Начальная школа: проблемы в учебе. Школьный стресс

Профилактика школьного стресса у подростков

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для под­росткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личност­ные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.

Факторы риска:

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагопри­ятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрес­совых состояний. Это может быть, например:

негативное отношение со стороны одноклассников;

боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку;

отсутствие взаимопонимания с учителем;

предстоящая контрольная работа.

Из школы он возвращается домой, где его ждут уже другие проблемы:

семейные конфликты;

недостаток любви, а иногда и родительская жестокость.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на ус­певаемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагога­ми, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать бле­стящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настоль­ко перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса.

Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Сред­ства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сло­жившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. Некоторые из них подвержены посттравматическому стрессовому расстройству.

Педагогический коллектив одним из первых замечает у учащихся необыч­ные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других его близких. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовре­мя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую за­дачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Клас­сный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, спо­собен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

Признаки стресса:

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосо­матические заболевания;

Эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные стра­хи, низкий эмоциональный фон и др.;

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспо­собность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

Познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руко­водитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необхо­димо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состоя­ние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объе­динив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социаль­ного педагога, учителей-предметников.

Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже.

Темы классных часов:

Что я знаю о стрессе

В ходе классной беседы, посвященной этой теме, одной из задач является определение имеющихся у подростков знаний о стрессе, услышанных от взрос­лых, сформированных под влиянием средств массовой информации, а также исходя из их личного опыта. Важно понять, что школьники знают о стрессе, услышать их собственное мнение по проблеме, поскольку это необходимо для успеха дальнейшей работы по формированию готовности учащихся к преодо­лению школьных стрессов.

На последующих занятиях подростки получают информацию о стрессе, его воздействии на организм, положительном и отрицательном влиянии на чело­века. Сегодня широко распространено мнение о том, что стресс носит негатив­ный характер и вреден для психофизиологического здоровья человека, поэто­му нужно рассказать учащимся и о положительной роли, которую стресс может играть в их жизни. Конечно, воздействие сильного и продолжительного стрес­сового фактора отрицательным образом влияет не только на школьную успе­ваемость, но и на здоровье подростков. Но нельзя также и забывать, что крат­ковременный стресс может помочь нам в достижении цели, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы школьники поняли, что нель­зя полностью оградить себя от стрессов, но необходимо научиться сосущество­вать с ними так, чтобы в полной мере наслаждаться жизнью.

Сила воли: как ее воспитать

На классных беседах могут обсуждаться не только вопросы, непосредст­венно связанные со стрессом, но и другие, затрагивающие сферы его воздей­ствия и способы преодоления. Так, например, одной из задач занятия по теме "Сила воли: как ее воспитать?"является принятие школьниками активной жиз­ненной позиции, поскольку, как известно, для проявления силы воли необхо­димо желание и возможность собственного выбора действий.

Наличие силы воли необходимо человеку во многих ситуациях, в т. ч. в ситуациях фрустрации. Школьник переживает подобное состояние, когда что-то препятствует достижению его цели (например, он не получает той оцен­ки, к которой стремился, или не может решить задачу и др.). В этом случае справиться со своими негативными эмоциями ему помогут поддержка и так­тичное поведение взрослых и друзей, а также его личные качества (способность преодолевать трудности, терпение, сила воли, способность справляться с не­гативными эмоциями). На этом занятии учащимся можно предложить разыграть различные ситуации и способы их возможного разрешения (например, когда необходимо доделать какую-то важную работу, но человек устал или у него появились более интересные дела, что поможет ему собраться и все-таки завершить начатое?).

Как я преодолеваю трудности

Дискуссия на тему борьбы с трудностями позволит подростку сравнить опыт одноклассников со своим собственным, что, в свою очередь, расширит диапазон возможных вариантов его поведения в той или иной ситуации.

Я учусь планировать

Известно, что умение планировать, грамотно распределять свои силы и время позволяет человеку свести к минимуму некоторые стрессовые ситуации. У подростков многие стрессы, связанные со школой, вызваны неумением пра­вильно распределить свое время, вследствие чего они не успевают качествен­но выполнить домашнее задание, а свободного времени практически не оста­ется.

Особенно остро отсутствие умения планировать свое время и распределять силы ощущается в период сдачи экзаменов, когда многие школьники, стараясь подготовиться в последний день и выучить как можно больше, приходят на экзамен уставшими, психологически истощенными. Поэтому во время классной беседы с подростками на тему"Я учусь планировать"необходимо обсудить, как и почему четко составленный план Действий может помочь разрешить про­блемную ситуацию, затратив на это оптимальное количество сил и времени. Обсуждение какого-либо конкретного примера, предложенного самими школь­никами, позволяет более подробно рассмотреть данную проблему.

