Исключительное право не может быть. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности, его переход к другому лицу. Защита исключительного права. Какие существуют условия передачи прав на интеллектуальную собственность

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
5) организованностью, то есть - упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов;

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время имеет и свои специфические особенности.

Полифункциональность. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя - предметника, классного руководителя, руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки школы: формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.

Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управлениях.

Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработанны формы контроля и самоконтроля.

Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. Деятельность отдельных учителей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качеств знаний учащихся. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.

Ненормирование рабочего дня учителя, то есть отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки учителей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.

Преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия (Лутошкин А.Н., 1988).

Известно, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя, работая в разных коллективах. Одни коллективы способствуют проявлению лучших сторон личности человека, а другие сублимируют хорошее и подпитывают плохое. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Именно поэтому практическому психологу важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития.

В этой работе психолог сталкивается с проблемами психологического консалтинга или психологией менеджмента. Сегодня в этом направлении выражены два подхода: организационный и консультативный.

Организационный подход делает упор на изучение коллектива, социально-психологических процессов происходящих в нем, планирование кадровой стратегии. Сторонники этого подхода уделяют первостепенное внимание проблемам личности руководителя, стилям лидерства, выясняют соответствие поставленных задач возможностям работников. Их интересует социально-психологическая атмосфера как фактор сплоченности и срабатываемости коллектива в решении производственных задач.

Консультативный (индивидуальный) подход ориентирован на работу с конкретной личностью в коллективе. Оно используется при подборе и расстановке кадров, содействии их адаптации в коллективе, совершенствовании межличностных отношений и самореализации каждой личности.

Ни один серьезный психолог не станет недооценивать то колоссальное влияние, которое способна оказать на общий настрой коллектива отдельно взятая личность. В свою очередь, поклонники индивидуального подхода не могут отрицать, что правильная организация труда, разумное сочетание свободы субъекта с необходимостью коллектива, является ключом к формированию здорового психологического микроклимата.

При органическом сочетании обоих подходов психолог решает следующие задачи:
- улучшение психологического климата в организации и повышение духа ее сотрудников;
- совершенствование практики подбора кадров;
- модернизация организационной структуры;
- оказание помощи сотрудникам в развитии их способностей;
- сплочение коллектива в единую команду;
- формирование доброжелательной атмосферы в коллективе;
- помощь людям в преодолении стрессов;
- достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой (выработке индивидуального стиля деятельности);
- устранение конфликтов;
- снижение текучести кадров;
- оценка производственных программ с точки зрения психолога;
- проведение разумной кадровой политики;
- консультирование руководителей по психологическим аспектам управленческой деятельности и др.

Рассмотрим специфику организационного подхода.

Каждый коллектив переживает периоды становления (новостройка или смена состава), функционирования (когда на основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями). Поэтому на каждом этапе психолог решает специфические задачи, работая в тесном контакте с администрацией учреждения.

Особо важным является период становления будущего коллектива, когда он не является коллективом единомышленников, педагогическим ансамблем, а лишь формальной группой, призванной совместными усилиями обучать и воспитывать детей.

На этом этапе психолог оказывает помощь в создании модели будущего коллектива, образа школы или детского сада, подборе и расстановке кадров. Принципы подбора педагогов могут быть самыми разными: по возрасту, стажу, уровню компетентности, личностным особенностям и т.д. Используя знания социальной психологии, психолог может, участвуя в подборе кадров, предвосхитить их психологическую совместимость, срабатываемость, принятие определенного типа руководства и т.п. Для этого периода также характерны несложившиеся связи и отношения, плохое взаимодействие, отсутствие лидеров, способных вести за собой, небольшой опыт управления данной структурой, слабое знание индивидуальных возможностей педагогов. В этом случае важный смысл приобретает диагностическая и консультативная работа психолога и адаптационный тренинг.

Идейное единство коллектива обеспечивается сходством ценностных ориентаций, которое отражается в целях, задачах, выдвигаемых проблемах. Интеллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивного, рефлексивного мышления, ломкой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется рациональным распределением функций между всеми членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями к каждому члену коллектива и созданием необходимого общественного мнения.

В этом аспекте психолог может использовать методы брейнсторминга, коллективных творческих дел, организационно-деятельностных игр, психотренинга, в процессе которых решаются как игровые, так и реальные задачи (выдвижение лидеров, исследование ценностных ориентаций, мотивации и потребностей педагогов, их личностных особенностей и стратегий поведения) реализуется коллективная мыследеятельность и групповое принятие решений и т.д.

На втором этапе развития коллектива в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированные на помощь различным группам и отдельным педагогам. К этому времени члены коллектива узнают свои и чужие возможности, способности, уровень профессиональной компетентности и человеческие качества. На этой стадии обнаруживаются симпатии и антипатии, вокруг лидеров формируются группы приверженцев. Появляется оппозиция. Возникают межличностные и межгрупповые конфликты. В коллективе выявляется группа творческих педагогов и аутсайдеров. Кроме того, происходят специфические процессы, связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений, форм и методов в самом педагогическом процессе. В коллективе проявляют себя новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты, пессимисты, реформаторы, гуманисты, прагматики и т.д. Именно этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, либо выводит коллектив в режим развития.

На этапе функционирования психологу работать значительно труднее. Он оказывает помощь в разрешении конфликтных ситуаций, выработке управленческого стиля, но часто оказывается вовлеченным в различные отношения, когда от него требуется отстраненность и объективность. Он может попасть под влияние администрации и решать проблемы сквозь призму управленческого заказа. Однако его профессиональным долгом является работа с лидерами, страдающими звездной болезнью; коррекция агрессивного поведения и др.

На этапе развития основные силы коллектива направлены на педагогическое экспериментирование. В этом случае психолог осуществляет психологическое обоснование его программы, психологическое сопровождение хода и психологический анализ результатов эксперимента.

