Какое имущество может быть объектом приватизации. Субъекты и объекты приватизации


Объекты приватизации - это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия этого Закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов.
Но Закон о приватизации не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе норм данного Закона.
Анализ положений Закона о приватизации все же дает основания для вывода: основными объектами приватизации являются имущественные комплексы унитарных предприятий и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ.
Другие виды имущества, указанные в Законе о приватизации, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо хотя и не принадлежат унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которыми предприятие как юридическое лицо пользуется на законном основании, например является арендатором по договору аренды).
Так, прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества соответственно на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривают иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ.
Объекты приватизации, подпадающие под действие Закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками):
1) их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом. Обеспечение этих интересов диктует необходимость в специальном регулировании. Так, п. 5 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. Статья 17 Закона о приватизации посвящена социальным гарантиям работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
2) сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти;
3) приватизация носит возмездный характер;
4) функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ);
5) По правилам Закона о приватизации отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не входит в понятие "казна". Унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени, в установленных случаях - с согласия собственника, и на эти отношения Закон о приватизации не распространяется.
В завᴎϲимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов, в состав которых они входят, можно выделить самостоятельные объекты приватизации. Самостоятельными объектами приватизации являются прежде всего сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права - юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права.
Предприятие как объект - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак, на изобретение и др.).
Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие в целом признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).
Между тем несколько ранее в ст. 130 ГК РФ дается понятие недвижимости как вещей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеются в виду земельные участки и все, что прочно с ними связано (в том числе здания, сооружения, многолетние насаждения, леса).
Ясно, что законодатель приравнял предприятие к недвижимости, чтобы ввести в гражданский оборот имущественный комплекс как единый объект вещного прав, который в целом может выступать в качестве предмета договора купли-продажи.
Если предприятие принадлежит на праве собственности физическому или юридическому лицу, оно отчуждается, сдается в аренду его собственником на основе общих норм ГК РФ (ст. 559 - Договор продажи предприятия, ст. 656 - Договор аренды предприятия).
Отчуждение государственных предприятий в собственность физических и юридических лиц производится по законодательству о приватизации. Нормы ГК РФ применяются лишь субсидиарно - к отношениям по отчуждению, не урегулированным Законом о приватизации (п. 4 ст. 3 Закона).
Сравним - гражданин или юридическое лицо как собственники продают предприятие по индивидуальной договоренности с конкретным покупателем, а в процессе приватизации предприятие продается на конкурсе, аукционе.
При отчуждении частного предприятия кредиторы, даже предупрежденные о продаже, могут потребовать досрочного исполнения либо прекращения обязательств и возмещения убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным. При приватизации предприятия такие последствия не применяются.
До продажи частного предприятия кредиторы состояли в обязательственных правоотношениях не с предприятием (оно в данном случае только объект права), а с собственником этого предприятия.
Именно поэтому уже после продажи предприятия продавец и покупатель несут солидарную ответственность перед кредиторами по долгам, которые, будучи включенными в состав предприятия, были переведены на покупателя без согласия кредиторов (ст. 562 ГК РФ).
Государство, муниципальные образования по долгам приватизированных предприятий не отвечают.
Собственник частного предприятия как должник по обязательствам, связанным с его личностью, должен сам исполнить обязательство, он, таким образом, не вправе передавать подобные обязанности другим лицам, в том числе в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 559 ГК РФ).
Что касается приватизации, то по обязательствам, не учтенным в передаточном акте, государство, муниципальные образования ответственности не несут (п. 2 ст. 27 Закона о приватизации).
Итак, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Как выше отмечалось, речь при этом идет об имуществе, не переданном государством-собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям и учреждениям.
Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может, соответственно вопрос о приватизации предприятия решается государством-собственником самостоятельно, и на это не требуется ни согласия трудового коллектива предприятия, ни его директора. Отметим, что на первом этапе приватизации, по Закону 1991 г., возможные варианты приватизации предприятия согласовывались с трудовым коллективом.
Другим имуществом, которое как самостоятельный объект приватизации предусматривается в прогнозном плане (программе) приватизации, являются принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В Законе отражены также особенности приватизации других объектов - земельных участков, на которых предприятия находятся; находящихся на балансе унитарного предприятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов культурного наследия.
Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются ими либо на праве аренды, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются в состав имущественного комплекса предприятия (ст. 11 Закона о приватизации).
Однако по смыслу ст. 27, 28 Закона о приватизации в итоге оформляется два договора: продажи предприятия и отчуждения земельного участка. Покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона, при этом не по рыночной стоимости, а по цене выкупа, установленной субъектами РФ. До этого цена выкупа определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона о приватизации минимальных сумм.
Надо, однако, иметь в виду, что еще не произошел раздел земли между собственниками - РФ и субъектами РФ. Поэтому на практике, в Москве, например, покупатели предприятий пользуются земельными участками под ними, как правило, на основе аренды.
Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов.
Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона).
Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более пяти лет с момента приватизации.
Как объекты культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.
В завᴎϲимости от формы собственности выделяются объекты государственной и муниципальной собственности. Объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами муниципальной власти самостоятельно, но в порядке (по правилам), предусмотренном Законом о приватизации.
В завᴎϲимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое:
а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" не подлежит приватизации имущество организаций федеральной почтовой связи);
б) приватизация которого ограничена (унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ включаются в прогнозный план приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах; акции открытого акционерного общества "Газпром", РАО "ЕЭС России" включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона);
в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).

