Избрание судей. О выборности судей в российской федерации. Требования к кандидату

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, уста­новленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и раз­личаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федераль­ными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Феде­рации и федеральным конституционным законом.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председа­тель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации федерального Собрания Российской Феде­рации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

3. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Россий­ской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Феде­рации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

4. Судьи военных судов" назначаются на должность Президентом Рос­сийской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на Заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представ­лению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

5. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Пред­седателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основан­ному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по пред­ставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

6. Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председателе заместители председа­телей) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на долж­ность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согла­сованному с законодательными (представительными) органами государст­венной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. Судьи арбитражных судов Субъектов Российской Федерации назна­чаются на должность Президентом Российской Федерации по представле­нию Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федера­ции. Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их заместители назначаются на должность Президентом Российский Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалифика­ционной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законо­дательными (представительными) органами государственной власти соот­ветствующих субъектов Российской Федерации.

8. Мировые судьи, а также судьи, председателей заместители предсе­дателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Феде­рации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

9. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом.

Статья 15 . Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае, если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанав­ливаются федеральным законом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Судьи - носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определённых обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти - законодательную и исполнительную.

Глава 1. Судейский корпус

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих занимающих должность судей. Круг таких должностных лиц широко разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Всего их насчитывается более 20 тысяч с 1992 года, в судейские корпуса входят также судьи прибывающие в отставке.

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус в течение многих десятилетий созревало понимание того, что положение судов, судейского корпуса должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но это процесс не шёл гладко. Представление о том, что судья обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. И в наши дни такая позиция ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

1.1 Статус судей

С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

Речь идёт не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебной властью, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и т.д. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

Права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении;

Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями);

Права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д.

Глава 2. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своём сформулированы в Конституции Российской Федерации, Законе о судебной системе, Законе о статусе судей и др.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования:

1. Быть гражданами Российской Федерации.

2. Иметь высшее юридическое образование.

3. (Для кандидатов в судьи Конституционного суда) обладать «признанной высокой квалификацией в области права».

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Для назначения в гражданские, арбитражные, военные суды, а также для избрания на должность мирового судьи требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет. В Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 35 лет, в Конституционный Суд Российской Федерации 40 лет.

Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тому, что перечислено выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов. К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинства судьи, или вызвать сомнение в его объективности и справедливости (кодекс чести судьи).

С учётом этого кандидатам в судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения (пристрастие к азартным играм, употребление наркотиков и т.д.).

В соответствии с Законом о статусе судьи, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям.

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов.

2.1 Отбор кандидата в судьи

Как уже было изложено выше, обор кандидата в судьи федеральных судов начинается с проявления инициативы, она может исходить от любого гражданина Российской Федерации, достигшего 25 лет, имеющего высшее образование, и необходимый стаж работы по юридической специальности. Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена, результаты экзамена действительны в течении 3-х лет (сдаётся комиссии, состав которой одобряет квалификационной коллегией судей по представлению управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) после успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы передаются председателю вышестоящего суда. Если ставится вопрос о наделении полномочиями, например судьи районного суда, то заключение передаётся председателю верховного суда республики (суда края, области, районного суда). Если он не согласен с заключением, то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса.

Глава 3. Наделение кандидатов полномочиями

Согласно ст. 128 Конституции Российской Федерации наделение кандидатов полномочиями судей должно производиться с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению президента Российской Федерации). Которое должно вноситься с учётом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом Российской Федерации кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения определён Регламентом Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Что касается судей, председателей или их заместителей остальных федеральных судов, то решение о их назначении принимается непосредственно президентом Российской Федерации, естественно, после того как кандидаты пройдут проверку в органах судейского сообщества, в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, в вышестоящих судах, а затем в названной Комиссии и аппарате Администрации Президента Российской Федерации. Каждый случай назначения судьёй, председателем суда или его заместителем оформляется указом президента Российской Федерации. Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судьи всех судов, впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Для судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен иной текс присяги с учётом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и ни кому более» (ч. 2 ст. 10 Закон о Конституционном Суде).

Установленный в ст. 128 Конституции Российской Федерации порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В соответствии со ст. 6 Закона о мировых судьях эти судьи «назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации». В соответствии с этим предписанием федерального закона названные выше законы принятые в последние годы в субъектах Федерации в большинстве своём предусматривают в принципе именно такую процедуру. Мировые судьи подлежат назначению законодательными органами путём проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключается лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем согласовать кандидатов и т.д.

Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данные правила не являются абсолютными. Из него сделаны исключения:

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут пребывать в должности не более 15 лет (назначение на второй срок не допускается ст. 12 Закона о Конституционном Суде).

Судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе, которая для них максимум может продолжаться до достижении ими возраста 65 лет (ч. 3

ст. 26 Закона о военных судах).

Районные судьи, и судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые, могут находиться на должности не более трёх лет, а потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решён иначе. По закону о мировых судьях (ст. 7) при первом назначении срок их полномочий не должен превышать пяти лет. По истечению указанного срока лицо, занимавшего должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. При повторном, и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет. Руководствуясь этой установкой, законодательные органы субъектов федерации предусмотрели в соответствующих законах, что при первом избрании мировой судья может занимать свою должность в течении трёх лет, а при повторном и последующих, как правило, пяти.

Досрочное прекращение полномочий судей всех судов допускается лишь при наличии специально оговорённых в законе условий с соблюдением установленного им порядка.

Глава 4. Права судей по осуществлению судебной власти

Правовое положение судьи при осуществлении правосудия - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объём процессуальных прав судьи в определённой степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трёх профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом).

Однако, при всех условиях все судьи:

1. Осуществляют правосудие на профессиональной основе;

2. Независимы, и подчиняются только Конституции Российской Федерации;

3. В своей деятельности по осуществлению правосудия не кому ни подчинены;

4. Пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции Российской Федерации).

4.1. Независимость судей.

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

Законом о судебной системе установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:

1. В оказании незаконного воздействия на судей присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия;

2. В ином вмешательстве в деятельность суда;

3. Согласно закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

4. Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

5. Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

6. Правом судьи на отставку;

7. Неприкосновенность судьи;

8. Предоставление судьёй за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

9. Особой защитой государства;

10. Системой органов судейского общества.

Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. Установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний. («Обеспечение тайны совещания судей». ст. 298, 314 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК).

Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности стайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе народных или арбитражных заседателей от председательствующего, а присяжных от старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

Наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

Установление правила предписывающему председательствующему (а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.

На обеспечении независимости судей нацелено и положение ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осуждённый, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Судьи, члены их семей, их имущество находятся под особой защитой государства (ч. 2 ст. 9 Закона о статусе судей). В развитии этого положения принят специальный Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В свою очередь, министр Российской Федерации принял приказ, специально посвящённый мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц, правоохранительных, и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц. Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Глава 5. Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей

судья полномочия неприкасаемость

Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований:

1. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2. Возбуждение уголовного дела против судьи, привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3. Участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа власти Российской Федерации, или органа законодательной власти субъекта Российской Федерации;

4. Избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органы законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключением, когда в отношении него мера пересечения в виде заключения под стражу) не влечёт прекращение выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.

Прекращение полномочий, заключающееся в лишении его прав исполнять должностные полномочия:

1. Письменное заявление судьи об отставке;

2. Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам занимать должность судьи;

3. Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий;

4. Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на данной службе;

5. Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определённым сроком;

6. Прекращение гражданства Российской Федерации;

7. Занятие деятельностью не совместной с должностью судьи;

8. Смерть судьи;

9. Решение и вступление в силу заключения недееспособности судьи;

10. Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;

11. Отказ от перевода в другой суд с упразднением или реорганизацией суда.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению этого суда, которое направляется президенту Российской Федерации ввиду нарушения порядка его назначения, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации совершения судьёй проступка, порочащего честь, и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух трёх из общего числа судей. Полномочия судей общих и арбитражных судов прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано (ч. 2 ст. 13, ч. 2 ст. 15 Закона о статусе судей).

Глава 6. Неприкосновенность судей

«Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом» (ст. 16).

Проблему неприкосновенности судьи не сводят к личности судьи. В этом законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых транспортных средств личных и служебных, принадлежащих ему документов, багажа или иного имущества, тайну переписки и иную корреспонденцию. Неприкосновенность судей прежде всего состоит в том, что они не могут быть привлечены какой-либо ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если в ступившим в законную силу решение суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка привлечения судьи к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершённые правонарушения и с учётом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе, с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.

Установлен особый порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение может принять только Генеральный прокурор Российской Федерации при условии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления в действии судьи дала судебная коллегия в составе трёх судей соответствующего суда и имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

Установлен запрет на задержание судьи. При этом личный досмотр судьи не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности людей (ст. 5 Закона о статусе судей).

