МСУ в РФ»
  3. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты
  4. Конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные правовые акты органов госвласти субъектов РФ
  5. Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц МСУ.

Формирование правовой базы МСУ основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации МСУ является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и её субъектов, оно предполагает издание ФЗ и принятие в соответствии с ними законов и иных нпа субъектов РФ.

Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям.

Муниципальное право регулирует правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль права, появившаяся на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, финансового права, земельного права, экологического права и других отраслей права.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Муниципальная собственность - В РФ признается и защищается, в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы

Основные права и свободы - Определяют деятельность органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено Законом Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Право на жилище - Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Право на медицинскую Помощь - Бесплатность оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений.

Право на образование - Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Установление принципов организации местного самоуправления (отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации)

Сфера деятельности - Обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Форма осуществления - Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Структура органов - Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Задачи и функции - Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка…

Выполнение государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Гарантии прав - Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение

прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Характеристика федерального законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

Определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;

Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.

В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление

местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления

Глава 3. Вопросы местного значения

Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Глава 7. Муниципальные правовые акты

Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления

Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество

Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью

Глава 11. Особенности организации местного самоуправления

Глава 12. Переходные положения

К другим федеральным законам этой группы относятся законы «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996 г.), «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» (1997 г., подлежит отмене с 2006 г.), «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998 г.), «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» (1998 г.).

В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов — от воинской службы до здравоохранения. Во многих из этих законов, однако, на органы местного самоуправления необоснованно возлагаются задачи и функции, не обеспеченные материальными и финансовыми ресурсами.

Региональное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления.

Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления. К их числу относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, муниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т. п. К числу отраслевых региональных законов, особо влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, о региональных налогах и сборах и другие.

Система муниципальных правовых актов.

Население на референдумах и сходах – Решения - Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения.

Представительный Орган – Решения - Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы организации деятельности представительного органа.

Председатель представительного органа – Постановления и распоряжения - Вопросы организации деятельности представительного органа.

Глава местной Администрации – 1) Постановления - Вопросы местного значения Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных Полномочий 2) Распоряжения - Вопросы организации работы местной администрации.

Глава муниципального Образования – Постановления и распоряжения - Вопросы председателя представительного органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности).

Иные должностные Лица – Распоряжения и приказы - Вопросы, отнесенные к их полномочиям.

Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:

Положение о местных референдумах и местных выборах;

Положение об организации территориального общественного самоуправления

на территории муниципального образования;

Положение о порядке управления собственностью муниципального образования;

Правила землепользования и застройки;

Правила торговли;

Положение о муниципальном заказе;

Положение о муниципальной службе и т. д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального

общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость принятия этих актов связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например приказ о назначении лица на муниципальную должность, о проведении проверки и т. п.).

Устав муниципального образования.

Устав муниципального образования — своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003 г., отражаются следующие положения:

Наименование муниципального образования;

Перечень вопросов местного значения;

Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

Виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления,

досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 г., устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа возможно предварительное вынесение

некоторых его основных положений на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам на референдуме остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В поселениях с численностью избирателей менее 100 чел. принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57637. Моє улюблене зимове свято 66.5 KB
In Ukraine this tradition is celebrated on 19 December. Young children put their shoes or boots in front of the chimneys and sing songs. On the next morning they will find a small present in their shoe/boots, ranging from a bag of chocolate coins to a bag of marbles or some other small toy.
57638. INFINITIVE 91 KB
Use the correct form of the Infinitive: Speak louder if you want... (to hear, to be heard) Don’t talk too much if you want people...(to listen, to be listened) to you. Ask yourself always: how can this... (do, be done). I am glad... (to take, to be taken) your advice.
57639. Travelling. The Visit to Kyiv 55.5 KB
What is it? Railway station. Imagine that we will go to a trip to Kyiv. This is the map of the centre of Kyiv. So, the topic of our lesson is “The Visit to Kyiv”. Children, who helps us to know more about interesting places?
57640. Kyiv is the capital of Ukraine. Main cities 11.79 MB
Good morning! I`m glad to see you Come here, make a circle and say a compliment. Choose a card and choose your team. They are: Tulips, Roses, Daffodils. We shall compete in some tasks and I will give you the scores. I wish you good luck.
57641. Languages of the world 128.5 KB
You see that the first language in the list is Mandarin (Chinese) and the second is English. 6-й слайд Teacher: What do we know about languages? The oldest written language is Egyptian Mandarin Chinese is spoken by 700 million people. India has 845 languages.
57643. Health and Healthy Living 60 KB
It’s great when we are well. But sometimes we have problems with our health. What do we feel? Call some symptoms: a headache, a backache, a toothache, a stomach ache, a burn, a bee sting, a cough, a running nose...
57644. Мистецтво робити покупки 35 KB
Опрацювати лексику – назви магазинів та товарів, які там продаються; вчити переглядовому читанню тексту; вчити складати діалоги; повторити вживання структур у пасивному стані.
57645. Mass Media 79 KB
Teacher’s objectives: to perfect students’ cognitive and creative skills; to define the problematic areas in students’ speaking, reading, listening of the giving topics; to develop students’ speaking and listening comprehension skills...

Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вслед за Конституцией, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории. Местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст.1).

Нормативные правовые акты местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом принимаются по вопросам местного значения. Те акты, в которых закрепляются основы организации местного самоуправления и, в частности устанавливается структура органов местного самоуправления муниципальных образований, относятся к источникам конституционного права России. Из числа нормативных правовых актов местного самоуправления наибольшее значение имеют уставы муниципальных образований.

Местное самоуправление составляет корневую, самую близкую к населению власть. Оно - с одной стороны - непосредственным образом воплощает право граждан на участие в управлении общественными и государственными делами, а с другой - обеспечивает реализацию иных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ содержит специальную главу, посвященную местному самоуправлению. Но местное самоуправление регулируется нормами и других глав Основного закона - об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина. В Конституции даются организационные и функциональные характеристики местного самоуправления, а также определяются его важнейшие государственные гарантии.

Конституционные положения действуют непосредственно, а также раскрываются в актах текущего нормативно-правового регулирования. Это регулирование осуществляется на трех уровнях:

  • - федеральном;
  • - региональном ;
  • - муниципальном .

В ряду федеральных нормативных правовых актов выделяются федеральные статусные акты о местном самоуправлении. Этапным является Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, пришедший на смену Федеральному закону от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ. Этот закон значительно подробнее, чем его предшественник, определяет правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления. Закон по-новому подходит к содержанию названных основ. Это касается прежде всего, территориального устройства местного самоуправления, сферы деятельности муниципалитетов, ее финансово-бюджетного обеспечения.

Поскольку регулирование общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, часть вопросов местного самоуправления регламентируется региональными органами государственной власти.

Третьим уровнем правового регулирования местного самоуправления является муниципальный уровень. Федеральный закон выделяет в ряду муниципальных правовых актов устав муниципального образования, который определяет важные параметры - главным образом организационные - осуществления местного самоуправления в каждой конкретной муниципальной территориальной единице. Кроме устава, органы местного самоуправления принимают правовые акты, определяющие цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, устанавливающие муниципальные социальные стандарты и иные нормативы расходов местных бюджетов, а также регламентирующие порядок привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг и др. Все эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Местное самоуправление как форма народовластия.

В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в РФ является народ. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

При характеристике власти в государстве используется наряду с понятием власти народа понятие публичной власти.

Местное самоуправление - рубежный институт, где общество встречается с государством и где мера «погружения» государства в общество, так же как мера «восхождения» общества к государству, определяется конкретными историческими обстоятельствами. В немалой степени спор о природе российского местного самоуправления и муниципальной власти вызван неоднозначным смыслом ст.12 Конституции РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Именно эта норма дает возможность противопоставления государства и местного самоуправления. Однако на самом деле ст.12 Конституции трактует муниципальную власть как один из уровней народной власти. Речь идет главным образом об относительном организационном обособлении этой власти.

Функционирование местного самоуправления отнюдь не выпадает из системы государственно-властных отношений. Хотя вопросы местного значения, решаемые на муниципальном уровне, выделены в особую категорию, хотя муниципальная собственность, обеспечивающая с экономической точки зрения решение этих вопросов, отграничена от других форм собственности, мера самостоятельности местного самоуправления - организационной, экономической, территориальной, правовой - определена государством. Оно осуществляется не само по себе, а на основе Конституции РФ и законов.

Местное самоуправление как элемент правового статуса гражданина.

Важнейшим институционально-юридическим выражением демократической сущности местного самоуправления является право гражданина на осуществление местного самоуправления. Хотя это право не входит в конституционный перечень основных прав и свобод человека и гражданина, оно имеет конституционное значение. На конституционный характер данного права обращается внимание в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. Право граждан на осуществление местного самоуправления прямо закрепляется в Федеральном законе № 131-ФЗ. Данное право можно рассматривать как интегральный правовой институт. Он находит выражение в праве граждан участвовать в местных референдумах, выборах, использовать другие формы прямой муниципальной демократии, быть депутатом представительного органа, выборным должностным лицом местного самоуправления, муниципальным служащим. Эти права могут быть индивидуальными и коллективными.

Местное самоуправление как способ оптимизации социального управления.