Что для меня значит общение

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а наличие уверенности в себе и качество этого общения тесно взаи­мосвязаны, а также влияют на положение, занимаемое подростком в кругу сверстников. Поэтому одно из классных занятий предлагаем посвятить обсуж­дению следующих тем:"Что для меня значит общение", "Общение и уверенность в себе", "Общение - необходимый компонент жизни человека".

На таких классных часах внимание уделяется ценности общения между людьми, его основным видам. Учитывая, что качество выстраиваемых отноше­ний между подростком и взрослыми или сверстниками зависит, в т. ч., и от ха­рактера его общения с ними, умение правильно общаться, правильно доносить до собеседника свои мысли, эмоции, просьбы, правильно слушать другого человека приобретает особую значимость.

Развитие у подростков определенных умений и навыков осуществляется через разыгрывание различных ситуаций с их последующим анализом. Так, например, упражнение, направленное на развитие навыков активного, реф­лексивного слушания, помогает учащимся осознать, насколько красноречивым может иногда быть наше невербальное общение и поведение. В этом упражне­нии подросткам предлагаются две ситуации: как посредством невербального поведения (жестов, мимики) можно показать заинтересованность в беседе или, наоборот, опрометчиво оттолкнуть собеседника, демонстрируя свое равноду­шие или даже отчуждение. Также могут применяться коммуникативные игры и задания, обучающие умению сотрудничать.

Занятие на тему "Как научиться слушать и понимать другого человека" посвящено тем проблемам и конфликтным ситуациям в жизни подростка, ко­торые могут быть вызваны отсутствием взаимопонимания в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общаясь с другим человеком, важно понять его, услышать то, что он говорит, поскольку часто общение рассматривается лишь как способ заявить о своем "Я". На занятии следует также рассмотреть общение как средство психологической помощи другому человеку.

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье

В числе возможных последствий стресса на организм школьника могут быть различные психосоматические заболевания. От состояния здоровья че­ловека зависит и уровень его стрессоустоичивости. Поэтому хорошо посвятить некоторые занятия теме здорового образа жизни. В ходе классной беседы под­ростки ищут ответы на следующие вопросы: что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье? как мое здоровье зависит от меня? Помимо факторов, благопри­ятно или, наоборот, негативно воздействующих на состояние нашего здоровья, необходимо обсудить со школьниками, почему здоровье является необходимым условием и крепкой базой для достижения человеком своих жизненных целей и самореализации.

Также желательно поговорить о тех видах деятельности, которые благотвор­но влияют на организм человека в целом, делая его менее уязвимым при небла­гоприятном воздействии стресса. Особое внимание следует обратить на:

регулярные физические занятия, которые не только помогают чело­веку избавиться от переизбытка адреналина, но и повышают чувство самоконтроля, учат управлять своими мускулами;

положительные эмоции. Кроме активного занятия каким-либо видом спорта, такие эмоции человек получает при занятии танцами, имея интересное хобби, при увлечении подвижными играми или чтением, музыкой, при общении с семьей и друзьями;

питание. Не секрет, что хорошо сбалансированное питание играет важную роль в жизни человека, поскольку способствует сохранению как физического, так и психического здоровья человека. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих не только их гармоничный рост, своевременное со­зревание систем организма, оптимальные параметры интеллектуаль­ного развития, но и устойчивость организма к неблагоприятному воздействию стрессовых факторов. Поэтому выработка серьезного отношения к своему питанию занимает важное место в системе обуче­ния школьников подросткового возраста эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Для обсуждения классный руководитель может выбрать следующие темы: "Какие продукты полезны, а какие вредны для моего здоровья", "Пропускать или нет утренний завтрак","Как лучше питаться во время подготовки к экзаменам" и др.

У подростков, пропускающих завтрак, отмечается тенденция к ослаблению внимания и снижению работоспособности по сравнению с теми, кто регулярно завтракает. Продукты должны быть распределены в течение дня таким образом, чтобы максимально удовлетворить физические и психические потребности человека. Поэтому на этом классном занятии можно попросить учащихся рас­сказать о том, что они едят на завтрак, какие продукты больше всего любят, какие витамины знают, в каких продуктах их больше всего.

Как я контролирую свои эмоции

Как правильно реагировать на критику

Часто одним из стрессовых факторов для подростка становится конфликтная ситуация или критика, направленная в его адрес. Поэтому классному руководи­телю следует уделить внимание и этим вопросам. Основными задачами занятия на тему "Как правильно реагировать на критику" являются следующие:

Научить подростков отличать справедливую критику от несправед­ливой;

Научить учащихся грамотно реагировать на критику;

Развить у школьников умения и навыки конструктивной критики.

