Источники АП. АП как отрасль законодательства. VI. Акты правосудия

Под источником АП понимаются конкретные внешние формы его выражения. Характерной особенностью АП является широкое разнообразие и множество источников юридических норм. Это обучловлено, прежде всего, предметом данной отрасли права, широким кругом управленческих общественных отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов объективной необходимостью децентрализации исполнительной власти. АП регламентация такой сложной, разнообразной и широкой сферой, коей является сфера госуправления, вызывает необходимость издания огромного количества законов и подзаконных актов.

При этом важно подчеркнуть: нормы АП содержатся не только в НПА, но и смешанных, многоотраслевых актах, содержащих одновременно нормы, относящиеся к разным отраслям права (конституционного, гражданского, экологического и т. п., в зависимости от того, кем изданы акты, а значит, по их юридической силе, нормы АП делятся на несколько типов:

I. Акты, принятые на основе референдумов, а также акты представительных (законодательных) органов представительной власти. Здесь имеется ввиду:

1) Конституция;

2) ФКЗ («О правительстве РФ», «Об уполномоченном по правам человека в РФ»);

4) Законы СССР и РСФСР;

5) Акты палат ФС РФ («Постановление об амнистии»);

6) Акты представительных органов госвласти субъектов РФ (конституции республик, уставы, законы);

II. Акты президента РФ (указы, распоряжения);

III. Акты госадминистрации:

1) административные акты федеральных органов госвласти:

а) постановления и распоряжения Правительства;

б) приказы, распоряжения, а также утверждаемые ими инструкции, правила, положения федеральных министерств и других центральных органов спецкомпетенции;

в) Приказы, постановления, распоряжения, инструкции и др. акты территориальных федеральных органов исполнительной власти;

г) приказы, инструкции, издаваемые администрацией государственных учреждений, предприятии, воинских формирований;

д) акты руководителей аппаратов Госдумы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и др. центральных ведомств.

2) административные акты субъектов РФ :

а) указы, постановления и др. акты глав исполнительной власти субъектов РФ, т. е. глав республик, губернаторов, мэра Москвы, глав администрации;

б) постановления и распоряжения прасительств субъектов РФ;

в) приказы, постановления центральных органов спецкомпетенции субъектов РФ; Приказы, постановления местных органов госвласти субъектов РФ (напр. префектов в г. Москве);

д) приказы, инструкции, издаваемые администрацией госпредприятий, учреждений, субъектов РФ. Акты госадминистрации – самая многочисленная группа источников АП.

IV. Акты органов местного самоуправления: общим является правило, согласно которому главы местного самоуправления (главы администраций, мэры издают постановления и распоряжения).

V. Публичные договоры: 1) федеративные (между органами госвласти РФ и субъектами РФ), всего порядка 50; 2) административные; 3) соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством страны, а также аналогичные трёхсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов РФ.

VI. Акты правосудия:

1) Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которыми признаны несоответствующими закону или решением вышестоящих органов вплоть до постановлений правительства РФ;

2) Постановления КС РФ и конституционных, уставных судов субъектов РФ

Акты, либо их отдельные положения, признанные неконституционными, юридической силы не имеют.

VII. Административные обыкновения. В данном случае имеются ввиду локальные нормы. Они преимущественно являются обычаями, поскольку не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности, напр., о распределении дел между служащими, о порядке визирования служебных документов и т. п.

VIII. Международные акты. Действующая конституция РФ впервые закрепила положения, согласно которому, общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан нашей страны. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы таможенного контроля, дорожного движения, безвизового пересечения госграниц и т. д. Для нашей страны данный тип источников АП имеет большое будущее.

Особенности источников АП. Все действующие источники АП образуют целостную систему. Её нередко отождествляют с понятием «административное законодательство», однако с этим едва ли можно согласиться. Административное законодательство – система законов, в которых содержатся нормы АП. Под системой источников АП понимается вся совокупность действующих источников этой отрасли. В этом проявляется первая особенность системы источников АП. К другим особенностям следует отнести, что АП и АПП находятся в совместном ведении РФ и субъектов в её составе. То, что эта система охватывает как законы, так и подзаконные акты федеральных, региональных и муниципальных органов, а также огромное количество входящих в эту систему источников, их частая, постоянная изменчивость, эфимерность и, наконец, несистематизированность. Всё это объясняется огромным числом источников, имеющих разную юридическую силу. Система АП-ых актов нуждается в совершенствовании. Эта работа должна осуществляться по следующим основным направлениям: а) существенное повышение качества АП норм (до европейского уровня); б) обеспечивание полноты АП регулирования, устранение пробелов; в) усиление роли законов в регулировании прав граждан, формирование госадминистрации и регламентации её деятельности.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ - основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Предыдущая

Источник АП – НПА, содержащий АПН и правила, совокупность которых и составляет эту отрасль.

Важнейшая особенность отрасли АП - разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предме­том отрасли: разнообразием и большим числом адм (управленческих) отношений.

Существует значительное количество чисто административ­но-правовых источников. Но много и «смешанных», многоот­раслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права.