Психолог в педагогическом коллективе помогает педагогам обнаружить и осознать те компоненты деятельности, которые мешают организации взаимодействия и взаимоотношений с ребенком. Успех этой работы в большей степени зависит от самого педагога. Он сам решает, как ему развиваться и насколько глубоко он будет продвигаться в своем личностном развитии. Предлагаемые модели работы психолога с педколлективом строятся на гуманистическом подходе и признают за каждым его членом следующие права:
- право на личностное пространство;
- право быть независимым;
- право на успех;
- право быть выслушанным и принятым всерьез;
- право отвечать отказом, не чувствуя себя виноватым;
- право просить, что хочешь, не чувствуя себя эгоистом;
- право на ошибку и ответственность за нее;
- право на чувства.

Основная работа психолога с педагогическим коллективом в этом аспекте должна быть направлена на осознание каждым педагогом собственных чувств, переживаний, самопринятие и осознание своих средств взаимодействия с детьми и взрослыми, то есть формирование способов рефлексии средств общения.

Тогда этапы работы психолога могут быть организованы следующим образом:
осознание педагогом механизмов организации образовательного учреждения;
осознание педагогом его личностного потенциала;
осознание педагогом средств общения детей и родителей через воспоминания о собственном детстве и родительской семье.
осознание средств общения между детьми;
осознание гуманизации педагогического общения.

Для реализации данной модели работы с педколлективом психолог использует такие формы групповой деятельности, как опросы, лекции и семинары с элементами тренинга, тренинги, индивидуальное консультирование, методические советы в форме группового обсуждения проблем школы (организационно-деятельностные игры).

Для «запуска» модели очень эффективны опросы. Они провоцируют размышления педагогов на заданную тему. Как правило, в них участвуют дети и родители. Поэтому одна и та же школьная проблема рассматривается с разных точек зрения. Материалы, полученные при опросе, используются в лекционном, семинарском и тренинговом курсах. Они также используются про разработке методических проектов в организационно-деятельностных играх.

Лекции направлены на то, чтобы дать педагогу информацию о механизмах развития психики, личностного роста, структуре и средствах педагогического общения. На этом этапе педагоги получают возможность соотнести научные данные с собственной практикой, личными переживаниями, рационализировать свое поведение.

Продолжение и углубление самопознания педагог может осуществить в тренингах педагогического общения и личностного роста. Группа в этом случае выступает как помощник в процессе самопринятия. Принятие, понимание и помощь в лице коллег помогают освоить собственные формы данных механизмов.

Индивидуальное консультирование дает возможность нового видения собственного содержания, личностных механизмов общения с другими людьми.

В тренинговом курсе происходит проработка и понимание способов общения, осуществляется выход на осмысление способов взаимодействия ребенка и взрослого в конфликтных ситуациях. Этот курс основывается на осознании педагогом своих собственных способов общения, встреч с личностными особенностями и принятии решений о каких-либо изменениях.

На методических советах педагоги получают возможность понимания организационных механизмов образовательного учреждения. Темой совета является назревшая проблема, которая не находит разрешения в традиционных формах обсуждения.

Осуществляя консультативный подход, стремится разрешать общие проблемы коллектива с помощью решения проблем частных лиц. Его основной вопрос: как изменения психики отдельных работников влияют на функционирование организации в целом. Девизом этого подхода является «Хорошие педагоги - хорошее образовательное учреждение».

Первым шагом к пониманию личности педагога является психологическое обследование. В работе психолога оно из простого инструмента оценки превращается в сложный «функциональный» орган управления и стимулирования развития. Оно одновременно может служить многим целям: описывает и прогнозирует стиль и качество исполнения производственных задач, является зеркалом трудовой биографии человека и стимулом для его личностного роста, пособием по оптимальному развитию потенциала сотрудника и может положить начало доверительным отношениям с психологом-консультантом.

Полезной рабочей схемой для упорядочения обширных данных психологического обследования может быть:
1. Интеллектуальные характеристики. Уровень и качественные особенности интеллекта, когнитивные стили, степень реализации интеллектуальных возможностей.
2. Эмоциональные характеристики. Эмоциональная стабильность, способы эмоциональной адаптации, сила Эго, основные ценности, уровень интеграции эмоциональной сферы, волевые качества и т.д.
3. Мотивационные характеристики. Уровень побуждения, психологические потребности, сравнительная сила их влияния на поведение.
4. Понимание себя и окружающих. Способность к объективности, восприимчивость, способность к самонаблюдению, открытость новому опыту, «психологичность» мышления, эмпатия, преобладающие типы психологической защиты и т.д.
5. Характеристики общения. Склонность к доминированию/подчинению, доброжелательность, способность к сотрудничеству, такт, гибкость, желательная межличностная дистанция и т.д.
6. Деловые характеристики. «Технические» навыки, умение руководить, организаторские таланты, умение координировать, планировать, брать на себя ответственность и т. д.

Таким, образом, психологическое обследование начинается с глубинных личностных характеристик и заканчивается чисто профессиональными качествами. Оно может проводиться в трех наиболее распространенных вариантах: как психологический стимул к развитию, как оценка кандидата на вакантное место и как основание для повышения сотрудника по служебной лестнице. В отчете по результатам обследования важно представить четкие выводы. В них должны содержаться конкретные «за» и «против», описание «зоны риска» и рекомендации руководителю по поводу оптимальных способов использования возможностей и способностей данного человека.

Полученные результаты анализируются в процессе консультативной беседы с обследуемым. Беседа может принимать разные направления - от практических вопросов, связанных с отношениями на работе до психологических проблем; от семейных отношений до честолюбивых устремлений.

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объеди­ненных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, по­скольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективо-образованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педа­гогическое руководство развитием коллектива, какие педагогические усло­вия необходимы для оптимального развития детского воспитательного кол­лектива - вот актуальные для педагога вопросы.

Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласно этим данным кон­тактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития - коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые 1 . Группа-конгломерат - объединение ранее незнакомых людей, оказав­шихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень формирования коллектива низ­кий. Например, группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития. Однако будет ли удачный финиш, это вопрос.

Группа-ассоциация - если группа приняла цели деятельности, требова­ния педагогов, то началось формирование коллектива, происходят измене­ния в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимо­влияния. Это более высокий уровень организации деятельности по сравне­нию с предыдущей группой.