Установлены дополнительные гарантии защиты судей от необоснованного осуществления в отношении уголовно-розыскных мероприятий. После возбуждения уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу эти мероприятия проводятся в порядке установленном УПК РФ. По ходатайству судьи, заявленного до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении его рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Заключение

Судьи носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерации функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчёркивает Конституция (ч. 1 ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах:

Судей и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей);

Нескольких профессиональных судей (в первой и второй -трёх, в надзорной не менее трёх);

Судей единолично.

При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причём во всех звеньях судебной системы.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчёркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положение основополагающего закона о судах. Усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей, не зависимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведённые положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей, Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвящённому этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России, отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий ко всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются также и законами субъектов Российской Федерации. Компонентами из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделение его соответствующими полномочиями.

Список использованной литературы

1. Правоохранительные органы Российской Федерации / под редакцией Божьева В.П. - Москва 2004 год. - 354 с.

2. Правоохранительные органы. Пособие для подготовки к экзаменам / Беленков Р.А. - Москва 2001 год. - 276 с.

3. Правоохранительные органы Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с. - (Серия «Учебные пособия»).

4. Правоохранительные органы / Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. - Москва

2001 год. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Судейский корпус. Статус судей. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов. Наделение кандидатов полномочиями судьи. Права судей. Независимость судей. Приостановление полномочий судьи. Неприкосновенность судьи.

    реферат , добавлен 25.04.2007

    Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Права и обязанности судей. Проблема профессиональной подготовки кандидатов. Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов. Материальное и социальное обеспечение судей.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса. Обеспечение гарантии независимости и неприкосновенности судей. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению судебной власти. Понятие единства статуса судей как равенства судей внутри судейского сообщества. Требования, предъявляемые к судье.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Порядок назначения судей в Российской Федерации. Отбор кандидатов на должность судьи. Принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие и составные элементы статуса судьи в юридической литературе. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и формирование судейского корпуса. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, организационно-правовые основы их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2011

    Судьи как носители судебной власти, различия в их правовом положении. Порядок отбора кандидатов на данную должность: общие требования и существенные предпосылки назначения, наделение полномочиями, принятие присяги. Материальное обеспечение судей.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Исторический анализ формирования и изменения правового статуса судей в Российской Федерации. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Полномочия судей, сроки их осуществления. Дисциплинарная ответственность за совершение проступка.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса. Осуществление судебной власти. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи. Гарантии независимости судей. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    Суд как гарантия защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима. Характеристика конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации, рассмотрение полномочий. Знакомство с требованиями, предъявляемыми к кандидатам в судьи.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законах о статусе судей, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах. Часть из них носит формальный характер: гражданство, возраст, образование, опыт юридической работы. Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования гражданства РФ и наличие высшего юридического образования.

Что касается требований определенного возраста и стажа работы, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей. Для назначения на должность мирового судьи, судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – 35 лет, а в Конституционный Суд РФ – 40 лет.

Кандидат в судьи военного суда, кроме того, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы.

Неодинаковы требования и к стажу работы по юридической профессии. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ – не менее 15 лет).

Кандидат на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа этот стаж должен быть не менее 7 лет. В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды – не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ).

Законодательство предусматривает и иные требования, которые учитываются при отборе кандидатов на должность судьи: судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции РФ и ст.ст. 6, 6.1, 6.2 Закона "О статусе судей".

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Все судьи других федеральных судов общей юрисдикции (в том числе военных судов) и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Назначение судей Конституционного Суда происходит во взаимодействии Президента РФ с Советом Федерации. Согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда(п. “е” ст. 83 Конституции РФ). Он самостоятелен в выборе кандидатур, хотя соответствующие предложения ему могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими сообществами и учебными заведениями.

Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Исключения составляют: 1) судьи Конституционного Суда РФ, которые назначаются на должность на срок 15 лет; 2) судьи других федеральных судов в первый раз назначаются на должность сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий; 3) мировые судьи назначаются (избираются) на должность сроком до 5 лет, при повторном и последующих назначениях (избрании) – сроком не менее чем на 5 лет.16

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Досрочно полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

В ст. 13 Закона "О статусе судей" приводится исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи. К ним относятся:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Согласно ст. 14 Закона "О статусе судей", основаниями прекращения полномочий судьи являются:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службыпо достижениипредельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд, в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения, а ее решение – в Верховный Суд РФ – в тот же срок.

Согласно ст. 15 Закона “О статусе судей” судья, ушедший на пенсию с должности судьи, имеет право на отставку.

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 14 Закона "О статусе судей".

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока он: не избран депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не осуществляет другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Отставка судьи прекращается решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи.



Просмотров