Лекция, реферат. 14.5. Объекты приватизации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Похожие работы:

22.01.2009/реферат

Целевое назначение земель государственного земельного фонда. Содержание норм права, регулирующих экономические отношения земельной собственности. Правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом, субъективное право земельной собственности.

25.12.2009/курсовая работа

Законодательная основа защиты авторских прав, объекты права. Определения разновидностей интеллектуальной собственности и действий с ней. Методы защиты авторских и патентных прав, права автора и патентообладателя. Составление авторского договора.

24.07.2010/дипломная работа

Понятие права собственности. Субъекты и объекты права собственности граждан. Содержание права собственности. Виды права собственности граждан: общая долевая и совместная собственность. Приобретение, осуществление и прекращение права собственности.

2.10.2003/курсовая работа

Понятие и особенности гражданского правоотношения. Элементы гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Объекты правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Юридические факты в гражданском праве.

14.03.2010/курсовая работа

Общая характеристика договора, форма и порядок заключения, содержание и исполнение договора коммерческой концессии. Регулирование специфических экономических отношений, при которых в роли товара выступают права на объекты промышленной собственности.

Понятие приватизации появилось уже после советских времён, в которых не существовало возможности оформить какую-либо недвижимость, как личное имущество, продать его, передать в аренду или даже завещать. В целом же, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в том виде, в котором его можно видеть сегодня, возникло с 1992-го года. Для регулирования процедуры разработано соответствующее положение, приняты законы и внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Приватизация муниципального имущества может быть рассмотрена в двух вариантах. В первом приватизация представляет собой бесплатную передачу недвижимого жилого объекта в частную собственность граждан. Во втором варианте понятие несколько шире и качается не только жилья. Граждане и коммерческие организации вправе претендовать на передачу нежилых помещений, предприятий и даже объектов культуры. По сути, оформить в свои владения можно практически любой недвижимый объект, за исключением собственности, право на которую есть лишь у государства. К таковой относятся некоторые охранные территории и военные объекты.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

О видах приватизации

Поскольку варианты приватизированного имущества на самом деле весьма широки, на государственном уровне выделены некоторые основные виды приватизации, к которой относится:

Запутаться с формой приватизации в принципе сложно. Важно определить достоверно, кому имущество принадлежит – муниципалитету или государству. Юридически разницы никакой нет, однако на практике различие заключается в том, что в процессе приватизации муниципальной собственности дополнительно могут быть задействованы не только государственные законодательные акты, но и местные, региональные. Последние часто имеют некоторые различия между собой, однако обычно не кардинальные.