Группа-кооперация - ее характеризует успешная деятельность, образо­вание организационных структур, внутригрупповое общение. Постепенно обусловливается отношение к делу.

Группа-автономия - достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной ста­дии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и пре­вратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ве­дет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив - наряду с высоким уровнем внутригрупповой спло­ченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направ­ленность, появляются и все названные выше особенности.

Исследователи показали в экспериментах и на практике, что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.

Проблемой развития коллектива и его педагогическим руководством, как известно, занимался А. С. Макаренко. В педагогике широкое распрост­ранение получило его учение о стадиях развития коллектива. А. С. Мака­ренко дал подробную характеристику трем стадиям развития коллектива, которые выделил на основе такого признака, как требование педагога к вос­питанникам. При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, буду­щему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами страны, что не отменяет и конкретных требований в виде правил, норм от­ношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и ре­шительного требования.

Он всесторонне анализирует понятие «требование», раскрывает его сущность, содержание и способы предъявления требований как к отдель­ному воспитаннику, так и к коллективу класса в целом. Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, А. С. Макаренко подчеркивал, что «... тре­бования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям» 1 . Он также уверенно заявляет, что не может быть создан коллектив, создана дисциплина без требований к личности.

Итак, напомним, что в зависимости от характера требований и позиции педагога в воспитательном и внутригрупповом процессе А. С. Макаренко выделяет три стадии развития коллектива. Он считает, что на первой стадии развития коллектива деятельность воспитателя направляется на организа­цию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и со­циально значимых целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Одновременно надо формировать актив коллектива из наиболее сознательных ребят, тех, которые сразу принимают требования воспитателя. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллекти­ва является коллективное планирование содержания различных видов дея­тельности с учетом возможностей и интересов школьников. Задача педаго­га в этот период - организационное оформление коллектива на основе со­вместной деятельности и выполнения активом своих обязанностей. Члены актива учатся управлению и организации коллектива и выступают в роли помощника воспитателя. Решить организационные вопросы помогают пер­вые собрания (знакомство с едиными требованиями, формами контроля за их выполнением, постановка близких перспектив, разработка путей их до­стижения и др.). На первой стадии становления и сплочения коллектива часто школьники оказываются в конфликтных ситуациях, так как эмоцио­нально-психологические отношения еще не опосредствуются деятельност-ными, деловыми. К концу стадии количество конфликтов уменьшается. Показателями становления коллектива на первом этапе являются наличие целей и принятие их воспитанниками, общая деятельность, общая органи­зация коллективных дел, реально действующий актив.

Вторая стадия развития коллектива характеризуется тем, что увеличи­вается численность актива. Около воспитателя создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но и сами высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собра­ниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся организа­торами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жиз­ни коллектива усиливается. Однако активу нужна помощь и поддержка, ко­торую и оказывает педагог, в этом собственно и состоит его главная функция на этом этапе. Задачей этого этапа является также увеличение числа актив­ных членов коллектива за счет привлечения пассивных школьников к участию в общественной жизни класса и школы. Круг общения воспи­танников расширяется за счет других коллективов (детских и взрослых). На данном этапе складываются и развиваются деловые, функциональные от­ношения, интенсивно развиваются межличностные, дружеские связи, ко­торые все более определяются общей деятельностью и нормами жизни кол­лектива. Атмосфера в коллективе доброжелательная, большинство его чле­нов чувствуют себя защищенными, так как создается нравственно ценный опыт коллективной жизни. Такие взаимоотношения способствуют расцвету индивидуального развития каждого ученика. Деятельность педагога на­правлена на постановку более сложных задач: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций.

Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятель­ность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если раз­вивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимо­сти между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение.

На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, требования предъявля­ются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. А. С. Макаренко подчеркивает, что, «когда требует коллектив, ког­да коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя стано­вится математически точной, организованной работой» 1 . Путь от катего­рического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Собственно, именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: чле­ны коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны вос­питывать новичков.

Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последую­щей жизни коллектива становится работа по созданию условий для лично­стного роста и развития каждого, для развития способностей. Педагог ста­новится старшим товарищем, другом, который увлекает ребят новыми пер­спективами, формирует убеждения и коллективное общественное мнение, регулирует поведение учащихся, тонко направляет деятельность коллекти­ва, заботится о его воздействии на личность, корректирует программы са­мовоспитания каждого школьника.

Столь же важной проблемой для воспитателя является обеспечение дви­жения коллектива вперед. Это значит, что педагог вместе с детьми должен видеть, определять перспективы, будущие цели в жизни всей группы как социального и педагогического феномена. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий: близкие, средние, дальние цели. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмыс­ленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, движения вперед коллектив умирает.

Правовые нормы российского законодательства дают гражданам возможность безраздельного владения интеллектуальной собственностью. Но некоторые правообладатели, не вникая в детали, заключают договоры, которые изменяют вид права. Для сохранения и защиты своих прав нужно разобраться в том, что же такое исключительное право.

Что такое исключительное право

Исключительное право - это комплекс прав на пользование интеллектуальной собственностью. Такой собственностью (результатом) является всё то, что создано посредством интеллектуального труда. Лицо, обладающее таким правом, может распоряжаться им по своему усмотрению, если законом не предусмотрено иное, и позволять другим его использовать.

Всё, что создано с помощью умственного труда, может попасть под законную защиту как результат интеллектуальной деятельности

Как и при каких обстоятельствах ограничивать использование своих результатов, решает сам правообладатель. Если он публично не заявил о протесте, это не считается согласием.

Любое несанкционированное использование результата считается незаконным, а нарушитель права будет нести ответственность. Правообладатель может сам инициировать процедуру привлечения к ответственности, но в некоторых случаях его инициатива необязательна. Такое право может принадлежать сразу нескольким лицам.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечёт ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

П.1 ст.1229 Гражданского кодекса РФ

Если владельцами права стали сразу несколько человек, то каждый из них может распоряжаться результатом так, как посчитает нужным. Однако Гражданский кодекс РФ устанавливает, что такое использование должно соответствовать нормам закона, не нарушая условий договоров, заключённых между владельцами. А также солидарное право на получение дохода от использования может исключаться, если соглашениями установлены доли владения. Например, доход от использования музыки должен быть разделён между тремя авторами поровну. Но если в договоре прописано процентное соотношение долей 30/30/40, то правообладатели не могут нарушить это условие. Игнорирование их расценивается как правонарушение, приводящее к несению ответственности.