Современное демократическое государство не может обеспечить эффективное регулирование экономических и социальных процессов, если в нем не существует местного самоуправления. Автономия в принятии решений - важнейший способ оптимизации управленческой деятельности.

Местное самоуправление - особый случай децентрализации принятия управленческих решений. Оставаясь в общей системе социального управления, оно перестает быть государственным управлением в его собственном значении, предполагающем субординационные отношения, т.е отношения подчиненности, которые включают возможность назначения и освобождения от должности руководителей подчиненных органов, прямое директивное руководство, дисциплинарную ответственность «нижестоящих» должностных лиц перед «вышестоящими».

Территориальное устройство местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в отграниченных территориальных единицах. Эти единицы называются муниципальными образованиями. В большинстве случаев границы муниципальных образований совпадают с границами административно-территориальных единиц. Но они могут с этими границами и не совпадать, это определяется их разными целями.

В соответствии с новым Федеральным законом местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в следующих муниципальных образованиях:

  • - городских поселениях;
  • - сельских поселениях
  • - муниципальных районах
  • - городских округах
  • - на внутригородских территориях городов федерального значения.

Компетенция органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения и полномочия.

Определяя общие пределы компетенции местного самоуправления и его органов, Конституция РФ предполагает, что более конкретное выражение они должны получить в законах. Федеральный закон вслед за Конституцией и на ее основе раскрывает более детально перечень вопросов местного значения и указывает, что он может быть изменен не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, т.е. Закон определяет данный перечень как закрытый. Это существенная правовая гарантия отграничения сферы муниципальной деятельности от сферы деятельности иных уровней публичной власти.

Вместе с тем оставляя за муниципалитетами право расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, Закон ограничивает это право, устанавливая приоритетность решения тех вопросов, которые определены в самом Законе. Вопросы местного значения - это сферы общественных отношений, где может и должно функционировать местное самоуправление.

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.

В законодательстве отсутствует нормативное определение «отдельных государственных полномочий». Однако, по смыслу ряда законодательных актов, эти полномочия принадлежат не государству в целом, а его органам - федеральным или региональным. Причем не законодательным или судебным, а исполнительным органам гос. власти.

Организационная основа местного самоуправления.

Осуществление местного самоуправления непосредственно населением.

Федеральный закон различает формы:

Определяющего, решающего, властного участия населения в реализации местного самоуправления : местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования и сход граждан.

Участия, не влекущего обязательно юридического резу льтата : правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и др.

Местный референдум - это непосредственное решение населением муниципального образования вопросов местного значения путем голосования.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Важным институтом муниципальной демократии является право отзыва населением депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законом для проведения местного референдума за некоторыми исключениями.

Сход граждан в Федеральном законе в отличие от собраний определен в качестве института публичной власти. Установлены четкие количественные параметры поселений, где сходы выполняют роль властных институтов, -небольшие поселения с числом жителей не более 100 человек. В этих поселениях сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования.

Правотворческая инициатива граждан предполагает возможность членов территориального сообщества выступать с проектами муниципальных правовых актов.

Еще одной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление , не имеющее свойств публичной власти и служащее как бы общественно-властным «продолжением» местного самоуправления, смыкающим его с самим населением.

Публичные слушания предполагают обсуждение в определенных формах населением наиболее сложных и актуальных вопросов местного значения.

Собрания и конференции граждан проводятся как для обсуждения вопросов местного значения, так и для информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Новый демократический институт - опрос граждан. Его цель - выяснение мнения населения всего или части муниципального образования по какому-либо вопросу без попутного воздействия на это мнение, например путем агитации опрашиваемых.

В обращении граждан в муниципальные органы выделяются петиции - коллективные обращения. Это особый вид обращений, в которых нередко поднимаются проблемы местной жизни, имеющие общественное значение. Однако и каждое индивидуальное обращение требует соблюдения процедуры его рассмотрения.

Органы местного самоуправления.

Через органы местного самоуправления реализуется основной объем самоуправленческой деятельности. Федеральный закон указывает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

  • - представительный орган
  • - глава муниципального образования
  • - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган)
  • - контрольный орган муниципального образования
  • - иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон вносит немало новаций в организацию и деятельность представительных органов местного самоуправления. Он более подробно определяет статус этих органов, непосредственно решает вопросы муниципальных образований и существенно меняет содержательные подходы к ним.

В системе органов местного самоуправления важную роль играет глава муниципального образования. Федеральный закон предусматривал лишь возможность существования этого должностного лица. На практике этой возможностью воспользовалось большинство муниципальных образований, в том числе и наш город. Примерно 65% глав муниципальных образований были избраны на основе всеобщих, равных, прямых выборов, остальные - представительными органами.