Способы оформления процедуры

Положение относительно приватизируемого имущества и нормативные акты предусматривают несколько способов передачи недвижимости от муниципалитета в частное владение:

Перечисленные способы внедрены в закон с 2001-го года, поскольку до этого времени не было понятия акций в современном смысле. Их аналогами являлись ваучеры, представляющие сегодня интерес разве что историкам или коллекционерам.

Что же касается приватизации муниципального жилья, оформить его проще всего по заявлению владельца. Относительно участков земли придётся принимать участие в торгах, даже если других желающих на подобные объекты нет.

В каком порядке действовать?

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя следующие этапы:

  • Чёткое планирование будущего процесса оформления;
  • Подготовка акта для принятия и утверждения требований, согласно которым будет проходить приватизация и переход имущества в категорию частной собственности;
  • Оформление приватизации

После подачи соответствующего заявления муниципальному органу, определяется, в чьей собственности на данный момент находятся указанные в запросе объекты, возможно ли их передать и на каких условиях. Окончательное решение всегда за правительством Российской Федерации, с которым муниципалитет обязательно согласовывается.

Способы приватизации могут быть разные, но их на самом деле очень мало. Органы самоуправления не станут предлагать заинтересованному лицу несколько участков на выбор. Будет только один, в соответствии с действующим законодательством и в зависимости от обстоятельств. Спорить с муниципалитетом и требовать другого варианта не целесообразно. Если, по мнению заинтересованного лица, орган самоуправления действовал незаконно и вынес противоречащее решение, оспорить его можно разве что в суде, но решения могут быть весьма непредсказуемы.

Особые нюансы

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты. В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Не смотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил. Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

Социальные и экономические подоплеки

Приватизировать какие-либо муниципальные объекты, значит получить постоянные права собственности на них. Это происходит при полной продаже недвижимости физическим или юридическим лицам, при частичной оплате или передаче их безвозмездно, для некоторых категорий населения при приватизации жилья или некоторых категорий земель.

Ссылаясь на федеральное законодательство и положение, касающееся приватизации имущества муниципалитетов, саму приватизацию принято считать отчуждением прав собственности в пользу заинтересованных лиц. Такое пояснение наталкивает на мысли о процедуре, которая несёт возмездный характер. Подобный переход зачастую выгоден государству по той причине, что далеко не всегда используются все недвижимые объекты. Некоторые из них могут быть не задействованы длительное время и простаивать без дела, не принося ни выгоды, ни прибыли.

В результате приватизации муниципальные органы и государство получают не только прибыль, под видом оплаты недвижимости, но и налоги с дальнейшего её использования и нахождения в частной собственности.

Почему разрешено?

Суть процедуры заключается в том, что благодаря ней замедляются или сокращаются темпы расширения государственной экономики при увеличении доли частных секторов. Процесс приватизации – это частичное или полное наделение правами собственности частных лиц. В любом случае ставка делается ещё и на усиление конкурентоспособности экономики РФ, а также на эффективное использование недвижимости.

Можно сделать вывод, что приватизация включает в себя трансформацию имеющейся недвижимости и её использование, в соответствии с целевым назначением.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

К их числу относятся:

1.​ земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2.​ природные ресурсы;

3.​ государственный и муниципальный жилищный фонд;

4.​ государственный резерв;

5.​ государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6.​ государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7.​ культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8.​ государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9.​ государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10.​ государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11.​ акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).


Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем

Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено.

Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества - публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне - это Федеральное агентство по управлению собственностью.

Планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Планирование приватизации осуществляется на основе ФЗ №178 -ФЗ "о приватизации гос и муниц. имущества" гл.2

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

Способ приватизации имущества;

Нормативная цена;

Срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

Иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке цен. бумаг;

7) продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

35. Способы приватизации. Общая характери стика

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

​· преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);

​· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);

​· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);

​· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

​· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

​· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);

​· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);

​· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

​· продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа - исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ).