Российское законодательно предусматривает ограничение в привлечении к ответственности. То есть третьи лица могут использовать результаты интеллектуального труда, если это не вредит правообладателям и не нарушает их интересы. Однако такое ограничение не лишает владельцев права на истребование вознаграждений.

Екатерина Гурьянова, юрист

Различия между исключительным и неисключительным правом

Камнем преткновения при самостоятельной защите прав становится незнание различий между этими понятиями. Однако способ защиты, а также правовое регулирование споров регламентируется законом в зависимости от вида права.

Полномочия правообладателя зависят именно от вида права

Исключительным правом может пользоваться автор произведения (например, произведение науки) с целью заработка, то есть продавать результат умственного труда или заключать соглашения о его использовании с третьими лицами. Причём авторов может быть сразу несколько. Автор как исключительный правообладатель способен привлекать к ответственности нарушителей, требовать с них возмещение убытков и т. д. А также исключительное право может содержать в себе неимущественное право, например, право автора на имя автора.

Каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

П. 3 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ

Неисключительное же право переходит только к будущему правообладателю. Переход права осуществляется при согласии автора посредством заключения документа, регулирующего права и обязанности сторон. Иными словами, неисключительный автор может заключить соглашение с автором. В нём он разрешает пользоваться результатом интеллектуального труда, а правопреемник обязуется выполнить условия, предложенные автором. Например, за использование изобретения владелец неисключительных прав обязан платить автору указанную в договоре сумму. Однако такой правообладатель не может передавать право другим лицам.

Объекты и субъекты исключительного права

Объектом называется собственность, в отношении которой устанавливаются полномочия правообладателя. Без объекта само право существовать не может. К объектам исключительного права относятся следующие виды интеллектуальной собственности:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (транслирование организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Любой товарный знак может быть объектом исключительного права

Субъектом права становится лицо, которое им обладает:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • объединение лиц.

Российским законодательством предусмотрена возможность совместного правообладания (объединение лиц), например, при соавторстве.

Исключением становится право на фирменное наименование. Оно может принадлежать только одному юридическому лицу.

Роман Сальников, юрист

Срок действия исключительного права

Гражданским кодексом РФ установлен срок действия права, подразумевающий также его продление и прекращение. Общее понимание срока зависит от вида права. Так, авторское право действует на протяжении жизни автора и ещё 70 лет после его смерти. Есть некоторые исключения, например, ветераны Великой Отечественной войны. Их право продляется на 4 года. Смежное право длится 50 лет. Если объектом стала база данных, то право действительно в течение 15 лет. Исключительное право публикаторов актуально четверть века.

Особым способом устанавливается срок действия права на полезную модель, изобретение и промышленный образец:

  • 20 лет - для изобретений;
  • 10 лет - для полезных моделей;
  • 15 лет - для промышленных образцов.

Селекционные открытия охраняются законом 30 лет, кроме декоративных плодовых деревьев, винограда и лесных пород. Право на них защищается 35 лет.

Топологические открытия и товарные знаки охраняются законом 10 лет, однако право на товарный знак может быть продлено ещё на десятилетие. И продление может быть оформлено несчётное количество раз. То же правило распространяется и на наименование места происхождения товара.

Асият Кирасиров, юрист

Как можно использовать исключительное право

Извлечение прибыли относится к целям использования исключительного права

Исключительный владелец права может единолично пользоваться объектом, например, товарным знаком. А также может отчуждать своё право, в частности, дарить или продавать. Отчуждение на возмездной основе не всегда связано с извлечением прибыли. К примеру, когда организация ликвидируется, а продажа объекта - это единственный способ не потерять результаты. Как правило, в случаях, связанных с ликвидацией или другим закрытием предприятия, стоимость объекта снижается, но обеим сторонам выгодно такое отчуждение. Кроме абсолютного отчуждения, предусмотрена возможность передачи права в пользование.

С целью передачи объекта во временное пользование, выгодное двум сторонам, правообладатель может заключать с другими лицами лицензионный договор. В таком случае передающий становится лицензиаром, а принимающий - лицензиатом. Обе стороны соблюдают условия, прописанные в договоре. Этот способ использования является самым распространённым.

А также правообладатель может наследовать объект, как и любую другую собственность. Известным случаем в подобной практике является наследование авторского права на музыкальные произведения бывшего лидера группы «Сектор газа» Юрия Клинских. Даже если в завещании не указано право как вид наследуемой собственности, родственники правообладателя могут требовать через суд признания прав наследования.

Лицензионным соглашением считается любой договор, в котором не написано, что передаётся исключительное право. Недействительным договором считается документ, в котором одним из пунктов указано, что лицензиат или лицензиар не должны создавать новых творений или (при создании таковых) отчуждать их другим лицам. Кстати, исключительный правообладатель имеет право закладывать объект права, например, залог при оформлении кредита.

Екатерина Гурьянова, юрист

В течение всего времени действия договора о залоге правообладатель может использовать это право по своему усмотрению. Так, залог исключительного права не ограничивает свободу действий владельца в отношении выдачи лицензий. Например, некое общество с ограниченной ответственностью оформило кредит, залогом которого выступило право на произведение. Кредит выдан на 5 лет, и в течение этого периода организация может выдавать возмездные лицензии на использование права.

Стороны лицензионного договора могут прописывать любые условия в договоре, который должен соответствовать нормам права

Как зарегистрировать исключительное право

Охрана и защита права законом осуществляется только тогда, когда правообладатель регистрирует своё право на государственном уровне. Выбор способа регистрации зависит от вида объекта. Например, авторское право на творческое произведение достаточно зарегистрировать у нотариуса или в специальной конторе. Для этого нужно убедиться, что произведение не является объектом чьего-либо права, собрать нужные документы и найти нотариуса. Нотариальные конторы выдают свидетельство о регистрации, а номер свидетельства и все соответствующие данные вносят в специальный реестр. Юристы советуют одновременно с регистрацией права подавать заявление на депонирование. В таком случае один из экземпляров произведения остаётся у нотариуса на хранение, и в судебных спорах он сможет свидетельствовать в суде о возникновении этого права именно у вас.