В истории АП различаются следующие виды источников: нормативный акт, правовой акт, судебный или административный прецедент, традиции, обыкновения.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные федеральные акты .

Законы РФ:

а) Конституция РФ; б) акты Федерального Собрания РФ:

ФКЗ, ФЗ, акты ФС (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения Правительства РФ;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ОИВ и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

Законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов РФ:

Указы, распоряжения президентов (губернаторов);

Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

Приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.

Акты органов МС - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. (Виды: распоряжения; решения.)

ŸОбщепризнанные нормы м/унар права, м/ународные договоры РФ

ŸОбычаи признаются источниками АП в том случае, если они не противоречат обязательствам участников правоотношений;

ŸНормативные договоры;

ŸНормативные акты руководителей гос объединений, предприятий, организаций и учреждений, действия которых ограничены, как правило, рамками данного формирования.

Есть два вида актов правосудия как источников права:

а) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих ор­ганов вплоть до постановлений Правительства РФ;

б) акты правосудия, которые признаны источниками АП, - постановления Конституционного Суда РФ.

Важным источником адм-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания адм ответственности, виды адм наказаний, порядок производства по делам об адм правонарушениях, подведомственность и подсудность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП РФ, к компетенции субъектов РФ.

В настоящее время на федеральном уровне действует более полутора десятков различных кодексов, содержащих и нормы АП (Земельный, Лесной, Водный, Таможенный, Жилищный, Градостроительный и др.).

АП - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации ИВ (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Адм законодательство следует понимать как сис­тему законов, в которых имеются нормы АП. А всю совокупность действующих источников этой от­расли можно назвать системой источников АП (СИАП). Адм законодательство образует его ядро. В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права. Вторая особенность СИАП обусловлена тем обстоятель­ством, что, согласно ст. 72 Конституции РФ, адм и административно-процессуальное законодательство находят­ся в совместном ведении РФ и ее субъектов. На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместно­го ведения РФ и ее субъектов «издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ».

Третья особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, регио­нальных, муниципальных органов. Изменяют АП своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент РФ, и Банк Рос­сии, и Генеральный прокурор РФ.

Четвертая особенность СИАП состоит в огромном числе вхо­дящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универ­сализмом и иными особенностями публичной ИВ. Поэтому требуется большое число федеральных и реги­ональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирую­щих деятельность публичной администрации во многих сферах общественной жизни.

Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся из­менения новыми источниками, а старые источники отменяют­ся, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого АП и системы его источников и др. Не­стабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы АП. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетруд­но отменить или изменить.

Шестая особенность СИАП связана со сложностью систе­матизации административно-правовых норм и невозможностью их единой кодификации.

ФКЗ «О правительстве»

ФЗ «О гражданстве»

ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ»

ФЗ «О системе госслужбы РФ»

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Источники права – это внешние формы выражения права. Источниками АП являются внешние формы выражения АПН. Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

Важнейшая особенность отрасли административного права - разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права.

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял:

I. Акты российских органов публичной власти:

1) акты, принятые на основе референдума и законодательных органов;

2) акты Президента РФ;

3) акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов;

4) акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.);

5) федеративные и административные договоры;

6) акты правосудия.

II. Акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти:

1) акты органов государственной власти бывшего СССР;

2) акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.);

3) международные договоры.

Существуют и иные классификации:

1) межгосударственные отношения;

2) законодательные акты;

3) подзаконные акты;

4) акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

По административно-территориальному признаку различают:

1) Федеральные акты;

2) акты субъектов Федерации;

3) акты МСУ.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенности СИАП:

1) административное законодательство образует его ядро;

2) согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

3) многообразие источников;

4) огромное число входящих в нее источников;

5) мобильность, изменчивость;

6) сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации. 10.

Основные признаки аграрного законодательства субъектов: 1. Аграрное законодательство субъекта, представляет собой неотъемлемую часть аграрного законодательства РФ. Поэтому а/з регионов вместе с федеральным а\з образует единое целостное образование; 2. а\з субъекта РФ является частью законодательства субъекта РФ. По количеству НПА аграрной направленности отдельно взятых субъектов РФ, порой довольно сильно отличаются, что прежде всего зависит от специфики регионов (например: Такие республики, как Бурятия, Калмыкия, Краснодарский и т.д., которые традиционно являются с/х регионами, удельный вес актов а/з на порядок выше, чем в других регионах); 3. относительная самостоятельность а\з субъектов РФ; 4. а\з субъекта обладает специфическими чертами обусловленные местными особенностями. В частности это выражается в его направленности на учет природа климатических условий своего региона, которые влияют на правленый выбор структур и правил ведения с/х производства. Согласно Конституции к ведению Российской Федерации отнесены также управление федераль­ной собственностью, установление основ федеральной полити­ки в экономической, экологической и других сферах, определе­ние правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др. (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, имеющие первосте­пенное значение в агропромышленном комплексе. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимае­мые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по­следние вправе осуществлять собственное правовое регулирова­ние, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:



Просмотров