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

​· на аукционе;

​· посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

​· посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

​· путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· на аукционе;

​· на специализированном аукционе;

​· на конкурсе;

​· посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

36. Понятие и цели государственного регулирования предпринимательской деятельности .

Регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности.. Основной целью государственного регулирования является создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предпринимательской деятельности и обеспечения защиты гражданских прав, жизни и здоровья граждан, а также безопасности страны. Регулирование может осуществляться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций, и субсидий, льгот по налогообложению).

Государственное регулирование Государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Объектами государственного регулирования часто являются различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, регионы России.

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Государственный сектор экономики России включает различные части, структурные элементы. Смысл государственного предпринимательства заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной. При этом систематическое получение прибыли не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными административные, финансовые, иные отношения..

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат - частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Объекты приватизации. Закон о приватизации 1997 г говорит о приватизации государственного имущества. Но имущество может быть движимым и недвижимым (ст. 130 ГК). Безусловно, основную массу составляет недвижимое имущество, главным образом унитарные предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК). К числу движимого имущества относятся в первую очередь акции открытых акционерных обществ (ОАО), преобразованных из унитарных предприятий, а также закрепленные за государством доли в обществах с ограниченной ответственностью. Все объекты приватизации Программой прива-тизации классифицированы по следующим рубрикам.
1. Имущество, приватизация которого запрещена (например, недра, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, лесной фонд, водные объекты (за исключение обособленных водных объектов), акватория, дно, объекты животного и растительного мира территориального моря, исключительной морской зоны и континентального шельфа РФ, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов и других государственных ценных бумаг, штатное и табельное военное или иное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных сил РФ, железные дороги, объекты и имущество железнодорожного транспорта, непосредственно участвующие в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ, метрополитен и др.).
2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления (например, предприятия и объекты гидрологической службы, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, предприятия по изготовлению государственных знаков и др.).
3. Имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (например, государственные унитарные предприятия по добыче и переработке радиоактивных и редкоземельных элементов, государственные унитарные предприятия, осуществляющие разработку и производство боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, продукции спецхимии и др.).
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 17
4. Имущество, которое приватизируется только на основании решения Правительства РФ (например, информационные агентства и теле-радиовещательные кампании, предприятия по производству специальных неядерных материалов, предприятия и организации, подведомственные Комитету РФ по патентам и товарным знакам и др.).
5. Имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики (различные объекты, не указанные в предыдущих разделах Госпрограммы – например, предприятия атомного машиностроения и др.).
Помимо этого классификационного критерия Программа приватизации содержит прогнозный перечень конкретных государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень конкретных открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предлагается продать с обоснованием выбора таких предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки приватизации и др. (ч. 8 ст. 4 Закона о приватизации 1997 г.). При этом есть и общие требования для включения в Программу государственных предприятий и открытых акционерных обществ. Необходимо, чтобы их балансовая стоимость на дату включения в Программу превышала 5 миллионов МРОТ. Кроме названных предприятий и ОАО в программный перечень включаются ОАО, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 18
Надо также отметить, что в прогнозный перечень могут быть включены и другие конкретные ОАО (например, при продаже акций которых Правительство РФ приняло решение о закреплении акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие РФ в управлении такими ОАО («золотой акции»), а также ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, подлежат передаче в качестве вклада РФ в уставные капиталы хозяйственных обществ. В эту же группу могут входить и такие ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены вла-дельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения этих акций. Речь в данном случае идет о том, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут вынести решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акции созданных в процессе приватизации АО.
Субъекты приватизации. Осуществлением единой государственной политики в области приватизации государственного имущества занимается прежде всего Мингосимущество РФ. Для реализации этой задачи оно наделяется определенными полномочиями: координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, дает разъяснения о применении законодательства РФ о приватизации, совместно с соответствующими федеральными органами предоставляет Правительству проект Программы приватизации, организует и контролирует ее реализацию, принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированным учреждениям для их последующей продажи. Мингосимущество РФ является от имени РФ учредителем ОАО, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет от
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 19
имени РФ права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности, ведет реестр учета государственного имущества.
Правовое положение Мингосимущества РФ неоднозначно. В первую очередь – это орган исполнительной власти, его руководитель является членом Правительства РФ и по должности министром РФ. Но Мингосимущество РФ находится на бюджетном финансировании, т.е. средства выделяются ему по утвержденной смете, а также за ним закрепляется иное имущество на праве оперативного управления. Кроме средств, непосредственно выделенных по бюджету, Мингос-имущество РФ получает определенный процент от средств, вырученных от приватизации (в виде регистрационных сборов, прочих поступлений). К сожалению, вопрос о размере процентов, отчисляемых от названных средств не был достаточно обоснован.