Для подачи заявления нужно подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о регистрации;
  • документы, подтверждающие возникновение права (например, статья или диск с музыкальным произведением);
  • копия документа, подтверждающего право (для депонирования).

У нотариуса необходимо оплатить пошлину, размер которой устанавливается выбранной конторой. Как правило, цены за регистрацию права демократичны. Например, регистрация авторского права стоит примерно 100 рублей. Чем крупнее и сложнее объект, тем выше цена за регистрацию. Юрист, оформляющий свидетельство, предложит готовый бланк, заявителю требуется только расписаться в его получении.

Свидетельство считается действительным только в том случае, если оно засвидетельствовано нотариусом и заверено печатью

Кстати, авторское право на некоторые виды произведений можно зафиксировать в интернете. Например, если размещается литературное произведение. В настоящее время существует множество сайтов, содержащих опции для моментальной регистрации. Так, порталы для авторов Проза.ру и Стихи.ру при публикации произведений мгновенно создают формальное свидетельство о публикации, тем самым фиксируя право за публикатором. Свидетельству присваивается номер, привязанный к зарегистрированному пользователю.

Регистрация исключительного права на ноу-хау

Ноу-хау (секрет производства) - это сведения, несущие особую важность в достижении коммерческих целей. К таким сведениям относят следующие виды данных:

  • производственные;
  • технические;
  • экономические;
  • организационные;
  • информация о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • сведения о способах осуществления профессиональной деятельности и т. д.

Секрет производства регистрировать на уровне государства не нужно, так как это не указано в Гражданском кодексе РФ. Правообладатель должен самостоятельно организовать защиту права. Это сложная процедура, поэтому для оформления необходимой документации целесообразно обратиться к специалистам. Если владелец права решил сэкономить и обеспечить охрану права своими силами, то нужно разработать следующие документы:

  • перечень сведений, отнесённых к секрету производства;
  • положение о введении режима коммерческой тайны;
  • реестр лиц, имеющих доступ к секретным данным;
  • включение пункта о секретности в трудовые договоры сотрудников;
  • введение в использование грифа «Секретно» и т. д.

Фотогалерея: образец положения о коммерческой тайне

Положение должно быть обозначено организацией, местом и датой утверждения Положение должно содержать информацию о том, что является ноу-хау В положении должны быть подробно указаны условия доступа к ноу-хау В положение должен быть включён пункт об ответственности за нарушение условий Положение должно быть заверено уполномоченным лицом предприятия

Для разработки этих документов, руководитель может​ нанять соответствующих специалистов. Часто на предприятиях работают бухгалтерские и юридические отделы.

Регистрация права на промобразец, изобретение и полезную модель

В любом из этих случаев документом, обеспечивающим защиту и охрану права, является патент. Для его получения нужно обращаться в Федеральную службу интеллектуальной собственности (Роспатент), или специальное патентное бюро, оказывающие юридические услуги по регистрации прав и являющиеся посредниками между заявителями и Роспатентом. Некоторые организации предлагают услуги поверенного. Это представитель правообладателя, который вполне официально выступает за права и требования своего клиента. Такая услуга является платной, но наличие поверенного значительно увеличивает шансы правообладателя на успешную регистрацию.

Чтобы зарегистрировать право, нужно подготовить следующие документы:

  • заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения, полезной модели и лица, на имя которого запрашивается патент, а также их место жительства или местонахождения;
  • описание произведения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;
  • формулу объекта, выражающую его сущность и полностью основанную на его описании;
  • чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности объекта;
  • реферат.

К заявке нужно приложить документы о заявителе (паспорт, свидетельство о регистрации и т. д.). Кроме того, заявителю необходимо оплатить госпошлину, а копию квитанции приложить к остальным документам. Если интересы заявителя представляет доверенное лицо, требуется доверенность и паспорт доверенного лица. Направить документы на рассмотрение можно любым способом (лично, почтой, факсом). При отправке факсом в случае вызова заявителя в ФИПС, потребуются оригиналы документов.

Если есть подозрения, что во время регистрации права его зарегистрирует кто-то другой, вместе с заявкой представляется заявление на приоритет. Это можно сделать, если объект права сложный или состоит из нескольких частей, а его рассмотрение займёт длительное время. Такой документ обеспечивает приоритет вашей заявки. То есть во время её рассмотрения, никто другой зарегистрировать такой же объект не сможет.

Фотогалерея: образцы документов для получения патента

Заявка должна составляться в установленной форме Образец заявки можно взять в ФИПСе или обратиться к специалистам Образец заявления можно скачать в Интернете Бланк для описания можно взять в ФИПСе В заявке нужно указать лицо (или лица), представляющее своё авторство

Расчёт госпошлины (в рублях) за получение патента зависит от вида объекта:

  • регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение - 1650 + 250 за каждый пункт формулы изобретения свыше 25;
  • регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель - 850 + 100 за каждый пункт формулы полезной модели свыше 25;
  • регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец - 850 + 100 за каждый пункт перечня существенных признаков промышленного образца свыше 1;
  • проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по ее результатам - 2450 + 1950 за каждый независимый пункт формулы свыше 1 (но не более 10) + 3400 за каждый независимый пункт формулы свыше 10;
  • проведение экспертизы заявки на промышленный образец - 1650 + 1300 за каждый промышленный образец из образующих группу свыше 1 (целое и часть) + 250 за каждый вариант промышленного образца свыше 1;
  • преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение - 850 + 200 за каждый пункт формулы свыше 25;
  • преобразование заявки на изобретение в заявку на полезную модель - 100;
  • регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель - 3250;
  • годовые пошлины за поддержание в силе патента на изобретение или патента на промышленный образец за годы действия с даты подачи заявки - от 850 до 12000 (по нарастающей).

Видео: как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака мало отличается от регистрации других коммерческих обозначений.