Обязательное структурное подразделение муниципальной власти - местная администрация. Новый закон «легализует» на федеральном уровне исполнительно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления и определяет, что руководит ею глава местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования не имеет собственных полномочий по решению вопросов местного значения, его полномочия суть продолжение, развитие контрольных полномочий представительного органа.

Еще один муниципальный орган, предусмотренный Федеральным законом - избирательная комиссия муниципального образования.

Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Новый Федеральный закон Определяет основные черты правового статуса выборного лица местного самоуправления. В нем устанавливается минимальный и максимальный срок полномочий выборного лица, а также время начала и окончания срока этих полномочий; закрепляется правило о том, что решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица, а также перечня этих полномочий применяется к должностным лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения; регулируется возможный режим деятельности выборного лица (на постоянной или на непостоянно основе); определяется несовместимость статуса выборного должностного лица со статусом иных выборных и невыборных должностных лиц и др.

Муниципальная служба.

Кроме выборных лиц в реализации функций муниципальной власти участвуют лица, замещающие муниципальные должности, - муниципальные служащие . Их статус определяется ныне Федеральным законом от 8 января 1998г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», законами субъектов Федерации о муниципальной службе и уставами муниципальных образований.

Экономическая основа местного самоуправления.

  • - находящееся в муниципальной собственности имущество
  • - средства местных бюджетов
  • - имущественные права муниципальных образований.

По состоянию экономической основы можно судить об уровне реализации экономических гарантий местного самоуправления, поскольку реализация местного самоуправления возможна только в том случае, если материально-финансовые ресурсы соответствуют объему полномочий муниципальной власти.

Федеральный закон определяя компетенцию органов местного самоуправления, жестко связывает ее с имуществом (например, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, пассажирский транспорт; библиотеки и т.д.), которое может находиться в собственности муниципальных образований разных типов. Смысл такого подхода заключается в том, чтобы материально подкрепить компетенцию органов местного самоуправления и сосредоточить их усилия на решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Новый Федеральный закон определяет параметры бюджетной деятельности муниципалитетов и трансформирует ее идеологию. Главный упор сделан на четкое разграничение расходных обязательств между местными и государственными - региональными и федеральными - бюджетами. Бюджет заключает в себе главный нерв деятельности органов местного самоуправления, т.к. организация дошкольного образования, отдых детей в каникулярное время, первичная медицинская помощь, содержание и строительство местных автомобильных дорог, благоустройство и озеленение территории городов и поселков - все это и много другое требует бюджетных средств.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

Поскольку орган или должностное лицо местного самоуправления предпринимают в соответствии со своими функциями определенные действия, которые могут повлечь за собой не только позитивные, но и негативные последствия, они должны быть поставлены в условия, минимизирующие возможность нарушения интересов государства и населения муниципального образования, физических и юридических лиц, т.е. влекущее юридическую ответственность за нарушение этих интересов.

В сфере местного самоуправления применяются разные виды юридической ответственности - уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная, конституционно-правовая. Федеральный закон сосредотачивается на регулировании конституционно-првовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, отсылая к соответствующим отраслям законодательства для определения других видов их юридической ответственности.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

Представительный орган муниципального образования;

Глава муниципального образования;

Местная администрация;

Контрольный орган муниципального образования;

Иные органы местного самоуправления.

Статья 130 Конституции Российской Федерации подчеркивает:

«I. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, вла­дение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем ре­ферендумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется только через выборы и при наличии выборного органа, который создают сами граждане для решения совместно с населением местных вопросов. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но орга­ны государственной власти обязаны оказывать содействие населению в осуществлении их прав на местное самоуправление, в том числе пра­вовое, материальное, финансовое».

Местное самоуправление осуществляется согласно ст. 131 Консти­туции Российской Федерации в городах и сельских поселках. Мест­ное самоуправление и муниципальная власть имеют свою собствен­ность, свой бюджет и свои органы управления. Изменение границ местного самоуправления возможно только с согласия местного сооб­щества. Основные вопросы данного сообщества - здравоохранение, образование, обустройство народов и поселков и другие проблемы, имеющие местное значение - также решаются органами местного са­моуправления. Следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии местного самоуправления, запрещая всякое его ограничение.

Таким образом, конституционно-правовая система Российской Фе­дерации включает местное самоуправление в систему федеративных отношений, не нарушая ее равновесия. Правовую основу местного са­моуправления кроме Конституции Российской Федерации обеспечи­вает также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также право­вые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. После вступления России в Совет Европы существенное влияние на правовое обеспечение организации и деятельности местного самоуп­равления оказывают основные принципы и положения Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована в Российской Фе­дерации 20 марта 1998 г.).

Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного зна­чения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополни­тельных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограниче­ние кем бы то ни было прав местного самоуправления, установлен­ных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления явля­ется судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.



Просмотров