Закон о приватизации 1997г. установил в ст. 13, что средства, полученные в результате приватизации, распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые устанавливаются Программой приватизации. По-видимому в Программе будет установлен разумный норматив отчислений на покрытие расходов по предпродажной подготовке объектов приватизации, финансирование организации продаж государственного имущества и т.п., ибо большая масса денежных поступлений от приватизации в соответствии с Законом о прива-тизации является обязательными платежами и должна перечисляться соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. За несвоевременное перечисление таких средств продавцы государственного и муниципального имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Итак, названный орган может выступать в гражданском обороте в качестве учреждения (приобретение мебели, канцелярских принадлежностей и т.п.). Однако Мингосимуществу РФ не предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. В этом смысле его положение существенного отличается от статуса большинства учреждений – некоммерческих организаций.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 20
Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п.1 ст. 125 ГК РФ Мингосимуществу РФ предоставлено право выступать в гражданском обороте от имени РФ, но в рамках закрепленной за ним компетенции.
В субъектах федерации созданы органы по управлению государственным имуществом данного субъекта, в большинстве субъектов наделенные полномочиями территориальных органов Мингосимущества РФ. В Положении о них детально определены их права и обязанности по управлению государственным имуществом субъекта федерации. Эти органы (пока они именуются КУГИ или КУИ) по поручению Мингосимущества РФ вправе осуществлять отдельные полномочия по приватизации федерального имущества. Их правовое положение аналогично правовому положению Госкомимущества РФ. Они являются госорганами исполнительной власти, в гражданском обороте действуют как юридические лица – учреждения, финансируемые собственником из бюджета, а также за счет отчислений от средств, полученных при приватизации, имеют имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. В то же время в порядке ст. 125 ГК РФ эти органы выступают в пределах своей компетенции от имени субъекта федерации в гражданском обороте.
К субъектам приватизации относятся также продавцы и покупатели федерального, государственного и муниципального имущества. Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества. Положение о нем, утвержденное Указом Президента РФ 17 декабря 1993 г. № 2173, действует в пределах, не противоречащих ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. РФФИ (специализированное учреждение) является юридическим лицом, состоит на
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 21
бюджетном финансировании, наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Он так же как и Мингосимущество РФ получает по нормативу определенную часть отчислений от сумм, вырученных при продаже приватизированного имущества. РФФИ выполняет определенные функции в процессе приватизации. Он от имени Российской Федерации владеет переданным ему Мингосимуществом РФ или Комитетом по управлению государственным имуществом субъектов РФ принадлежащими Российской Федерации объектами приватизации до их продажи, в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах, выступает от имени Российской Федерации в качестве продавца объектов приватизации, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных от приватизации, а также осуществляет учет подлежащих приватизации акций (доле в уставном капитале) и обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества. РФФИ выполняет целый ряд иных функций.
В качестве продавца могут выступать и представители РФФИ. В этом случае между РФФИ и представителем заключается договор. Закон о приватизации не дает квалифицирующих признаков этого договора, отсылая к ГК РФ. По-видимому в данном случае может быть использован и договор поручения и договор комиссии. Однако, если законодатель имел в виду выступление представителя от имени РФФИ, то следует заключать договор поручения. При этом в договоре должна быть оговорена обязанность поверенного реализовать выставляемые на продажу объекты приватизации на согласованных договором условиях и по цене, которая не должна быть ниже начально установленной. Порядок определения начальной цены устанавливается Программой приватизации. Однако продавцы имущества вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решение об изменении начальной цены. Но она не может быть снижена более чем на 10 % без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом, утвердившими планы приватизации приватизируемых объектов.
Закон устанавливает, что отбор представителей производится на конкурсной основе, а их деятельность финансируется за счет отчислений
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 22
от денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества. Отсюда следует, что деятельность по продаже приватизируемых объектов не является для представителей предпринимательской.
Субъекты РФ вправе в процессе приватизации продавать принадлежащее им на праве собственности имущество с помощью юридических лиц, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества.
В настоящее время в субъектах РФ функции продавца приватизируемого имущества выполняют Фонды имущества. Они являются юридическими лицами, финансируются за счет средств, полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок по приватизации по нормативам, устанавливаемым Госпрограммой приватизации. Фонды субъектов РФ по своей юридической природе относятся к некоммерческим организациям – учреждениям, которым, однако, даже в рамках уставных целей не предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью.
Покупателями приватизируемого могут быть российские физические и юридические лица. Для покупателей – физических лиц необходимо наличие дееспособности либо эмансипированности (ст. 27 ГК). К юридическим лицам предъявляются особые требования. Так, не вправе выступать в качестве покупателей государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %.
Покупатели должны представить определенные документы, перечень которых определяет Правительство РФ. Но обязательными среди них являются для юридических лиц представление своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности. Кроме этого, покупатели – юридические лица прилагают справку налоговой инспекции, если сделка совершается на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для физических лиц предоставление справки налоговой инспекции необходимо в случае заключения сделки на сумму более двух тысяч МРОТ.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 23
Иностранные физические и юридические лица могут участвовать в сделках по продаже приватизируемых объектов за исключением тех, в отношении которых Программой приватизации установлен запрет на участие в их приватизации иностранных юридических и физических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