Можно ли отказаться от исключительного права

Правообладатель может отказаться от права двумя способами:

  • через заявление в Роспатент;
  • посредством отчуждения исключительного права.

Заявление в ФИПС ходатайствует о досрочном прекращении права. Причём заявитель не обязан указывать причину своего решения. Российским законодательством предусмотрено, что любые изменения, связанные со статусом патентованного исключительного права, должны регистрироваться на государственном уровне. Соответственно, заявитель обязан уплатить пошлину, размер которой зависит от вида объекта. Таблица точного размера государственной пошлины при операциях с патентом указана на сайте ФИПС .

Заявление должно быть составлено в установленной форме

Заявление представляет собой таблицу, где в пустые графы вносятся конкретные данные. В графе «другие изменения» нужно написать «досрочное прекращение права». Комиссия рассмотрит заявление, и в случае отсутствия причин для отказа право досрочно прекратится.

Для того чтобы совершить отчуждение права, его достаточно подарить или продать. Причём в договоре должно быть указано не временная передача, а именно полное отчуждение. С точки зрения закона, такие договоры составляются на общих основаниях, так как объект права является собственностью. Однако обязанность регистрировать любые изменения, связанные с правом, не отменяется при отчуждении.

Договор отчуждения должен быть подписан обеими сторонами

Как можно защитить исключительное право от нарушения

Если нарушено авторское право на произведение в интернете, можно обратиться к администратору хостинга, который в свою очередь должен удалить контрафакт. А при неоднократном нарушении - заблокировать публикатора. В редких случаях бывает целесообразно обращаться в суд. Например, если задеты честь и достоинство автора. Однако чаще всего нарушения прекращаются после первых же действий автора. В этом и остальных случаях нужно написать претензионное письмо нарушителю.

За написанием претензии можно обратиться к юристу, но написать его самостоятельно не составит проблемы. Претензию лучше всего направлять заказным письмом с уведомлением. При получении письма адресатом отправителю пришлют обратно уведомление о вручении. Адресат должен отреагировать на письмо в течение 30 дней. В претензию можно включить требование о компенсации, но немногие нарушители готовы добровольно выплачивать какие-либо​ деньги авторам.

Написание претензионного письма приветствуется судом и воспринимается как попытка досудебного урегулирования спорной ситуации.

Претензию нужно писать в строгой и дипломатичной форме без шантажа и угроз

Если претензия не повлияла на нарушителя или он ответил отказом, нужно готовить иск в суд. К исковому заявлению прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Документ, подтверждающий полномочия заявителя (например, протокол о назначении руководителя организации).
  3. Свидетельство о регистрации права или патент.
  4. Свидетельство о депонировании (если есть).
  5. Доверенность на представителя (если есть представитель).
  6. Квитанция об оплате госпошлины.
  7. Доказательства нарушения (фотографии, контрафактные единицы, свидетельские показания и т. д.).
  8. Копии иска (в количестве лиц-участников тяжбы).

Заявление должно содержать в себе некоторые обязательные пункты:

  1. Данные об истце и ответчике.
  2. Наименование суда.
  3. Дата и место подачи иска.
  4. Описательная часть иска, содержащая все подробности дела, в том числе где и при каких обстоятельствах состоялось нарушение.
  5. Обоснование правовыми нормами.
  6. Просительная часть, включающая все требования.
  7. Перечень прилагаемых документов.
  8. Подпись истца.

Иск составляется в соответствии с общепринятыми нормами

Какая ответственность предусмотрена за нарушение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Ст.1301 Гражданского кодекса РФ

Таким образом, за нарушение исключительных прав предусмотрена ответственность в виде назначения компенсаций:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемым по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемым исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения способом, использованным нарушителем.

Административная ответственность за подобное нарушение влечёт за собой конфискацию контрафактных единиц, а также изъятие оборудования и материалов, используемых для создания этого контрафакта. Кроме изъятия, нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса лица, совершившего правонарушение. Физические лица оплачивают штрафы до 2,5 тысяч рублей, должностные - до 20 тысяч рублей. Самый большой штраф грозит юридическим лицам (до 50 тысяч рублей). В зависимости от сложности преступления может наступить уголовная ответственность. Судом назначается штраф до 1 млн рублей или срок лишения свободы (до 6 лет).

Судебная практика

Гражданин Афонин обратился в суд с иском о нарушении исключительного права. В заявлении истец подробно описал обстоятельства нарушения. ООО «Новости-сегодня» опубликовало статью на юридическую тему в платном издании. Представитель ответчика пояснил, что в соответствии с главой 4 ГК РФ авторское право признаётся за тем, кто первым заявил о своём авторстве. Однако вопреки ожиданиям ответчика, суд встал на сторону истца и постановил:

  • изъять из незаконного оборота все издания, выпущенные ответчиком;
  • признать авторское право за истцом;
  • назначить ответчику штраф в размере 100 рублей за каждую проданную газету;
  • возложить обязанность возмещения оплаченной госпошлины на ответчика;
  • возложить обязанность возмещения нотариальных расходов ответчика на ответчика;
  • Суды внимательно изучают иски об авторских правах и часто поддерживают авторов

    Дело в том, что Афонин во время первого слушания ходатайствовал о назначении даты второго заседания для сбора дополнительных документов. В течение выигранного месяца истец обратился к знакомому юристу, и тот разъяснил пострадавшему, какие доводы могут стать доказательством авторства. Афонин вспомнил, что в день публикации хвастался перед братом, отправив ему спорную статью в виде ММС-сообщения. Сообщение в телефоне сохранилось, и нотариус смог заверить распечатку и расшифровку сообщения. В заверенном документе отражалась дата отправки сообщения - 11 ноября. Суд поддержал истца на том основании, что ответчик выпустил газету 2 декабря, а датой создания статьи назвал 29 ноября. Таким образом, истец первым опубликовал статью, а значит, и исключительное право принадлежит ему.

    Исключительное право - это право лиц на абсолютное владение и распоряжение результатом интеллектуальной деятельности. Для защиты права нужно осуществлять регистрацию права у нотариуса или на государственном уровне. А в случае с ноу-хау правообладатель должен самостоятельно обеспечить охрану объекта. При нарушении права нужно связаться с нарушителем, а в случае отсутствия реакции - обращаться в суд.