В ходе ролевой игры "Искусство критики" подростки учатся правильно критиковать действия друг друга, а также грамотно реагировать на критические высказывания.

Что такое конфликт

В число основных задач занятия на эту тему входит развитие у подростков умения правильно и достойно вести себя в конфликтной ситуации, способности в спорной ситуации искать компромисс, удовлетворяющий интересы всех сто­рон, вовлеченных в конфликт. В ходе дискуссии, проходящей в классе, предла­гается обсудить следующие вопросы:

Какие существуют правила, обязательные для любого общения?

Что делать, чтобы не допустить возникновение конфликта?

Что нужно сделать, чтобы разрешить уже существующую конфликтную ситуацию?

Какие существующие способы решения конфликтных ситуаций эффек­тивны, а какие нет?

В ходе ролевых игр, в которых подростки занимают противоположные стороны конфликта, школьники приобретают навыки грамотного поведения в спорных ситуациях. На занятии происходит моделирование конфликтов с их последующим рассмотрением, а также разбор реальных спорных ситуаций, предложенных самими подростками. В качестве конфликтных могут рассмат­риваться следующие ситуации: конфликт с учителем, вызванный поведением подростка; учитель поставил

Ошибочно полагать, что находясь в школе, ребенок избегает психического напряжения или стресса. Школьная тревожность может быть вызвана разными причинами: поступлением в первый класс, переходом в новую школу, переводом в следующий класс. Детская психика ранима, а поводов для переживания достаточно: появляются новые учителя, меняется классный руководитель. Педагоги могут завышать требования к способным ученикам, либо, наоборот, занижать способности школьника. Вступая в социальные контакты, прежде всего отношения со сверстниками, ребенку важен момент самовыражения, самораскрытия. Но порой ученик вызывает раздражение у одноклассников своим внешним видом, одеждой не по моде и даже наличием телефона устаревшей модели. Еще более сложная ситуация с издевательствами в социальных сетях, когда требуется более серьезная поддержка и помощь психолога.

Неадекватные родители стремятся выразить свое честолюбие, заставляя ребенка «быть отличником», оказывают давление, требуя быть первым в классе. Очень важно понять, что постоянное напряжение может привести к нервному срыву.

Решающее значение для ребенка имеет сострадание и понимание его проблем со стороны родителей. Если есть подозрения, что школьника обижают в классе: у него плохое настроение, нервозное состояние, тревога или беспокойство длятся не одну неделю, не стоит об этом спрашивать «в лоб». Тем более подросток, порой, не хочет обсуждать свои проблемы с взрослыми. Выберете время для разговора после прогулки, по пути из школы, после просмотра фильма, либо вечером за ужином, когда он будет спокоен и далек от проблем. Оставьте нравоучения в стороне, откажитесь от «учительского» тона на время беседы. Дети любят доверительно поговорить перед сном: внимательно выслушайте, успокойте страхи. Такой ночной ритуал чаще всего помогает «раскрыть душу» и заснуть спокойно.

Пусть ребенок всегда знает, что вы слушаете и слышите его, постарайтесь себя поставить на его место в создавшихся обстоятельствах. Что бы вы хотели слышать от родителей в похожей ситуации? Никогда не ищите причину конфликта в ребенке. Если уже возникла стрессовая ситуация, то речь идет о заниженной самооценке ребенка. Обидчик имеет определенный авторитет в школе, и для этого необходимо переориентировать школьника: повысить его значимость в собственных глазах. Очень важны тактильные приемы: ласкайте, обнимайте при встрече, терпеливо отвечайте на любые вопросы и старайтесь чаще быть наедине. Оценивайте поступки, а не самого ребенка.

Составьте расписание всех уроков и внешкольных занятий. Это позволит правильно распределить время, быть собранным и организованным. Справиться и уменьшить стресс поможет сон.

Сориентируйтесь в предпочтениях ребенка: подберите спортивную секцию, слушайте музыку, заведите домашнего питомца, разрешайте недолго поиграть в любимые компьютерные игры. Каждый родитель должен понять, что его ребенок неповторим, нельзя требовать большего, зная, что он не справиться с поставленной задачей. Хотите, чтобы в семье рос спокойный и уверенный человек, хвалите его за добрые поступки, не стесняйтесь гордиться им.

P.S. Если Вам требуется детский психолог - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.


Трудно себе представить, что люди иногда забывают или оставляют в индивидуальных камерах хранения, но такие случаи не единичны и происходят очень часто. Благодаря...

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.



Просмотров