В Законе о приватизации 1997г. не совсем четко выдержан критерий раз-граничения объектов приватизации, о которых идет речь в ч. 2 ст. З и ч. 4 ст. З, ибо в том и другом случае решение о приватизации принимается Правительством РФ. Видимо, в ч. 2 ст. 3 речь идет лишь о таких объектах, которые могут быть приватизированы только путем создания ОАО, 100 % акций которых закрепляется в собственности государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом преобразован в Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) // Российская газета. 1997. 2 окт. – Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1997г. № 1644 определены основные функции Мингосимущества РФ, порядок его финансирования и установлено, что оно является правопреемником Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом // Российская газета. 1998. 22 янв.
Как явствует из ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся все виды перечисленных в ней ценных бумаг, а также иные документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке (курсив мой. – В.Я.) отнесены к числу ценных бумаг. Закон о приватизации не является законом о ценных бумагах. Следовательно, устанавливать новый вид ценных бумаг он не может. Видимо, речь идет о государственных и муниципальных облигациях, права на выигрыш по которым осуществляется не в денежной форме, а в виде права на приобретение акций, осуществляемое в особом порядке (см.п.2 ст. 24 Закона о приватизации 1997 г.).
В печати отмечалось, что, по данным Счетной палаты, Госкомимущество РФ, являясь бюджетным органом, в 1955 г. получил от продажи госимущества в виде отчислений суммы, превысившие бюджетные средства на содержание ведомства почти в десять раз (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ, утверждено Указом Президента РФ 14 октября 1992 г № 1231 // Собрание актов РФ. 1992. № 43. ст. 2430. -Этот нормативный акт действует в части, не противоречащей ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. Последний возложив на Правительство РФ утверждение нового Положения.
В дальнейшем – РФФИ. – Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997г. это наименование сохраняется и впредь // Российская газета. 1997. 2 дек.
Собрание актов РФ. 1993. № 51. ст. 4937.
По данным Счетной палаты, в 1995 г. каждый работник РФФИ из этого источника получил по 59 должностных окладов (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Термин «фонд» не должен заслонять истинную его природу, а потому ст. 118, 119 ГК неприменимы.



Просмотров