Наконец, законом специально устанавливаются изъятия из сферы действия исключительного права, допускающие в ограниченных пределах использование третьими лицам охраняемых результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, которое может осуществляться без получения согласия (разрешения) автора или иного правообладателя. Подобные ограничения и исключения из сферы действия исключительных прав предусматриваются также в иностранном законодательстве и в международных соглашениях. Их введение обусловлено объективной потребностью учитывать общественно значимые интересы, вступающие в противоречие с имущественными интересами правообладателей: доступ к информации, проведение научных исследований, получение образования, потребности лиц с ограниченными возможностями и др.

Подобные ограничения обычно называют случаями «свободного использования» результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Случаи свободного использования названы, в частности, в ст. 1272—1280, 1306, 1359—1361, 1422, 1456, 1487 ГК РФ.

Поскольку свободное использование ограничивает пределы действия исключительного права, оно допускается только в особых случаях. Ориентиром для государств в этом отношении служат международные соглашения, в которые зачастую включаются перечни допустимых ограничений исключительных прав. Например, такие нормы содержатся в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Парижской конвенции об охране промышленной собственности , Директиве Европейского Парламента и Совета ЕС № 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе.

В Бернской конвенции (п. 2 ст. 9) впервые появился так называемый «трехступенчатый (трехшаговый) тест», устанавливающий для стран-участниц применительно к сфере охраны авторских прав общие критерии введения подобных ограничений. Три его элемента указывают, что страны — участницы Бернской конвенции вправе разрешать воспроизведение охраняемых литературных и художественных произведений: 1) в определенных особых случаях; 2) при условии, что воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения, и 3) при условии, что воспроизведение не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

В дальнейшем аналогичные правила в отношении ограничений в сфере авторских и смежных прав были включены в ст. 10 Договора ВОИС по авторскому праву и в ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, а также в ст. 13 Соглашения ТРИПС. Статьи 17, 26 и 30 Соглашения ТРИПС содержат сходные требования в отношении ограничений исключительных прав на товарные знаки, промышленные образцы и изобретения. Все эти нормы были адресованы странам-участницам соответствующих международных соглашений и носят публично-правовой характер, так как направлены на установление допустимых пределов введения ограничений исключительных прав в национальном законодательстве. Вместе с тем в процессе применения этих правил во многих странах сложилась практика использования данных критериев национальными судами в спорных случаях практического применения действующих в этих странах ограничений. Формулировки, содержащиеся в ст. 13, 17, 26 и 30 Соглашения ТРИПС, воспроизведены в п. 5 ст. 1229 ГК РФ.

В действующем российском законодательстве выполнение требований трехступенчатого теста гарантируется закреплением положения о том, что подобные ограничения могут быть введены только Гражданским кодексом.

В отношении ограничений исключительного права не допускается расширительное толкование, применение аналогии закона или права (ст. 6 ГК РФ). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», действие трехступенчатого теста было истолковано в отношении произведений и объектов смежных прав. Пленум разъяснил, что в таких случаях суд, решая вопрос о правомерности действий сторон, должен установить, соответствовали ли закону цели бездоговорного использования и не превышал ли объем использования пределы, предусмотренные законом для данных объектов авторского права и смежных прав (п. 41).

Случаи свободного использования не затрагивают личных неимущественных прав авторов, которые продолжают действовать в полном объеме.

Различаются два вида свободного использования: без выплаты вознаграждения и с выплатой вознаграждения (например, п. 3 ст. 1263, ст. 1326, п. 3 ст. 1359, ст. 1360 ГК РФ). Право на вознаграждение («right of equitable remuneration»), причитающееся в подобных случаях, рассматривается в некоторых странах как самостоятельное имущественное право , принадлежащее авторам. Из самостоятельного характера этого права часто следует вывод о его тесной связи с личностью автора, о его обеспечительном, компенсационном характере. Так, в Бельгии автор или исполнитель не может отказаться от права на вознаграждение, в Германии прямо предусмотрено, что право на вознаграждение за прокат экземпляров произведения непередаваемо и неотчуждаемо.

Вместе с тем такой подход не является обязательным. Право автора (или другого правообладателя) извлекать имущественную выгоду из использования результата интеллектуальной деятельности (или средства индивидуализации) вытекает из самой природы этого права. Если сам автор как обладатель исключительного права осуществляет коммерческое использование, получаемая им имущественная выгода носит характер дохода (прибегли) от такого использования. Если же использование осуществляется другим лицом, то доходы автора принимают форму авторского вознаграждения.

В связи с этим вполне допустима позиция, которая рассматривает право на вознаграждение, причитающееся в случаях свободного использования, как составной элемент исключительного права. Именно такой подход избран в действующем российском законодательстве. В абз. 1 п. 5 ст. 1229 ГК РФ предусмотрено, что Кодексом устанавливаются в том числе такие ограничения исключительных прав, при которых использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение. Аналогичное толкование было дано в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 10.1).

Совместное обладание исключительным правом

Исключительное право рассматривается в российском законодательстве как единое право , состоящее из ряда правомочий (и одновременно способов использования), перечень и содержание которых зависит от того, в отношении какого объекта данное право возникает. В законе установлено, что правообладатель может использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, что наделяет его очень широким кругом возможностей (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1279, п. 1 ст. 1317, п. 1 ст. 1358, п. 1 ст. 1484 ГК РФ и др.). Перечень способов использования (как правило, примерный), содержится в статьях ГК РФ, посвященных исключительным правам на конкретные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

В отношении одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации может возникнуть только одно исключительное право (независимо от числа правообладателей), говорить об исключительных правах во множественном числе можно в случае, если лицо обладает правами на несколько разных результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации.

В то же время исключительное право на конкретный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации может принадлежать как одному, так и нескольким лицам совместно. Такие ситуации достаточно распространены. Они возникают, например, между соавторами произведения, исполнения, изобретения или иными первоначальными правообладателями (изготовителями фонограммы, например). Несколько лиц могут совместно приобрести исключительное право по договору или получить его в наследство.

Исключением из этого общего правила признается исключительное право на фирменное наименование (п. 2 ст. 1229 ГК РФ), которое всегда принадлежит только одному юридическому лицу . Фирменное наименование тесно связано с конкретным юридическим лицом, индивидуализирует его, т.е. выполняет в отношении него функции, подобные функциям имени человека . Закон не допускает распоряжения исключительным правом на фирменное наименование. В случае реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц (п. 2 ст. 57 ГК РФ) должен быть решен вопрос о том, к какому из них переходит право на фирменное наименование реорганизованного юридического лица.

Исключительное право рассматривается как единое право, которое может быть отчуждено только в полном объеме (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 1227 ГК РФ к интеллектуальным правам (следовательно, и к исключительным правам, входящим в их состав) не применяются положения разд. II ГК РФ «Право собственности и другие вещные права ». Таким образом, к исключительному праву, принадлежащему совместно нескольким лицам, неприменимы положения об общей собственности . Специальные правила по этому вопросу установлены п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

Каждый из сообладателей исключительного права может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению, т.е. самостоятельно, без согласования с другими правообладателями. При этом допускается, что применительно к конкретным случаям либо в самом ГК РФ, либо соглашением правообладателей может быть предусмотрен иной порядок. В настоящее время в ГК РФ имеются два таких исключения: 1) произведение науки, литературы или искусства, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если между ними не будет заключено иное соглашение (п. 2 ст. 1258 ГК РФ); 2) использование совместного исполнения осуществляется руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами такого коллектива совместно, если соглашением между ними не будет предусмотрено иное (п. 2 ст. 1314 ГК РФ). При этом, при отсутствии соглашения об ином, допускается использование авторами и исполнителями по своему усмотрению тех элементов произведения или совместного исполнения, которые могут быть использованы независимо от других таких элементов.

Распоряжение исключительным правом, напротив, обычно осуществляется правообладателями совместно. В то же время в Гражданском кодексе или по соглашению сторон может быть предусмотрен иной порядок распоряжения исключительным правом. В ГК РФ такой особый порядок предусмотрен только в одном случае: распоряжение исключительным правом на совместное исполнение (п. 2 ст. 1314 ГК РФ).

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом распределяются между всеми правообладателями в равных долях. Этот принцип распределения доходов применяется, если правообладатели не предусмотрели какого-либо иного порядка распределения доходов в своем соглашении. Для решения вопроса о распределении между сообладателями исключительного права доходов, которые каждый из них получает при самостоятельном осуществлении использования соответствующего результата (средства индивидуализации) или при самостоятельном распоряжении исключительным правом, необходимо заключение между ними соглашения.

Каждый из сообладателей исключительного права может самостоятельно принимать меры по его защите.

Взаимоотношения между лицами, которым совместно принадлежит исключительное право, целесообразно определять заключенным между ними соглашением. В частности, в таком соглашении они могут не только установить порядок использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но и договориться о распределении доходов от реализации исключительного права, поручить осуществление прав одному из правообладателей или третьему лицу, определить порядок обозначения имен соавторов при использовании произведения и т.п. В соглашении правообладателей может быть также заранее предусмотрен механизм выхода лица из числа обладателей исключительного права, выделения долей в этом праве в целях отчуждения или безвозмездной передачи лицом своей доли в этом праве другим правообладателям или третьим лицам. Такое соглашение может быть заключено в виде договора . Если правообладателями являются наследники, то по их желанию соглашение может быть отражено в свидетельстве о праве на наследство либо оформлено в виде самостоятельного документа.

Исключительное право и совместное имущество супругов

Еще одним последствием, вытекающим из особенностей исключительного права , является решение вопроса о его соотношении с общим имуществом супругов. Поскольку согласно п. 3 ст. 1227 ГК РФ к интеллектуальным правам не применяются положения о праве собственности и других вещных правах , очевидно, что исключительное право не может входить в совместную собственность супругов. Однако, будучи имущественным правом , оно могло бы быть частью их общего имущества. Тем не менее в абз. 4 п. 2 ст. 256 ГК РФ установлено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее его автору , не входит в общее имущество супругов, хотя доходы , полученные от его использования, признаются их совместной собственностью, если договором между ними не предусмотрено иное. Аналогичные правила содержатся также в п. 3 ст. 36 Семейного кодекса РФ, согласно которому «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата».

Такой подход объясняется тем, что акт творчества носит очень личный характер, поэтому решение вопроса о том, когда и каким образом ознакомить общество с творческим результатом, какими способами осуществлять его использование и в каких пределах, должен решаться самим автором такого результата.

Случаи одновременного существования самостоятельных исключительных прав у нескольких правообладателей

Особенностью исключительных прав служит также и то, что в некоторых случаях на законных основаниях одновременно у нескольких правообладателей существуют самостоятельные исключительные права на одни и те же результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В таких случаях правообладатели вправе не только самостоятельно (т.е. независимо друг от друга, по своему усмотрению) использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но и самостоятельно распоряжаться исключительным правом на них.

Впервые эту особенность, присущую некоторым относительно недавно появившимся видам исключительных прав, отметил В.А. Дозорцев. Наличие подобных институтов свидетельствует о существенном ослаблении присущих исключительным правам абсолютных свойств. Для правового режима указанных объектов характерна вытекающая из закона возможность множественности правообладателей, в то время как абсолютное право, как традиционно считается, может принадлежать лишь одному лицу. В то же время права таких лиц на соответствующие объекты сохраняют свой исключительный характер, так как они все же устанавливают монополию (пусть в ограниченных пределах), позволяющую ввести соответствующий охраняемый объект в экономический оборот. Эта монополия обеспечивается тем, что круг лиц, за которыми закрепляются такие права, а также перечень оснований их возникновения жестко ограничены законом.

К числу таких случаев п. 4 ст. 1229 ГК РФ относит исключительные права лиц: 1) независимо друг от друга создавших идентичные топологии интегральной микросхемы (п. 3 ст. 1454 ГК РФ); 2) добросовестно и независимо от других обладающих сведениями, составляющими содержание охраняемого секрета производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ); 3) на использование наименования места происхождения товара (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).



Просмотров